Как влияет мелкая моторика на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма
.Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности
.Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму
.Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А.Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К.Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Источник
«Рука руку моет», «глаза боятся, а руки делают», «взять себя в руки», «говорить под руку», «просить руки и сердца», «идти рука об руку», «из рук вон», «чужими руками жар загребать», «ударить по рукам» — это только малая часть устойчивых оборотов, в которых упоминаются руки. Случайно ли внимание человека к своим рукам? Конечно же, нет!
С первых дней жизни ребенка и всю последующую жизнь руки должны неустанно работать. Умственное развитие личности — это бесконечный процесс познания жизни в процессе обучения. Еще во втором веке китайцы заметили тесную связь между развитием мелкой моторики и умственными способностями человека. По их твердому убеждению, можно привести в гармонию разум и тело путем упражнений для рук и массажа пальцев. Пальцы рук имеют нервные окончания, воздействие на которые благотворно сказывается на состоянии организма — как на отдельных органах, так и на их системах.
Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками. Крайне важно давать ему различные по форме, твердости и текстуре предметы. Некоторые родители часто замечают, что их дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Каково же их удивление, когда логопед начинает работу с ребенком с элементарных упражнений для рук и пальцев! В свою очередь, другая группа родителей, которые с первых дней занимаются руками своих деток, подтверждает, что их дети очень рано начинают говорить и говорят без умолку, стремительно делая свою речь богаче и сложнее.
Статистика свидетельствует, что во второй половине двадцатого столетия было примерно 17% детей с проблемами речевого развития, а в начале этого века таких детей уже 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что это — случайность или снижение работы рук наших детей? Вспомним себя и наше детство. Садики, где маленькие дети не только играют в игрушки, но и рисуют, лепят из пластилина и даже шьют! Сколько детей сшили свою первую салфетку в детском саду!
В процессе пальчиковой гимнастики возникает особая взаимосвязь между ребенком и взрослым. Ребенок начинает подражать, запоминает последовательность движений, руки становятся более гибкими и сильными, но самое главное — активизируется работа головного мозга, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи. В дальнейшем полученные навыки пригодятся ребенку при письме — он будет лучше писать и его рука не будет так уставать.
Занявшись развитием мелкой моторики, не останавливайтесь. Она важнa не только для детей, но и для взрослых: человек отвлекается от повседневных проблем, внутренне успокаивается, появляется возможность побыть наедине с собой. И неважно, какое хобби вы себе выберете, их множество: вышивка, моделирование, строительство из спичек… Главная цель будет достигнута: повысится умственная работоспособность и общий тонус, улучшится память и иммунитет.
Кажется нереальным? Но давайте вспомним гениального Леонардо да Винчи. Живописец, скульптор, архитектор, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, инженер, писатель, мыслитель, музыкант, поэт и просто человек, всю свою жизнь работавший руками…
Источник
Любовь Лобода
Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи детей
Консультация для родителей.
«Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи детей».
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной. Речевые отклонения возникают в раннем возрасте и их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. М. М. Кольцова, которая исследовав детскую речи, отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Конечно же, развитие мелкой моторики – это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Если у ребёнка будет очень хорошо развита моторика, но с ребенком не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. Поэтому речь ребенка надо развивать в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать книги ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети очень любят рассматривать. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.
Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Мелкую моторику рук хорошо развивать с помощью:
1. пальчиковой гимнастики, при этом хорошо использовать стихи, песенки, потешки, сказки,
2. с помощью массажа с растиранием пальчиков и массажёрами для рук,
3. с помощью игр с природным материалом, таким как орехи, шишки, каштаны, крупа, можно использовать в играх с ребенком предметы домашнего обихода,
4. пальчиковый театр,
5. народные игры с ладошками.
Очень хорошо развивают моторику занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).
Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствуют не только развитию речи, а еще и развитию повышения внимания, воображения и работоспособности детей.
Игры, в которые родители могут играть с ребенком дома.
Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых присутствуют мелкие детали. Например, выкладывание узоров из бусин, нанизывание бусин на леску, перебирание крупы, выкладывание геометрических фигур из цветных палочек, рисование пальчиками на крупе и. т. д.
Игра с крупой.
Насыпьте в тарелочку горох, с какой либо другой крупой и предложите ребенку отсортировать горох от крупы в другую тарелочку
Игра с грецкими орехами.
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и при этом приговаривает слова: Я катаю свой орех, что бы стал круглее всех.
Игра с массажными мячиками.
Ребенок катает мячик одной рукой по ручкам и по ножкам и при этом приговаривает слова: Тише мяч не торопись,
Ты по ручкам прокатись,
Ты по ножкам прокатись,
И обратно возвратись.
Игра с карандашами.
Манипуляции с цветными карандашами: зажимать карандаш между соседними пальцами, усложнение – совершать колебательные движения карандашом.
Я иголки не боюсь.
Предложить ребенку нанизывать пуговицы разного диаметра и цвета на иголку с тупым концом.
Чудо – прищепки.
При помощи прищепок,можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику или кактусу – иголки, павлину – разноцветный хвост и т. п. (солнышко, ёжик – плоскостные изображения).
Упражнения для тренировки тонких движений рук без речевого сопровождения:
«Пальчики здороваются» – кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. “Поздороваться” пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
«Человечек» – указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки – “бегает” по столу.
«Слоненок» – (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) “идет” по столу.
«Очки» – образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
Также хорошо использовать пальчиковые игры с речевым сопровождением.
Вот несколько примеров пальчиковых игр.
«Дерево»
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
«Домик»
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
«Дружат наши пальчики»
Дружат наши детки,
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Пальцы правой руки поочередно постукивают по пальцам левой руки, начиная с большого.
«Стол»
У стола четыре ножки,
Сверху крышка как ладошка.
Левая река в кулачок, сверху опускается ладошка правой руки.
«Рыбки»
Покажите ребенку картинку с рыбками; рассмотрите их, называя.
Рыбки весело плескались,
В чистой светленькой реке
То сожмутся, разожмутся,
То закружатся в воде.
Ладошки как бы ударяют по воде. Пальчики сжимаются в кулачок, то разжимаются. Винтообразные движения.
Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
Список используемой литературы:
1. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. – М., 2001.
2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М., 2002.
3. Гаврина С. Е., Кутевина Н. Л., Топоркова И. Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.
4. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб., 1997.
5. Мадышева Е, Машин Л. Домашняя школа Монтессори. – М., 1998.
Подготовила: Педагог-психолог Л. Н. Лобода.
Источник
Автор Катя Куцкая На чтение 6 мин. Просмотров 60 Опубликовано 15 января, 2020
Если пальцы ребёнка будут работать слаженно и умело, то не только речь, но и интеллект в целом будут развиваться активнее. мелкая моторика рук действительно влияет на многие развивающие процессы. Рассмотрим этот вопрос более детально.
Мелкая моторика рук: исторические факты
Знания о том, что действия руками оказывают непосредственное влияние на то, как развивается головной мозг у человека пришли к нам ещё из времён древнего Китая. Китайцы, жившие во втором веке до н.э., рекомендовали проводить занятия, в которых были задействованы руки и их пальцы. Благодаря таким упражнениям гармонизируется не только тело, но и разум, оказывается положительное влияние на мозговую деятельность.
Мелкая моторика рук
Ярким подтверждением вышеперечисленных фактов можно назвать японскую акупунктуру. Сегодня ни для кого уже не является секретом то, что кисти рук обладают множеством рефлекторных точек, которые посылают импульсы в центральную нервную систему. Если знать, какие точки следует массировать, то можно оказать воздействие на работу внутренних органов, которые имеют прямую связь с такими точками.
Прямая связь между руками и мозгом подтверждена также и отечественными специалистами — физиологами. Так, известным доктором медицины Владимиром Бехтеревым был доказан тот факт, что благодаря даже простым движениям пальцев и рук можно избавиться от умственной усталости, а также улучшить дикцию и чёткость произношения. А от великого педагога Василия Сухомлинского общественность услышала знаменитое утверждение о том, что местонахождние детского ума – на кончиках пальцев.
Почему мелкая моторика рук так важна
Если вспомнить хорошо известные всем нам с самого детства народные забавы, такие как игру в ладушки или «Сороку-ворону», которая кашу варила… На самом деле, подобные игры — это самый настоящий массаж, который обладает оздоравливающим и тонизирующим эффектом. И наши предки точно это понимали. Благодаря таким несложным манипуляциям с детскими пальчиками будет оказано положительное влияние на работу внутренних органов ребёнка, а также иммуностимулирующее воздействие.
Кроме того, массирование пальцев оказывает стимуляцию работы речевого аппарата ребёнка. Также было отмечено общее улучшение мыслительных процессов у детей. Нельзя не отметить, что выполнение представленных забавных упражнений является отличным положительным зарядом эмоций как для мамы, так и для ребёнка. Общаясь подобным образом, вы не только весело, но и полезно проведёте время.
На сегодняшний день отмечается не только польза от развития мелкой моторики пальцев, как самостоятельного процесса, а зависимость между тем, насколько точно двигаются пальцы рук и как происходит процесс формирования детской речи. Кроме того, непослушная детская ручка скорей подготовиться к процессу письма таким образом. Так, становится ясна вся важность упражнений в игровой форме для пальчиков.
Итоги
Управление такой функцией как речь осуществляется центральной нервной системой человека. Мозг обладает специальными речевыми центрами, способными отличить речь от иных звуков. Также среди функций указанных центров: дифференциация фонемов, стимулирование речевых органов к тому, чтобы воспроизводить звуки, освоение и использование законов слообразования, а также сочетаний слов и предложений, использование различных грамматических форм и т.д.
Учёным до сих пор не удалось разгадать все секреты мозговой деятельности человека. Поэтому уникальный процесс освоения речи происходит глкбоко в недрах мозга в тайне от людей. Но в наших силах помочь этой удивительной работе с помощью развития мелкой моторики рук у малышей. Кисти рук являются представителями речевых мозговых центров. Соответственно, повысив их ловкость и умелость, мы сможем активизировать речевой процесс.
Мелкая моторика рук: упражнения
Упражнения для малыша
Специалисты рекомендуют приступать к развивающим детские ручки занятиям, начиная с младенческого возраста вашего ребёнка. К этому процессу можно отнести даже тот момент, когда малыш хватает вас за палец, пытается удержать погремушку или дотянуться до своих ножек. Мы же, со своей стороны, можем помочь маленькому человеку, чтобы такие игры проходили более эффективно и приносили больше пользы его растущему организму.
К примеру, читая ребёнку книжку со стишками, загибайте ему пальчики в момент перечисления чего-либо или в любой другой подходящий по смыслу во время чтения эпизод. Эксперты по детскому развитию советуют не ограничиваться одним только загибанием пальцев, добавьте к этому процессу лёгкий массаж: массируйте все пальчики – от мизинца до большого.
Выполняя круговые движения по детской ладошке, вы отлично разомнёте ручку своего ребёнка под стишок про сороку, которая варила кашу. Помните, что играть подобным образом следует поочерёдно с каждой ручкой: как правой, так и левой.
Для крох лучше всего подойдут потешные стишки, такие как «Идёт коза рогатая…», «Сорока-ворона кашу варила…», «Ладушки-ладушки…». Не забывайте, что рассказывая такую детскую потешку, важно делать это эмоционально и выразительно.
Мелкая моторика рук для детей
Массаж является одним из основных занятий, которое может помочь активизировать мозговые центры, отвечающие за речь. Ежедневно тщательно разминайте ручки своего малыша. Это не только полезно, но и приятно. Подобная процедура очень полезна для иммунной системы ребёнка, а также она влияет на уровень развития малыша и, конечно же, способствует установлению лучшего контакта между мамой и малышом.
Ванночки из фасоли
Насыпьте немного крупы, такой как фасоль или горох в какую-либо ёмкость (подойдёт миска или коробка), затем нужно бросить в неё небольшие игрушки и перемешать всё содержимое. Малышу предстоит самостоятельно находить игрушки, выбирая их своими пальчиками среди россыпи фасоли. Подобное занятие полезно как массаж и как способ развить хорошую координацию пальцев. Важно, чтобы за таким занятием ребёнка наблюдали взрослые, чтобы не допустить случайного проглатывания крохой мелких частиц.
Творческое самовыражение ребёнка с помощью лепки
Лепить можно из любого материала: из теста, пластилина, глины. Такое занятие помогает сделать пальцы гибкими и подвижными, а также улучшить процесс развития речи.
Играйте с крупой
Очень полезное воздействие на детей оказывает перебирание круп. Начать можно с гороха и фасоли, а затем перейти на более мелкие виды круп. Пересыпайте их в различные ёмкости и перемешивайте, растирайте в руках.
Собирайте пазлы и мозаику
Это одно из лучших занятий для детей от 3 лет. Пазлы не только помогут улучшить мелкую моторику рук, но и будут способствовать развитию сообразительности и творческих способностей. Также внимательности и координированию работы глаз.
Кроме того, детям старше трёх лет рекомендуется играть с бусинками и пуговками. Можно нанизывать их на что-либо и т.д.), а также шнуровками.
Как мелкая моторика рук влияет на речь ребёнка
Помните, что какое бы занятие для ребёнка не выбрали, оно должно происходить в весёлой, непринуждённой и сказочной форме. Тогда вы подарите не только приятные моменты игры своему ребёнку, но и улучшите состояние его здоровья. В частности, поможете ему развить свою речь.
Источник