Как влияет кормление грудью на развитие ребенка
На форумах и сайтах для мам пишут много разных советов, когда стоит закончить кормить ребёнка грудью. Кто-то советует сделать это как можно раньше, кто-то наоборот. Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова, объясняет, почему грудное вскармливание нельзя затягивать.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Человеческий мозг, в отличие от мозга животных, развивается, опираясь на прижизненный опыт. Есть предуготованные биологические схемы, но развиваться они могут только при наличии внешних стимулов из реального мира. Это и есть причина, по которой мы так качественно и в разы превосходим инстинктивное поведение животных. Именно за счёт этого у нас есть сознание собственного «я», свобода воли и разнообразие жизненных стратегий-сценариев. Причём ребёнок может развиться и превратиться в человека исключительно в среде себе подобных, то есть в общении с другими людьми.
Что мы понимаем под общением?
Накормить и гигиенически «отработать» ребёнка блестяще могут и представительницы животного мира. Но что такое человеческое общение? Исследование психологов из Йельского университета показало, что даже шестимесячные младенцы наделяют отношения чисто человеческим смыслом («Социальная оценка младенцев доречевого уровня развития», Карен Уинн, Пол Блум, Кейли Хамлин, 2007). Если в разыгрываемой перед ребёнком сценке круг пытается забраться на небольшую горку, а треугольник у склона горки, подталкивая, помогает кругу, а, в свою очередь, квадрат на вершине мешает кругу залезть на горку, то после окончания сценки ребёнок однозначно выбирает (протягивает руку) к положительному герою, то есть к хорошему и доброму треугольнику. В домах малютки совсем крохотные младенцы впадали в депрессию и отказывались от еды, если ухаживающие за ними женщины осуществляли только механические действия по уходу и кормлению, не давая детям тепло, внимание, какое-то личное человеческое отношение, любящий контакт.
Однако только у человека отношения привязанности пересекаются со сферой познания, освоением принципов и закономерностей окружающего мира, включая также и психику другого как часть этого мира вокруг. Ребёнок использует представление о существовании у другого человека психики для того, чтобы познавать мир, а не наоборот! Это очень важно! Человеческое существо-младенец рождается уже с предуготовленностью к взаимодействию в социальной среде, в среде людей. В течение первых трёх месяцев идёт развитие и освоение социальной улыбки, способность различать и имитировать мимику взрослого, ориентироваться на неё как на индикатор того, как нужно реагировать на что-либо незнакомое в окружающей среде. Например, в одном из экспериментов Дж. Соурса годовалым детям на пути их движения размещали визуальную пропасть, и когда мама демонстрировала испуганное выражение лица, ни один из детей не пересекал зрительный обрыв. Исследование восприятия лиц младенцами показывают, что новорождённые предпочитают смотреть на схематическое изображение человеческого лица, а не на его отдельные детали, кружочки, черточки (Фридман, 1974). Уже к двухмесячному возрасту дети способны запоминать и отличать лица незнакомых людей (Бласс, Кэмп, 2004). По мере развития дети начинают различать выражение различных эмоций. Уже у 4–6-месячных детей отмечается разная реакция на счастливое и удивлённое лицо, и совсем другая — на грустное и испуганное (Майер, 1981, Нельсон, 1087). Кроме того, на радостное выражение лица младенцы смотрят дольше (Изард, 1999).
Эксперименты Майкла Томассело ясно показывают, что ребёнок к году уже требует общения, кооперации чисто человеческого качества (М. Томаселло, М. Карпентер, Дж. Колл. Понимание и разделение намерений: источники культурного познания, 2005). Так, после получения ребёнком игрушки, которую ранее использовали для эксперимента, в качестве приза в игре со взрослым годовалые дети часто вновь возвращали игрушку в экспериментальный аппарат и требовали от взрослого продолжения совместных действий, совместной игры. То есть своё собственное эгоистическое желание — владеть игрушкой — уходило на второй план, а преобладала ценность совместной деятельности со взрослым.
Ребёнку около года уже недостаточно простого удовлетворения его витальных потребностей — поесть, быть сухим, быть в безопасности
Ему уже хочется, чтобы другие люди разделяли его намерения, воспринимали ситуацию так же, как он, были с ним заодно. Вспомните, как годовалый ребёнок тянет вас показать что-то или зовёт куда-то, где у него что-то интересное, и как сияют его глаза, когда вы откликаетесь и начинаете с ним взаимодействовать! Всё это говорит о чрезвычайной и неотъемлемой роли социального контакта в развитии психики и, соответственно, интеллекта ребёнка.
Причём по мере взросления и овладения ребёнком реальностью (заработали сначала руки, потом включились ноги, потом речь) контакт со взрослым усложняется, пополняется ситуативный репертуар, содержание контакта обогащается разными видами деятельности. К чему, естественно, прилагается эмоциональная окрашенность контакта. Для ребёнка жизненно важная вещь — ориентация на одобрение и принятие со стороны окружающих. Иначе не выжить! «Я должен нравиться» — буквально выпестованный эволюцией психический лозунг младенца.
Человек по сравнению с животным крайне уязвим: нет шерсти, чтобы спастись от холода, нет рогов, когтей, клыков, чтобы добыть мясо, не очень-то на двух ногах побегаешь, да и лазить по деревьям тоже проблематично. Сама природа в ходе эволюции в силу того, что человеческие особи только в стае и только благодаря сотрудничеству и взаимопомощи могли нормально выживать, заложила в человека механизм усложнения мозга за счёт развития именно тех областей, которые отвечают за социальное взаимодействие, коммуникацию, одобрение и принятие со стороны себе подобных. Благодаря этому в человеческом мозге (частично и в мозге приматов) сформировалась и достигла высочайшего уровня сложности дефолт-система мозга, отвечающая за восприятие человеком других людей, за представленность и богатство социальных связей, за разнообразие сценариев и паттернов отношений между людьми (Маркус Рейчел, 2001). Ребёнок по мере взросления заполняет эту матрицу отношений большим количеством персонажей и репертуаром взаимодействия с ними, ориентируясь на одобрение/неодобрение со стороны окружающих. Иначе будешь отвергнут, а значит, есть риск не выжить в одиночку — всё чётко, с точки зрения эволюции. По последним данным психологических исследований, именно эта система — дефолт-система мозга — отвечает у человека за общую его способность мыслить, решать сложные интеллектуальные задачи любого качества и содержания. То есть чем сложнее, разветвлённее, богаче у человека эта система, чем больше ребёнку посчастливится насоздавать в рамках этой системы нейронных связей, тем лучше и эффективнее будет справляться его мозг с различными видами интеллектуальных задач, начиная от разрешения жизненных трудностей и кончая задачами из области матанализа, тем успешнее и эффективнее такой человек будет в жизни!
Какое это имеет отношение к грудному вскармливанию после полутора-двух лет?
Ребёнок к году уже требует и настроен именно на общение со взрослым. Его мозг готов и нуждается развиваться дальше, эффективно разворачивая свои заложенные природой психические программы по адаптации к среде и окружающей его реальности, как социальной, так и предметной. Раньше, до года, материнская грудь была для него практически «нерасчлененной»: «Не знаю, где заканчиваюсь я, где начинается мама», полный симбиоз. Его мозг был в подобном недифференцируемом состоянии на уровне полярных стимулов: мне хорошо/мне плохо. Материнская грудь была едой, безопасностью и любовью в одном флаконе — три в одном. После года у него появляются уже и обида, и страх, и радость, и гнев, и удивление, и интерес, и любопытство, мама для него уже объект мира, выделенный и узнанный «другой», то есть отдельный от него человек. А вы ему чуть что — сразу грудь, «на, ешь меня!». Вот, ребёнок испугался, заплакал, все специалисты по длительному грудному вскармливанию упирают: «Дайте ребёнку грудь, и он успокоится!» Успокоится, да, но нужна ли была ему грудь, хотел ли он есть? Что за неудовлетворённая потребность стояла за плачем? Об этом никто не вспоминает и не думает даже. Цель — успокоить и снять проблему. Чью? Маминого комфорта. Для ребёнка это не то, что было нужно ему для развития, это регресс!
Что будет, если вы не дадите ребёнку грудь? Правильно, он будет продолжать плакать, кричать, истерить, вам придётся заставить себя искать выход, как успокоить, чем помочь, разобраться в потребностях ребёнка, найти способ, как отвлечь или как договориться. Это уже посложнее.
Вырвать у матери идею сверхполезного для её здоровья и здоровья ребёнка (вплоть до четырёх-пяти лет) грудного вскармливания зачастую совершенно невозможно
Это и понятно. Вы посмотрите, что творится в соцсетях. Попробуйте намекнуть, что странновато кормить ребёнка грудью до четырёх-пяти лет, вас сразу забросают обвинениями в чудовищной бесчеловечности и эгоистическом отношении к ребёнку, непонимании принципов и основ здоровья ребёнка, половой системы матери, закладки иммунитета, незнании психологии детского развития!
Мозг дико ленив, нацелен экономить энергию всегда и везде. Найти решение в конфликте или трудной ситуации с ребёнком — это мыслительная активность и затраты для мозга, поэтому маме гораздо удобнее успокоить себя идеей о мощнейшем влиянии грудного молока на здоровье ребёнка и волшебном воздействии ситуации кормления на укрепление здоровой психики ребёнка. Всё это так, но имеет место до полутора лет. Вследствие, простите, лени и нежелании мамы напрягаться, искать варианты иного взаимодействия с ребёнком, соответствующего уже иному уровню развития, идея длительного грудного вскармливания будет подпитываться и «канонизироваться» страстно, беспощадно и ревностно. С другой стороны, во время кормления у матери и ребёнка вырабатывается дофамин (гормон удовольствия). Это ещё один фактор нежелания прекращать этот приятный для обоих процесс — в данный конкретный момент обоим так хорошо! Вопрос в том, что с вашим ребёнком будет потом.
Мышление развивается, как я уже писала вначале, при взаимодействии с другими людьми, а также при наличии препятствий и конфликтов в этом взаимодействии. В момент возникновения у ребёнка некой проблемы вы не помогаете ему решить её, а своими руками тормозите естественное развитие ребёнка, рост и усложнение его психики и интеллекта. Вместо того чтобы дать ребёнку столкнуться с дискомфортом, почувствовать и пережить эмоцию, помочь осознать, чем она была вызвана, какая неудовлетворённая потребность стояла за ней, помочь ему найти способ её реализовать или пережить, что её удовлетворение на данный момент невозможно, и научиться справляться с подобным дискомфортом, чтобы иметь такой навык в своём поведенческом репертуаре на будущее, сохранить и удержать в непростой момент контакт с близким, дорогим и любящим человеком, вы просто даёте ему «успокоительное». Тем самым развитие и усложнение психики, его дефолт-системы мозга катится в тартарары. Вдобавок усваивается крайне губительный и нежелательный паттерн справляться с дискомфортом — набивать себе рот пищей и уходить в блаженство. В старшем возрасте таким «успокоительным» и средством выхода из сложных ситуаций и выскакивания из реальности могут стать алкоголь, наркотики, бесконечное времяпрепровождение в компьютерных играх, соцсетях, роликах на ютьюбе. Эти средства не решают проблему человека, а лишь откладывают переживание боли и неприятных ситуаций, но не могут заставить их исчезнуть!
Я совсем не против специалистов по грудному вскармливанию. Они действительно помогают матерям наладить процесс кормления, дают необходимую информацию, оказывают неоценимую психологическую поддержку. Однако, как и во многом, есть обратная сторона медали: чем дольше вы кормите, тем дольше вы в них нуждаетесь, — конечно, не забесплатно. Учитывайте это.
В адекватном прекращении грудного вскармливания (около полутора лет) есть и ещё один плюс. Именно к этому возрасту в силу естественного физического развития и первичной сепарации от матери (сам может взять что-то, дойти до чего-то) ребёнок уже окончательно формирует представление о маме как о другом человеке. Он уже не слит с ней в едином симбиозе, как ранее. В эту естественную сепарацию вполне безболезненно вписывается и отлучение от груди. Это прекрасный шанс отделиться без проблем, без истерик, без психологической травмы. В силу естественного хода вещей. Инициатива может идти от обоих. Радость от нового бытия и новых возможностей может вполне возместить в ребёнке «молочное» удовольствие. Это достаточно безобидный период апробирования чего-то нового в отношениях, потом, в более старшем возрасте, когда ребёнок уже больше всего осознаёт и лучше соображает на тему своих удовольствий (всем знакомо упрямство и непреклонность 2,5–3-летних детей по достижению своих «хочу, и всё!»), сделать это будет гораздо труднее и может действительно вызвать стресс, поскольку может восприниматься ребёнком как жестокость, отказ от любви, в каком-то смысле даже насилие, непонятное ребёнку.
Длительное грудное вскармливание — за и против? Выбор, конечно, за вами: либо вести ребёнка по пути естественного и всё более усложняющегося развития, либо двигаться по пути наименьшего сопротивления в данных конкретных обстоятельствах, но с потерей психического и интеллектуального потенциала ребёнка в разы.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник
Грудное вскармливание, это бесценный дар природы, позволяющий ребенку развиваться правильно. Содержание полезных веществ в женском молоке настолько велико и так тщательно сбалансировано, что его можно назвать настоящим чудом, даже в наш современный век.
Воздержание от него неизбежно ведет к увеличению риска заболеваемости и ухудшению общего состояния здоровья населения. Обычно, чтобы ребенок как можно скорее избавился от хронического заболевания, родители прилаживают все усилия: посещают врачей, корректируют рацион, выполняют назначенные процедуры и вводят витамины. Грудное вскармливание, к сожалению, не всегда включено в этот список. Между тем, это просто питание, а профилактика множества заболеваний и первый шаг к повышению здоровья и умственных способностей поколения. Ученые неоднократно доказывали его полезное влияние на развитие, сегодня мы познакомим вас с исследованиями, открывающими влияние маминого молока на здоровье.
Грудное вскармливание и здоровье дыхательной системы
Вероятность респираторных заболеваний в первый год жизни сокращается на 72%, если малыш находился на естественном питании не меньше 100 дней. Малыши, которых кормили грудью меньше, подвержены риску развития пневмонии в 4 раза больше, чем крохи, находящиеся на материнском молоке более полгода. Угроза возникновения бронхита при кормлении дольше 4-х месяцев уменьшается на 74%, а риск серьезных простудных заболеваний — на 63% .
Здоровье пищеварительной системы
Снижается возможность желудочно-кишечных инфекций на 64%, защитный эффект сохраняется в течение 60 дней после отлучения от груди. Уменьшается вероятность некротизирующего воспаления кишечника на 77% у недоношенных крох.
Профилактика синдрома внезапной детской смерти
Уменьшается вероятность СВДС на 36%. Установлено, что если 90% младенцев в мире будут находиться на исключительно грудном вскармливании первые полгода жизни, это снизит общий уровень детской смертности во всех странах на 13%.
Аллергические реакции
Грудное вскармливание на протяжении 3-4 месяцев снижает заболеваемость клинической астмой, атопическим дерматитом и экземой на 27% среди населения с низким уровнем риска и до 42% у младенцев с генетической расположенностью.
Глютеновая болезнь
Существует прямая связь между материнским молоком и воздействием глютена на организм. Шанс проявления глютеновой болезни (целиакия) снижается на 52%, если женщина кормила грудью и одновременно вводила в прикорм продукты содержащие глютен.
Лишний вес
Индекс ожирения и здоровье среди подростков ниже на 15-30% если в детстве они находились на грудном вскармливании, по сравнению с теми людьми, кто вырос на искусственной смеси. Каждые 30 дней кормления снижает вероятность ожирения на 4%.
Диабет
Новорожденные, которых кормят не меньше 3-х месяцев, имеют на 30% больше шансов избежать диабета первого типа, благодаря отсутствию белка коровьего молока в первом питании.
Детская лейкемия и лимфома
Кормление в течении полугода и дольше предотвращает появление острого лимфоцитарного лейкоза на 20% и острого миелоидного лейкоза на 15%/ Кормление грудью меньше полугода уменьшает эти показатели до 12 и 10%.
Здоровье нервной системы
Замечены неврологические различия между детьми на грудном вскармливании и искусственной смеси. Ученые во время исследования учитывали факт социального влияния, домашней обстановки и экономического статуса. Исследование показало, что дети, находящиеся на грудном вскармливании дольше трех месяцев впоследствии получают более высокие баллы по IQ-тестам и показывают лучшую успеваемость в школьных учреждениях.
Нейродеструктивные значения для недоношенных детей:
- защищает незрелый организм от воздействия внешних факторов
- снижается риск неврологических проблем и гипертонии
- улучшается поглощение продуктов вводимых зондом или энтерально
- способствует увеличению белого вещества головного мозга
- снижается распространенность ретинопатии новорожденных
- уменьшается риск метаболического синдрома
Польза для здоровья женщины
Не исключаются и преимущества для матери — нормализуется кровяное давление, снижается риск развития диабета и сердечнососудистых заболеваний. Лактация длительностью 12 месяцев уменьшает вероятность появления рака молочной железы и яичников на 28%.
Также была подсчитана экономическая выгода, если более 90% матерей США будут кормить своих детей исключительно грудью в течение первых шести месяцев жизни, то экономия достигнет 13 миллионов долларов. В России подобное исследование не проводилось, но преимущества для здоровья и положительное влияние на экономику очевидны.
Источник
«…Речь – источник всего того субъективного, что проникает в объективную систему языка, – она канал, по которому человеческая практика входит в язык».
(В.А. Звегинцев, 1970).
Понятие «речь» можно определить, как «способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка»; как «один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива» [1]. Речь каждого человека индивидуальна, также, как и его речевое развитие. Для того чтобы понять, как влияет грудное вскармливание ребёнка на его речевое развитие, необходимо остановиться более подробно на основных моментах.
Какую пользу приносит грудное вскармливание для младенца?
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «грудное вскармливание является наилучшим способом питания младенцев. Грудное молоко является оптимальной пищей для новорожденных, содержащие питательные элементы, необходимые для здорового развития детей, и антитела, помогающие защитить малышей от распространённых детских болезней» [2].
Как грудное вскармливание может помочь удовлетворить потребность ребёнка раннего возраста в эмоционально положительном общении с мамой?
Существуют определенные нормы развития детской речи и факторы, влияющие на её формирование, такие как: биологические и социальные. Если рассматривать более подробно социальные факторы, то здесь необходимо особенно выделить потребность ребёнка раннего возраста в эмоционально положительном общении с мамой. Эту потребность возможно удовлетворить, практикуя продолжительное грудное вскармливание.
Грудное вскармливание помогает поддерживать с мамой эмоциональную связь, чувства любви и защищенности, а также способствует налаживанию общения. Каждый раз, когда мама берёт своего малыша для кормления она контактирует с ним, разговаривает и ждёт ответной реакции, что способствует речевому развитию, так как речь развивается по подражанию и ребёнок уже сейчас все «впитывает».
Успешное и продолжительное грудное вскармливание способно дать хороший «толчок» для отношений матери и ребёнка, а также для взаимодействия ребёнка и окружающего мира.
Какая связь между продолжительным грудным вскармливание (3 года и более) и развитием речи?
Существует мнение о том, продолжительное грудное вскармливание (более 3х лет) может привести к нарушению речи (приводит к формированию неправильного «межзубного» произношения), давайте остановимся здесь более подробно и узнаем, какие движения происходят при грудном вскармливании у малыша во рту (в момент прикладывания, сосания и глотания).
По исследованиям проведенным компанией «Pigeon» [3] в сам момент прикладывания к груди положения органов артикуляции, следующие (рисунок №1): верхняя и нижняя губы вытягиваются, чтобы захватить сосок и ареолу; губы плотно обхватывают ареолу, тем самым предотвращая вытекание молока и попадание воздуха в рот ребенка; кончик языка держится неподвижно над нижней десной.
В процессе кормления (в момент сосания) у ребёнка во рту происходят перистальтические движения (волнообразные движения), которые взрослый человек не может воспроизвести и положение органов артикуляции, будет следующие: при неподвижности языка колеблется только одна его поверхность; начало движения приходится на кончик языка, который надавливает на сосок, находящийся у твердого нёба, а заканчивается движение тем, что корень языка соприкасается с мягким нёбом; волнообразные движения повторяются с интервалом в 0,8 секунд; перистальтические движения позволяют сжимать и растягивать сосок, и, тем самым, извлекать молоко из груди матери [3].
При глотании ведущая роль принадлежит языку и молоко сразу поступает в пищевод. Кроме волнообразных перистальтических движений языка, было доказано компанией «Pigeon», с помощью ультразвука, что кончик языка поднимается, чтобы протолкнуть молоко вниз в кишечник при глотании [3].
Таким образом, правильный захват груди приводит к задействованию мышцы губ и языка, а, следовательно, в дальнейшем ребёнок сможет быстрее научится вытягивать губы «трубочкой» – данное движение необходимо для артикуляции многих звуков. «Движения языка в процессе сосания повторяются с интервалом приблизительно 0,8 секунд 800 – 1000 раз за одно кормление. Ни один взрослый не сможет повторить одно и то же движение языком 800 раз подряд с такой скоростью (по данным компании «Pigeon»)» [3]! В процессе глотания задействуется кончик языка, развитие которого тоже немало важно для формирования правильного произношения в дальнейшем. Следовательно, можно сказать, что чем дольше кормится ребёнок, тем больше происходит развитие мышц артикуляционного аппарата. Грудное вскармливание ребёнка помогает задействовать те мышцы речевого аппарата (щёки, губы, язык, мягкое нёбо), развитие которых необходимо для физиологического акта говорения.
Какие исследования были проведены в данной области?
Вышеупомянутая компания «Pigeon» первая с помощью ультразвука смогла определить 3 ключевых фактора, обеспечивающих процесс сосания (положение органов артикуляции) [3].
По исследованиям «логопеда-дефектолога Г. М. Новиковой, обследовавшей 936 детей 5—7 лет, при длительности сосания груди более 6 месяцев нарушения речи выявляются только у 14,5 % детей. В основном это физиологические замены звуков [ш], [ж], [л], сравнительно легко устранимые. В группе детей с коротким периодом сосания сложные нарушения речи наблюдались в 80% случаев» [4].
Дети, «…которых кормили грудью до 12 месяцев, имеют лучший словарный запас в возрасте 3 лет» – к такому выводу пришли профессор Мэнди Б. Белфорт и её коллеги из Подразделения Неонатальной Медицины в Детской Больнице Бостона и Медицинской Школы Гарварда в Бостоне, штат Массачусетс (2013 год, журнал «JAMA Pediatrics») [5].
Что можно сказать о сосание соски с точки зрения логопедии? Какое влияние оказывает грудное вскармливание на формирование челюстно-лицевого аппарата? Какие исследования были проведены в данной области?
«Соской» называют «любой имитирующий сосок предмет, предназначенный для удовлетворения сосательного рефлекса или кормления, временный заменитель маминой груди» [6].
В норме формирование мышц рта у детей происходит приблизительно до 3,5 лет, и потребность в сосании сохраняется в среднем до 3-4 лет, что является подтверждением необходимости грудного вскармливания до этого возраста (до самоотлучения ребёнка). Соска способна серьёзно деформировать мышцы рта. Она способна вызывать неправильное формирование прикуса, что в свою очередь может привести к логопедическим проблемам и многим другим. Регулярное применение пустышки вызывает значительное искривление зубов. У детей данной возрастной категории продолжается формирование нёба, а вместе с ним формируется расположение зубов. Когда происходит регулярное соприкосновение пустышки с небом, это очень часто вызывает образование высокого узкого неба. Язык является очень сильной мышцей, которая помогает правильному развитию неба, а если оно узкое, то это мешает правильно произносить слова и затрудняет глотание слюны. Постоянное использование соски может стать причиной того, что ребёнок поздно начнет разговаривать, а его речь будет недостаточно развитой. Ребёнок может подумать, что ему удобнее указывать на нужные вещи и общаться жестами, потому что он привык не раскрывать рта из-за соски. В настоящее время не доказано, что существует прямая связь между сосанием соски и задержкой в развитии речи, но в то же время, есть риск косвенного влияния на неё. Поэтому многие логопеды и стоматологи рекомендуют как можно раньше начинать отучать ребёнка от сосания пустышки, а лучше обходить без неё.
Были проведены исследования в области изучения формирования челюстно-лицевого аппарата. По данным F. Bertrand (1968), обследовавшего 1200 детей в Африке, где практикуется кормление грудью до 3х и 4х лет, нормальное формирование зубочелюстной системы имело 99,6% детей, и только у 0,3% выявлено нарушение (прогнатический прикус) [4].
У 27% европейских детей встречается недоразвитие нижней челюсти, а прогнатический прикус в 3% от всех обследованных [4].
B серии работ F. Broad (1972, 1975) констатируется, что у детей 5 и 6 лет, естественно вскормленных, все характеристики воспроизведения тональности и чистоты звуков были значительно выше, чем у детей, которые находились на искусственном скармливании [4].
Таким образом, как уже было написано выше, можно сказать, что грудное вскармливание помогает задействовать те мышцы речевого аппарата (щёки, губы, язык, мягкое нёбо), развитие которых необходимо для физиологического акта говорения. Только при нормально сформированных функциях речевого аппарата, полноценном слухе, а также при условии достаточного общения со взрослыми (полноценное речевое окружение) возможно правильное развитие речи.
О.А. Мальгина, учитель-логопед,
аспирант кафедры общей педагогики и
современных образовательных технологий,
ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт».
Список использованной литературы.
Источник