Как влияет игра на гитаре на развитие ребенка
Наверняка многие из Вас задумываются над тем, какова польза от уроков игры на гитаре и есть ли она вообще? Зачем заниматься музыкой и в частности гитарой?
В этой статье я опишу полезные качества, которые обретет для себя человек, став гитаристом, если предпочтет уроки гитары другим хобби.
Уроки гитары культурно воспитывают и дисциплинируют
Как и всякое занятие, имеющее определенную методику, уроки музыки, в частности — гитары, будут вносить в Вашу жизнь какие-то новые интересные алгоритмы, соблюдая которые Вы будете развиваться творчески. Сам по себе процесс воспитания (родителями детей, учителями учеников) включает в себя некую систему поощрений и наказаний, при которой Вы сами можете анализировать свои поступки и поступать правильно. А что есть правильно в воспитании? Когда воспитанник совершает такие поступки, при которых количество замечаний постепенно уменьшается, а число хвалебных восхищений со стороны учителя увеличивается. Таким образом, и постигается любая дисциплина. Играя на гитаре перед репетитором или в школе гитары, Вы разучиваете новый материал, который необходимо будет отработать на следующее занятие. При этом, учитель гитары дает Вам какие-то советы и исправляет ошибки, критикуя и поощряя в той или иной мере Ваши определенные действия. А в процессе самоподготовки вне музыкальной школы, Вас воспитывает и дисциплинирует сама гитара. Вы сами будете слышать и видеть Ваши ошибки. Проанализировав их, Вы будете их постепенно исправлять, потому что при добросовестном отношении к занятиям Вам будет постоянно хотеться играть лучше. Тем самым будете постигать гитарную самодисциплину сами того не понимая. Исключением из правил может быть только тот случай, когда ребенка родители насильно заставляют посещать уроки игры на гитаре, чтобы он потешил их, а не себя. При таком раскладе мотивация ребенка будет минимальной, как и результаты. Помните, при искренней любви к какому-либо творческому занятию (музыка, живопись и т.д.), Вы всё скорее будете становиться цивилизованнее, воспитаннее и интеллигентнее. Подумайте, много ли было в истории музыки невежд? Великие композиторы и музыканты были хорошо воспитанными людьми с хорошими манерами и воспитанием. Думаю, сама музыка тоже сыграла в этом весомую роль.
Терапевтические и оздоравливающие свойства игры на гитаре для организма
Врачи давно обнаружили благотворное влияние хорошей музыки на организм человека. Более того, в процессе прослушивания, как оказалось, участвует не только слух, а и все тело в целом. Г. Бодарецкий, главврач центральной районной поликлиники г. Киева в Шевченковском районе, однажды рассказал о том, что музыка проникает в живой организм не только через уши, а и через кожу, содержащую виброрецепторы. Звуковые сигналы попадают на резонансную частоту, соответствующую физическим характеристикам одного из органов, оказывая на него стимулирующее воздействие. А в случае с гитарой, сама вибрация будет ощущаться большой площадью тела и кожного покрова. Вследствие этого, какие-то болевые ощущения могут ослабевать или исчезать в целом. Существуют также описанные факты о том, что даже высота нот влияет на здоровье человека. Например, нота «До» ответственна за желудок и поджелудочную железу, нота «Ми» – за органы зрения и слуха, и т.д.
Думаю, что каждый из нас неоднократно ощущал на себе положительное воздействие музыки, которая помогает скрасить долгую поездку, расслабиться после рабочего дня, взбодриться утром, заниматься в спортзале, проводить в комнате уборку и многое другое. Наша жизнь без музыки была бы мрачной и неинтересной.
От себя хочу добавить, что помимо «пассивного» прослушивания музыки, благотворный эффект оказывают успехи самого гитариста. Ведь, согласитесь, приятно же выучить и сыграть без ошибок какое-то красивое произведение? А сыграв его, Вы в полной мере можете ощутить мощный прилив энергии победы над очередной сложностью в жизни, которая тоже окажет весомый терапевтический эффект на Ваш организм.
Но есть небольшая ложка дегтя, которая испортит статистику успешного влияния музыки на организм человека. Это мелодия срабатывания будильника по утрам.
Развитие мелкой моторики пальцев
На гитаре крайне важно извлекать звуки чисто, без дребезжаний и случайных глушений в виде «нотного кашля» (нелитературное примечание автора). В отличии от клавишных музыкальных инструментов, на гитаре это сделать не так-то просто. Нужно подобрать угол дистальной фаланги пальца, под которым она будет жать струну к нужному ладу и рассчитать силу, при которой Вы прижмете струну так, что она зазвучит без дребезга об ладовую пластину. Эти угол и сила подбираются гитаристом опытным путем при помощи советов учителя гитары, тем самым развивая мелкую моторику пальцевых фаланг не хуже, чем лепка пластилиновых поделок.
Кроме того, среди музыкантов чаще встречаются амбидекстеры (люди, одинаково владеющие обеими руками). А это говорит о том, что правое и левое полушарие мозга развиваются равномерно.
Повышение интеллекта. Гитара и логика
Играя с листа разные гаммы, гаммообразные фигурации, каденции, секвенции, аккордовые последовательности и пр. на гитаре, мы можем проследить некую логику построения звуков внутри них. Затем, используя слух и приобретенное логическое мышление, мы можем успешно импровизировать на гитаре, придумывая и подставляя различные ритмические рисунки, скованные определенной логикой, в собственное произведение. Как известно, левое полушарие отвечает за ощущение ритма, правое – слышит тембры и различает мелодию. И это еще раз доказывает, что игра на гитаре помогает синхронно развивать оба полушария головного мозга, так как он воспринимает музыку двумя полушариями одновременно.
Повышение самооценки и приобретение популярности
Безусловно, это – главный фактор, из-за которого подростки после 12-ти лет решают посещать уроки игры на гитаре. Как я описывал ранее, каждое сыгранное без ошибок произведение оказывает положительное воздействие на наш организм, как своего рода маленькая победа. Она же, в свою очередь, ведет за собой повышение самооценки, ведь человек чувствует, что достиг чего-то. Значит, он чего-то да стоит. В случае с гитарой, такие достижения не остаются тайными для друзей и близких гитариста и постепенно его популярность среди людей растет.
Высокая (но не завышенная) самооценка очень важна в подростковом возрасте, когда психика ребенка наиболее ранима. Важно, что, играя на гитаре, человек достигает результата сам (как и в случае, например, со спортом), без посторонней помощи. Репетитор по гитаре не в счет. Он только учит. А играет уже сам ученик. Видя свои успехи и обретая популярность среди сверстников, у ребенка укрепляется уверенность в себе и своих силах. Пусть только по гитаре. Но это его достижение, которым он будет гордиться, и развиваться в этом направлении.
Польза при отсутствии вреда
Подход, конечно, субъективный. Но я хотел бы сказать пару слов и об этом. Когда я начинал преподавать в музыкальной школе в 2002 году, директор школы однажды в беседе сказала такую речь, которую я помню и храню в памяти до сих пор: «Даже если из этих деток не получатся великие гитаристы, то, по крайней мере, во время занятий гитары они не делают ничего плохого: не бьют окна, не курят, не употребляют наркотики». Чтобы было понятнее чем именно меня зацепила эта фраза, уточню, что школа, в которой я начинал работать, находилась на окраине города. Из мест развлечений и культурных секций в том микрорайоне не было ничего, кроме моих уроков гитары и уроков фортепиано. Сами понимаете, при отсутствии развлечений от государства, люди придумывают свои в частном порядке. Спешу сообщить, что те дети, с которыми я начинал работать тогда, стали успешными в жизни и создали прочные семьи. Хотелось бы думать, что уроки гитары в этом так же отыграли свою роль, потому что, возможно, именно моменты самоподготовки или нахождение детей тогда на моих занятиях удержало их от совершения каких-то нехороших действий. А прогрессом, как известно, можно считать не только изменение в лучшую сторону, а и отсутствие изменений в худшую.
Психологическое развитие, эмоциональный подъем и профилактика депрессии
Я не являюсь специалистом в психологии, но сошлюсь на Дейла Карнеги, как одного из авторитетов в этой науке: «Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле — и одно из самых эффективных». К чему я это упомянул? Сейчас объясню. На сегодня у каждого из нас просто бешеный ритм жизни. Особенно в мегаполисах. Один лишь утренний путь на работу или учебу может являться увлекательным квестом или даже триллером с погонями (за транспортом), убийствами (времени ожидания на остановках), драмами (голодный котенок с добрыми глазами по пути в офис, грустные смс от жены за то, что забыл вынести мусор) и проч. У нас столько всяких дел, что некогда выдохнуть. Но, несмотря на все это, находятся люди, у которых находится время на то, чтобы приуныть. Уныние переходит в грусть, грусть в тоску, тоска в депрессию, о которой все друзья по социальным сетям узнают по ленте новостей, которая будет завалена черно-белыми фотографиями и грустными афоризмами. Короче, товарищи! Хочется приуныть – слушайте нескучную музыку или играйте на гитаре. И никакая тоска до Вас не доберется.
Специалисты-медики в качестве музыкального антидепрессанта рекомендуют слушать Моцарта. От музыки которого, кстати, не то что у людей депрессия проходит, а и ощутимо повышаются надои у коров! Товарищи, даже коровы понимают Моцарта! Поэтому пора завязывать с русским рэпом, попсой и клубняком, если Вы еще этого не сделали!
Воспитание индивидуальности вкусов и стиля
Я многократно слышал истории про вечно пьяных, обкуренных, потлатых, потных и вонючих металлистов. Это все – стереотипы, так как обычный обыватель (бабка под подъездом) по одежде вряд ли сможет оценить внутренний мир и специализацию человека. Но, как показывает практика моего общения в кругах музыкантов, гитаристы, с которыми я общаюсь, тщательно соблюдают личную гигиену (особенно следят за руками, скрупулезно выковыривая грязь из-под ногтей), ведут здоровый образ жизни, вместо приписываемого им аморального и имеют собственный стиль, который не заключается в ношении костюма на все случаи жизни в виде засаленной футболки «Metallica», рваных черных джинсов и каких-то стоптанных кроссовок. Нет, уважаемые читатели. Практикующие профессиональные музыканты, а не дворовые распЕватели песен и распИватели спиртных напитков, имеют свой имидж и стиль. Он может выражаться как в различных крупных предметах одежды (костюмы, рубашки, плащи и т.д.), так и в мелких аксессуарах (кольца, браслеты, подвески, банданы и пр.). А аморальное поведение скорее является исключением из правил, а не владеет подавляющим большинством гитаристов.
Ниже я приведу фото нескольких из сотен примеров имиджа для молодежи, представлять которых, думаю, не имеет смысла.
Если Вам понравилась статья, пишите внизу комментарии, делитесь ссылкой с друзьями и много играйте на гитаре.
С уважением, Алексей Грифф
Источник
Согласно некоторым исследованиям, научиться игре на гитаре действительно потрясающе влияет на мозг детей.
Хотите гарантировать лучшее будущее для своего ребенка? Предложить ему лучшую подготовку? Помочь ему с лучшими инструментами? Итак, купите гитару. Гитара — это инструмент, способный пробудить интеллект и максимально развить познавательные и обучающие способности ребенка. Научиться играть на гитаре означает значительно улучшить свойства языка, памяти и поведения.
В этой статье мы расскажем вам, что открыла наука после различных исследований игры на гитаре. Каковы эффекты, которые этот благородный инструмент производит на менталитет каждого ребенка. Вкратце: вы можете заменить видеоигру более продуктивным и здоровым хобби.
Гитара развивает интеллект ребенка
Согласно последним исследованиям, музыкальная практика способствует структурной и функциональной пластичности мозга. Также было отмечено, что струнные инструменты, способствующие развитию скорости в пальцах, требуют умственной тренировки. Именно поэтому специалисты рекомендуют музыкальную подготовку. Это повышает интеллект, предоставляя преимущества в навыках чтения и письма. Поэтому это важно для детей с дислалией и дислексией.
Ученые также отмечают, что игра на гитаре способствует дисциплине и помогает преодолеть страхи. В дополнение к улучшению слуха и максимальной концентрации внимания ребенка. И, кроме того, эта способность влияет на безопасность, увеличивает социальные отношения и развивает приверженность, терпение и организованность. Эксперты советуют детям начинать эту деятельность в течение первых пяти лет. Фактически, одно из наиболее актуальных исследований было основано на шестилетних. Они следовали за уроками игры на гитаре в течение 15 месяцев, демонстрируя изменения в анатомии мозга.
Таким образом, специалисты могли выявить увеличение областей, используемых для работы с музыкой. Действительно, вовлеченные области мозга начали меняться в течение короткого времени с начала практики. И это оказалось очень обнадеживающим фактом для науки.
Гитара: все, что может предложить ребенок
Это продвигает чувство собственного достоинства и социальные навыки, также стимулируя лучшее состояние души.
В 2012 году исследование о том, как игра на гитаре повышает увлечение музыкой, было опубликовано в «Письмах об эволюционной поведенческой науке». Все перечисленные элементы приводят экспертов к предложению музыки в качестве инструмента нейропсихологической терапии. И если всего этого было недостаточно, как утверждают ученые, игра на гитаре помогает ребенку стать методичным человеком, способным заботиться о мельчайших деталях. Помимо амбиций и стремления получить хороший звук. Именно по этой причине специалисты утверждают, что дети, которые занимаются этим видом музыкальной деятельности, способны хорошо планировать свои задачи . И они также имеют большую способность к вниманию. Все это положительно влияет на школьные результаты.
В то же время, музыка является очень полезным средством выражения, с точки зрения формирования группы и командной работы. Потому что, если несовершеннолетний входит в оркестр, практика формирует его в динамике группы. И это имеет одну цель: гармоничное сочетание для хорошей производительности.
Инструменты обучения
Вы уже записали своего ребенка в музыкальный класс? Если это так, знайте, что вы делаете ему одолжение. Однако многое также зависит от возраста.
На самом деле, для младших детей мелодия и шум сливаются и сбивают с толку. И они сводятся к простому звуковому эффекту, лишенному всей красоты и выразительного заряда. Поэтому лучше начать с ударного инструмента. Психолог Жан Пиаже уверяет, что такой инструмент, как гитара, может привлечь внимание ребенка, даже если он еще не способен понять музыку.
И вот наступает этап открытия, во время которого ребенок хочет пойти дальше и научиться пользоваться «настоящим» инструментом. Тем не менее, родители не должны навязывать это обучение. Ребенку лучше выбрать инструмент.
Что бы вы ни выбрали, важно, чтобы ваш учитель имел опыт работы с детьми. Способность детей к обучению отличается от способности взрослых.
Источник
Язык музыки понятен для человека с самого рождения, а музыкальное воспитание ребенка является необходимой составляющей его гармоничного развития и формирования разносторонней личности.
Многие родители хотят приобщить своего малыша к игре на гитаре с самого юного возраста, учитывая огромную пользу музыки в жизни детей. Уроки игры на гитаре позволяют не только воспринимать звуки, но и выражаться с помощью музыки, исполняя на инструменте именно те произведения, которые нравятся ребенку.
Зачем учить ребенка игре на гитаре
1. Занятия музыкой для ребенка позволяют не только развивать внутренний мир, но и воспитать трудолюбие, усердие и дисциплинированность малыша.
2. Дети, которые занимаются музыкой, заметно преуспевают в школе, опережая своих сверстников в умственном развитии, они быстрее усваивают навыки чтения и способны более ясно выражать свои мысли.
3. Обучение игре на гитаре благотворно влияет на общее самочувствие ребенка, повышает концентрацию внимания, а также улучшает настроение и работу иммунной системы.
4. Занятия музыкой для детей позволяет развить музыкальный слух, чувство ритма и музыкальную память малыша, благодаря чему становятся шире границы его эмоционального восприятия музыки.
5. На уроках в детской музыкальной школе у ребенка формируются навыки вербального и невербального общения, способность коммуницировать с людьми, а также готовность и умение действовать в коллективе.
6. Во время обучения игре на гитаре ребенок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, находить компромиссы, развиваясь при этом эмоционально.
7. Музыкальные занятия развивают мелкую и крупную моторику, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Когда учиться игре на гитаре
Наиболее оптимальный возраст для начала обучения игре на гитаре – 7-9 лет: ребенок достигший школьного возраста, способен воспринимать и исполнять ту музыку, которая ему интересна. В этом возрасте музыкальные уроки дают достаточно стабильный результат, и навыки игры на гитаре сохраняются на протяжении всей жизни.
Преподаватель должен мотивировать ребенка в игровой форме, ведь только благодаря заинтересованности малыш без труда сможет освоить нотную грамоту и сам инструмент.
Заниматься детям лучше всего дважды в неделю, чтобы между преподавателем и ребенком установился тесный контакт. Важно, чтобы в этом возрасте обучение детей игре на гитаре происходило плавно, без перегрузок организма. Зачастую дома малыш выполняет музыкальное задание, а педагог на уроке проверяет и исправлять ошибки.
Гитара для ребенка
Для уроков игры на гитаре ребенку необходим подходящий инструмент – выбирайте классическую модель с нейлоновыми струнами для гитары.
Для обучения ребенка 6-9 лет подойдет уменьшенная гитара, так называемая «половинка», поскольку мышцы пальцев рук в этом возрасте еще недостаточно развиты.
Занятия музыкой развивают способности малыша, обогащают духовный мир, улучшают настроение и самочувствие малыша. Уроки гитары для детей позволяют дисциплинировать малыша, научить его принимать решения, развивают музыкальный слух и чувство ритма.
Подготовила Катерина Василенкова
Источник
сихологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно. Широко известно, что в младшей и средней школе Японии музыка – один из основных предметов. Причем занятия музыкой носят там очень серьезный характер. Детей учат игре на музыкальных инструментах, пению, знакомят с национальной и мировой музыкальной культурой.
Насколько прав самый умный народ в мире в своем подходе к обучению музыке?
Музыкальные инструменты и мелкая моторика
Все грамотные родители знают о необходимости развивать мелкую моторику ребенка. Делать это нужно уже с возраста восьми месяцев. Дело в том, что двигательный и речевой центры мозга человека тесно связаны друг с другом. Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речевая способность.
Практически все музыкальные инструменты при игре на них задействуют пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальчики так активно.
Самые сложные в этом отношении инструменты – фортепиано и аккордеон/баян. При игре на них активно задействованы пальцы обеих рук. Более того, если в начале обучения ребенок играет каждой рукой поочередно, то потом он учится играть двумя руками сразу, причем асинхронно (каждая рука движется по-разному).
Насколько это важно для общего умственного развития, можно понять, если задуматься, какие механизмы управляют таким сложным двигательным навыком.
У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная». Заставляя «слабую» руку работать наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.
При игре на скрипке и гитаре руки задействованы неравномерно. Если музыкант праворукий, левая (слабая по природе!) рука работает пальцами более активно. Особенно это касается скрипки, ведь правая здесь отвечает только за движение смычка. Переборы и удары о струны на гитаре гораздо проще в исполнении, чем движения левой руки.
При игре на разных духовых инструментах руки тоже могут действовать неравномерно, ведь некоторые инструменты используют пальцы только одной руки. Но малышей учат играть сначала на блокфлейте, где пальчики работают одинаково активно, а переходить на «взрослый» инструмент рекомендуют не раньше девятилетнего возраста.
Духовые инструменты обладают еще одним очень полезным свойством. Оно касается здоровья.
Музыка и здоровье ребенка
С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания становится объектом тренировки на долгие годы.
Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.
Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.
В профессиональном плане различают академический и народный стиль пения (к нему близок эстрадный стиль). Академический стиль предполагает объемный, «округленный» звук, для извлечения которого в числе прочего необходимо дыхание с опорой на диафрагму. В народном стиле пения звук открытый, «плоский», близкий к разговорной речи. При постановке голоса здесь сохраняют естественный для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья одинаково полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более естественна.
Хоровое пение используют как средство лечения легких форм заикания у детей. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок старается подстроиться под других детей, даже если он ошибется, этого не будет заметно. Так снимается психологический дискомфорт.
Как еще музыка влияет на здоровье:
- Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах всегда фиксировано. Стоят (или сидят) ровно, нельзя сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель никогда не начнет занятий, пока не добьется, чтобы ученик принял правильное положение тела и расслабился. На протяжении урока он будет следить за осанкой. Урок в 45 минут превращается в отличную тренировку.
- О том, как благотворно влияет музыка на психику человека, известно с древности, и современные исследования это подтверждают. Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или истощение нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение.
Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие тесно связано с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.
Музыка и речь
А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.
Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).
Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.
Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.
Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.
Что обозначают ноты?
Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.
Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.
Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.
Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка сопереживать, сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.
Музыка и математика
И вместе с тем музыка – почти наука. Посмотрите на ноты, каждая из них точно обозначает не только отдельный звук и его свойства, но и связи между звуками. Все составляющие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, – имеют четкую структурную организацию. В этом она схожа с математикой.
Музыка на самом деле развивает математические способности. Есть много понятий, общих для музыки и математики. К примеру:
- Ритм. Ему подчиняются и числа. Например, понятие кратности ритмично: числа, кратные трем, укладываются в размер ¾.
- Дроби. Длительности звуков основаны на дробях, их легко перевести в числа.
- Пропорции. Вот одна из них: если длительности звуков увеличить вдвое, музыка станет звучать в два раза медленнее.
- Вариации. Числа, как и музыкальную тему, можно записать/показать разными способами.
- Параллель. В нотной записи пять линеек никогда не пересекаются, так же как «не пересекаются» и разные голоса в хоре, партии разных инструментов в оркестре.
- Противоположности. Высокое и низкое, быстрое и медленное, многоголосие и одноголосие, — музыка построена на противоположностях, так же как и математика.
Поистине нет больше такой области человеческой деятельности, которая объединяла бы в себе столь противоречивые свойства: быть одновременно непереводимой и в высшей степени логичной и познаваемой!
Развитие ума
Эта парадоксальность музыки наилучшим способом воздействует на умственное развитие ребенка.
За рубежом проводилось много исследований по изучению влияния музыки на IQ. Широко известен так называемый «Эффект Моцарта» (так называется научно-популярная книга Дона Кэмпбелла, вышедшая в 1997 году). Согласно данным Кэмпбелла, в ходе одного эксперимента после 10-ти минутного пассивного слушания сонат Моцарта в группе студентов результат теста улучшился на 62%. Контрольной группе, сидевшей 10 минут в тишине, удалось улучшить результат только на 14%
Научная достоверность таких исследований может вызывать сомнения. Вместе с тем, педагоги и психологи сходятся во мнении, что занятия музыкой укрепляют структуру мозга и развивают интеллект.
- Занятия музыкой развивают пространственное мышление, ведь руки при игре выполняют разные функции.
- Структурное мышление необходимо для понимания закономерностей строения музыки.
- Каждый вид музыкального слуха связан с разными психическими процессами: абсолютный слух – с памятью, относительный – с мышлением, внутренний – с воображением. Развивая слух, мы улучшаем эти качества.
- Занятия музыкой задействуют все виды восприятия (слуховое, зрительное, чувственное) и все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную, образную).
- Музыканты лучше других умеют выполнять несколько задач одновременно. При чтении нот с листа необходимо помнить о прошлом (то, что уже прозвучало), контролировать настоящее (то, что играешь сейчас), и думать о будущем (что сыграть дальше).
- Игра на музыкальном инструменте задействует одновременно аудиальную, моторную и визуальную зоны мозга; сочетание в музыке творческой и математической составляющей заставляет работать оба полушария мозга максимально активно.
Труд
Даже если ребенок учится музыке «для общего развития», обойтись без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое исполнение музыки (пение в том числе) требует навыка, а он формируется только многократными повторениями одного и того же действия.
Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.
Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.
Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий. Привычка к ежедневному труду, не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.
Публичные выступления и уверенность в себе
Выступления на сцене требуют точности, порядка и ответственности, ведь концерт нельзя перенести или отменить, и надо быть к нему готовым.
В том числе и психологически. Не все люди от природы наделены любовью к сцене. Страх сцены, по оценкам психиатров, испытывают 95% людей. Он не обязательно связан с особенностями темперамента и характера.
Согласитесь, что владеть техникой публичного выступления полезно людям любой профессии. Маленькие музыканты участвуют в концертах несколько раз в год. Они учатся управлять эмоциями, направлять внимание на содержание музыки, которую исполняют, увлекать за собой слушателей.
Постоянная тренировка укрепит нервную систему, ребенок обретет уверенность в себе, научится быстро адаптироваться к любым жизненным ситуациям.
Гармония и воспитание вкуса
Сравнение гармоничного устройства мира (космоса) с устройством музыкального звукоряда известно нам со времен Пифагора. Выражение «гармония сфер» относится к взаимному расположению Земли, Солнца, планет и звездного неба. Платон развил учение Пифагора: светила занимают каждый свою сферу в космосе (самая высокая – звездоносный небесный круг, самая низкая – Луна), и, двигаясь в пределах этой сферы, издают один из тонов гаммы.
Эти семь звуков гаммы – основа мира, «мировая музыка». По преданию, сыграв их на струнах, человек открывает себе путь для возвращения на небо.
При всей наивности представлений древних греков, они правы в одном – по своему облагораживающему воздействию на человека музыка не сравнится ни с чем. Она воплощает само понятие красоты.
Музыка воспитывает – Человека.
Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство.
В. А. Сухомлинский
Заниматься музыкой не просто полезно, но необходимо. Цель этих занятий состоит вовсе не том, чтобы воспитать музыканта. Она — в воспитании гармоничной человеческой личности.
Источник