Как устранить недостатки в развитии речи ребенка

Как устранить недостатки в развитии речи ребенка thumbnail

Какие бывают дефекты речи? К какому специалисту идти, чтобы исправить речевые нарушения? Как работать с дефектами речи в домашних условиях? Ответы на эти вопросы можно найти в этой статье. Также в конце статьи приводится таблица, по которой можно понять, соответствует ли норме речевое развитие ребенка.

Содержание:

  • Причины возникновения дефектов
  • Виды дефектов речи
  • Когда обращаться к врачу
  • Как исправить дефекты речи у детей
    • Дефектолог или логопед?
    • Что могут сделать родители
    • Упражнения для устранения дефектов речи у детей
  • Таблица нормы речевых навыков по возрастам

Причины возникновения дефектов речи

Этих факторов довольно много. Они могут быть как наследственные, так и приобретенные.

К причинам возникновения дефектов речи относят:

  • негативное воздействие на плод во время беременности и родов (например, гипоксия — кислородное голодание);
  • наследственность;
  • родовые травмы головы или повреждения мозга у детей до 3 лет;
  • особенности строения речевого аппарата (например, короткая подъязычная уздечка);
  • недостаток общения;
  • психические травмы, напряженная ситуация в семье;
  • образец неверного произношения со стороны взрослых.

Какие бывают дефекты речи

Существуют дефекты письменной и устной речи. Кроме происхождения и влияния на детское развитие, они различаются и по степени тяжести.

Дислалия или косноязычие

Дислалия — это неверное произношение звуков, или замена их  другими звуками.

Этот дефект довольно часто встречается в дошкольном возрасте. Ребенок может картавить или шепелявить.

Подобное отклонение означает, что у малыша хороший слух, но слабо развитый артикуляционный аппарат. То есть при систематической тренировке мышц языка, щек и губ можно научиться правильному произношению.

Дизартрия

Дизартрия возникает из-за неполноценной работы нервной системы и органов речи.

У детей с дизартрией нарушена подвижность губ, языка и неба. Таким ребятам сложно произносить слова и фразы.

Чаще всего дизартрия влечет за собой общее недоразвитие речи.

Ринолалия

У малышей с этим речевым недостатком нарушена функция носоглотки. Из-за этого произношение становится гнусавым, как будто при сильнейшем насморке.

Заикание или логоневроз

При заикании малыш по нескольку раз повторяет одни и те же слоги и слова.

Это происходит из-за чрезмерного напряжения мышц речевого аппарата и неверного дыхания.

Зачастую проблема кроется в психологических причинах (например, в испуге, чрезмерной хронической усталости, быстрой наработке словарного запаса и т.д.). В этих случаях дефект связывают с логоневрозом.

Обычно заикание возникает в период 2-5 лет, когда малыши (чаще мальчики) активно учатся разговаривать.

Алалия

Алалия — это сильное недоразвитие речи или полное ее отсутствие.

Такая патология обычно возникает в связи с родовыми травмами.

При нормальных слухе и умственном развитии у таких детей повреждены те части мозга, которые отвечают за развитие речи.

При моторной алалии ребенок понимает то, что говорят, но не может это воспроизвести.

При сенсорной алалии малыш не умеет понимать чужую речь.

что делать если у ребенка дефект речиС некоторыми дефектами речи у детей можно работать самостоятельно

Тахилалия

Этот дефект проявляется ускоренным темпом речи. Дети с тахилалией говорят примерно в 2 раза быстрее, чем ребята с нормальным развитием речи. При этом малыши могут повторять слоги или, наоборот, пропускать их.

Брадилалия

Это нарушение отличается замедленным темпом речи из-за того, что ребенку сложно издавать некоторые членораздельные звуки.

Дисграфия и дислексия

Часто эти нарушения встречаются вместе.

При дисграфии у детей есть сложности с письменной речью. Они не понимают звуковой состав слова и поэтому пишут с ошибками.

Дислексия — неспособность (или сложность в обучении) к чтению.

При этом виде нарушения интеллект у детей нормальный, но зоны мозга, отвечающие за функции чтения, недостаточно хорошо работают.

Афония и дисфония

Дисфония — это частичная потеря голоса, а афония — полная.

При этом дефекте ребенок не может говорить вообще или говорит только шепотом. Подобные нарушения возникают как по физиологическим причинам (например, из-за нарушения работы гортанного нерва), так и по психологическим (из-за чрезмерного волнения и т.д.).

Когда пора бить тревогу

К 1 году малыш должен уметь произносить от 5 до 10 слов. Если он говорит меньше или не говорит вообще, это тревожный сигнал.

В 2 года дети уже общаются простейшими фразами, употребляют глаголы, а словарный запас составляет около 200-300 слов.

В 3 года ребенок активно использует распространенные фразы — например: «У Маши (есть) кукла Даша».

Стоит проконсультироваться с логопедом, если кроха до сих пор говорит односложными предложениями. Также надо обратиться к специалисту, если малыш неверно произносит звуки. Еще один повод для беспокойства — отсутствие в речи глаголов, местоимения «Я» и неверный порядок и форм слов в предложениях.

В 4 года дети хорошо выговаривают звуки З и С. Они уже умеют рассказывать о произошедших событиях, задавать вопросы и излагать свои мысли вслух. Также ребята используют в речи слова, обозначающие временные и пространственные понятия (близко, далеко, скоро и т.д.)

Пятилетние дети умеют произносить шипящие Ш, Ж, Щ. Они используют все части речи в предложениях и употребляют обобщающие слова (машина, самолет — это транспорт и т.д.). Ребята способны произносить слова без пропусков и замен слогов и звуков.

В 6 лет ребенок должен научиться произносить букву Р и говорить достаточно длинные фразы без ошибок. Дети 6-7 лет могут верно употребять поговорки, устойчивые выражения, а также объяснять значения слов.

При малейших сомнениях в развитии речи стоит обращаться к логопеду. Чем раньше начать действовать, тем быстрее получится исправить дефект.

Как исправить дефекты речи у детей

Обычно в 1,5 года детям рекомендуется побывать на приеме у логопеда. Специалист определит, в норме ли речевое развитие. При необходимости он посоветует комплекс упражнений для коррекции нарушений.

Выполнять рекомендации специалиста нужно ежедневно, но не «наседая» на кроху. Занятия должны приносить удовольствие. Для этого, например, можно делать логопедические упражнения вместе с игрушками.

Дефектолог или логопед?

Логопед исправляет легкие нарушения речи — например, косноязычие и логоневроз. Он также помогает правильно поставить звуки и наладить речевое дыхание.

Дефектолог необходим ребенку в том случае, когда нарушения речи имеют ярко выраженный характер — например, алалия или дизартрия. При таких дефектах проблемы есть не только в речевом аппарате, но и в нервных импульсах, сенсорном восприятии и т.д.

Читайте также:  Развитие жкт у ребенка до года

Дети со сложными дефектами, помимо нарушенной речи, страдают неустойчивым вниманием, слабой памятью и эмоциональными отклонениями. Дефектолог поможет решить проблему развития в комплексе.

Как родителям работать с дефектами речи ребенкаКак родители могут работать с дефектами речи ребенка

Что могут сделать родители

  • Необходимо своевременно (при первых признаках нарушения речи) обратиться за консультацией к логопеду.
  • Важно четко выполнять требования специалиста и ежедневно заниматься упражнениями, которые он порекомендует.
  • С самого раннего возраста нужно активно разговаривать с малышом — описывать ему свои действия, предметы вокруг и т.д.
  • Важно побуждать ребенка говорить. Возможно, не стоит сразу «понимать», что хочет кроха — чтобы у него был стимул «достучаться» до «непонятливой» мамы, объяснив словом или фразой, чего он хочет.
  • Большую пользу приносят совместное пение, чтение вслух, пальчиковые игры и логопедическая гимнастика.
  • Полезно развивать артикуляционные мышцы перед зеркалом — например, показывать язык или качать им из стороны в сторону.
  • Родителям стоит показывать правильный пример — говорить не спеша, отчетливо выговаривая все звуки.
  • Не надо усердствовать с ранним развитием — это может перегрузить неокрепшую психику малыша.
  • Необходимо избегать травм головы.
  • Никогда не надо давить на малыша, склоняя его к занятиям.
  • Не нужно ругать за неудачи.
  • Важно хвалить ребенка за малейшие достижения во время занятий.

Упражнения для устранения дефектов речи у детей

Существуют несложные логопедические упражнения, которые можно выполнять с ребенком дома самостоятельно.

Для решения отдельной речевой проблемы подходят определенные упражнения.

Они могут быть направлены на:

  • формирование правильного речевого дыхания (например, дыхательная гимнастика);
  • развитие мышц артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
  • отработку сложных в произнесении звуков (таких, как З, С, Р, Л, Ж, Ш, Щ).

Систематически выполняя комплексы логопедических упражнений, от простого задания к сложному, можно достичь ощутимых результатов и устранить речевые нарушения у ребенка.

Дефекты речи — довольно распространенная детская проблема. Причиной этому являются и родовые травмы, и наследственность, и дурной пример окружающих. Необходимо следить за развитием речи малыша и своевременно обращаться за помощью к специалистам — логопеду или дефектологу.

Важно как можно раньше начать работу с недостатками речи. При ежедневной систематической работе можно достичь ощутимого эффекта.

Ниже представлена таблица, по которой можно понять, соответствует ли речевое развитие малыша норме.

Таблица нормы речевых навыков по возрастам

ВозрастРечевые навыки, словарный запас
1 год5-10 простейших слов, обозначающих близкого человека, предмет или действие: мама, баба, би-би, дай, бах и т.д.
2 года300-400 слов, короткие предложения, использование глаголов, прилагательных.
3 годаОколо 1500 слов, использование местоимения “Я”, употребление предложений из 3-4 слов с основными частями речи (глаголы, прилагательные, наречия и т.д.)
4 года1500-2000 слов, употребление предлогов и союзов, временных и пространственных понятий. Исчезает смягченное произношение согласных звуков. Ребенок умеет произносить шипящие (Ш, Щ и т.д.) и свистящие (С) звуки.
5 лет2500-3000 слов. Употребление слов верное, без перестановки слогов и звуков. Использование обобщающих слов (юбка и кофта — это одежда и т.п.)
6-7 лет3500 слов. Используются образные слова и выражения (например, «ни свет ни заря»), устоявшиеся фразы и поговорки. Ребенок может объяснить значение несложного слова и рассуждать о его происхождении.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Малтыкова С.Н., учитель-логопед

МАДОУ д/с №36 г.Невьянска

Консультация для родителей.

Почему необходимо устранить все  нарушения речи в дошкольном возрасте?

Уважаемые родители! Все вы, безусловно, любите своих детей и хотите видеть их умными, развитыми, успешными. Многие родители водят детей в различные кружки, секции, в подготовительные классы школ. И это хорошо, так как развивает ребенка, дает новые знания и умения, учит ценить время. Но на пути к школьной жизни не все молодые родители замечают подводные камни, которые могут сильно осложнить  процесс обучения ребенка и пошатнуть его веру в собственные силы. И эти подводные намни – не устраненные в дошкольном детстве речевые нарушения. Наш разговор сегодня о том, как важно до школы исправить все имеющиеся у ребенка недостатки речи.

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития. Это обусловлено исключительной ролью, которую играет речь в развитии человека. Речь является средством общения, выражения и формирования мыслей, так как мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью.

Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, а также оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения и, таким образом, служит активным средством всестороннего развития личности ребёнка.

Всё это предъявляет большие требования к качеству нашей речи.

Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение различных речевых нарушений. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность.

Возрастные несовершенства речи в раннем возрасте соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. Но к старшему дошкольному возрасту проблемы, связанные со звукопроизношением, должны быть решены. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие устной, а в дальнейшем и письменной речи.

К моменту поступления в школу у ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению. Отставание в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические представления о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются ещё задолгодо обучения в школе.

Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды речевых нарушений преодолеваются легче и быстрее.

Читайте также:  Занятия логопеда с ребенком задержка речевого развития

          К устранению недостатков звукопроизношения необходимо приступать не позже 5 лет. Это объясняется тем, что маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Искаженное произношение 1-2 звуков дошкольниками до 4 – 5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое косноязычие. И только после 4 – 5 лет (эта граница может меняться в зависимости от условий развития речи ребенка) нарушение звукопроизношения считается патологией. Следовательно, с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу.

Даже если в дошкольном возрасте речевые проблемы ребёнка не привлекают к себе особого внимания и не вызывают беспокойства родителей, это в дальнейшем может привести к появлению ошибок в письме. Между неправильным произношением и неграмотностью есть прямая связь. Если у ребёнка нарушено звукопроизношение, то при письме ребёнок может допускать ошибки на замены неправильно произносимых звуков, перестановки и пропуски букв и слогов, искажения слов, слитное написание предлогов со словами, множество грамматических и других ошибок.    В процессе произнесения звуков речи возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляции.  Импульсы от этих кинестетических раздражителей идут к коре головного мозга и играют решающую роль в формировании фонематического  восприятия (восприятия звуков речи). Само собой разумеется, что при дефектном произношении не происходит полноценного развития фонематических процессов, что приводит к тому , что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию («С» и «Ш»,»Ч» и «Щ», «Р» и «Л» и т.д.). Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят эти звуки. В дальнейшем малыш начинает отставать от возрастной нормы. При недостаточном фонематическом восприятии многие предлоги или безударные окончания для ребенка становятся «неуловимыми».

Не  устранённые вовремя дефекты произношения, устной и письменной речи  в тяжелых случаях могут препятствовать не только успешному овладению чтением и письмом, но  даже математикой, когда у ребёнка возникают трудности в решении задач вследствие недостаточного понимания лексико-грамматической конструкции текста условия, когда ребёнок не может построить правильный ответ, объяснить свое решение.

Иногда родители  не замечают речевых проблем ребенка или  думают, что они со временем исчезнут сами собой без специального  вмешательства. В этом случае стоит прислушаться к мнению логопеда детского сада, который обследует детей 2 раза в год и всем нуждающимся в логопедической помощи  рекомендует коррекционные занятия. Устранить речевые нарушения довольно непросто, поэтому,  чем раньше речевое нарушение будет выявлено, тем больше шансов на успешное излечение и коррекцию.

Родители должны знать, что нельзя запускать имеющиеся речевые дефекты. Вовремя не устранённый дефект не только сам не устранится, но и закрепится и исправить его будет гораздо сложнее.

  Вы, родители,  должны быть прежде всего сами заинтересованы в устранении дефектов речи у вашего ребенка и  должны сами обращаться за помощью к специалисту, как только заметили какое-то отклонение в речи.

Дети, которые по результатам логопедического обследования нуждаются в помощи специалиста, т.е. в коррекции выявленных дефектов, должны в обязательном порядке ходить на занятия к логопеду. Исправление речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного периода времени занятий.       Когда логопед начнет заниматься с вашим ребенком, успех и длительность процесса коррекции во многом будут зависеть от родителей. Роль родителей здесь колоссальная. Логопед  на занятиях будет обучать ребенка определенным упражнениям, а  вот обретение речевых навыков – ваша задача. Дома необходимо делать артикуляционные упражнения и упражнения для закрепления появившихся у ребёнка звуков. Ежедневное, ежеминутное общение с ребенком превращается в часть терапевтического процесса. Только в этом случае можно рассчитывать на успешный результат.
  Таким образом, своевременное обращение за помощью к специалисту и активное участие в коррекционном процессе родителей (занятия дома, речевой режим, консультации у логопеда, обязательное посещение логопедических занятий) позволяет предупредить возникновение вторичных дефектов (нарушения чтения и письма), затрудняющих обучение в целом и нередко ведущих к трудностям социальной адаптации.

Источник

Ольга Москова
Трудности речевого развития дошкольников и как их преодолеть

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие, которое оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер.

Когда же следует обратиться к специалистам?

1-3 года

1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»).

В таком случае, уже в год необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом.

2. Если у ребенка 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.

3. Если ребенок не говорит простые звуки, заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т»).

4. Если ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет.

5. Если малыш начал заикаться. Чем раньше вы обратитесь к логопеду и невропатологу с этой проблемой – тем больше шансов, что заикание не закрепится, не усугубится.

6. Если ребенок 1,5-2 лет не понимает простых инструкций (показать в книге кошку, принести мяч);

7. Если двухлетний ребенок заметно отличается от сверстников, его игры отличаются однообразием, стереотипностью или ребенок вообще не проявляет интереса к игрушкам; малыш не справляется с простыми заданиями (например, собрать простые «вкладыши», нанизать на толстую деревянную «иголку» очень крупные бусины, т. е. заметно значительное отставание в общем развитии ребенка. В последних случаях надо показать ребенка детскому психологу, логопеду, невропатологу, отоларингологу незамедлительно.

8. Особенно внимательно относиться к срокам речевого и общего развития нужно, если беременность или роды проходили с осложнениями. Негативные факторы протекания беременности и родов могут вызвать задержку речевого и психического развития.

4-5 лет

1. Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд, многие звуки.

2.Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»

Читайте также:  Роль игрушек у психическому развитию ребенка

3. Если слова в предложении часто не согласованы (он упала, красный куртка);

4. Если малыш постоянно переставляет слоги в словах или «теряет» их (например, сакомат (самокат, аасин (апельсин, мицанет (милиционер);

5. Если он не может связно (три – четыре предложения) рассказать о недавно увиденном (например, поездке в зоопарк).

6. Особенно нужно быть внимательными тем родителям, чьи дети поздно начали говорить.

5-7 лет

1. Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки.

К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.

2. Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.

3. Если вы наблюдаете у вашего ребенка вышеперечисленные проблемы.

У детей, испытывающих трудности в речевом развитиимогут быть следующие виды нарушений:

1. Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).

Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в:

• Не различении на слух звуков в своей и чужой речи;

• Нарушении действий по звуковому анализу и синтезу слова.

2. Фонетическое нарушение речи (дислалия) – нарушения артикуляционной моторики или её недостаточная сформированность. Ребенок не может правильно выполнять движения языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Однако существует термин возрастная дислалия, так в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма, а после 4 – 4,5 лет уже нарушение.

3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:

• Замена звука на более простой по артикуляции

• Нестабильное использование звука в речи

• Искаженное произношение звука

У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.

4. Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. Мышечное напряжение у заикающегося, приводит к утрате контроля над органами речи.

Как вести себя с заикающимся ребенком:

• Немедленно обратится к невропатологу и логопеду;

• не стоит обращать особое внимание ребенка на речевой дефект, ведь фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям;

• соблюдайте режим тишины;

• подчеркивайте достоинства своего ребенка.

5. В последнее время всё чаще встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР, т. е. дети, у которых нарушено не только звукопроизношение, но и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно строят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В эту группу попадают и двуязычные дети. У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь). Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.

Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом может зависеть и от семьи ребенка.

Так, если у ребенка заикание, то родители обязательно должны организовать дома щадящие условия (дневной сон, ограничение речи). Если ребенок начинает говорить с запинками, родители должны тут же прийти на помощь, договорив за него слово или фразу. Надо стремиться к соблюдению ребенком «режима молчания», допускаю включение в основном шепотной речи. Молчание должно достигаться не запретом, а изобретательностью родителей. Никто из членов семьи не должен говорить при ребенке о его дефекте, демонстрировать его дефект другим лицам.

В случае, если в семье растет ребенок с сенсорной алалией, родителям целесообразно следить за звуковым и речевым режимом малыша. Ребенка надо оградить от излишне частого общения с окружающими, исключить слушание радио, просмотр телевизора. Желательно создать вокруг ребенка ситуацию зрительного голода – не показывать игрушек, картинок. Только на таком спокойном фоне можно логопеду начинать коррекционную работу.

Если у ребенка дизартрия, родители должны постараться в первую очередь организовать режим сна и бодрствования. Поскольку у детей с дизартрией отмечается недоразвитие моторики, в частности нарушения движений пальцев и кистей рук (ребенок затрудняется сам одеваться, причесаться, действовать с мелкими предметами, родители могут учить своего малыша правильно захватывать предметы, удерживать их, перекладывать с места на место. Надо с большим вниманием относиться к малейшим успехам ребенка, хвалить его и поощрять. Взрослым следует терпеливо формировать у таких детей навыки самообслуживания (умение есть, одеваться, умываться и т. д.)

Важность своевременности выявления речевого нарушения и оказания логопедической помощи объясняется тем, что в школе исправить эту ситуацию оказывается намного сложнее, чем предотвратить ее в дошкольном возрасте.

В заключение хотелось бы добавить, что в одном выступлении невозможно изложить всю информацию о таком обширном периоде в речевом развитии детей, каким является дошкольный период, и, тем более, дать точные рекомендации в каждом конкретном случае (это можно сделать только после обследования ребенка).

Выражаю надежду, что моё выступление поможет Вам сориентироваться в речевом развитии вашего ребенка, вовремя увидеть проблемы (если они есть) и помочь малышу преодолеть их.

Источник