Как ускорить развитие ребенка до года

Однажды мне встретилась одна молодая мама, которая была очень обеспокоена тем, что ее ребенок одного месяца от роду еще не удерживал головку. Не знаю, почему она решила, что ребенок к этому возрасту должен это делать, но нервничала мама очень сильно, что тут же отразилось и на её ребенке.
Многие молодые мамы не находят себе места по аналогичному поводу. Когда ребенок должен поползти, когда пойти, когда он должен узнавать родителей? Вопросов возникает масса. Постараемся ответить на некоторые из них – при помощи рекомендаций психологов по развитию младенца.
Первый месяц. В сидячем положении у ребенка головка еще падает, но, лежа на животе, он недолго головку удерживает. Ручки его еще «скручены» – это сохраняется подобие эмбрионального положения.
Ребенок уже обращает внимание на звуки; впервые с ним устанавливается прямой зрительный контакт – он смотрит в глаза (это происходит примерно к 3-5 неделям).
Младенец перестает плакать, когда его берут на руки; его плач и крик приобретают сигнальное значение (призыв на помощь).
Второй месяц. Ребенок на животе недолго удерживает головку и делает самостоятельные попытки ее приподнять. Он соединяет ручки перед собой (что происходит в хаотичной активности после освобождения из тугих пеленок) – это важный шаг к осмысленной координации движения.
Лежа на спине, младенец поворачивает головку, что связано со зрительным и слуховым вниманием. Делает свободные движения ручками и ножками.
В сидячем положении он недолго удерживает головку. Может (но это не обязательно) непрерывно смотреть на что-нибудь в течение нескольких секунд и тянуться к ближайшим предметам. Ребенок уже улыбается в ответ на вашу улыбку, затихает на знакомый голос. Он активно слушает речь взрослого, прекращая другую деятельность, издает гуканье в промежутках речи взрослого.
На втором месяце возникают положительные эмоции в ситуациях, когда берут на руки, играют, купают.
Улучшается зрительное и слуховое восприятие. Ребенок уже проявляет небольшую исследовательскую активность и явно оживляется перед кормлением. Младенец изучает движения своих ручек.
Третий месяц. Лежа на животе, ребенок достаточно уверенно держит головку. А в сидячем положении при минимальной поддержке удерживает головку. Совершает активные движения руками и ногами вместе. Активно старается дотянуться до ближайших объектов (особенно ярких, блестящих, звучащих), но пока безуспешно. Когда его поддерживают, он упирается ногами в опору – «пляшет».
Ваш малыш улыбается, смеется при виде лица близкого взрослого; поворачивает головку на разговоры и пение. Узнает маму. Ребенок старается привлечь внимание окружающих и протестует, когда остается один.
Впервые у малыша проявляется память – пока, правда, по отношению к известным предметам. Он долго сопровождает какой-либо предмет глазами, но может переводить взор с одного предмета на другой. Малыш исследует свое лицо и другие части тела с помощью рта и рук.
При этом молодым родителям надо знать: если ребенок не сможет проявлять активность, у него возникнут негативные эмоции, что сразу же проявится в капризах.
Рекомендации психолога (от рождения до трех месяцев)
Проводите как можно больше времени с ребенком и не просто так, а в содержательной совместной деятельности.
На крик и плач ребенка обязательно надо прийти на помощь, так как эти сигналы говорят о какой-то потребности или дискомфорте.
Обязательно держите ребенка на руках – это укрепляет вашу эмоциональную связь, а также расширяет пространство, которое видит ребенок.
Нужно всегда предлагать ребенку более высокий уровень общения, чем он достиг (пение, содержательные разговоры).
Создайте ребенку условия для формирования положительной самооценки, поощряя его минимальные достижения. Если, например, малыш поворачивает головку на звук погремушки, а мама гремит еще сильнее, улыбается и ласкает его, целует, то развитие ребенка пойдет гораздо быстрее.
Поощряйте всяческую любознательность вашего малыша.
В течение дня несколько раз выкладывайте ребенка на животик и сажайте его на руки – мир перед ним открывается иначе, он лучше осваивает окружающую обстановку.
Давайте много игрушек в кроватку. Как можно больше говорите с ребенком – это ускорит осознанное восприятие речи. Включайте хорошую (классическую) музыку.
Попробуйте такое упражнение: привяжите к ножкам или ручкам ребенка колокольчики – это очень полезно для развития его координации.
Четвертый месяц. Ваш ребенок уже сидит с поддержкой (в подушках), и в это время может прямо удерживать головку. Лежа на спине, также может поднимать и удерживать головку. Малыш тянется к ближайшим объектам ручками (родители должны помнить, что это происходит в общении ребенка со взрослым, когда взрослый привлекает внимание ребенка к новым предметам).
Улыбается людям быстро, легко и открыто, а также громко смеется. Он уже должен узнавать маму, папу и поворачивать голову на знакомые голоса. Возникает гуление, т. е. тихие, протяжные гласные звуки, имитирующие интонации взрослого человека.
Здоровый малыш проявляет в этом возрасте постоянную готовность к исследованию окружающего мира. Все, что попадается ему на глаза, – интересно, все надо попробовать «на зубок». Улучшается память, прошлый опыт дольше сохраняется.
Пятый месяц. Малыш уже переворачивается с животика на спину, лежа на спине приподнимает головку и плечи, сидит с поддержкой, сохраняя спину прямой. Он может быть поставлен на ножки и сохраняет позицию стоя с поддержкой. Начинает дотягиваться и схватывать объекты, а также перекладывать объекты из руки в руку.
Инициатива и активность ребенка все увеличиваются. У малыша возникают реакции страха и гнева (реакция страха на маску или незнакомый предмет, реакция гнева на ограничение активности или потребностей). Возрастает интерес к игрушкам, желание манипулировать с ними (даже в отсутствии взрослого).
Увеличиваются периоды бодрствования. Младенец начинает различать знакомые и незнакомые объекты и людей, причем незнакомые объекты вызывают у ребенка умеренный страх, а знакомые – положительные эмоциональные реакции. В речи наряду с гласными появляются некоторые согласные (б, д, м), взрывные, звонкие. Малыш прослеживает путь движения предметов на значительном расстоянии (и не только тех предметов, которые держит взрослый).
Шестой месяц. Малыш сидит почти без поддержки практически самостоятельно. Лежа на животе, начинает ползти вперед или назад (для этого можно поставить впереди яркую, звучащую игрушку и положить ребенка на животик). Возникают первые простейшие действия с предметами.
Ребенок часто улыбается изображению в зеркале, реагирует на свое имя. Возникает положительная эмоциональная реакция на других детей. Малыш может волноваться и пугаться в обществе незнакомых людей – это считается нормальным. Он начинает подражать выражению лица и интонациям голоса взрослого. К шести месяцам у ребенка возникает большой интерес к разного рода играм, особенно к звуковым.
Малыш рассматривает и тщательно изучает объекты длительное время, использует пальцы и руку для исследования окружающих объектов, может начать сравнивать одновременно 2 объекта – постукивать предметом о предмет. Он дотягивается и схватывает видимые предметы, начинает тянуться и за упавшими. В речи появляются многие согласные и гласные.
Рекомендации психолога (от четырех до шести месяцев)
Играйте в различные игры, не ограничивайтесь крепким прижиманием к себе ребенка. Попробуйте следующие игры: прятки, щекотание, поглаживание, подкидывание, подбрасывание ребенка; имитационные игры – взрослый делает какое-либо движение, а ребенок повторяет (стих или песня помогают организовать движение).
Дайте вашему ребенку свободу передвижений. Увеличивайте жизненное пространство малыша: чаще сажайте на стульчик, совершайте больше прогулок.
Больше разговаривайте с ребенком, чтобы обогатить его слуховое восприятие различными звуками. Давайте ему как можно больше игрушек. Стимулируйте развитие подражания, то есть сначала сами подражайте каким-либо действиям ребенка для того, чтобы научить его подражанию.
Седьмой месяц. Малыш уже смело переворачивается со спины на живот и, наоборот, хорошо сидит с минимальной поддержкой, может садиться в кроватке с поддержкой. Начинает ползать. Иногда и стоит с поддержкой. Возникают повторяющиеся действия, например, постоянные бросания предметов из кроватки – таким образом ребенок устанавливает причины и следствия своих простейших действий.
У малыша часто возникает страх по отношению к незнакомым людям. Он уже понимает различные интонации голоса и впервые понимает «нет», «нельзя». В зачаточном виде появляется и чувство юмора. Проявляется большой интерес и удовольствие от игрушек и от общения с близкими.
Ребенок может различать расстояния – близко или далеко (к дальним предметам не тянется). Начинает понимать свою причастность к результатам и последствиям действий (через повторяющиеся действия). Малыш все больше подражает звукам речи взрослого, возникают первые слова (ма-ма, ба-ба, па-па), но это лишь «псевдослова», то есть это устойчивые звуковые комплексы, не имеющие предметной отнесенности. Дальнейшее развитие памяти – на повторение событий прошлого возникает яркая эмоциональная реакция.
Восьмой месяц. Малыш сидит без поддержки и хорошо стоит с поддержкой. Часто и сам поднимается в положение стоя, используя опору (но сесть обратно не может, падает и зовет на помощь). Он умело хватает маленькие объекты, используя «клешню», то есть уже развито хорошее противопоставление большого пальца остальным. Сам может есть печенье, сухарь, баранку, что говорит о сложной высококоординированной деятельности.
Что касается эмоциональных проявлений, малыш продолжает бояться чужих и одновременно усиливается привязанность к маме и страх разлучения с ней. В отсутствие внимания взрослых кричит, плачет. Повышается интерес к отражению в зеркале, пытается обнять его, хлопает, целует. Постоянно возникают реакции огорчения, обиды на ограничения активности. Увеличивается интерес к игрушкам, к игре.
Ребенок может решать простейшие проблемы, например, прослеживание траектории предмета, скрытого за ширмой. Подражает достаточно сложному поведению взрослых – хлопкам, указательному жесту. Понимает значение некоторых слов: мама, свое имя, бутылочка, любимая игрушка.
Девятый месяц. Малыш хорошо сидит на стуле без поддержки длительное время. Он успешно ползает, может даже ползать, держа в руке игрушку. Может заползать вверх по лестнице, но спуститься еще не может. Ребенок может манипулировать, держа в каждой руке по объекту.
Явно выражено стремление получить одобрение взрослого. Малыш начинает реагировать на словесную реакцию взрослого на свои поступки. Возникает избирательность к игрушкам в результате опыта манипулирования ими, то есть появляются более и менее любимые игрушки. Ребенок начинает защищать свои игрушки, не отдает их, гневается.
У малыша углубляется понимание причин и результата простейших его действий. Он может следовать простейшим инструкциям взрослого. Может смоделировать простейшие пространственные отношения – поставить кубик на кубик, например. Родители должны обратить внимание на то, что малыш начинает скучать при повторении одних и тех же игр.
Рекомендации психолога (от семи до девяти месяцев)
По-прежнему важно – свобода передвижений! Разрешайте ребенку больше ползать не только по всему дому (конечно, предварительно обеспечив его безопасность), но и по телу взрослого.
Обогащайте эмоциональное общение с ребенком: взрослый не должен ограничиваться речью, надо больше играть, манипулировать с предметами, петь песни, читать стихи.
К концу девятого месяца возникают частые смены настроения ребенка, не надо стремиться постоянно поддерживать у ребенка хорошее настроение, надо дать ребенку элементарную свободу выражения.
Помните, что боязнь чужих взрослых – это достаточно нормальное явление в таком возрасте, но в будущем это должно постепенно проходить.
Надо позволить ребенку получить негативный минимальный болевой опыт, слово «нет» должно связываться с этим опытом, а не с наказаниями взрослого.
Десятый месяц. Малыш стоит с минимальной поддержкой, перемещается, держась за опору, может садиться из положения стоя. Может залезать и слезать с низкого стула. Умело перекладывает предметы из одной руки в другую (не глядя). Возникают действия с двумя предметами, в которых соотносятся их размеры, – действие вкладывания одного предмета в другой, например.
Малыш еще по-прежнему боится незнакомых людей. Часто привлекает внимание взрослых с помощью предметных манипуляций. Наблюдается быстрая смена настроений, а также быстрая реакция на одобрение или неодобрение взрослых (выражается в мимике, прекращении или возобновлении действия, различных звуках). Обнаруживаются первые признаки ревности, особенно по отношению к другим детям.
Ребенок может схватывать предмет без зрительного контроля, ищет предмет за спиной. Начинает выполнять инструкции типа «Дай мне!», но понимание носит ситуативный характер (с опорой на жесты и смысл ситуации). Возникают ассоциации между словами и действиями, например, на слова «хлоп – хлоп» ребенок хлопает.
Одиннадцатый месяц. Малыш стоит вполне самостоятельно, а также ходит самостоятельно с минимальной поддержкой, держась за руку или палец. Начинает ходить по лестнице вверх. Пытается правильно использовать ложку. Умеет держать карандаш и производить различные каракули. Может собирать очень маленькие предметы.
В это время ребенок становится очень зависимым от мамы, постоянно ищет одобрения, провоцирует родителей для привлечения внимания. Проявляет эмоции наслаждения, когда целуют, обнимают, прижимают. Выражает много разных эмоций и понимает их у других людей.
Ребенок имитирует сложные жесты, действия, движения. Начинает ассоциировать предметы и слова, например, собачка – «ав-ав». Малыш понимает значения многих слов и произносит некоторые из них. Он рассматривает картинки в книжке и может даже называть некоторые из них. В книжке сам переворачивает страницы, может развязывать шнурки, умеет снимать носки, шапку, варежки.
Двенадцатый месяц. Малыш ходит самостоятельно, поднимается и спускается по лестнице, начинает вылезать из кроватки, манежа, коляски. Легко переходит из положения стоя в положение сидя и наоборот. Ребенок более умело держит карандаш, ложку; начинает помогать раздевать себя.
Ближе к году возникают негативные проявления типа упрямства, отсутствия готовности к сотрудничеству, ребенок не хочет соблюдать режим дня. Повышается эмоциональная неустойчивость.
Малыш решает проблемные ситуации путем проб и ошибок, а в ряде случаев – и путем внезапной догадки. Начинает группировать предметы по разным признакам: размеру, цвету. Проявляет большую активность в поисках спрятанного предмета. Все более улучшается память – узнает очень давние ситуации. Ребенок может сказать несколько слов и даже предложения в повелительном наклонении; выполняет значительное число простейших инструкций взрослого.
Рекомендации психолога (от десяти до двенадцати месяцев)
Способствуйте расширению активности и самостоятельности на основе самостоятельного передвижения и различных действий с предметами.
Играйте в игры: прятки (поиск спрятанного предмета), «пойди и принеси», конструкционные игры (кубики, пирамиды), вкладывание одного предмета в другой (игра стимулирует восприятие размеров предметов), предметно-манипуляционные игры (с карандашом, ложкой, посудой).
Старайтесь ставить перед ребенком заведомо достижимые цели для формирования положительной самооценки.
Сократите число ограничений и запретов для ребенка, но все же оставьте самые необходимые.
Обязательно поощряйте за достижения, но используйте не материальные стимулы (конфеты), а слова, хорошо выражающие положительное эмоциональное отношение и любовь к ребенку.
Анна Лукасик
Источник
Игрушки для вашего малыша — это ключ к познанию мира, в который он пришел всего несколько недель назад. Ребенок растет быстро и для каждого возраста, для каждого этапа развития ему нужны разные игрушки для приобретения определенных навыков.
Как развивать ребенка до 3 месяцев
Зрительное слежение и слуховое внимание. В этом возрасте самая главная игрушка ребенка — это вы. В те короткие моменты бодрствования малыш до бесконечности будет изучать ваше лицо. Острота зрения еще очень слабая, но на расстоянии около 30 см ребенок наверняка сможет различить выражения вашего лица. Через 6-8 недель после рождения младенец улыбнется вам своей первой улыбкой. Чтобы органы восприятия младенца развивались правильно, необходимо раздражение органов чувств. Это зависит не только от процесса физического роста, но и от импульсов, которые вы даете. Можно найти множество способов занять малыша, рассмешить его. Маленьким очень нравится рассматривать предметы, расположенные недалеко от них, они любят яркие движущиеся игрушки. Закрепите вашему крохе яркую карусель на кроватке или коляске. Она привлечет его внимание нежной мелодией, яркими чистыми цветами и, конечно, движением.
Не забудьте, что самая лучшая колыбельная — это колыбельная, спетая любящим голосом мамы.
На третьем месяце жизни появляется знание собственного тела, формируется его «схема»: младенец начинает с удовольствием пользоваться своими ручками и ножками, разглядывать их. Он также сразу заметит поднесенную ему игрушку и постарается ударить по ней. Для массажа ладошек и развития чувствительности пальчиков, вы должны предлагать малышу игрушки, выполненные из материалов различных структур и поверхностей (ткани, резина, пластмасса и т. д.)
Как развивать ребенка в 4-6 месяцев
Исследование объектов окружающего мира путем хватания, ударов по предметам, ощупывания, потряхивания, жевания, сосания, рассматривания. Малыш учится координировать движения рук и глаз, и уже способен самостоятельно достать и ухватить рукой нужный ему предмет. И уж конечно он не откажет себе в удовольствии попробовать его на вкус. Поэтому к игрушкам этого возраста предъявляются особые требования. Они должны быть достаточно крупными, чтобы ребенок не смог бы их проглотить. Не должно быть острых краев, они не должны быть ломкими. Не забудьте и о безопасности материалов, из которых сделаны игрушки. Каждое прикосновение к новому предмету или игрушке, каждое движение малыша — это открытие целого мира. Ведь все в его жизни происходит первый раз. В этом возрасте все внимание вашего малыша занимает центр активности. Различные забавные игрушки-погремушки вращаются на перекладине и гремят, стоит только ударить по ним. Шум и движения приводят ребенка в восторг — ведь это он сделал сам! К 6-7 месяцам малыш уже может сам переложить игрушку из одной ручки в другую.
Как развивать ребенка в 7-9 месяцев
Между 6 и 9 месяцами кроха научится сидеть. Это умение открывает для него новые перспективы и просторы для познания мира. Он уже тянет руки к предмету сознательно и точно. Действия двумя руками: умение воздействовать на один предмет посредством другого. Самое время поиграть в ладушки. Можно подключить к игре крышки, ложки, кубики, погремушки. Пальчики малыша стали очень ловкими. Он может брать уже и мелкие предметы. Однако собирать пирамидку в правильном порядке малышу пока не под силу без вашей помощи. Малыши в этом возрасте по-прежнему с удовольствием играют с мягкими погремушками в виде забавных зверей. А тут еще начинаю резаться первые зубки и причиняют и маме. и малышу немало беспокойных минут. На помощь придут игрушки с прорезывателями, они выполнены из рельефного безопасного пластика. Знание связи между объектом и его функцией, приводящей к определенному эффекту. Все, что движется, вращается, выглядит пестро, производит шум, представляет собой желанный объект для исследования и одновременно учебный материал. Помогайте ребенку, подсказывайте, как нужно воздействовать на предметы, что с ними необходимо делать, чтобы они производили какие-то действия. Малыш с удовольствием воспользуется вашим уроком.
Как развивать ребенка в 10-12 месяцев
В 9-10 месяцев происходит настоящая революция — теперь ваш малыш может удерживать мелкие предметы между пальцами. С этого момента начинает формироваться мелкая моторика, ловкость пальцев быстро прогрессирует. Умение собирать мелкие предметы. В ход для игры пойдет все: кубики, шарики, коробочки, главное, чтобы предметы были достаточно крупными и безопасными. Обязательно приобретите малышу конструктор, разработанный специально для грудничков. Это яркие блоки различных форм, а также сортеры — где предметы определенной формы нужно вкладывать в подходящие отверстия. Конечно, все это с помощью мамы. Самые подходящие игрушки для этого возраста — вот эти сортеры, пирамидки, пазлы. Умение надевать кольца, браслеты, бусы. Именно для развития таких навыков и нужны яркие пирамидки. Ваш малыш наверняка будет с удовольствием играть такой игрушкой. Выберите классический вариант пирамиды, или более современный, где каждое из колец имеет свою текстуру поверхности. Некоторые из деталей заполнены разноцветными бусинками, а какие-то из колец служат прорезывателями. Умение совершать с предметами свойственные для них действия — это умение играть с мячом, машинкой, детским молоточком. Все то, что для взрослых кажется очевидным, тоже должно быть освоено. Помогите своему карапузу, расскажите и покажите как это делается. Здесь неоценимую помощь в развитии крохи окажут движущиеся игрушки: машинки, поезда, паровозы, изготовленные из безопасного полимерного материала, из мягкой ткани, и при движении имитирующие звуки и сигналы настоящего транспорта или животных. Отношение к куклам как к живым «подругам». По-настоящему играть в куклы дети начинают только с трехлетнего возраста, но наверняка ваш дом уже полон различными мягкими игрушками и куклами-пупсами. Это подарки вашему крохе, и он верит в реальность существования маленького друга в виде плюшевого мишки, например. В кроватке с таким другом совсем не страшно, и такие игрушки помогают заснуть маленьким непоседам. Стимуляция мелкой моторики и развитие речи. Тут на помощь могут прийти бабушки и дедушки, у них в запасе множество песенок и потешек. Кроха с удовольствием будет снова и снова просить поиграть вас в веселую игру, загибать пальчики, «варить кашу». Это время для первых книжек малыша, пальчиковых рисовалок и занятий. Не стоит ограничивать свободу перемещений ребенка — ваш дом должен подстраиваться под него, а не наоборот. Кроватка и манеж не должна становиться единственным местом обитания малыша, Очень важный этап в развитии — ползание, малыш должен иметь возможность изучать окружающее пространство. Исследования показали, что дети, не способные к учебе, часто пропускают этап ползания. Давайте ребенку возможность все делать самому. Конечно, проще и намного чище для кухни аккуратно покормить малыша с ложечки, но полезнее для развития дать эту ложку ему самому. Однако не стоит и подталкивать ребенка, не стоит заставлять его делать больше, чем он может. Например, запихивать малыша в ходунки, чтобы он как можно быстрее научился ходить. Нет никакого смысла ускорять этот процесс, каждый ребенок начинает ходить тогда, когда его мышцы достаточно окрепнут для этого.
Источник