Как творчество влияет на развитие ребенка

Как творчество влияет на развитие ребенка thumbnail

Что такое творчество вообще? Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Это один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка.

Сегодня родители делают большую ставку на интеллектуальное развитие ребенка, причем не важно, в каком возрасте. Мы частенько забываем о том, что ребёнку помимо математики, чтения и письма нужны ещё и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой и рисованием.

От занятий творчеством ребёнок получает большую пользу. В детском возрасте очень важно развивать воображение и фантазию. Занятия творчеством развивают память, мышление, мелкую моторику рук. Ребёнок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает, фантазирует. И учится видеть конечный результат.

Например: в процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Психологи выделяют следующие виды детского творчества: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.

Художественное творчество.

Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В раннем возрасте художественное детское творчество отличает импровизированный характер. Однако это не исключает участие и контроль взрослых за данным процессом. В детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (так называемые, периоды актуальности) к изобразительной, танцевально -драматической, музыкальной и литературной деятельности.

Изобразительное детское творчество.

Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. Изобразительное детское творчество в подростковом возрасте достигает пика развития и формирует полноценное восприятие подростка мирового художественного наследия и профессионального искусства. Изобразительное детское творчество создаёт основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Литературное детское творчество.

Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображённую историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Техническое детское творчество.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества). Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:

  1. постановка задачи
  2. сбор и изучение информации
  3. поиск решения задачи
  4. реализация решения

В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов, школьники средней школы проявляют интерес к проектированию более сложных моделей и экспериментам учебного характера.

Музыкальное детское творчество.

Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное детское творчество — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального детского творчества проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.

Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка.

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

Читайте также:  Зачатие и развитие ребенка фантастическое видео

Я считаю, что творческий потенциал заложен в каждом ребёнке. Важно его выявить и развивать.

Пусть ваши дети будут творцами! Удачи им в любом виде творчества!

Источник

Как творчество влияет на развитие ребенка?

…Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.

Н.В. Гоголь

   Творчество – это не только удовольствие, но ещё и полная свобода для фантазии и деятельности, самовыражение, искусство и красота. В нём нет правил и законов.

Ребёнок – это маленький первооткрыватель, который постоянно растёт, развивается, меняется, узнаёт новое и никогда не сидит на месте. Каждый ребенок – это отдельный мир со своими чувствами, эмоциями и впечатлениями.

Творчество детей обладает особенностью. Особенность состоит в том, что основное внимание при занятиях с детьми уделяется не результатам деятельности, а процессу. То есть при развитии творческих способностей ребёнка важен сам творческий акт, процесс преобразования, создания чего-то нового. Для самих детей результат важнее, и они испытывают большой душевный подъём, когда их работы отмечаются учителем, выставляются публично, отправляются на конкурсы и т.д.

   Творческие занятия приобщают ребёнка ко всему прекрасному, развивают воображение и являются действенным способом познания мира. В процессе творческой деятельности ребёнку постепенно прививаются разные качества характера: трудолюбие, наблюдательность, усидчивость, повышается  его интеллект. Занятия творчеством развивают эстетическое восприятие, память, мышление, мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию и помогают познать окружающий мир в деталях. Поэтому очень важно найти занятие, которое придётся ему по душе и поможет активно развиваться не только физически, но и эмоционально. Ребёнок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает, учится видеть «конечный результат».

Именно с помощью творчества можно узнать, как из бумаги можно мастерить интересные поделки, красками делать мир ярче, мять эластичный пластилин,  а клеем скреплять не только части картонного домика, но и пальцы. Творческий потенциал есть в каждом ребёнке. Нужно лишь найти ту стезю, по которой ему будет комфортно и приятно идти.

Плюсы творчества в развитии детей:

  • Занятия различными видами творчества развивают у ребёнка любознательность и кругозор.
  • Занятия различными видами творчества – прекрасный и эффективный способ для ребёнка выразить свои чувства, эмоции и переживания, снять эмоциональную усталость.
  • Создавая нечто новое, чего ранее никогда не бывало,  ребёнок может проявить себя, собственные способности и склонности.
  • Ребёнок начинает понимать, что создать  произведение, какую-то вещь не так-то просто. Они учатся ценить чужой труд.
  • Ребёнок становится более внимательным к деталям, учится из всего потока зрительной информации выбирать главные и второстепенные вещи.
  • Планирование и умение доводить дело до конца – качества, которые пригодятся не только во время учёбы, но и в дальнейшей жизни.
  • В каждой работе маленьких творцов развивается терпение, усердие и аккуратность.
  • Во время совместной работы дети учатся работать вместе, помогать друг другу.
  • Общение друг с другом во время работы развивает речь, умственные способности, также параллельно развиваются эстетические способности, умение видеть и понять прекрасное.
  • Множеством исследований доказано, что развитие творческих способностей оказывает положительное влияние на успеваемость по обычным общеобразовательным предметам.

       

Мир детей уникален! Детское творчество безгранично и возможности его велики. Не подавляя, а помогая ребёнку в его творчестве, мы созидаем будущую успешную личность, которая умеет правильно творчески выразить себя. Научившись однажды, не разучишься никогда!

Занимаясь творчеством, ребёнок становится «творцом мира». Он создаёт свой мир!

Источник

Когда дети занимаются творчеством, они не только структурируют свое время, но также и развиваются. Творческие занятия помогают становлению познавательной сферы, мелкой моторики и могут способствовать проявлению склонности ребенка к той или иной деятельности.

Когда родители дают ребенку возможность попробовать себя в таких сферах как: музыка или искусство, лепка, конструирование, танцы, то тем самым они могут увидеть, в какой именно области детские способности проявляются больше всего.

Понимание этого способствует выбору жизненного пути — возможно, увлекшись каким-либо видом творчества, ребенку будет легче определиться с тем, чем он хотел бы заниматься. Может быть, он станет художником или танцором, музыкантом или архитектором.

Дети, которые много занимались творческими занятиями, вырастают с лучшим пониманием себя и своих желаний, раскрывают способности, которыми их наградила природа. Так ребенок получает возможность увлекаться любимым делом в жизни и, когда повзрослеет, достичь профессионального роста.

Читайте также:  Влияние музыкальной игры на развитие ребенка

Не стоит недооценивать влияние творчества на детское развитие — благодаря этим занятиям и упражнениям развивается не только познавательная сфера, но также и психические процессы. О пользе творчества в становлении детской личности, можно узнать из этой статьи.

Влияние творчества на развитие ребенка

Влияние творчества на развитие ребенка

Когда ребенок творит — рисует, танцует, конструирует, лепит, собирает — он познает мир, самовыражается и устанавливает более тесный контакт со своей личностью. Также дети во время создания чего-то нового своими руками делают важные открытия — это позволяет им устанавливать связь не только с собой, но и с внешним миром. Когда ребенок чувствует себя творцом, радуясь успехам и получая похвалу от родителей — он растет и развивается спокойно и гармонично, его самооценка стабильна, он учится оценивать результат своих стараний положительно и гордиться им.

Влияние творчества на воображение

Прежде чем приступить к какому-либо занятию, ребенок «рисует» в голове картины того, как он будет это делать — рисовать или лепить — и представляет конечный результат работы. Если творчество станет сопровождать малыша с раннего развития, то он получает возможность расширять потенциал воображения — это значит, он будет фантазировать и придумывать, видеть и представлять себе образы, вещи, события не в рамках узконаправленного мышления, а с самых разных сторон.

Во взрослой жизни такая способность помогает человеку не «застревать» на проблеме, видеть многие способы и пути ее решения. Высокий уровень воображения свидетельствует об одаренности, помогает учиться, решать задачи нестандартным способом, быстро находить ответы на вопросы, ориентироваться в учебных целях, не пасовать перед трудностями в школе.

Мышление и творчество

Невозможно творить, делать что-то своими руками, не думая о процессе и результате. По этой причине, занимаясь любимым делом, и полностью погружаясь в творческий процесс, дети научаются думать, мыслить, анализировать, обобщать, сравнивать, овладевать причинно-следственными связями. Благодаря творческим занятиям, мышление ребенка тесно связывается с такими процессами как развитие мотивации, постановка целей и поиски смысла. Это может относиться ко всему — учебе и общению, отношениям в семье и со сверстниками, формированию самооценки и уверенности.

Внимание, память, восприятие

Дети, которые творят, как правило, выполняют творческие задания с внимательностью и увлеченностью. Это способствует тому, что они могут создавать такие продукты, которые бы отличались новизной и оригинальностью.

Кроме того, ребенок привыкает мыслить и действовать самостоятельно. Это важный фактор в развитии его личности. Когда он занимается творчеством — у него развивается память, воображение и восприятие, это помогает не только достигать успехов в учебе и хобби, но также чувствовать себя комфортно там, где нужно дать оценку ситуации, проявить смекалку, честность, решить трудности социального характера.

Психические травмы у детей

Психические травмы у детей

Детской эмоциональной травмой может считаться все, что влечет такие изменения в детской личности как: уныние и подавленность, проблемы со сном или отказ от пищи, агрессивное поведение или уход в себя, наличие страхов, навязчивых мыслей и действий, тики. Для того чтобы помочь ребенку, необходимо консультация и работа со специалистом, однако творческие занятия дома будут способствовать снятию симптомов тревоги и напряжения.

Изобразительная деятельность

Рисование масляными, акварельными, пальчиковыми красками, гуашью, мелками способствуют выражению тяжелых и болезненных эмоций. Дети отличаются от взрослых тем, что часто они не могут говорить о том, что чувствуют — у них нет подобного опыта взаимодействия с родителями и миром. Поэтому положительные чувства радости и счастья у детей проявляются как смех и веселье, а отрицательные через уныние, депрессивное состояние или агрессию. Работа с психологом помогает ребенку «вытащить наружу» негативные эмоции, прожить сложный период, успокоиться и вновь развиваться в соответствии со своей природой.

Когда малыш или школьник рисует, он бессознательно «отражает» на бумаге все, что происходит у него внутри.

Родителям на заметку: если ребенок чем-то расстроен, можно предложить ему порисовать или сделать это вместе с ним. Не стоит давать конкретные инструкции к тому, что нужно изображать — пусть он рисует отвлеченно, прислушиваясь к себе. Рисование способствует налаживанию эмоционального фона и его гармонизации.

Лепка

Пластилин или мягкая глина бессознательно ассоциируются с собственным телом, поэтому занятия с ними будут полезны, когда существуют психосоматические болезни, мышечные зажимы, тревожное состояние, скованность в теле. Ребенок может просто лепить, не привязывая свою работу к конкретному образу. Работая пальцами, он расслабляется, снимает напряжение через давление на пластилин.

Читайте также:  Развитие речи ребенка 3 года жизни

Танцы и музыка помогают выражать эмоции через тело и слух.

Источник

  Любое творчество – является духовным, преобразующим человека процессом. И дети это чувствуют интуитивно, тянутся к  нему не боясь ошибиться или быть непонятыми. Через творчество они познают мир, такой запутанный и огромный. Ища в еле заметных каракулях или ярких пятнах образы, с которыми им только предстоит познакомиться. Лист бумаги для малыша это окно в  незнакомый мир и что очень важно этот мир неповторим и  многомерен . Как же  радостно ребенку принимать от этого мира всю красоту  и новизну. Доказано, что без разумного обучения, приобщения ребенка к изобразительной и художественной культурам вообще нельзя говорить о личностном развитии малыша.

      Человек, как личность, формируется в системе разнообразных отношений в условиях художественной деятельности. Изобразительное искусство, а собственно освоение его – это огромное пространство общественных отношений, в которые вступает ребенок.

Вся творческая деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственными  ему на различных ступенях развития; в ней  находят отражение некоторые  специфические  особенности его интеллекта и характера.

Задача эстетического и духовного развития в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начала в человеке. Через приобщение к изобразительному искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире сфера эстетических потребностей.

Рисование-это не только удовольствие,но и сложный психический процесс, в ходе которого развиваются такие формы человеческой психики, как воображение и, как следствие, креативность.

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал бы фантазией, то лишился бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Не существовало бы сказок, игр и многого другого. Я думаю, лишив человека воображения – прогресс бы остановился. Воображение и фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Умение фантазировать развивается особенно интенсивно уже в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Благодаря воображению человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление. Фантазия нужна будущему взрослому — она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить. То, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, — они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках. Поиск ассоциаций и генерация образов — отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики раннего интеллектуального развития.  

Если искусство является средством выражения чувств, восприятия и мыслей, если оно, как средство общения, помогает нашему «я» высвободиться и вступить в многосторонние взаимоотношения с реально существующим физическим миром и с другими людьми (становясь в этом смысле фактором, способствующим слиянию личности и индивида с окружающей средой), то в ходе воспитательной работы необходимо стремиться развивать у детей  такие черты, как

– умение различать проблемные ситуации, понимать чувства других людей и                       то, что подлежит ещё проверке опытом; 

– гибкость в поисках решений и выдвижении идей;

– оригинальность творческой мысли как способа непроизвольного выражения;

– способность к обобщению и синтезу

Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.

Рисуя, у ребенка формируются чувство композиции, внимание, терпение, усидчивость, аккуратность, концентрация, то есть, развитие и гармонизация личности.

 Кроме этого, любой родитель будет доволен, если у его ребенка сформируется хороший вкус, умение видеть и ценить красоту окружающего мира.

Приобретается сенсорный опыт и моторные навыки. Если вы хотите, чтобы вашему  ребенку легко давалось письмо в школе и у него не уставали пальчики, пусть он больше рисует, лепит, собирает мозаику и конструктор.

Источник