Как труд влияет на общее развитие ребенка дошкольника
Труд развивает физические, умственные и нравственные качества детей. Достижение реального результата труда, успешность совместной деятельности, понимание возможности принести пользу другим вызывает радостные переживания, способствует формированию положительного отношения к труду, развивает у детей трудолюбие и уверенность в своих силах.
Формирование трудовых качеств является процессом постепенным и сложным.
Я. 3. Неверович выделила 5 этапов формирования у детей положительного отношения к труду по самообслуживанию:
1. Ребенок понимает значение предложенной ему работы для коллектива, но еще не. умеет приняться за дело и довести его до конца. Ему нужен систематический контроль со стороны воспитателя и детского коллектива. Под влиянием напоминаний, одобрения и порицания ребенок начинает внешне усваивать требуемую систему поведения.
2. Ребенок начинает без контроля извне выполнять работу по самообслуживанию, но только во время дежурства и только то, что непосредственно относится к кругу его обязанностей.
3. Ребенок делает работу, ранее выполнявшуюся только во время дежурства, и вне дежурства; помогает другим детям в труде по самообслуживанию. На этом этапе создаются внутренние потребности в деятельности.
4. У ребенка усиливается ориентировка по отношению к кругу своих обязанностей дежурного, и он сам, без внешнего контроля, делает то, что по смыслу нужно делать в данный момент. На этом этапе отпадает необходимость в непрерывном напоминании ребенку о его обязанностях и в подкреплении его работы одобрением или порицанием.
5. Свой опыт отношения к людям и обязанностям ребенок начинает переносить в другие условия, в другие области деятельности — в занятия, игры. В новых условиях он также доводит дело до конца, начинает помогать другим, убирает за собой, интересуется тем, чтобы общее дело было хорошо выполнено, т. е. качества, сформированные в одном виде деятельности, становятся до некоторой степени привычным способом поведения[89].
Не каждый ребенок, указывает Я. 3. Неверович, должен проходить через все выделенные этапы и задерживаться на них одно и то же время. Индивидуальные особенности поэтапного формирования трудовой деятельности зависят от уже сложившегося в предыдущем опыте отношения ребенка к трудовым обязанностям.
Постепенное включение детей в коллективный труд, наблюдение за трудом взрослых, участие в посильном труде способствуют формированию простейших трудовых навыков и потребности трудиться. При правильном воспитании уже в дошкольном возрасте начинают складываться в своей простейшей форме общественные”, мотивы трудовой деятельности. Дошкольники интересуются не только процессуальной стороной деятельности, но и ее результатами, и тем значением, которое она имеет для окружающих людей.
В процессе коллективной деятельности у детей формируются более высокие мотивы трудовой деятельности. По данным Я. 3. Неверович, они обнаруживаются в том, что дети к старшему дошкольному возрасту начинают ставить интересы других людей выше своих собственных; стремятся хорошо выполнять работу и без напоминания доводить ее до конца; в случае необходимости помогают товарищам; выражают желание выполнять и другие виды работ, которые им не поручались. Все эти на первый взгляд небольшие изменения в поведении детей имеют глубокий смысл и свидетельствуют об изменениях в психологии ребенка.
Детская трудовая деятельность в значительной мере является источником общего развития ребенка. В труде формируется нравственная воспитанность личности, развивается устойчивость поведения, собранность, дисциплинированность, инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнить работу.
На современном этапе особое значение имеет формирование у подрастающего поколения социально-психологической готовности к труду.
Социально-психологическую готовность к труду следует рассматривать как целостную характеристику личности, включающую такие мотивационные, когнитивные, эмоционально-волевые, поведенческие качества, которые могут обеспечить оптимальное функционирование личности в социалистическом трудовом коллективе.
Разнообразные компоненты социально-психологической готовности к труду по-разному проявляются в тот или иной возрастной период. Но большинство из них начинает закладываться уже в дошкольном детстве.
Труд объединяет детей, в совместном труде формируется умение работать сообща, помогая друг другу, создаются условия для формирования отношений сотрудничества, возникают ростки дружбы, внимательного отношения друг к другу и к продуктам труда другого человека.
Труд развивает все психические качества детей, помогает вырабатывать наблюдательность, точность восприятия, расширяет образную память, совершенствует мыслительные операции и воображение. Труд требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, сосредоточенности.
В процессе труда ребенок усваивает полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы, с которыми он имеет дело. Ухаживая за растениями, важно заметить их рост (появление новых листочков, цветов), установить зависимость роста от того, как ребенок поливает растение, рыхлит почву и т. п. Вышивая салфетку, ребенок знакомится с особенностями ткани, учится определять и сравнивать толщину швов, подбирать расцветку узора, оценивать его расположение.
Практические действия — один из основных структурных компонентов трудовой деятельности — дают ребенку возможность вступать в непосредственные контакты с окружающим миром, проявляя собственную активность и инициативу. С возрастом деятельность ребенка приобретает более полную структуру, что отражается на формировании его интересов, познавательной деятельности. Труд привлекает ребенка разнообразным содержанием, развивает его способности, создает возможность радоваться творчеству и вместе с тем вовлекает в определенные трудовые отношения, способствует приобщению к миру взрослых.
Литература
Буре Р. С, Година Г. Н. Учите детей трудиться. М., 1983.
Воспитание дошкольников в труде /Под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1983.
Козлова С. Нравственное воспитание дошкольников в труде // Дошкольное воспитание. 1986. № 3, 4, 5.
Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Социально-психологические особенности игровой и трудовой деятельности дошкольников //Вопр. психологии. 1986. № 5.
Крупская И. К. Выбор профессии //Пед. соч. М., 1969. Т. 4.
Логинова В. И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых //Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Науч. труды ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. С. 142—153.
Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.
Психология совместного труда детей/Под ред. Я. Л. Коломинского. Мн., 1987.
Тидикиене 3. Об особенностях познания ребенком общественных явлений //Дошкольное воспитание. 1977. № 4.
Вопросы для повторения
1. Выделите основные психологические характеристики трудовой деятельности дошкольников.
2. Назовите важнейшие личностные качества ребенка-дошкольника, отражающие его психологическую готовность к труду.
3. Охарактеризуйте основные компоненты структуры трудового процесса.
4. Каковы различия в представлениях детей о труде взрослых? В чем проявляются различия в представлениях мальчиков и девочек о труде родителей?
Практические задания
1. Дайте анализ рисунков детей различных возрастных групп на темы: «Когда я вырасту, я буду…», «Как люди трудятся», «Я дежурю», «Мама и папа на работе» и т. п.
2. Понаблюдайте за игрой детей, определите, в какие «профессии» , они играют.
3. Определите уровни развития трудолюбия у отдельных детей при выполнении разных видов дежурств.
Источник
Валентина Маслюкова
Роль труда в воспитании дошкольника
Роль труда в воспитании дошкольника.Материал на тему: Роль труда в воспитании дошкольника.
Трудолюбие издавна занимало одно из центральных мест в системе человеческих ценностей, рассматривалось как добродетель, во многом обеспечивающая благополучие в дальнейшей жизни. Труд, уважение и достаток в народном сознании были взаимосвязанными понятиями. Трудовое воспитание детей предусматривало не только обучение их всем необходимым для крестьянской жизни навыкам, но и формирование у ребенка особого отношения к труду как к жизненно необходимому средству существования и как к внутренней, нравственной потребности человека. Обучение детей трудовой деятельности проходило по хорошо продуманной, отшлифованной многими поколениями системе. Объем нагрузки и воспитательные меры соответствовали возрасту ребенка, его потребностям и возможностям в каждый период времени. труд развитие дети
В настоящее время труд по-прежнему является важнейшим средством воспитания, ведь он был и остается основой человеческой жизни и культуры.
Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует творческие задатки. В процессе труда человек крепнет физически, развиваются его умения и навыки.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.
Уже к дошкольному возрасту дети много знают и умеют, они овладевают относительно развитыми действиями, которые носят уже результативный характер. Затем происходит переход от действий результативных к продуктивным.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной является трудовое воспитание.
Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.
Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства доброжелательности, отзывчивости.
Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося. Внимание младших школьников становится целенаправленным и произвольным, хотя довольно долго сильным и конкурирующим с произвольном остается непроизвольное внимание детей, увеличивается его объем, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами.
Велика роль труда в развитии мышления . По мере овладевания трудовыминавыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер.
Восприятие благодаря совершенствованию наблюдения превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс.
Интеллектуальный характер приобретает у младших школьников память . Ребенок не только вспоминает, но и начинает решать особые мнемические задачи на произвольное намеренное запоминание или воспроизведение требуемого материала. Оба вида памяти – произвольная и непроизвольная – претерпевают в младшем школьном возрасте такие качественные изменения, благодаря которым устанавливается их тесная взаимосвязь и взаимопереходы.
В условиях трудовой деятельности происходит развитие воображения. Воссоздающее (репродуктивное) воображение развивается на всех занятиях путем формирования у детей, во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний (например, данное событие фактически не произошло, но условно его можно вообразить “как если бы” произошедшее, и тогда столь же условно выяснять его последствия).Стремление младших школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов способствует развитию у них творческого (продуктивного) воображения.
Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.
В российских школах сложилась определенная система трудового воспитания подрастающего поколения, которая реализуется через непосредственно учебный, производительный и общественно полезный труд. В школе-интернате виды трудовойдеятельности несколько иные: учебный труд, общественно полезный, самообслуживание, хозяйственно-бытовой и ручной труд. Разделение это условно, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой – помогает навести порядок в спальне.
Учебный труд едва ли не самый тяжелый для ребенка, ведь он требует большого умственного напряжения, длителен и кропотлив. Но именно в процессе учебного труда воспитывается отношение к трудовой деятельности в целом, происходит целенаправленное, ежедневное развитие личности ребенка.
Общественно полезный труд является основой всей системы трудового воспитания учащихся. Общественно полезный труд — это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость. В него вовлекаются все учащиеся. В процессе систематического общественно полезного труда формируются такие нравственные качества, как ответственность, бережное отношение к общественной собственности, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность. Главная отличительная черта общественно полезного труда заключается в том, что это труд, в котором проявляется забота каждого участника деятельности об окружающих людях, о школе, о пришкольной территории.
Наиболее простым и доступным видом общественно полезного труда является самообслуживание , домашнее и школьное. Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. К самообслуживанию дети приучаются уже с дошкольных лет. Закрепление и развитие привычек и навыков самообслуживания в младших классах – хорошая психологическая основа для привития детям чувства уважения к труду взрослых, понимания роли труда в жизни людей, готовности к длительному физическому напряжению., уверенности в своих силах.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к бытовому труду необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.
Ручной труд является важнейшим видом труда в коррекционной школе. Он направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников. Так, например, специальное внимание на занятиях ручному труду уделено воспитанию у учащихся привычки обдумывать задание не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ и изготовление поделок (пособий, закладок для книг, при выполнении которых у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану, осуществляются межпредметные связи, развиваются конструкторские умения и навыки, творческие способности, расширяется кругозор детей. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи.
Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе и школьных делах, поэтому необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности.
Но какая бы работа не проводилась в школе по трудовому воспитанию, основы его закладываются в семье. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. Очень часто родители считают, что детям младшего школьного возраста нельзя поручать трудовые задания, так как они еще малы и ничего не умеют. Это неправильно.
Типичные ошибки родителей заключаются в недопонимании воспитательного значения труда для детей, оберегании их от труда и выполнении за них бытового, учебного труда, неверное стимулирование детского труда (плата за труд, за учебу, обещание дорогих подарков). Иногда наказывают трудом, не умеют правильно организовать труд ребенка в семье (ограничиваются и довольствуются разовыми поручениями, не дают постоянных и на длительное время).
В семье у детей должны закладываться основы трудолюбия, вырабатываются трудовые умения и навыки.
Кроме того, семья и школа должны взаимодействовать друг с другом, проводить работу по трудовому воспитанию,придерживаясь следующих принципов:
Приобщение к труду через самообслуживание;
– постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
– постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
– тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
– организация обучения выполнению трудовых операций;
– формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
– учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
– поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
– чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.
Организуя целенаправленную, ежедневную работу по трудовому воспитанию, следует помнить и о возможностях произведений художественной литературы, иллюстраций, картин, фильмов, которые помогут расширить представления ребенка о труде взрослых.
Чтобы труд оказывал воспитательное влияние на ребенка,необходимо:
Систематически привлекать детей к бытовому труду: уборке квартиры, стирке, глажению мелких вещей (носовых платков, салфеток и т. д.);
Давать детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи;
Привлекать детей старшего дошкольного возраста по уходу за младшими братьями и сестрами;
Давать детям трудовые поручения, которые не всегда им интересны, и добиться, чтобы они старательно их выполняли;
Предъявлять единые и постоянные требования к труду ребенка;
Поддерживать своим отношением, положительной оценкой радостное настроение у ребенка во время труда, вызывать чувство уверенности в своих силах, желание заслужить еще более высокую оценку;
Доступно разъяснять детям смысл работы и ее значение для членов семьи;
Помогать ребенку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи;
На ошибки и недостатки указывать детям доброжелательно, одновременно советуя, как можно сделать работу лучше;
Добиваться, чтобы ребенок каждую работу доводил до конца;
Следить за правильным чередованием труда и отдыха детей, сменой рабочей позы, так как это снимает утомление и способствует концентрации внимания;
Относиться к детскому труду как к серьезному делу, не превращать в игру;
Никогда не использовать труд как средство наказания.
Важно знать!
* * *
Освобождение ребенка от каких-либо трудовых обязанностей никоим образом нельзя применять как форму поощрения. Подобное поощрение приносит вред, так как тормозит формирование трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей. Гораздо полезнее, если ребенок будет воспринимать отстранение от труда как своеобразное осуждение поступков.
* * *
Ребенок, принимающий участие в хозяйственных делах семьи, приучается беречь труд взрослых, растет более собранным, организованным, аккуратным, быстрее постигает такие важные понятия, как «взаимопомощь», «долг», «ответственность перед старшими». Для того чтобы вызвать у ребенка желание трудиться, воспитывать интерес к бытовому труду,необходимо отмечать результаты его усилий: помог убраться – в доме стало чисто, красиво, уютно;ты настоящий помощник: старался облегчить труд мамы, бабушки; вместе труд спорится лучше и т. д. Важно также руководить трудовой деятельностью ребенка, подсказывая наиболее рациональные пути его действия, показывая приемы работы.
* * *
В процессе труда у ребенка формируется способность проявлять усилия, упорство, добросовестное отношение к порученным обязанностям, аккуратность, ответственность за качество выполняемой работы. Трудолюбивый ребенок не может находиться без дела. Такой ребенок всегда сам чем-то занят, умеет найти интересное для себя занятие. Все это положительно скажется и при обучении в школе, и в его дельнейшей самостоятельной жизни.
Роль труда в воспитании ребенка
Трудовое воспитание детей является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Своевременное привлечение ребенка к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, тренирует память. Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.
Чтобы труд оказывал воспитательное влияние на ребенка,необходимо:
1. Систематически привлекать детей к бытовому труду: уборке квартиры, стирке, глажению мелких вещей (носовых платков, салфеток и т. д.);
2. Давать детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи;
3. Привлекать детей старшего дошкольного возраста по уходу за младшими братьями и сестрами;
4. Давать детям трудовые поручения, которые не всегда им интересны, и добиться, чтобы они старательно их выполняли;
5. Предъявлять единые и постоянные требования к труду ребенка;
6. Поддерживать своим отношением, положительной оценкой радостное настроение у ребенка во время труда, вызывать чувство уверенности в своих силах, желание заслужить еще более высокую оценку;
7. Доступно разъяснять детям смысл работы и ее значение для членов семьи;
8. Помогать ребенку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи;
9. На ошибки и недостатки указывать детям доброжелательно, одновременно советуя, как можно сделать работу лучше;
10. Добиваться, чтобы ребенок каждую работу доводил до конца;
11. Следить за правильным чередованием труда и отдыха детей, сменой рабочей позы, так как это снимает утомление и способствует концентрации внимания;
12. Относиться к детскому труду как к серьезному делу, не превращать в игру;
13. Никогда не использовать труд как средство наказания.
* * *
Важно знать!
Освобождение ребенка от каких-либо трудовых обязанностей никоим образом нельзя применять как форму поощрения. Подобное поощрение приносит вред, так как тормозит формирование трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей. Гораздо полезнее, если ребенок будет воспринимать отстранение от труда как своеобразное осуждение поступков.
* * *
Ребенок, принимающий участие в хозяйственных делах семьи, приучается беречь труд взрослых, растет более собранным, организованным, аккуратным, быстрее постигает такие важные понятия, как «взаимопомощь», «долг», «ответственность перед старшими». Для того чтобы вызвать у ребенка желание трудиться, воспитывать интерес к бытовому труду,необходимо отмечать результаты его усилий: помог убраться – в доме стало чисто, красиво, уютно;ты настоящий помощник: старался облегчить труд мамы, бабушки; вместе труд спорится лучше и т. д. Важно также руководить трудовой деятельностью ребенка, подсказывая наиболее рациональные пути его действия, показывая приемы работы.
* * *
В процессе труда у ребенка формируется способность проявлять усилия, упорство, добросовестное отношение к порученным обязанностям, аккуратность, ответственность за качество выполняемой работы. Трудолюбивый ребенок не может находиться без дела. Такой ребенок всегда сам чем-то занят, умеет найти интересное для себя занятие. Все это положительно скажется и при обучении в школе, и в его дельнейшей самостоятельной жизни.
«Трудовое воспитание в семье»
Труд – важнейшее средство воспитания, в процессе которого формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. И здесь самая главная роль принадлежит – семье, именно здесь приобретаются элементарные навыки хозяйственно – бытового труда.
В семье дети постоянно видят,что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье и. т. д. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогают понять значимость их значимость. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснением. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.
В семье ребенка необходимо привлекать к повседневному участию в бытовом труде, при этом надо заинтересовать ребенка, изложив в доступной форме значимость предстоящей работы, ее результата. Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения, Приучая детей старшего дошкольного возраста надо чаще использовать игровые формы организации, при этом необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Например, старшие дошкольники должны систематически участвовать в домашнем труде (выносить мусор, мыть посуду, ходить за хлебом и. т. д.). Однако нельзя забывать о том, что родители должны оценить его труд и желание сделать что – то для других и обязательно похвалить малыша.
Труд детей в семье не только воспитывает чувство ответственности, доброжелательности,отзывчивости,дисциплинированности, самостоятельности, но и сближает ребенка.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представления о себе и об окружающем мире. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.
Источник