Как тесты влияют на развитие ребенка

Как тесты влияют на развитие ребенка thumbnail

Тестовые задания и оценочное тестирование во главе с ЕГЭ и ОГЭ основательно вошли в жизнь наших детей. Как это влияет на их способ мыслить и воспринимать мир? И как избежать негативных последствий «натаскивания» на правильные ответы? Мнения и рекомендации наших экспертов.

Проходить тесты, угадывая верный вариант ответа, любят все, и взрослые, и дети. Правда, к школьному тестированию это не относится. Там, где цена каждого балла слишком высока, уже не до игр. Между тем тесты стали неотъемлемой частью жизни школьников. К ЕГЭ и ОГЭ, которым уже больше десяти лет, с этого года добавился и итоговый экзамен для 4-классников, введенный Министерством образования, он также будет проходить в формате тестирования.

Результат не заставил себя ждать: во многих школах учителя отрабатывают с детьми тестовые задания уже со второго класса. И последующие 10 лет школьники практически не расстаются с распечатками тестов и бланками, где в строго отведенных местах из месяца в месяц тренируются ставить галочки или крестики.

Как влияет тестовая система обучения и оценивания знаний на мышление ребенка, на его способ воспринимать информацию? Мы расспросили об этом экспертов.

Ответ найден!

Маленький тест для разминки

Вопрос: как поступить, если вам на день рождения принесли конфеты?

1. Спрятать подальше.

2. Поставить на стол для гостей.

3. Положить часть конфет в вазочку и поставить на стол для гостей.

На всякий случай: этот вопрос адресован детям второго класса, и на него есть лишь один правильный ответ – под номером три. Без вариантов. Он не предполагает рассуждений на тему: а если конфеты, например, с ликером или искусственными красителями, разумно ли предлагать их детям? Обязательно ли часть конфет убирать, если именинник их не любит или не ест совсем? Почему нельзя поделиться всеми конфетами сразу?

Тестовые задания вроде этого, взятого из учебника по «Окружающему миру», не позволяют рассматривать ситуацию объемно, устанавливать причинно-следственные связи, учиться мыслить критически. И такие тесты все чаще появляются в школьной программе.

Если для родителя ничего, кроме результата, не существует, велика вероятность, что и для ребенка это станет главным

«Ребенок, который большую часть времени имеет дело с подобными заданиями, перестает соотносить их с собой, со своей жизнью, – размышляет экзистенциальный психолог Светлана Кривцова. – Он привыкает к тому, что правильный ответ кто-то уже дал за него. От него же требуется лишь запомнить и правильно воспроизвести».

«Постоянная работа с тестами приучает ребенка жить в режиме стимул-реакция, вопрос-ответ, – соглашается с коллегой когнитивный психолог Мария Фаликман. – Во многом наша повседневная жизнь так и устроена. Но выбирая этот режим, мы тем самым закрываем возможности для дальнейшего развития, для творческого мышления. Для успеха в тех профессиях, где надо уметь выйти за пределы заданного, стандартного. Но откуда у ребенка, который с начальной школы привык существовать в системе готовых вопросов и ответов, появится этот навык – задавать вопросы и искать нетипичные ответы?»

Части без целого?

В отличие от экзаменов прошлых лет, тесты не имеют логической связи между заданиями. Они требуют умения оперировать большим объемом данных и быстро переключаться с одной темы на другую. В этом смысле тестовая система внедряется вовремя: точно того же требуют от молодого поколения современные средства коммуникации.

«Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир, – замечает доктор психологических наук Рада Грановская. – Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление». Вот и тесты в свою очередь приучают ребенка концентрироваться на деталях. Его внимание становится коротким, дробным, ему все труднее читать длинные тексты, охватывать большие, сложные задачи.

«Любой экзамен – ответ на конкретные вопросы, – уточняет Мария Фаликман. – Но тест – это много маленьких конкретных вопросов, которые делают картинку существенно более раздробленной. Прекрасно, если ребенка учат физике, биологии или русскому, а потом с помощью теста измеряют, насколько хорошо он усвоил предмет. Но когда ребенка целый год натаскивают на сдачу теста по физике, нет гарантии, что он будет понимать физику. Иными словами, в тестах как измерительном инструменте я не вижу ничего плохого. Главное, чтобы они не заменяли учебу. Градусник хорош, когда им измеряют температуру, но плох в качестве лекарственного средства».

Увидеть разницу

Впрочем, было бы ошибкой утверждать, что все тестовые задания в равной мере сужают кругозор и приучают ребенка мыслить упрощенно, решать однотипные изолированные задачи, без взаимосвязи с контекстом их жизни.

Тесты, которые сводятся к заданиям с выбором из готовых вариантов ответа, мешают «изобрести» какое-то новое решение

«Тесты, которые сводятся к заданиям с выбором из готовых вариантов ответа и используются в процессе обучения, оказывают негативное влияние на наше мышление, – подтверждает психолог, профессор МГУ, научный руководитель Центра «Гуманитарные технологии» Александр Шмелев. – Оно становится репродуктивным. То есть мы скорее вспоминаем уже готовое решение (обращаемся к памяти), чем пытаемся сообразить, «изобрести» какое-то новое решение. Простые тесты не предполагают поиска, логических умозаключений, воображения, наконец».

Однако экзаменационные КИМы год от года меняются в лучшую сторону. Сегодня тесты ОГЭ и ЕГЭ в основном включают вопросы, требующие свободного ответа, умения работать с источниками, интерпретировать факты, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

«В таких сложных тестовых заданиях ничего плохого нет, – утверждает Александр Шмелев, – напротив: чем больше их решает учащийся, тем больше его знание и мышление (в данной предметной области) превращается из «декларативного» (отвлеченного и теоретического) в «операциональное» (конкретное и практическое), то есть знания превращаются в компетенции – в умение решать задачи».

Фактор страха

Но тестовая система оценки знаний вызвала еще один негативный эффект, связанный с рейтингами и санкциями. «В нашей стране сложилась опасная традиция оценивать работу школы и учителей на основе результатов ЕГЭ и ОГЭ, – рассказывает Владимир Загвоздкин, научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления. – В такой ситуации, когда цена каждой ошибки слишком высока, учитель и ученики охвачены страхом неудачи, уже трудно получать радость и удовольствие от процесса познания».

Для того чтобы ребенок полюбил читать, рассуждать, почувствовал интерес к науке и культуре, необходима доверительная, безопасная атмосфера и позитивное отношение к ошибке

Но именно в этом и состоит одно из основных условий качественного школьного образования. Для того чтобы ребенок полюбил читать, рассуждать, научился вести беседу и спорить, решать математические задачи, почувствовал интерес к науке и культуре, необходима доверительная, безопасная атмосфера и позитивное отношение к ошибке.

Это не голословное утверждение: к такому однозначному выводу пришел известный новозеландский ученый Джон Хэтти, обобщив результаты более 50 000 исследований, посвященных факторам, влияющим на успехи детей в учебе, с десятками миллионов учащихся.

Изменить школьную систему родители не в силах, но они, по меньшей мере, могут создать такую безопасную атмосферу дома. «Показывайте ребенку, что за пределами тестов открывается большая и интересная научная жизнь, – советует Мария Фаликман. – Водите его на популярные лекции, предлагайте книжки и учебные видеокурсы, которые сегодня доступны по любому учебному предмету и на самых разных уровнях сложности. И обязательно дайте понять ребенку, что результат теста не так важен для вас, как его общее понимание предмета. Если для родителя ничего, кроме результата, не существует, велика вероятность, что и для ребенка это станет главным».

Как готовиться к тестам?

Рекомендации наших экспертов

1. К прохождению тестов надо привыкнуть, а значит, просто… тренироваться. Тренировки дают представление о вашем уровне знаний и дают понимание того, что вы покажете результат «на своем уровне» (плюс-минус 5-7% ). Это значит, что всегда найдутся задания, которые вы решите, даже если встретите немало заданий, которые решить не сможете.

2. Сначала выполняйте те задания, которые решаются «с ходу». Если задумались, заколебались, пропустите, идите дальше. Когда дошли до конца теста, возвращайтесь к нерешенным заданиям. Разделите оставшееся время на их число, у вас получится максимальное количество минут, которое вы можете себе позволить размышлять над каждым вопросом. Если ответа не появилось, оставьте этот вопрос и двигайтесь дальше. Эта тактика позволит вам потерять очки только за то, чего вы действительно не знаете, а не за то, до чего просто не успели добраться.

3. Максимально используйте ответы, которые во многих тестах предлагаются на выбор. Часто можно просто догадаться, какой из них правильный. Если догадка есть, но вы не уверены, все равно отметьте этот вариант, это лучше, чем ничего. Даже если совсем ничего не знаете, отметьте что-нибудь наугад, всегда есть шанс попасть.

Не используйте готовые тексты сочинений или эссе из сборников. Тексты там часто плохие и устаревшие

4. Оставьте время на проверку работы: правильно ли заполнены бланки, оформлены переносы, против тех ли ответов поставлены крестики?

5. Не используйте готовые тексты сочинений или эссе из сборников. Во-первых, экзаменаторы обычно с ними знакомы. Во-вторых, тексты там часто плохие и устаревшие. Не старайтесь поразить экзаменаторов своим ярким и необычным видением темы. Пишите добротный, спокойный текст. Заранее обдумайте варианты его начала и конца, соберите побольше «заготовок» по разным темам. Это может быть эффектная цитата, яркий образ или спокойный ввод в проблему. Если у вас есть хорошее начало и хороший конец — остальное дело техники.

6. Найдите сайты с качественными тестами, которые позволяют тренировать внимание, память, зрительное воображение, логику, – и решайте при любой возможности. Например, десятки разных тестов можно найти на сайте бесплатного«Клуба испытателей тестовых технологий» (КИТТ).

Текст:Алла АнуфриеваИсточник фотографий:Getty Images

Источник

С появлением в нашей повседневной жизни телефонов, ученые проводили тысячи исследований, чтобы понять, как они влияют на наше здоровье. Споры о вреде смартфонов не утихают и сегодня, но теперь стало ясно, что современные гаджеты имеют огромное влияние на физическое и психическое состояние взрослых и детей.

Сегодня elgreloo.com подробней изучит вопрос воздействия смартфонов на детей. Вы узнаете, как телефоны влияют на здоровье и психику детей, с какого возраста можно пользоваться мобильными телефонами и в как снизить негативное воздействие гаджетов на ребенка.

Влияние гаджетов на жизнь детей

Сегодня сложно представить ребенка, который бы не знал, что такое смартфон и не умел им пользоваться. Родители часто дают ребенку смартфон для того, чтобы тот не мешал им заниматься его делами. Но какой вред приносит телефон детям на самом деле? Давайте разбираться с этим вопросом подробней.

Как смартфоны влияют на развитие ребёнка?

Сегодня мы находимся на исходной точке эпохи гаджетов и планшетов, поэтому поколение наших детей — первое, которое испытывает их на себе. По этой же причине еще нет точных и обширных исследований, которые могли бы точно ответить на вопрос как телефоны влияют на развитие ребенка.

В 2018 году в США начали масштабное исследование, в котором взяли участие 11 тысяч детей возрастом 9-11 лет. Цель исследования — понять, как использование смартфонов влияет на мозг детей и интеллектуальных способностей подростков нашего времени. Эксперимент будет длиться 10 лет.

Уже сейчас есть первые результаты этого эксперимента. МРТ показало, что у детей, которые проводят в планшете или смартфоне около 7 часов в день, истончение мозговой коры. Обычно такое явление происходит с человеком во взрослом возрасте. Также наблюдается низкая успеваемость у тех, кто проводит за планшетом более 2 часов в день. Дети хуже справляются с тестами на логику и мышление и отстают в развитии от своих сверстников.

Смартфоны стают причиной того, что у ребёнка не развивается воображение, образное мышление, фантазия, логика, концентрация внимания.

Влияние смартфона на физическое здоровье детей

Очевидно, что смартфоны плохо влияют на физическое состояние детей (и взрослых тоже). Так что давайте разбираться, почему смартфоны вредны:

  • Нарушение сна. Всемирная организация здравоохранения пришла к выводу, что смартфоны действительно влияют на качество сна. У детей может возникать бессоница в случае, если они проводят много времени за смартфоном или любым другим гаджетом пред сном. Причиной тому становиться мелатонин — гормон сна, который вырабатывается в организме только при наступлении темноты. Но если уж перед глазами ребенка постоянно находиться техника — ни о каком сне не идет речи.
  • Проблемы с позвоночником. Сидячая поза, голова опущена вниз — все это характерно для детей, которые проводят время за смартфоном. Все это плохо влияет на позвоночник, особенно на шейный и поясничный отделы.
  • Проблемы со зрением. Длительное смотрение на экран с близкого расстояния плохо влияет на зрение детей. Это может стать причиной того, что ребенок не видит одинаково хорошо на близком и дальнем расстоянии. Также может возникнуть синдром сухого глаза, что становиться причиной инфекционных заболеваний глаз.
  • Боли в голове. Длительное пользование смартфоном может вызвать головную боль из-за того, что мышцы шеи постоянно находятся в напряжении. Это в свою очередь влияет на сосуды и уменьшает поступление кислорода в мозг.
  • Лишний вес. Постоянное сидение в телефоне вызывает дефицит активности у детей. Они гораздо меньше двигаются и занимаются физической активностью, что может стать причиной ожирения.

Проблемы с физическим здоровьем детей могут серьезно влиять на их дальнейшую жизнь и состояние организма. Они цепной реакцией влекут за собой остальные заболевания и проблемы.

Влияние смартфонов на психику детей

Не менее важно и негативное воздействие гаджетов на психоэмоциональное состояние детей. Иногда эти проблемы оказываются даже серьезней, чем проблемы с физическим развитием, поэтому нужно знать врага в лицо.

  • Проблема эмоционального развития. Гаджеты — это серьезная угроза нормальному общению ребенка со сверстниками. Все чаще современные подростки заменяют живое общение виртуальным, что негативно влияет на формирование их социальных навыков.
  • Рассеянность. Гаджеты становятся причиной того, что у ребенка рассеяно внимание, проблемы с концентрацией.
  • Перегрузка сенсорной системы. Сенсорная система человека ответственна за восприятие сигналов из окружающей среды. С дисплеев гаджетов дети получают слишком много сигналов, что вызывает агрессию, раздражение, капризы.

Негативное воздействие смартфонов на общее состояние организма детей — недостаточно изученная сфера. Но даже те данные, которые есть сейчас, показывают очевидный вред гаджетов на детей.

Преимущества смартфонов для детей

Несмотря на весь вред, который может принести любой гаджет для ребенка, у него все же есть существенные преимущества. Возможно именно они не позволяют родителям полностью отказаться от использования техники.

  • Связь. Когда ребенок на связи, любому родителю спокойней на душе. Можно в любой момент его набрать, узнать где и с кем он находится. Дети также могут позвонить своим родным в случае опасности и оповестить их об этом.
  • Обучение. К счастью, смартфон можно использовать с пользой для ребенка. Сегодня есть масса полезных каналов для обучения и развития детей. Можно играть в развивающие игры, проходить тесты на логику, решать головоломки, изучать языки.
  • Приучение к здоровому образу жизни. Как бы странно это не звучало, но с современными гаджетами следить за здоровьем стало значительно проще. Вы всегда можете скачать приложения на телефон, которые будут напоминать ребенку пить воду, отслеживать количество шагов, напоминать сделать паузу и разминку и т.д.
  • Навыки взаимодействия с электронными устройствами. Взрослым без телефона, планшета, компьютера просто не обойтись. Если старшее поколение училось пользоваться новомодными гаджетами во взрослом возрасте, то у детей есть возможность осваивать их очень рано. Уметь пользоваться современными технологиями сегодня чрезвычайно важно как для работы, так и для учебы.

Как видим, смартфоны могут быть полезными для детей, если использовать их правильно. Главное уметь контролировать своих детей и дозировать их взаимодействие с современными технологиями.

Мифы о вреде смартфонов

Сегодня существует множество мифов об их плохом взаимодействии на организм, в которые мы до сих пор верим. Давайте избавляться о ложных представлениях вместе.

Мобильные телефоны могут стать причиной рака мозга. Смартфон действительно влияет на мозг человека, но всемирная организация здравоохранения не смогла доказать то, что телефоны имеют связь с новообразованиями в мозге.

Смартфоны портят зрение. Этот миф правдив наполовину. По сути, смартфон никак не сможет испортить ваше зрение. А вот неправильная эксплуатация устройства — запросто. Если вы будете давать глазам отдых и держать смартфон на расстоянии 20-30 см от глаз, ощутимого вреда на зрение он не принесет.

Смартфоны вызывают зависимость. Частичный миф. Да, мы часто слышим эту фразу, многие не устают повторять это утверждение детям. Но на самом деле некоторые ученые склоняются к тому, что зависимость от смартфонов — не что иное, как страх оказаться в изоляции от всего мира. Согласитесь, в 21 столетии без телефона не обойтись никак.

С какого возраста можно пользоваться мобильным телефоном?

Многие родители приучивают детей к смартфонам с раннего возраста. Иногда действительно проще дать ребенку смартфон с мультиками и играми, чтобы чаду было чем заняться, пока родители заняты. Но гаджет — это не панацея, которая должна спасать в любой ситуации.

Специалисты Американской академии педиатрии и Канадского сообщества педиатров пришли к единому выводу, благодаря которому составили «график» использования смартфонов для детей. По их мнению, до 2 лет ребенок не должен пользоваться девайсами вовсе. Более взрослые дети могут использовать мобильный с ограничениями во времени.

  • 3-5 лет — 30 минут в день. 
  • 7-10 – не больше часа.
  • 11-14 лет – 60-90 минут в день. 
  • Старше 14 – не более 90 минут в день. 

Стоит выстроить такие отношения с ребенком, чтобы он четко понимал: если смартфон забирают, не нужно умолять родителей посмотреть еще 5 минут. Помимо этого важно выбирать время, в которое ребенок может получить разрешение на смартфон. Например, давайте телефон детям только после того, как они выполнили домашнее задание, обязанности по дому и т.д.

Как понять, что у ребёнка зависимость от смартфона или гаджетов?

Дети, родившиеся после 2000 года — стали первыми из нового поколения Z, которое не представляет своей жизни без интернета и технологий. Многие дети могут стать заложниками обстоятельств и страдать от зависимости от смартфона. Как распознать эту проблему? Симптомы зависимости ребенка от смартфона:

  • Ребенок не проводит свободное время без телефона, планшета или компьютера.
  • Нарушение сна, бессоница, плохой сон, отказ засыпать без смартфона
  • Повышенная тревожность
  • Агрессия при попытках ограничить доступ ребенка к интернету
  • Ломка без гаджетов
  • Ребенок мало общается со сверстниками, заменяет живое общение виртуальным

При наличии подобных симптомов, необходимо принять радикальные меры и ограничить доступ ребенка к современным технологиям.

Как снизить негативное влияние телефонов на детей?

Самый эффективный способ снизить негативное влияние телефона на ребенка — ограничить его во времени провождении за гаджетом. Чем меньше подросток или ребенок сидит с гаджетом в руках, тем меньше вред техники на его здоровье.

Еще один способ как отучить ребенка от смартфона — Правило 4 «В». Чтобы снизить негативное влияние смартфонов на здоровье ребенка, необходимо придерживаться принципа 4 «В»: включил, выбрал, выполнил, выключил. Вот несколько принципов:

  • Определите время, когда ребенку нельзя пользоваться телефоном. Введите запрет на гаджет после и перед сном, во время еды.
  • Используйте смартфон во благо. Если вам необходимо отвлечь ребенка и вы решаете вручить ему телефон, позаботьтесь о том, чтобы контент для ребенка был полезным.
  • Следите за тем, что делает ваш ребенок в телефоне. Не позволяйте смотреть мультики, в которых содержаться жестокие сцены, не допускайте игры по типу войнушек.
  • Давайте правильный пример своим детям, ведь они перенимают поведение взрослых. Если вы прийдя с работы включаете телевизор или целыми днями зависаете в гаджете, ребенок будет перенимать эту модель поведения.

Проводите со своими детьми как можно больше свободного времени: гуляйте на свежем воздухе, играйте в настольные игры, выполняйте работу по дому. Это отсечет потребность ребенка занять свое свободное время смартфоном и значительно улучшит ваши взаимоотношения.

Так можно ли детям пользоваться смартфоном? Ответ: можно, но всего должно быть в меру. Придерживайтесь наших рекомендаций и ваша жизнь станет намного проще. Будьте здоровы!

Источник