Как сшить игрушку для развития мелкой моторики ребенка
Лариса Гацко
Пособия по развитию мелкой моторики своими руками
Тема:
«Пособия по развитию мелкой моторики своими руками».
Лариса Гацко
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его ручных умений. По умелости детской руки специалисты, на основе данных современных исследований, делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.
Известный физиолог И. П.Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».
Руки- это наш рабочий орган. Именно через него мы получаем сведения о мире, играем, исследуем, творим.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики руки? Дело в том, что в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь, мышление, творчество. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, стимулирует развитие нервной системы, всех психических процессов и речи. Игры на развитие мелкой моторики дают возможность развивать мышечные и тактильные ощущения, расширяют кругозор, стимулируют развитие творческого воображения. Благодаря таким играм, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Работу по совершенствованию и коррекции мелкой моторики необходимо проводить как можно раньше.
Поэтому в группе необходимо иметь набор игр и игрового материала для моторного развития детей, которые необязательно покупать в магазине, а изготовить своими руками.
Предлагаю вам познакомиться с пособиями, которые я использую в своей работе.
1. Всем известная развивающая доска «Бизиборд».
2. Панель с тактильными дощечками, на которых наклеены материалы разной фактуры (мех, вельвет, драп, клеенка, спички, шнур, крупа, воск от свечки).
3. Панель с рамками-вкладышами.
4. Тактильные мешочки, наполненные разными крупами. Игра «Найди два одинаковых».
5. Цифры с нашитыми пуговицами.
6. Пособие «Сенсорный куб». Данное пособие можно использовать в работе с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
7. Сушилка для белья.
Тренировать ручки и мозг ребятам помогут обычные прищепки. Здесь ребенок учится правильно открывать и закрывать прищепку, прицеплять их. Если вы в руки детям дадите платочки, одежду для кукол, картинки (по темам недели) и они будут развешивать их прищепками, то такая деятельность не может не понравиться маленькому человечку. Любимое занятие детей и передвигать прищепки палочкой.
Кроме того, для игр с прищепками используем старые пластинки, компьютерные диски, вырезанные из картона различные фигурки (ёжики, птички, солнышки и др.)
8. Пособия по шнуровке.
Шнуровка-очень полезное занятие для пальчиков. Существует множество вариантов шнуровки, предлагаю вашему вниманию некоторые из них.
9. Для развития ручной умелости помогают и катушки. Игра «Намотай ниточку».
10. Дощечки с набитыми гвоздиками.
11. Любимое занятие наших ребят собирать бусы.
12. Игра «Покорми мишку и колобка».
13. Игры с пинцетами.
14. Игра «Разложи фасоль» (футляры от градусников).
15. Игра «Вязаные «блинчики». (игра взята с интернета).
Дубы-дубы-дубочки, (дети перекладывают «блин» с ладошки на ладошку)
Пеку-пеку блиночки,
С одной стороны (переворачивают блин на полу – «сковороде» двумя пальцами)
С другой стороны,
Жарю в масле я блины.
Вот блин со сметаной (блин на ладошке-смазываем его сметаной)
Он самый румяный,
В трубочку сверну (сворачиваем)
Другу подарю
Кушай мой румяный блин
Завтра снова поедим.
16. Игры со скрепками.
И вот ещё некоторые.
Буду рада если данные пособия пригодятся кому-то в работе!
Благодарю за внимание! Творческих вам успехов!
Источник
Автор Teddy На чтение 8 мин. Просмотров 3.1k.
Обновлено 25.07.2018
Руки для человека очень важны. Ежедневно они выполняют тысячи разнообразных движений, большинство из которых делаются неосознанно. Поэтому в развитии ребенка следует особое внимание уделять мелкой моторике. Малыши любят трогать предметы, ощупывать их, пытаются выполнять простейшие движения руками.
Игрушки для развития мелкой моторики служат отличным практическим материалом, с помощью которого ребенок через игру занимается каждый день. Их можно изготовить самостоятельно, используя разнообразные подручные средства.
Меры предосторожности
Существует множество мастер-классов, помогающих изготавливать дома игрушки детям любых возрастов. Многие современные родители стараются развивать моторику ребенку рано, пока он еще грудничок. Малышам всегда интересны новые предметы.
Однако, выбирая материалы и пошаговую инструкцию, стоит помнить о мерах предосторожности:
- Пришивайте все элементы игрушки покрепче, особенно мелкие — дети любят не только трогать, но и пробуют «на зуб» понравившийся предмет.
- Закончив поделку, проверяйте все ее элементы сами, причем несколько раз. Насколько крепко пришиты пуговицы? Легко расстегнуть молнию? Есть узкие места, где можно случайно защемить палец?
- Осмотрите игрушку. Помните, там не должно присутствовать никаких мелких острых концов, режущих краев и других опасных элементов, о которые малыш может пораниться.
- Используйте на игрушки для развития моторики рук для малышей только натуральные материалы, не содержащие никаких примесей или химии.
- Проявите фантазию. Ребятишки 0-3 лет и старше познают мир через тактильные ощущения. Вот почему они стараются все потрогать, даже попробовать. Делайте разные игрушки — мягкие и твердые, шершавые. Экспериментируйте с размерами и формой. Помните, даже месячный младенец сможет развиваться, изучая новые предметы.
Сенсорные мешочки
Такие игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей подойдут малышам 0-3 года и чуть старше. Внешне они выглядят как мягкие тканевые мешочки, набитые разнообразными материалами. Ребенок будет трогать их и обнаружит скрытые сюрпризы внутри.
Сова с секретом
Маленький мешочек — сова, внутри которого находятся различные материалы.
Что потребуется:
- фетровая ткань — разноцветные кусочки (белый — глаза, желтый — клюв и основной цвет для туловища);
- ленточки;
- нитки;
- иголки;
- тюль или иная прозрачная ткань;
- мелкие материалы (бусинки, звездочки, пуговицы);
- готовая выкройка.
Порядок изготовления:
- Дидактический материал можно скачать готовые или нарисовать самим. Основа — туловище совы в форме арки. Перенося готовые детали на ткань, стоит помнить, что одна сторона (задняя) — будет закрытой, а вторая (перед) — имеет небольшое круглое отверстие, через которое содержимое мешочка отлично просматривается.
- Вырежьте круг чуть больше отверстия из тюли. Аккуратно пришейте его к детали передней стороны (где было круглое отверстие).
- Соедините основные две детали, прошив машинкой. Только оставьте внизу небольшое отверстие, через которое набейте мешочек собранными мелкими деталями. Незачем класть много, лучше соберите разных штучек: звездочки, пуговицы, бисер.
- Закончив набивку, закройте отверстие. Теперь осталось украсить мешочек — вырежьте из мягкого белого фетра глаза, черным маркером можно добавить им зрачки, из желтого — треугольный клюв. А голову совы украсьте двумя яркими ленточками. Такие игрушки для мелкой моторики рук от года тоже подойдут. Они безопасны, ведь содержимое нельзя достать.
Тактильные мешочки
Можно смастерить несколько маленьких тканевых мешочков, набив их разнообразным содержимым: крупами, бисером, рисом.
Что потребуется:
- ткань;
- нитки, иголка;
- ножницы;
- содержимое — крупы, рис, бисер, бусинки.
Порядок работы:
- Раскроите несколько маленьких подушечек и аккуратно набейте каждую крупами, только смотрите, чтобы содержимое получилось разным. Например, в одной будет только рис, в другой — овсяная крупа и пр.
- Сшейте дополнительно для них большой тканевый мешок, где будете хранить самодельные игрушки.
- Чем набивать? Вариантов много: ракушками, рисом, ватой, камушками, бусинами. Главное, чтобы предметы были гладкие и безопасные.
Слингобусы грызунки и браслетики для грудничков
Такие игрушки больше подходят для грызения и ощупывания младенцам. В магазинах не всегда можно доверять ассортименту, нет гарантии в безопасности изделий. А дома можно смастерить их самим, используя пошаговую инструкцию.
Это самые ранние игрушки, внешне похожи на бусы или браслеты. Мамы часто надевают их, чтобы отвлекать ребенка, пока он находится в слинге или на руках.
Важно! Здесь потребуются навыки вязания именно крючком. Умение связывать предметы (браслеты, бусины) и связать отдельные элементы (фигурки животных, мягкие шарики).
Что потребуется:
- деревянные бусины;
- хлопковые нити;
- крючки;
- вощеный шнур/лента (основа);
- наполнитель (силиконовое волокно, вата);
- шуршащие или какие-нибудь гремящие предметы (по необходимости).
Порядок работы:
Заранее определитесь, будет это маленький браслет, полноценные бусы или игрушка — кусалка. Основой служит деревянный предмет.
Браслет — игрушка
Вариант 1. Возьмите небольшое деревянное кольцо и аккуратно обвяжите его так, чтобы вязаная ткань покрыла всю поверхность. Похожим образом обвяжите небольшую деревянную бусину — «голову» игрушки. Отдельно свяжите пару ушей к ней, оформите мордочку. Закончив, соедините детали.
Вариант 2. Здесь деревянные шарики чередуются с мягкими, вязаными. Можете обвязать несколько деревянных шаров — бусин или связать шарики, набив их ватой/поролоном. Пусть в браслете мягкие шарики чередуются с обычными деревянными. Соедините их, набрав на толстую, хлопковую нить.
Вариант 3. Браслет с разными шариками дополнен парой деревянных колец.
Вариант 4. Браслет — бегемотик. Обвяжите деревянную основу — браслет хлопковой нитью, только плотнее и закрепите концы. 4 ножки и голову бегемотика свяжите отдельно. Набейте их ватой или иным мягким наполнителем.
Вариант 5. Разноцветные вязаные шарики собраны вместе, с ними фигурка маленького бегемотика. Каждый шарик связывайте отдельно. Можно использовать разноцветные нитки, так игрушка получается ярче. Собирая готовые шарики, чередуйте их с небольшими бусинами. В центре пришейте вязаную фигурку зверушки.
Слингобусы выполняются похожим образом, только они большего размера. Мама носит такие как практическое пособие малыша, заодно отвлекающая вещь.
Подобные игрушки подходят и годовалым детям, 1-2, даже 1-3 лет. Можно со временем усложнять структуру бус или браслета, объясняя ребенку, из каких именно элементов он состоит.
Шнуровка
Дети постарше (3-4, также 4-5 лет) уже освоили азы пальчиковой моторики, пора им изучать мастерство завязывания шнурков. Конечно, большинство детской обуви делается на удобной застежке или липучке, но малышу все равно нужно уметь завязывать себе шнурки.
Лучше всего навык познается на практике. Поможет игрушка — шнуровка. Видно как развитие мелкой моторики рук помогает ребенку в жизни.
Что потребуется:
- фетр разноцветный;
- шнурки (обычные новые);
- картон — основа;
- кнопки (вернее, специальные кружки, которыми закрываются отверстия);
- нитки, иголка;
- ножницы;
- готовый шаблон.
Порядок работы:
Форма игрушки. Если шнуровку делаете для малыша помладше (2-4 года), тогда можно сделать любую зверушку. Например, улитку или дракона, на котором будет элемент шнуровки. Фактура изделия тканевая, мягкая. Чтобы игрушка заинтересовала, стоит выбирать любимого зверя ребенка. Нравятся динозавры — сделать динозавра, нравятся кошки — кота. Добавить элемент шнуровки несложно к любому.
Если ребенок постарше (5-6 лет), лучше изготовить пример обуви. Тогда он сможет практиковаться завязывать шнурки, вдевать их, вязать бантики, понимая, где это используется.
Улитка — шнуровка
Раскроите все детали будущей улитки: круглую раковину, туловище, два кружка — глаза, дополнительные детали — окружение. Основой будет лист плотного картона, сверху обшитый фетром или иной плотной тканью. Для удобства картон приклейте потом.
Сначала на ткань — основу пришейте элементы будущей улитки. Для оформления ее раковины прострочите несколько раз, делая шов в форме уменьшающейся спирали. Закончив, пришейте вручную бусинки, через которые потом нужно будет продевать шнурок.
Осталось пришить оставшиеся детали игрушки — туловище, глаза. Два шнурка будут рожками улитки. Сделайте поделку яркой, разноцветной, чтобы заодно развивать способность ребенка различать цвета (их названия, наименования предметов). Добавьте элементов к картине. Солнышко, травку, пенек.
Шнуровка — кеды
Скачайте шаблон кеды и перенесите его на ткань. Постарайтесь создать реалистичную обувь. Низ — темный фетр, носок — полукруг белой ткани, основа — детали из зеленого фетра. Основа — квадратный отрез ткани, к ней пришиваете детали игрушки.
Сначала пришейте черный низ. Сверху — белый полукруг-носок кеды. Делайте его чуть меньше, чтобы край низа был заметен. Сложнее всего — оформить дырочки. Купите специальные пластиковые «шлепки», и сделав круглые дырки, установите их сверху. Можно приклеить, чтобы ребенок потом не смог вытащить детали.
Такие сенсорные игрушки должны быть максимально реалистичными. Малыш станет ассоциировать их с настоящими кроссовками или ботинками.
Источник
Игрушки способствующие развитию мелкой моторики, популярны среди родителей. Игры-шнуровки очень удобны, и их легко смастерить своими руками.
Игрушки, способствующие развитию мелкой моторики, не зря так популярны среди родителей. Ведь всем давно известно, что стимулирование нервных окончаний детских пальчиков напрямую влияет на развитие той части головного мозга, которая отвечает за речь. Полки магазинов усыпаны подобными игрушками, но все не купишь, да и надоедают они детям довольно быстро. Можно сэкономить деньги и изготовить их самостоятельно. Для этого понадобится совсем немного времени и предметы домашнего обихода, которые вы наверняка собирались выбросить.
Игрушки из крышек
Маленькие детки – большие любители откручивать крышки от бутылок. Оказывается, это необычайно полезное занятие для тренировки моторики!
Для того чтобы сделать развивающую игрушку, понадобятся: коробка от обуви, обрезанные горлышки от бутылок с крышками, цветная бумага.
Аккуратно вырезаем в крышке отверстия. В них вставляем части бутылки так, чтобы горлышки остались внутри коробки, а крышки – снаружи. Декорируем все цветной бумагой.
Проявите фантазию или воспользуйтесь нашим образцом.
Если продеть через крышки верёвочки и закрепить, они не растеряются в ходе игры.
Мозаика
Материалы: пластиковые крышки, «держалки» от воздушных шариков, коробка и клей.
Склеиваем «держалки» и пробки так, чтобы получились фишки на ножках. Проделываем шилом отверстия в верхней части коробки. Получаем отличную развивающую мозаику с крупными деталями, которые точно не влезут в рот малыша! А интересные игры превратят раскладывание фишек в увлекательное занятие:
- «Дорожка». Положите на поле две игрушки и попросите малыша помочь им встретиться, соединив их дорожкой.
- «Звёздочки на небе». Приготовьте фигурку зайчика и расскажите крохе сказку: «Заблудился зайка в тёмном лесу и не найдет дорогу домой. Мы ему поможем, если зажжём на небе звёздочки». Разложите жёлтые детали, а потом пусть настанет утро и «встанет» солнышко.
- «Курочка с цыплятами». Выложите белыми фишками фигуру мамы-курицы, зовущую своих деток: «Цып-цып, мои цыплятки!». Предложите малышу расставить птенцов.
Сшитые развивашки
Мамы, которые имеют хоть какие-то способности к рукоделию, могут пошить уникальные развивающие игрушки из лоскутов ткани и швейной фурнитуры.
Это может быть коврик, панно, кукольный театр и даже объёмная книжка. Объединённые общим сюжетом аппликации, кармашки, нашивки декорируются такими полезными для развития моторики пальцев пуговичками, молниями, липучками и кнопками.
Похожий материал:
- Развивающий коврик своими руками
- Развивающие игрушки из фетра своими руками
Книжка-малышка «Колобок»
Все дети любят сказки. Но просто слушать им сложно, так как для малышей до 3 лет характерны наглядно-образный и наглядно-действенный типы мышления. Поэтому лучшим вариантом для развития крохи будет книжка, пошитая по мотивам сказки. В нашем случае это «Колобок».
Приготовьте лоскуты ткани и основу для книжки (по типу «раскладушка»). На первой страничке будут изображены домик и дерево, а на остальных – все звери, встречающиеся на пути Колобка. Прикреплять их удобнее на липучки, чтобы малыш мог их снимать и надевать. Самого Колобка ребёнок будет передвигать по дорожке (шнурку, протянутому вдоль всей книжки).
Аналогично можно обыграть и другие сказки, например «Репку». Такие пособия развивают внимание, способствуют формированию нравственных чувств у ребёнка, учат запоминать последовательность событий в сюжете сказки.
«Весёлые зверята»
Из фетра можно сшить мордочки зайчиков и медвежат. Их съёмные глазки или ушки прикрепляются при помощи пуговиц.
Собирая из деталей зверят, дети учатся узнавать цвета и формы, расстёгивать и застёгивать пуговички, стимулируя нервные окончания своих пальчиков.
Проталкиватель
Обычная баночка из-под майонеза с крышкой или контейнер за несколько минут может превратиться в простейший тренажёр для мелкой моторики. Ещё приготовьте шило или нож и небольшие предметы для проталкивания.
Проделайте в крышке имеющейся ёмкости отверстия, соответствующие размеру бусинок (фасоли, теннисных шариков, счётных палочек, монет). Для некоторых предметов можно сделать дырочки чуть поменьше, чтобы карапузу пришлось приложить усилия. Так он познакомится с понятиями «большой – маленький».
Как вариант можно воспользоваться стаканом-непроливайкой и проталкивать в него помпоны или пуговицы. Главное, находитесь во время игры всегда рядом с крохой, чтобы он ненароком не проглотил бусинку или пуговицу.
«Голодная коробочка»
Обклеиваем цветной бумагой небольшую коробку и рисуем на крышке смешную рожицу. В месте, где находится рот, вырезаем отверстие. Предлагаем крохе «накормить» коробочку мелкими предметами.
Шнуруем и нанизываем
У маленьких детей пальчики ещё совсем неумелые, поэтому им сложно выполнять точные движения. Игры-шнуровки очень удобны, и их легко смастерить собственноручно.
Если времени на подготовку совсем нет – даём ребёнку ленточку и предлагаем нанизывать нарезанные коктейльные палочки, макароны, пуговицы. Для шнуровки можно за несколько минут проделать дыроколом в картонной картинке или распечатанных заготовках отверстия, через которые кроха будет продевать ленточку, шнурок и проволоку.
Тематический материал:
- Мягкий кубик для детей своими руками
- Алфавит из фетра
Можно заранее сделать материал для игры. Катаем шарики из глины, протыкаем их зубочисткой и даём высохнуть. После этого нужно покрыть их клеем ПВА и покрасить гуашью и лаком. Бусины могут быть разной формы, цветов и размеров.
Для деток, ещё не умеющих нанизывать и шнуровать, готовим тактильные игрушки с ленточками.
Нам понадобятся: баночка с крышкой, в которой прорезаются отверстия, разнофактурные ленты или шнурки. На концах последних завязываем узелки и продеваем их через дырочки. Показываем ребёнку, как их нужно вытягивать, и наслаждаемся освободившимся временем!
Сенсорные подушечки
Это тканевые мешочки, наполненные крупой или бисером, сделать их несложно. Можно сшить такие аксессуары в форме животных или фигур.
Но лучшим вариантом являются так называемые искалочки, в которых есть прозрачное окошко. В такие игрушки, кроме круп и бусин, кладут «сокровища» (маленькие фигурки, детали сортера и др.). Детки перебирают пальчиками мешочек и ищут спрятанные предметы.
Игры с крупами
Подойдут карапузам от полугода, главное, уследить, чтобы они их в ротик не тянули. Самые маленькие могут просто перебирать и пересыпать гречку, рис, горох, а для деток постарше можно придумать настоящие дидактические занятия, в ходе которых они познакомятся с понятиями «большой – маленький», «выше – ниже», названиями животных, правилами сортировки и пр.
«Собери цыплят»
Подготовьте контейнер или большую коробку, крупу, щипцы (ложку, прищепку).
Варианты игры:
- закопать маленькие предметы и попросить ребёнка их найти;
- выложить на крупу птенцов, мелкие элементы, которые можно сортировать по какому-нибудь признаку или кормить;
- если нет таких игрушек – возьмите фигурки животных, и пусть малыш найдет корову («Кто говорит «Му-у»), курицу («Кто говорит «Ко-ко-ко») и т. д.;
- также можно выводить пальчиком на крупе буквы, цифры и фигуры.
Рисование рисом
Если покрыть рис пищевыми красителями, получится необычное средство для рисования. Нанесите клей на бумагу и попросите ребенка посыпать крупу.
Такое занятие будет полезно для моторики пальчиков, цветового восприятия и воображения.
Игры с прищепками
О пользе этих предметов говорила ещё знакомая всем Мария Монтессори. Если проявить немного фантазии, легко придумать массу интересных развивающих игр с их использованием.
Несложно сделать заготовки из фетра или картона (фрукты, животные, деревья). Годовалые малыши смогут лишь снимать прищепки с основы, двухлетние справятся и с другими действиями.
Вместо прищепок воспользуйтесь скрепками. Такой вариант подойдёт детям старшего дошкольного возраста.
Тактильные мешочки
Приготовьте два одинаковых мешочка. В каждый из них положите по одному парному предмету (камушки, пуговицы, теннисные и массажные шарики, детали конструктора). Главное, чтобы они были изготовлены из разных материалов, отличались по форме и фактуре.
Из одного мешочка достаём фигуру, даём разглядеть ребёнку, просим назвать её свойства. Предлагаем малышу отыскать на ощупь такой же предмет в другом мешочке.
Понаблюдайте, что привлекает кроху, и превратите это в развивающую игру. Изготовленная самостоятельно, она будет уникальной и принесёт гораздо больше пользы, чем обычная покупная игрушка.
Источник