Как способствовать развитию речи ребенка развивающими играми

Лариса Максимова
Игры, помогающие развивать речь ребёнка

Основной деятельностью малыша в дошкольном детстве является игра. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир, развивается, учится общаться. Родители покупают малышу много разнообразных игрушек. Желательно, что бы большую часть всего ассортимента занимали игрушки развивающего характера: пирамиды из разного количества колец, матрёшки, доски с вкладышами разнообразной формы, кубики с разрезными картинками, лото, парные картинки, детские домино, игры на шнуровку, мозаики кнопочные и магнитные и многое другое. Этот игровой материал можно использовать с ещё большей пользой. Вот несколько игр, которые помогут развить речь ребёнка.

Игра «Мой, моя, моё, мои»

Игра способствует уточнению понимания ребёнком рода имён существительных и сочетания их с притяжательными местоимениями.

Взрослый показывает ребёнкуигрушку и спрашивает: «Это чей самолёт?»

Ребёнок отвечает: «Мой самолёт» и т. д.

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?

Самолёт Неваляшка Лото Карандаши

Вертолёт Матрёшка Домино Кубики

Волчок Машина Картинки

Мишка Пирамида Весы

Зайка Мозаика Часы

Можно поиграть с одеждой,одевая малыша на прогулку:

Шарф Кофта Пальто Сапоги

Свитер Шапка Варежки

Рубашка Брюки

КурткаНоски

Игра «Один – много»

Тренируемся в образовании множественного числа имён существительных.

В эту игру интересно играть, перекидывая мяч.

Мяч – …мячи; пирамида – …пирамиды; кубик – …кубики и т. д.

Игра «Назови ласково»

Тренируемся в образовании имён существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Мяч – …мячик; самолёт – …самолётик; кукла – …куколка и т. д.

Можно поиграть с одеждой: шапка – … шапочка, шуба – … шубка, сапоги – … сапожки и т. д.

С посудой: тарелка – …тарелочка, чашка – …чашечка и т. д.

С мебелью: стул – …стульчик, стол – …столик, шкаф – …шкафчик и т. д.

Можно рассмотреть свои части тела и назвать их ласково: руки – …ручки, ноги – …ножки, нос – …носик, палец – …пальчик и т. д.

Вещи личной гигиены: мочалка – мочалочка; мыло – мыльце; зеркало – зеркальце; расчёска – расчёсочка; полотенце – полотенчико; лента – ленточка…

Игра «Чудесный мешочек» или «Что в сумочке?»

Для игры нужна непрозрачная сумочка и набор мелких игрушек. Малыш закрывает глазки, достаёт игрушку, ощупывая её пальчиками, и отгадывает, какая игрушка у него в руках. Затем можно назвать игрушку ласково.

Игра «Из чего сделано?»

Взрослый сравнивает игрушки и говорит, что мяч сделан из резины, значит, он резиновый. Матрёшку сделали из дерева, значит, она деревянная. Так постепенно ребёнок научится различать материал, из которого изготовлены игрушки,а затем научится образовывать относительные прилагательные: пластмассовый, картонный, железный и т. д.

Игра «Чего не стало?»

Учимся образовывать родительный падеж имён существительных.

Для игры понадобится несколько игрушек. Ребёнку предлагается запомнить их. Он закрывает глазки. Взрослый прячет одну – две игрушки, спрашивает «Чего не стало?»

Малыш отвечает «Нет машины, куклы» и т. д.

Можно поиграть с картинками и другими предметами.

Игра «Найди лишнее»

Развиваем логическое мышление, речь.

Взрослый выкладывает четыре предмета, спрашивает «Что лишнее и почему?»Например: Кукла – мишка – зайка – машина.

Дудочка – мяч- барабан – гармошка и т. д.

Рекомендуется выучить с ребёнком стихи А. Барто из цикла «Игрушки».

Ещёлюбят дети отгадывать загадки об игрушках:

Одноногий Ивашка – Из ладоней в ладони лечу –

Расписная рубашка! Смирно лежать не хочу!

Петь, плясать – мастак, (Мяч)

А стоять никак! Вот упрямый человек –

(Волчок) Не заставишь лечь вовек.

(Неваляшка)

Можно научить детей составлять загадки в форме описательных рассказов: «Круглый, разноцветный, резиновый, высоко прыгает. Что это?» и т. д.

Знакомьте ребёнка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их,задайте по содержанию несколько вопросов ребёнку. Читайте небольшие рассказы, сказки, такие как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др. Побуждайте ребёнка помогать вам рассказывать сказку, приговаривая «… бабка за дедку, дедка за репку…»

Читайте и перечитывайте малышу его любимые стихи и сказки.

Подстёгивайте любопытство ребёнка, разжигайте в нём желание поговорить о том, что он видел, узнал и испытал.

Всё это поможет вам развить устную речь ребёнка, которая является необходимой предпосылкой умения читать и писать.

Источник

Виктория Пучкова
Игровые методы речевого развития дошкольников

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В настоящее время значительно возросли требования к речевому  развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию.  Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения детей был интересным, занимательным, развивающим. Одним из факторов, облегчающим процесс становления связной речи, по мнению Л. Эльконина – это наглядность.

Наглядные методы используются часто в детском саду. К ним можно отнести экскурсии, рассматривание натуральных предметов, игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по картинам.  Наглядные методы направлены на накопление содержания речи, а также используются для закрепления словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Наглядность повышает интерес детей к знаниям и делает процесс обучения более легким. К. Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету».

Читайте также:  Развитие моторной сферы у ребенка с зпр

В детском саду наиболее ценными в отношении речевого  развития ребенка являются занятия по развитию речи, где используется различный наглядный материал. Ребенку – дошкольнику показывают как предметные, так и сюжетные картины, которые являются ценным материалом для развития речи. Предлагая предметные картины, воспитатель ставит задачу обогатить представления ребенка наглядными образами, расширить активный словарь, научить видеть, показывать и называть детали изображенного предмета.

Предлагая детям сюжетную картину, педагог учит их понимать сюжет, развивает умение слушать его пояснения и пояснения сверстников, высказываться по поводу изображенного. Рассматривание картин способствует накоплению у детей представлений об общественных, бытовых и природных явлениях; развивает интонационную выразительность речи и умение составлять по картине небольшой рассказ.

Очень интересным приемом наглядного метода является рисование.

Для дошкольника рисование – малоизведанный и привлекательный мир. Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими, хвастаются, узнают свои «произведения искусства» среди множества других и даже через длительное время. Детские рисунки можно использовать для составления картин, тем самым развивая речь дошкольника. Например, дети должны придумать рассказ «Елочка-кормушка». Но сначала воспитатель просит их нарисовать свои украшения для елки, чтобы они понравились разным животным и птицам. После этого дети составляют рассказ по своим рисункам.

Существует еще и такой прием как незавершенный рисунок, который незаменим для развития творческих способностей, как в рисовании, так и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т. д. Затем воспитатель вместе с ребенком рассматривает рисунок и обсуждает получившееся.

Дети дошкольного возраста часто испытывают затруднения в составлении описательных рассказов. В этом могут помочь карты-схемы, предложенные Т. А. Ткаченко (заслуженным логопедом, автор более 70 книг и развивающих пособий для детей). Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. Эти схемы можно использовать не только для развития связной речи, но и для развития воображения.

Кроме наглядных методов на занятиях по развитию речи используются и практические методы.

Цель этих методов — обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения. Они используются для решения всех речевых задач. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

Ни для кого не секрет, что игра пронизывает все дошкольное детство ребенка. В своих работах Н. К. Крупская неоднократно подчеркивала: “Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания”.

Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.

Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего.  

Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.

Пескотерапия – это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.

Я хотела бы порекомендовать педагогам несколько игр для развития речи.

“Только веселые слова”

Игра проводится в кругу. Определяется тема игры. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова. Первый игрок произносит “Клоун”, второй: “Радость”, третий: “Смех”и т. д. Игра движется по кругу пока не иссякнут слова. Темы могут быть разные, например: только зеленые слова, только круглые и т. д.

Эта игра не только вызывает интерес у детей и развивает мышление, но и помогает обогатить словарный запас ребенка.

“Слова перевертыши”

Педагог и дети играют в паре (или дети между собой). Ведущий бросает мяч ребенку и произносит слово, допустим “Мокрый”. Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением “Сухой”.

Благодаря этой игре дети усваивают слова с противоположным значением – антонимами. Для детей старшего дошкольного возраста можно усложнить эту игру. Находить “Антонимы в сказках и фильмах”. Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название – антоним, а дети должны угадать истинное название.

Например:

Девушка-великан (Мальчик с пальчик)

Прекрасная лебедь (Гадкий утенок)

Трусливая швея (Храбрый портняжка)

Великан-уши (Карлик Нос)

Ледяной король (Снежная королева)

Ржавый замочек (Золотой ключик)

Больной Ойздоров (Доктор Айболит)

Жарилко (Морозко)

Квадратик (Колобок)

Иван Безобразный (Василиса Прекрасная)

Рязанские художники (Бременские музыканты)

Суп из пилы (Каша из топора)

Читайте также:  Центр развития ребенка умница курск

“Если вдруг”

Ребенку предлагается какая-либо ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения, например: Если на земле исчезнут:

-все пуговицы;

-все ножницы;

-все книги;

-все деревья и т. д.

Что произойдет?

Можно предложить ребенку другие ситуации, например: если бы у тебя была:

– ковер-самолет;

-волшебная палочка;

-живая вода;

-цветик-семицветик;

-сапоги-скороходы;

-шапка-невидимка и т. д.

Эти игры можно применять как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Большую роль в общении играет владение интонацией, мимикой, жестами, позой, которые сопровождают речь. По движениям можно определить эмоциональное состояние ребенка.

И очень важно не только понять состояние ребенка, но и помочь ему выразить свои чувства, помочь справиться с тревожностью, неуверенностью, боязнью насмешки, особенно если это касается какого-то недостатка речи. Легче и естественней, без особых усилий, это можно сделать в игровой ситуации.

Игра- основное занятие детей, важнейшая из всех деятельностей. Пальчиковые, жестовые игры неоценимы в речевом развитии детей!

Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки.

Один из эффективных игровых методик речевого развития: методика «Расскажи стихи руками» Алябьевой Е. А. Одновременно решается множество задач,а именно:

• работа над звукопроизношением;

• расширение словарного запаса;

• совершенствование выразительности речи;

развитие эмоциональной сферы.

Рассказывание стихов с помощью рук вызывает у детей живой интерес, повышает их эмоциональное состояние. Чтобы выработать у ребенка легкую, выразительную, живую речь, интонационно богатый голос, необходима систематическая работа.

Алгоритм действия по методике:

1. Стихотворение повторяется 2-3 раза с разучиванием движений рук и пальчиков;

2. Проговаривание текста воспитателем, сопровождаемое движениями детей;

3. Воспитатель показывает движения, а дети читают стихи.

Учёные мартышки

Две проказницы мартышки (оттопырить уши пальцами)

Полистать любили книжки (одну руку положить раскрытой ладонью вверх, пальцами другой изобразить перелистывание книги,

Потрясти их, полизать (изобразить потрясание книгой, раскрыв ладони, языком изобразить лизание)

И как будто почитать (ладонь одной руки раскрыта, пальцем другой как бы прослеживается текст).

Ловко принялись за дело

И очки они надели (изобразить надевание очков: сначала сделать круги из пальцев, а затем указательными пальцами обеих рук провести за ушами, изображая дуги очков,

К носу книжку поднесли,

Вдруг подальше отвели-

Ничего в очках не видно (закрыть глаза руками)

И мартышкам так обидно! (изобразить собирание слёз в ладонь)

Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что использование наглядных и игровых приемов облегчает усвоение материала, делает формирование речевых умений и навыков более конкретным, доступным и осознанным.

Источник

Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи  у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи — важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных — «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  • Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  • Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  • Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  • Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.
Читайте также:  Развитие ребенка в условиях неполной семьи

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.

  • Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  • Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».
  • Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  • Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  • Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.

Источник