Как создать программу воспитания и развития ребенка

Как создать программу воспитания и развития ребенка thumbnail

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:

– одним из этапов подготовки к педсовету;

– завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

– по педагогике;

– по психологии;

– по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Читайте также:  Методики по раннему развитию ребенка

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:

– последовательность;

– повторяемость;

– доступность;

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник

С сентября 2020 года устанавливается ежемесячная доплата классным руководителям в размере 5 тысяч. Ссылка.

Это отлично! Но и возрастают требования к работе классного руководителя как наставника, воспитателя. К сентября каждый на основе программы общеобразовательной организации должен написать программу воспитания своего класса.

Программа была разработана в 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания. Она призвана помочь педагогам страны выявить и реализовать воспитательный потенциал образовательного процесса в целях решения задач Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г.
  В 2019 году программа была зарегистрирована в Единой государственной информационной системе учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (№ гос. регистрации АААА-Г19-619070900024-2 от 15.08.2019).
 А 2 июня 2020 года программа была утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Ссылка.

Цель воспитания это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.

Результат воспитания– это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания.

Инвариантными модулями должны стать:

· «Классное руководство»,

· «Школьный урок»,

· «Курсы внеурочной деятельности»,

· «Работа с родителями»,

· «Самоуправление»,

· «Профориентация».

Вариативными модулями могут быть:

· «Ключевые общешкольные дела»,

· «Детские общественные объединения»,

· «Школьные медиа»,

· «Экскурсии, экспедиции, походы»,

· «Организация предметно-эстетической среды».

Программа воспитания

Пишем программу воспитания

Важно при этом учесть, что ваша программа должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми,а не общие рассуждения о воспитании.

Наконец, не забывайте о самом важном: программа не является инструментом воспитании; ребенка воспитывает не документ, а педагог – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников.

Помните о работе с родителями! Они – ваши помощники!

Дума приняла закон об укреплении воспитания в системе образования: а что думают учителя?

А теперь Новости:

Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов разъяснил моменты, связанные с разработкой программ воспитания с нового учебного года.

«С сентября 2020 года образовательные организации должны будут постепенно организовывать работу по разработке и внедрению рабочих программ воспитания. А с 1 сентября 2021 года внедрение рабочих программ станет обязательным для всех образовательных организаций», – сказал он. Ссылка

Денис ГРИБОВ, Заместитель Министра просвещения Российской Федерации

С 2021 года в соответствии с принятыми поправками к федеральному закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся будет определена система организации воспитательной работы в сфере образования. У образовательных учреждений (детских садов, школ, колледжей, университетов и институтов) будет год времени, чтобы перестроить свои программы воспитания согласно утвержденным поправкам, и начинать эту работу стоит уже с первых дней нового 2020/21 учебного года. Ссылка

О примерной программе воспитания

Читайте также:  Скачать бесплатно развитие ребенка в утробе

Успехов всем! Если есть вопросы, пишите! Если нравятся публикации, поставьте “класс”. Буду рада комментариям.

Если для вас важны публикации, подписывайтесь на канал.

Источник

Новый закон о дошкольном образовании: что изменилось. В 2020 году Госдума приняла новую редакцию закона Об образовании, в котором были закреплены новые принципы воспитания, предложенные Президентом. Согласно последним изменениям, в детском саду нужно будет составить отдельную программу воспитания, сделав в ней упор на развитие чувства патриотизма и гражданственности.

Детским садам придется изменить воспитательную работу учреждения и внести правки в ООП, поскольку с 1 сентября 2020 года вступил в силу новый закон о воспитании. Связано это с тем, что Госдума утвердила поправки в Закон об образовании, внесенные Президентом Владимиром Путиным. Согласно последним изменениям в законодательстве, педагогам и методисту предстоит проделать основательную работу. Поскольку отныне в детском саду важно будет:

  • усилить патриотическое воспитание;
  • сформировать понятия закона, порядка и гражданственности;
  • воспитывать уважение к культурному наследию страны и памяти защитников Отечества.

Воспитание детей в новом законе Об образовании

Современная реальность обладает значительным положительным воспитательным потенциалом, создает новое пространство для развития и самоопределения личности. Воспитание – это пространство и процесс долговременного формирования и развития человеческой личности, процесс ее сущностного развития. Все лучшее в детстве дается воспитанием. В связи с этим ключевые задачи воспитательной системы — преобразование современной России, предупреждение проявления бездуховности, подготовка всесторонне развитых индивидуумов и успешная социализация подрастающего поколения.

За последние пять лет Правительством РФ приняты важные документы, актуализирующие воспитательный потенциал образовательной организации: Концепция развития дополнительного образования в РФ до 2020 г., Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г., Программа патриотического воспитания молодежи и прочие документы. В настоящее время Государственная Дума рассматривает ФЗ «О патриотическом воспитании в Российской Федерации», ранее принятый в первом чтении, где предусмотрена более тщательная регламентация вопросов патриотического воспитания молодежи.

Президентская инициатива 2020 года (она получила второе название — новый закон о воспитании детей) определяет воспитание как приоритет современного российского образования. В соответствии с положениями новой редакции закона Об образовании были разработаны государственные программы по патриотическому воспитанию граждан РФ, был установлен приоритет за патриотическим воспитанием детей и молодежи.

Воспитательная функция образования была восстановлена и переосмыслена. Необходимо отметить, что основные направления стратегии воспитания на ближайший период определяются исходя из международных норм и стандартов и реалий современной России:

  • повышение воспитывающего характера обучения и образовательного эффекта воспитания;
  • создание в образовательных учреждениях всех типов и видов эффективных гуманистических воспитательных систем;
  • ориентация детей на вечные ценности;
  • гармонизация социального поля ребенка, формирование единого образовательного пространства в социуме;
  • развертывание клубной, культурно-досуговой и любительской деятельности детей в образовательных учреждениях, поддержка имеющихся и стимулирование создания инициативных детских и молодежных общественных объединений;
  • усиление социально-защитной функции образовательного учреждения, повышение мер охраны жизни, физического, умственного и психического здоровья детей средствами образования и в процессе воспитательной деятельности.

Основным содержанием воспитания становится обеспечение процесса социализации и саморазвития молодого человека на основе технологий и средств педагогической помощи, поддержки и сопровождения.

Дорожная карта, которая поможет организовать работу над программой воспитания

В статье «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» – дорожная карта, чтобы спланировать работу над программой воспитания. По ней вы сможете отслеживать сроки и контролировать деятельность ответственных на каждом этапе.

ЧИТАТЬ ПОДРОБНОСТИ ДЛЯ ВАШЕГО ДОУ

Новый закон о воспитании: что изменилось

ДОУ получили год на корректировку программы воспитания и внесение необходимых изменений в календарные планы воспитательной работы. Нововведения уже вызвали горячие споры и недоумение среди педагогов, которые нуждаются в разъяснениях и эффективном планировании дальнейшей работы. Эту работу придется проводить заведующим, их заместителям и методистам ДОУ.

Новый Закон о воспитании детей — это условное название ФЗ от 31.07.2020 № 304, который закрепил обновленную концепцию воспитательной работы, сделав акцент на национально-культурных, исторических традициях, духовно-нравственных ценностях в воспитании гармонично развитой личности.

Воспитание процесс длительный, система убеждений складывается в юности, но представления и понятия формируются с самого раннего детства, прежде всего, конечно в семье, а затем в образовательной организации. Именно поэтому теперь в ДОУ должна быть составлена отдельная программа воспитания, как часть ООП, в которой акцент будет сделан на:

  • развитии чувства гражданственности, патриотизма;
  • уважении к старшим, чужому труду;
  • бережном отношении к природе, истории и культуре России.

Рабочая программа воспитания в ДОУ необходима для реализации единых принятых в государстве требований и решения воспитательных задач. Этот документ может стать незаменимым помощником для воспитателей, стремящихся перейти к «воспитатель-развивающей» позиции и эффективно использовать воспитательный потенциал семьи. Критики нововведения считают, что необходимости выделять программу воспитания по новому закону Об образовании в отдельный документ не имеет смысла.

Читайте также:  30 занятий для успешного развития ребенка 4 года 2 часть ответы

Однако чиновники позволили методистам ДОУ самостоятельно определять содержание и структуру программы воспитания, однако определили точную дату завершения работы над документом — 1 сентября 2021. Следовательно, педагогам важно разработать и утвердить программный документ в установленный срок, руководствуясь комплексом обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Наряду с педагогами, активное участие в разработке воспитательной программы по новому закону должны принимать родители воспитанников. Для этого следует разместить информацию о нововведениях на информационных стендах, официальном сайте, в мессенджерах. Им следует объяснить, что кардинальных изменений в ориентирах воспитательной деятельности ДОУ не произошло, закон внес ограниченные коррективы, которые в большей степени коснулись методической работы педагогов.

Разработка программы воспитания по новому закону

Все изменения в воспитательно-образовательной деятельности следует обсуждать на педсовете. Заведующему необходимо поинтересоваться мнением коллег, а также донести до них суть изменений, которые были внедрены на законодательном уровне, подробно рассказать о новом законе о воспитании 2020. В остальном работа над программой должна проходить в несколько этапов.

Делегирование обязанностей

Непосредственно разработку программы воспитания лучше поручить инициативной группе. Создать ее заведующий должен приказом и положением, в котором он регламентирует задачи и обязанности членов. Параллельно с этим штатный делопроизводитель или кадровый работник должен будет актуализировать воспитательную функцию в должностных инструкциях педагогов.

В состав инициативной группы необходимо включить старшего воспитателя, заведующего, педагога-психолога, методистов и воспитателей. Сформированный коллектив лучше разделить на подгруппы, каждой из которых делегировать работу над определенным разделом программы.

Вместе с инициативной группой педагогов следует организовать такую же в родительской общественности, что позволит коллективно обсуждать все изменения и процесс разработки программы. На информационном стенде можно организовать уголок предложений, куда родители воспитанников смогут прикреплять записки со своими идеями. Дополнительно собрать мнения родительской общественности поможет опрос или анкетирование, в котором родителям нужно будет описать, какой должна быть воспитательная программа.

Результатом работы педагогической и родительской инициативных групп должен быть проект программы воспитания, в который будут гармонично интегрированы новые воспитательные принципы и уже поставленные в учреждении задачи. Также рабочая группа должна разработать календарный план воспитательной работы на год или весь период реализации программы. Календарный план целесообразно разделить на блоки согласно направлениям модулей воспитательной работы для детей всех возрастных категорий.

Составление проекта документа

Инициативной группе необходимо будет изучить действующую ООП, чтобы определить спектр указанных в ней воспитательных задач. При составлении программы воспитания разработчикам не следует копировать текст ООП, но опираться на анализ содержания и структуры программы нужно. План воспитательной программы лучше разработать по результатам голосования или открытого обсуждения.

Новый закон о воспитании

Программа воспитания по новому закону не должна противоречить содержанию, задачам, целям и структуре ООП. Следуя логике построения образовательной программы, целесообразно, чтобы программа воспитания также включала целевой, содержательный и организационный разделы.

  1. Целевой раздел. В нем важно сформулировать воспитательные задачи, поставленные перед коллективом в рамках концепции воспитания личности гражданина РФ и его духовно-нравственного развития. Упор необходимо делать на формирование у воспитанников базовой системы ценностей, которые станут для них основной нравственного поведения в дальнейшем. Цели программы воспитания должны соотноситься с целями ООП, задачи же формулируются исходя из особенностей контингента воспитанников и специфики ДОУ. Помимо целей в первом разделе программы должны быть указаны планируемые результаты. Их можно сформулировать в формате личностных качеств выпускника ДОУ.
  2. Содержательный раздел. В нем перечисляют методы, формы, средства и способы воспитания, а также их взаимосвязь с содержанием различных образовательных областей, специфику взаимодействия с семьями воспитанников. Важно передать, каким образом на практике будут реализованы цели и задачи воспитания, обозначенные в предыдущем разделе. Разработчикам необходимо выделить основные содержательные линии воспитательной работы в каждой образовательной области для всех возрастных групп.
  3. Организационный раздел. Тематические модули, культурно-массовые, спортивные, фольклорные, развивающие и иные мероприятия, ориентированные на решение поставленных задач в рамках выбранной линии воспитания. Основные направления воспитательной работы и их методическое сопровождение, критерии и способы анализа результатов.

Некоторые методисты настаивают на разработке четвертого (вступительного) раздела программы по новому закону о воспитании детей 2020 года. В нем необходимо охарактеризовать специфику воспитательного процесса в ДОУ, расположения, социокультурной среды и контингента учреждения, сделать акценты на источниках положительного и отрицательного опыта детей, передовых воспитательных технологиях и авторских наработках педагогов. Если в учреждении есть традиции и определенные принципы воспитания, о них следует написать во вступительном разделе, который должен занимать не более 1 страницы.

Утверждение программы воспитания и календарного плана

Проекты документов, направленных на реализацию концепции воспитания из нового закона, необходимо согласовать с советом родителей. Членов семей воспитанников можно ознакомить с программой воспитания и календарным планом в дистанционном формате через сервисы видеосвязи или мессенджеры, а педагогов — на заседании педсовета. Замечания следует принимать только в письменном виде.

После общественного обсуждения членам инициативной группы необходимо учесть все полученные замечания и внести коррективы в проекты документов. Заведующему остается только утвердить разработанные документы своим приказом, закрепив изменения в ООП ДОУ.

Источник