Как составить индивидуальный план развития ребенка

Как составить индивидуальный план развития ребенка thumbnail

Эту статью я писала несколько лет назад, когда моей дочке было 3 года или около того
Если будут вопросы или нужна будет помощь – буду рада быть полезной

План развития обычно делается на ближайшие полгода ребёнка, чем младше ребёнок, тем чаще он должен обновляться, чем старше, тем соответственно реже.
Однако он в любом случае поможет вам понимать своего ребёнка, заниматься с ним более целенаправленно и продуктивно. Поэтому начнем

1 этап. 
Изучаем своего ребёнка. Тщательно в течение недели наблюдаем за ребёнком как можно больше: что он умеет делать сам, где ему нужна помощь взрослого, что ему интересно и с чем он увлекательно играет, что он категорически не любит, чего боится, где у вас есть вопросы по поведению и развитию ребёнка. В идеале все записать: все капризы, интересы, имеющиеся навыки, реакции на раздражители и бытовые вопросы.

2 этап. 
Ищем в интернете, в доступных книгах и материалах список того, что может делать ваш ребёнок на данном возрастном промежутке – нормы развития.
Я рекомендую не полениться и поискать дополнительно сензитивные периоды в развитии детей. 
Как только информация найдена, изучаем её в сравнении со своим ребёнком. Для начала можно посмотреть ближайшие периоды: предыдущий период, актуальный и ближайший период. (Например, если вашему ребёнку 2 года, то смотрим нормы от 1,5 до 2,5 лет). 
Ни в коем случае не переживаем, что ваш ребёнок не умеет делать что-то, что по нормам подходит для младшего ребёнка, это всего лишь направление, наш вектор развития. Так, если вашему малышу 6 месяцев и он не сидит – это лишь повод больше заниматься с ним физическими нагрузками, больше стимулировать к тому, чтобы малыш укрепил мышцы, связки и вскоре сел.

3 этап. 
После определения того, в какую сторону двигаться в плане развития – определяем нужные сферы для ребёнка и выписываем их. 
Например, у моей дочки такие сферы:
– физическое развитие
– развитие речи и другие языки 
– творчество и музыка
– самообслуживание 
– социально-эмоциональное развитие
– знания об окружающем мире
– математические и логические навыки
Теперь нужно оценить каждую сферу по 10-бальной шкале. Наглядно можно это сделать с помощью колеса баланса.

4 этап. 
После оценки вы сразу обратите внимание на отстающие сферы и лидирующие. Выбираем 2-3 отстающие и 1-2 лидирующие. 
Почему мы выбираем лидирующие сферы? 

Это обязательное условие, которое часто опускают при обычных тренингах при составлении программы. Я настоятельно рекомендую эти сферы развивать: усложнять задания, больше интереса вызывать, заниматься этим с ребёнком. 
Лидирующая сфера – показатель того, к чему у ребёнка есть склонность (а возможно и талант), интерес, мотивация. Это нужно обязательно учитывать, ведь рано заметив у ребёнка желание заниматься спортом или рисовать, можно направить его, создать условия, чтобы ребёнок вырос очень талантливым и способным в этом направлении. Задатки ребёнка можно развивать с момента, когда их заметили. 

Так, например, моя дочь очень рано начала агукать и реагировать на речь. Сделав упор на развитии речи, я заметила огромный прогресс: дочь в 2,5 года рассказывала стихотворения, песни, строила умозаключения, задавала вопросы и даже придумывала сама рассказы и рифмы. Когда же я заметила, что она в полтора года немного отстаёт в физическом развитии, я приобрела ей спорткомплекс, убрала максимально коляску, бегала с ней и тд. В итоге в свои почти 3 года она уже немного катается на коньках и роликах, ходит часто сама, висит на турниках, катается на лошади с удовольствием, а также залазит на спорткомплексы любой высоты.

5 этап. 
Когда выбраны сферы для ближайшего развития, мы расписываем каждую из них в зависимости от имеющихся возможностей, материалов, игрушек, книг и тд. Для начала я всегда рекомендую использовать то, что уже есть под рукой. Практически любую сферу можно развивать, имея минимум ресурсов. 
Например:
– физическое развитие (ползать, бегать, прыгать, массаж, любые мячики и тд)
– развитие речи и другие языки (разговаривать, читать стихи и петь песни)
-творчество и музыка (рисовать, петь, отстукивать ритм, лепить пластилином, тестом, находить что-то новое в обычном)
– самообслуживание (использовать минимум памперсов, приучать убирать за собой, не помогать по первому зову, а показывать как можно, создать среду, помогать есть ложкой, а не кормить, доверять ребёнку)
– социально-эмоциональное развитие (объяснять, учить эмоциям и нормам поведения, когда ребёнок расстроен, объяснять, что он грустит, жалеть и учить эмпатии)
– знания об окружающем мире (на прогулке рассказывать о природе, погоде, животных, явлениях, о предметах и их свойствах, трогать вместе окружающие предметы, прыгать по лужам, гулять под дождем и тд)
– математические и логические навыки (складывать игрушки, считая, считать ступеньки и шаги, номера на машинах, объяснять причинно-следственные связи, делать вместе выводы и задавать вопросы даже если ребёнок не говорит). 

Читайте также:  Значение слухового анализатора для развития ребенка

Особенно я бы хотела выделить пункт самостоятельности. 
Насколько это важный пункт я поняла, когда моей дочке было чуть больше года. Условия были такие, что я параллельно с ней работала и большую часть времени Дочка занимала сама себя. Понимая, что она отлично справляется со своими потребностями частично сама, я начала помогать ей развивать самостоятельность. По результатам в три года моя дочь может спокойно занимать себя 4 часа спокойно без телевизора (давая маме и папе поспать, позаниматься делами), наложить себе еды, отрезать пакет с молоком и налить его в кружку, помыть фрукты и убрать за собой со стола, может полностью одеться (без пуговиц и застёжек) и может даже сама надеть и застегнуть ролики, а однажды она почти сама раскатала и слепила пирожок. Конечно, это обычные бытовые навыки для ребёнка 3х лет, но для их реализации должны быть оптимальные условия для развития, отсутствие гиперопеки и излишнего внимания любой потребности ребёнка. А важность в первую очередь для того, чтобы ребёнок научился развиваться сам. Если ребёнок в три года знает буквы и цифры, но его кормят с Ложки или он ходит до сих пор в памперсе, то это показатель того, что эта сфера очень сильно проседает и развитие идёт не совсем в ту сторону.

Ну и конечно самое главное – уделять столько любви ребенку, сколько у вас есть возможности

Источник

05.07.201216:535 Июля 2012 16:53:21

Каждая мама в тот или иной момент начинает задумываться над тем, как выстроить такую систему развития своего ребенка, чтобы и не перегрузить малыша ненужной ему информацией и одновременно не упустить важные моменты в его развитии.

Как составить индивидуальный план развития ребенка

Что делать, чтобы развить ребенка гармонично и не навредить ему? Я всегда составляла некий план на ближайшие месяцы (как правило, полугодия, поэтому в своем рассказе я буду оперировать именно этим временным интервалом). Если сказать точнее – это было несколько планов, которые развивались от общего к частному. Если выделить основные пункты их построения, то получится вот что:

  1. Написать список того, что умеет ваш ребенок в данный момент времени. И отметить, что он делает сам, а что с вашей помощью, чтобы знать, на какие области сделать упор.
  2. Написать список того, чему бы вы в идеале хотели бы научить вашего малыша в течение полугода. Помните, цели должны быть реальными!!! А это значит, учитывать возрастные особенности ребенка в целом и способности вашего малыша в частности (в интернете очень много информации о том, что необходимо развивать у детей конкретного возраста). Например, у детей до года нужно сделать акцент на сенсорном развитии, мелкой моторики, расширение словарного запаса, эмоциональной составляющей. Соответственно по мере взросления ребенка меняются приоритеты и вы не должны забывать об этом.
  3. Когда вы все это написали, то распишите более подробно шаги, с помощью которых вы будете добиваться своей цели.

Например, моя дочка очень долго не говорила (она могла выдать ошеломляющие для меня слова или целые предложения и замолчать на несколько месяцев). В 1,5 года она произносила только мама и баба, все остальное она держала в себе. Хотя пассивный словарный запас у нее был огромен. Мой план развития по этой конкретной задаче выглядел так:

Основная цель – добиться того, чтобы Даша начала разговаривать короткими предложениями (2-3 слова)

Шаги:

  • Ежедневная пальчиковая гимнастика
  • Развитие мелкой моторики
  • Подвижные игры со звукоподражанием
  • Артикуляционная гимнастика
  • Логопедические сказки
  • Провоцирование на произношение отдельных слов и словосочетаний

К 2 годам Даша говорила предложениями из 3-4 слов, а где-то к 2,3 уже сложноподчиненными.

4. Составьте план занятий на неделю (общий), в котором будут отражены все области развития, которые вы хотите охватить. И повесьте его на видное место.

Читайте также:  Развитие ребенок год и семь гномов

Я делала следующее: на листе А4 чертила табличку, в которую вносила все запланированные области знаний в левой колонке (основная область и шаги), с правой стороны колонки с клеточками (неделя). Напротив каждой области 5 клеточек (по выходным мы не занимались). Выполнили «задание» – поставили галочку. Это мне было нужно для того чтобы отслеживать наглядно, в какой области мы занимались много, а чему внимания мало уделили. Это не значит, что каждый день вы должны сделать все. Нет. Это нереально. Это нужно, чтобы не упустить чего-то. Например, всю неделю вы занимались математикой, чтением, логикой, но ни разу не провели зарядки или физической разминки. Это нужно, чтобы соблюдать баланс.

5. Для ежедневного планирования я использовала записную книжку, в которую выписывала основные дела и личные, и домашние, и связанные с занятиями. И по мере выполнения просто ставила галочку напротив выполненного дела (хотя это уже из разряда тайм-менеджмента).



Что нужно не забывать при составлении плана?

  • Любой план – это условность. Если вы видите, что вам не получается ему следовать (в силу разных причин), корректируйте его, не бойтесь упростить его. Если вы выдохнетесь в самом начале, никому лучше не станет
  • Каждый ребенок индивидуален. Что хорошо одному, то может быть неприемлемо другому. Кроме вас, вашего ребенка так хорошо никто не знает, так что думайте в первую очередь о нем и его интересах и его возможностях.
  • Ловите каждый момент. Не пытайтесь превратить обучение в занятие, играйте с ребенком, импровизируйте. Если видите живой интерес прямо здесь и прямо сейчас, не упускайте этот момент. Ребенок может перегореть. И когда вы придете к нему подготовленная и экипированная в конкретном вопросе, ему может быть уже не интересно. Момент упущен.
  • Не бойтесь того, что вы чего-то не знаете. Любая мама всегда сможет ответить на вопрос ребенка так, что на первое время ему этого ответа будет вполне достаточно.
  • При построении плана учитывайте то, что и вам и ребенку нужно личное время. Вам для домашних дел и отдыха, ему для самостоятельных игр. Они не менее важны, чем все остальное.
  • Корректируйте программу по мере взрослении ребенка или достижения определенных результатов.
  • Оставляйте малышу возможность к самостоятельным открытиям. Давайте ему время на осмысление.

Не пугайтесь всего того, что сейчас прочитали. Это на деле все очень легко и просто:)

Мария Костюченко, автор блога “Учимся играя”

Источник

Программа индивидуального развития обучающегося

Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

·   поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

·  поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

·   развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

·  формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

·   содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

·   закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

 Работа проводится в четыре этапа:

1 этап – информационно-аналитический

2 этап – организационно-деятельностны

3 этап – контрольно-диагностическ

4 этап – результативно-коррекционный

1 этап – информационно – аналитический

Цель этого этапавыявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:

– наблюдение

-анкетирование (самого подростка, его родителей)

-собеседование

– изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)

По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»

1.Дата рождения

2.Место жительства

3.Родители

4. Состояние здоровья

5.Дополнительное образование

6. Итоги прошлого учебного года

7.Особенности личности

Подпись ученика

 Подпись родителей

Подпись классного руководителя

2 этап – организационно-деятельностный

Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.

Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

-постановка цели на каждую четверть или на полугодие

-выявление проблем

-выявление имеющихся ресурсов

-планирование деятельности по достижению цели

-определение степени риска

( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)

Индивидуальный план развития

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Читайте также:  Физическое развитие ребенка первого года жизни педиатрия

Миличкина Дениса

1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?

Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.

2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?

1четверть.

Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности

2 четверть

Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах

3 четверть

Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.

4 четверть

Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .

3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.

Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.

Я сам собой очень доволен!

Подпись ученика

Подпись родителей

Подпись классного руководителя

 3 этап – контрольно-диагностический

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.

Задачи:

      1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:

– диагностика познавательной деятельности учащихся;

– исследования эмоционально-личностной сферы;

– диагностика межличностных отношений;

– диагностика психологического здоровья;

– исследование в области профориентации.

      2.  Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.

Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима. 

Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы

График компетентности

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

https://21423s06.edusite.ru/images/bezyi.jpg 

4 этап – коррекционно-развивающий 

Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.

На основе диагностических данных  (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.

Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

     Воспитанник,  самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:

  1. Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.

  2. Составление и заполнение индивидуального плана

  3.  Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .

  4. Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка

  5. Составление и заполнение «Карты успешности ученика»

  6. Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.

  7. По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат

Технологическая цепочка

классного часа по целеполаганию 

1.      Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).

2.      Выстраивают цели по приоритетам.

3.      Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.

4.      Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.

5.      Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.

6.      Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.

7.      Записываются поручения в индивидуальный план успешности

8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.

9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта

КАРТА УСПЕШНОСТИ

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

Данные

Источник