Как составить характеристику ребенка с задержкой психического развития

Ирина Гузь
Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с задержкой психического развития

Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с задержкой психического развития

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень часто родители обращаются к нам, специалистам группы для детей с ЗПР с просьбой предоставить психолого-педагогическую характеристику на ребёнка (на ЦПМПК, при оформлении инвалидности, перед консультацией психоневролога, переходом в другое дошкольное отделение или детский сад, выпуском в школу). Поэтому хотим поделиться своим опытом написания психолого-педагогической характеристики на ребёнка дошкольного возраста с задержкой психического развития, направляемого на ЦПМПК с целью изменения образовательного маршрута.

Психолого-педагогическая характеристика

на ___,

___ года рождения

___, возраст ___, посещает ___ для детей с ОВЗ с сентября ___ года.

Заключение ЦПМПК при поступлении в группу: Рекомендована адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Направляется на ЦПМПК с целью изменения образовательного маршрута (АООП для детей с ЗПР).

Патологии слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата не выявлено.

Группа здоровья вторая.

Адаптационный период прошёл без осложнений. Сейчас ребёнок чувствует себя в группе комфортно, поведение адекватное, спокойно общается со сверстниками. Неагрессивный, неконфликтный. Охотно идёт на контакт с педагогами, выполняет простые поручения.

Ведущая рука правая.

Крупная и мелкая моторика нарушена. Координация нарушена. В основных видах движения (прыжки на двух ногах, на одной ноге, ползание, подъём и спуск по лестнице) испытывает трудности. Походка неровная, ходит на носочках, наблюдается тремор рук.

Аппетит хороший, засыпает медленно, спит спокойно.

Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Пользуется туалетом только после напоминания взрослого, одевается и раздевается только с помощью взрослого.

Игровая деятельность: действия с игрушками не всегда ориентированы на свойства и назначение этих игрушек (перекатывает машинку с места на место, «футболит» машинкой, отсутствует замысел в игре, отмечается бедность, стереотипность, формальность игровых действий. Несформированность целевого компонента игры («пинает» мяч, не ставя цель забить мяч в ворота или поиграть в футбол). Снижена потребность в игре, начинает игру по инициативе взрослого. Наблюдается нечеткое и неточное выполнение игровых действий, а также бедность игровых сюжетов, что говорит о недостаточном объёме представлений о предметах окружающего мира, об отношениях людей в процессе их деятельности. Неустойчивость в принятии роли, выход из роли в процессе игры. Выполнение игровых действий без достаточного речевого сопровождения.

На контакт с педагогом идёт охотно. Познавательный интерес слабый, избирательный, неустойчивый. На занятиях часто отвлекается, может встать, походить. Мешает детям. Инструкцию педагога воспринимает не всегда и не в полном объёме. Помощь (поэтапно) принимает, оказание помощи эффективно. Деятельность целенаправленная, но неустойчивая. Не доводит дело до конца. Перенос усвоенного способа действий в аналогичную ситуацию осуществляет. Повышенная утомляемость, истощаемость. Работоспособность низкая, самоконтроль недостаточный.

Речь невнятная, не всегда понятна для окружающих. Словарный запас ниже возрастной нормы.

Органы артикуляционного аппарата без патологии. Подвижность речевого аппарата снижена.

Слоговая структура речи и фонематический слух нарушены.

Звукопроизношение нарушено. Связная речь ниже возрастной нормы.

Внимание неустойчивое, быстро истощается. Концентрация слабая.Память нарушена: зрительная память немного лучше, чем слуховая. Медленно запоминает информацию. Восприятие замедленное, фрагментарное. Не всегда может выделить части предмета, затрудняется подобрать часть к целому. По цвету, форме, величине различает, соотносит. Называет все основные, монохромные цвета. Оттеночные цвета не знает. Знает круг, треугольник, квадрат. По величине предметы различает с трудом, не все параметры величины может определить и назвать.

Пространственно-временная ориентировка развита недостаточно.

Мышление ниже возрастной нормы: слабо развиты операции анализа и синтеза. Затрудняется в установлении причинно-следственных связей. Классифицирует и обобщает слабо, затрудняется в исключении лишнего предмета.

Представления об окружающем мире ниже среднего. Элементарные количественные представления также ниже среднего.

Дата написания характеристики

Наименование образовательного учреждения

Подписи специалистов: Старший воспитатель /Председатель ППк

Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Воспитатели группы

Печать образовательного учреждения

Источник

Характеристика детей с ЗПР

1.Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движения, недостатки моторики.

2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой истощаемостью и утомляемостью, вследствие чего быстро утомляются, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков.

3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны. Инфантилизм — первичное нарушение темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально волевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в частности, учебной), низкому уровню самоконтроля.

4. Уровень развитие интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Однако наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое.

Имеются затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Это легко выявляется при предъявлении им теста на составление рассказов по серии сюжетных картинок. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений противоположного характера).

Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий (в норме дети могут назвать 9—13 предметов, принадлежащих к одной группе, дети с ЗПР — 5—7).

5. Уровень развития речи выражено снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения.

6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределяемость. Как следствие, дети легко отвлекаются на уроках и быстро утомляются.

7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема. Например, дети с ЗПР с трудом выделяют объект из фона. На уровень восприятия также влияют условия восприятия, например, нестандартное или непривычное для них положение объекта восприятия.

8. Память отличается малым объемом, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (запоминание однозначных чисел, знакомых слов, элементарного текста) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении то, что было выучено, забывается полностью или отличается неточностью и трудностью воспроизведения. Основным приемом заучивания является механическое многократное повторение . Запоминание сложного материала, требующего понимания и логических приемов переработки информации, значительно снижено. Непроизвольное запоминание также ниже границы нормы.

9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) несформирована.

10. Особенности обучения в школе. Вследствие того, что дети не достигли уровня развития, необходимого для
перехода к учебной деятельности и ведущим видом деятельности для них остается игра, они не усваивают знания, предусмотренные программой массовой школы. Поскольку им свойственен низкий уровень самоконтроля,
они не умеют планировать и осуществлять целенаправленные усилия, ведущие к достижению поставленной цели,
что проявляется в пропуске уроков, не выполнении школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала.
Уже в первом классе на основе сравнения и осознания
своего неуспеха в учебной деятельности у них складывается отрицательное отношение к школе, учению, что при
водит к формированию чувства неполноценности и еще
больше усугубляет ситуацию.

Вывод: дети с ЗПР к началу школьного возраста отличаются отставанием во всех сферах психической деятельности и неравномерностью проявлений данных отставаний, но своевременная организация коррекционно-развивающего обучения позволяет детям с ЗПР достигнуть уровня потенциального развития.

Источник

Министерство здравоохранения Калининградской области

государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Специализированный дом ребенка

 Калининградской области №2»

238050, г. Гусев, Калининградской области, ул. Школьная, д. 30

Тел/факс: 8-(401-43)-3-51-24

ИНН3902006574

УТВЕРЖДАЮ:

Главный врач ГБУЗ

«Специализированного дома ребенка

Калининградской области №2»

______________ Н.П. Тростянская

«__» _______________2016г.

Характеристика 

на ______________________________________ _____г.р.

Мальчик легко и быстро вступает в контакт, проявляет в нём заинтересованность,  контакт стабилен. Эмоционально уравновешен.

У ребенка частично сформированы культурно-гигиенические навыки, мальчик самостоятельно кушает и пьёт из чашки, моет и вытирает руки, частично одевается / раздевается. Самостоятельно садится и встает с горшка, но на него не просится. Предметами личной гигиены пользуется при помощи взрослых. Хорошо ориентируется в группе, мальчик знает свою кровать, место за столом и шкафчик.

Запас знаний и представлений об окружающем формируется медленно, но результат стабильный. Интерес к окружающему проявляет, но поверхностный. Сенсорное восприятие обеднено, но динамика в развитии устойчивая.

Даниил научился собирать пирамидку (кольца одинаковые), двухсоставную матрешку. Основные цвета не знает и не соотносит. Строит из кубиков башенку, дорожку. Собирает крупную мозаику. С помощью взрослого при непосредственном сопоставлении дифференцирует предметы по величине (большой – маленький). Моторная активность снижена. Захват предмета осуществляется всей кистью. Игровой интерес выражен недостаточно. Игра кратковременна и сводится к воспроизведению разученных игровых действий.

 Пассивный и активный словарный запас беден. Понимание речи на бытовом уровне. Начинает проявлять заинтересованность при просмотре иллюстраций и чтении потешек, инсценировок с игрушками. Мальчик по просьбе взрослого находит сам или при помощи нужные предметы (показывает рукой или берет в руки), выполняет игровые действия (“Покорми куклу”, “Положи куклу в кроватку” и т.д.). Речь состоит из отдельных звукоподражаний и нескольких общеупотребительных слов, типа: «Ам – ам», «Би-би», «Иди», «Дай», «На», «Нет», «Бах» и др.

Прогноз обучаемости положительный при условии дальнейшего сочетания коррекционно-педагогической и логопедической работы.

Гл. врач _____________________     Тростянская Н.П.

Логопед _______________________ Виноградова О.Ю.

Старший воспитатель ______________    Катунина Л.Н.

Министерство здравоохранения Калининградской области

государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Специализированный дом ребенка

 Калининградской области №2»

238050, г. Гусев, Калининградской области, ул. Школьная, д. 30

Тел/факс: 8-(401-43)-3-51-24

ИНН3902006574

УТВЕРЖДАЮ:

Главный врач ГБУЗ

«Специализированного дома ребенка

Калининградской области №2»

______________ Н.П. Тростянская

«__» _______________2016г.

Характеристика

на ______________________________________ _____г.р.

Мальчик легко и быстро вступает в контакт, проявляет в нём заинтересованность, контакт стабилен. Эмоционально неуравновешен, отмечается частая смена настроения. На протяжении дня может быть крайне возбудим, плаксив. Мальчик агрессивен по отношению к себе, реже к сверстникам. В порыве ярости может бросать игрушки, двигать детскую мебель, опрокидывать стульчики.

У ребенка частично сформированы культурно-гигиенические навыки, мальчик самостоятельно кушает и пьёт из чашки, частично одевается / раздевается. Самостоятельно садится и встает с горшка, но на него не просится. Предметами личной гигиены самостоятельно пользоваться не умеет. Хорошо ориентируется в группе, мальчик знает свою кровать, место за столом и шкафчик. Знает маршрут до участка и обратно.

Запас знаний и представлений об окружающем на низком уровне. Слабо выражен интерес к окружающему. Сенсорное восприятие крайне бедное, динамика в развитии крайне слабая. Интерес к выполнению задания не устойчивый, ребенок быстро устает.

Сергей  научился собирать пирамидку (кольца одинаковые), стаканчики. Строит из кубиков башенку. Собирает крупную мозаику. Предметы по величине (большой – маленький) не дифференцирует. Моторная активность снижена. Игровой интерес выражен крайне слабо и сводится к манипуляциям с предметами.

Пассивный и активный словарный запас крайне беден. Понимание речи на бытовом уровне. Мальчик по просьбе взрослого выполняет игровые действия, типа: «Ладушки», «Мишка косолапый». Знает сотрудников по именам.

Начал пользоваться речью, как средством общения со взрослыми. Строит фразу из 3-4 слов. Знает и рассказывает стихотворения Агнии Барто. Отвечает на простые вопросы.

Прогноз обучаемости неблагоприятный .

Гл. врач _____________________     Тростянская Н.П.

Логопед _______________________ Виноградова О.Ю.

Старший воспитатель ______________    Катунина Л.Н.

Министерство здравоохранения Калининградской области

государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Специализированный дом ребенка

 Калининградской области №2»

238050, г. Гусев, Калининградской области, ул. Школьная, д. 30

Тел/факс: 8-(401-43)-3-51-24

ИНН3902006574

УТВЕРЖДАЮ:

Главный врач ГБУЗ

«Специализированного дома ребенка

Калининградской области №2»

______________ Н.П. Тростянская

«__» _______________2016г.

Характеристика

на ______________________________________ _____г.р.

Мальчик легко и быстро вступает в контакт, проявляет в нём заинтересованность, контакт стабилен. Эмоционально стабильный, редко беспокоен и раздражителен.

У ребенка частично сформированы культурно-гигиенические навыки, мальчик самостоятельно кушает и пьёт из чашки, самостоятельно разувается. Предметами личной гигиены самостоятельно не пользуется. Самостоятельно садится и встает с горшка, но на него не просится.  В пространстве группы и на участке ориентируется не достаточно хорошо.  Мальчик знает свою кровать, место за столом.

Запас знаний и представлений об окружающем на низком уровне. Интерес к окружающему проявляет, но он поверхностный. К занятиям относится положительно, эмоционально, отвлекается редко, но в итоге соскальзывает.  Память кратковременная.

 Сенсорное восприятие обеднено, динамика в развитии крайне слабая. Юрий  собирает пирамидку (кольца одинаковые), односоставную матрешку. Основные цвета не знает и не соотносит. При организующей и обучающей помощи строит из кубиков башенку, дорожку, а шарик катит. Собирает крупную мозаику.

Моторная активность снижена. Захват предмета осуществляется всей кистью. Игровой интерес выражен крайне слабо и сводится к манипуляциям с предметами.

Пассивный и активный словарный запас крайне беден. Понимание речи на бытовом уровне (одноступенчатая инструкция). Проявляет интерес во время показа инсценировок с игрушками. Мальчик по просьбе взрослого выполняет игровые действия (“Покорми куклу”, “Положи куклу в кроватку” и т.д.).

Речь состоит из отдельных звукоподражаний и облегченных слов.

Прогноз обучаемости неблагоприятный .

Гл. врач _____________________     Тростянская Н.П.

Логопед _______________________ Виноградова О.Ю.

Старший воспитатель ______________    Катунина Л.Н.

Министерство здравоохранения Калининградской области

государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Специализированный дом ребенка

 Калининградской области №2»

238050, г. Гусев, Калининградской области, ул. Школьная, д. 30

Тел/факс: 8-(401-43)-3-51-24

ИНН3902006574

УТВЕРЖДАЮ:

Главный врач ГБУЗ

«Специализированного дома ребенка

Калининградской области №2»

______________ Н.П. Тростянская

«__» _______________2016г.

Характеристика

на ______________________________________ _____г.р.

Мальчик очень контактен и общителен. Эмоционально уравновешен, редко агрессивен к другим детям.

Культурно-гигиенические навыки сформированы в соответствии с возрастом, мальчик самостоятельно пользуется предметами личной гигиены, столовыми приборами, при небольшой помощи взрослого одевается и раздевается. Самостоятельно пользуется туалетом.  Хорошо ориентируется в группе и на территории дома ребенка.

Запас знаний и представлений об окружающем сформирован. Проявляет активный интерес к окружающему. Очень любознателен.

Сенсорные эталоны в стадии формирования. Динамика в развитии устойчивая. Марк умело собирает пирамидку из 8-10 колец. Последовательно собирает матрёшки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре). Знает и называет объёмные геометрические фигуры: шар, куб, кирпичик (параллелепипед), столбик (цилиндр), крыша (призма). Действует с фигурами в соответствии с их свойствами: шар – катает, из куба и призмы строит домик. Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу. Ребенок находит и может назвать предметы по их величине: большой, маленький, средний – между ними. Определяет предмет по фактуре. Основные цвета путает, но соотносит.

Мальчик активно пользуется фразовой речью. В речи ребенка преобладают существительные и глаголы, в меньшей степени пользуется прилагательными.   Словарный запас быстро расширяется. Марк с огромным интересом смотрит и самостоятельно участвует в инсценировках с игрушками, любит рассматривать иллюстрации и слушать сказки. Отвечает на простые вопросы по тексту. С интересом смотрит кукольный театр.

Прогноз обучаемости положительный.

Гл. врач _____________________     Тростянская Н.П.

Логопед _______________________ Виноградова О.Ю.

Старший воспитатель ______________    Катунина Л.Н.

Министерство здравоохранения Калининградской области

государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Специализированный дом ребенка

 Калининградской области №2»

238050, г. Гусев, Калининградской области, ул. Школьная, д. 30

Тел/факс: 8-(401-43)-3-51-24

ИНН3902006574

УТВЕРЖДАЮ:

Главный врач ГБУЗ

«Специализированного дома ребенка

Калининградской области №2»

______________ Н.П. Тростянская

«__» _______________2016г.

Характеристика

на ______________________________________ _____г.р.

Софья контактная и общительная девочка. Эмоционально уравновешенная, отзывчивая и добрая. Умеет и любит играть вместе с другими детьми.

Культурно-гигиенические навыки в стадии формирования, девочка самостоятельно пользуется предметами личной гигиены, столовыми приборами, при небольшой помощи взрослого одевается и раздевается. Самостоятельно садится и встает с горшка, но просится не всегда.  Хорошо ориентируется в группе и на территории дома ребенка.

Запас знаний и представлений об окружающем сформирован. Проявляет активный интерес к окружающему. Очень любознательна (задает вопросы).

Сенсорные эталоны в стадии формирования. Динамика в развитии устойчивая. Софья умело собирает пирамидку из 8-10 колец. Последовательно собирает матрёшки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре). Знает объёмные геометрические фигуры: шар, куб, кирпичик (параллелепипед), крыша (призма). Действует с фигурами в соответствии с их свойствами: шар – катает, из куба и призмы строит домик. Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу. Ребенок находит и может назвать предметы по их величине: большой, маленький, средний – между ними. Определяет предмет по фактуре. Знает и соотносит основные цвета.

Девочка активно пользуется фразовой речью. Словарный запас быстро расширяется. Софья с огромным интересом смотрит и самостоятельно участвует в инсценировках с игрушками, любит рассматривать иллюстрации и слушать сказки. Отвечает на простые вопросы по тексту. С интересом смотрит кукольный театр. Быстро запоминает четверостишья.

Прогноз обучаемости положительный.

Гл. врач _____________________     Тростянская Н.П.

Логопед _______________________ Виноградова О.Ю.

Старший воспитатель ______________    Катунина Л.Н.

Источник