Как родители могут повлиять на коммуникативное развитие ребенка

Как родители могут повлиять на коммуникативное развитие ребенка thumbnail

Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка
Влияние семьи на развитие личности ребенка огромно. Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания. Родители не замечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.
Роль общения для развития речи, личности ребенка имеет огромное значение. Речь формируется в процессе коммуникации, поэтому необходимо активизировать контактность ребенка; развивать эмоционально-волевую, психическую сферы, воображение.
Семья – первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность.
Стадии формирования речевой коммуникативности ребенка в семье:
• до момента рождения
• первый год жизни ребенка
•дошкольный возраст
Формирование речи начинается еще до рождения. Ребенок слышит нежное пение матери, ее ласковый голос, прекрасную, спокойную музыку. В период младенчества на первое место выходит общение, которое начинается с улыбок, взглядов родителей, близких родственников. На этом этапе развития ребенка очень важны такие характеристики голоса, как высота, сила и интонация. Малыш понимает язык переживаний, чувств. И чем он эмоциональнее, тем легче ребенку в дальнейшем будет контактировать, и общаться с другими людьми, так как круг общения ребенка постепенно расширяется. С момента начала общения ребенка со взрослым и со сверстниками меняется и само общение. Оно обогащается мимикой, жестикуляцией, эмоциональностью.
Пользуясь языком как средством общения, ребенок приобщается к человеческой культуре, человеческому слову. С помощью языка ребенок познает окружающий мир, свое место в нем, самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия с другими людьми.
         Речь малыша формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она во многом зависит от родителей, от их образования, культурного развития ребенка (речевого, интеллектуального, психического эмоционального и т.д.). Поэтому родители должны понимать, что ответственность за развитие речи ребенка в первые годы жизни малыша полностью должна возлагаться на них.
Родители детей, особенно с речевыми нарушениями должны обращать внимание на правильное и полноценное формирование всех сторон речевого развития – фонематическую, лексическую и грамматическую. Раннее обучение ребенка родному языку в дальнейшем облегчит пользование им. При этом необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и возможности каждого ребенка, уникальность и неповторимость его речи.
Одним из таких средств, помогающим решить различные проблемы в коммуникации, является искусство, которое воздействует на становление личности ребенка, его социализацию, формированию художественно-эстетического вкуса, мировоззрения. формирует положительное эмоциональное состояние, корректирует коммуникативные проблемы.

  • Необходимо отметить, что роль художественной силы в данном случае велика. С помощью искусства возможно расширить умственный кругозор ребенка. Обогатить его словарный запас, развить художественный вкус, включить его в творческую деятельность, эмоциональную сферу.
    Первые шаги в мире прекрасного ребенок делает в своей семье, опираясь на близких людей. Поэтому для него очень важны ценностные ориентиры родителей. Огромное значение приобретают произведения народной культуры (былины, считалки, скороговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, сказки, стихи и т.д.). Дети очень легко воспринимают фольклорную поэзию, которая знакомит их с красотой и разнообразием родного языка. В обогащении духовного мира ребенка большую роль играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств ребенка, в отличие от телевидения. К сожалению, очень многие родители об этом позабыли, а ведь, слушая сказки с волшебными превращениями и поучительной моралью, ребенок начинает жить жизнью героев, сопереживая им. Проявляя с ними такие чувства как смелость, благородство, доброту, грусть и т.д. Но необходимо учитывать, что именно пересказ сказки, а не чтение усиливает ее эмоциональное воздействие на ребенка, так как во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. 
    Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов, может стать семейной традицией, ритуалом, которого ребенок очень ждет. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, учить различать отрицательное и положительное, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсуждать поступки героев, преломляя через собственный опыт. Сказка же является притягательной формой для ребенка, так как позволяет свободно фантазировать и мечтать, постигать мир переживаний и чувств. 
    Очень важно научить ребенка не только рассказывать, но и уметь слушать, не ограничивая и не перебивая собеседника. Этого же ребенок ждет и от самых близких людей (отца и матери). Научив ребенка ведению диалога, мы научим его общению, в котором между собеседниками возникает заинтересованность миром другого человека, обоюдное взаимодействие и доверие. Очень важны беседы с родителями. Именно в них формируется культура речи и мышления.  Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи, а значит и развития его коммуникативных навыков огромную роль играет семья. Создавать благоприятную речевую среду, расширить круг общения ребенка. Организовывать совместное времяпровождение.- основные задачи родителей.
    Очень важно, чтобы в момент становления речи ребенка рядом с ним были любящие, понимающие, заботливые родители, умеющие и желающие общаться с ним и помогающие ребенку в развитии коммуникативной сферы , социализации.

    1. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются следующие упражнения.

    “Как можно нас называть по – разному?” Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они – это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.
    “Улыбка” – дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
    “Комплимент” – дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…”). Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Вместо похвалы можно просто сказать “вкусное”, “сладкое”, “молочное” слово.
    2. Для совершенствования у детей общаться без слов сначала дают детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предлагают игры:
    “Угадай” – один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;
    “Походки” – один ребенок изображает походку кого – либо (человека, животного, птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;
    “Иностранец” – один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;
    “Расскажи стихи без слов”. “Изобрази пословицу”.
    3. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагают:
    изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;
    произнести знакомое четверостишие – шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.
    4. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации анализируют с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используют аналогичное поведение известных им сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение сравнивают с поведением Карабаса – Барабаса, Бармалея и т. д.
    5. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения им предлагают:
    – участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);
    – сюжетные творческие игры, с повторением сцен – ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);
    – разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;
    – следующие упражнения, игры:
    •”Опиши друга” – двое детей становятся спиной к друг другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем, выясняется, кто оказался точнее;
    “Подари подарок другу” – при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу;
    “Царевна – Несмеяна” – дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру…;
    “Сравнения” – дети сравнивают себя с какими – то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;

“Волшебный магазин” – взрослый предлагает детям купить что – нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.
6. Для закрепления коммуникативных умений у детей предлагают им такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.
Речь сопровождает каждую деятельность ребенка. Она развивается сама по себе, если жизнь ребенка наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями.
В результате совместной работы с родителями дети лучше ориентируются в человеческих отношениях, понимают эмоциональное состояние людей.  чувствовать настроение взрослого и сверстника, проявлять сопереживание, отзывчивость, сдерживать желания и эмоции в разных ситуациях, уступать сверстнику, отстаивать свою точку зрения, обращаться с просьбой, отказываться и предлагать помощь.
В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. Ведь во главе воспитания культурного человека стоят прежде всего – родители.

Источник

Общение – один из важнейших факторов общего
психического развития ребенка. Только в контакте
со взрослыми людьми возможно усвоение детьми
общественно-исторического опыта человечества.

“В своей основе, – подчёркивает -Д.Б.Эльконин, –
потребность субъекта в общении в отношении с
другим есть потребность в оценке, которую
субъект от него получает и которую сам ему даёт”.

Изучение вопросов коммуникативного развития
ребенка как условия его социальной адаптации
актуально с позиции современного ценностного
образования. Для успешного вхождения в
социокультурную среду, выполнения различных
видов деятельности ребенку необходим достаточно
высокий уровень коммуникативных умений и
навыков. (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. А.
Бодалев, А. В. Запорожец, В. И. Кабрин, Я. Л.
Коломинский, М. И. Лисина, Б. Т. Лихачев, А. Р. Лурия,
В. С. Мухина, А. В. Петровский, А. Г. Рузская, Е. В.
Субботский, Р. В. Овчарова и др.). Новая система
ценностей в образовании связана с эмоционально
переживаемым значением и смыслом совместной
деятельности и общения взрослого и ребенка в
педагогическом процессе. (Т. И. Бабаева, Е. В.
Квятковский, Т. А. Репина, Р. Б. Стеркина).
Нарушение общения в детском возрасте ведет к
утрате эмоциональных контактов с взрослыми и
сверстниками, к недоразвитости функций речи, к
несостоятельности в установлении
взаимоотношений с окружающими (Г. М. Бреслав).
Недостаток эмоционального общения,
обеспечивающего приток сенсорной информации,
сенсорное голодание, перенесённое ребёнком в
дошкольном детстве, являются основными
причинами задержки развития специфических
структур мозга, и возникновения трудностей в
обучении (Н.В.Звягина, Т. С. Колосова, Л.В.Морозова,
1997).

Воспитательное воздействие человека на
человека предполагает правильное восприятие и
оценку друг друга людьми, вовлечёнными в этот
процесс. С рождения ребёнка его общение с
окружающими людьми направляется особой
потребностью. Она состоит в стремлении человека
к познанию самого себя и окружающих людей с целью
саморазвития. В дальнейшей жизни ребёнка процесс
развития общения движется в следующих основных
направлениях:

– развитие мотивов общения;

– развитие средств общения;

– совершенствование форм общения.

Когда дети включаются в разнообразные игры, то
поводом для общения с окружающими людьми для них
становятся игровые мотивы, которые
представляют собой сочетание потребности в
познании и движении. Общение влияет на
формирование у него самой по себе потребности в
общении с людьми, способствует развитию
потребности в знаниях, создаёт благоприятные
условия для развития контактности, умения ладить
с людьми.

Воспитание детей дошкольного возраста
осуществляется в семье и детских учреждениях.
Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским
садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне
развитых людей. Общественное воспитание
оказывает огромное влияние на формирование
личности будущих граждан общества. В детских
садах воспитанием детей занимаются
педагоги-специалисты, которые работают по единой
государственной Программе, в специально
созданных условиях. В семье, несмотря на
постоянно возрастающий культурный уровень,
взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные
педагогические знания, не умеют установить
правильные отношения между собой и ребенком, не
проявляют достаточной заботы о гармоничном
развитии его личности. Поэтому “Программа
воспитания в детском саду” предусматривает не
только непосредственную
воспитательно-образовательную работу с детьми,
но и широкую работу с родителями.

Специалисты детских садов систематически и
активно распространяют педагогические знания,
помогают семье правильно воспитывать детей,
пропагандируют лучший опыт семейного
воспитания, развивают преемственные связи между
общественным и семейным воспитанием.
Систематическое разностороннее педагогическое
просвещение родителей предусматривает
ознакомление их как с основами теоретических
знаний, так и с практикой работы с детьми.

Содержание работы с родителями должно
охватывать широкий круг вопросов, освещать все
стороны развития и воспитания ребенка.
Одним из главных условий всестороннего
формирования личности является забота об
эстетическом развитии детей: литература, музыка,
произведения живописи, народное творчество и т.д.
Формы работы дошкольных учреждений с родителями
разнообразны: живое слово, показ воспитательной
работы, организация выставок, педагогических
библиотечек, привлечение родителей к активному
участию в жизни детского сада и др.

Целесообразно знакомить родителей с
организацией досуга и праздников в условиях
дошкольного учреждения и семьи, привлекать их к
подготовке и проведению совместных мероприятий.

Совместные праздники и развлечения призваны
устанавливать тёплые неформальные отношения
между педагогами и родителями, а также более
доверительные отношения между родителями и
детьми. Такие встречи помогают создать
эмоциональный комфорт в группе, сблизить
участников педагогического процесса. Родители
могут проявить смекалку и фантазию в различных
конкурсах. Использование досуговых форм
способствует тому, что благодаря установлению
позитивной эмоциональной атмосферы родители
становятся более открытыми для общения. Родители
на праздниках могут читать стихотворения, петь
песни, играть на музыкальных инструментах и
рассказывать интересные истории, а потом вместе
с детьми участвовать в различных конкурсах и
аттракционах.

Ведется эта работа в двух направлениях:
индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями — это
беседы, консультации, поручения родителям и т. п.
Для коллектива родителей организуются общие
консультации, групповые и общие родительские
собрания, конференции, выставки, лекции, кружки;
оформляются информационные и тематические
стенды, фотомонтажи; проводятся радиопередачи,
вечера вопросов и ответов, встречи за круглым
столом и т. д.

Общаясь с родителями индивидуально,
воспитатель получает возможность установить с
ними отношения, основанные на взаимном уважении,
наметить пути действенной помощи семье, дать
родителям конкретные советы.

Совместные сборы детей и родителей в группах, в
которых они занимаются, придает детям заряд для
дальнейшего развития, а родителям -для работы и
воспитания детей. При встрече происходит
колоссальный обмен энергией и информацией. Все
это производит незабываемое впечатление, как на
детей, так и на родителей.

Некоторые аспекты проведения праздников для
педагогов (воспитателей, музыкальных
руководителей и т.д.):

  • Предпочтительно проводить праздник по заранее
    составленному плану, который в любой момент
    можно скорректировать.
  • Дети будут рады увидеть своих родителей не в
    традиционной повседневной роли, а в неожиданных
    ролях праздничного действия.
  • Любой праздник связан с культурной традицией,
    которая должна быть положена в основу плана
    праздника.
  • Лучше заранее подготовить номера с родителями,
    это заметно укрепит коллектив.
  • Дома желательно увлечь ребенка идеей праздника,
    пусть он тоже готовится к нему: выучит
    стихотворение, разучить песню, подготовит
    сценку.
  • Общий стол сплачивает коллектив.
  • Если вы захотите сделать праздник и начнете
    действовать, то скорее всего он у вас получится.
  • Не разделяйте игры на игры для детей и для
    взрослых. Нет ничего забавнее совместных игр и
    эстафет.
  • Ничто не увлекает детей так сильно, как тайна
    или сюрприз.
  • Очень большую роль играет интерьер помещения, в
    котором проходит праздник. Украсьте его в
    соответствии с идеей праздника.
  • Постарайтесь сделать одежду необычной и
    праздничной.
  • Каждый праздник должен иметь какой-то смысл,
    незабываемую форму, обучающий момент.

Таким образом, естественно предположить, что
эмоциональные контакты со взрослым могут
оказывать стимулирующее влияние на становление
вербальной функции благодаря тому, что вызывают
у ребенка желание говорить, как говорит взрослый.

Список литературы

  1. Д.Б. Эльконин “К проблемам периодизации
    психического развития в детском возрасте” –
    Вопросы психологии, 1971, № 4
  2. Р.С. Немов “Психология”, том 2 Москва, 1998.
  3. “Детский сад. Книга для заведующих”, под
    ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.
  4. Л.Чистович, Е.Кожевникова “Разум, чувства и
    способности младенца”. “Петербург – 21 век”, 1996

Источник

Читайте также:  4 месяца ребенку развитие рост вес комаровский