Как ребенка с задержкой развития научит

Как ребенка с задержкой развития научит thumbnail

Как правильно обучать реб нка с ЗПР

Часто дети с ЗПР не готовы идти в школу в 7 лет, т.к. у них ещё не сформировано чувство долга «я должен учиться», они не ощущают себя в статусе школьника. Советский психолог Л.И. Божович отмечала:

“Для одних детей поход в школу в 7 лет – выход из кризиса, для других – уход в кризис”.

Для таких детей школа – это продолжение детского сада, куда можно прийти поиграть, пообщаться с друзьями. Если у ребёнка нет достаточной мотивации к учёбе или он встречает трудности, то интерес к школе может пропасть совсем. Обычно в таких случаях сборы ребёнка в школу сопровождаются истерикой и соматическими реакциями (рвота, понос, частая заболеваемость ОРВИ и т.д.)

Начинать работать над учебной мотивацией ребёнка с задержанным развитием лучше хотя бы за год-два до школы.

Какие особенности детей с ЗПР нужно знать, чтобы правильно найти к ним подход?

1. Незрелость эмоционально-волевой сферы: ребёнок соглашается выполнять только те задания, которые ему интересны; на требование взрослого выполнить какое-нибудь рутинное задание или задание, которое в прошлый раз у него не получилось, ребёнок может ответить резким отказом и даже истерикой; ребёнок не усваивает новых требований к поведению – может встать среди урока и ходить по классу, что-то резко выкрикнуть, на просьбу учителя сделать задание в прописи, может вместо этого нарисовать там рисунки и т.д.; такой ребёнок не понимает наказания (он не может увязать наказание с совершённым им поступком), не дифференцирует отметки в дневнике на плохие и хорошие – главное, что они там есть и т.п.
2. Нарушение внимания и концентрации (ребёнка легко отвлечь от занятия посторонними звуками в комнате, за окном, если перед занятием он посмотрел мультфильм и теперь витает в облаках);
3. Повышенная психическая утомляемость (ребёнок быстро устаёт делать не очень интересное ему задание, поэтому часто бросает его на пол пути);
4. Трудности с ориентацией в пространстве (часто такой ребёнок затрудняется запомнить дорогу от класса до туалета, затрудняется найти свой домашний адрес и т.п.);
5. Нарушена координация движений (неуклюжесть, неумение повторить движение за взрослым), мелкая моторика (ему трудно правильно держать ручку, карандаш, вследствие чего возникают трудности с рисованием, письмом, трудности в вырезании из бумаги);
6. Трудности в самообслуживании (ребёнку трудно самостоятельно застегнуть пуговицы, молнию на одежде, организовать свою деятельность – он может разбросать на парте школьные принадлежности и не собрать их потом в ранец, отчего часто всё теряет).
7. Ребёнку трудно соотнести инструкцию взрослого с определенным действием, т.е., он слышит просьбу взрослого, но не до конца понимает, что от него хотят. У таких детей преобладает наглядно-образное мышление (они лучше понимают обращенную к ним речь, если сопровождать её картинками);
8. Высокий уровень тревоги, низкая самооценка (для таких детей губительна критика, наказание, они не уверенны в себе, часто боятся проявить инициативу).
Бывает, что к вышеперечисленным особенностям добавляется энурез, энкопрез, невротические реакции (навязчивые состояния – сосание пальцев, тики, другие действия), фобии (страх скопления людей, страх громкой музыки, страх новой пищи, непривычного места, темноты, насекомых и т.п.).

Рекомендации по подготовке к школе детей с ЗПР:

1. Позаботьтесь о психологическом комфорте ребёнка как дома, дайте ему почувствовать вашу любовь и поддержку; вместо наказания задействуйте мотивацию (если ты уберёшь за собой игрушки, то сможешь посмотреть мультики; если будешь капризничать, я не буду читать тебе эту книжку);

2. Поощряйте его познавательную мотивацию. Выполнение каких-либо заданий должно быть окрашено для ребёнка позитивными эмоциями, подача нового знания должна происходить в форме сюрприза, интересной игры. Во время выполнения заданий не кричите на него, не критикуйте. Больше хвалите, даже за незначительный, как вам может показаться, успех. Выполнил задание – получи плюшку. В день можно заниматься по полчаса, через каждые 10 минут делайте разминки, пальчиковую гимнастику;

3. При выполнении задания используйте больше наглядности, тренируйте пальчики ребёнка (делайте аппликации, учите его вырезать ножницами, клеить, собирайте узоры из мозаики, учите правильно держать карандаш, лепите из пластилина), не злоупотребляйте интерактивными заданиями (по телевизору или интернету) – используйте их как мотиватор для выполнения менее интересных, но важных заданий (сделал все задания – теперь можно на компьютере поиграть); чтобы ребёнок проще выполнял ваши просьбы, можете приготовить для него разноцветные карточки с символом какого-то действия (например, попросите ребёнка не кричать и покажите зелёную карточку с нарисованным листочком, которая будет означать потребность в тишине – скажите ребёнку: «а давай послушаем тишину» и т.д.);

4. В силу повышенной отвлекаемости, такой ребёнок нуждается в многократном, терпеливом повторении просьбы (например, вы попросили его убрать игрушки, он поубирал 5 минут и переключился на собирание пазлов – в этом случае необходимо терпеливо вернуть его к прошлому действию; не поручайте ему работу, результат которой нельзя оценить через короткий промежуток времени (до получаса), т.к. он быстро теряет интерес к продолжительной деятельности. Поручая ребёнку задание, дробите его на части (например, не “собери игрушки”, а “сначала собери кубики, потом конструктор” и т.п.). Во время занятия избегайте посторонних шумов. Ограничьте просмотр телевизора – максимум 40 минут в день;

5. Учите ребёнка организовывать свою деятельность – убирать за собой вещи, игрушки, мыть руки, раздеваться-одеваться. Он должен понять, что порядок – это важно;

6. Прививайте ребёнку самодисциплину (познакомьте его с правилами поведения дома и на улице – что ему можно делать, а что нельзя (нельзя лазать в шкаф без спроса, нельзя брать чужие вещи, что регулярно нужно мыть руки, не ложиться спать, не почистив зубы, спрашивать разрешение и т.д.; следите за выполнением этих правил, не пускайте всё на самотёк);

7. Проявляйте настойчивость – чтобы ребёнок выполнил вашу просьбу, нужно установить с ним контакт глаз и убедиться, что он вас услышал и понял, добейтесь от него утвердительного ответа, что он действительно понял, чего от него хотят. Не кричите, но при этом и не позволяйте, чтобы ребёнок вас игнорировал;

8. Личный пример. Если вы учите ребёнка не переходить дорогу на красный свет, а сами регулярно нарушаете, то это правило не отложится в его голове, т.к. ребёнок копирует ваше поведение;

9. Учите ребёнка ориентироваться в пространстве – осваивайте понятия справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади, на, над, под; во время прогулки, попросите его показать вам дорогу до вашего дома и т.п.;

10. Занятия физкультурой разовьют крупную моторику ребёнка, улучшат координацию движений;

11. Чтобы ребёнок научился чему-то, необходимо учитывать зону его ближайшего развития – выполняя задание, сначала проговорите его, убедитесь, что ребёнок вас услышал, если он не понял, проделайте сначала вместе с ним, и как только почувствуете в нём уверенность – предоставьте делать задание самостоятельно (например, если вы сказали, обведи фигуру по контуру, а ребёнок не понял, проделайте вместе с ним рука в руке);

12. Во время занятий с ребёнком играйте в «школу», вы – учитель, а он – ученик. Если ваш ребёнок умеет разговаривать, любит книги, предложите ему побыть учителем и поучить вас. Рассказывайте ребёнку о том, что интересного с ним может произойти в школе, читайте рассказы, сказки про школу;

13. Учите ребёнка не стесняться выражать своё мнение, учите, что ошибаться могут все, побуждайте его к рассуждению, задавайте интересные вопросы, загадывайте загадки, поощряйте его любознательность, не отмахивайтесь от него. Известнейшие педагоги нашей страны утверждали, что потребность «быть хорошим» формируется только у тех детей, которых взрослые считают хорошими. Лишь успех формирует достаточную веру ребенка в себя;

14. Когда ребёнок начнёт учиться в школе, не ругайте его за плохие оценки – учёба должна стать для него интересной в первую очередь сама по себе, а не из-за оценок;

15. Обращайте внимание на то, пытается ли учитель замотивировать вашего ребёнка – насколько он хвалит его, проявляет настойчивость в выполнении своих просьб, устанавливает ли с ребёнком зрительный контакт, вовлекает в учебный процесс – задаёт вопросы, проверяет ли домашнее задание, насколько комфортна психологическая атмосфера в классе и т.д. Старайтесь наладить с учителем тёплые взаимоотношения, регулярную обратную связь;

16. По завершении задания, попросите ребёнка оценить свою работу с помощью разноцветных смайликов (жёлтый смайлик – отлично; зелёный – нужно ещё потренироваться);

17. Предоставляйте ребёнку выбор во время занятия: «выбирай, чем мы займёмся – будем лепить, или клеить аппликацию, что ты хочешь лепить?» Ребёнок должен почувствовать себя не просто исполнителем, а творцом в вашем совместном занятии;

18. Снижайте уровень тревоги ребёнка похвалой, словами любви. Отлично подойдёт общение с животными, рисование красками с прослушиванием классической музыки, занятия с песком.
Также есть много других техник работы с тревогой и страхами.

Главное при работе с детьми с задержкой развития – благоприятный психологический фон, недопущение крика, строгого наказания и системность. Если вы хотите привить ребёнку какой-то навык – без системы никак не обойтись!

Я имею большой опыт работы с детьми с ЗПР, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, аутистическим и неврозоподобным поведением, фобиями. Приглашаю к себе на консультацию всех желающих!

Дорогие читатели, Вы всегда можете записаться ко мне на консультацию по телефону +7(919) 324-75-26 или перейдя по ссылке.

Источник

Межличностному общению принадлежит ведущая роль в развитии ребенка.
Дети с задержками развития часто трудно доступны для контакта. Они делают, что хотят. Их сложно уговорить что-либо сделать. Часто они гиперподвижные, вспыльчивые, расторможенные. Или, наоборот, заторможенные, застенчивые, необщительные. У них частые перепады настроения. Они не слушаются, много капризничают. Имеют склонность к эмоциональным (аффективным) вспышкам.

Нередко родители стремятся призвать таких детей к порядку, требуют послушания, строги к ним. При этом родители часто чувствуют раздражение, нервозность и психо-эмоциональное напряжение и беспомощность. Приходится очень много усилий прикладывать, чтобы организовать деятельность детей с ЗПР.

Вовремя понять, что у ребенка есть проблемы в развитии, поведении и общении для родителей бывает чрезвычайно трудно. Однако, необходимо понимать, что дети с ЗПР не виноваты в том, что не способны управлять своим поведением в полной мере. И это обусловлено нарушениями на нейрофизиологическом уровне. Нервная регуляция процессов возбуждения и торможения у них нарушена.
Соответственно, понимание проблемы меняет и подходы к общению с детьми с ЗПР.

Дело в том, что слова не доходят или плохо доходят до таких детей. Вербальная система общения еще не сформирована в полной мере. Все объяснения словами напрасны. Споры бесполезны. Они приводят только к усилению протеста и негативизма со стороны детей.
В то время как невербальный язык общения с помощью жестов, движений тела, мимики в большинстве случаев вполне доступен.⠀

Эти особые дети с ЗПР лучше общаются на языке движения тела!
Поэтому, если вы хотите наладить хороший контакт с ребенком, то налаживайте его на двигательном уровне в первую очередь.
Как это осуществить? Поможет первая техника: «ТОТАЛЬНОЕ ПРИСУТСТВИЕ С РЕБЕНКОМ»

Первое, и самое важное, что могут сделать родители – это чаще обнимать ребенка. Выделить специальное время, когда он может почувствовать себя спокойно и безмятежно в Ваших объятьях. Можно покачать его как маленького, поиграть в «малыша». И таким образом ребенок добирает теплоту и ласку родителей, так необходимую ему, чтобы чувствовать себя увереннее, смелее.

Выделите специальное время для игры вместе. И постарайтесь тотально присутствовать только с ребенком в игре, не отвлекаясь не на что. Это поможет ребенку почувствовать, что его видят. Что его присутствие ценно, а его деятельность важна для родителей.
В играх можно использовать следующие 2 приема.

Техника “ПРИСОЕДИНЕНИЕ”. Мы присоединяемся к движениям ребенка. Мы повторяем позы и движения ребенка. Например, если ребенок бегает – бегайте вместе с ним. Остановился – и вы остановитесь. Посмотрел на Вас удивленно – и Вы посмотрите в ответ. Если ребенок играет в игрушки и Вы также, копируйте все его действия, звуки, жесты и мимику.

⠀Как это работает?
1. Мы присоединяемся к ребенку на двигательном уровне.
2. Мы узнаем двигательный репертуар ребенка и можем понять, когда появляются новые движения, а значит и развитие.
3. Мы лучше понимаем эмоциональное состояние ребенка, когда воспроизводим его движения.
4. Мы завоевываем доверие со стороны ребенка.
5. Ребенок чувствует, что его понимают и принимают.
6. Мы способствуем развитию у детей “зеркальных нейронов”, которые отвечают за способность понимать окружающих людей.
7. Усиливается проявление эмпатии как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка.

⠀Резюме:
1. ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ
2. ИГРАЕМ, КАК ЭТО ДЕЛАЕТ РЕБЕНОК
⠀Непонимание со стороны ребенка – это трудное, а порой, невыносимое переживание для родителей. Как улучшить взаимопонимание между мамой и ребенком?
Снова на помощь приходит тренировка “зеркальных нейронов”. Они отвечают за понимание других, способность к эмпатии.
Для этого используем следующую технику: “ЗЕРКАЛО”:
Мы садимся напротив ребенка и повторяем его движения, словно мы зеркало.

Выбираем правильно расстояние между нами и ребенком. Если ребенок до 5 лет расстояние около 30-60см. Если старше, то больше. Здесь ориентируемся на комфорт свой и ребенка. Реакция может быть разная, в зависимости от степени расстройств развития.
Если, кажется, что ничего не происходит, не отчаивайтесь. Пробуйте снова и снова.

Невольно ребенок наблюдает за нами и однажды реакция случится. Если удалось вызвать реакцию интереса или изумления со стороны ребенка – просто прекрасно! Значит можно усложнить действия. Попробовать “поздороваться” с ребенком ручками, ножками, носиками, щечками, локтями, коленями, лобиком.
Такие игры учат ребенка:
1. Ориентироваться в своем теле, знать части тела.
2.Понимать, где такие же части тела у других.
3. Улучшают невербальный (двигательный) контакт.
4. Развивают внимание к маме.
5. Дарят положительные эмоции от общения.
Когда освоили первые ступени игры, можно добавлять к игре музыку и мягкие предметы (подушечки, платочки, мячики).

И четвертый секрет на сегодня. Играйте с ребенком в двигательные игры, в которых все эти техники в действии. Катайтесь колбасками по ковру, соревнуйтесь по-пластунски и на четвереньках, превращайтесь в камушки, мячики, птичек, слонов и прочие объекты. Это также развивает творческое и двигательное воображение детей. Наполняет ваше совместное время радостью. И что самое важное устраняет барьер непонимания между Вами и ребенком. Ребенок начинает больше Вам доверять, лучше воспринимать Ваши невербальные посылы, когда Вы что-либо объясняете ему.

На следующем этапе, после того как установилась прочная телесно-эмоциональна связь, можно размышлять о том, как мотивировать ребенка с ЗПР выполнить какое-либо задание. Как правило, дети с ЗПР охотно принимают помощь со стороны взрослых. И эту помощь в выполнении заданий следует оказывать до тех пор, пока ребенок не почувствует себя увереннее. Когда с Вашей помощью у него сформируются стратегии и способы выполнения тех или иных заданий. В связи со снижением функций памяти и внимания такие стратегии формируются медленнее, чем у здоровых детей. Здесь очень важно понимание и терпение родителей. Важно хвалить не только за малейшие успехи, но и за прилагаемые усилия. И использовать положительное эмоциональное подкрепление деятельности ребенка с ЗПР.

Требуется консультация врача.
Автор: Наталья Никифорова. Врач детский невролог, врач функциональной диагностики, арттерапевт, психолог-консультант, ABA-терапевт, автор программы «Запуск умственного развития ребенка за 6 месяцев». Опыт работы 12 лет. Специалист в области развития детей и лечения задержек психоречевого развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Если у Вас появились вопросы с удовольствием отвечу на них на личной консультации.
Запись на предварительную онлайн консультацию:
Сайт:

https://nevrolog-nikiforova.ru/consult

WhatsApp 8(962)362-02-26
Ютуб:

https://www.youtube.com/channel/UCaOPcsCH-b3fXWzs1Ww6..

Инстаграм неврология:

https://www.instagram.com/nevrolog.nikiforova?r=nametag
Инстаграм арттерапия: https://www.instagram.com/natalianeuroart?r=nametag
Вконтакте: https://vk.com/nevrolog.nikiforova

Фейсбук:

https://www.facebook.com/profile.php?id=100039259352057

Телеграм:

https://t.me/nevrolog_nikiforova

Источник

У детей с задержкой психического развития есть затруднения с усвоением информации. Именно по этой причине для их обучения разрабатываются индивидуальные образовательные комплексы с упражнениями, позволяющими овладевать навыками чтения и письма, начиная с восприятия образа буквы.

Методы обучения чтению детей с ЗПР

Чтение – это сложного типа психофизический процесс, основной задачей которого является расшифровка и понимание письменного сообщения. В этом процессе участвуют речеслуховой, речедвигательный и зрительный анализаторы.

Обучение детей ЗПР с помощью азбуки и отдельных букв

Обучение с помощью азбуки и отдельных букв

Сегодня существует множество методик развития навыков чтения, которые направлены на:

  • развитие умения выделять смысл текста;
  • развитие навыков правильного чтения: проговаривание слов целиком, без «заглатывания» окончаний и искажений слогов и звуков;
  • распознавание знаков препинания и умение их интонировать;
  • увеличение скорости чтения.

Иными словами, работа ведется в двух направлениях: понимание прочитанного и технику чтения. И работа эта производится в четыре этапа:

  1. Графическое восприятие буквы.
  2. Понимание понятия «слог» и развитие навыка слогового чтения.
  3. Внятное чтение словами целиком.
  4. Чтение предложениями и понимание прочитанного.

Необходимо развить способность у ребенка с ЗПР познавать новое.

Необходимо развить способность у ребенка познавать новое.

Дислексия – это нарушение способности овладения навыкам письма и чтения при сохраненной способности познавать новое. Выделяются следующие ее виды:

  • Семантическая – характеризуется недоразвитым звуковым синтезом и нечеткостью понимания синтаксический связей в предложениях. У детей с ЗПР не в полной мере сформирована способность воспринимать слова, разделенные на слоги, восстанавливать и синтезировать их.
  • Аграмматическая – искажаются префиксы, суффиксы, окончания, заменяются морфемы.
  • Фонематическая – чаще всего дети с диагнозом ЗПР сложно воспринимают мягкие и твердые, глухие и звонкие пары звуков, в процессе чтения переставляются звуки, «проглатываются» окончания, пропускаются или добавляются звуки.
  • Оптическая – у ребенка нарушена функция оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Детям сложно конструировать изображение, найти различия или сходства, обычно возникают проблемы восприятия в чтении следующих букв: У-Ч, Ж-К, Х-К, Р-Ь, В-З, Д-Л, Т-Г.
  • Мнестическая – отсутствует навык устанавливать связь между изображением буквы и ее звуком, ребенок попросту не запоминает, каким звуком сопровождается та или иная буква.

Выработка навыка чтения у детей с ЗПР требует целенаправленного и кропотливого коррекционного вмешательства с участием таких специалистов, как: дефектолог, логопед, коррекционный педагог. Важно понимать, что работа всех этих профессионалов будет сведена на ноль, если в процессе коррекции не будут участвовать родители.

Упражнения

После диагностики ребенка с ЗПР на определение наличия навыков чтения, подбирается ряд упражнений. Мы выбрали самые простые, доступные и при этом эффективные:

  1. Игры с буквами.
    Ваш малыш не может запомнить, как выглядит та или иная буква? Существует много способов помочь ему, например: вылепите ее из пластилина (это касается большой, маленькой и прописной буквы), закрепите навык, выложив эту же букву из спичек, ниточек, вырежьте ее из цветной бумаги, нарисуйте, разукрасьте.
    Еще один вариант – раз в неделю распечатывать красочную букву (которую вы на данный момент учите) и размещать на видных местах, графическое изображение будет откладываться на подсознательном уровне.
    Также можно купить магниты, доски с выпуклыми буквами (изучение на тактильном уровне).
    Усложнить задание можно написав только отдельные детали буквы и попросить ребенка дорисовать недостающее. И важно, чтобы все действия проговаривались, так вы соедините визуальный и словесный метод обучения.
  2. Игра «Какой буквы не стало» – начинать рекомендуется из 3 букв, постепенно увеличивая ряд.Задача — несколько секунд наблюдать за изображениями, потом по памяти повторить последовательность. После взрослый убирает одну букву и необходимо восстановить первоначальный порядок изображений. Можно выкладывать целые слова, а потом терять 1 или несколько букв. Усложнять игру необходимо с учетом готовности самого ребенка.
  3. Игра на развитие тактильной памяти «Волшебный мешочек». В плотном мешочке размещаются металлические или пластиковые буквы, задача — вслепую определить, что за буква и назвать слова, в которых она встречается.
  4. Игра «Найди ошибку в написании» – взрослые осознанно делают ошибки в графическом изображении букв. Задача ребенка — определить какая из предложенных конструкций неправильная и исправить ошибку.
  5. Игра «Сложи слово» – предлагается набор слогов, из которых необходимо составить слова на определенную тематику, например, «Животные», «Сказочные персонажи» и т.д.
  6. «Ролевое чтение» – выберите текст, в котором есть разделение на роли, и в игровой форме проработайте интонацию с учетом знаков препинания. И процесс обучения будет не скучным, и интерес у ребенка точно появится.
  7. «Вставь гласную» – предлагается предложение, в котором есть только согласные буквы, нужно вставить гласные. Для того чтобы упростить задачу, задание подкрепляется иллюстрациями.
    И это только малая часть упражнений, которые можно выполнять с крохой дома самостоятельно. Важно понимать, что у детей с задержкой психического развития очень хрупкая психика, и учить заставляя, против воли ребенка, у вас не получится. Важно его увлечь, заинтересовать и учить только в игровой форме с поощрением за каждый успех.

Методы обучения письму детей с ЗПР

Дисграфия – это специфическое частичное нарушение навыка письма, при котором ребенок использует аграмматизмы, слова пишет сдельно, искажает звуко-слоговую структуру слова, заменяет или искажает буквы.

При диагнозе ЗПР наблюдаются нарушенные двигательные, зрительные и слуховые анализаторы, следовательно, овладеть навыками правильного и быстрого письма намного сложнее, чем ребенку без особенностей. Распознать проблему можно с самого начала:

  • не дописываются буквы;
  • нет заглавной буквы, знаков препинания, пробелов;
  • почерк неразборчивый;
  • на слух тексты не воспринимаются (диктанты всегда с грубыми грамматическими ошибками).

Существуют следующие типы дисграфии при ЗПР:

  1. Артикуляторно-акустическая – как произносит, так и пишет.
  2. Акустическая – замена фонем и звуков близкими по написанию и не восприятие мягкости звуков.
  3. Нарушение языкового анализа и синтеза – в письме пропускаются или переставляются целые слоги, слова не дописываются, добавляются лишние слоги или буквы, написание в одном слове сразу 2-3.
  4. Аграмматическая – письмо вне всяких правил грамматики — «солнечные день», «красивый кукла». Ребенку сложно овладеть знаниями о числах, родах, падежах.
  5. Оптическая – нарушение зрительного анализа и синтеза, иными словами сложно улавливать графические отличия букв, как результат: недописанные буквы, лишние элементы, пропуски соединений, зеркальное написание и прочее.

Статья в тему: Программа обучения детей с тяжелыми нарушениями речи

Упражнения

Для того чтобы развить навык письма, необходимо проводить комплексную работу, в которую должен быть вовлечен и психолог, и логопед, и педагог, и родители.

Первым делом проводится работа по развитию языкового анализа и синтеза. На данном этапе дети учатся самостоятельно составлять предложения и даже маленькие рассказы по иллюстрациям, читать графические схемы предложений, самостоятельно их составлять, искать необходимое слово в предложение, составлять предложения с указанным словосочетанием.

На втором этапе проводится работа по развитию слогового анализа и синтеза:

    • определение гласных и согласных звуков в слове;
    • разбиение слова на слоги;
    • подсчет слогов;
    • определенное количество слов разграничить по количеству слогов;
    • из набора слогов составить как можно больше слов.

    На третьем этапе проводится работа над развитием фонематических навыков:

      • назвать количество звуков в слове и проговорить их все по порядку;
      • написать как можно больше слов, в которых, например, 5 звуков;
      • разделить слова по количеству звуков;
      • определить пропущенные в слове звуки и вставить их;
      • преобразовать слово из 3 звуков в слово из 4-х, например, рот-крот.

      Развитие чтения и развитие письма нужно проводить параллельно, чтобы графическое восприятие гармонировало со слуховым и зрительным.

      Нормы чтения для детей с ЗПР

      По окончанию начальной школы ребенок с ЗПР должен иметь навык чтения от 70 до 80 слов в минуту. Но при этом текст выбирается простой, без сложных по произношению слов, в предложениях не более 8 слов. Допускаются незначительные ошибки в произношении. По итогу прочтения ребенок должен в нескольких словах описать суть текста, определить главных героев.

      Совместное чтение становится интересным, отзывы

      Совместное чтение становится интересным.

      В копилке ребенка по окончанию 4-го класса должно быть как минимум 12 выученных наизусть стихотворений. Он должен спокойно читать скороговорки и обладать достаточным словарным запасом, чтобы выразить свою мысль развернуто.
      Также проверяется художественное чтение на усвоение навыка определения и трактовки знаков препинания.

      Статья в тему: Развитие речи у детей с ЗПР

      Чтение ребенка с ЗПР: отзывы о методиках обучения

      Как показывают тесты и исследования, порядка 50% учеников в начальной школе имеют проблемы с овладением навыков чтения. Такая тема не могла пройти стороной и социальные сети. Родители активно обсуждают на форумах и тематических сайтах, какие методы и упражнения были эффективными в их случае, а какие вызывали у ребенка только раздражение.

      Из всех отзывов можно сделать вывод, что обучение чтению ребенка в 1 классе должно проходить исключительно в игровой форме в легкой и непринужденной обстановке. Часто используются музыкальные азбуки, магнитные доски, деревянные буквы, раскраски и т.д. С каждым годом задания усложняются. И что отмечают практически во всех отзывах – это сочетание методов овладения навыками чтения с методиками овладения навыков письма. Большая часть детей к окончанию программы для ЗПР 4 класса освоили плавное чтение, навыки в полной мере соответствовали нормам чтения.

      В таблице отображены некоторые отзывы родителей, которые взяты с интернет-площадок: https://v7u.org/viewtopic.php?t=910&start=10, https://defectolog.ru/forum/105/https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/409512335/.

      ПоложительныеОтрицательные
      Мы начали ходить в специальную группу в садике, так как там кроме нянечки и воспитателя еще приклеплен логопед и психолог.

      Нам очень нравится, во-первых, проводится подготовка к школе (ребенок учится читать, писать, выражать свои мысли), обучение происходит в коллективе (учимся взаимодействовать).

      Я вот просто настаиваю на том, чтобы детки с особенностями посещали специальные учреждения, там все-таки работают специалисты. (Екатерина)

      ЗПР полностью поддается коррекции еще в дошкольном возрасте, просто нужно внимательно наблюдать за своим ребенком и своевременно определить проблему, а не списывать все на черты характера.

      И да, я против этих всех навешиваний ярлыков, это такие же дети, просто им несколько сложнее даются определенные навыки! (Тамара)

      У нас была полная беда сначала с овладением навыков самообслуживания, сын попросту не понимал, зачем проситься в туалет, зачем снимать обувь в помещении, почему на улицу нельзя пойти просто в том, в чем он находится дома (а на улице глубокая зима), зачем нужна ложка и прочее.

      Но потом эти проблемы начали усугубляться, так как вообще не развивалась речь, следовательно, ни о каком дальнейшем обучении не могло быть и речи. Но потом я в интернете увидела, что нам может помочь не только психолог детский, но и дефектолог. Да, работы было немерено, но времени тоже было немного, ведь активная познавательная деятельность у ребенка длится до 6 лет.

      И вот нам сегодня исполнилось 6 лет, мы полностью самостоятельны, свободно излагаем свои мысли (пусть краткими и простыми предложениями), читает небольшие тексты, считает до 10, и в рамках 10 умеет слагать и вычитать и прочее. ЗПР поддается коррекции, если тому нет более серьезных причин  нарушением ЦНС. (Оксана)

      Ну да, первый класс у нас прошел сложно, просто с боем давались элементарные азы, но я просто усиленно занималась с сыном дома и не разрешила переводить в специализированное учебное заведение, так как не считаю данную меру необходимой. (Марина)
      У нас сын начал проявлять интерес к чтению только на уроках труда, там очень талантливый педагог, который сразу поняла проблему и начала не проговаривать задания, а раздавать карточки с пошаговыми инструкциями.

      Понятно, что сразу прочесть не получилось, но начал пытаться настойчиво овладевать этим навыком. Многое все-таки зависит от мотивации и работы педагогов. (Галина)

      Я боялась отдавать дочь в инклюзивный класс, но через полгода, когда я видела результаты развития ее, я пересмотрела все свои страхи. Все-таки обучение по индивидуальным программам показывают колоссальный результат. (Света)

      Вывод

      Проблемы с чтением и письмом у детей с задержкой психического развития встречаются часто, так как этому способствует целый ряд специфических факторов. Но эти проблемы поддаются коррекции при титанической, постоянной и комплексной работе. Сегодня в сети интернет можно найти не просто методичку с расписанными занятиями, но и уже полностью разработанные карточки с описанием, которые достаточно только распечатать и использовать. В работе над развитием навыка чтения не забывайте о работе с психологом и логопедом.

      Видео — Дети с ЗПР

      Источник