Как развивать речь у ребенка с задержкой речевого развития при зпр
Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый нарушением развития психических функций (внимания, мышления, памяти). Его ставят детям, как правило, в возрасте 2-3 лет. Однако если вовремя «спохватиться», то ситуацию можно исправить. Не стоит ждать, пока все наладится само — запущенная ЗПР к 6-7 годам грозит определением ребенка в коррекционный класс.
ЗПР означает пограничное состояние между нормальным развитием психики ребенка и отставанием. Дети при таком диагнозе не имеют умственной отсталости, недоразвития речи или физиологии. Проявления этого диагноза выражаются в нарушении психических функций, снижении способности к обучению и социальной адаптации.
Признаки ЗПР у ребенка
Как родителям определить, есть ли у их сокровища задержка психического развития? Одним из основных ее проявлений является трудность, с которой дается процесс обучения.
- Четким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может заставить себя чем-то заниматься, прилагая усилия. Некоторые родители списывают это на детский возраст, неусидчивость, однако проблема может крыться в другом.
- Внимание у таких детей неустойчиво. Ребята часто отвлекаются на двигательную или речевую активность, не могут выполнить поставленную задачу. В настоящее время таких детей, которым необходимо во время занятий вскочить, побегать или покричать, выделяют в отдельную группу, наделяя диагнозом СДВГ. Однако это все та же задержка развития психики.
- Очень часто ЗПР сопровождается задержкой речевого развития. Это связано в первую очередь с темпами возрастного освоения речи. Может быть ограничен словарный запас, заметна трудность в построении фраз или присутствовать более глубокие формы ЗРР.
- Память «работает» иначе. Таким детям легче удается запомнить наглядные предметы или изображения, чем вербальное сообщение. При этом воспроизведение информации по памяти дается с трудом, выучить даже простой детский стишок становится непосильной задачей.
- Мышление также страдает. Ребенок не может сам сделать выводы на основе какой-либо информации, логика и абстрактное мышление практически «не работают» без помощи родителей или преподавателя. Сопоставление формы, цвета, размеров предметов самостоятельно не дается.
Причины задержки психического развития
Многие родители, узнав о диагнозе, искренне недоумевают — ребенок идеально развивался все эти годы, у педиатра не было никаких нареканий.
Все дело в том, что именно физиология при этом находится в полном порядке. «Тормозит» психика, что и приводит вот к такому своеобразному отставанию. По этой же причине задержку психического развития чаще ставят перед поступлением в школу — именно в это время от ребенка ждут уже не игр, а учебы.
К физиологическим причинам ЗПР относят:
- Тяжело протекающие беременность и роды.
- Соматические проблемы — частые болезни, травмы, вследствие чего ребенок становится физически ослабленным.
- Поражения нервной системы — минимальная мозговая дисфункция.
Социальными причинами являются:
- Педагогическая запущенность.
- Стрессовая ситуация.
- Неблагоприятная обстановка в семье.
Мамам и папам трудно признать, что у их дочери или сына что-то не в порядке. Часто они закрывают глаза на проблемы, считая, что ребенок еще «слишком мал», «просто активный» или «развивается в своем темпе». Несомненно, на свою скорость развития имеет право каждый, однако очень важно вовремя отследить проблему, чтобы справиться с ней.
На что обратить внимание:
- Ребенок нелюдим, мало общается со сверстниками и взрослыми. Дети не принимают его в свои игры.
- Эмоциональная неустойчивость. Ребенок может беспричинно радоваться или, наоборот, находиться в тревоге или беспокойстве.
- Трудности с концентрированием внимания. Во время занятий таким детям трудно сосредоточиться, следовать указаниям учителя.
- Учеба дается с большим трудом.
- Развитие речи не соответствует возрастным нормам.
Родители должны знать, что сложности с обучением в начальной школе практически всегда связаны именно с отставанием в психическом развитии. Не стоит ругать учителя и — тем более — ребенка. Обратитесь к логопеду-дефектологу!
Можно ли помочь ребенку с ЗПР
Тот факт, что ЗПР означает лишь пограничное состояние между нормой и необходимостью коррекции и ни в коем случае не подразумевает умственной отсталости говорит о том, что справиться с задержкой развития вполне можно. При усердной работе и объединенных усилиях специалистов, самого ребенка и родителей можно добиться того, что учеба выправится, а сам ученик вполне догонит своих товарищей.
Первым делом необходимо пройти обследование. Помимо педиатра, следует посетить нейропсихолога, который сможет разобраться в проблеме и назначить коррекционные мероприятия.
Коррекция ЗПР подразумевает принятие комплексных мер. Медикаментозное лечение сочетается с работой логопеда-дефектолога и нейропсихолога. Не стоит уповать только лишь на лекарственные препараты. Сами по себе они не смогут исправить ситуацию. Прописанные в данной ситуации ноотропы, витамины и средства, улучшающие мозговое кровообращение, лишь стимулируют активность работы мозга, но необходимы и занятия по психологической коррекции.
Данные мероприятия направлены на улучшение эмоциональной и познавательной сферы. Ведь ребенку необходимо развивать память, внимание, строить логические связи.
Родители должны помнить, что ЗПР можно и нужно исправить. Главное, приложить усилия и работать всем в комплексе.
Если у ребенка ЗПР — советы родителям
- Не отрицайте очевидного. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем проще будет помочь.
- Оказывайте поддержку. Не следует чрезмерно опекать ребенка, но и давать ему полную самостоятельность тоже не стоит. Пока он просто не может сладить с учебой, но все можно исправить. Направляйте, корректируйте его действия, но не берите все на себя.
- Если врач прописал лекарства, значит это необходимо. Однако это не означает, что с ребенком не нужно заниматься. Именно занятия с психологом, нейропсихологом и при необходимости логопедом-дефектологом помогут справиться с проблемой.
- Подберите хороших специалистов. Проще будет найти необходимых педагогов в одном центре. Ребенку необходимы занятия по развитию речи, мелкой моторики, логики. Педагог-психолог будет работать с коммуникативными навыками.
- Создайте дома развивающую среду. Обязательно выполняйте задания педагогов.
Лечение ЗПР — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.
Источник: https://karkusha.su/osobennosti-razvitiya-detey-s-zpr-sovetyi-roditelyam/
Источник
Коншина Анна Николаевна
Особенности речевого развития при задержке психического развития
Саратовская область г. Энгельс МДОУ «Детский сад № 81»
Воспитатель: Коншина А. Н.
Анатация: Речевая деятельность детей с задержкой психического развития отличается от речи дошкольников с нормальным развитием. Для таких детей характерна повседневность активного словарного запаса, обусловленная ограниченностью их познаний и представлений об окружающем мире. Бедность, некорректность словарного запаса приводит к трудностям обычного формирования действий связной речи дошкольников.
Ключевые слова: Психическое развитие, дошкольный возраст, задержка развития.
Особенности речевого развития при задержке психического развития.
Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития. У детей с задержкой психического развития в той или иной степени не сформирована речевая система. Речь младшего школьника носит ситуативный характер, у этих детей только намечается переход к контекстной речи. Этот переход означает новый этап в речевом развитии ребенка.
В новых условиях, в условиях интегрированного обучения, когда дети с различными формами ЗПР обучаются не в специальных коррекционных дошкольных учреждениях, а в обычных ДОУ вместе с их нормально развивающимися сверстниками, необходим качественно новый подход к их обучению. Известно, что дети с задержкой психического развития имеют более важные индивидуальные особенности: недостающий запас познаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп генерирования высших психологических функций, слабость регуляции случайной деятельности, нарушения разных сторон речи детей дошкольного возраста.
Развитие речи ребёнка играет важную роль в формировании и становлении его психического развития. Существуют отклонения и аномалии в психическом развитии. Отклонения или аномалии в развитии ребёнка разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребёнка его зрительного восприятия, слуховой и речевой систем, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер двигательной системы. Такие отклонения могут быть вызваны и другими различными причинами. Детей с задержкой психического развития характеризует низкая работоспособность и продуктивность, неустойчивость памяти, слабое развитие опосредованного запоминания.
Нередко на первом году жизни у детей данной для нас категории отмечается задержка двигательного и речевого развития, а на наиболее поздних шагах наблюдается отставание в овладении речевой деятельностью.
Огромную роль в структуре несовершенства детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые обрисовываются определенными границами.
Так, у детей с задержкой психического развития намного позже, чем у нормально развивающихся детей этой же возрастной категории, рождается период детского словотворчества и затягивается до 7-8 лет.
В речи дошкольников с задержкой психического развития в основном употребляются части речи как существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас в совокупности низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речи дошкольников, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных чаще всего употребляются качественные, которые обозначают непосредственно воспринимаемые признаки.
Многие исследователи отмечают недостаточную развитость грамматического строя речи детей с задержкой психического развития. Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования. Довольно часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, иногда пропуски, а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок.
Речевая деятельность детей с задержкой психического развития обрисовывается дефектом звуковой произносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи дошкольников, трудности в дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом.
Следующей отличительной особенностью детей данной категории является своеобразие связной речи дошкольников. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них; дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии иллюстраций; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи дошкольников детей с задержкой психического развития актуальны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.
У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи дошкольников.
Неполноценность речевой деятельности детей с задержкой психического развития связана недостаточной развитостью основных этапов порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование). Так, незрелость внутреннего программирования проявляется в речевой инактивной, трудностях создания контекста, в соскальзывании на другие темы. При этом у детей с задержкой психического развития не рождается четкого замысла высказывания.
Речевая деятельность порождается при наличии определенных биологических предпосылок сначала обычного созревания и функционирования центральной нервной системы. Но речевая деятельность является важной социальной функцией, потому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она рождается лишь при условии общения, коммуникации.
Речевая деятельность детей с ЗПР отличается от речи дошкольников с нормальным развитием. Для таких детей характерна повседневность активного словарного запаса, обусловленная ограниченностью их познаний и представлений об окружающем мире. Бедность, некорректность словарного запаса приводит к трудностям обычного формирования действий связной речи дошкольников.
Связная речеваядеятельность выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку диагностировать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Недостаточная сформированность грамматического строя речи детей с задержкой психического развития может не обнаруживаться в спонтанной речи и поэтому замечается нередко, только когда ребенок приступает к школьному обучению. Она проявляется в трудностях при овладении новыми формами речи — повествованием и рассуждением и выступает в ситуациях, требующих развернутых речевых высказываниях.
Недостатки речи сказываются не только на общении, но и на познавательной деятельности детей, которая, будучи нарушенной в некоторой степени первично, еще более ослабляется (уже вторично) речевыми недостатками. Вторичные, связанные с речевыми недостатками, трудности в познавательной деятельности замедляют интеллектуальное развитиедетей в школьном возрасте: они проявляются как непосредственно в непонимании учебного материала, так и в трудностях овладения чтением и письмом.Отмечаются и затруднения в овладении новыми формами речи: повествованием, рассуждением.
Нарушения речи у детей с ЗПР вызывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря и словаря прилагательных, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей является снижение потребности в общении.
Таким образом, развитие речи у детей с ЗПР требует особый подход, достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.
Источник
Чаще всего ЗПР у детей обнаруживается в школе. Учителя замечают нехватку некоторых способностей, что не дает нормально усваивать новые знания и общаться с одногодками и учителями.
Особенности ЗПР и связь с речью
Все это свидетельствует о замедленном темпе развития психики (ЗПР). Заболевание стало довольно часто встречаться, что свидетельствует об актуальности темы развития речи у детей с ЗПР, которая сильно страдает.
Замедленное развитие нельзя путать с некорректной и некачественной работой родителей и дошкольных педагогов. Происходит заметное отставание по таким параметрам:
- память;
- внимание;
- мышление;
- эмоциональное здоровье.
В школе учителя могут увидеть, как школьники с ЗПР не проявляют интереса к жизни класса, не включаются в процесс урока и не обращают внимания на вопросы учителя. Любые трудности ведут к моментальному прекращению деятельности. Дети быстро заводятся, если им что-то интересно, но также быстро «перегорают». Все это сопровождается плохой успеваемость, но значение оценок не играет для ребенка никакой роли.
Все сравнение делаются с принятыми нормами. Особого внимания заслуживает речь, так как отклонение у детей с ЗПР наиболее очевидно.
Причины возникновения замедленного развития
ЗПР возникает у детей по нескольким причинам, которые делятся на группу биологических и социальных.
К биологическим относятся проблемы при беременности, которые могли повлиять на плод. Особую опасность представляют отравление токсинами, осложнения при токсикозе, инфекции и травмы. У плода может возникнуть гипоксия, при родах – асфиксия и травмы по разным причинам. Опасна недоношенность и генетическая предрасположенность.
На ранних этапах жизни на формирующийся мозг и организм тяжелый эффект оказывают:
- травмы;
- инфекции;
- операции;
- наркоз и другие поражающие факторы.
Социальные причины включают в себя:
- отсутствие развивающих игр и контакта с людьми;
- необоснованные запреты;
- психологические травмы в раннем детстве и неблагоприятные условия воспитания;
- гиперопека;
- безнадзорность;
- грубость и деспотизм родителей.
Диагностика замедленного развития и роль речи
Заболевание нельзя обнаружить при рождении и, чаще всего, до поступления в детский сад или школу. Родителям трудно заметить отклонения в силу привычки к поведению своего ребенка. Физически и внешне он здоров. Эмоциональное отставание может не вызвать особого волнения, так как считается, что малыш еще всему научиться (говорить, играть с детьми).
Неспособность к усвоению нового отмечают учителя в школе. Но гораздо раньше обнаруживаются нарушения речи, которые зачастую сопровождают ЗПР.
Речь дошкольника в норме достаточно сформирована, также как и багаж знаний, словарный запас, что позволяет свободно общаться на любую понятную ему тему. Предложения развиты, связаны между собой и наполнены основными частями речи: глаголами, местоимениями, прилагательными, числительными и соединительными словами. Они грамотно связываются друг с другом: склонение, спряжение, чередование звуков и словоизменение. Все это усваивается в общении, но не у ребенка с ЗПР.
Непосредственным симптомом дисфункция речи не является, скорее это уже последствие замедленного развития. Дело в том, что речь – это результат мыслительных процессов, которые у больного нарушены, а значит, будут проблемы и с процессом говорения. Качество речи показывает качество знаний и развития.
Проблемы возникают как с импрессивной, так и экспрессивной речью. Сенсорная или импрессивная речь отвечает за восприятие и понимание. При нарушении сенсорной зоны коры головного мозга, где хранятся звуковые образы слов, человек будет их слышать, но не понимать. Таким образом, он становится «глухим» к речи при нормальном слухе.
У экспрессивной речи тоже есть второе название – моторная. Она отвечает за воспроизведение слов. При нарушении человек произносит только неразборчивый набор звуков, но при этом понимает, что ему говорят. При обнаружении проблем необходимо пройти обследование речи.
При ЗПР нарушаются обе формы в равной степени, происходит системное недоразвитие речи, хоть и встречаются случаи, когда один из вариантов преобладает. У детей заметны следующие характеристики речи:
- неправильное воспроизведение звуков;
- маленький словарный запас;
- грамматические ошибки.
Они медленно воспринимают речь на слух, не понимают смысл отдельных слов, а также значение интонаций.
Стоит обратить внимание, если малыш говорит примитивными предложениями. Нехороший сигнал, если нет понимания обобщенных слов, например, мебель, фрукты, транспорт. Неспособность вести монолог и трудности при диалогической речи – это тоже симптом нарушения речи при ЗПР. Если смотреть на произношение, то хуже всего даются шипящие и свистящие, общая работа речевого аппарата вялая.
Может быть так, что дисфункция не сильно заметна, так как способности ребенка покрывают бытовые проблемы, но нарушения понимания речи, логики и грамматики все равно можно заметить.
Общие действия при нарушении речи при ЗПР
При коррекционной работе важно учитывать не только подходы к исправлению речи, но и комплексное развитие ребенка. ЗПР по социальным причинам возникает из-за постоянного давления какого-либо фактора. Поэтому необходимо его убрать, будь то ссоры родителей, невнимание или строгость. Ребенок должен расти в спокойствии.
Далее необходимо создать условия, в которых он будет познавать что-то новое. Это потребует внимание и время родителей, но позволит постепенно поднять эмоциональный и интеллектуальный уровень.
Уделяется внимание особенностям речи детей при ЗПР и развиваются отдельные параметры. Например, память. Если способности ребенка позволяют, то нужно заучивать короткие стихи. Это способствует пониманию связности повествования, что хорошо скажется на сенсорной речи.
Если есть проблемы с пониманием смысла слов, то делается упор на объяснении. Прежде чем требовать от ребенка использовать новое незнакомое слово, нужно на практике показать, что оно значит или как действует.
При проблемах с произношением требуется цикл логопедических упражнений.
Чтобы помочь малышу начать говорить, надо создать специальную среду. У него должен быть стимул говорить. Для этого надо дать как можно больше материала и содержания, чтобы было о чем поговорить.
Как обучать детей с ЗПР
Считается, что лучше, когда дети с проблемами обучаются в специальных коррекционных заведениях, или в отдельных классах в обычных школах. Но сейчас идет внедрение метода интегрированного обучения, то есть дети с ЗПР обучаются вместе, взаемодействуя со сверстниками. У каждого из методов есть свои положительные и негативные стороны.
Специальные центры | Обычные школы |
Положительные факторы | |
Индивидуальный подход к ребенку | Есть возможность свободно общаться с другими детьми |
Специально обученные специалисты | Ребенок ориентируется и видит результаты других |
Отсутствие негативного социального опыта и давления | Много нового – идет активная познавательная деятельность |
Грамотная программа работы с детьми с ЗПР | Обычные школы есть везде |
Негативные стороны | |
Зачастую, такие заведения не дешевые | Программа не подстроена под индивидуальные особенности |
Коррекционные центры есть не во всех городах; | Учитель не ориентирован на то, чтобы отдельно работать с «отстающим» |
Нет учебного контакта с детьми, освоившими речь | Ребенок не защищен от давления со стороны детей |
При работе над связной речью у детей с задержкой психического развития учителю любого заведения придется уделять дополнительное время на повторение материала, используя наглядные учебные пособия и карточки. Но при сильных формах задержки, достигнутый результат будет временным, из-за чего индивидуальный подход остается в приоритете.
При обучении материал преподноситься очень дозировано, маленькими порциями. Только, когда один этап усвоен, начинается усложнение. Для запоминания необходима практика. Поэтому часто используют переключения с одного вида деятельности на смежный, где можно повторить или использовать пройденное.
Из-за быстрого утомления занятия чередуются с перерывами через каждые полчаса. Материал для урока выбирается таким образом, чтобы вызвать интерес и эмоциональным подъем. Для этого нужны игры. Тон педагога должен быть располагающим и мягким. Необходимо хвалить малыша за успехи, чтобы вызвать положительный отклик.
Как развивать звукопроизношение и понимание речи
Формирование речи у детей с ЗПР — это длинный процесс. Чтобы исправить и поощрить развитие фонематического слуха и звукопроизношения требуется не только ряд упражнений, но и подготовка к ним.
Делается артикуляционная разминка, рекомендуется еще и дыхательная гимнастика, упражнения по мелкой моторике рук (например, пальчиковая гимнастика). Такие игры можно сопровождать сказками, картинками, стихами, музыкой.
После зарядки идет основной блок упражнений. Для развития понимания речи используются упражнения с карточками. Есть несколько вариантов. Например, ребенок может поднимать карточку, на которой изображен звук, который был произнесен. Или показать слово, в котором есть указанный звук. Можно предложить выбрать картинки, которые начинаются с одной буквы.
Полезно упражнение-игра, в которой участники по очереди говорят слова, но так, чтобы первая буква слова совпадала с последней буквой слова предыдущего участника.
Для коррекции речи обязательно посещения логопеда, который научит правильно проговаривать звуки, а не только их определять.
Как развивать грамматику и лексику
Чтобы научиться лексике и грамматике, ребенку надо освоить закономерности языка, фразовую речь, что делается в процессе общения, так что прибегать к правилам и формулам нет необходимости, по крайней мере, пока ребенок мал и этого не требует школьная программа. Обычно начинать стоит во 2 классе.
Научить правильно употреблять окончания, согласовывать глаголы, можно в общении, постепенно создавая грамматические алгоритмы. Упор идет на обогащение словарного запаса. Для этого ребенку можно предложить сказать название предмета на картине, а потом придумать с ним историю. Педагог оказывает в этом помощь, чтобы получилась интересная и эмоциональная игра.
Сочинение историй поможет и с формированием логичных предложений и фраз. Для развития связной речи полезна инсценировка сказок, игры с пословицами и загадками.
В любом возрасте, как школьников, так и дошкольников необходимо учить читать. Объемы учебных текстов не должны быть большими, удобно размещать их на карточке. Чем ниже навык чтения, тем меньше текста на карточке, вплоть до отдельных слогов.
Прочитанное рекомендуется пересказывать с помощью картинок, плана, по вопросам или без подсказок. Более сложный обратный вариант – предложить картинку или план, по которому составляется история.
Выводы
Не стоит игнорировать ранние признаки того, что у ребенка присутствуют трудности с пониманием речи или воспроизведением. Обращается внимание не только на корректность звуков, но и на логику повествования, скорость и соответствие уровня речи к стандартам в определенном возрасте.
Дефекты легче исправить тогда, когда они не запущены. Делается это как с помощью специалистов, так и дома, ведь процесс обучения и коррекции – это игра и живое общении. При наличии терпения и желания, работать с ребенком может каждый взрослый.
Работу нужно основывать на играх и регулярном повторении даже самых незначительных деталей. Процесс познания и обучения не должен заканчиваться, ведь он многоэтапный. Всегда будут те области, где можно совершенствоваться или усложнить задание. Во время занятий ребенок должен чувствовать себя комфортно, материал – вызывать у него интерес, но никак не негативные эмоции.
Источник