Как развивать ребенка 5 лет план развития
Как мы занимаемся в 5 лет.
Я для себя выделила,какие я хочу чтоб были у нас занятия и сколько раз в неделю. Составила вот такую таблицу:
Занятия я почти не планирую, а пишу по факту, то что сделали. К самим занятиям готовлюсь полчаса утром, просто распечатываю по несколько листочков заданий на день или планирую куда пойдем сегодня.
Если внимательно посмотреть, то занятий не много, по времени они 15-20 минут.
Часто мы многое не делаем, а уж если я забыла напечатать план, то вообще ничего. Он меня организует. Смотрю на него, вижу, что ничего не делали и сразу идем заниматься.
Расскажу чем я пользуюсь для занятий. Возраст 5 лет.
Математика. Занятие 2 раза в неделю по 15-20 минут. В это занятие у меня включен не только счёт, но и развитие внимания, мышления, памяти и др. психических процессов.
Обычно я для этого распечатываю по 1-2 странички из разных пособий, стараюсь, чтобы в занятии были все виды психич. процессов.
Пособия, которые я использую:
Логика
Внимание
Зрительно-моторная координация
Танграм
Лабиринты – скачиваю с интернета
Игралочка.
Логико-плашет Малыш.
Решаем задачи в стихах – обычно беру распечатанными с собой в дорогу
Раскраски по цифрам – скачиваю с интернета
Игра “Жук” – для умения ориентироваться на плоскости. Также для развития этого умения играем в морской бой. Только для этого я крупно распечатала поля, чтобы не портить зрение и сделала 7х7 клеточек.
Примеры на сложение и вычитание в пределах 20 решаем на игрушках или просто бумаге, в уме.
Для памяти играем в мемори. Их у меня много, все есть в дневнике. Также учим стихи, их я тоже выкладывала.
Судоку
В ход также идут другие всякие лото. Можно использовать тетради Кумон.
Карточки “Учусь писать цифры правильно”
Развитие речи. Тоже 2 занятия в неделю по 15-20 минут. Действую по тому же принципу, из каждого пособия распечатываю 1-2 странички.
Дурова. От звука к букве.
Дурова. Поиграем в слова.
Карточки “Учусь писать буквы правильно”
100 логопедических игр.
Ищем буквы.
Играем в различные словестные речевые игры – Скажи ласково, Много-один, Мама-детёныш.
Учимся читать, распечатываю по паре листочков Букваря Жуковой и читаем Букварь Бахтиной.
Инсценируем 1 сказку в неделю. Список подходящих произведений
Творчество. 3 раза в неделю – лепка, рисование, аппликация. У нас целыми днями только лепка, с пластилином не расстоется. Поэтому стараюсь приобщать и к другим видам творчества. Идеи беру в пинтересте.
Лепка
Рисование
Аппликация
Поделки
Английский. 2 раза в неделю по 15-20 минут. Хотя по хорошему надо каждый день. С этим пока туго, сама английский не знаю вообще. Но хочу выучить, Дане тоже нравится язык. Но постараюсь взяться за это посерьезней.
Стараюсь для занятия готовится вот по такому плану:
1. Зарядка. Обезьянка видит, обезьянка делает.
2. Настольный театр на английском. Сначала простенькие песенки.
3. Карточки по теме.
4. Песенки с движениями из ютуба.
5. 1 мультик. Сейчас смотрим Мир слов или Английский с Хрюшей и Степашей
6. Игры на запоминание слов.
7. Палчиковая гимнастика. Тоже с видео пока.
8. Чтение книжки на английском.
Зарядка. 6 раз в неделю. Нашла в контакте аудио 2 советских зарядок. Пытаюсь приучить себя и Даню делать каждое утро. Пока успехи не очень ) Но каждый день стали ходить на тренажеры на детских площадках. Катаемся на велосипедах всей семьей.
Прогулки. 5 раз в неделю. Очень не люблю просто гулять на площадках. Поэтому этот пункт, чтобы себя заставлять.
Разное – театр, музеи, совместная готовка, прогулки в новых для нас парках. Стараюсь хоть раз в неделю куда-нибудь сходить. Сюда записываю куда мы ходим и всё другое, что не вошло в другие разделы.
С сентября хочу отдать на спорт и в бассейн, в идеале еще в театральный кружок.
Источник
5 лет — середина дошкольного возраста, расцвет эмоциональной и познавательной сфер ребенка. Занятия для детей 5 лет направлены на развитие психических процессов.
Игры очень хорошо развивают способности ребенка.
Физическое развитие пятилеток
Организм пятилетнего ребенка претерпевает изменения. Тело теряет массу, худеет, исчезают жировые отложения, характерные для раннего детства. Черты лица становятся острее, исчезает детская припухлость.
Увеличивается рост, при этом не меняется вес.
Питательные вещества используются для роста и укрепления мышц, благодаря чему ребенок становится физически выносливее и ловчее. Увеличиваются крупные мышцы (ягодицы, грудная клетка).
Средние физиологические данные:
- рост — 99-116 см;
- вес — 17-20 кг.
В этом возрасте важно привить ребенку привычку заниматься физической активностью, которая укрепит здоровье и поможет организму развиваться физиологически правильно.
Мелкая моторика
Моторика — действия, которые координируются совместной работой нервной, костной, мышечной систем. Мелкая — четкие действия кистей и пальцев. Развитие моторики взаимосвязано с развитием речи, моторный и речевой отделы в полушариях находятся близко. К 5 годам моторные функции усложняются, задействованы пальцы рук, в отличие от 2-3 лет, когда ребенок для захвата использовал ладонь.
У средних дошкольников мелкая моторика развивается в процессе созидательной деятельности: конструирования, лепки, рисования.
Навыки обоих видов моторики отрабатываются в ведущем типе деятельности — игре.
Пальчиковая гимнастика.
Моторные умения детей 5-6 лет:
- раскрашивать рисунки, соблюдать границы;
- завязывать веревку в узлы;
- правильно двумя пальцами держать карандаш;
- застегивать пуговицы и молнию;
- доставать предметы из тары с небольшими отверстиями;
- срисовывать геометрические фигуры.
Нервно-психическое развитие пятилетнего человечка
Дошкольник в своем развитии проходит путь от осознания себя отдельным человеком до осознания эмоций, переживаний и чувств. У него формируются представления о себе через деятельность. Происходит становление самооценки.
К пятилетнему возрасту дети накапливают опыт взаимодействия со взрослыми: от родителей до воспитателей детского сада. Он находит отражение в поведении ребенка. Фразы, действия, способы решения конфликтов — результат предыдущего взаимодействия взрослых с ребенком, которое не всегда было положительным. Образ взрослого — ориентация поступков дошкольника в мире людей.
Ведущий тип деятельности в развитии ребенка от 5 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра. В ней он берет роль другого человека и через проигрывание воображаемых ситуаций моделирует его действия. Постигаются нормы социальных отношений, мир ценностных ориентаций.
Через наблюдение за игрой ребенка можно узнать о его переживаниях, помочь ему улучшить социальные навыки. После 5 лет дошкольники строят сюжет на основании любимых книг, мультфильмов. Игра отходит от внешней стороны деятельности, наполняется внутренним смыслом. Ребенок использует предметы-заменители, например палку, представляя, что скачет на лошади.
Пятилетний возраст — период становления личности и развития механизмов социального поведения.
Мышление
Зарождается логическое мышление. Ребенок мыслит в уме, создает внутренний план. В 3-4 года он участвует в ситуации при помощи практических действий, а в 5-6 лет — используя мыслительные операции.
Мыслительный процесс ребенка 5 лет развивается посредством работы органов чувств. С помощью них дети знакомятся с понятиями формы, цвета, вкуса, запаха, величины, ориентируются в пространстве. На основе мышления действенного, практического формируется образное.
Для его развития необходима самостоятельность ребенка, активность в познавательной деятельности. Постановка вопросов, построение гипотез способствуют развитию гибкости и динамичности мыслительных процессов. Дошкольный возраст — время высокой мотивации к обучению и исследованию.
Память и внимание
Память носит непроизвольный характер. К 6 годам формируется произвольность запоминания с помощью воли. Взрослый учит ребенка приемам запоминания. Дети учатся повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. В пять лет проводят работу со всеми органами чувств для развития произвольности.
Виды памяти:
- Зрительная. Запоминание увиденного. Объем в пятилетнем возрасте — 5-6 объектов.
- Слуховая. Запоминание услышанного. Объем — 6-7 слов.
- Двигательная. Запоминание поз и положения в пространстве. Объем — 4-5 поз.
- Вкусовая. Запоминание вкусов и соотношение их с предметами. Объем: до 10 разных вкусов.
Дети запоминают информацию, которая вызвала у них яркие впечатления, была эмоционально окрашенной. Они запоминают отдельные детали объектов. Благодаря эмоциональной памяти, дети формируют представления об окружающем мире и безопасности в нем. Если ребенок обожжется о горячий утюг, в следующий раз он вспомнит, какие эмоции у него это вызвало. Дошкольники легко запоминают понравившиеся стихи, потешки.
Дети обладают фотографической памятью — способностью быстро, ярко и четко запечатлевать объекты и подробно воспроизводить их в дальнейшем.
Пример игры для развития памяти.
Что должен уметь ребенок 5 лет:
- находить 6 отличий между двумя рисунками;
- удерживать в поле зрения 10 предметов;
- повторять узор;
- запоминать 8 картинок;
- рассказывать по памяти маленькие рассказы и сказки.
Внимание дошкольника развивается от непроизвольного к произвольному. Он способен усилием воли задерживать внимание на предмете, выполнять неинтересную монотонную деятельность. В то же время пятилетний ребенок отвлекается на яркие стимулы и образы, ему требуется смена деятельности.
Развитие речи
Язык ребенка в возрасте 5 лет обогащается сложными понятиями в процессе игры и общения со взрослыми, образуются связные высказывания.
Направления речевого развития в среднем дошкольном возрасте:
- расширение запаса;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие речи как средства коммуникации;
- развитие речи как средства планирования и регулирования поведения;
- развитие фонематического слуха.
Возникает способность связной речи, возможность описать событие. Ребенок способен договариваться с партнером по общению, организовывать взаимодействие, защищать себя, отказываться от контакта.
К 5 годам ребенок:
- имеет в запасе 3000 слов, составляет предложения из 6-7;
- пересказывает текст;
- пользуется антонимами;
- использует прошедшее и будущее время;
- должен знать данные свои и родителей, адрес;
- называет предметы и числа.
С 5 лет в план педагогической работы включают логопедические занятия.
Нормы развития речи.
Восприятие окружающего мира
Пятилетние дети интересуются окружающим миром, происхождением предметов и явлений. К этому возрасту возникают вопросы «Откуда берутся дети», «Куда уходят люди». Для дошкольников важно понимать механизмы становления окружающего мира. Они самостоятельно воссоздают картину мира, если не получают ответы на вопросы. В сознании ребенка возникают нелогичные объяснения и магические идеи, могут развиться страхи.
В 4-5 лет у детей появляется страх смерти. Он формируется из-за недостатка знаний о явлении. Ребенок пытается найти ответ у родителей, но взрослые избегают этих вопросов.
Малыш чувствует, что тема вызывает повышенную тревожность и начинает бояться. Свой страх он бессознательно прорабатывает в рисунках и рассказах на тему смерти.
Если же родители будут уделять излишнее эмоциональное внимание к таким рисункам, то у ребенка сформируется страх смерти. Чтобы этого избежать, нужно показывать дошкольнику детские энциклопедии, рассказывать о строении человеческого организма. Полезно рассказывать о влиянии здорового образа жизни на ее продолжительность.
Бытовые навыки ребенка в 5 лет
Дети — отличные помощники в быту. Они убирают игрушки, могут заниматься уборкой, протирать пыль, пылесосить и мыть пол. В 5 лет ребенок способен приготовить еду (сделать бутерброд, нарезать салат). Чтобы развивать дошкольника в домашних условиях, не требуются специальные занятия. Через повседневные бытовые дела у детей развиваются органы чувств, познавательные процессы, повышается самооценка.
Пятилетний ребенок способен следить за гигиеной, чистить зубы, мыть тело, следить за чистотой одежды.
Социальное развитие пятилетних детей
Развитая речь способствует качественному и углубленному общению детей со взрослыми. Ребенку интересна позиция взрослого, его мотивы и ценности. Общение в детском коллективе происходит в процессе игры, в которой сталкиваются разные точки зрения, дети учатся подчиняться социальным правилам.
Пятилетний возраст — период жалоб. Дети жалуются взрослому на поведение сверстников, но не из-за желания наказания, а чтобы сформировать для себя систему приемлемого поведения. Жалуясь на другого, ребенок пытается понять, какие действия допустимы, выделить правила поведения.
Эмоциональное развитие
У детей в 5 лет развивается эмоциональная сфера, они переживают гамму чувств, которые не испытывали ранее.
Неумение объяснить сильные эмоции приводят к внутреннему конфликту, который выражается в агрессии, капризах, неустойчивом настроении. От взрослого требуется терпение и принятие возрастных особенностей пятилетнего ребенка.
Для этого используется метод «контейнирования». Взрослый принимает сильную эмоцию дошкольника, объясняет ему ее название и причину возникновения, предлагает способ ее проживания. Дошкольникам полезно посещать занятия сказкотерапевта. Через работу со сказками дети знакомятся с эмоциями и способами их проявления.
Различия между девочками и мальчиками
Пятилетние дети интересуются телом, половыми органами, различием между полами. Дошкольникам важно соотносить себя со своим полом и выражать свою половую принадлежность через внешний вид, выбор игрушек.
Из-за различий в развитии полушарий мозга девочки склонны к рациональности, проявлению логики, положительным эмоциям. Мальчики — к интуитивным реакциям, нелогичности, образной памяти, отрицательным эмоциям.
Различия между мальчиками и девочками.
Занятия с ребенком пяти лет
Занятия с ребенком 5 лет носят игровой характер. В этом возрасте детям нравится в рамках игры создавать объекты, лепить, конструировать, рисовать. Дошкольники любят учиться, заинтересуйте их новыми знаниями. Учите ребенка выражать эмоции, прививайте нормы поведения.
Дети готовы к изучению алфавита, занятиям математикой и чтением. Выбирайте книги, которые смогут увлечь дошкольника.
Дайте ребенку свободное время, которое он сможет посвятить игре, не лишайте этой возможности. У него должно быть 2-4 часа свободного времени в день. Развивающие кружки посещают 1-2 раза в неделю. Внимание уделяют физической активности.
Творческое развитие
До 5 лет дети изображают графические образы. В старшем возрасте рисунок усложняется, прорисовывается, на нем изображаются существующие и воображаемые объекты. Через рисунок ребенок показывает свой внутренний мир. Для него важен процесс рисования, результат второстепенен. В рамках развивающих занятий взрослый показывает способы рисования, использования материалов и техник.
Через лепку и конструирование ребенок создает представление об окружающем мире, о форме, величине пространственных параметров.
Занятия на развитие внимания и памяти
Основное направление в работе с психическими процессами — развитие концентрации, которая является предпосылкой для произвольности. Необходимые действия:
- Обращайте внимание ребенка на звуки, попросите определить их источник.
- Посмотрите вместе на облака, пофантазируйте.
- Учите слышать сигналы собственного тела. Спрашивайте, что чувствует носик, левая рука, пяточка.
- Используйте подручные средства для игр: фрукты, овощи, природный материал.
- Используйте рабочие тетради. В них задачи на память, внимание, мышление представлены в виде увлекательных игр. Ребенок для их выполнения рисует, вырезает, использует наклейки, считает, запоминает. Задания помогут вашему ребенку узнать цифры и буквы.
Изучение иностранного языка
В дошкольном возрасте закладывается языковая система. Ребенок учится ориентироваться в системе знаков и понятий. Для этого у него созревают психические функции. Дошкольное детство — благоприятный период для освоения иностранного языка.
Изучать новый язык стоит в игровой форме, не навязывая занятия. Полезно включать на уроках мультфильмы на иностранном языке, аудиозаписи диалогов, показывать картинки со словами. Изучение языка объединяют с творческими занятиями и физической деятельностью (например, игрой с мячом).
Подготовка к школе
В рамках подготовки к школе:
- детей учат планировать деятельность и достигать результатов;
- проводят работу на повышение самооценки;
- развивают произвольность психических процессов;
- готовят руки к письму;
- изучают алфавит и счет.
Занятия включают в игровые ситуации. Нельзя усаживать дошкольника заниматься за партой в течение 45 минут, как на школьном уроке. Оптимальная продолжительность занятия — 15-20 минут со сменой деятельности.
Источник
С наступлением у ребенка старшего дошкольного возраста родители задумываются о том, как ненавязчиво подготовить его к школе, правильно заложив фундамент будущего успешного обучения. Для детей 4 – 5 лет лучшие развивающие занятия – игровые. И подбирать их лучше исходя из возрастных особенностей и потребностей малыша.
Возрастные особенности ребенка 4–5 лет
Сейчас у ребенка действительно наступает самый благоприятный период для усвоения самой разнообразной информации. Этому способствует уровень развития, которого дошкольник достиг в физическом и интеллектуальном плане.
- К этому возрасту мышлению ребенка становится доступна образность, развивается воображение. Он понимает, на что похож предмет, может вычленить предметы по цвету, размеру, высоте, длине, ширине.
- Начинает развитие произвольная память: малыш помнит данные ему поручения, способен выучить стихотворение. Складывается словесная и образная память.
- Повышается концентрация внимания. Сейчас дошкольник в состоянии удерживать его на одном действии до 20 минут.
- Двигательные навыки тоже совершенствуются. Улучшаются крупная и мелкая моторика, координация, равновесие.
- В творчестве ребенку доступны детализация в рисунках, вырезание, склеивание, конструирование по образцу и собственному замыслу.
- Речь ребенка также становится более богатой. Улучшается произношение большинства звуков и дикция. Дети имитируют разные звуки, появляется интонация. Малыши проявляют живой интерес к рифме. Ведущий мотив общения у дошкольников этого возраста – познавательный: «почему?». Они стремятся к новым знаниям, которые должны дать взрослые.
- Основной формой развития остается игра. Теперь она становится сюжетно-ролевой. Поэтому чтобы развивающие занятия были интересными и полезными, их следует строить именно на основе игр.
Учитывая эти особенности, можно сделать вывод, что занятия с детьми на этом этапе должны иметь вид целостной системы.
Чтобы правильно составить план занятий с ребенком 5-го года жизни дома, учитывайте следующие нюансы.
- В детском саду у малыша уже присутствуют ежедневные занятия по разным направлениям, включая физическое. Поэтому важно уточнить программу этих занятий, чтобы дома дополнять ее, а не дублировать и не противоречить ей.
- Заниматься дома получится только на выходных или вечером. Учитывая это, не оставляйте на поздний вечер активную деятельность и слишком подвижные веселые игры.
- После детского сада у вас останется мало времени, поэтому планируйте в день не более 2 занятий.
- Если ребенок не посещает детсад, программу его занятий вам придется разрабатывать самостоятельно исходя из его навыков, умений, интересов.
- Развивающие игровые задания для детей 4 – 5 лет должны включать все стороны их деятельности (логику, внимание, мышление, память, речь, движение). Распределять занятия нужно равномерно в течение недели.
Развиваем речь
Если у ребенка существуют проблемы с произношением, речевые занятия должны включать артикуляционные упражнения для каждого сложного звука. Возможно, понадобится помощь профессионального логопеда.
В общем случае хорошими «развивашками в речевом плане для дошкольника в это время будут:
- стишки, песенки, выученные наизусть;
- обсуждение сюжетных картинок или прочитанных произведений;
- разгадывание загадок;
- прослушивание аудиосказок;
- обсуждение всего, что произошло с ребенком за день;
- знакомство со звуками и буквами;
- определение первой буквы в слове, разделение слова на слоги.
Речевые навыки можно развивать с помощью несложных игровых упражнений. Можно спрашивать у ребенка:
- «Что бывает … ?» (длинным, красным, горячим, острым и т. д.);
- «Что будет, если… ?» (мяч упадет в воду, на небе появится черная туча, я съем снег);
- «Что можно делать … ?» (с яблоком, книгой, мячиком, печеньем, ножницами…);
- «Что где?» (какие предметы есть в спальне, прихожей, на кухне; в какой комнате находится телевизор, кровать, сковородка, вешалка…);
- «Кто это?» (например: ушастый, серый, трусишка – кто это?).
Игры на развитие логического мышления
В этом возрасте ребенок уже должен уметь обобщать и дифференцировать предметы по определенному признаку, работать по образцу, строить простые рассуждения для решения каких-либо задач.
Для того чтобы стимулировать дошкольника к логическим размышлениям, можно предлагать ему разнообразные игры. Это могут быть как магазинные развивашки (сортеры, пазлы, конструкторы, детское лото), так и вполне бытовые.
Например, ребенку придется задействовать свои логические навыки в следующих заданиях.
- Ему предлагают обобщить предметы по какому-то признаку (назвать все круглое в комнате, все желтое, все мягкое).
- Определить, чем похожи, а чем отличаются две картинки или игрушки.
- Выбрать из множества предметов одинаковые (мячи, зайчиков, кубики и т. д.).
- Собирать постройку из конструктора по образцу.
- Найти лишний предмет из нескольких и объяснить, почему он лишний.
- Найти парные предметы (как настоящие, так и на карточках или картинках). Ребенку придется определить признак, по которому нужно искать пару (к тарелке – ложку, к шапке – шарф, к курице – яйцо).
- Найти выход из нарисованного лабиринта (они часто встречаются в детских развивающих пособиях или журналах). Вариации таких «путаниц» могут быть разными: помочь кошке поймать мышку, встретиться собаке со щенком, найти ключ для Буратино и т. д.
Память – не только зрительная
Человек запоминает не только то, что видит, но и то, что слышит или делает. Маленький человек не исключение. Поэтому развитие памяти должно быть комплексным и затрагивать все эти аспекты.
- Зрительную память развивают игры на запоминание рисунка или картинки с последующим их описанием, описание по памяти расположения предметов в комнате, на полке, столе. Можно попросить ребенка вспомнить, в чем он вчера ходил на прогулку, во что была одета мама. Или нарисовать на бумаге сетку из нескольких клеток, разложить в каждую мелкие предметы, а затем, дав ребенку время на запоминание, отвернуть его и поменять местами несколько предметов. Пусть пробует восстановить первоначальное расположение.
- Слуховую память тренирует запоминание стихов, потешек, песенок, а также пересказывание сказок или впечатлений от ярких событий, выполнение устных инструкций взрослого. Например, купить в импровизированном магазине несколько предметов и ничего не забыть. Или ставить предметы, накрывая на стол, в определенной последовательности.
- Двигательную память помогут натренировать всевозможные игры, в которых малыши повторяют за взрослым движения в определенном порядке. Иногда взрослый может «ошибиться», при этом ребенку нужно все сделать безошибочно, не сбиться.
Совет
Отправляясь в магазин или на прогулку, заранее составьте маршрут своего похода и просите ребенка комментировать – куда идти дальше. Это тоже тренировка слуховой памяти.
Внимание – вниманию
Чтобы ребенок рос внимательным, умел концентрироваться и быстро реагировать на какие-то изменения, важно тренировать его внимание. Начинать можно уже с 4-летнего возраста. При этом также не обязательно приобретать дорогие пособия: подходящее «оборудование» всегда есть под рукой.
Например, можно поиграть в такие игры.
- Вариации на тему «съедобное — несъедобное» (сладкое – несладкое, летает – не летает, одежда – не одежда).
- «Что нового?» (на столе, на картинке, в облике папы, одежде мамы).
- «Найди отличия» (на двух картинках).
- «Караван» – мама называет животное, ребенок повторяет его и добавляет свое. Мама повторяет оба и добавляет третье. Повторять нужно в порядке называния животных. Играют, пока кто-то не собьется.
- «Что изменилось?». Во время утренней прогулки мама с ребенком стараются запомнить все, что их окружает, а вечером сравнивают, что изменилось (кто-то повесил белье, на лавочку сели старушки, к соседнему подъезду подъехала машина);
- Закрыть глаза и назвать как можно больше разных звуков в комнате (часы, шум холодильника, мурлыканье кошки) или за окном (едут машины, поют птицы, шумит ветер).
- Закрыть глаза и рассказать, что в каком порядке стоит на полке, на столе, во что одета мама.
Важно начинать с более легких заданий, постепенно усложняя их, не забывая хвалить малыша за успехи.
Чтение и письмо
Эти навыки понадобятся ребенку в школе. Ведь первое, что он должен будет освоить к первому классу, – как раз чтение и письмо.
На пятом году с дошкольником необходимо планировать уроки по подготовке руки к письму. Здесь уже понадобятся первые учебные пособия – детские прописи. Это прекрасные «развивалки» для руки, помогающие ребенку разработать нужные мышцы, чтобы кисть не уставала во время письма. В детских прописях малышу предлагается обводить по точкам несложные узоры, а затем воспроизводить их самостоятельно.
Для закрепления восприятия первого звука в слове (на этом основано все изучение букв) можно приклеить карточки с изображениями букв к разным предметам в доме. Пусть ребенок определит, в каком случае карточка приклеена правильно, а в каком – нет.
При обучении дошкольников чтению все больше мамочек выбирают букварь Жуковой. В нем последовательно показано, как буквы «сливаются» в слоги, даются важные рекомендации родителям. К тому же, методика обучения Жуковой соответствует требованиям школьных программ.
Совет
Прежде чем начать обучение ребенка чтению, научите его на слух воспринимать все звуки в словах, в разных частях слова (в начале, середине, конце), а также вычленять в словах слоги. Для этого можно найти немало занимательных игр.
Только при таком подходе ребенок научится читать и писать без ошибок (часто детки переносят на письмо то, что слышат или воспринимают неправильно).
Изучаем математику
Первое, что здесь приходит на ум, – навыки счета. Потому как вычисления ребенку пока освоить трудно. Как научить дошкольника считать?
Понять, как соотносится конкретная цифра с обозначаемым числом, ребенок может, например, с помощью счетных палочек или карточек, на которых изображены цифра и различные предметы в соответствующем количестве.
Чтобы закрепить счет по порядку, можно использовать раскраски, в которых требуется соединять пронумерованные точки.
Также закреплению порядкового счета способствует постоянное пересчитывание окружающих предметов: домов, скамеек, птиц, ступенек на лестнице, яблок в вазе.
Математика – это еще и геометрия. К этому возрасту ребенок уже должен знать основные геометрические фигуры. Сейчас важно закреплять эти знания, а также развивать мышление дошкольника, играя в интересные игры с фигурами. Например, можно складывать из треугольников прямоугольники, квадраты, ромбы, другие треугольники. Из квадратов можно сложить прямоугольники.
Интересно деткам в этом возрасте и рисовать с помощью геометрических фигур (всем известно, что треугольник – это юбочка, круг – солнышко, треугольник с прямоугольником – домик). Также ребенок уже может сравнивать фигуры по цвету, форме, размеру.
Музыкальность, сенсорика, движение
Одним из главных факторов правильного развития дошкольника в этом возрасте по-прежнему остается движение. Двигаться он должен много. Это повышает его ловкость, выносливость, координацию, развивает мышцы, укрепляет скелет. Поэтому в программе занятий должно быть много места для гимнастики, танцев, зарядки, езды на велосипеде, всевозможных подвижных игр. Можно записать дошкольника в какую-нибудь спортивную секцию.
А если двигательная активность будет сопровождаться хорошо подобранными мелодиями, ребенок получит и музыкальное развитие. У него будет улучшаться чувство ритма, восприятие быстрой и медленной музыки, грустной и веселой.
Совет
В этом возрасте дошкольнику можно давать послушать не только детские мелодии, но и классические. У него уже есть свои любимые мотивы, под которые он начинает пританцовывать или напевать.
Сенсорное восприятие – это, прежде всего, развитие тактильной чувствительности. У малыша должна быть возможность трогать самые разные материалы и фактуры: мягкое, жесткое, гладкое, шершавое, пушистое, колючее, теплое, холодное. Хорошая игра – узнавать предметы на ощупь, не видя их (например, доставая из мешочка).
Важную роль играет совершенствование мелкой моторики. Это помогает улучшать все умственные способности: мышление, речь, память. Кроме того, хорошая мелкая моторика готовит руку к письму: ребенок будет правильно держать ручку, рука будет меньше напрягаться и уставать. Хороши для этой цели игры с мелкими предметами и материалами: кубиками, конструктором, мозаикой, песком, крупами. Сюда же входят пальчиковые игры, завязывания шнурков, застегивание молний, откручивание пробок, рисование, аппликации, лепка.
Прочие знания
Расширению кругозора способствуют первые представления о географии, которые малыш может получить, например, во время прогулок (расскажите ему, что такое горизонт, живая природа, время года, вода и суша, солнце и земля).
Углубить знания помогут специальные пособия для дошкольников. Это такие «познавашки», как, например, энциклопедии, глобус или магнитная карта мира, к которой прилагаются картинки с растениями, животными, достопримечательностями разных стран. Так малыш узнает о народах, о своей Родине, о материках и островах, об озерах, морях, равнинах, горах, сторонах света.
Кстати, география – основной предмет, по которому дети в этом возрасте задают множество вопросов. Порой достаточно просто отвечать на них, чтобы дать малышу все необходимые знания.
Представления об истории и культуре своего народа ребенок может получить, рассматривая картины Васнецова, слушая былины о богатырях, рассказы о жизни князей (можно в форме сказок), рисуя природу России, церкви, былинных и сказочных героев, слушая рассказы из истории своей семьи (о бабушках, дедушках, семейных традициях), познавая во время прогулок красоту природы и достопримечательности родного города.
Совет
С традициями и культурой нашего народа хорошо знакомить дошкольника на примере народных праздников (Пасхи, Масленицы, Ивана Купалы).
А вот иностранные языки, по мнению большинства специалистов, в этом возрасте изучать еще рано. Во-первых, запоминание будет механическим, во-вторых, для точного овладения языком сейчас нужна соответствующая языковая среда. В-третьих, правильно мотивировать на изучение непонятного языка малыша еще сложно. А вот риск испортить произношение на родном языке очень велик. К тому же, такое изучение предполагает присутствие преподавателя: самостоятельно родителям учить ребенка иностранным языкам не рекомендуется.
Развивать навыки и способности ребенка-дошкольника нужно комплексно. Тогда он будет всесторонне готов к дальнейшему успешному развитию и обучению в школе.
Источник