Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие психических процессов ребенка

Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие психических процессов ребенка thumbnail



Статья посвящена исследованию взаимосвязи высших психических функций с совокупностью скоординированных действий ребенка, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.Описываются обучающие задания, которые построены с учетом разного уровня сложности и целевой направленности, позволяют педагогу осуществлять анализ и оценку полученных данных, проводить исследования процессов и механизмов психофизиологических и психических функций, активизируют когнитивные процессы.

Ключевые слова: мелкая моторика, высшие психические функции, дошкольники.

Актуальность исследования. У детей с более развитой мелкой моторикой кистей и пальцев рук более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь и мышление. Чем более ловкие движения пальцев рук у

ребенка, тем быстрей он освоит речь, а, следовательно, и все когнитивные процессы, так как они взаимосвязаны. В связи с эти многие специалисты рекомендуют развивать моторику с раннего возраста.

Проблема научного исследования. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Анализ работ, посвященных изучению мелкой моторики и ее развития с целью стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста, показал, что проблема изучена достаточно хорошо в рамках коррекционных мероприятий. Существуют практические рекомендации по осуществлению данного вида деятельности. Например, Т. А. Ткаченко разработала систему из множества занимательных упражнений для развития пальцевой моторики у дошкольников. Занятия по ее системе помогут придать пальцевым движениям ребенка силу, точность и согласованность, а также обеспечат стимулирование важнейших зон в коре головного мозга [5].

Анализ развития психомоторики у дошкольников, показал, что отечественные авторы Н. А. Бернштейн, Л. В. Гуровец, С. И. Маевская Н. И. Озерецкий, И. М. Сеченов и др. предлагают различные классификации, в которые входит около тридцати пяти психомоторных качеств. Наиболее значимыми психомоторными качествами считаются скорость реакций и движений, быстрота установки, переключаемость и т. д., а также статическая и динамическая координация, сенсомоторная координация.

Наибольшее внимание А. В. Запорожец уделяет психомоторным качествам, чувство ритма и развитию мелкой моторики [3].

О необходимости развития мелкой моторики в дошкольном возрасте писал Ю. В. Микадзе, указывая на то, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Активное созревание двигательной коры продолжается в моторном поле до 3 лет, а мелкая моторика — это психомоторное качество, развивающееся на основе оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, мелкой мускулатуры пальцев рук и кистей [4].

Ученые исследователи Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, В. А. Сухомлинский и другие авторы считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из симптомов умственного недоразвития.

В результате изучения научной и методической литературы по проблеме исследования была сформулирована цель исследования — разработать и экспериментально проверить эффективность программы по развитию мелкой моторики в познавательной и практической деятельности, а также стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста.

Задачи:

– разработать программу по развитию мелкой моторики в познавательной и практической деятельности, а также стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста;

– реализовать программу в старшей дошкольной группе дошкольной образовательной организации;

– провести сравнительный анализ развития мелкой моторики у старших дошкольников на начальном этапе с результатом мониторинга после года реализации программы.

Объект исследования: процесс стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — содержание работы по развитию мелкой моторики у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.

Методы исследования и испытуемые

Исследование проходило в 2019 году в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении Рамонский детский сад № 4 Рамонского Муниципального района Воронежской области. В настоящее время программа реализуется, а результаты исследования являются промежуточными.

Участвовали старшие дошкольники. Всего участников — 20 детей с различным уровнем развития и способностей.

Методы исследования. Программа, содержащая следующие разделы: упражнения «Пальчиковая гимнастика»; занятия в кукольном и пальчиковом театре; творческие мастерские (лепка, квилинг, аппликация, пазлы, валяние игрушек из шерсти, создание творческих проектов «Лесная опушка», «Теремок», «Домик дедушки Мороза», создание фетровых игрушек и др.); теневой театр и пальчиковый футбол и др. Раздел сенсомоторная коррекция включает занятия: «Неваляшки», «Жучки ищут цветочек», танцевальная ритмика, «кулак — ребро — ладонь», «Повтори движения за мной», игры «Из чемодана», «Ловкие пальчики» и др. Эффективность показали такие упражнения, как «Зеркало», «Синхронные игры с мячом», «Игры песком», «Рисунки песком» и др.

Результаты и их обсуждение

Рассмотрены высшее психические функции как сложные системные образования, которые отличаются психических явлений. По определению Л. С. Выготского они представляют собой «психологические системы» которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми с сохранение старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого» [2].

Основные характеристики высших психических функций –осознанность, произвольность и опосредовательность. Они представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции, как «психологические системы».

Влияние уровня развития мелкой моторики на стимуляцию высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста выявлено при реализации программы. Сравнительный анализ отражен в таблице.

Таблица 1

Сравнительный анализ развития высших психических функций удетей старшего дошкольного возраста (данные в% оценка о 5-бальной шкале)

Высшие психические функции

Начало реализации программы

Конечный результат

1

Речь

3,367

4,132

2

Память

4,234

4,259

3

Мышление

2,568

3,367

5

Восприятие

4,342

4,349

6

Воля

3,876

3,887

7

Внимание

3,895

4,031

8

Социальные эмоции

4,032

4,132

Выводы: проведенный сравнительный анализ развития высших психических функций через развитие мелкой моторки выявил своеобразие мелкой моторики старших дошкольников. Данные, представленные в таблице, показывают результативность реализации программы. Значительное увеличение уровня психических функций зафиксированы речь, мышление, внимание. Таким образом, уставлено, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием психических функций.

Следует отметить, что развитие мелкой моторики выражается не только в умении ребенка работать с предлагаемым материалом, но и в умении организовать свою деятельность, приложить волевые усилия, проанализировать свою деятельность.

Знание и учет особенностей психических функций дошкольников дает возможность педагогам улучшить образовательный процесс в дошкольной образовательной организации, что позволит более целесообразно использовать индивидуальный и дифференцированный подходы, организовать оптимально комфортную развивающую предметно- пространственную среду, обеспечивающую актуализацию психических функций.

Литература:

  1. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966, — 349 с.
  2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: АПН РСФСР, 1960. — 499 с.
  3. Запорожец А. В. Восприятие и действие. М., 2007. — 323 с.
  4. Микадзе Ю. В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2008. — 288 с.
  5. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010–50 с.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, функция, дошкольный возраст, развитие, дошкольная образовательная организация, палец рук, реализация программы, ребенок, головной мозг, практическая деятельность.

Источник

«Рука руку моет», «глаза боятся, а руки делают», «взять себя в руки», «говорить под руку», «просить руки и сердца», «идти рука об руку», «из рук вон», «чужими руками жар загребать», «ударить по рукам» — это только малая часть устойчивых оборотов, в которых упоминаются руки. Случайно ли внимание человека к своим рукам? Конечно же, нет!

С первых дней жизни ребенка и всю последующую жизнь руки должны неустанно работать. Умственное развитие личности — это бесконечный процесс познания жизни в процессе обучения. Еще во втором веке китайцы заметили тесную связь между развитием мелкой моторики и умственными способностями человека. По их твердому убеждению, можно привести в гармонию разум и тело путем упражнений для рук и массажа пальцев. Пальцы рук имеют нервные окончания, воздействие на которые благотворно сказывается на состоянии организма — как на отдельных органах, так и на их системах.

Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками. Крайне важно давать ему различные по форме, твердости и текстуре предметы. Некоторые родители часто замечают, что их дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Каково же их удивление, когда логопед начинает работу с ребенком с элементарных упражнений для рук и пальцев! В свою очередь, другая группа родителей, которые с первых дней занимаются руками своих деток, подтверждает, что их дети очень рано начинают говорить и говорят без умолку, стремительно делая свою речь богаче и сложнее.

Статистика свидетельствует, что во второй половине двадцатого столетия было примерно 17% детей с проблемами речевого развития, а в начале этого века таких детей уже 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что это — случайность или снижение работы рук наших детей? Вспомним себя и наше детство. Садики, где маленькие дети не только играют в игрушки, но и рисуют, лепят из пластилина и даже шьют! Сколько детей сшили свою первую салфетку в детском саду!

В процессе пальчиковой гимнастики возникает особая взаимосвязь между ребенком и взрослым. Ребенок начинает подражать, запоминает последовательность движений, руки становятся более гибкими и сильными, но самое главное — активизируется работа головного мозга, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи. В дальнейшем полученные навыки пригодятся ребенку при письме — он будет лучше писать и его рука не будет так уставать.

Занявшись развитием мелкой моторики, не останавливайтесь. Она важнa не только для детей, но и для взрослых: человек отвлекается от повседневных проблем, внутренне успокаивается, появляется возможность побыть наедине с собой. И неважно, какое хобби вы себе выберете, их множество: вышивка, моделирование, строительство из спичек… Главная цель будет достигнута: повысится умственная работоспособность и общий тонус, улучшится память и иммунитет.

Кажется нереальным? Но давайте вспомним гениального Леонардо да Винчи. Живописец, скульптор, архитектор, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, инженер, писатель, мыслитель, музыкант, поэт и просто человек, всю свою жизнь работавший руками…

Источник

Развитие мелкой моторики

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма

.Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности

.Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму

.Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А.Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К.Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Источник

Ольга Пепкина
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ПОНЯТИЕ «ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными ограниченными повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные способности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.

Понятие ЗПР психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный характер отставания, который с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения.

Одной из характеристик задержки психического развития является неравномерность формирования разных сторон психической деятельности ребенка.

Психологи и педагоги отмечают характерные для дошкольников с ЗПР импульсивность действий недостаточную выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкую продуктивность деятельности.

Задержка психического развития проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам (в том числе и навыкам интеллектуальной деятельности., личностной незрелости, поведению. Они испытывают значительные трудности в обучении, им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Учебные трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы – у них наблюдается нервное истощение, следствием чего являются быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой деятельности, часто возникают головные боли. Все это в совокупности ведет к повышению отвлекаемости, быстрой утомляемости, пониженной работоспособности.

В данном проекте развитие мелкой моторики для детей с ЗПР рассмотрено на примере подготовительной группы детей с ЗПР в составе 10 мальчиков и 2 девочек.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики.

Дети исследуемой группы с заданиями на динамическую координацию справились в 84,4 % случаев, на статистическую координацию – 88,8%, задания на переключаемость выполнили только 66,6 % случаев.

Если не организовывать специальной коррекционной работы, нарушение моторики, нарушение моторики пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций скажутся при обучении детей письму, в первую очередь на внешней картинке письма, в каллиграфии.

В дошкольный период задержка в развитии моторных функций проявляется в быту, игровой деятельности, действиях с предметами. Так, эти дети, по словам родителей и моим наблюдениям, не любят завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Такая «нелюбовь» связана с трудностями овладевания точными дифференцированными движениями. Дети 5-6 летнего возраста неохотно выполняют задания по моделированию из мозаики, конструктора, при рисовании дают стереотипные изображения, не получаются у них работы из природного материала, лепка, вырезывании из бумаги.

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования.

На сегодняшний день дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффетивности воспитания и развития детей.

От успешной совместной работы педагогов ДОУ и родителей во многом зависит качество семейного воспитания, и следовательно, дальнейшее развитие ребенка. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в ДОУ, какой бы ни была высокой квалификация их работников, невозможно достигнуть цели гармоничного развития ребенка без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно- образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить. Семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формировании у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью профессиональной деятельности педагогов ДОУ была систематическая работа по повышению эффективности взаимодействия специалистов учреждения и родителей.

В своей работе с родителями мы используем:

– уголок для родителей

-книжки-раскладушки

-папки-передвижки

ПРОВОДИМ:

– родительские собрания

-педагогические консультации

-индивидуальные беседы

-день открытых дверей

– домашние задания и поручения.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ЗПР

Можно предложить следующие игры:

«Переложи игрушки»

Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен держа сосуд, левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол и ребенок действует левой рукой.

«Забей мяч в ворота»

Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота. Можно играть вдвоем, тогда воспитатель и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся по середине.

«Перебираем крупу»

Необходимы 2 пустые коробочки и одна – со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.

«Разорви лист по линиям»

Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.

«Шаловливый котенок»

Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.

«По кочкам через болота»

На столе рассыпают мелкие камушки- «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребенок шагает указательным пальцем и безымянным «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота. Следить, чтобы на весу был всегда только один палец. «Кочки» можно нарисовать и на листе бумаги.

«Строители»

Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребенку дается задание собрать из мелких кубиков один большой, построить башню, колодец, скамейку, стульчик, диван, домик, поезд, заборчик, телевизор, машину.

«Шофер»

На столе раскладываются маленькие предметы (фигурки животных, солдатики, кубики) на расстоянии 5-7 см друг от друга. Понадобится так же фишка – пластмассовый или деревянный кружок. Передвигая фишку одним пальцем, нужно «объехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами.

«На морском берегу»

Для игры понадобится дощечка с накатанным слоем пластилина и горсть мелких камешков.Ребенку предлагается выложить на дощечке фигурки из камешков: солнышко, облако, дерево, змею, мячик, удочка, рыбку.

«Шнуровка»

Берется большая карточка, на которой по краям, а так же в центре в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета.При помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания:

-провести нитку через все отверстия по краю карточки,

– протянуть нитку в каждое второе отверстие

-провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красное и синее и т. д)

-выполнить «обметку через край»

-в центре карточки сделать шнуровку, как на ботинке.

«Художник»

Ребенок ставит локоть ведущей руки на стол, берет в руки «волшебную палочку» (указку, карандаш, счетную палочку). По просьбе взрослого «волшебная палочка» рисует по воздуху предметы, фигуры, пишет буквы. Рука при этом остается неподвижной, работают только пальцы, и кисть. Следить, чтобы «палочка» была зажата пальцами правильно и «рисунок» был похож. Можно так же предложить задания на «срисовывание»простых контурных изображений: лодочка, ракета, человечек, коробка, лампочка, коврик. Коврик, стакан, груша, бублик.

«Будь внимательным»

Ребенок убирает руки за спину. Педагог дает команду показать на каждой руке определенное колличество пальцев (например, покажи на правой руке 3 пальца, а на левой руке 4 пальца). Ребенок выполняет задание за спиной и вытягивает руки вперед. Правильность проверяется совместно.

Игры с пуговицами и бусинами – нанизывание на нитку, застегивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую разные петли. Ребенок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой – маленький.

ПАЗЛЫ- красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие- дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

НИТЯНЫЕ УЗОРЫ.

Для работы нужны толстые нитки либо тонкие веревочки. Пользуясь карточками-образцами, требуется выполнить задание на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание веревочек.

Одним из самых Эффективных способов развития мелкой моторики являются игры-шнуровки по Монтессори. Они развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, развивают пространственное ориентирование,способствуют пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева», формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант, способствуют развитию речи, развивают творческие способности.

Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки – и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. В играх со шнуровками так же развивается глазомер, внимание, проходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика) а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи.

Задача педагогов и детских психологов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно- координированных движений пальцев и кистей рук.

Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким – либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы.) 5-10 мин как бы перемешивает содержимое. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

Опознание фигур, цифр, или букв «написанных» на правой и левой руке.

Опознание предмета, буквы, цифры, на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает

ЛЕПКА ИЗ ПЛАСТИЛИНА геометрических фигур, букв, цифр.

ПЕРЕКАТЫВАНИЕ КАРАНДАША между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

ИГРЫ С РИСОВАНИЕМ.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму – то можно поиграть в игры с рисованием. Обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель для ребенка. И каждый старается нарисовать запутаннее.). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но в принципе, их легко изготовить и самим.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а так же процессы, происходящие в природе.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Самым простым является изображение пальцами различных фигурок.

Например:

«Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

«Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль»

«Птичка пьет из бочки». Поднести к «бочке» вторую руку, указательный палец опускать в отверстие и поднимать.

«Кораблик». Округленные ладони снизу плотно прижаты друг к другу и слегка приоткрыты сверху.

«Цепочка». Большой и указательный пальцы левой руки образуют кольцо.Через него попеременно пропускаются колечки из пальцев правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Поменять положение пальцев на левой руке и продолжить упражнение.

«Шарик». Пальцы каждой руки соединит в щепотки и приблизить друг к друг. Дуть на них, при этом пальцы принимают форму шара. Затем шар сдувается, и пальцы, принимают исходное положение.

«Колокольчик». Локти поставить на стол, пальцы обеих рук образуют замок. Средний палец одной руки опущен вниз, как язычок колокольчика, и ребенок им двигает.

«Лиса». Ладони прижать друг к другу. Согнуть вовнутрь мизинцы и указательные пальцы, большие поднять вверх.

«Малыш взбирается на дерево». Локоть правой руки поставить на стол, два пальца левой руки «взбираются» вверх по предплечью.

«Полет птицы». Руки поднять ладонями к себе и скрестить у запястий. Большие пальцы цепляются друг за друга. Остальные пальцы растопырить и махать ими.

ИНСЦЕНИРОВКИ.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Пальцевые игры могут проводиться как индивидуально, та и использоваться в ходе физкультминуток.

ИГРА «ДВА КОЗЛЕНКА».

(На обеих руках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как – то раз к кому – то в гости

Шел козленок через мостик,

(держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А на встречу шел другой,

Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха)

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами – бух!

(на слово «бух» – хлопаем в ладоши).

И с моста в водичку – плюх!

(роняем руки на колени).

ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА (МАССАЖ)

МАССАЖ включает в себя следующие типы движений:

– поглаживание: совершается в разных направлениях.

– растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).

– вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер).

– массаж с помощью специального мячика:мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев:практический совет: мячик должен быть твердым, т е не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным.).

– сгибание и разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак, каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Пальчиковый театр – это увлекательная дидактическая игра,которая:

– стимулирует развитие мелкой моторики.

– знакомит ребенка таким понятием как форма, цвет, размер.

– помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д).

развивает воображение, память, мышление и внимание.

– помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.

– формирует творческие способности и артистические умения.

– знакомит с элементарными математическими понятиями.

Используемый материал.

1. Шевченко С. Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»

2. Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под ред. М. А. Васильевой. – М. «Просвещение».

3. Шеповских Е. Развитие мелкой моторики (Дошкольное воспитание. 2000. – №5.)

Источ