Как разговорить ребенка с задержкой речевого развития

Как разговорить ребенка с задержкой речевого развития thumbnail

Вопрос: «Как заниматься с ребенком с задержкой речевого развития дома», — волнует многих родителей неговорящих детей. На какие параметры стоит обратить внимание, что является наиболее важным залогом успешного занятия?  С чего надо начинать?

Контакт – основа развития речи. Это фундамент, с которого и начинается работа по развитию речи у детей с задержкой речевого развития. В данной статье я разберу более подробно почему важен контакт, как его устанавливать, и что он дает родителям, детям и специалистам.

Как заниматься с ребенком с задержкой речевого развития дома

Содержание статьи

  • Что такое контакт и почему он важен в работе с детьми с задержкой речевого развития?
  • Как преодолеть трудности в занятиях по развитию речи?
  • Как создать и удержать контакт длительное время?
  • Почему важен мотив общения?
  • Работа с ощущениями. Что имеется в виду?
  • Контакт установлен. Что дальше?

Что такое контакт и почему он важен в работе с детьми с задержкой речевого развития

Контакт это желание и способность ребенка общаться с другим человеком и поддерживать это общение длительное время. Общение может быть при помощи слов и предложений (идеальный вариант), но также при помощи отдельных звуков или жестов или действий.

Речь – это инструмент общения. Сама по себе речь не ценность. Она нужна для того, чтобы один человек мог сообщить какую-то информацию другому. Поделиться радостью, эмоциями, знанием, рассказать о своих чувствах или о каких-то событиях и т.д.

Контакт – желание общаться. Это основа, на которой и появляется речь. Разве будут говорить два человека в лифте, которые незнакомы и безразличны друг другу? Нет, даже если они умеют разговаривать и речь для них не составляет сложности.

А теперь представьте маленького ребенка, которому говорить сложно, даже на физическом уровне, поскольку эта деятельность для него новая. И если просто требовать от него этих усилий – ничего не получиться.

Ему будет скучно либо не комфортно на занятиях. И эффект от таких занятий будет нулевой либо с отрицательным знаком. Малыш всей своей душой станет ненавидеть такие занятия или избегать речи.

Как преодолеть трудности в занятиях по развитию речи?

Нужна его внутренняя мотивация. Чтобы он сам хотел осваивать этот способ общения и прилагал серьезные усилия на занятиях. Чтобы занятия и общение стали для него игрой, интересной и увлекательной.

Вспомните себя – ведь в детстве каждый из нас мог играть бесконечно долго в интересные игры: футбол, казаки-разбойники, прятки, догонялки, пекаря, резиночки…  До потери сил, до полного внутреннего опустошения, без перерыва на обед, пока есть хоть секунда свободного времени, пока мама не позвала домой… Вот где мотивация, вот где мы сами прилагали все свои возможные усилия!

Установленный контакт помогает создать условия, в которых ребенок сам проявляет инициативу в обучении и освоении речи. После установки контакта следующий этап – развитие активной речи. Более подробно этот вопрос описан в статье «Занятия по развитию речи дома». А сейчас предлагаю детально рассмотреть методы по созданию и удержанию контакта.

Как заниматься с ребенком с задержкой речевого развития дома — так, чтобы было интересно и ребенку и родителям.

Как создать и удержать контакт длительное время?

Чтобы создать и удержать контакт нужно следовать за ребенком в его деятельности, в его игре. Не важно, чем он занимается, вы можете разделить его интересы в полной мере. Сесть рядом с ним и понаблюдать, что он делает. Подождать инициативы от него – когда повернется к вам, либо придвинет игрушку, либо обратиться к вам словом, звуком, жестом, действием (например касанием).

Можно повторять его действия. Успешный результат считается если возник обмен улыбками, действиями, либо совместная игра. После этого контакт надо удержать и увеличить во времени совместные игры. Сделать это можно за счет инициативы и желания продолжить игру.

Можно следовать за ребенком и переключаться вместе с ним на его игры. Можно самому подобрать несколько игр, которые ему интересны. И чередовать их одну за другой, самому проявлять эту инициативу. Это также позволит увеличить общее время в совместном игровом процессе.

Задача при увеличении времени контакта в игре переходить от мимики и жестов к игре с предметами или действиями. Если это результат достигнут – большую часть занятия вы можете провести в игре со своим ребенком, и эти игры его увлекают, он включается в общение с вами.

То можно переходить к следующему этапу – к пониманию речи. Если же контакт срывается, то к следующему этапу переходить рано, нужно вернуться на шаг назад. Снова начать работу по созданию и удержанию контакта.

Вот некоторые виды игр, которые позволяют установить контакт на первоначальном этапе. Это список далеко не окончательный, но поскольку он составлен из опыта других родителей, высока вероятность что и в вашем случае он сработает:

  • Обниматься, целоваться и нежиться
  • Надувать мыльные пузыри
  • Подкидывания и катания на одеяле
  • Преодоление препятствий, лазить и скакать через подушки и диван
  • Догонялки, совместный бег, я тебя сейчас поймаю
  • Перетягивание веревки
  • Прыжки на большом фитболе
  • Кинетический песок
  • Рисование на полу красками или кремом
  • Сенсорные игры

Подчеркиваю — очень важно установить контакт и удерживать его во времени! Без освоения этого этапа нет смысла переходить к пониманию речи, ребенку будет просто скучно, либо он начнет саботировать занятия – уйдет в себя, либо выйдет из себя. В любом случае занятие с принуждением будет не эффективно, особенно в отдаленной перспективе.

Почему важен мотив общения?

Существуют разные мотивы общения. В том случае, если этих мотивов нет, то и общения нет. Самый простой мотив – «я хочу…». Я хочу шоколадку, игрушку, гулять, играть на планшете и т.п. Однако , как только ребенок получил желаемое – желание общаться закончится.

Для того, чтобы двинутся дальше, нужно чтобы у ребенка появился мотив поделится эмоциями, информацией. Что это значит? Это когда ребенок, увидев что-то новое или интересное, принесет вам это и поделится с вами своими открытиями, или расскажет о них, как умеет.

Читайте также:  Развитие эмоционального общения у ребенка раннего возраста

Иногда это просто один выразительный взгляд, красноречиво вопрошающий — «Ты это видел!?!». Вот это и есть выход на другой уровень общения, когда ребенок начинает делиться эмоциями и ждать от Вас ответных.

Так как заниматься с ребенком с задержкой речевого развития дома — нужно обмениваться эмоциями, ощущениями, идеями. Радоваться, умиляться, восхищаться и удивляться вместе с ним. В том случае, если ребенок не включается в общение и есть проблемы с установлением и удержанием контакта, важно именно вот это умение обрадоваться тому, что ребенок сам пришел к вам. Сам обратился, обернулся, посмотрел или просто принес что-то. Пусть для вас это будет и абсолютно не важный, обычный предмет, например расческа или моток ниток.

Любой предмет можно сделать интересной взаимной игрой. Когда ребенок что-то показывает вам, а вы безумно радуетесь тому, что он принес, и начинаете искать необычное в обычных вещах. Развивайте свою фантазию, способность видеть волшебство мира детскими глазами. Тогда вы становитесь не просто источник ресурсов для ребенка, а становитесь ему другом — интересным, увлекающим, понимающим его чувства. Тогда мотивы общения начинают усложняться, и речь начинает обогащаться

Как потребность в общении развивается у детей раннего возраста?

Развитие ребенка идет по определенным этапам. Через движения, через двигательные навыки, когда ребенок начинает открывать для себя зрительное пространство, сначала на животе, потом сидя на четвереньках, далее стоя. Раскрытие зрительного пространства приводит к появлению потребности пообщаться, потребности поделиться, в том числе и получить желаемое или от чего-то хотелось бы отказаться.

Поэтому на первоначальных этапах диалог может быть неречевым, и происходить в двигательной коммуникации. Это тоже можно рассматривать, как первые проявления речи. Поэтому так важна работа с ощущениями, это смена ролей, смена очередности в игре. Это повторяемость сценария, это сенсорные игры на движение с меняющимся темпом.

Работа с ощущениями. Что имеется в виду?

Если посмотреть сенсорные особенности детей (это можно сделать через наблюдения, через сенсорный опросник), то вы увидите те движения и те двигательные занятия, которые детям наиболее интересны. И нужно подходить именно с позиции этих занятий и с позиции ощущения. В этом случае мы найдем те точки соприкосновения, которые будут развивать общение.

Сразу же приходит на ум пример. Для ребенка, который умеет и любит бегать и врезаться в предметы, одно из простых занятий — взять за руку и начать вместе бегать врезаться вместе с ним в подушки или поролоновые конструкции. Такая сенсорная игра может провоцировать на контакты и коммуникацию.

Если мы концентрируемся не на речи, а на ощущениях, то мы обязательно выйдем на речь.

Вестибулярные (слуховые) ощущения отвечают за умение поворачиваться на источник звука. Умение произносить отдельные звуки – это проприоцептивные и тактильные ощущения. Умение включаться в контакт — это тактильные проприоцептивные вестибулярные ощущения.

Опираясь на вестибулярные, тактильные, проприоцептивные ощущения можно спровоцировать появление первых звуков. Подвижные и сенсорные игры позволят сконцентрироваться на речи, потому что — это базовые ощущения, на которых начинает формироваться речь.

Контакт установлен. Что дальше?

Для установления и поддержания контакта вам нужно пройти три этапа:

  • следовать за ребенком
  • дождаться инициативы либо повторять его действия
  • удержать контакт и увеличивать длительность совместной игры во времени

Настройтесь на длительную работу, все это потребует массу вашего времени и сил, но результат того стоит. И он обязательно будет, если вы подойдете к работе системно и целеустремленно.

После установления контакта следует шаг – понимание речи. А понимание речи следующий шаг к взаимопониманию, способности удерживать интерес на каком-то одном объекте и умении быть в контакте внутри этого интереса.

Я бы выделил три шага по развитию понимания речи:

  1. Желание общаться через совместные игры.
  2. Использование жестов мимики и речи, это ваши помощники в развитии понимания речи.
  3. Игры с предметами

Для развития понимания речи, важно пройти первый этап – установить контакт, и уметь его удерживать. Без освоения первого этапа вы не сможете пройти второй. Ребенку просто будет не интересно с вами и он уйдет.

Если контакт кратковременный и часто обрывается, то есть ребенок расстраивается, уходит. Бывает и так. Тогда нужно сделать еще одну попытку, помните каждая следующая  попытка продвигает вас вперед к появлению речи вашего ребенка.

Понимание речи начинается с желания общаться в совместных играх. Когда такое желание есть, можно переходить ко второму шагу – использование жестов и мимики.

Тут немного проще – представьте, что ваш малыш гость из другой страны или с другой планеты. И общение жестами в сопровождении речи сильно вам обоим облегчит ведение совместных игр. Поскольку речь у вас пока разная, а вот жесты они как правило универсальные.

Я знаю одного уже взрослого мужчину, который занимается туристическим бизнесом. Он очень часто летает за границу, из иностранных языков, знает только русский ругательный. Но он уже 15 лет путешествует по всему миру, общаясь исключительно жестами и показывая цифры на телефоне.

Учить английский он категорически отказывается – говорит «а зачем мне?». То есть язык жестов понятен и прост, и может использоваться, как дополнительное средство при освоении речи.

Желание общаться, использование жестов и мимики нужны для перехода к предметным играм, сенсорным играм, совместным играм с ребенком. Главный критерий успеха на данном этапе — выполнение ваших просьб и желание играть с вами в игры с предметами. Продолжительность игр вначале не так важна, со временем она возрастет.

Ниже представлены некоторые игры помогающие улучшить понимание речи:

  • массаж и щекотки;
  • раз,два,три побежали! Догоняшки;
  • полоса препятствий из подручных материалов;
  • строим дом из стульев, стола и одеяла;
  • кегли;
  • игры в ванной;
  • перекидывание мячей и воздушных шариков;
  • игры с предметами;
  • совместный просмотр мультиков , чтение книг и игры с игрушками;
  • танцы;

Почему так много сенсорных игр? В играх важна динамика, важны движения, которые развивают координацию, проприоцептивную сферу. способствуют общению. А самый динамический и интересный субъект в комнате для ребенка это вы!)))

Читайте также:  Центр развития ребенка в чехове

Скачать электронную книгу – «Путеводитель по речи». Эта книга написана для родителей детей, у которых есть сложности с развитием речи или с общением. Если у Вас родился ребенок. И Вас что-то беспокоит в его поведении, в развитии, то эта книга для Вас.

В этой статье мы более подробно рассмотрели ответ на вопрос — как заниматься с ребенком с задержкой речевого развития дома.

Присоединяйтесь к on-line школе развития речи и мы с вами обязательно придумаем, как можно развивать речь ребенка весело и интересно.

Переходите на сайт и и оставляйте заявку на занятия в школе развития речи.

Читайте также статьи:

  • Истерика у детей — что делать.
  • Задержка речевого развития у ребенка — 7 ошибок родителей.

Источник

Регулярно встречаю в работе детей с ЗРР (задержка речевого развития), а еще детей, которые отказываются говорить (на вопросы и предложения поиграть ребенок отвечает «Не!» или жестом закрывает мне рот). Чаще это дети, которые вообще не говорят, говорят несколько слов или несколько слогов.

Такой негативизм вызван неправильным общением с ребенком. Бывает, родители ругают ребенка, если он не говорит. Думают, что он ленится или вредничает. Он точно не ленится, потому что в 2-3 года по своей природе дети очень любознательные, им все интересно, в том числе говорить и играть со взрослыми.

Для преодоления ЗРР и профилактики речевого негативизма нужно следовать правилам

1. Главное! Не просите ребенка: «Скажи», «Повтори». Заменяйте эти слова на вопросы: «Что это?», «Угадай, кто это?», «Я забыла, что это?», «Я не вижу, что там нарисовано?».

Это основная причина негативизма. Ребенка заставляют сказать слово, а у него не получается. Вместо «мама» у ребенка выходит «ма». А от него требуют: «Скажи мама, скажи мама». В итоге ребенок просто откажется говорить.

2. Если ребенок уже в состоянии речевого негативизма, завлекайте его в игру. На отказ ребенка — играйте сами, ребенок заинтересуется какой-нибудь игрой. В игре и на эмоциях происходит речевое развитие. Ребенку не должно быть скучно!

3. Поощряйте и не заостряйте внимание на неправильно произнесенном слове. Ребенок на кису говорит, например, ки. Вы хвалите (Да, это КИСА — говорите, растягивая слово). А еще из слога можно сделать слово, этим занимаются логопеды на своих занятиях (поют слоги: ки-са, хлопают в ладошки: ки-са и т.д.)

4. Говорите короткими фразами без сложных конструкций (примерно 4 слова): «Маша, пойдем есть кашу», а не «Маша, пойдем поедим кашку с яблочками, так вкусно будет». Ребенку с задержкой речевого развития проще понять короткую фразу, а не вычленить необходимое из целого потока.

5. Не используйте «детские» слова — это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (машинка, собачка, кошечка). Дети 6 лет часто не могут назвать слова без этих суффиксов, потому что в их речи они отсутствуют. Если смотрите на куклу, говорите, что это кукла. Не надо «сюсюкаться».

6. Не заменяйте животное или предмет звукоподражаниями. В работе логопеды использует звукоподражания как раз с неговорящими детьми. Но мы не говорим, например: «Это му-му, это мяу, это би-би». Правильно: «Это корова, она говорит му-му. Это киса, она говорит (мяукает) мяу. Это машина, она гудит би-би».

7. Играйте с ребенком каждый день. Сейчас можно найти множество игр в интернете на запуск речи, на общую и мелкую моторику.

  • Бытовые игры: готовим, уборка квартиры, стирка. Вовлекайте ребенка во все свои занятия, попутно озвучивайте свои действия (Берем, режем, кидаем… Покажи, где морковь. Да, это морковь. Трем морковь…)
  • Развитие общей моторики: ребенок должен хорошо управлять своим телом, уметь прыгать, приседать, кидать мяч из-за головы, стоять на одной ноге. Используйте логоритмику (полезна для малышей — например, логоритмика Железновой, есть в свободном доступе).
  • Развитие мелкой моторики: перебирайте и сортируйте крупу, учите ребенка брать предметы двумя пальцами (игра с копилкой и монетками).

Если ребенок с ЗРР ходит в детский сад, обязательно поговорите с воспитателями и проинструктируйте их по общению с вашим ребенком, чтобы не появился речевой негативизм!

Источник

Как разговорить ребенка с задержкой речевого развития

Добрый день, дорогие родители! Эта статью я написала для вас. Она родилась из моего собственного опыта работы с детьми, имеющими речевые расстройства и/или задержку психического развития, и их родителями. Сначала мне бы хотелось вкратце определиться с используемой мной терминологией. Под речевыми нарушениями я подразумеваю темповые задержки развития импрессивной и экспрессивной речи. Импрессивная речь – это способность понимать то, что вы говорите ребенку, то есть его способность понимать слова. А экспрессивная речь – это способность говорить самостоятельно, используя свой собственный словарный запас. Вы наверняка знаете, что существуют нормативные сроки речевого развития ребенка.  В возрасте до года мы можем также говорить о предречевом развитии ребенка. То есть о развитии его двигательных функций. Именно от своевременного развития моторики зависит и последующее развитие речи. Но уже на первом году вы можете самостоятельно оценить, как развивается речь вашего малыша. Нормативные сроки:

– агуканье с – 1 месяца;

– гуление (произнесение звуков нараспев) – со 2-3 месяца;

– лепет (произнесение повторяющихся слогов без использования их для обращения к взрослому, «та-та-та», «ба-ба-ба», «дя-дя-дя») с 6-8 месяцев;

– первые простейшие слова, адресованные к конкретному  лицу (например «мама», «дай», «на», «да») к 1 году жизни;

– формирование первых коротких фраз из 2 – в период с 1,5 до 2 лет;

– речь развернутыми предложениями из 3-4 и более слов – к 3 годам.

Темповой задержкой речевого развития я называю отставание формирования словаря ребенка от стандартных вышеописанных сроков. Темповые задержки речи обычно явление нестойкое. К началу школьного возраста, как правило, отстающие детки догоняют своих сверстников и далее развиваются абсолютно нормально. К задержкам же психического развития я отношу не только темповую задержку развития речи, но и задержку формирования других психических функций, таких как внимание, память, игровая деятельность, мышление, эмоциональность, волевые характеристики, навыки опрятности, навыки самообслуживания.

Но речь здесь пойдет не о постановке правильного диагноза. Если у вашего ребенка есть похожие трудности, то правильный диагноз вы сможете узнать, проконсультировавшись с логопедом, детским психологом или психиатром. Я же хочу вам рассказать о том, как общаться с вашим малышом, если диагноз уже известен, лечение начато, занятия с психологом и логопедом идут полным ходом, а вам все-таки не удается построить диалог с ребенком.

Читайте также:  Семья основа в развитии личности ребенка

В первую очередь, на что бы мне хотелось обратить ваше внимание, убедитесь в том, что в общении с ребенком вы последовательны и строите свою речь грамотно. Желательно избавиться от «жаргонизмов», «бытовых выражений», уменьшительно-ласкательных слов, детского искажения своей взрослой речи. Последний вариант довольно часто используют родители, ориентируясь на своего, еще плохо говорящего ребенка, и считая, что так он лучше будет их понимать. Называйте предметы правильно. Не повторяйте за ребенком его звукоподражательные и звуковые искажения. Например, «капа» вместо пока, «ляля» вместо «кукла», «киса» вместо «кошка/кот», «абака» вместо «собака», «бибика» вместо «машина» и так далее.

Старайтесь использовать в своей речи единичные инструкции. Например, вместо фразы «Убери свои игрушки, зови папу и идите обедать!», скажите сначала – «Убери свои игрушки» и дождитесь, пока ребенок выполнит эту просьбу. Затем озвучьте следующую. Дети с запаздывающим развитием часто не воспринимают множественных инструкций. Это может быть связано как с дефицитом внимания, или памяти, так и с собственно задержкой речевого развития.

Используйте в своей речи полные предложения, не обрывая их. Скажите: «Артем, убери свою одежду в шкаф!» – вместо того, чтобы сказать – «Убери все на место!». Во-первых, ВСЕ это что именно? А во-вторых, куда убрать? Где у этого «всего» «место»?

Старайтесь говорить громко и четко. Для ребенка с нарушениями речи важно слышать правильную речь, ибо он произносит неправильно не, потому что не хочет, а потому что не умеет, потому не знает, как правильно. Будьте для него примером для подражания!

Также очень важно не говорить намеками. Для многих маленьких детей, а особенно детей с нарушениями развития, фразы, построенные в виде намека, непонятны.

Например, ребенок разбросал по квартире игрушки. Его мама, негодуя от повторяющегося неправильного поведения, может сказать: «Ты что не понимаешь, что ты натворил? Ты специально это делаешь? Как нам ходить, когда твои игрушки разбросаны по всей квартире?». Или другие подобные варианты. Во-первых, ребенок может не понимать, на что разозлилась мама. Он может не знать что тот поступок, который он совершил неправильный или плохой. Просто потому, что ему об этом не рассказали. Расскажите своему ребенку, что правильно, а что нет, используя конкретные примеры вместо общих фраз. Во-вторых, данные обороты речи являются сложными и рассчитаны на нормальный, развитый интеллект и наличие формальной логики. Кстати, говоря, формальная логика у нормально развивающихся детей начинает формироваться с 7 лет и заканчивает свое развитие к 13 годам!!! Поэтому, речь взрослого, построенную в виде намеков, способен полностью понять только взрослый. Здесь, родители могут мне возразить, мол, понимают они такие наши фразы. И тут кроется самый главный секрет. Да, дети понимают……., но не смысл фразы, а ее эмоциональную загруженность. Эмоции взрослых дети научаются воспринимать гораздо раньше, чем у них появляется речь. И ребенок улавливает интонацию голоса, позу, выражение лица родителей, их жесты и понимает, что они злятся, расстраиваются или тревожатся. Но они не понимают ПОЧЕМУ?

Вместо намека скажите ребенку по-простому: «Ты не убрал сегодня свои игрушки! Я очень расстроилась из-за этого. Пожалуйста, сложи свои игрушки в ящик прямо сейчас!» (как вариант через 10 минут, полчаса). Если ребенку меньше 4 лет, то лучше и вовсе ограничиться только второй частью фразы («Пожалуйста, сложи свои игрушки в ящик прямо сейчас!»).

А теперь давайте проанализируем вышеприведенные мною, неправильные фразы, представив, что ребенок все-таки понял их смысл.

– «Ты что не понимаешь, что ты натворил?» – в данном предложении содержится вопрос о том, понимает ли оппонент последствия своих поступков. И логичным ответом на это фразу было бы «да, я понимаю» или «нет, не понимаю, я ничего плохого не сделал».

 – «Ты специально это делаешь?» предполагает также два ответа «да, специально» и «нет, это вышло случайно».

А фраза «Как нам ходить, когда твои игрушки разбросаны по всей квартире?» просто гениальна. Ответ подразумевает под собой знание тактики передвижения по дому таким образом, чтобы не наступить на мелкие детали от Лего, не споткнуться о грузовик и не врезаться в плюшевого медведя приличных размеров. Любой развитый и шаловливый ребенок в ответ расскажет вам, КАК именно нужно передвигаться. Или ответом его может быть «никак, там, где лежат мои игрушки, ходить нельзя!».

Но разве, родители, задавая эти вопросы, хотят получить подобные ответы? Или они хотят, чтобы ребенок изменил свое поведение? И что произошло бы с любым родителем в результате таких ответов? Правильно, злость, крики, швыряние плюшевым медведем и вызов на помощь тяжелой артиллерии (папы, бабушки, дедушки и т.д.).  Так не проще ли было бы сказать ребенку, ЧТО он сделал не  так и КАК ему следует поступить?

Есть и еще один вопрос? Если эта конструкция из 3 вышеперечисленных вопросов («Ты что не понимаешь, что ты натворил? Ты специально это делаешь? Как нам ходить, когда твои игрушки разбросаны по всей квартире?») подразумевает один ответ, то на какой из них ребенок должен ответить в первую очередь?

Эти фразы взяты мною из реальной жизни семьи, которая пришла ко мне на психотерапию с вопросом «как правильно общаться с ребенком?» Эта семья получила свои ответы, и им удалось наладить контакт со своим шалуном. Этим случаем я делюсь с вами в качестве примера.

К сожалению, дети, развивающиеся с отставанием, хорошо прочитывая ваши эмоции и не понимая смысл ваших требований, могут стать нервозными, капризными, начать испытывать страхи и замыкаться в себе. Постарайтесь не допустить этого. Будьте понятными для своих детей.

Читайте мои статьи, подписывайтесь на канал! Здесь вы найдете еще много интересных и полезных публикаций!

Источник