Как работать с ребенком над развитием связной речи
Каждый ребёнок должен научиться говорить развёрнутыми предложениями, точно формулировать мысли, логически строить высказывания. Такие навыки необходимы для успешного обучения в школе.
Связная речь начинает развиваться примерно с 3-летнего возраста, а самое активное её формирование проходит в период с 5 до 7 лет. В раннем возрасте создаются предпосылки для развития связной речи. Очень важно понимать, что речь ребёнка развивается только в процессе живого общения. Поэтому лучше развивать речевые навыки в свободном общении с малышом, во время игр и бытовых дел.
1. Возраст с рождения до 1 года.
• С первых дней жизни разговаривайте с малышом, в процессе кормления, купания, одевания называйте все свои действия и предметы.
• Показывайте крохе звучащие игрушки, играйте с ними – это будет способствовать развитию слухового внимания у ребёнка.
2. Возраст от 1 до 2 лет.
• Не забывайте, что ваша речь является образцом для ребёнка. Поэтому продолжайте всё называть и комментировать.
• Читайте детские книги с яркими картинками, просите, чтобы малыш показал на картинке то, о чём вы прочитали.
• Повторяйте новые слова по несколько раз.
• Вовлекайте ребёнка в простые сюжетные игры (укачиваем куклу, загоним машину в гараж) и озвучивайте все действия в процессе игры.
3. Возраст с 2 до 3 лет.
• Обязательно объясняйте то, что интересует вашего малыша, отвечайте на его вопросы.
• Читайте стишки и сказки, в которых есть неоднократно повторяющиеся слова и фразы: «Репка», «Колобок» и др. Просите ребёнка, чтобы он повторял эти слова вместе с вами после нескольких прочтений.
• Просите малыша рассказать о том, что он видит сейчас, чем занимаются его близкие, что он сам делает. Это хороший приём для развития связной речи.
• Давайте ребёнку поручения, состоящие из нескольких действий. Например: «Возьми газету и отнеси папе». Такие поручения развивают слухоречевую память и понимание речи.
• Пойте весёлые песенки вместе с крохой, отстукивая или отхлопывая их ритм.
4. Возраст с 3 до 7 лет.
• Рассматривая какой-нибудь предмет, задавайте малышу вопросы: «Какой он по размеру? Какого цвета предмет? Какой по форме? Из какого материала сделан?» и др. Отвечая на такие вопросы, ребёнок научится составлять описательные рассказы.
• Научить ребёнка пересказывать поможет приём, который называется «отражённый пересказ». Используя данный приём, взрослый начинает говорить фразу («В некотором царстве, в некотором…»), а ребёнок заканчивает.
• Следующий приём – пересказ по наводящим вопросам. Дети с удовольствием пересказывают сюжеты, которые захватывают их эмоционально. Задавайте вопросы по сюжету любимой сказки или мультфильма, спектакля или циркового представления, и ребёнок всё подробно перескажет вам.
• Для развития связной речи хорошо использовать ряды сюжетных картинок (их можно вырезать из детских журналов). Возьмите картинки, перемешайте, попросите малыша разложить их в правильной последовательности и рассказать, что получилось.
• Можно предложить ребёнку стать «телевизионным ведущим». Для этого нужно дать ему в руки «микрофон» и попросить взять интервью у членов семьи.
Заранее подскажите вопросы, которые может задать малыш своим близким. Например: «Какое твоё любимое блюдо? Какая книга тебе больше всего нравится?» и т.д.
• Можно читать малышу перед сном книгу с условием, что ему приснится другое окончание прочитанного рассказа или сказки, а утром малыш вам его расскажет.
Не забудьте поощрять своего ребёнка улыбкой и похвалой за любой, даже небольшой успех, и у вас всё получится.
Интересная статья?
Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник
Юлия Слизкая
Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Рекомендации по развитию связной речи
у детей дошкольного возраста.
Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена учебной программой дошкольного образования.
Последовательность работы над связной речью:
1. воспитание понимания связной речи;
2. воспитание диалогической связной речи;
3. воспитание монологической связной речи,приемы работы:
4. работа над составлением рассказа — описания; работа над составлением рассказа по серии
сюжетных картинок;
5. работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
6. работа над пересказом;
7. работа над самостоятельным рассказом.
Приемы работы по формированию связной речи.
1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.
2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т. д. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т. д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.
3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения.Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи.
Пример «усложненной» беседы.
– Каких животных ты видишь на этой картинке?
– Волка, медведя и лису.
– Что ты знаешь о волке?
– Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.
– А что ты можешь сказать о медведе?
– Он большой, коричневый, зимует в берлоге.
– А что ты знаешь о лисе?
– Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.
– Где ты видел этих зверей?
– В зоопарке, там они живут в клетках.
– Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т. п.
4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.
Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т. д.
5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события.
Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».
6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно,чтобы картина отвечала следующим требованиям:
– она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;
– сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
– на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
– она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.
Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов.
7. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.
При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа.
Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить.
Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку. До прочтения сказки обязательно познакомьте ребенка с образом жизни и средой обитания белых и бурых медведей, рассмотрев при этом картинки и ответив на все интересующие вопросы.
«Белый медведь и бурый медведь»
Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время морской белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть стала дыбом.
Он сказал: – Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?
Бурый ответил: – Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля – льдина!
Они схватились, и началась борьба. Но не одолел один другого.
Первым заговорил бурый:
– Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я – ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет.
Да и что нам делить? Ведь мы медведь братья.
Белый медведь сказал:
– Верно, мы братья. И делить нам нечего.
Лесной медведь сказал:
– Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.
Морской медведь сказал:
– А мне нечего делать в твоих лесах.
С тех пор хозяин леса живет в лесу, а хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает.
Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:
– Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.
– Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.
– Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.
– Пересказ без опоры на наглядность.
При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:
– полноту пересказа;
– последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;
– использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);
– характер употребляемых предложений и правильность их построения;
– отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.
8. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично.
Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка.
Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.
Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:
• рассказ о дне, проведенном в детском саду;
• рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т. д.);
• рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т. п.
В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность.
Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.
Источник
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(Обобщение опыта работы)
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!»
Проблема развития речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей.
Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.
Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создании разных видов творческих рассказов, заучивании стихотворений, а так же составлении рассказов по картине.
Чтобы достигнуть высоких результатов при работе над развитием связной речи детей, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распостраненное предложение;
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас;
- Употребление не литературных слов и выражений;
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- Трудность в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
- Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников — очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, в течение нескольких лет использую в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники. Мнемотехника — в переводе с греческого – «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. С помощью мнемотехники решаю следующие задачи:
- Развитие связной и диалогической речи;
- Развитие умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу;
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
- Содействовать решению дошкольниками изобразительных задач сказочного, игрового, экологического характера и др.
Мнемотаблицы — схемы помогают детям выстраивать:
- строение рассказа;
- последовательность рассказа;
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
А также служат:
- для обогащения словаря;
- при обучении рассказыванию (творческих и описательных рассказов);
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов (в данный момент работаю над проектом).
Так же для развития связной речи использую различные дидактические игры: речевые, настольно-печатные, которые развивают также внимание, логическое мышление, навыки самопроверки.
Для индивидуальной работы с детьми использую компьютерную программу «Учимся говорить правильно», разработанную на основе приемов мнемотехники, серию компьютерных презентаций «Школа веселого колобка» для составления описательных рассказов.
Модельные схемы можно применить и в других видах деятельности (продуктивная, экспериментирование, театральная деятельность).
В связи с введением новых ФГОС актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
Интеграция — одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методом преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития детей дошкольного возраста. Интегрировать могут различные образовательные области. Примером является работа над проектом в младшей группе «Ай да Зимушка-Зима! До чего ж ты хороша!», где четко прослеживалась взаимосвязь речевого и познавательного (экологического) развития.
Наличие в ДОУ специалистов узкого профиля, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре, позволяет включать в воспитательно-образовательный процесс, и другую, интегрированную НОД.
Таким образом, интеграция всех видов деятельности во время проведения НОД и интегрированная деятельность специалистов узкого профиля, шаг за шагом способствует преодолению сложного процесса по формированию правильной связной речи дошкольника.
Так же в работе по развитию связной речи детей стараюсь привлекать и родителей своих воспитанников. Родители могут вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами речевого развития. Цель такого вовлечения родителей в работу по развитию речи детей, повышение уровня речевой активности детей через взаимодействие с родителями.
Задачи:
1. Вовлечь родителей в процесс развития детей
2. Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей
3. Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно-развивающей среды.
Консультации, беседы, развлечения, круглые столы и т д – это далеко не все формы, проводимые с родителями и для родителей по повышению уровня речевой активности их детей. Предоставляю родителям информацию – стенды, брошюры, методические рекомендации, для дальнейшего использования в домашних условиях.
Таким образом систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, д/и, упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работы с родителями воспитанников дает свои результаты:
- Связная речь соответствует критериям программы и стандартам;
- Словарный запас из пассивного (в основном), превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе;
- Дети активнее стали работать на занятиях. У них повысилась наблюдательность, внимание, память, усидчивость, повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление;
- Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они стали с желанием общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.
- Появился интерес к заучиванию стихов;
- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.
Итак, обучение детей для меня — это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Я буду и дальше работать в этом направлении, т. к. связная речь является одним из важных критериев развития способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Литература:
- М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи»;
- М. Кольцова «Ребёнок учится говорить»;
- А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
- М.А. Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;
- З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;
- «Игра дошкольника» под ред. С.Л. Новосёловой;
- А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей»;
- А.И. Максакова, Г.А. Тумакова «Учите, играя»
- Минеева Ю. В., Салихова З., Левшина Н. И. Инновационные формы работы по речевому развитию у дошкольников// Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2.
- Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятия / под ред. Ушаковой О. С. М.: ТЦ Сфера. 2015.176 с.5-37.
Источник