Как проверить умственное развитие ребенка

Как проверить умственное развитие ребенка thumbnail

29 апреля 2012

Автор
КакПросто!

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Он может в чем-то опережать сверстников, а в чем-то и отставать. Родителям важно знать, насколько умственное развитие ребенка соответствует среднестатистическим показателям для его возраста. Незначительные отклонения можно поправить даже без обращения к психологу или специалисту в области коррекционной педагогики.

Вам понадобится

  • – среднестатистические показатели умственного развития детей данного возраста:
  • – данные наблюдений за ребенком;
  • – игрушки и предметы домашнего обихода или картинки с их изображениями.

Инструкция

Чтобы определить, насколько умственное развитие вашего ребенка соответствует норме для данного возраста, необходимо иметь среднестатистические данные. Вам поможет, например, Программа воспитания в детском саду. Там сказано, что должен знать и уметь ребенок в каждой возрастной группе. Именно этими данными оперируют воспитатели и психологи, когда проводят диагностику. Учтите, что у умственного развития есть три составные части — эмоциональная, речевая и логическая. Так или иная может быть преобладающей.

Умственное развитие ребенка до года можно определить, систематически за ним наблюдая. Проявляет ли малыш интерес к окружающему миру? Реагирует ли он на раздражители? Различает ли близких родственников? Называйте полугодовалому ребенку знакомые предметы и просите показать. Проверьте соответствие речевого развития малыша его возрасту. Но если ребенок не торопится начать разговаривать, не волнуйтесь. Это еще не означает задержки речевого развития. Если годовалый малыш с интересом относится к окружающему миру, исследует все, что попадает в руки и вместо слов использует знаки — все нормально.

Диагностика умственного развития детей раннего и дошкольного возраста проводится по нескольким направлениям. Проверьте знания ребенка о нем самом и об окружающем мире. Полуторагодовалый малыш должен знать свое имя и отзываться на него. В три года он уже знает свою фамилию, а в четыре — имя, фамилию и принадлежность к определенному полу. Ребенок в пять лет должен знать адрес, уметь определять время года и суток. В шесть лет он должен уже ориентироваться по часам, знать дни недели и месяцы, а о себе уметь составить связный рассказ. Этот рассказ включает не только анкетные данные, но и увлечения, кружки, где он занимается и т. д.

Определите, насколько понятлив ваш ребенок. В разном возрасте преобладают разные типы мышления. Почти у всех младших дошкольников основным являются наглядно-образное и наглядно-действенное типы. Ребенок еще не может самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Не волнуйтесь, если он столкнувшись с задачей, похожей на предыдущую, не сможет сразу ее решить, а начнет экспериментировать. Малыш еще только осваивает методы исследования. Старший дошкольник должен уже предвидеть, что получится, если он сделает определенные действия. Трехлетний ребенок надевает куртку просто потому, что ее надевает мама. Шестилетний должен объяснить, что на улице холодно, поэтому нужно одеться потеплее.

Проверьте, насколько ваш малыш умеет обобщать предметы или явления. В четыре года у него должны уже быть сформированы простейшие обобщающие понятия – «посуда», «мебель», «одежда». Создайте игровую ситуацию. Сложите в кучу разные предметы обихода и предложите ребенку их рассортировать. Старшему дошкольнику доступны более сложные обобщения. Например, он может разложить посуду по назначению, отделив ту, в которой готовят, от чашек и тарелок. Ваша задача — определить, насколько ребенок умеет выделять существенные признаки. Если в младшем дошкольном возрасте он еще имеет право на подобные ошибки, то у ребенка предшкольного возраста ошибки в классификации уже могут быть симптомом психического заболевания. Если он постоянно ошибается и выделяет без специального задания несущественные признаки как основные, покажите его психиатру.

Может ли ваш ребенок сконцентрировать внимание? Помните, что дошкольник не в состоянии одновременно удерживать в сфере внимания много предметов. Обычно их количество рассчитывается по формуле «возраст минус один». То есть ребенок одновременно наблюдает за несколькими предметами, если их количество на один меньше, чем лет самому малышу. Учтите это при создании игровых ситуаций. Например, покажите четырехлетнему малышу 3 предмета в определенной последовательности. Уберите предметы и предложите ребенку их назвать в том же порядке.

У старшего дошкольника концентрацию внимания можно проверить, предложив ему найти в комнате предметы по определенным признакам. Например, это могут быть большие круги, маленькие треугольники, зеленые квадраты и т. п. Ребенок должен удерживать в сфере внимания оба признака.

Узнайте, понимает ли ребенок, зачем нужны те или иные предметы. У младшего дошкольника набор должен быть самым простым — стол, стул, чашка, куртка. Он может ответить односложно. Стул нужен, чтобы на нем сидеть. Набор предметов для диагностики индуктивного мышления старшего дошкольника довольно велик. Ребенок уже знает об окружающем мире довольно много и умеет устанавливать причинно-следственные связи. Спросить можно обо всем, что окружает ребенка. Можно провести эксперимент, показав в магазине неизвестный предмет и спросив, для чего он может быть предназначен. Понаблюдайте, выделит ли ребенок существенные признаки и сумеет ли их связать с предполагаемыми действиями.

Читайте также:  Книги для развития ребенка 5 лет

Важным показателем является математическое мышление. Трехлетний ребенок должен уметь отличать наиболее яркие геометрические формы — круг и квадрат, кубик и кирпичик. Он может понять, где один предмет, а где — много. Если малыша постепенно учат считать, то к четырем годам он должен уметь сосчитать до трех. Старший дошкольник знает основные геометрические фигуры и тела, умеет считать до десяти и выполнять основные математические действия.


Связанная статья

Воспитание ребенка до года

Источники:

  • Программа воспитания в детском саду.
  • определение умственного развития ребенка

Источник

I. Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».а) У сапога всегда есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
б) В теплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень),
в) В году… (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
г) Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
д) Самая большая птица… (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).
в) Розы — это… (фрукты, овощи, цветы, дерево).
ж) Сова обычно спит… (ночью, утром, днем, вечером),
з) Вода всегда … (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). 
и) У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень). 
к) Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София). 

II. Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это “лишнее” слово надо исключить».

а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

 
б) Река, озеро, море, мост, болото. 
в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. 
г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. 
д) Тополь, береза, орешник, липа, осина. 
е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат. 
ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. 
з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 
и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение. 
к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. 

III. Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева.

Например:
лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, книги
бежать / кричать = стоять / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
Т.е. нужно установить, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.»

а) огурец / овощ = георгин/ сорняк, роса, садик, цветок, земля
б) учитель / ученик = врач / койка, больные, палата, термометр
в) огород / морковь = сад / забор,яблоня,колодец, скамейка, цветы
г) цветок / ваза = птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
д) перчатка / рука = сапог / чулки, подошва, кожа, нога, щетка
е) темный / светлый = мокрый / солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
ж)часы / время = термометр / стекло, температура, кровать, больной, врач
з) машина / мотор = лодка / река, моряк, болото, парус, волна
и)стул / деревянный = игла / острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
к) стол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

IV. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним определением, например:
Брюки, платье— одежда. Придумай название к каждой паре»:
a) Метла, лопата-
б) Окунь, карась-
в) Лето, зима-
г) Огурец, помидор-
д) Сирень, шиповник-
е) Шкаф, диван-
ж) День, ночь-
з) Слон, муравей-
и) Июнь, июль-
к) Дерево, цветок-

Правильные ответы:
I

а) подошва
б) верблюд
в) 12
г) февраль

 
д) страус
е) цветы
ж) днем
з) жидкая
и)корень 
к) Москва 

II
а) фасоль

 
б) мост 
в) песок 
г) Москва 
д) орешник 
е) указка 
ж) Нестеров 
з) лебедь
и) число
к) вкусный 

III
з) георгин / цветок
б) врач / больной
в) сад / яблоня
г) птица / гнездо

 
д) сапог / нога 
е) мокрый / сухой
ж) термометр / температура
з) лодка / парус
и) игла / стальная
к) пол / ковер 

Читайте также:  Общие показатели развития ребенка к концу раннего возраста

IV
а) рабочие инструменты
б) рыба
в) время года
г) овощ

 
д) куст 
е) мебель
ж) время суток
з) животное
и) месяцы лета 
к) растения 

Обработка результатов
За каждый правильный ответ начисляем ребенку по 1 баллу. Там, где ответы неправильные- даем вторую попытку и в случае правильного ответа начисляем 0,5 балла.

Интерпретация. 
1-й уровень успешности (интеллектуальный уровень развития высокий)— 32 балла и более
2-й уровень ( интеллектуальный уровень развития нормальный)— 31,5—26 баллов
3-й уровень (интеллектуальный уровень развития средний) — 25,5—20 баллов
4-й уровень (интеллектуальный уровень развития ниже среднего. Стоит обратить внимание!) — 19,5 и менее

 

 

 

 

Оценить статью

Статьи на эту тему

  • Ментальная арифметика в школе Соробан

  • Ребенка с задержкой речи направили в СПЕЦ школу?

  • Астрология в жизни человека: восходящий знак в гороскопе вашего ребенка

    Восходящий знак-это тот знак зодиака,который взошел на восточной стороне неба в момент рождения ребенка. Этот момент,когда малыш появляется на свет и его пуповина-связь с матерью обрывается — планеты и созвездия выстраиваются в определенной последовательности, как бы выдавая новому человеку так называемый звездный паспорт,натальную карту рождения. Восходящий знак-это до определенной поры скрытые наклонности человека,которые со временем станут его собственным «я»…

  • Детская ложь. Причины и способы борьбы

    Если вы считаете, что все дети обманывают своих родителей, то вы ошибаетесь. Явление это достаточно редкое и, как правило, запущенное самими родителями. Родителями, которые завысили стандарты навыков и поведения на столько, что ребенок, понимая, что не в силах им соответствовать, начинает лгать…

  • Творческий потенциал малышей знаков Зодиака

    Малыш Овен это ребенок, которого не нужно заставлять делать что-либо. Напротив, его скорее нужно приостанавливать, чтобы он не натворил чего-нибудь лишнего. Такие дети имеют огромный запас творческой энергии, и им нравится творить какие-то большие и выдающиеся вещи. Например, если малыш-Овен поёт или танцует, то его исполнение непременно должно выделяться на общем фоне…

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Источник

Каждой маме ребенка с диагнозом “расстройство аутического спектра” хочется понять, насколько ее ребенок умен и какие у него перспективы в будущем.

Есть аутисты с нормальным интеллектом, умные и даже гениальные. Они хорошо развиваются, хорошо говорят, хорошо учатся, им, как правило, поздно ставят диагноз “аутизм”.

Чаще всего для диагностики и лечения к врачам обращаются те родители, чьи дети не умеют говорить, не могут заталкивать кубики в сортер, играть в имитативные игры и пр. Обычно таким детям ставят диагноз ЗПРР – задержка психо-речевого развития, реже – умственная отсталость.

Обыватели часто путают эти два диагноза называя всех детей с ЗПРР умственно отсталыми, а родители хотят понять, что у ребенка: ЗПРР или умственная отсталость.

Давайте, разберемся, чем эти два диагноза отличаются и как узнать, какие именно перспективы у вашего ребенка.

ЗПР

ЗПРР, ЗПР это инфантилизм, т.е. оценивается, прежде всего, не только интеллект, а поведение ребенка.

Соответствует ли оно возрастной норме. Дети ЗПРР менее усидчивы, часто капризничают, играют в малышковые игры, заводят себе друзей среди младших. При ЗПР или ЗПРР умственное развитие ребенка обычно немного тормозит и он часто не справляется с заданиями, которые под силу его ровесникам. Но это отставание обратимо.

Иногда сам, а чаще всего – при помощи логопедов и дефектологов – ребенок догоняет сверстников в развитии, чаще всего это происходит в возрасте от 7 до 11 лет. При ЗПРР не всегда можно оценить потенциал ребенка. От колеблется от нижней границы нормы интеллекта до гениальности. У меня много знакомых, у которых ребенок с таким диагнозом вышел к норме и пошел в обычную школу к первому классу. Там кто-то – двоечник, а кто-то – лучший ученик лицея.

Но в то же время есть коррекционные школы, которые принимают таких детей для обучения по общеобразовательной программе. Это школы V вида для детей, у которых основные проблемы с речью, и VII вида для детей с задержкой психического развития, иногда советуют просто отдать ребенка в обычную школу на год позже.

Аутизм + ЗПР

Если у ребенка двойной диагноз, то там все то же самое: задержка развития. Однако дети просто с ЗПР лучше и легче социализируются, а дети с аутизмом имеют дополнительно симптомы триады Лорны Уинг: особенности во взаимодействии с людьми, повторяющееся поведение, специфические речевые нарушения.

Читайте также:  Влияние ринолалии на физическое развитие ребенка

Врачи российских поликлиник не любят диагноз “аутизм”, поэтому все дети ЗПРР и РАС-ЗПРР часто записываются как ЗПРР. Родителей не предупреждают о необходимости специальной реабилитации детей с РАС.

Умственная отсталость

Умственной отсталостью называют необратимую задержку умственного развития. То есть умственно отсталый ребенок никогда не догонит сверстников. Его интеллект будет ниже нормы и во взрослом возрасте. Таких детей обучают по урезанной программе в школах VIII вида, очень редко – на надомном обучении при общеобразовательной школе.

При ЗПР обычно больше всего страдают:

Внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух.

При у.о.:

Мышление: обобщение, сравнение, анализ, синтез, отвлечение, абстрагирование.

Предсказать умственную отсталость почти невозможно, только если есть подтвержденный генетический анализ на синдром Дауна, Мартина Бела, Рета, Ангельмана и другие аномалии, которые в 100% предполагают умственную отсталость.

Минимальный возраст для проверки детей на у.о. – 5 лет. В этом возрасте уже можно сдать детский вариант теста Векслера.

Аутизм+ умственная отсталость

Очень трудно, почти невозможно понять, насколько умен или глуп аутист.

Аутисты весьма часто имеют:

– низкий социальный интеллект и пренебрегают нормами поведения в обществе, из-за чего, выглядят глупее, чем кажутся;

– имеют дефицит внимания (т.е. невнимательные);

– имеют серьезные нарушения тактильного, слухового, проприецептивного и зрительного восприятия (иными словами, не понимают, что мы им говорим, плохо анализируют картинки и не могут перенести задание на бумагу);

– проблемы с речью, речь не развита настолько чтобы ребенок мог отвечать на вопросы, невербальный (неречевой) интеллект часто выше;

– имеют хорошую память, способности к чтению, счету и письму (это может быть ложно истолковано как высокий интеллект);

– проблемы самопрезентации: не хотят и не умеют понравиться своему экзаменатору (нейротипичные дети – хотят), аутистам важно то, что ИМ важно, а не то, что хотите от них вы.

Например, мой ребенок, когда получил задание “Лабиринты” и рекомендацию не заходить в тупики, пришел в восторг именно от тупиков. Он намеренно провел карандашом линию во все тупики, а потом стал добавлять их фломастером на каждом лабиринте.

Чтобы понять аутиста, представьте себе, что вы оказались в окопах времен Великой Отечественной. Снаряды гремят, немцы наступают, вы отстреливаетесь и тут в окоп заползает командир роты и говорит:

– А теперь, девочки, мы сдаем экзамен по диалектике Достоевского.

Ну куда вы его пошлете?

У аутистов все также: слишком много нестандартных ощущений, эмоций и переживаний в единицу времени. Поэтому серьезно тестировать аутиста с задержкой развития рекомендуют не раньше 7-8 лет и только после коррекционных занятий. До этого возраста можно в 5 лет пройти предварительное тестирование, позаниматься и получить заключение дефектолога, желательно нескольких, т.к. часто дефектологи бывают необъективны. Если аутичность высокая, то оценить интеллект будет объективно трудно.

Интеллект детей с тяжелой формой сенсорной алалии может быть адекватно оценен только после того, как они научатся полноценно читать и писать, общаться на языке жестов. Дело в том, что у этих детей умственная отсталость часто бывает вторичной, т.е. вызванной недостатком информации.

Дети с РАС , в отличие от других детей с у.о., часто имеют “островок гениальности” – что-то, что получается у них лучше всего и выше ожидаемого уровня развития, но вокруг этого островка – пустынное море с акулами. Таким детям сложно даются бытовые вопросы, они плохо усваивают социальные условности, что опять же делает их более глупыми в глазах окружающих.

Тесты на мышление для детей до 5 лет

Можно попробовать проверить мышление ребенка в домашних условиях с помощью тестов. Эти задания в сборниках тестов обычно идут с пометкой “мышление”. Не считается плохим вариантом, если вы покажете ребенку, как делать задание, а потом дадите похожий тест.

“Найди пару”, возраст около 2-х лет, – тест на обобщение (ребенок должен сопоставить неидентичные предмет и карточку при выборе из 5 предметов и 5 карточек)

“Найди пару 2”, возраст 3 года (ребенок должен подобрать предмет по ассоциации, например яблоко и яблоню)

Мои карточки к этому заданию, всего три файла.

Мои карточки к этому заданию, всего три файла.

Мои карточки к этому заданию, всего три файла.

4-й лишний, 3-4 года

4-й лишний, 4-5 лет

Тест на абстрактное мышление, 4-5 лет

Найди закономерность , 4-5 лет

Домики животных

Материал по теме: Дураки или гении: почему оценить интеллект аутистов – трудно

Источник