Как проверить речевое развитие ребенка

Как проверить речевое развитие ребенка thumbnail

Как самостоятельно в домашних условях проверить речь ребенка и узнать, какие звуки он не выговаривает, рассказывает логопед Ярош Татьяна Александровна.

Многие родители дошкольников задаются вопросом, в каком возрасте ребенок должен научиться выговаривать те или иные звуки, а также, как самостоятельно в домашних условиях проверить речь. Вот об этом и пойдёт речь в статье.

Неточное произношение звуков у детей до 3-4 лет естественно, т.е. это физиологическое косноязычие. Но не позднее 5-6 лет ребёнок должен научиться правильно произносить все звуки родной речи. Любые нарушения в этом возрасте уже считаются дефектами произношения.

Обычно причинами речевого отставания являются:

  1. отклонения в строении речевого аппарата (неправильный прикус, укороченная уздечка языка),
  2. недостаточная подвижность губ, языка, нижней челюсти.

Прежде, чем приступить к исправлению недочётов звукопроизношения, нужно выяснить, какие звуки ребёнок не выговаривает или произносит неправильно, и в чём выражается этот недостаток (искажение, пропуск, замена другим звуком).

Как проверить речь ребенка в домашних условиях без логопеда

Как самостоятельно проверить речь ребенка

  1. При проверке речи у ребенка в первую очередь проверяется произношение звуков «ш», «ж», «ч», «щ» (группа шипящих), «с», «сь», «з», «зь», «ц» (группа свистящих) и «р», «рь», «л», «ль» (сонорные звуки).
  2. Во время самостоятельной проверки речи не предлагайте ребёнку повторять за вами слова или звуки.

    Такой метод не даёт достоверного представления о его самостоятельной речи. Ведь подражая взрослому, малыш часто произносит звуки лучше, чем самостоятельно. Предложите ребёнку рассказать стихотворение, пересказать сказку. Внимательно вслушивайтесь в его речь, попытайтесь установить, какие звуки он не выговаривает или произносит неправильно.

  3. Более детальную проверку, какие звуки не выговаривает ребенок, в домашних условиях без логопеда можно провести с помощью картинок.

    Предложите ребёнку назвать то, что нарисовано на картинке, внимательно слушайте, как ваш малыш произносит тот или иной звук. Обследуемый звук должен находиться в словах в разных позициях ( в начале, в середине, в конце слова).

Как самостоятельно проверить речь ребенка  - изображение №1

Вот примерный перечень картинок, чтобы самостоятельно проверить речь у ребенка и выяснить, какие звуки он не выговаривает:

Звук «с» – собака, санки, абрикосы, капуста, автобус

Звук «сь» – 7 (семь), гуси, лось

Звук «з» – замок, зонтик, коза, ваза

Звук «зь» – зеркало, зебра, корзинка

Звук «ц» – цыплёнок, огурцы, яйцо, заяц

Звук «ш» – шапка, шуба, шишка, карандаш

Звук «ж» – жук, ёжик, ножницы

Звук «ч» – чайник, мяч, ключ, черепаха, бочка

Звук «щ» – щётка, ящик, плащ

Звук «л» – лампа, стол, белка, стул

Звук «ль» – лиса, телефон, соль

Звук «р» – рак, рыба, шар, арбуз, зебра, виноград, сыр, помидор

Звук «рь» – редиска, огурец, грибы, пряник

Звук «й» – чайник, воробей, трамвай, скамейка

Обычно нарушение твёрдого согласного сопровождаются искажением его мягкого варианта. Например. если звук «с» произносится межзубно, то и звук «сь» будет также межзубным.

Обязательно уточните, во всех ли словах малыш неправильно произносит проверяемый звук, может ли он произносить звук изолированно. Для этого предложите ребёнку повторить за вами тот звук, который он не произносит во фразовой речи и в отдельных словах. Если ребёнок правильно произносит звук в изолированном виде, то работа по постановке звука отпадает.

В таких случаях нужно только уточнить произношение звука, а затем закрепить в словах и фразах. Если же звук всё-таки произносится искажённо, то необходимо выработать правильное положение речевых органов, при котором достигается чёткое произношение.

При замене одного звука другим проводится многоэтапная работа. Кроме воспитания правильного произношения (постановка звука) и закрепления его в речи, необходимо проводить работу по различению вновь полученного звука и звука-заменителя. Например, при замене звука «ш» звуком «с» (кошка – «коска») надо провести ряд упражнений, которые научат малыша различать звуки «ш» и «с».

Как проверить речь ребенка в домашних условиях без логопеда

Проверяем речь ребенка: дефекты в строении речевых органов

Короткая уздечка языка

Чтобы выявить короткую уздечка языка, предложите ребёнку поднять язык к верхним зубам.

При очень короткой уздечке малыш совсем не сможет поднять язык. Если уздечка укорочена не сильно, то язык поднимется, но при этом его кончик окажется раздвоенным (вид сердечка), потому что уздечка будет тянуть его вниз. Если ребёнок совсем не может поднять язык, нужно сделать это гладкой ручкой чайной ложечки.

Короткая или укороченная уздечка языка даёт дефекты произношения звуков «ж», «ш», «р», «л».

Парезы мышц губ и языка

Парез – это ослабление движений мышц. Движения речевых органов при этом вялые, неточные, иногда некоординированные. Для выявления этого нарушения предложите ребёнку выполнить несколько упражнений:

  • вытянуть губы трубочкой вперёд. Если ребёнок затрудняется, то это может быть признаком пареза.
  • растянуть губы в улыбку. При парезе улыбка будет немного «кривой» – одна сторона губ движется меньше.
  • сделать язык широким, «лопаткой». При парезе ребёнок не может этого сделать, язык постоянно сужается.
  • высунуть язык изо рта. При парезе язык уклоняется в одну сторону или дрожит.
  • открыть рот и в таком положении подержать его. Язык при парезе может иметь вид «комка».
  • дотронуться кончиком языка до углов рта. При парезе кончик языка не сужается не попадает чётко в угол рта.
Читайте также:  Родителям о развитии речи ребенка

Если вы заметили у своего малыша хотя бы некоторые из этих признаков, вам потребуется помощь невропатолога, а не только работа с логопедом.

Неправильный прикус зубов

Если верхняя или нижняя челюсть малыша выдвигаются вперёд, то необходимо посетить стоматолога-ортодонта.

Как самостоятельно проверить, какие звуки не выговаривает ребенок

Проверяем речь ребенка: недоразвитие фонематического (речевого) слуха

Чтобы выявить недоразвитие фонематического (речевого) слуха, предложите ребёнку несколько игровых заданий:

  • отобрать картинки с заданным звуком (например, со звуком «с»)
  • придумать слова на заданный звук (для этого задания выбирайте звук, который ребёнок правильно произносит: «а», «о», «в», «м» и др.)
  • хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук (правильно произносимый)
  • назвать, какой звук повторяется в каждом слове: мак, мама, машина, матрёшка, мука, молоко.

Затруднения или систематические ошибки в выполнении таких заданий свидетельствуют о недоразвитии фонематического слуха, которое мешает становлению полноценного произношения.

С помощью таких несложных приёмов вы сможете самостоятельно в домашних условиях без логопеда проверить речь ребенка и выяснить, какие звуки он не выговаривает.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Четко, правильно, красиво: 8 упражнений для развития речи

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Развиваем речь ребенка: веселые скороговорки

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как понять, что вашему ребенку нужна помощь логопеда

Источник

По статистическим сведениям, 10-15% малышей в возрасте 2-3 года имеют задержку речевого развития. К 4 годам нарушение сохраняется только у 4-5% детей. Позже проблема остается в основном у ребят, которые имеют сопутствующую патологию (например, синдром Дауна или аутизм).

Однако термин используется специалистами (логопедами, психологами, педиатрами, неврологами) очень часто и порой совершенно безосновательно повергает родителей в тревогу.

Как понять, что нарушение есть

О задержке речевого развития говорят, если 90% детей этого же возраста освоили навык, свойственный для этого возраста, а отдельно взятый ребенок даже не приблизился к его освоению.

Например, ребенок в год не реагирует на обращенную речь и не издает никакие звуки. В этом случае тоже правомочен диагноз “задержка речевого развития”, дело не только в “говорить”. Однако самостоятельно делать выводы не следует, лучше довериться квалифицированному специалисту.

Обратиться к врачу нужно, если:

  • малыш до 6 месяцев не реагирует на звуки или обращения к нему родителей;
  • ребенок возрастом 6-9 месяцев не издает никаких звуков;
  • годовалый малыш не произносит слов «мама», «папа» или любых других простых фраз или слогов, чтобы их позвать;
  • ребенок в возрасте 1,2-1,3 года для выражения своих желаний не использует иных слов, кроме обозначающих родителей;
  • ребенок не применяет никаких жестов относительно предметов, которые хочет взять;
  • малыш в полтора года в своем речевом запасе использует менее 5 слов или их звуковых эквивалентов;
  • ребенок не реагирует и не привлекает близких к реакции на значимые события (радостные или удивительные);
  • в 2 года малыш не использует простых словосочетаний (например, «я пришел», «привет, мама», «хороший котик» и др.), при этом сочетание невнятных слов допускается, важно, чтобы в них была суть.

В перечисленных критериях сроки можно назвать условными. К ним смело можно добавлять месяц, так как порой именно это время играет решающую роль, и навык успешно формируется.

Как прояснить ситуацию

Чтобы определить серьезность проблемы, родителям нужно постараться четко ответить на вопросы:

  • Проблемы только с речью или прослеживаются и в других сферах (тревожность, странное поведение, чрезмерная активность)?
  • Соответствует ли уровень интеллекта возрасту малыша?
  • Использует ли малыш невербальные методы коммуникации?
  • Есть ли у ребенка способности к символическому мышлению? Играет ли он с игрушками?
  • Есть ли у ребенка трудности с восприятием речи? Реагирует ли на обращение к нему?

Положительные ответы на все вопросы, кроме последнего, указывают на изолированную задержку речи (не связанную с заболеваниями). 60% таких детей «догоняют» других детей в плане речевого развития. Родители могут собственными силами помочь им.

После 4 лет изолированные нарушения встречаются редко, а задержки развития, наиболее вероятно, связаны с заболеваниями.

Что нужно и не нужно делать?

Если проблемы с речью подтвердились, родителям нужно сконцентрироваться на их решении, а не поиске «виновных». Для этого следует:

  1. Свериться с возрастными нормами по основным вехам развития речевых способностей.
  2. Проверить слух ребенка у ЛОРа.
  3. Обратиться к неврологу.

Выбирая детского специалиста в области неврологии, стоит обратить внимание на его подход. Врач не должен сразу назначать ноотропные препараты, предлагать лечение инновационными аппаратами, пока не разберется в сути проблемы.

Для родителей будет правильным мягко обозначить задачу, которую они возлагают на специалиста (нужно исключить аутизм или болезни, которые могут быть причиной речевых расстройств и в целом оценить ситуацию).

Также стоит запомнить, чего не нужно делать:

  • Впадать в панику, сравнивать своего малыша с другими, обсуждать в его присутствии проблему и акцентировать внимание на том, как все плохо.
  • Искать таблетки из серии «чтобы заговорил». Препаратов с доказанной эффективностью для этой цели не существует, а сомнительные средства могут быть небезопасными.
  • Задействовать методы нетрадиционной медицины.
  • Проводить исследования (реоэнцефалографию, ЭЭГ).
  • Делать массажи с целью «запустить речь».
  • Бесконечно водить малыша по врачам, целителям и шаманам.

Как разговорить ребенка?

Чаще всего родителям нужно просто успокоиться и дать своему малышу время. В 96% случаев проблема решается сама, с помощью взрослых.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка цао

Чтобы помочь неразговорчивому ребенку получить навык речи, можно:

  • Записаться к логопеду. Желательно найти специалиста, владеющего логомассажем. Тактичность в отношении детских проблем и умение не влезать в другие области, приветствуются.

  • Развивать малыша физически. Подвижные игры и игрушки, которые способствуют развитию мелкой моторики, окажут полезное действие и на умение говорить.
  • Создать богатую лингвистическую среду. Родители должны больше разговаривать с малышом и в его присутствии. Приветствуются разговоры, комментарии, стихи и песни на любые темы.
  • Вместе читать. Подходят любые книги. Обилие картинок и тематических вопросов помогут увлечь ребенка. При чтении нужно создавать с малышом диалог.
  • Уменьшить времяпрепровождение с гаджетами. Игры и мультфильмы могут заменять ребенку реальный процесс познания, который требует от него усилий.
  • Вовлекать ребенка в разговоры. Следует спрашивать его мнение, предоставлять право выбора, узнавать о том, где и как он провел время, какие эмоции испытывал (даже если малыш не отвечает).

В процессе развития ребенка родители не должны забывать о себе. Им тоже необходимы источники положительных эмоций и вдохновения, полноценные сон и питание. В противном случае, взрослым просто не хватит сил для решения проблем ребенка.

Автор: Ольга Шемятовская, врач-невролог, член Российского межрегионального общества по изучению боли, член Общества специалистов доказательной медицины.

Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/789/

Источник

Одним из основных вопросов, который волнует родителей, является определение соответствия уровня развития речи их малыша норме. Наиболее ответственные мамы и папы обращаются к квалифицированным специалистам, однако однозначного ответа на волнующий вопрос так и не находят. Это связано с тем, что особенно в раннем возрасте, когда происходит наиболее интенсивное развитие речи, могут быть неоднозначные результаты. Чтобы можно было контролировать овладение ребенком произносительными умениями, а также понимание обращенной к нему речи окружающих, следует знать приемы изучения этих процессов.

Понимание ребенком второго года жизни названий предметов

В качестве диагностического материала обычно выступают 3-4 игрушки, которые хорошо знакомы ребенку. Это могут быть машинка, мяч, собачка и др. предметы. Начните диагностику с выставлением перед ребенком игрушек. После чего спросите у него, например, «Где мячик?» и т.д. Ребенок должен отыскать по названию все предметы. После этого следует поменять игрушки местами и снова попросить малыша найти их. Задание является успешно выполненным, если ребенок находит не менее трех игрушек. Таким же образом можно предлагать малышу найти предметы одежды, посуды, фрукты и т.д. Главное условие, чтобы ребенку он были знакомы.

Понимание ребенком второго года жизни названий действий

Для диагностики вам понадобятся кукла (или другие сюжетные игрушки, например, курочка, собачка, котик и др.), игрушечные ложка, тарелка и кроватка. Предложите ребенку выполнить следующие игровые действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку». Малыш, который понимает обращенную речь, совершает функционально правильные действия с предложенными игрушками.

Еще одним способом выяснения понимания ребенком названий действий, является выполнение посильных поручений в повседневном режиме дня. Например, можно предлагать ребенку следующие поручения: «Покажи…», «Возьми…», «Найди….».

Понимание ребенком второго года жизни названий признаков предметов

В качестве стимульного материала могут выступать разные в одном признаке, но одинаковые по всем остальным признакам предметы, например, красный и синий мяч, большой и маленький кубик и др. Выставьте перед малышом парные игрушки и предложите ему дать вам конкретный предмет: «Дай синий мяч».

Понимание ребенком второго года жизни несложного рассказа по сюжетной картинке

Для диагностики следует подготовить простые по сюжету картинки, например, девочка умывается, мальчик спит и др. Эти сюжетные картинки (не более 2-3) следует расположить перед малышом и спросить у него, например, «Где девочка умывается?». Нормально развивающийся ребенок показывает на нужную картинку, может сопровождать свой выбор имитационными действиями и речевыми проявлениями.

Овладение ребенком второго года жизни активной речью

Чтобы узнать, как идет развитие активной речи малыша, следует чаще с ним общаться и играть. Кроме этого данный процесс можно изучать при выполнении ребенком заданий на понимание речи.

Малыш в 1 год 3 месяца в процессе взаимодействия со взрослым как в повседневной жизни, так и в процессе игры обычно использует различные лепетные или облегченные слова, например, «бах», «дай», «мама» и др.

Ребенок в 1 год 6 месяцев активно использует звукоподражания типа «би-би», «ам-ам», «тук-тук», «му-му» и др.

Малыш в 1 год 9 месяцев начинает продуцировать простые двухсложные фразы типа «Мама ам-ам», «Ав-ав ням-ням». Также в речи ребенка начинают стремительно появляться полные слова с определенным звуковым искажением, например, «абака», «сябака», «кусять» и др.

Следует помнить, что уровень речевого развития малыша зависит от заботливого отношения к нему родителей, которое состоит не только в том, чтобы ребенок был сыт и чист, но и в полной мере мог удовлетворить свою потребность в общении и познании окружающей действительности.

Источник

Клиника DocDeti, 4 декабря 2019

По статистическим сведениям, 10-15% малышей в возрасте 2-3 года имеют задержку речевого развития. К 4 годам нарушение сохраняется только у 4-5% детей. Позже проблема остается в основном у ребят, которые имеют сопутствующую патологию (например, синдром Дауна или аутизм).

Читайте также:  Психология развития ребенка по выготскому

Однако термин используется специалистами (логопедами, психологами, педиатрами, неврологами) очень часто и порой совершенно безосновательно повергает родителей в тревогу.

Как понять, что нарушение есть

О задержке речевого развития говорят, если 90% детей этого же возраста освоили навык, свойственный для этого возраста, а отдельно взятый ребенок даже не приблизился к его освоению.

Например, ребенок в год не реагирует на обращенную речь и не издает никакие звуки. В этом случае тоже правомочен диагноз “задержка речевого развития”, дело не только в “говорить”. Однако самостоятельно делать выводы не следует, лучше довериться квалифицированному специалисту.

Обратиться к врачу нужно, если:

  • малыш до 6 месяцев не реагирует на звуки или обращения к нему родителей;
  • ребенок возрастом 6-9 месяцев не издает никаких звуков;
  • годовалый малыш не произносит слов «мама», «папа» или любых других простых фраз или слогов, чтобы их позвать;
  • ребенок в возрасте 1,2-1,3 года для выражения своих желаний не использует иных слов, кроме обозначающих родителей;
  • ребенок не применяет никаких жестов относительно предметов, которые хочет взять;
  • малыш в полтора года в своем речевом запасе использует менее 5 слов или их звуковых эквивалентов;
  • ребенок не реагирует и не привлекает близких к реакции на значимые события (радостные или удивительные);
  • в 2 года малыш не использует простых словосочетаний (например, «я пришел», «привет, мама», «хороший котик» и др.), при этом сочетание невнятных слов допускается, важно, чтобы в них была суть.

В перечисленных критериях сроки можно назвать условными. К ним смело можно добавлять месяц, так как порой именно это время играет решающую роль, и навык успешно формируется.

Как прояснить ситуацию

Чтобы определить серьезность проблемы, родителям нужно постараться четко ответить на вопросы:

  • Проблемы только с речью или прослеживаются и в других сферах (тревожность, странное поведение, чрезмерная активность)?
  • Соответствует ли уровень интеллекта возрасту малыша?
  • Использует ли малыш невербальные методы коммуникации?
  • Есть ли у ребенка способности к символическому мышлению? Играет ли он с игрушками?
  • Есть ли у ребенка трудности с восприятием речи? Реагирует ли на обращение к нему?

Положительные ответы на все вопросы, кроме последнего, указывают на изолированную задержку речи (не связанную с заболеваниями). 60% таких детей «догоняют» других детей в плане речевого развития. Родители могут собственными силами помочь им.

После 4 лет изолированные нарушения встречаются редко, а задержки развития, наиболее вероятно, связаны с заболеваниями.

Что нужно и не нужно делать?

Если проблемы с речью подтвердились, родителям нужно сконцентрироваться на их решении, а не поиске «виновных». Для этого следует:

  1. Свериться с возрастными нормами по основным вехам развития речевых способностей.
  2. Проверить слух ребенка у ЛОРа.
  3. Обратиться к неврологу.

Выбирая детского специалиста в области неврологии, стоит обратить внимание на его подход. Врач не должен сразу назначать ноотропные препараты, предлагать лечение инновационными аппаратами, пока не разберется в сути проблемы.

Для родителей будет правильным мягко обозначить задачу, которую они возлагают на специалиста (нужно исключить аутизм или болезни, которые могут быть причиной речевых расстройств и в целом оценить ситуацию).

Также стоит запомнить, чего не нужно делать:

  • Впадать в панику, сравнивать своего малыша с другими, обсуждать в его присутствии проблему и акцентировать внимание на том, как все плохо.
  • Искать таблетки из серии «чтобы заговорил». Препаратов с доказанной эффективностью для этой цели не существует, а сомнительные средства могут быть небезопасными.
  • Задействовать методы нетрадиционной медицины.
  • Проводить исследования (реоэнцефалографию, ЭЭГ).
  • Делать массажи с целью «запустить речь».
  • Бесконечно водить малыша по врачам, целителям и шаманам.

Как разговорить ребенка?

Чаще всего родителям нужно просто успокоиться и дать своему малышу время. В 96% случаев проблема решается сама, с помощью взрослых.

Чтобы помочь неразговорчивому ребенку получить навык речи, можно:

  • Записаться к логопеду. Желательно найти специалиста, владеющего логомассажем. Тактичность в отношении детских проблем и умение не влезать в другие области, приветствуются.

  • Развивать малыша физически. Подвижные игры и игрушки, которые способствуют развитию мелкой моторики, окажут полезное действие и на умение говорить.
  • Создать богатую лингвистическую среду. Родители должны больше разговаривать с малышом и в его присутствии. Приветствуются разговоры, комментарии, стихи и песни на любые темы.
  • Вместе читать. Подходят любые книги. Обилие картинок и тематических вопросов помогут увлечь ребенка. При чтении нужно создавать с малышом диалог.
  • Уменьшить времяпрепровождение с гаджетами. Игры и мультфильмы могут заменять ребенку реальный процесс познания, который требует от него усилий.
  • Вовлекать ребенка в разговоры. Следует спрашивать его мнение, предоставлять право выбора, узнавать о том, где и как он провел время, какие эмоции испытывал (даже если малыш не отвечает).

В процессе развития ребенка родители не должны забывать о себе. Им тоже необходимы источники положительных эмоций и вдохновения, полноценные сон и питание. В противном случае, взрослым просто не хватит сил для решения проблем ребенка.

Автор: Ольга Шемятовская, врач-невролог, член Российского межрегионального общества по изучению боли, член Общества специалистов доказательной медицины.

Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/789/

Клиника DocDeti

Детская клиника доказательной медицины

Источник