Как простимулировать развитие речи ребенка

Как простимулировать развитие речи ребенка thumbnail

Как стимулировать развитие речи ребенка?Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом. К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка.

Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно. Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.

1. Пойте песни малышу в течение дня
(детские и взрослые).

С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм — и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.

Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось. Прочитать подробнее о значении маминого пения для развития, рекомендации, как и что можно петь и послушать примеры простых песенок для малышей можно на сайте Галки-Игралки

2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым.

Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…

Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.

Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша.

3. Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша.

Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:

– «Привет кукла! Тебя как зовут?»
– «Меня зовут Маша»
– «Привет. Маша! А я мама Оля»
– «Привет, мама Оля! А это кто?»
– «А это у нас девочка Настенька»

И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.

4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра).

Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки — речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.

5. Играйте в ритмические музыкальные игры.

Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.

Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.

6. Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух.

Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру речи, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.

7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку.

Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:

Я умею обуваться,
Если только захочу!
Я и маленького братца
Обуваться научу!
Вот они сапожки –
Этот с правой ножки, этот с левой ножки!
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки,
Эта – с левой ножки,
Эта – с правой ножки!
Вот как хорошо!

8. Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики.

Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано (подробнее об этой взаимосвязи можно прочитать в заметке на сайте “Галки-Игралки”) Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.

Мы рекомендуем следующие игры для развития мелкой моторики у малыша:

  • игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки)
  • рисование и письмо
  • аппликация и лепка
  • игры с пуговицами и петельками
  • игры с ленточками
  • игры-шнуровки
  • игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее)
  • игра на клавишных инструментах
  • простые пальчиковые игры (капает дождик — стучим пальчиками)
  • игры с прищепками

9. Сочиняйте свои стихи и рассказы
(для мам деток от 1,5 лет).

Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»

Читайте также:  Физическое нервно психическое развитие годовалого ребенка

Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики

10. Играйте в пальчиковые игры.

Пальчиковые игры — это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для Вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:

Тише-тише, тише-тише!
Погулять выходят мыши!
А за ними рыжий кот,
Лапкой – хлоп!

И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.

Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме. Сколько из них есть в вашем арсенале? Напишите в комментариях, а также поделитесь своими идеями и ноу-хау.

Всех родителей, которые переживают о развитии речи своих деток и мечтают «разговорить» их в увлекательных развивающих играх, мы будем рады видеть в Онлайн-школе развития речи по методике Тепляковой. Там мы подробно разберем эти и многие другие приемы (игры на развитие речи: ритмические, ролевые, на мелкую моторику, артикуляционная гимнастика и т.д.)

Веселых игр и радостного общения вам с малышом!

 P.S. Если статья была для Вас полезной, оставьте Ваши комментарии внизу страницы и расскажите, пожалуйста, об этой статье вашим друзьям, нажав социальные кнопки. Спасибо Вам!

Другие интересные статьи:

  • Как найти контакт с ребёнком? »
  • 30 способов спросить ребёнка «Как прошёл твой день в школе» так, чтобы ребёнок вам ответил. »
  • Что делать, когда ребёнок капризничает? »
  • Как помочь ребёнку быть самостоятельным? »
  • Фильм «Мел». Этот короткий фильм трогает до слёз! »
  • 4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду »
  • Как правильно делать замечания ребенку? »
  • Как научить ребёнка читать в игре? Советы эксперта »
  • Как за 30 минут в день улучшить Ваши отношения с ребёнком? »
  • 60 простых способов стать ближе к своему ребенку »
  • К полному списку статей »

Источник

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Читайте также:  Этапы психического развития ребенка возрастные периоды развития

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Источник: https://karkusha.su/13-sposobov-nauchit-rebenka-govorit-v-2-3-goda/

Источник

На чтение 9 мин. Просмотров 31 Опубликовано 13.05.2020 Обновлено 10.05.2020

Развитие речи малыша – важнейшая задача родителей и дошкольных образовательных организаций. Первые три года жизни ребенка являются наиболее важными для его развития. В этот период ребенок активно развивается и преодолевает значимые этапы в различных областях психомоторного развития.

Когда речь идет о психомоторном развитии в раннем возрасте, это включает развитие двигательных навыков, развитие речи малыша, возможностей общения, эмоциональной сферы и интеллекта.

Каждый ребенок развивается в соответствии со своими способностями, интересами и мотивацией. В целом динамика развития ребенка, особенно когда речь идет о развитии двигательных навыков и речи, обусловлена ​​влиянием окружающей среды, поэтому динамика развития у каждого ребенка разная.

Тем не менее, существуют определенные способности и навыки, которыми ребенок должен овладеть к определенному возрасту. Например, когда речь идет о развитии речи малыша, ожидается, что 12-месячный ребенок должен использовать хотя бы одно слово, которое имеет четкое значение.

Этапы развития речи малыша

Нормальное развитие речи малыша требует ряда органических, психологических и социальных факторов. Органическими предпосылками развития речи являются: сформированный речевой аппарат, хороший слух, морфофункциональное созревание коры головного мозга.

В качестве важнейших психологических факторов, непосредственно связанных с развитием речи, исследователи утверждают: развитие восприятия, способности к обучению, способностей, которые связаны с речью и эмоциональной устойчивостью.

Наиболее важными социальными факторами являются: социальная речевая структура, близкая к ребенку и стимулирующая имитацию, речевая культурная среда, общая активность ребенка и его опыт.

Этапы развития речи ребенка:

  1. Предъязыковая фаза развития речи малыша – это первая стадия развития речи, которая, помимо раннего восприятия и понимания речи, включает в себя плач, вокализацию, лепет и случайные имитации голосов без понимания их значения.
  2. Фаза лингвистическая – это фаза, когда появляется первое слово, затем, когда ребенок растет, словарный запас увеличивается, и, наконец, развивается предложение. В литературе мы обнаруживаем, что есть два скачка в развитии словарного запаса, первый происходит в возрасте от 16 до 20 месяцев, а второй – в возрасте от 24 до 36 месяцев. Более 55% детской речи состоит из существительных, местоимений и глаголов.
  3. Фонологическое развитие происходит постепенно в первые годы. Ребенок развивает речевые характеристики (акцент, интонацию, ритм и т. Д.) До тех пор, пока он не сможет понять и создать только вариацию своего родного языка. На этом этапе заметно большое влияние социальной среды. Ребенок в возрасте 4-5 лет, в фазе, когда он постоянно задает вопросы, быстро развивает речь и в то же время обогащает свои знания об окружающем его мире и, следовательно, об особенностях своей речи.
  4. Развитие морфологической и синтаксической системы обучения речи – это не только принятие определенного количества звуков или слов, но также структура и правила для формирования предложения. Сначала дети используют одно слово в значении всего предложения («телеграфная» речь), а затем они начинают составлять сложные предложения. Двухлетние дети понимают общие вопросы, требующие ответа «да» или «нет», и конкретные вопросы, начинающиеся с «где», «кто» и «что». Только с третьего года они начинают правильно отвечать на вопросы «почему», «для чего».
  5. Семантическое развитие подразумевает развитие процесса понимания и создания
    смысла. Многие новые слова и их значения усваиваются ребенком с помощью родителей, которые указывают на предметы и называют их.

Как стимулировать развитие речи малыша?

Ребенок раннего возраста понимает больше, чем он может сказать, поэтому мы различаем активную и пассивную лексику малыша.

Дети любят повторять слова, хотя иногда они их не понимают, и в большинстве случаев мы можем привлечь их внимание ритмом речи. Именно поэтому рекомендуется петь разные песни и проговаривать стихи, потешки с раннего возраста.

Общаясь с ребенком, мы развиваем и дополняем знания ребенка и тем самым обогащаем его словарный запас. Дети учатся, подражая, учась по модели, поэтому важно озвучивать (описывать) все, что мы делаем с ребенком, потому что они учатся лучше всего через «живые» слова.

Читайте также:  Педагогическая культура семьи и развитие личности ребенка

В дополнение к разговору с детьми, очень важно читать с малышами. Чтение истории может быть вашим ритуалом перед сном (или в другое время в течение дня), когда вы выбираете книгу вместе, читаете ее и говорите о том, что вы прочитали.

О некоторых методах развития речи малыша мы поговорим в этой статье подробнее.

Как общаться с малышом для развития речи

Когда мы говорим о развитии речи малыша, мы знаем, что разговор с ребенком является ключевым фактором стимулирования развития. Исследования, которые проводились в последние годы, вместо важности разговоров, подчеркивают важность того, как мы общаемся с ребенком.

Это не вопрос использования длинных, сложных слов или раздачи карточек, которые ребенок называет. Цель состоит в том, чтобы создать ситуации настоящего разговора с ребенком, разговаривать таким образом, чтобы мы уважали все этапы разговора и меняли говорящих и слушателей.

Важно разговаривать с ребенком, ждать ответа и быть активными слушателями, и не просто говорить в режиме радио, чтобы ребенок был только слушателем.

Некоторые исследователи сегодня подчеркивают, что количество слов, которые ребенок слышит, не имеет решающего значения для развития мозга, но является важным способом общения с ребенком.

Сам разговор помогает детям развить восприимчивую речь, то есть понять, что говорит им другой человек. В разговоре гораздо важнее установить взаимное внимание с ребенком, даже если вы эмоционально связаны.

Ребенок учится в самом раннем возрасте, наблюдая и подражая, и поэтому важно иметь «хорошее» лицо, которое порой поет и имитирует звуки ребенка, именно так мы общаемся с ребенком.

Голос матери всегда будет более сильным средством стимулирования развития, чем любое высокотехнологичное устройство, так же, как и для ребенка чуть более старшего возраста, игра со сверстниками или взрослыми. И даже самостоятельная игра будет более стимулирующей для обучения, чем игра в телефоне или планшете.

Как читать малышам для развития речи

Ни один ребенок не слишком мал, чтобы слушать истории, и не настолько велик, чтобы не наслаждаться любимыми историями, которые они слышали много раз (автор цитаты мне не известен).

Большое количество исследований было проведено о важности чтения для детей с раннего возраста, и они доказывают, что чтение одинаково важно для развития детей, как и забота об основных потребностях, таких как потребность в отдыхе, играх…

В течение первых лет жизни ребенок быстро развивается,  он слышит и впитывает большое количество слов. Дети, которые слышат большое количество слов в первые годы, имеют лучшие результаты в тестах на знания и навыки впоследствии.

Листая книжки с картинками, мы знакомим ребенка с новыми словами и понятиями, которые являются основой для развития речи и общения.

Подборка: первые книги малыша – виммельбухи. Что читать с малышом в 1 год: лучшие книги малыша.

Чтение играет очень важную роль в развитии детей:

  • Социально-эмоциональное развитие – поощряет чувство близости и эмоциональной связи, признание и понимание своих и чужих чувств, развитие сострадания, усвоение и принятие социальных и моральных норм, а также понимание социальных отношений.
  • Интеллектуальное и когнитивное развитие – стимулирует развитие памяти, внимания, развивает мышление и креативность, а также критическое мышление.
  • Развитие речевого языка – развитие речи (выразительное и восприимчивое – выражение и понимание, подготовка ребенка к самостоятельному чтению).

Развитие мелкой моторики малыша

Мелкомоторные навыки – набор движений костей, суставов и мышц кисти и пальцев, которые скоординированы, и их цель – выполнять небольшие, точные (точные) движения.

Двигательные навыки и координация глаз и рук взаимосвязаны и зависят друг от друга. Стимулируя мелкую моторику, мы всегда стимулируем развитие координации глаз и рук, и наоборот.

Тонкие двигательные навыки необходимы для выполнения различных действий с самого раннего возраста, то есть с рождения ребенка. Когда ребенок рождается и мы нажимаем пальцем на ладонь, он рефлекторно сжимает кулак и сжимает палец. Когда ребенок растет, рефлекс исчезает, и ребенок готов произвольно открыть и закрыть свою руку.

Раннее детство – это период невероятного роста, развития и обучения. Моторное развитие само по себе можно понимать как основу для дальнейшего обучения, как основу, которая необходима ребенку, чтобы узнать о его среде.

Исследование, проведенное в 2007 году, показало, что у детей, у которых есть проблемы с развитием речи и языка, результаты теста на движение также были хуже.

После прочтения всего можно сделать вывод, что если у ребенка недостаточно развиты двигательные навыки, у него появятся большие потребности в стимулировании речевого и языкового развития. Поэтому в дополнение к упражнениям и играм, влияющим на развитие речи малыша, следует включать в повседневную деятельность дошкольника как можно больше мероприятий по развитию моторики.

Необходимо развивать не только мелкую моторику. (Нанизывая бусы, вырезая ножницами, склеивая бумагу для аппликации, играя мелкими частями, вставляя монеты в копилку, натягивая шнурки…). Но также крупную моторику и общую моторику. (Например, ползать сквозь различные препятствия, спускаться с горки, прыгать, бегать, играть в мяч…).

Развитие органов дыхания для развития речи

Для правильного развития речи малыша важно, чтобы мышцы лица, рта и языка могли выполнять различные движения.

Хорошо развитая оральная двигательная практика является одним из условий правильного произношения голосов. Формирования речевого дыхания следует за физиологическим развитием ребенка.

Устная практика включает в себя: координацию движений, мышечный тонус, мышечную силу, диапазон движений, скорость движения, способность двигаться самостоятельно. Например, уметь двигать языком, не двигая нижней челюстью.

Лучшие упражнения для тренировки мышц рта – жевание (корочка хлеба, печенье) и выдувание (мыльные пузыри). Также:

  • Вы можете организовать соревнование по перемещению маленького бумажного шарика по столу с помощью рулона туалетной бумаги, обдувая поверхность.
  • Приклейте стакан к краю стола. Ребенок должен переместить шарик, дуя к стакану, который является «корзиной».
  • Смешайте воду и краску на пластиковой тарелке. Ребенок должен делать рисунки на тарелке, дуя на краску с помощью соломинки. Вы также можете использовать бумагу.

Здесь: игры для развития речи.

Источник