Как происходит развитие слуха у ребенка

Как происходит развитие слуха у ребенка thumbnail

Развитие слуха у ребенка начинается задолго до его рождения. В формировании одного из главных чувств принимают участие внешние и внутренние процессы. Новоиспеченным родителям необходимо знать, когда ребенок начинает видеть и слышать, чтобы правильно контактировать с ним и оказать положительное влияние на становление речи.

Развитие слуха у ребенка до рождения

Не все будущие мамы знают, на какой неделе ребенок начинает слышать. Формирование ушной раковины происходит еще на ранних сроках. К 15 неделе будущий ребенок способен воспринимать звуки, окружающие его. После 25 недель кроха не просто слышит. С этого срока он выражает ответную реакцию на звуки.

При резких громких голосах и криках снаружи плод в утробе отворачивается. Услышав новый звук, начинает волноваться, что выражается в увеличении частоты сердечных сокращений. В завершающем беременность триместре эмбрион в животе увлечен распознаванием звуков. Младенец слышит, как по венам мамы течет кровь, узнает стук ее сердца, голос. Поэтому так важно уже в это время установить контакт с будущим ребенком. С переходом на последние три недели гестации начинается период, когда ребенок может слышать маму и отличать тон ее голоса.Развитие органа слуха у ребенка

Что происходит после рождения?

Время, когда ребенок начинает слышать после рождения, начинается с первых минут его жизни. Первоначально младенец плохо реагирует на глухие низкочастотные звуки. В первые недели новорожденного привлекают громкие и звонкие шумы. Родители часто думают, что младенец в этот период не воспринимает звук и интересуются у педиатра тем, со скольки месяцев ребенок начинает слышать после рождения.

Основные этапы развития слуха у детей протекают плавно, но внимательные мамы могут отметить, что еще вчера ребенок не реагировал на определенные звуки, а сегодня уже хорошо воспринимает их.

  • В первые 4-8 недель кроха не реагирует на звук с низкой частотой. Большую часть времени он проводит во сне, не просыпаясь от разговоров и суеты, происходящих вокруг него.
  • К 3 месяцам наступает то время, когда ребенок начинает слышать звуки, на которые ранее не обращал внимания. В этот период обостряется зрение новорожденного, он пытается сопоставить то, что видит глазами с тем, что слышит ушами.
  • К 5 месяцам отчетливо прослеживается взаимосвязь слуха и речи в развитии ребенка. Младенец не просто слышит звуки. Он может уловить источник и отыскать его глазами. Когда мама ведет беседу с грудничком, он внимательно прислушивается и почти не отводит взгляда, испытывая огромный интерес. На каждое обращение младенец пытается ответить гулением, смехом, и другими речевыми приемами, доступными для него теперь.
  • 7 месяцев – это возраст, в котором ребенок начинает слышать и воспринимать свое имя. Младенец поворачивает голову на источник звука, когда к нему обращаются. В ответ на положительные эмоции мамы или других членов семьи он отвечает гулением и пытается произносить первые слоги.
  • К завершению первого года жизни малыш четко произносит первые слоги, из которых впоследствии получаются слова. В этом возрасте дети слышат себя и свою речь, пытаются ее рефлекторно скорректировать, следуя примеру взрослых.

Влияние контакта с мамой на развитие слуха

Сложно переоценить значение слуха для развития речи. Родители не должны задаваться вопросом о том, во сколько начинают слышать новорожденные дети, чтобы начать устанавливать с ними контакт. Разговаривать с будущим малышом маме необходимо уже со второго триместра.

Узнав голос матери еще в животе, ребенок после родов будет успокаиваться, когда услышит его. Те книги и музыку, которые кроха слышал в утробе, он воспринимает охотнее после рождения.Влияние общения с мамой на развитие слуха и речи у ребенка

Взаимосвязь слуха с грудным вскармливанием

Доказано, что грудное вскармливание является идеальным питанием для новорожденного ребенка. Вместе с материнским молоком младенец получает комплекс необходимых для него витаминов и микронуклиентов. Статистика показывает, что такие дети реже страдают инфекциями среднего уха. Питаясь материнским молоком, ребенок становится менее склонен к аллергическим реакциям, которые негативно отражаются на развитии слухаГрудное вскармливание и развитие слуха: есть ли взаимосвязь

Слух и речь ребенка

Не дожидаясь того момента, когда ребенок начинает отчетливо слышать звуки после рождения, врачи неоднократно обследуют его слух. Первый скрининг выполняется еще в родильном доме на 3-4 сутки после появления новорожденного. При помощи специального аппарата осуществляется посыл низкочастотного звука и фиксируется ответная реакция мозга на раздражитель. Если таковая не получена, можно заподозрить нарушения.Скрининг слуха у новорожденного

Следует отметить, что развитие слуха у недоношенных детей чаще сопровождается различными проблемами. Статистика показывает, что около 3 младенцев из 10, родившихся раньше положенного срока, плохо слышат.

Слух и речь ребенка неразрывно связаны между собой. Чем больше беседовать с малышом, комментировать собственные действия, тем быстрее он заговорит. Родителям следует постоянно обращать внимание на ответную реакцию крохи. Если ребенок начал плохо слышать, это неизбежно отразится на его речи в будущем. Как правило, дети с нарушением слуха позже начинают говорить и чаще нуждаются в помощи специалистов – психологов, дефектологов и логопедов.слух ребенка

Источник

С момента рождения и вплоть до наступления зрелости наш организм постоянно растет и развивается. Хотя скачки роста и пубертатный период наиболее заметны, наши уши тоже проходят процесс развития.

Как и большинство других наших органов чувств, слух начинает развиваться еще внутриутробно. Однако способность слышать проходит долгий путь, прежде чем превратиться в сложно организованный процесс. Слух играет большую роль в формировании навыков общения, взаимодействия с окружающим миром и его познавании. Ниже мы подробно рассмотрим особенности детского слуха, процесс его развития и проблемы, которые могут возникнуть на ранних этапах жизни ребенка.

Как слышат дети

Слух у детей появляется еще внутриутробно, и уши у плода начинают формироваться еще на 9-й неделе беременности. Вначале появляются маленькие отростки, из которых впоследствии формируются уши малыша. К 18-й неделе плод способен слышать звук. Ребенок способен слышать звуки снаружи матки, но они наполовину приглушены. Это происходит потому, что плод окружен жидкостью и звук не отчетливый. Однако плод также слышит разнообразные внутренние звуки, включая сердцебиение матери, звуки пищеварительного тракта и ее дыхание.

Примерно к 24-й неделе ребенок начинает откликаться на звуки и голоса. Материнский голос — важная часть ранних этапов развития ребенка. Это самый ясный звук, который он может слышать, и со временем дети действительно становятся способны его распознавать. Хотя большинство матерей разговаривают со своим будущим ребенком, многие из них не знают, что их дети действительно их слушают.

Широко распространено заблуждение, что можно повлиять на IQ детей, если ребенок, находясь еще в утробе матери, будет слышать классическую музыку, но это не значит, что проигрывание музыки вовсе бессмысленно. Однако следует иметь в виду, что во время беременности важно избегать воздействия громких шумов. Хотя громкие звуки и редкие концерты не навредят плоду, чрезмерное воздействие шума может привести к потере слуха еще до его рождения. Существует ряд исследований, выявляющих связь воздействия шума и нарушения слуха у новорожденных, поэтому лучше всего бережно относиться к слуху вашего ребенка.

Как развивается слух

Как только ребенок рождается, развитие слуха продолжается. Если некоторые дети уже рождаются с потерей слуха или теряют его непосредственно после родов, у других она может развиться через короткое время после рождения, зачастую вследствие болезни. Скрининг слуха обычно проводят в первые несколько дней после рождения, чтобы обеспечить раннее выявление любых нарушений. Также важно вакцинировать детей в соответствии с графиком, рекомендованным вашим педиатром, и избегать ситуаций, которые могут спровоцировать серьезное заболевание ребенка. Наблюдение за слухом малыша также может помочь заметить любые проблемы, прежде чем они превратятся в серьезное нарушение. Если вы полагаете, что ваш ребенок страдает от потери слуха, следует незамедлительно обратиться к педиатру и аудиологу.

Слух тесно связан с развитием детей и их способностью общаться. Они используют слух, чтобы определить местоположение голосов и людей, получить утешение, приобрести знания и играть в игры. Все это можно наглядно наблюдать на различных этапах развития ребенка.

С самого рождения дети начнут реагировать на громкие звуки пробуждением или плачем. Они будут узнавать голос матери и научатся распознавать голоса других членов семьи или тех, кто с ними нянчится. Дети даже смогут адаптировать свой плач в зависимости от своих различных потребностей. Плач — единственное, чем малыши могут помочь себе, и поэтому они рассчитывают, что их крики будут услышаны и поняты взрослыми. Также младенцы успокаиваются или улыбаются, когда с ними разговаривают, в особенности их матери. Многие дети находят утешение в звуке голосов тех, кто с ними нянчится.

В возрасте примерно от четырех до шести месяцев у малышей начинает развиваться лучшее понимание звуков. Теперь дети начинают откликаться на изменение тона голоса, по-разному реагируя на строгие голоса и нежное воркование. Они начинают визуально соотносить шумы и источники звука и могут искать игрушки, издающие звук. Начинают проявляться реакции на музыку, смех, малыши даже могут начать лепетать, подражая речи.

К году у детей начинает формироваться словарный запас и совершенствуется понимание звуков. В этот период детское бормотание становится более связным, они пытаются копировать звуки окружающих их слов. Многие малыши вскоре осваивают простые слова, такие как «мама» или «мяч», и начинают распознавать свое имя. Они начинают слушать, когда с ними разговаривают, и поворачиваться к источнику звука. Возможно, малыши даже будут пытаться по-своему общаться, поднимая ручки, покачиваясь или что-то бормоча. Также дети используют звуки в играх, например в ладушках или ку-ку.

Если кажется, будто ребенок игнорирует звуки или не в состоянии проанализировать их, это может быть признаком ранней потери слуха. В таких случаях могут понадобиться скрининговое тестирование слуха и осмотр слухового канала.

Распознавание потери слуха у детей

Развитие ребенка в значительной степени зависит от его способности слышать. Слух необходим ему для общения, изучения речи и понимания мира вокруг него. Если слух затруднен или полностью отсутствует, вероятно, ребенку будет труднее научиться говорить и озвучивать свои нужды.

Дети с нарушением слуха могут демонстрировать следующее поведение:

  • не откликаться на свое имя;
  • не поворачиваться к источнику звука;
  • прикасаться или хвататься за уши из-за боли или шума;
  • равнодушие к окружающим звукам или голосам.

Дети, научившиеся говорить, будут демонстрировать более явные признаки потери слуха, которые могут выражаться в следующем:

  • трудности в школе;
  • странная манера речи или модуляция голоса;
  • частые жалобы на боль в ушах или громкие шумы;
  • наблюдение за движением рта людей во время разговора (чтение по губам);
  • частое неправильное понимание слов, даже если их четко произносят или повторяют;
  • частое повторение «Что?» или «А?», даже если внимание сфокусировано на беседе;
  • сидение близко к телевизору, прибавление громкости или просьба включить субтитры;
  • отсутствие отклика на свое имя и осознания, что вы обращаетесь к ним.

Эти проблемы со слухом могут быть вызваны временными формами потери слуха, такими как ушные инфекции, или могут быть симптомом более серьезного заболевания. В число таких серьезных проблем входят такие состояния, как нарушение слухового восприятия или приобретенная потеря слуха.

Проблемы со слухом у детей

Проблемы со слухом у детей принимают три основные формы: врожденную, приобретенную и преходящую. Врожденные нарушения слуха проявляются с рождения и обычно выявляются рано. Приобретенная потеря слуха возникает после рождения и может быть вызвана травмой или заболеванием. Временную потерю слуха чаще всего вызывают возникающие ушные инфекции и закупорки евстахиевой трубы.

Врожденная потеря слуха обусловлена следующими факторами:

  • генетические нарушения, такие как аутосомно-рецессивная потеря слуха, которая является наиболее распространенной формой потери слуха генетического происхождения. Такое нарушение возникает, когда оба слышащих родителя имеют рецессивный ген потери слуха и передают его ребенку. Аутосомно-доминантная потеря слуха является второй по распространенности и возникает, когда родитель с доминантным геном передает его ребенку;
  • генетические синдромы, такие как синдром Тричера Коллинза, синдром Альпорта, синдром Дауна, синдром Ушера и другие;
  • недоношенность.
  • состояния, которые влияют на роды, включая краснуху, токсоплазмоз и герпес;
  • осложнения при родах, такие как кислородная недостаточность или необходимость переливания крови;
  • наркотическая или алкогольная зависимость матери;
  • применение ототоксических лекарственных препаратов, включая НПВП и некоторые антибиотики.

Приобретенная потеря слуха может быть вызвана:

  • травмой головы;
  • нарушением целостности барабанной перепонки;
  • серьезными инфекциями (корью, свинкой, менингитом и коклюшем);
  • продолжительным воздействием громких звуков;
  • болезнью Меньера;
  • отосклерозом;
  • частыми или невылеченными ушными инфекциями.

Временную потерю слуха часто вызывают ушные инфекции, которые лечатся лекарственными препаратами и обработкой. Однако без лечения временная потеря слуха может превратиться в приобретенную потерю слуха.

Все формы потери слуха могут негативно влиять на развитие и слух ребенка. По этой причине важно внимательно следить за тем, как ваш ребенок слышит и общается с остальными. Если вы начинаете замечать проблемы, отведите ребенка на скрининговое тестирование слуха. Даже если все в порядке, когда дело касается ушей вашего ребенка, лучше перестраховаться.

Была ли вам полезна эта статья? Если у вас остались вопросы о здоровье слуха или вы просто хотите больше узнать о том, как функционируют наши уши, вы можете ознакомится с архивом информационных материалов Signia Hearing. Мы пополняем эту подборку каждую неделю, поэтому подписывайтесь на нашу новостную рассылку, чтобы всегда быть в курсе новых статей. Мы рассматриваем все темы, связанные со слухом, — от общих сведений до специфических материалов о слуховых аппаратах. Наши уши и то, как они функционируют, — предмет, требующий изучения, и цель Signia Hearing — дать ответы на как можно большее количество вопросов.

Источник

Слуховой анализатор человека начинает функционировать уже с момента его рождения. При воздействии звуков достаточной громкости у новорожденных можно наблюдать ответные реакции, протекающие по типу безусловных рефлексов и проявляющиеся в виде изменений дыхания и пульса, задержки сосательных движений и пр. В конце первого и начале второго месяцев жизни у ребен­ка образуются уже условные рефлексы на звуковые раздражители. Путём многократного подкрепления какого-либо звукового сигнала (например, звука колокольчика) кормлением можно выработать кого ребенка, условную реакцию в виде возникновения сосательных движений в ответ на звуковое раздражение. Очень рано (на третьем месяце) ребенок уже начинает различать звуки по их качест­ву (по тембру, по высоте). По новейшим исследованиям, первичное различение звуков, резко отличающихся друг от друга по характеру (например, шумов и стуков — от музыкальных тонов, а также раз­личение тонов в пределах смежных октав), можно наблюдать даже порожденных. По этим же данным, у новорожденных отмечается также возможность определения направления звука. В последующем периоде способность к дифференцированию звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи. Ребенок начинает по-разному реагировать на различные интонации и различные слова, однако последние воспри­нимаются им на первых порах недостаточно расчлененно. В течение второго и третьего годов жизни, в связи с формированием у ребенка речи, происходит дальнейшее развитие его слуховой функции, характеризующееся постепенным уточнением восприятия звукового состава речи. В конце первого года ребенок обычно различает слова и фразы преимущественно по их ритмическому контуру и интонационной окраске, а к концу второго и началу третьего года он обладает уже спо­собностью различать на слух все звуки речи. При этом развитие дифференцированного слухового восприятия звуков речи происходит в к с ном взаимодействии с развитием произносительной стороны речи. Это взаимодействие носит двусторонний характер. С одной стороны, дифференцированность произношения зависит от состояния слуховой функции, а с другой стороны — умение произнести тот или иной звук речи облегчает ребенку различение его на слух. Следует, однако, отметить, что в норме развитие слуховой дифференциации предшествует уточнению произносительных навыков. Это обстоятельство находит свое отражение в том, что дети 2—3 лет, полностью различая на слух звуковую структуру слов, не могут ее воспроизвести даже отраженно. Если предложить такому ребенку повторить, например, слово карандаш, он воспроизведет его как «каландас», но стоит взрослому сказать вместо карандаш «каландас», как ребенок сразу же определит фальшь в произношении взрослого.

Можно считать, что формирование так называемого речевого слуха, т. е. способности различать на слух звуковой состав речи, заканчивается к началу третьего года жизни. Однако совершенствование других сторон слуховой функции (музыкальный слух, спо­собность к различению всякого рода шумов, связанных с работой некоторых механизмов, и т. п.) может происходить не только у детей, но и у взрослых в связи со специальными видами деятельности.

Исследование слуха

Основной задачей исследования слуха является определение остроты слуха, т. е. чувствительности уха к звукам разной частоты. Так как чувствительность уха определяется порогом слуха для данной частоты, то практически исследование слуха заключается главным образом в определении порогов восприятия для звуков разной частоты.

1. Исследование слуха речью

Самым простым и доступным методом является исследование слуха речью. Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудования, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека — служить средством речевого общения.

При исследовании слуха речью применяется шепотная и громкая речь. Конечно, оба эти понятия не включают точной дозировки силы и высоты звука, однако некоторые показатели, определяющие динамическую (силовую) и частотную характеристику шепотной и громкой речи, все же имеются.

2. Исследование слуха камертонами

Более точным методом является исследование слуха при помощи камертонов. Камертоны издают чистые тоны, причем высота тона (частота колебаний) для каждого камертона постоянна. В практике применяются обычно камертоны, настроенные на тон С (до) в разных октавах, включающие камертоны С,, С, с, cv c2, с3, с4, с5. Исследования слуха производятся обычно тремя (С128, С512, С2048 или С4096) или даже двумя (С128 и С2048) камертонами (СНОСКА: Для большей наглядности камертоны обозначаются буквой, соответствующей названию тона, издаваемого данным камертоном, и цифрой, показывающей число колебаний (С256, С1024 и т. л.) в секунду).

3. Исследование слуха при помощи современного аппарата — аудиометра

Аудиометр представляет собой генератор переменных электрических напряжений, которые при помощи телефона превращаются в звуковые колебания. Для исследования слуховой чувствительности при воздушной и костной проводимостях применяют два разных телефона, которые соответственно называют «воздушным» и «костным». Интенсивность звуковых колебаний может изменяться в очень больших пределах: от самой незначительной, лежащей ниже порога слухового восприятия, до 120—125 дБ (для звуков средней частоты). Высота издаваемых аудиометром звуков также может охватывать большой диапазон — от 50 до 12 000—15 000 Гц.

4. Исследование слуха у детей

Исследованию слуха у детей должно быть предпослано собирание кратких анамнестических сведений: течение раннего физического развития ребенка, речевое развитие, время и причины потери слуха, характер потери речи (одновременно с глухотой или через некоторое время, сразу или постепенно), условия воспитания ребенка.

В различные периоды жизни ребенка возникновение тугоухости и глухоты бывает связано с определенными типичными причинами, позволяющими выделить группы риска. Например: причины, влияющие на слуховую функцию плода в период беременности (врожденная тугоухость и глухота), — это токсикоз, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, нефропатия, опухоли матки, заболевания матери во время беременности, прежде всего такие как краснуха, грипп, лечение ототоксическими препаратами. Часто глухота наступает при патологических родах — преждевременных, стремительных, затяжных с наложением щипцов, при кесаревом сечении, частичной отслойке плаценты и т. д. Для глухоты, наступающей в раннем неонатальном периоде, характерны гипербилирубинемия, связанная с гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, врожденные пороки развития и т. д.

В грудном и раннем детском возрасте факторами риска являются перенесенный сепсис, лихорадочное состояние после родов, вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, грипп), менинго-энцефалит, осложнения после прививок, воспалительные болезни уха, черепно-мозговые травмы, лечение ототоксическими препаратами и т.д. Влияет на врожденную глухоту и наследственность.

Большое значение для первоначального суждения о состоянии слуха у ребенка с подозрением на наследственную тугоухость имеет материнский анамнез:

· при опросе родителей ребенка в возрасте до 4 месяцев выясняется: пробуждают ли спящего неожиданные громкие звуки, вздрагивает ли он или плачет; для этого же возраста характерным является так называемый рефлекс Моро. Он проявляется разведением и сведением рук (рефлекс обхватывания) и вытягиванием ног при сильном звуковом раздражении;

· для ориентировочного выявления нарушений слуха используется врожденный сосательный рефлекс, который происходит в определенном ритме (так же, как и глотание). Изменение этого ритма при звуковом воздействии обычно улавливается матерью и свидетельствует о наличии слуха. Конечно, все эти ориентировочные рефлексы скорее определяются родителями. Однако эти рефлексы характеризуются быстрым угасанием, а это означает, что при частом повторении рефлекс может перестать воспроизводиться. В возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок обычно делает попытки поворачиваться к источнику звука, т. е. уже определяет его локализацию. В 7 месяцев он дифференцирует определенные звуки, реагирует даже, если не видит источника. К 12 месяцам у ребенка начинаются попытки речевых ответов («гуление»).

Для исследования слуха детей в возрасте от 4—5 лет используются те же методы, что и для взрослых.

Патологии слуха

Патология слуха– это ослабление слуха с сохранившимся восприятием речи или полная глухота. К патологиям слуха относятся различные его нарушения, которые проявляются в систематическом нарушении восприятия звуков, и кончая полной утратой аудиальной системой способности реагировать на какие бы то ни было звуки.

Говоря о патологии органов слуха у детей, можно выделить несколько факторов ее развития.

Факторы, которые предшествуют развитию патологии слуха, условно делят на три группы.

К первой группе относят факторы развития наследственных заболеваний, которые нарушают слуховой аппарат человека в строении и способствуют развитию наследственной тугоухости. На долю первой группы факторов относят от 30 до 50% врождённой тугоухости и глухоты.

Вторая группа – это факторы внешнего и внутреннего характера, которые оказывают патологическое воздействие на развитее органа слуха у плода. В данном случае воздействие наследственных факторов исключается. Врожденная тугоухость составляет 27,7%.

Третий тип факторов, вызывающих тугоухость, оказывают воздействие уже после рождения.

Практика показывает, что патология органа слуха формируется при воздействии факторов в критические периоды развития после рождения и, как правило, в совокупности. Для матерей важно знать и помнить, что критическими считаются периоды в жизни ребёнка с 4 недели беременности до 5 лет жизни. В течение этого времени плод или ребёнок особенно чувствительны к воздействию патогенных факторов. На разных этапах развития патогенные факторы поражают различные участки органа слуха

Повреждения ухавстречаются в мирное и военное время, спорте и транспорте, на производстве, во время подвижных игр и т.д. Наиболее частыми повреждающими факторами являются механические, химические и термические. Особое место занимают чрезмерное акустическое воздействие, вибрации и перепады атмосферного давления, при этом возникают нарушения не только в среднем ухе, но и дегенеративные изменения в рецепторном аппарате внутреннего уха.

1). Механические повреждения уха, в частности, ушной раковины (ушиб, удар, укус и т.д.) характеризуются инфицированием органа, что может привести к воспалению надхрящницы (перихондриту) или воспалению хряща (хондриту) с последующим расплавлением хряща и деформацией ушной раковины.

Необходимо обработать рану 76% спиртовым раствором, раствором бриллиантовой зелени или йодом. В результате происходит быстрое заживление раны.

2). Отогематома (ушная кровяная опухоль) возникает при ушибе, длительном сдавлении или скручивании ушной раковины. В результате возникает кровоизлияние между хрящем и надхрящницей. При осмотре ушной раковины обнаруживается флюктуирующая припухлостьокруглой формы красного цвета с синюшным оттенком. Пальпация безболезненна.

Необходимо пострадавшегодоставить к врачу для оказания первой медицинской помощи.

3).Повреждения наружного слухового прохода могут локализоваться в кожно-перепончатой и костной частях, реже поражаются обе части прохода. Повреждения бывают непосредственными и косвенными. Непосредственные повреждения кожно-перепончатой части слухового прохода возникают при неумелых попытках удалить инородное тело, серную пробку или небрежной чистке уха. Косвенные повреждения костных стенок наружного слухового прохода встречаются редко, например, при падении на нижнюю челюсть, ударах в подбородок. Симптомы при данной патологии : незначительное кровотечение из уха, боль при жевании и открывании рта.

Необходимо больного с этой патологией доставить к врачу.

4). Повреждения барабанной перепонки бывают прямые и косвенные. Прямые:возникают при неумелой чистке ушей; попытках удалить инородное тело спичками, шпильками и случайных толчках при этих манипуляциях; бегу по кустарнику и т.д. Косвенные: встречаются при переломах основания черепа, проходящего линией разлома кости через барабанное кольцо; при внезапном сгущении или разрежении воздуха в наружном слуховом проходе (ударе по ушной раковине, падении ухом на водную поверхность при прыжках в воду).

В мирное время подобные повреждения встречаются при нарушении правил компрессии и декомпрессии у водолазов и кессонщиков, в военных условиях – в результате действия воздушной волны при взрывах.

Симптомы: внезапная резкая боль и шум в ухе, незначительное кровотечение из наружного слухового прохода, нарушение слуха.

Необходимо пострадавшему вставить в наружный слуховой проход ватный шарик и доставить в больницу.

5). Повреждения внутреннего уха прямые возникает при проникновении через барабанную перепонку, барабанную полость в преддверие острых предметов (шпилек, булавок, гвоздей), косвенные – при переломах основания черепа с повреждением крупных кровеносных сосудов. Нарушается слуховая и вестибулярная функция со стороны поражения. Кроме этого возможны грозные внутричерепные осложнения (менингит, энцефалит). Состояние крайне опасное для человека и в связи с этим необходима его госпитализация.

6). Переломы пирамиды височной кости возникают в результате ударов по лбу или затылку, падении на подбородок, при этом костные отломки не смещаются и сосуды травмируются в меньшей степени.

Необходимо госпитализировать пострадавшего.

7). Повреждение нервного аппарата улитки и полукружных каналов внутреннего уха возникает под вибрационным воздействием, баротравмой, акустической травмой и др. При сочетанном повреждении отделов внутреннего уха больной жалуется на шум и звон в ухе, снижение слуха, головокружение, нарушение равновесия, тошноту, рвоту.

Необходима госпитализация травмированного больного.

8). Термические и химические травмы уха возникают при воздействии высокой или низкой температуры, кислот, щелочей и т.д.

Ожоги дают 4 степени:

1 – эритема; 2 – отечность и образование пузырей; 3 – поверхностный некроз кожи; 4 – глубокий некроз, обугливание.

Обморожения выделены в 4 степени:

1 – припухлость и цианоз кожи; 2 – образование пузырей; 3 – некроз кожи и подкожной клетчатки; 4 – некроз кожи.

Необходима медицинская помощь.

9). Акустическая травма возникает при длительном воздействии на орган слуха очень сильных звуков (150-160 дБ). Выделяют острую и хроническую акустическую травму. Острая – возникает при кратковременном действии сверхсильных и высоких звуков, например свист, визг в ухо. При этом происходит кровоизлияние в улитку, смещение и набухание клеток кортиева органа. Как результат – страдает слух, появляется боль в ухе. Эти явления обратимы. Хроническая или шумовая травма (тугоухость ткачей, клепальщиков, пескоструйщиков и др.) – в основе возникновения лежит утомляющее действие звуков на орган слуха (фактор утомления) и приводит к атрофии кортиева органа.

10). Вибрационная травма вследствие вибрационных колебаний (сотрясений), производимых различными механизмами (инструменты, транспорт) приводящая к дегенеративным изменениям в улитке.

11). Баротравма отмечаетсяпри изменении атмосферного давления только в слуховом проходе (например, при форсированном продувании слуховой трубы) и из-за разницы давления в окружающей среде и одновременно в барабанной полости (например, при полете у летчиков, погружение водолазов). При этом страдает среднее и внутреннее ухо. Сочетание баро- и акустической травмы имеются при взрывах или выстрелах на близких расстояниях (детонация). В последнем случае действует механизм мгновенного повышения атмосферного давления и внезапного действия звука высокой частоты.

12). Инородные тела наружного уха. Чаще встречаются у детей, которые, играя, засовывают в ухо пуговицы, камушки, бумагу, фасоль и пр. У взрослых в наружный слуховой проход попадают обломки спичек, вата, бытовой мусор. Иногда, от собак и кошек – блохи. При инородных телах возникают неприятные ощущения в ухе, снижается слух. Наибольший дискомфорт вызывают блохи, которые при прыжках сильно ударяют задними лапками по барабанной перепонке, такой феномен описан как симптом «пушечной канонады» и заставляет мучительно страдать больных людей.

Необходимо при попадании горошины, фасоли, семечек несколько раз в сутки закапывать в ухо 70% раствор спирта, который приводит к дегидратации и значительному уменьшению биологических объектов, что позволяет в дальнейшем их удалить. При наличии насекомых в наружный слуховой проход закапывается жидкое масло, насекомое гибнет и его тело оттекает из уха вместе с маслом.

Источник