Как происходит развитие ребенка с нарушениями ответ
Число детей с нарушениями в развитии неуклонно растет. В настоящее время примерно 4,5% от общего числа детей, проживающих в России, относится к лицам с ограниченными возможностями. Тому есть ряд причин: дестабилизация отдельных семей и общества в целом, в ряде случаев отсутствие нормальных условий для будущих матерей и их детей. Из десяти младенцев лишь у двух показатели физического и психического здоровья соответствуют норме.
Категории детей с нарушениями в развитии
У детей с нарушениями развития происходит отклонение от нормы психических функций вследствие врожденных или приобретенных поражений опорно-двигательного аппарата, органов речи, слуха и зрения или из-за недостаточности центральной нервной системы.
Существует несколько категорий детей с такими нарушениями развития:
- С нарушениями зрения;
- С нарушениями слуха;
- С нарушениями речи;
- С нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- С нарушениями поведения;
- С нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- Умственно отсталые дети;
- С задержкой психического развития;
- С комплексными нарушениями развития.
Нарушения в психическом развитии у детей обусловлены двумя группами факторов – биологическими и социальными. Биологические факторы это: различные патологии беременности и родов, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, расстройства обмена веществ, нейрохирургические заболевания, интоксикации в первые годы жизни. К социальным факторам относятся психологические травмы, агрессия по отношению к ребенку, недостаточное общение с ним.
Любые отклонения, особенно у детей с комплексными нарушениями развития, требуют коррекции и своевременной профилактики, так как именно от этих действий зависит дальнейшая социальная адаптация ребенка.
Профилактика нарушений развития у детей
Главную роль в предотвращении нарушений развития у детей разного возраста играет комплексная система мер профилактики. Регулярные консультации и осмотры у педиатра стоят на первом месте. На втором – внимательность самих родителей, которые обязаны научиться проверять основные психомоторные реакции у ребенка, чтобы первые возможные отклонения в его психике не остались без пристального внимания.
Педиатры, детские психологи, логопеды и дефектологи могут определить состояние психического развития ребенка. Точный диагноз и категорию нарушения устанавливают благодаря диагностическим обследованиям. Профилактика нарушений развития заключается в использовании специальных медицинских, социальных, психологических и педагогических методик проверки ребенка.
Чтобы психическое развитие малыша протекало правильно и без отклонений, родители должны использовать положительное коррекционное пространство, в котором ребенок сможет развивать логику, мышление, обучаться и приобретать новые навыки.
Немаловажным фактором профилактики нарушений развития является проведение медицинских и педагогических консультаций будущей мамы во время беременности и соблюдение безопасности.
Итак, эффективная профилактика включает:
- Отсутствие физических и психических травм у мамы во время беременности;
- Благоприятную среду для развития малыша;
- Отсутствие конфликтов в семье.
Коррекция нарушений психического развития
В коррекции нарушений развития у детей принимают участие специалисты разного профиля: неврологи, педиатры, психологи, логопеды, психиатры и дефектологи. От взаимодействия этих специалистов, а также от методов, выбранных ими, зависит эффективность лечения детей с нарушениями в психическом развитии. Перед выбором конкретной методики доктор диагностирует причину нарушения развития и его тип.
Медикаментозное лечение основывается на иммуностимулирующих, противовоспалительных, противосудорожных, ноотропных и сосудистых средствах. Дополнительно могут применяться витамины.
Детям с комплексными нарушениями развития назначают следующие виды реабилитации: сенсорные упражнения, коррекция психологического характера, коррекция логопедического типа, упражнения на релаксацию, лечебная гимнастика и физкультура, физиотерапия.
Одним из важных этапов коррекции нарушений развития является индивидуальная учебная программа для ребенка. Она разрабатывается педагогами и психологами и основывается на художественных, хореографических и музыкальных занятиях. Также в ней присутствуют особые интеллектуальные упражнения.
Для полноценной и эффективной коррекции нарушений психического развития необходимо сочетать все аспекты лечения – лекарственные препараты, реабилитацию и индивидуальные учебные программы.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
Стр. 9
Все эти положения приобретают еще большое значение, когда речь идет о воспитании и обучении дошкольников с отклонениями в развитии.
В своих трудах Л.С.Выготский показал, что развитие ребенка есть единство биологического и социального. Без человеческого мозга, без человеческих биологических предпосылок нет и не может быть психического развития. В тоже время психическое развитие не может быть без человеческой среды.
Как происходит развитие ребенка? Развитие идет путем присвоения ребенком общественного опыта. На каждом возрастном этапе присвоение общественного опыта происходит по-своему, что в известной мере определяется степенью биологического созревания. Так сочетание биологического и социального изменяется, вступает в новое взаимоотношение, что находит свое выражение в сочетании уровней физического и психического развития. Физическое и психическое развитие ребенка идет в единстве, но это не значит, что уровень физического и психического развития совпадают у каждого ребенка. Например, ребенок к 1,5 годам физически развивается нормально, хорошо ходит, играет с игрушками, но совсем не владеет элементарной речью. Хотя овладение речью уже вполне возможно. Но такое расхождение остается в пределах нормы.
Однако, бывают случаи, когда расхождение между физическим и психическим развитием выходит за пределы возрастной нормы, тогда мы имеем дело с аномальным ребенком.
Например, при снижении слуха, умственной отсталости или моторной аллалии дошкольник может передвигаться, ориентироваться в знакомой ситуации, однако совсем не владеть речью. Именно то обстоятельство, что физический и психический уровни развития не совпадают, не представляют собой тождества, легло в основу идеи Л.С.Выготского о первичном и вторичном дефекте.
Отечественная система воспитания и обучения умственно отсталых детей опирается на следующие положения Л.С.Выготского: о сложной структуре дефекта, возникающей в результате первичного и вторичного характера нарушений; об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка; о том, что коррекция и компенсация аномального развития могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зону ближайшего развития. Коррекция и компенсация аномального развития не могут происходить стихийно. Ребенок с нарушениями интеллекта в значительно большей степени, чем нормально развивающийся, нуждается в своевременном и всестороннем систематичном педагогическом воздействии. На каких принципах должно быть организовано воспитание и обучение? Прежде всего обучение должно учитывать общие тенденции развития нормального и аномального ребенка, т.е. ребенок с нарушениями интеллекта должен пройти все стадии онтогенетического развития. Однако, темпы развития умственно отсталого иные чем у нормально развивающегося. Кроме того, у ребенка с нарушениями интеллекта формирование определенных возможностей достигается другими средствами, чем у их сверстников в норме. Конечные результаты естественно не совпадают у детей в норме и с нарушениями интеллекта. Однако, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый этап возрастного развития ребенка с нарушениями интеллекта был максимально приближен к норме.
Источник
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы развития ребенка. У многих детей задерживается появление прямостаяния, то есть они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка бывает иногда весьма существенной, захватывает и второй год жизни.
У детей с нарушениями интеллекта отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир, снижена реакция на внешние раздражители, отмечается безразличие, общая патологическая инертность. Это выражается в крикливости, беспокойстве, раздражительности и т. п. У них не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления». В дальнейшем у этих детей не появляется интереса к игрушкам, а значит, не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками, то есть не возникает новая форма общения – жестовая. Дети с нарушениями интеллекта на первом году жизни не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых, хотя у детей с нормальным развитием – это наблюдается уже в первом полугодии жизни. Дети с нарушением интеллекта неактивны. У них не развиты хватательные движения, не формируются зрительно-двигательная координация и восприятие предметов, а также выделение предметов из множества других.
У этих детей не своевременно формируются предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, эмоциональное общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения (мимика, указательный жест), развитие артикуляции и фонематического слуха связано с тем, что у детей с нарушением интеллекта в отличие от нормально развивающихся детей не возникает своевременно не только лепет, но и ryление. Эти процессы физиологические и протекают, в основном, не зависимо от окружающей среды, от влияния взрослых и связаны с состоянием центральной нервной системы ребенка. В целом ребенок с нарушениями интеллекта к раннему возрасту уже имеет существенные вторичные отклонения в психическом развитии, а это сказывается и на речевом развитии ребенка.
Таким образом, к концу первого года жизни у детей с нарушениями интеллекта наблюдается отставание в развитии прямостояния, несформированность эмоционального общения со взрослым, отсутствие хватания предметов, неудержимого стремления познать окружающий мир, а также несформированность зрительно-двигательной координации. Развивающее воздействие взрослого, во многих случаях, не осуществляется, и зона ближайшего развития не расширяется. Сензитивный период формирования многих психических процессов и физических возможностей упущен.
Важнейшим показателем развития ребенка раннего возраста является овладение ходьбой, которое задерживается на длительный срок, иногда до конца раннего возраста и дольше. Нормально развивающиеся дети начинают самостоятельно ходить в начале второго года жизни. У детей с нарушениями интеллекта наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений. Овладение ходьбой оказывает большое влияние на общее психического развитие ребенка. С освоением ходьбы начинается новый этап в развитии – этап ознакомления с окружающим предметным миром. Он познает на практике отдаленность в пространстве, свойства многих предметов, в результате чего начинается бурное развитие предметных действий, то есть таких действий, когда предмет используется в соответствии с его функциональным назначением. На основе овладения предметными действиями у детей с нормальным развитием на втором году жизни возникает, а на третьем – становится ведущей предметная деятельность, которая способствует психическому развитию ребенка в целом – развитию моторики, восприятия, мышления, речи.
Наибольшее влияние на развитие восприятия и мышления, а затем и речи ребенка оказывают так называемые соотносящиеся и орудийные действия. Соотносящиеся действия – такие действия, в которых ребенок должен привести один предмет в соответствие с другим или одну часть предмета в соответствие с другой, опираясь на какие-либо признаки, свойства. При этом развиваются восприятие и мышление. На этом принципе соотносящихся действий основаны все известные нам дидактические игрушки. Однако детям с интеллектуальными нарушениями в развитии очень трудно дается освоение этого метода, так как чаще всего у них страдает мышление. Поэтому, если взять, например, пирамиду с конусовидным стержнем и дать ребенку с интеллектуальными нарушениями в развитии, он, надевая сначала кольца меньшего размера, а затем кольца с большим диаметрам, будет с силой пытаться надеть «большое» кольцо. В то время как нормально развивающийся ребенок методом подбора попытается справиться с этим заданием.
Следует выделить еще и орудийные действия, в процессе которых предмет-орудие употребляется для воздействия на другие предметы. Орудия позволяют выполнять такие действия, которые без них были бы невозможны (ложка, карандаш, ножницы и т.п.). Если свойства предметов, с которыми ребенок манипулирует или совершает соотносящиеся действия, он познает на личном опыте, то способ употребления орудий должен быть усвоен от взрослого. Детям с нарушением интеллекта освоение этого метода дается не менее трудно, чем соотносящие действия. Ложка, карандаш – долгое время служат предметами для манипуляций, а чаще всего дети совершают неадекватные действия с этими предметами (а именно, стучат по столу ложкой, бросают ее; карандаш если не удается сломать, бросая, то обязательно надо погрызть и т.п.).
Таким образом, у детей раннего возраста с нарушениями интеллекта предметная деятельность не формируется. Некоторые из них не проявляют интереса к игрушкам, они не берут их в руки, не манипулируют ими. В других случаях детей третьего года жизни появляются манипуляции с предметами, которые часто перемежаются неадекватными действиями, т. е. с действиями, которые противоречат логике употребления предмета, вступают в конфликт с ролью предмета в предметном мире. Наличие неадекватных действий – характерная черта ребенка с нарушениями интеллекта.
У детей с интеллектуальными нарушениями раннего возраста отсутствуют необходимые предпосылки для формирования речи. Это происходит в силу особенностей действий детей с предметами, эмоционального общения со взрослым, готовности артикуляционного аппарата и фонематического слуха. В результате, при одинаковых условиях у детей изучаемой категории и у детей с нормальным развитием содержание этих ситуаций выступает для них по-иному. У детей с нарушениями интеллекта меньше собственных и совместных со взрослыми действий, совсем не сформировано подражание, поэтому речь взрослого не воспринимается, не соединяется с тем опытом, который служит ей опорой при нормальном развитии. Дети не обращают внимания на многие предметы, а значит, и не запоминают их названий. Они с трудом овладевают названиями действий. Но происходит и противоположный процесс: потребность в общении так или иначе появляется – этого требует социальная среда. Первое, на что обращают внимание взрослые, воспитывая ребенка с интеллектуальными нарушениями, – это отставание речи, и своими силами и средствами стремятся стимулировать ее развитие. Дети повторяют вслед за взрослыми слова и фразы, хотя за ними нет никаких представлений, слушают непонятные им рассказы, сказки. Иногда они запоминают слова, и даже фразы, которые для них не наполнены конкретным содержанием. Часть детей начинает понимать часто повторяющиеся задания, но только в определенной последовательности и ситуации.
Большинство детей с интеллектуальными нарушениями овладевают фразовой речью после двух – трех лет. Фраза до трех лет, как правило, не появляется. Главное заключается в том, что речь ребенка раннего возраста с интеллектуальными нарушениями не может служить ни средством общения, ни средством передачи ребенку общественного опыта. Она также не может принять на себя функции регуляции.
Особенностями процесса мышления детей с нарушениями является инерция и ригидность. Ригидность заключается в трудности перехода от одной логической связи к другой. Инерция заключается в застревании на одном образе действия. Такая высшая форма мыслительной деятельности как абстрагирование, оперирование отвлеченными понятиями, не связанными непосредственно с ощущениями и восприятием, вызывает у таких детей огромную трудность.
Протекание основных мыслительных операций у аномальных детей происходит со значительными дефектами. Операция анализа характеризуется хаотичностью, неорганизованностью. При анализе дети с интеллектуальными нарушениями не могут охватывать все главные стороны явления. При синтезе логическая связь между объектами и субъектами сводится к эклектичному объединению разнородных явлений. Отсюда невозможность выделить существенные признаки предметов и явлений, не лежащих на поверхности. Как следствие это приводит к значительным дефектам в такой основополагающей для человеческого мышления операции как абстрагирование. Мышление детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется тем, что их внимание акцентируется на случайных, ситуационных фактах, что приводит к невозможности обобщения и выделению существенных признаков какого-либо явления. Мышлению детей с интеллектуальными нарушениями присущи элементарные формы протекания: практическое и образное. Понятийное мышление находится в зачаточном состоянии. Дети часто переключаются с понятийного мышления на наглядно – образное.
Таким образом, у этих детей основным является конкретное мышление, которое и является определяющим в их познавательной деятельности, что отражается на таких процессах, как восприятие, представление, память.
Все это приводит к тому, что усвоение нового материала детьми с нарушениями интеллекта происходит только после многочисленных повторений.
По мнению Л. И. Божавич, у таких детей слабо развита любознательность, то есть познавательная активность недостаточна. Потребность в новых впечатлениях, которая в процессе развития мозга превращается в познавательную потребность, у аномальных детей очень слабо выражена.
Л. И. Божавич пишет: «Сила этой потребности, по-видимому, связана с тем, что к моменту рождения, когда кора вступает в действие, она еще не закончила своего формирования ни в структурном (аналитическом), ни тем более в функциональном отношении. А так как развитие органа совершается в процессе его формирования, то и развитие головного мозга происходит в процессе восприятия им все новых и новых раздражителей, вызывающих реактивную деятельность коры больших полушарий».
Таким образом, психическое развитие у детей с интеллектуальными нарушениями представляет собой аномалию, резко отличающуюся от психики нормального ребенка, что требует совершенно других подходов в воспитании.
Источник