Как происходит развитие ребенка гетерохронно

Как происходит развитие ребенка гетерохронно thumbnail

Понятие и сущность гетерохронии развития

Определение 1

Гетерохрония развития – это неравномерность созревания отдельных органов и функциональных систем, которые достигают необходимого уровня зрелости в разные возрастные периоды.

Гетерохрония развития направлена на обеспечение высокой приспособляемости организма на каждом из этапов онтогенеза и надежности функционирования всех биологических систем, проходящих этапы формирования и становления.

Созревание отдельных элементов органа в раннем онтогенезе протекает неравномерно и постепенно, соединяясь и объединяясь с элементами другого органа, созревшего несколько раньше. Тот орган, который созрел ранее, принимает участие в создании необходимой функциональной системы.

Таким образом, происходит необходимое минимальное развитие жизненно важных функций, которое принято называть «принципом минимального обеспечения».

В качестве примера можно рассмотреть развитие у ребенка сосательного рефлекса. В функциональной системе сосания одними из первых, еще во внутриутробном периоде, созревают круговые мышцы рта, а также мышцы, обеспечивающие поворот головы. Среди рецепторов языка первыми созревают механорецепторы и хеморецепторы, расположенные у корня языка. Механизмы по координации дыхания и глотания созревают ближе к рождению ребенка. Таким образом, осуществляется обеспечение самых необходимых операций, которые связаны с питанием новорожденного: захват, удержание ртом соска, вкусовые ощущения, сосательные движение и постепенное направление пищи по соответствующим путям.

Общая закономерность гетерохронного развития была описана на примере системы восприятия информации:

  • Первый э Этап – протекает в период новорожденности, характеризуется функционированием созреванием блока системы, который обеспечивает реагирование по типу «стимул-реакция».
  • Второй этап – первый год жизни, характеризуется генерализованным однотипным вовлечением в сформированную систему элементов из системы более высокого уровня. Обеспечение надежности данной системы осуществляется за счет дублирования ее элементов.
  • Третий этап – период дошкольного детства, характеризуется организационной иерархией многоуровневой системы регулирования, которая обеспечивает уже специализированное вовлечение элементов из систем разного уровня в организацию деятельности и обработку информации.

Проявление гетерохронии развитии

Гетерохрония развития не имеет внешнего проявления. Наблюдая за развитием ребенка можно сказать, что оно протекает плавно, посредством перехода «от простого к сложному».

Однако развитие протекает поэтапно, каждый новый этап – это результат сложных межфункциональных перестроек. При этом различные психофизиологические функции формируются с различной скоростью. Так, одни функции на конкретном возрастном этапе опережают другие, становятся ведущим. Однако со временем скорость их формирования и развития может уменьшаться, а функции, которые были отстающими на новом этапе, напротив, могут развиваться быстрее. Это все и является гетерохронией, которая проявляется между развитием отдельных функций.

В ряде случаев гетерохрония может быть временной, факультативной или постоянной.

Примером гетерохронии развития наиболее ярко проявляется в развитии речи, которая в своем развитии может опережать иные функции развития.

Так, у детей от 2-х до 5-ти лет можно наблюдать опережающее развитие речи и восприятия по отношению к движениям и действиям, которые развились значительно ранее, а на этапе развития речи они замедляются. Кроме того, на данном этапе восприятие по отношению к решению строится на основании гностического принципа. Данный принцип предполагает то, что ребенок пытается назвать и обозначить словами, все, что он видит вокруг себя.

Слуховое же восприятие, внутри развития речи, осуществляется значительно раньше, нежели речепорождение. То есть, экспрессивную речь опережает импрессивная.

Таким образом, гетерохрония на примере развития речи проявляется в том, что внутри данного развития ее составные элементы (речедвигательный, слуховой и т.п.) развиваются с различной скоростью, следуя друг за другом, например, у детей 2-5 лет, отмечается опережение развития речи и восприятия по отношению к действиям и движением. Ведущее место в иерархии по отношению к речи занимает восприятие.

Виды гетерохронии развития

Различают следующие виды гетерохронии развития:

  1. Внутрисистемная гетерохрония – проявляется в постепенном усложнении каждой конкретной функциональной системы в процессе ее развития.

    Данный вид гетерохронии характеризуется тем, что первоначально формируются исходные элементы, которые обеспечивают простые (исходные) уровни работы, которые в дальнейшем, в процессе развития усложняются и включают в себя высшие психические процессы.

    Так, в сфере наглядного отражения – это процесс перехода от элементарных сенсорных процессов к восприятию и полноценно сформированной общей картины мира. В мышлении – переход от определенных простых понятий к разнообразным уровням абстракции и обобщения.

  2. Межсистемная гетерохрония – представлена неодновременной закладкой и формированием различных систем организма.

    Межсистемная гетерохрония характеризуется тем, что первоначально на уровне психики развивается такое межфункциональное отношение, как ассоциативные, которые позволяют на время объединить разномодальные ощущения в комплекс на основании их пространственно-временной близости. В процессе дальнейшего развития данные межфункциональные связи усложняются и начинают характеризоваться наличием ведущих и фоновых уровней в построении психической деятельности.

Источник

Проблема детского развития – одна из самых сложных в психологии, в то же время в этой области очень много сделано, накоплено большое количество фактов, выдвинуты многочисленные, иногда противоречащие друг другу теории.

Методологические основы психологии аномального развития были заложены Л.С. Выготским, считавшим, что особенностью аномального развития ребенка является расхождение биологического и социального планов развития, в отличие от их слияния в условиях нормогенеза [6]:

К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития.

Развитие аномального ребенка, подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития детей, имеет целый ряд собственных закономерностей.

Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие подлежат лишь коррекции или компенсации.

Читайте также:  Клубы развитие ребенка в калининграде

Для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы еще не достигли зрелости, был введен термин «дизонтогенез». К одним из основных типов психического дизонтогенеза относятся: асинхрония и гетерохрония.

Гетерохрония развития – это неодновременное (с разной скоростью) созревание отдельных функциональных систем организма в онтогенезе [3].

Разновременность наблюдается уже на биохимическом уровне функционирования организма, а также в соматическом, половом, физиологическом развитии.

В наибольшей степени гетерохрония выражена в психическом развитии человека. Так, не только отдельные функции, но даже их различные свойства и характеристики могут находиться в разных фазах своего развития. Именно многообразие темпов создает чрезвычайно сложную и разнородную во временном отношении картину развития. Формирование высших психических функций, речевой деятельности имеет опережающее значение и происходит еще до того, как простые сенсорные функции достигают своей зрелости.

Внешне психическое развитие выглядит как плавный переход от простого к сложному. Однако если обратиться к рассмотрению внутренних закономерностей, то оказывается, что каждый новый этап является результатом сложных межфункциональных перестроек.

Формирование отдельных психофизиологических функций происходит с различной скоростью. Одни функции на определенном возрастном этапе опережают в своем развитии другие и становятся ведущими, а затем скорость их формирования уменьшается. Наоборот, функции, прежде отстававшие, на новом этапе обнаруживают тенденцию к быстрому развитию. Таким образом, в результате гетерохронии между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи. В одних случаях они носят временный, факультативный характер, другие становятся постоянными. В результате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства.

Лучшим примером таких перестроек является опережающее развитие речи, которая перестраивает на речевой основе все остальные функции. С конца второго года жизни ребенка начинается быстрое развитие «взрослой» речи. На переходном этапе возникает факультативное образование, так называемая автономная речь. Она состоит из звуковых комплексов (ма-ма-ма, му-му, ав-ав и т.д.).

Овладение взрослой речью также подчиняется закону гетерохронии: быстрее развивается понимание, медленнее – говорение.

Итак, одним из основных проявлений гетерохронии является возникновение на каждом возрастном этапе, наряду с постоянными иерархическими координациями, факультативных, отражающих переходный характер ряда психических образований. При этом чем сложнее психическая функция, тем больше таких факультативных координаций возникает на пути ее формирования. Таким образом, в норме межфункциональные связи складываются в процессе гетерохронии. В патологии же возникают различные диспропорции в развитии – асинхрония.

Асинхрония – искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом [5].

Так, у ребенка с ранним детским аутизмом может быть раннее ускоренное и своеобразное развитие когнитивной сферы при задержке развития моторики и навыков самообслуживания.

Асинхрония развития, как в количественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологической гетерохронии развития, то есть разновременности созревания церебральных структур и функций. Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений.

Асинхрония развития наиболее заметна в периоды возрастных кризисов, когда начинается интенсивное формирование новых качеств психики индивида.

К основным проявлениям асинхронии относят [4]:

  • 1. Явления ретардации – незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм.
  • 2. Явления патологической акселерации отдельных функций.
  • 3. Сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций.

Изучение гетерохронии и асинхронии развития не только углубляет понимание механизмов симптомообразования, но и открывает новые перспективы в области коррекции.

Так как, если известен набор элементов, необходимых для построения новой функциональной системы, скорость и последовательность, с какой каждый из элементов должен пройти свой участок пути, а также набор необходимых качеств, которыми должна обладать будущая система, то в случае сбоев в этом процессе мы можем не только предсказать характер ожидаемых нарушений, но и предложить адресную программу, направленную на коррекцию всех составляющих формирующейся функции.

Источник

Рост и развитие некоторых частей тела, а также органов и физиологических сис­тем детей и подростков, происходит разновременно и неравномерно, т. е. гетерохронно.

В разные периоды онтогенеза рост имеет неодинаковую интенсивность. Фазы интенсивного роста сменяются фазами замедления. Для одних периодов характе­рен общий рост ребенка, для других — увеличение отдельных частей тела.

Выделяют три периода интенсивного роста:

от рождения до 1 года — длина тела ребенка увеличивается на 50 %, а масса тела утраивается;

с 6 до 8 лет — ростовой скачок — за 1 год длина тела может увеличиться на 7-8 см;

с 11 до 13 лет — увеличение длины тела за 1 год составляет 10-12 см.

Периоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития: 1-4 го­да; 8-10 лет; 14-20 лет.

Периоды интенсивного роста совпадают с критическими периодами. В эти воз­растные периоды детский организм чрезвычайно остро реагирует на воздействие неблагоприятных внешних факторов, которые могут замедлить процессы роста и вызвать нарушения в состоянии здоровья.

Неравномерное увеличение отдельных органов и частей тела ведет к суще­ственным изменениям пропорций организма. Новорожденный ребенок имеет от­носительно большую голову, длинное туловище и короткие конечности. По мере роста длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, длина верхних конечнос­тей — 4 раза, туловища — 3 раза.

Читайте также:  Интересные факты из детского развития ребенка

В организме ребенка наиболее быстро развиваются и совершенствуются те органы, интенсивное функционирование которых в данный период жизненно не­обходимо. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и начинают активно функ­ционировать только у новорожденного ребенка. Половые органы усиленно растут в период полового созревания, а лимфатическая ткань к этому возрасту уже закан­чивает свое развитие.

Причиной гетерохронности являются различная скорость созревания нервных центров, регулирующих работу различных систем, и социальные условия среды.

Закон гетерохронии лежит в основе учения системогенеза*, которое было разработано П. К. Анохиным и его учениками. Суть этого учения заключается в том, что структуры, составляющие к моменту рождения ребенка функциональ­ную систему, закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Так, цент­ры дыхания и кровообращения начинают функционировать раньше, чем центры речи. Из всех нервов руки прежде всего развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц, участвующих в осуществлении хватательного рефлекса. Из всех мышц лица ускоренно развиваются мышцы рта, с помощью которых проис­ходит акт сосания.

Функциональные системы обеспечивают организму ребенка оптимальное вза­имодействие с внешней средой.

Формирование функциональных систем у детей происходит намного рань­ше, чем это им требуется. Опережающее развитие функциональных систем — это своеобразная «страховка». Например, даже в случае преждевременных родов но­ворожденный уже наделен важнейшей для его жизни функцией сосания, обеспе­чивающей ему питание.

Гетерохрония может выражаться в усиленном развитии организма — аксе­лерация (лат. acceleration — ускорение), или в замедленном — ретардация (лат. retardation — замедление).

Существует два вида акселерации: акселерация эпохальная и внутригруп­повая.

* Системогенез — формирование функциональных систем организма в онтогенезе.

Эпохальная акселерация представляет собой ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. При массовых исследованиях физического развития детей различного возраста выявлено, что показатели многих функциональных систем современных детей зна­чительно превышают таковые у детей 30-50 лет назад. Длина тела новорожденных увеличилась на 2-2,5 см, а масса — на 0,5 кг; у 15-летних— на 6-10 см и 3-10 кг соответственно. Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается к 16-19 годам, а 50 лет назад люди до­стигали максимального роста в возрасте 25-26 лет.

Акселерация стимулирует и психическое развитие детей.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического разви­тия отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.

В настоящее время увеличивается количество высокорослых и низкорослых детей, это обусловлено как внешними, так и внутренними факторами.

У высокорослых детей энергия в большей степени расходуется на количествен­ное увеличение различных структур и в меньшей степени — на их качественное преобразование. Как правило, у акселерированных детей рост и развитие сердца отстают от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, созда­ются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний. Дети-акселера­ты чаще страдают различными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Ускорение и замедление психического развития выявляются при изучении психофункциональных показателей: памяти, абстрактного мышления, развития речи, внимания, умственной работоспособности и т. д. По степени выраженности этих показателей выделяют три группы детей: зрелые, среднезрелые и незрелые.

Ребенок с ускоренным психическим развитием испытывает недостаток инфор­мации в школе. Он постепенно становится средним учеником. Ребенок, отстающий в психическом развитии, испытывает информационную перегрузку, которая ведет к нарушению в деятельности нервной системы. Такой ребенок, как правило, стано­вится неуспевающим. В учебном процессе необходимо учитывать биологические и психические особенности таких детей.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Существуют различ­ные гипотезы о причинах ее возникновения:

  • широкая миграция современного населения и, как следствие, увеличение ко­личества смешанных браков;
  • урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирую­щее влияние условий городской жизни на темпы физического развития;
  • увеличение уровня радиации на Земле;
  • улучшение социальных условий жизни населения промышленно развитых стран.

Явления акселерации и ретардации требуют пересмотра методов обучения, изме­нения форм полового, физического и эстетического воспитания. Определение сте­пени умственного развития детей перед поступлением в школу необходимо для дифференцированного обучения, которое может осуществляться с использовани­ем индивидуальных программ или в специализированных классах.

Источник

Гетерохрония развития – термин биологов, под ним понимают неравномерность в созревании различных функциональных систем головного мозга.

Важно понимать, что любая генетическая программа не является жестким предписанием, фатально предопределяющим судьбу индивида. Это всего лишь тенденция, возможность, которая реализуется с различной степенью полноты и всегда с какими-либо модификациями. Большую роль в этом процессе играют условия внутриутробного развития, а после рождения – средовые факторы.

Но, несмотря на возникающее в итоге возможное и реальное разнообразие результатов, ученые выделяют ряд закономерностей развития функциональных систем мозга. И одна из первых закономерностей, по наблюдениям биологов, в том, что, несмотря, на реальное возможное разнообразие вариантов развития, генетическая программа реализуется с колебаниями в определенных пределах. Диапазон этих колебаний принято называть в генетике “нормой реакции”. Существование этой “нормы реакции” по отношению к развивающемуся мозгу особенно заметно при рассмотрении динамики формирования отдельных функциональных систем: зрительной, слуховой, двигательной и др.

Всем известно, что люди различаются по способностям зрительного, слухового восприятия, но психомоторным характеристикам. Различия эти проявляются уже в детстве и трудно поддаются изменению, даже при специальной педагогической работе. Встречаются дети с так называемым “абсолютным музыкальным слухом” и те кому “медведь на ухо наступил”, дети с выдающимися вокальными данными и безголосые, дети, обладающие способностью к топкому цветоразличению, и дети, не видящие значительной части цветового спектра. В одном случае нас поражают удивительные спортивные достижения или танцевальные способности детей, в другом – огорчает неповоротливость, неуклюжесть.

Читайте также:  На какой неделе идет развитие ребенка

Специальные педагогические технологии могут поправить и развить многое. Однако нельзя не согласиться с тем, что врожденные особенности оказывают существенное влияние и на процесс развития, и в значительной мере предопределяют контуры будущих достижений. При этом следует помнить, что уровень достижений, с одной стороны, и уровень одаренности и развитости способностей, с другой – находятся в сложной зависимости. Как отметил известный специалист в области психологии творчества Эдвард де Боно, – “очень быстро можно ездить и на очень скромном автомобиле”.

В качестве следующей закономерности генетики выделяют относительную независимость уровней сформированности различных, функциональных систем друг от друга. Так, например, ребенок может иметь “абсолютный слух” и хорошо понимать музыку, но психомоторные способности его могут находиться на низком уровне. И в результате, этот “музыкальный” ребенок не достигает высоких результатов в художественной гимнастике или танцах. Правда, исследователи всегда подчеркивают, что эта дискретность не абсолютна, и различные функциональные системы влияют друг на друга.

Для формирования более наглядного представления о внешних проявлениях нервно-психического развития ребенка воспользуемся аналогией с группой спортсменов (велосипедистов или бегунов), преодолевающих длинную дистанцию. Представим отдельную функциональную систему – как одного из этих спортсменов. На старте они представляют собой единую, плотную массу, но постепенно растягиваются на дистанции. Кто-то становится лидером, кто-то занимает вторые и третьи позиции, а кому-то достается роль аутсайдера. Причем при прохождении трассы взаимное расположение часто меняется. Подобно этим спортсменам, развитие различных, функциональных систем мозга идет по сходным правилам. На каждом возрастном этапе какие-то функции выглядят наиболее активными и сформированными, другие находятся на второстепенных местах. Но, проходит время и подобно спортсменам, проходящим промежуточный финиш, в следующем возрастном периоде картина может меняться. Недавний лидер отходит на второй план, вперед выходят вчерашние аутсайдеры.

Итак, если мы представим какой-то из возрастных периодов как промежуточный финиш, то увидим, что различные функциональные системы приходят к нему с разной степенью зрелости и совершенства. Одни уже оформились и в дальнейшем лишь незначительно модифицируются, другие находятся в стадии активного формирования. Отсюда в психологии и педагогике выросла идея сенситивных периодов. Так именуется свойственное определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду педагогическое воздействие оказывается недостаточно эффективным и неблагоприятно сказывается на развитии личности.

Так, например, обучить иностранному языку подростка – очень сложная педагогическая задача и для педагога и для самого подростка, в то же время ребенок 1,5 лет, только осваивающий речь, без особых сложностей способен овладеть не одним, а множеством языков. Мозг ребенка в это время открыт изучению языков, и они все для него одинаково “иностранные” и все “родные”. Другой пример: можно попытаться начать обучение академическому рисунку ребенка-дошкольника, но добиться в этом заслуживающих внимания результатов еще никому не удавалось. Логическое мышление, аналитические способности ребенка, моторика еще недостаточно для этого развиты. И совсем иное дело – обучение этому сложному ремеслу подростков. Многие из них довольно быстро достигают в академическом рисунке высокого уровня и демонстрируют большие успехи.

Во многом внешне сходна с предыдущей проблема диссинхронии развития. Но все же вряд ли их следует отождествлять. Диссинхронией именуют неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств. Она, скорее, итог, результат гетерохрониости созревания и развития функциональных систем головного мозга в условиях среды. Это одна из наиболее популярных, а потому часто обсуждаемых в психологической литературе проблем. Диссинхронию принято рассматривать на двух уровнях: внешнем (социальном) и внутреннем.

Симптоматика внешней социальной диссинхронии хорошо описана во многих работах. Чаще всего эта проблема обсуждается в связи с детской одаренностью. Выражен данный вид диссинхронии в разрыве между ребенком и его окружением. Поскольку у одаренных детей этот разрыв выражен более рельефно, об этом часто пишут. Одаренный ребенок, шагнувший из первого класса, например, в пятый, оказывается в сложной социальной ситуации.

Не менее часто в поле зрения специалистов попадает внутренняя диссинхрония, которая предполагает обсуждение проблемы несоответствия уровней развития отдельных функций, или несбалансированного развития отдельных способностей. Наиболее продуктивно обсуждение этой проблемы с точки зрения соотношения уровней когнитивного, психосоциального и физического развития ребенка. В идеальном варианте это соотношение будет выглядеть так, как на рис. 2.2. Равные по диаметру круги символизируют равную степень развития каждой из сфер.

Рис. 2.2. Теоретическая модель развития

У реального ребенка обычно уровни когнитивного, психосоциального и физического развития редко точно сбалансированы между собой и при этом еще совпадают с нормой для данного возраста. Чаще всего какая-то из сфер развита лучше, какая-то хуже. Особенно ярко этот дисбаланс выражен у одаренных детей. У них нередко высокий уровень когнитивного развития сочетается с нормальным или даже заниженным, по сравнению с возрастной нормой, уровнем психосоциального или физического развития. Аналогичная картина часто наблюдается и у детей, не относящихся к одаренным, просто степень выраженности диссинхронии в этом случае несколько иная.

Источник