Как происходит развитие ребенка асинхронно
Проблема детского развития – одна из самых сложных в психологии, в то же время в этой области очень много сделано, накоплено большое количество фактов, выдвинуты многочисленные, иногда противоречащие друг другу теории.
Методологические основы психологии аномального развития были заложены Л.С. Выготским, считавшим, что особенностью аномального развития ребенка является расхождение биологического и социального планов развития, в отличие от их слияния в условиях нормогенеза [6]:
К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития.
Развитие аномального ребенка, подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития детей, имеет целый ряд собственных закономерностей.
Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие подлежат лишь коррекции или компенсации.
Для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы еще не достигли зрелости, был введен термин «дизонтогенез». К одним из основных типов психического дизонтогенеза относятся: асинхрония и гетерохрония.
Гетерохрония развития – это неодновременное (с разной скоростью) созревание отдельных функциональных систем организма в онтогенезе [3].
Разновременность наблюдается уже на биохимическом уровне функционирования организма, а также в соматическом, половом, физиологическом развитии.
В наибольшей степени гетерохрония выражена в психическом развитии человека. Так, не только отдельные функции, но даже их различные свойства и характеристики могут находиться в разных фазах своего развития. Именно многообразие темпов создает чрезвычайно сложную и разнородную во временном отношении картину развития. Формирование высших психических функций, речевой деятельности имеет опережающее значение и происходит еще до того, как простые сенсорные функции достигают своей зрелости.
Внешне психическое развитие выглядит как плавный переход от простого к сложному. Однако если обратиться к рассмотрению внутренних закономерностей, то оказывается, что каждый новый этап является результатом сложных межфункциональных перестроек.
Формирование отдельных психофизиологических функций происходит с различной скоростью. Одни функции на определенном возрастном этапе опережают в своем развитии другие и становятся ведущими, а затем скорость их формирования уменьшается. Наоборот, функции, прежде отстававшие, на новом этапе обнаруживают тенденцию к быстрому развитию. Таким образом, в результате гетерохронии между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи. В одних случаях они носят временный, факультативный характер, другие становятся постоянными. В результате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства.
Лучшим примером таких перестроек является опережающее развитие речи, которая перестраивает на речевой основе все остальные функции. С конца второго года жизни ребенка начинается быстрое развитие «взрослой» речи. На переходном этапе возникает факультативное образование, так называемая автономная речь. Она состоит из звуковых комплексов (ма-ма-ма, му-му, ав-ав и т.д.).
Овладение взрослой речью также подчиняется закону гетерохронии: быстрее развивается понимание, медленнее – говорение.
Итак, одним из основных проявлений гетерохронии является возникновение на каждом возрастном этапе, наряду с постоянными иерархическими координациями, факультативных, отражающих переходный характер ряда психических образований. При этом чем сложнее психическая функция, тем больше таких факультативных координаций возникает на пути ее формирования. Таким образом, в норме межфункциональные связи складываются в процессе гетерохронии. В патологии же возникают различные диспропорции в развитии – асинхрония.
Асинхрония – искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом [5].
Так, у ребенка с ранним детским аутизмом может быть раннее ускоренное и своеобразное развитие когнитивной сферы при задержке развития моторики и навыков самообслуживания.
Асинхрония развития, как в количественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологической гетерохронии развития, то есть разновременности созревания церебральных структур и функций. Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений.
Асинхрония развития наиболее заметна в периоды возрастных кризисов, когда начинается интенсивное формирование новых качеств психики индивида.
К основным проявлениям асинхронии относят [4]:
- 1. Явления ретардации – незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм.
- 2. Явления патологической акселерации отдельных функций.
- 3. Сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций.
Изучение гетерохронии и асинхронии развития не только углубляет понимание механизмов симптомообразования, но и открывает новые перспективы в области коррекции.
Так как, если известен набор элементов, необходимых для построения новой функциональной системы, скорость и последовательность, с какой каждый из элементов должен пройти свой участок пути, а также набор необходимых качеств, которыми должна обладать будущая система, то в случае сбоев в этом процессе мы можем не только предсказать характер ожидаемых нарушений, но и предложить адресную программу, направленную на коррекцию всех составляющих формирующейся функции.
Источник
Аутизм – это врожденная аномалия психического развития личности, характеризующаяся эмоциональной отстраненностью от мира, неспособностью налаживать контакт с окружающими, склонностью к самоизоляции и узким кругозором восприятия.
У людей, страдающих аутизмом, зачастую нарушены (или полностью отсутствуют) речевые и другие социальные навыки. Они испытывают серьезные трудности в выражении своих эмоций и совершенно не в состоянии понять чувства других людей. Характерными чертами для аутизма также являются зацикленность в действиях и повторяющиеся интересы.
Причины аутизма неоднозначны. Этиология заболевания, несмотря на все развитие мировой медицины и психологии, до сих пор остается до конца не изучен-ной. Все теории относительно природы возникновения аутизма пока потерпели крах – ни профилактические прививки, ни проблемы в семье, ни плохие социальные условия, ни дефицит в каких-либо веществах не игра-ют существенного влияния на развитие данной патологии…
Тем не менее, ученые сходятся в одном: аутизм начинается еще в период внутриутробного развития человека, поэтому наиболее достоверной считается гипотеза о наследственном характере данного заболевания – известно, что наличие у одного из родителей или других ближайших родственников, аутизма увеличива-ет риск рождения детей с психическими отклонениями.
Исследователи также утверждают, что в основе развития аутизма лежит неудачное переплетение генетических факторов неблагоприятного воздействия окружающей среды (воздействие на ее организм токсических элементов, инфекции, различные осложнения при беременности и родах и т.д.) на беременную женщину.
Аутизм – относительно редкое заболевание (примерно 2-4 случая на 10 000 человек), которое на-чинает проявляться уже на ранних месяцах жизни ре-бенка. Ранний детский аутизм как самостоятельный синдром был выделен и описан Л.Каннером в сере-дине XX столетия, хотя попытки коррекционной работы с такими детьми были уже в конце XVIII века.
Более четырех десятилетий исследования позволили Каннеру выделить особый синдром, который не был связан с детской шизофренией, умственной отсталостью и другими психическими отклонениями. Впоследствии данная патология была систематизирована и названа аутизмом. Надо отметить, что у детей, страдающих аутизмом, недостаточно развиты стандартное мышление фантазия.
К играм и игрушкам они, как правило, без-различны, а по отношению к другим детям – равно-душны, а часто и агрессивны. Игрушки редко используются по предназначению – аутичные дети берут их для своих повторяющихся манипуляций, не соответствующих игровой форме.
Они могут акцентировать свое внимание только на одном объекте, который привлекает их цветом, формой и т.д. Даже если у ребенка с аутизмом пробуждается интерес к играм, то в большинстве случаев он имеет ограниченный характер. Галлюцинаций, бреда и других признаков шизофрении при аутизме обычно не наблюдается.
Вариабельность симптомов при аутизме может значительно колебаться в зависимости от формы и тяжести заболевания. Самой легкой формой аутизма считается синдром Аспергера, при котором сохраняются способность к обучению, большинство социальных навыков, включая речевые, и нормальные умственные способности.
Первые признаки аутизма у малыша начинают про-являться через несколько месяцев (иногда недель) после рождения. Тем не менее, уже на первом профилактическом осмотре можно выявить некоторые неврологические симптомы и изменения в центральной нервной системе, характерные для данного расстройства. В течение 2,5 лет жизни ребенка диагноз либо подтверждается, либо опровергается.
Кроме того, родители и сами в состоянии заметить определенные отклонения в поведении ребенка:
- ребенок практически никогда не улыбается, не реагирует на имя и редко смотрит в глаза;
- у него наблюдается задержка развития речи: он не гулит, а позже не говорит простых слов;
- малыш не проявляет интереса к игрушкам (или предпочитает только одну игрушку) и не стремится к общению с другими детьми;
- отсутствие привязанности к матери: не просится на руки, не плачет во время ее отсутствия, никак не реагирует на нее;
- неадекватная реакция на некоторые вещи, предметы и раздражители (к примеру, малыш может пугаться громких звуков, ярких цветов, воды или каких-либо бытовых приборов).
По мере взросления у детей с аутизмом проявляются и другие типичные симптомы заболевания:
– ребенок замкнут, живет в собственном мире, абст-рагируясь от сверстников и даже родственников;
- словарный запас, как правило, невелик: он может повторять одни и те же слова или произносить одни и те же звуки;
- ребенок склонен к повторяющимся действиям и стереотипным ритуалам, попытка завлечь его другими навыками часто не приводит к должным результатам;
- иногда заметен сильно выраженный интерес к оп-ределенному роду деятельности (это может быть музыка, рисование, коллекционирование и т.д.).
К десяти-тринадцати годам ребенок, страдающий аутизмом, приобретает элементарные навыки общения
- поведения, но предпочитает оставаться в одиночестве
- заниматься привычными для него вещами. Аутичные подростки редко проявляют интерес к противоположному полу (исключение может наблюдаться при синдроме Аспергера) и другим подростковым увлечениям. Период полового созревания у них протекает намного сложнее, чем у обычного ребенка. Этот нелегкий пери-од может сопровождаться повышенной агрессивностью, депрессией, гиперактивностью, эпилепсией, частыми припадками и паническими атаками.
Примерно в 35-40% случаев к двадцати годам чело-век с аутизмом достигает частичной независимости и даже может проживать отдельно от родителей (опекунов). При полном отсутствии социальных и речевых навыков и при наличии интеллекта ниже среднего он, конечно, навсегда остается зависимым от окружающих и, к сожалению, обречен на пожизненную инвалидность. Симптоматика аутизма у взрослых зависит о то-го, насколько тяжело протекает заболевание. У большинства наблюдаются:
– отсутствие эмоциональности, холодность и монотонность в общении (разговаривают как роботы);
– непонимание намеков, жестов и эмоций со стор-ны собеседника. Аутичным людям всегда нужно все говорить прямо, без лишних намеков и загадок;
– постоянно «бегающий» либо, напротив, пристальный взгляд при общении;
- неумение сдерживать свои мысли при себе. Такие люди говорят все, что думают, не задумываясь о приличии и об элементарных правилах этикета;
- непонимание того, что они могут обидеть кого-то своим поведением;
- скудный словарный запас и часто повторение одних и тех же фраз;
- нежелание строить дружеские и любовные отношения.
Заметим: люди с синдромом Аспергера, несмотря на не-которые трудности в общении, кажутся вполне нормальны-ми и социально адаптированными людьми. Они могут создавать семьи, рожать детей и вести обычный образ жизни. Многие из них даже делают вполне приличную карьеру и достигают немалых успехов.
Будем помнить, что постановка диагноза «аутизм» – долгий и трудоемкий процесс, в котором участвуют специалисты разных направлений – специализации – неврологи, педиатры, психиатры, психологи и дефектологи, педагоги.
Диагноз «ранний детский аутизм» устанавливается на основе проверки общего физиологического состояния, оценки мышления, развития и адаптивности, диагностирующего наблюдения, опроса родителей и, собственно, самого диагностируемого. Для того чтобы понять, насколько интеллект ребенка отличается от нормы, психологами проводится ряд дифференциальных тестов. В ходе социально-коммуникативного опроса оценивается способность к общению, интересам, фантазированию и играм.
К сожалению, аутизм неизлечим. На сегодняшний день не существует эффективных методов, которые бы позволили полностью избавить человека от этого заболевания. Но, тем не менее, разработано (и продолжает разрабатываться) множество методик, позволяющих повысить качество жизни таких детей и подготовить их самостоятельной жизни.
Раннее выявление заболевания и вовремя начатое коррекционное лечение позволяет улучшить общий прогноз и вывести ребенка на ступень полноценной жизни (в нашей стране с распознаванием и лечением аутизма ситуация сложная – своевременное диагностирование и коррекция аутизма считается, в первую очередь, задачей родителей).
Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким недугом. Но со временем выявляется все больше де-тей, страдающих им. Показательна статистика, приводимая по США, где этой болезнью занимаются вплотную. В 1970-х было соотношение один аутист на 10 тысяч детей, в 90-х годах один на 250 детей, сейчас, в XXI веке – один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.
В России официальных данных по количеству детей-аутистов нет: такой подсчет не ведется. По приблизительным меркам, «детей дождя» в нашей стране десятки тысяч, и от Америки мы отличаемся мало. Рост случаев аутизма у детей вызывает серьезные опасения, но до сих пор никак не объяснен. Ученые сходятся лишь на том, что аутизм провоцруется комплексом факторов, а не одной единственной причиной.
Среди возможных стимулов для возникновения аутизма называют следующие:
- генные модификации (продукты, лекарства); органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
- гормональные сбои, нарушение обмена веществ; воздействие вирусных и бактериальных инфекций; ртутное отравление (в том числе при вакцинациях ребенка);
- чрезмерное употребление антибиотиков;
- химическое воздействие на организм матери в период беременности;
- повышенная радиоактивность;
- общая экологическая составляющая в мире;
- воздействие сверхвысоких частот и электронных приборов.
Действительно ли перечисленные факторы могут быть причиной аутизма у детей, до конца не выявле-но – это только наши, в том числе, и авторские, гипотезы. Но одно вполне ясно: при наследственной предрасположенности к данному заболеванию любое серьезное воздействие на ребенка может привести к аутизму, даже сильный испуг или перенесенная инфекция.
Добавим: синдром саванта, иногда сокращенно назы-ваемый савантизм (от фр. savant – «ученый») – редкое со-стояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе, аутистического спектра) имеют «остров гениальности» – выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью лич-ности. Феномен может быть обусловлен генетически или же приобретен.
Встречается довольно редко и обычно является вторичным явлением, сопровождающим некоторые формы нарушений развития, например, синдром Аспергера. В особо редких случаях может быть одним из последствий череп-но-мозговой травмы или заболевания, затрагивающего головной мозг. Общая для всех савантов интеллектуальная особенность – феноменальная память.
Специализированные области, в которых чаще всего проявляются способности савантов: музыка, изобразительное искусство, арифметические вычисления, календарные расчеты, картография, по-строение сложных трехмерных моделей.
Человек с синдромом саванта может быть способен повторить не-сколько страниц текста, услышанного им всего один раз, безошибочно назвать результат умножения многозначных чисел, как будто результат ему известен заранее, или сказать, на какой день недели придется в будущем то или иное число.
Встречаются саванты, способные пропеть все услышан-ные арии, выйдя из оперы, или начертить карту Лондона после полета над городом, как это сделал 29-летний савант Стивен Уилтшир.
Помимо этого, среди зарегистрированных проявлений синдрома саванта есть способности к изучению иностранных языков, обостренное чувство времени, тонкое различение запахов и другие. Одновременно с этим, в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такой человек может демонстрировать явную неполноценность, вплоть до умственной отсталости.
За роль Рэймонда Бэббита, аутичного гения из фильма «Человек дождя», известный американский киноактер Дастин Хоффман получил одного из своих «Оскаров». Вжива-ясь в столь необычный образ перед началом съемок, актер долгое время общался с одним из самых знаменитых саван-тов современности, Кимом Пиком.
При диагностике аутизма очень сложно бывает дифференцировать его от заболеваний со схожими симптомами, особенно для раннего детского возраста. Путаница в диагнозах – еще одна из проблем российской медицины из-за низкой квалификации врачей.
Проблема серьезная, потому что аутизм у детей лечится совсем не так, как умственная отсталость или шизоф-рения, и неправильное лечение навсегда лишает аутиста надежды на нормальную жизнь.
Дифференциальная диагностика аутизма с другими заболеваниями:
- детское дезинтегративное расстройство, или регрессивная форма аутизма у детей. Это наиболее опасный вид аутизма, но именно по данной форме наблюдается наибольший рост заболеваемости. Дезинтегративное расстройство обнаруживается после 4 лет. До этого в развитии ребенка не наблюдается серьезных отклонений, а затем резко появляются симптомы аутизма с по-следующим регрессом развития. При усиленной терапии можно помочь ребенку и в этом случае;
- нарушения слуха и зрения. Если малыш не смотрит людям в глаза, ведет себя отстраненно, не отвечает на вопросы, следует, прежде всего, проверить, все ли в порядке с органами чувств, тем более если отсутствует ритуальное поведение;
- умственная отсталость. В этом случае дети легче взаимодействуют с миром, идут на эмоциональный контакт, играют с игрушками, в раннем детском возрас-те часто не отличаются склонностью к однообразным движениям, не имеют специфических для аутизма ре-чевых расстройств;
- шизофрения. Довольно сложно дифференцируется с аутизмом, так как их симптомы очень схожи. И все же детская шизофрения заболевание гораздо более ред-кое, возникающее после достижения трехлетнего воз-раста. При шизофрении дети испытывают галлюцинации, бредовые состояния, интеллект и речь при этом страдают в меньшей степени, нежели при аутизме;
- госпитализм (депривационный синдром). При госпитализме психическая и физическая отсталость – следствие изолированности ребенка от матери, возникающая
- детей, с рождения попавших в детские дома или страдающих от равнодушия и холодности родителей.
Говоря о наших проблема, было бы трудно сегодня избежать разговора о так называемой холдинг терапии.
С самого начала своего существования холдинг-терапия подвергалась критике, как со стороны специалистов, так и со стороны общественности. Ни те, ни другие никогда всерьез не изучали количественные или качественные последствия терапии, реагируя, как правило, только на сам факт физического удерживания ребенка родителями, что, конечно, связывалось с «насилием» и «жестоким обращением с детьми». Попробуем в этом разобраться.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения, насилие – «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб».
То есть насилие определяется не фактом применения силы, а позицией, целями и результатами применения. Есть цель – благополучие ребенка, должен быть результат – ситуационное спасение жизни. Возьмем по-ход с ребенком к стоматологу – ни один ребенок не пойдет сверлить зубы добровольно.
В ситуациях, связанных с сохранением здоровья, взрослому приходится заставлять ребенка. Приучая его к горшку, обучая чтению, письму и счету мы вынуждены на какое-то время ограничивать свободу и принуждать его к выполнению наших инструкций. Имеет ли холдинг отношение к понятию «насилие»?
Наши вопросы:
- какова позиция родителей и специалиста по от-ношению к ребенку – «за» или «против»? Очевидно, предпринимая усилия для оказания помощи ребенку, например, в преодолении аутизма, родители выступа-ют на стороне ребенка, то есть «за» него. Возможно, сам ребенок «считает» иначе, но ведь у него совершен-но другие точки отсчета;
- каковы цели родителей и специалистов? Облегчить или устранить страдания и ущерб, связанные с психическим состоянием ребенка. Причем, страдающими сторонами выступают как сам ребенок, так и его семья;
- каковы краткосрочные и долгосрочные результаты холдинг-терапии? Если холдинг проводится родителя-ми под руководством квалифицированного специалиста, то уже в результате первого сеанса ребенок расслабляется, вступает в контакт с родителями, смотрит в глаза. Длительная терапия приводит к смягчению аутистических проблем, к продвижению в эмоциональном и когнитивном развитии ребенка, что никак нельзя признать ущербом;
- наносится ли психологическая травма? Характер-ной и неотъемлемой особенностью психологической травмы в различных ее определениях, является вред. Аргументация, связанная с очевидной пользой, приводится выше;
- ведет ли холдинг к отклонениям в развитии? Сам по себе аутизм является отклонением (точнее, искажением) развития ребенка. Холдинг-терапия, являясь эффективной частью коррекционной помощи при аутизме, помогает возвращению развития ребенка в нормальное русло. Грамотно, профессионально про-водимая холдинг-терапия на первых порах действительно требует физического ограничения свободы ребенка. Такого, которое не только не приносит вреда,
- наоборот, ведет к несомненно позитивным результатам. Проблема отношения к холдингу – проблема свободного выбора родителей и специалистов, психологов. Осуществляя подобный выбор, специалисту не стоит путать принципы профессиональной этики с прямой работой с выраженными проявлениями аффекта. В любом случае, игровая холдинг-терапия не является единственным и универсальным методом коррекции аутизма, поэтому всегда можно обратиться к иным формам работы, соответствующим возрасту ребенка и наиболее актуальным проблемам его развития.
Холдинг-терапия, как и любой метод психолого-педагогической коррекции, потенциально может ока-заться травматичным или превратиться в процедуру наказания у тех, кто не умеет ею пользоваться или в случае, «самостоятельной работы» родителей.
Данная терапия только часть системной психолого-педагогической коррекции аутизма. В работе с аутичными детьми необходимо ее сочетание с индивидуальными и, позже, групповыми игровыми занятиями, нацеленными, в первую очередь, на развитие подражания, взаимодействия, усвоение социальных правил.
И, конечно, игровая холдинг-терапия – лишь часть домашнего «лечебного режима» воспитания аутичного ребенка, направленного на развитие его возможностей совместного с близкими людьми переживания, эмоционального осмысления того, что происходит в окружающем мире и в его собственной жизни.
Источник