Как предупредить отклонение в развитии ребенка захаров
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА
Выдержки из книги психиатра А. И. Захарова, 1986 г.
В наиболее неблагоприятной ситуации оказываются мальчики, в
семье которых недостаточна роль отца или произошла перестановка семейных ролей,
когда бабушка заменяет мать, а мать – отца. Драматическая ситуация наблюдается в
распавшейся семье. Если на девочек уход отца оказывает максимальное травмирующее
воздействие в младшем дошкольном возрасте из-за потери эмоционального контакта с
ним, то для мальчиков разлука с отцом является более тяжелой в старшем
дошкольном возрасте, когда отсутствует возможность для идентификации с его
мужской ролью. Тогда у девочек существует большая вероятность появления
эмоциональных расстройств преимущественно истерического круга, а у мальчиков –
неуверенности в себе и страхов в результате чрезмерной опеки и тревожности со
стороны взрослых, заменяющих отца, и проблем в общении со сверстниками того же
пола.
В другом варианте у мальчиков из неполной семьи нарастают
протестные формы поведения. Мальчики болезненно заостренно пытаются утвердиться
в мужской роли, компенсируя этим недостаток общения с отцом. Они стремятся
лидировать среди сверстников, но не всегда достигают успеха. В результате
возникает агрессивная реакция на несоответствие своим ожиданиям и требованиям.
Такие мальчики нередко попадают под влияние более старших ребят, ведущих себя,
по их мнению, как “настоящие мужчины”. При наличии протестной и нередко
агрессивной формы поведения, как правило, отсутствуют страхи, в том числе
свойственная старшему дошкольному возрасту боязнь огня и пожара. Наоборот, этих
мальчиков привлекает игра со спичками, что приводит в ужас матерей, которые не
знают, куда девать их неукротимую энергию, ненасытное желание играть в подвижные
и шумные игры-сражения. Зато мальчики гордятся успехами в игре, своим умением
преодолевать трудности и противостоять опасностям, так же, как они могли бы
гордиться этими качествами отца, подражая ему в реальной жизни.
С. 50
* * *
… отметим то, чего не хватает детям для их полноценного
психического развития: своевременной эмоциональной поддержки и понимания
взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди
сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся
скованными, напряженными, чрезмерно серьезными, воспринимают все слишком
буквально, теряют способность понимать шутку и юмор); жизненного тонуса,
бодрости, душевного подъема, воодушевления; уверенности в себе и решительности в
действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно
поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в
отношениях, умения принимать и играть роли.
НАРУШЕННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ –
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕВРОЗА
СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Многие из перечисленных черт характера и поведения детей *
формируются в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании.
Понять причину различных семейных аномалий помогает взгляд на
неврозы у детей как на отражение проблем семьи в трех поколениях: прародителей,
родителей и детей. В этих поколениях происходит уменьшение выраженности
характерологических изменений, в наибольшей мере представленных в
прародительской семье, и увеличение невротических, эмоциональных в своей основе
и психогенных по происхождению изменений личности. Центром перекреста
характерологических и невротических отклонений в семье будут родители, дети
которых больны неврозами. Изменения личности родителей, а то и невроз у матерей
часто предшествуют развитию невроза у детей, способствуя возникновению
конфликтных отношений в семье и проблем в воспитании как главных факторов
невротизации детей.
Где же первичное, видимое нам звено семейных повреждений? Для
того чтобы лучше разобраться в этом вопросе, рассмотрим схему прародительских и
родительских отношений, которая, хотя и не исчерпывает многообразия их
вариантов, отражает наиболее характерные из них. Первичным звеном семейных
повреждений чаще всего является бабушка ребенка по материнской линии, обладающая
авторитарными чертами личности (властность, стремление доминировать в отношениях
с окружающими, навязывать свое мнение; излишняя категоричность суждений, их
безапелляционность и в то же
время повышенная чувствительность в сочетании с ригидностью мышления,
упрямством, склонностью к образованию ситуационно обусловленных сверхценных
идей, а также нетерпимость к другому мнению, подозрительность и
недоверчивость).
Авторитарность бабушки предопределяла в свое время такие черты
воспитания дочери, как несколько формальный, недостаточно теплый эмоциональный
контакт; навязывание мнений и диктат решений; однозначность суждений и их
категоричность; повышенная требовательность; нетерпимость к чужому мнению и
предвзятость оценок (другими словами, эта бабушка была “всегда права”);
недоверие к способности дочери быть самостоятельной и уметь постоять за себя,
мотивированное убежденностью в наличии постоянной, идущей извне опасности, от
которой нужно во что бы то ни стало защитить ребенка всеми доступными способами,
в том числе чрезмерной опекой и контролем (“сверхценная идея”); негибкость
отношений, их односторонность.
Проявлением авторитарных черт бабушки была и недостаточная
индивидуализация в отношениях с более эмоционально чувствительной дочерью,
непонимание своеобразия формирования ее личности (как сказала одна бабушка: “Со
своими детьми я познакомилась, когда они стали взрослыми, только тогда я поняла,
какие они”).
Помимо указанных черт характера, бабушка обладала и высокой
тревожностью, склонностью к беспокойству, которая провоцировала развитие страхов
у дочери. Дочь же, став матерью, переносила их на своих детей.
Типичным было и заостренное чувство долга, обязанности,
повышенная принципиальность, т. е. комплекс гиперсоциализированных черт
характера, подчеркивающий своего рода заданность в отношениях с дочерью и
недостаток непосредственности в выражении чувств к ней.
Отношения в прародительской семье отличались жестким
доминированием бабушки и зависимой позицией отца (дедушки ребенка в настоящем).
Образуя с дочерью обособленную диаду, бабушка ревниво воспринимала эмоциональный
контакт дочери с отцом, на которого дочь к тому же была похожа. Положение
усугублялось частой занятостью отца. Вот почему
нельзя говорить о полноценном эмоциональном формировании
личности будущей матери.
Еще более существенным было чрезмерно сильное психологическое
давление матери (бабушки) на дочь, которое в сочетании с постоянной тревогой по
поводу возможных опасностей и отношением (даже к взрослой) как к маленькому
ребенку порождало у будущей матери неуверенность в себе, противоречивость чувств
и желаний. Но если матери подобные проявления были свойственны как неотъемлемые
черты ее характера, то у ее дочери (матери ребенка) они были внутренне неприемлемыми, в чем-то
несовместимыми с ее собственным характером. Но осознать полностью и тем более
освободиться от них мать не могла. Поэтому она непроизвольно повторяла многое из
отношений бабушки к ней в детстве, пусть и в ослабленном виде. Вместе с тем мать
не могла быть уже такой последовательной, поскольку в ней постоянно боролись как
бы два человека: один – ее собственный характер и жизненный опыт, а другой –
внушенный, навязанный ей в процессе общения в родительской семье. Закономерным
следствием этого явилось ее противоречивое и непоследовательное отношение к
ребенку, оказывающее на него интенсивное невротизирующее воздействие.
Сложные и нередко конфликтные отношения были у матери и с
мужем, отцом ребенка. Если в начале брака она в известной мере идеализировала
мужа, восполняя нереализованный эмоциональный контакт со своим отцом в детстве,
то в дальнейшем реальность жизни заставляла пересмотреть некоторые из ранее
неосознанных установок в браке, что не было полностью успешным, если к тому же
учесть и известную контрастность черт ее характера и темперамента по сравнению с
мужем. Вместе взятое это являлось дополнительным источником напряжения в семье
обычно в виде недовольства матери менее активным, чем она, мужем.
Если мать вступала в открытый конфликт с ним, то ребенок
определенным образом был защищен от некоторых крайностей отношения со стороны
обоих родителей, разряжающих друг на друге свою нервную энергию. Если же ребенок
вовлекался в конфликт между родителями, являясь в ряде случаев его незримым
эпицентром, то недовольство родителей друг другом, не проявляясь внешне,
переносилось на ребенка. Тогда один родитель запрещал делать то, что разрешал
другой.
Теперь обратимся к отцу, чтобы понять, почему он, как и мать,
оказался несостоятельным в роли воспитателя. Его мать не обладала авторитарными
чертами личности, как мать жены, но также была тревожной и еще более опекающей.
Всем этим она создавала невротическую привязанность к себе у сына, в чем-то
способствуя формированию у него впоследствии несамостоятельной позиции в решении
семейных вопросов. Невротическая зависимость от матери подчеркивалась
незначительным влиянием отца на сына. Недостаточный опыт общения с отцом и
отсутствие приемлемой модели мужской идентификации ослабляли формирование
отцовских чувств у мальчика и юноши, что неблагоприятно сказывалось в дальнейшем
на воспитании его собственных детей.
В приведенной схеме прародительских семейных отношений обращает
[на себя] внимание диссонанс мужского и женского влияния на формирование
личности будущих супругов и родителей. Недостаточное мужское, отцовское влияние
находится в контрасте с избыточным женским, материнским, что способствует
возникновению трудностей в супружеских отношениях и воспитании детей.
Если мать ребенка, ввиду отсутствия эмоционального контакта со
своим отцом в детстве, оказывалась несостоятельной прежде всего в роли супруги,
предъявляя повышенные, нередко аффективно заостренные требования к мужу, то
последний оказывался несостоятельным в роли отца, поскольку не имел опыта
общения со своим отцом в детстве.
Мы видим, что недостаток отцовского, или, другими словами,
мужского, влияния в обеих прародительских семьях, своего рода мужская
депривация, неблагоприятно сказывается на отношениях в родительской семье, как в
области супружеских отношений (со стороны матери), так и в области воспитания
(со стороны отца). Осложняет отношения в родительской семье и избыток
материнского, или женского, влияния в прародительских семьях. Картина здесь
будет противоположной той, что описана выше. У матери возникнут проблемы в воспитании детей, а у
отца в области супружеских отношений.
Обращает на себя внимание значительное преобладание среди
матерей, дети которых больны неврозами, инженерно-технических работников. Среди
отцов больший процент с высшим образованием имеют представители других
специальностей. Все это подчеркивает не только некоторый рационализм в
воспитании у матерей, имеющих высшее техническое образование, но и их стремление
к более активной внесемейной роли, что, в свою
очередь, увеличивает нервно-психическую нагрузку женщин
и обедняет их эмоциональный контакт с детьми.
Женщины, имеющие высшее образование, чаще в одностороннем
порядке разрывают отношения с мужем (особенно, если в семье есть сын). Если в
семье – девочка, разводы бывают реже, потому что мать образует с дочерью
эмоционально обособленную диаду, даже находясь в конфликтных отношениях с мужем.
Образовать такой союз с мальчиком сложнее, поскольку он стремится к общению с
отцом. Только разведясь с мужем, мать получает возможность безраздельно
доминировать в отношениях с сыном. При этом она нередко выходит из своей
материнской роли, заменяя собой отца.
Не случайно данная ситуация наиболее характерна для мальчиков,
больных истерическим неврозом. Их матери, будучи чрезмерно занятыми и
принципиальными, не могут дать душевного тепла сыновьям, относясь к ним излишне
формально и нередко так, как если бы они были строгими, не признающими никаких
слабостей отцами. Тогда единственным доступным способом эмоционально приемлемой
коммуникации с матерью являются невротические расстройства, вроде упорных
страхов, навязчивого кашля, необъяснимых болей в животе и т. д. Подобные
расстройства вызваны неосознаваемым мотивом привлечь внимание матери и смягчить
ее излишне принципиальное отношение. Вместе с тем эти мальчики недостаточно
самостоятельны и активны в преодолении трудностей. Во многом это следствие
тревожной опеки не только со стороны матери, но и бабушки.
Подобное одностороннее женское влияние и составляет
социально-психологическую структуру такой фактически псевдосемьи, искажающей
нормальный ход эмоционального развития мальчиков и способствующей возникновению
у них истерического невроза. Следовательно, этот невроз наиболее ярко
демонстрирует проблему инверсии семейных ролей, столь характерную вообще для
отношений в семье, где дети больны неврозами.
Перестановка ролей находит свое отражение и в полных семьях,
когда отношение матери к ребенку отличается большей строгостью,
принципиальностью, более частыми принуждениями и физическими наказаниями, чем
отношение отца. В такой семье мать обычно занята больше, чем отец, одновременно
доминируя и в сфере супружеских отношений. Все это создает известную видимость
семейного равновесия. Если же отец пытается конкурировать с матерью, утверждая
свою позицию, и тем более доминировать в семейных отношениях, то конфликт
становится неизбежным. Заметим, что конфликт в рассматриваемых семьях
необязательно подразумевает ссоры, а большей частью неярко выражаемое внешнее
раздражение, недовольство и обиду в отношении друг друга.
Матери чаще, чем отцы, оценивают супружеские отношения и
отношения с детьми как конфликтные. Это связано не столько с большей
критичностью матерей, сколько с гиперсоциализированными чертами их характера,
когда они излишне “правильно”, нетерпимо и бескомпромиссно, а по существу
формально и негибко относятся ко многим проблемам семейной жизни, требующим
более эмоционально-щадящего и терпеливого подхода. Наиболее конфликтной диадой в
семье будут отношения матери с отцом при наличии дочери, наименее – отношения
отца с дочерью.
Нервно-психическая перегрузка, связанная с работой, конфликтные
отношения в семье являются источником невротизации прежде всего матерей. В свою
очередь, невротическое состояние матери еще в большей степени осложняет семейные
отношения и во всех случаях увеличивает проблемы в отношениях с детьми.
Если подсчитать суммарное количество разнообразных конфликтов в
семьях, где дети страдают неврозами, то их окажется значительно больше, чем в
семьях со здоровыми детьми. Именно поэтому для детей с неврозами семья является
скорее источником беспокойства и тревоги, чем источником безопасности.
Помимо повышенной возбудимости и беспокойства, во
внутрисемейных отношениях обращает [на себя] внимание
эмоционально-депримированный фон психологического климата в семье. В ней нет
столь необходимых для эмоционально чувствительных детей жизнерадостности и
оптимизма, легкости и конструктивности в решении возникающих семейных вопросов.
Вместо этого преобладают застревание на этих проблемах,
постоянная озабоченность, пониженный фон настроения,
пессимизм и тревожно-мнительный, нередко пораженческий настрой. Типичны и
недостаточная откровенность и непосредственность в выражении взаимных чувств
(как заметила одна мать, сын которой страдал неврозом страха: “У нас атмосфера в
семье достаточно строгая, нет поцелуев, свободного выражения чувств,
откровенности”).
Характерным является и скука, инертность, отсутствие ярких
побуждающих впечатлений, сжатость и заблокированность чувств. Неудивительно, что
в этих семьях нет детского шума, веселья, смеха. Внешние связи такой семьи
ограниченны, и сама она представляет изолированную от внешнего мира группу, что
сказывается и на детях, изолированных от общения со сверстниками.
Последнее, на чем мы остановимся, – это неполная семья. Она
чаще представлена матерью и сыном, нежели матерью и дочерью. Несмотря на то что
отца уже нет в семье, конфликт еще с большей силой разгорается между матерью и
сыном. В неполных семьях он наблюдается в 2,5 раза чаще, чем в полных, что
является дополнительным фактором большей невротизации мальчиков по сравнению с
девочками, матери которых, наоборот, в 2,5 раза реже конфликтуют с ними в случае
развода. При конфликте с детьми мать из неполной семьи значительно чаще, чем из
полной, определяет их как упрямых. Другими словами, она проявляет категоричность
и нетерпимость к общим с отцом чертам темперамента и характера сыновей.
Рассмотренные особенности взаимоотношений в семьях, где дети
страдают неврозами, могут быть сгруппированы следующим образом: построение
отношений в браке по типу невротического взаимодополнения при контрасте черт
характера супругов; личностные изменения у родителей, а также невроз у одного из
них; инверсия супружеских и родительских ролей; несостоятельность одного из
родителей в супружеской роли или в воспитании детей; образование эмоционально
обособленных диад, конфликтное противостояние по крайней мере одного члена семьи
и использование одного из них в качестве “козла отпущения”; повышенная
возбудимость и непродуктивные стрессы в процессе внутрисемейного общения;
тревожно-депримированная эмоциональная атмосфера в семье и ее относительная
изоляция от внешних связей.
С. 94-99
_____________________
* Имеются в виду аномальные черты характера и поведение, описанные в
предыдущих главах книги
Источник
Полезная информация для родителей и педагогов.
Классификация нервных нарушений у детей, их проявления.
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ОТКЛОНЕНИЯ В
ПОВЕДЕНИИ РЕБЁНКА. А.И.Захаров.
Москва. «Просвещение».1993год.
Нервно- психические нарушения у детей, обозначаемые для краткости как нервные нарушения, или нервность, содержат разнообразный спектр своих проявлений. По степени распространённости их можно разделить следующим образом:
1.Минимальная мозговая недостаточность (дисфункция).
2.Невропатия.
3. Невротические реакции, неврозы, психосоматические заболевания.
4.Органические нарушения нервной системы.
5.Психическое недоразвитие, умственная отсталость.
6.Психопатии (патологические характеры) и патохарактерологическое развитие.
7.Психические заболевания.
Из этого списка невротические реакции, неврозы и психосоматические заболевания относятся к такой деятельности врача, как психоневрология.
Минимальная мозговая недостаточность, невропатия и органические нарушения нервной системы отойдут к невропатологии.
Психическое недоразвитие, психопатии и психические заболевания находятся в компетенции психиатрии.
Следовательно, по крайней мере – необходимы три врача в области нервно- психических заболеваний – психоневролог, невропатолог и психиатр.
Психологи оказывают помощь детям, находящимся в неблагополучных условиях, испытывающим личностные проблемы и состояние стресса.
Неврозы и психосоматические заболевания – функциональные расстройства внутренних органов и кожи на почве стресса.
Минимальная мозговая недостаточность – наиболее распространённый вид нервности. Причины её разнообразны. Это тяжёлое течение беременности, особенно первой половины: токсикозы, угроза выкидыша. Это вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных заболеваний, а также некоторых микробов и вирусов. Это преждевременные или переношенные роды, слабость родовой деятельности и её длительное течение, недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавливания пуповины , обвития вокруг шеи. После родов неблагоприятное воздействие на мозг оказывает плохое питание, частые или тяжёлые заболевания и инфекции, сопровождающиеся различного осложнениями, глистные инвазии и лямблиоз, ушибы мозга, отравления и, конечно же, экологическая обстановка в регионе. Срабатывает и генетический фактор, когда большая вероятность рождения нервно ослабленных, невыносливых и часто болеющих детей будет у родителей с аналогичными проявлениями.
Симптомы минимальной мозговой недостаточности: повышенная умственная утомляемость, отвлекаемость внимания, затруднения в запоминании нового материала, плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты, укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты. Возможны головные боли, перевозбуждение ребёнка к концу дня пребывания в школе или детском саду при наличии холерического темперамента и заторможенность при наличии флегматического темперамента. Сангвиники возбуждаются и затормаживаются почти одновременно.
ММН не является постоянным видом нервности: существуют значительные колебания в связи с ухудшением или улучшением соматического состояния, временем года, возрастом, сочетанием с другими видами нервности.42% родителей детей 4 лет положительно отвечают на вопрос: быстро ли устаёт, отвлекается, становится вялым или раздражительным при занятии ваш ребёнок?
В максимальной мере признаки ММН проявляются в начальных классах школы.
В литературе вместо ММН можно встретить аббревиатуру ММД – минимальная мозговая дисфункция. Нам представляется практически более удобным обозначать ММД следующий комплекс нарушений поведения: повышенную возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность влечений, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживаний, а также доступной возрасту критичности.
Нередко эти дети, что называется, «без тормозов», ни секунды не могут посидеть на месте, вскакивают, бегут, « не разбирая дороги», постоянно отвлекаются, мешают другим. Они легко переключаются с одного занятия на другое, не доводя начатое дело до конца. Утомление наступает гораздо позже, и оно менее выражено, чем у детей с ММН. Легко даются и тут же забываются обещания, характерны шутливость, беспечность,
озорство, невысокое интеллектуальное развитие. Ослабленный инстинкт самосохранения выражается в частых падениях, травмах, ушибах ребёнка.
НЕВРОПАТИЯ – другой распространённый вид нервности у детей, определяемый как болезненно повышенная или заострённая нервная чувствительность. Она может быть врождённого плана, поскольку у нервно – соматически ослабленных родителей вероятность появления детей с подобными нарушениями высока. Это конституционально – генетический фактор в происхождении невропатии. Наследоваться могут :аффективная неустойчивость и чуткий или чрезвычайно глубокий сон; склонность к головным болям, колебаниям артериального давления, аллергии и спазмам желудочно – кишечного тракта на нервной почве; повышенная чувствительность к действию метеофакторов и многое другое, объединяемое нервно – вегетативной регуляцией внутренней среды организма.
Другими факторами невропатии будут различные отклонения в течении беременности, преимущественно во второй её половине, в виде нефропатии – позднего токсикоза беременности( повышенное артериальное давление, отёки, белок в моче).
Наряду с конституциально – генетическим фактором большое значение в происхождении невропатии имеет фактор острого или хронического стресса при беременности. Стресс вызывается рядом неблагоприятных жизненных обстоятельств: трудности с учёбой в институте, отсутствие нормальных жилищных условий, конфликты с родственниками, неуверенность в прочности брака, нежелательная беременность, страх перед родами и т.д.
Стресс, обусловленный отрицательными переживаниями – дистресс приводит к гормональным изменениям в организме матери. Выбрасываемый при этом гормон беспокойства и страха – адреналин через общую кровеносную сеть с плодом легко попадает в его развивающийся мозг, и в частности в так называемую диэнцефальную область, где находятся нервные (вегетативные ) центры управления работой внутренних органов и кожи. Соответствующим образом начинает беспокоиться и плод или же он затихает на некоторое время, инстинктивно успокаивая себя сосанием большого пальца руки (это отчётливо видно на снимках, начиная с 4,5 – 6 месяцев внутриутробного периода). После рождения такой ребёнок вздрагивает от малей- шего шума, беспокойно спит, часто срыгивает, его мучают метеоризм(пучит животик) и боли в кишечнике из – за периодически возникающих нервных спазмов (колики в 3- 5 месяцев). К году проявления невропатии становятся менее заметными, к 2- 3 годам достигают своего максимума, затем при благоприятном стечении обстоятельств постепенно уменьшаются и сходят на нет к 10 годам. Именно с 10 лет нервная система ребёнка начинает функционировать на качественно новом уровне своего развития, нервные клетки при этом покрываются миелиновой защитной оболочкой, устанавливается приближённый к взрослому биоритм сна.
Наиболее устойчивые, выраженные проявления невропатии выглядят следующим образом:
1. – лабильность, в том числе лёгкость возникновения аффектов, плача, беспокойства, расстройств настроения.
2.Вегетососудистая дистония в виде колебаний артериального давления преимущественно в сторону его понижения(гипотония),головокружений, повышенной потливости,
ознобов, сердцебиений и неустойчивости пульса, плохого самочувствия при баромометрическом давления (метеопатия). Вегетативная неустойчивость выражается лёгкостью возникновения спазмов лица ( покраснение или побледнение), головы ( головные боли), дыхательных путей(ложный круп у детей первых лет жизни, астма в последующие ),пищевода(
« комок в горле», «каша во рту» ), желудка и кишечника(срыгивание у грудных детей, тошнота и рвота, боли в животе в области пупка, расстройство стула на нервной почве),желчевыводящих путей ( дискенезия)
3.Нарушения сна: затруднённое засыпание, чуткий с пробуждениями или чрезмерно глубокий сон с непроизвольным мочеиспусканием, плохое самочувствие утром, ранний ( до 4 лет) отказ спать днём.
4.Нарушение обмена веществ преимущественно в виде диатезов: эксудативно – катарального (опрелость, мокнущая кожа, зуд с последующим развитием под влиянием стресса, нейродермита), лимфатико-пластического ( одутловатость, аденоиды в дошкольном и ангины в младшем школьном возрасте), нервно – артритического (повышенная чувствительность костей и суставов и ревматизм в подростковом возрасте).
Отдельно и в связи с диатезом следует сказать об аллергии – болезненно заострённой реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некоторые пищевые вещества в виде раздражения слизистых (кашель), кожи ( зуд, крапивница), отёков лица.
Детям с невропатией присущи недостаточная ферментативная активность в первые годы жизни, плохой аппетит, снижение массы тела. Заставить их есть всегда проблема для родителей, нередко перерастающая в конфликт. Насильное же кормление сопровождается нарастающим отвращением к пище, а то и рвотами и чревато ввиду низкого количества выделяемого желудочно – кишечного сока развитием желудочно – кишечных расстройств типа гастрита.
5.Минимальная мозговая ослабленность. Через 2-3 часа пребывания в однообразной атмосфере группы ребёнок становится всё менее сосредоточенным, всё более вялым и раздражительным одновременно. Ему необходимо побыть одному, поиграть, отдохнуть, отвлечься, переключиться на привычный ритм жизнедеятельности. По возвращении домой из
школы или детского сада требуется не менее 1-2 часов для снятия нервно – психического напряжения и восстановления естественного состояния. Поэтому вечерние часы не самое подходящее время для бесед с ребёнком о его поведении.
6.Соматическая ослабленность организма, обусловленная общим снижением его реактивности, защитных, иммунных сил.
Выражается частыми заболеваниями прежде всего со стороны верхних дыхательных путей, их хроническим течением.
7.Психомоторные нарушения в виде нервных тиков, заикания, ночного и дневного недержания мочи, энкопрез (недержание кала). Психомоторные нарушения невротической природы большей частью не осознаются, не замечаются ребёнком. Они зависят от времени года, утомления, нервного перенапряжения (стресса).
К распространённому виду нервности относятся и неврозы, нередко протекающие на фоне невропатии. Главное , что их отличает от других видов нервности, – это предопределяющая роль в их происхождении психогенных факторов – психических травм, переживаний, напряжений, с которыми не может справиться ребёнок и которые подобно дистрессу приводят к болезненному расстройству нейрорегуляторных и адаптационных функций организма.
Помимо неврозов как заболеваний различают невротические реакции относительно кратковременные аффективные переживания в ответ на действие психотравмирующих факторов. К невротическим реакциям относятся: повышенная возбудимость, капризность или заторможенность, страхи, ухудшающие временно настроение и сон; состояние подавленности(депрессии) заострённые переживания в связи с наличием заболевания или физического дефекта. Невротические реакции требуют скорее не лечения, а правильного педагогического и психологического подхода со стороны взрослых. Важно понять источники переживаний детей, что невозможно без способности родителей к анализу и самокритике. При наличии эмоционального контакта с детьми и авторитета родителей, взаимопонимания в семье невротические реакции купируются (проходят) достаточно быстро. Если же они повторяются и имеют тенденцию с возрастом не уменьшаться , а увеличиваться по своей интенсивности, то не исключено состояние хронического эмоционального стресса, то не исключено состояние хронического эмоционального стресса, легко перерастающее в невротическое состояние. В этом случае уже требуется профессиональная психологическая и психотерапевтическая помощь.
Если брать только такую характеристку, как « эмоци-онально чувствительный и впечатлительный, ранимый, легко расстраивается», то она говорит не о неврозе и невротической реакции, а о сензитивности – эмоционально заострённой чувствительности.
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ОТКЛОНЕНИЯ В
ПОВЕДЕНИИ РЕБЁНКА. А.И.Захаров.
Москва. «Просвещение».1993год.
Источник