Как правильно заниматься развитием ребенка до года
Вас наконец выписали из роддома и вы с маленьким кулёчком (или маленькими кулёчками) обустраиваетесь дома.
Первое время, конечно, тяжёло. Нужно привыкнуть к новому статусу.
Но вот вы освоились, разобрались с базовыми моментами, вроде: кормления, переодевания, укладывания, купания, прогулок.
Теперь, можно добавить полезные занятия и игры во времяпровождение крохи.
В чём польза? Как можно играть и заниматься с месячным малышом?
Занятия , игровые моменты – это качественное внимание с вашей стороны, что ещё сильнее укрепит связь с маленьким человечком. А ещё развитие крупной и мелкой моторики, вестибулярного аппарата, речи, слухового восприятия, сенсорное развитие.
Да, даже с месячным малышом можно и нужно заниматься. И это совсем не сложно и займёт не много времени.
от 0 до 3 месяцев
Этот период считается «4 триместром»
Поэтому, самое важное – это максимальный контакт с мамой. Вы, как бы, «донашиваете» малыша.
Как занимаемся?
1. Как только зажила пупочная ранка, перед каждым кормлением выкладываем на животик.
Далеко не всем детям это нравится. Но делать нужно обязательно. Начните с малого и постепенно увеличивайте время.
2.Интересно и полезно, практиковать ползание.
Это не опечатка. С момента выкладывания на живот, можно стимулировать ползание, за счёт врождённых рефлексов. Но имейте в виду, что они постепенно угасают. Если не стимулировать рефлекторное ползание, малыш будет учиться позже по-другому.
3.Малышей до 3 месяцев, часто беспокоит животик.
Гладьте животик по часовой стрелке и говорите с крохой или рассказывайте короткие стишки. Обязательно с живой мимикой и интонацией.
4.Массаж ладошек и пальчиков.
В норме, до 3 месяцев, у детей физиологический гипертонус (повышенный тонус) рук, ручки сжаты в кулачки.
Чтобы нормализовать тонус, аккуратно разжимайте ладошки малыша и разглаживайте, словно веер. Аккуратно помассируйте каждый пальчик. Можно и нужно сопровождать это песнями и стихами.
5.Возьмите на заметку приём для привлечения внимания крохи к своему лицу, им пользуются логопеды.
Наденьте крупные яркие серьги или накрасьте губы красной помадой.
И так же разговаривайте с малышом, стройте рожицы, гримасничайте, улыбайтесь.
6.Занятия на фитболе.
Совсем крохам будут полезны лёгкие покачивания, вибрация на мячике. Это укрепляет вестибулярный аппарат.
По мере роста малыша, возможных упражнений станет больше.
В интернете можно найти множество видеоуроков.
7.Ближе к трём месяцам уже можно начать играть во, всем известное, Ку-ку.
Закрывайте своё лицо ладонями, открываете и радостно и эмоционально произносите: Ку-ку!
И ловите ответную улыбку крохи.
8.Ближе к 2-3 месяцам попробуйте привязать к руке или ноге малыша яркий воздушный шар, наполненный гелием.
Кроха будет активно шевелить ручками-ножками и следить за шариками.
9.К двум месяцам, вкладывайте в ручку малыша небольшую лёгкую погремушку. Покажите, как с ней взаимодействовать.
Используя звучащую игрушку, погремушку, – пошумите слева, справа от малыша. Пусть он поворачивает голову в сторону звука.
Постепенно увеличивайте расстояние.
10.Многим детям уже с месячного возраста становятся интересны висящие над ними игрушки.
Используйте растяжку для кроватки или специальный тренажёр, развивающий коврик или дугу с игрушками. Игрушки обязательно на расстоянии вытянутой руки малыша, чтобы он видел и хотел дотянуться, ухватить.
Но помните:
Для ребёнка до года важнее всего физическое развитие. Поэтому, развивающие коврики, коконы, и всё, что ограничивает подвижность малыша, рекомендуется использовать до 3-4 месяцев.
от 3 до 6 месяцев
В этот период некоторые дети овладевают сразу несколькими навыками: переворот, ползание, сидение. Но это редкость, и ни в коем случае не нужно стремиться скорее вертикализировать малыша: не сажайте его в подушки, не ставьте в ходунки.
Важно на этом этапе, чтобы ребёнок мог переворачиваться и длительно лежать на животе.
Рекомендуется, с целью снижения риска падения и для дальнейшего развития, – с 4 месяцев начать вести «половую жизнь». Всё время, когда малыш не спит, не ест и не гуляет, желательно проводить на полу (конечно не на холодном, сейчас есть всевозможные коврики, а мои дети обитали на обычном ковре).
Мы не сразу поняли, как ползать, сын пытался, как мог
Что делаем?
1.Если вы занимались рефлекторным ползанием, то продолжайте. Но добавьте стимул: положите перед крохой игрушку или любую, безопасную вещь, которую очень захочется ухватить (малышу, разумеется).
2.Сенсорное развитие.
Познакомьте малыша с разными текстурами, поверхностями и не забывайте проговаривать, что это, и какими свойствами обладает.
Для этого хорошо иметь игрушки из разных материалов или слингобусы.
Сейчас очень популярны натуральные, деревянные игрушки. И это здорово.
Особенно, ручной работы. Мастера используют ароматный можжевельник, покрытое маслом или необработанное дерево (оно отличается визуально и наощупь, и это то, что нам нужно).
Трогаете предмет ручкой малыша, и говорите:
Это деревянный (…). Дерево шероховатое, понюхай как пахнет.
Вы нарочито и смешно показываете, как нюхаете.
Всё, что вы проговариваете обязательно должно сопровождаться чёткой артикуляцией, мимикой и эмоциями.
3.Для раскрытия ладошек, очень полезно барабанить ручками по фитболу.
Положите малыша животом на мяч. Возьмите его ручки в районе локтей и ритмично постучите ладошками по фитболу.
4.Игра в «Ладушки» ( пока вы сами хлопаете и выполняете движения ручками малыша.
«Сорока» – это игровой вариант пальчиковой гимнастики. Вы сами загибаете пальцы малыша, приговаривая стишок.
5.Включите любимую музыку, но желательно не очень быструю.
Прижмите малыша к своему плечу, придерживайте головку, и покружитесь с ним под музыку. Делайте это неспешно, чередуйте стороны. Вальсируйте с крохой.
6.Если вы не занимались ползанием с рождения, не беда.
В 4 месяца вы с малышом бодрствуете на полу. И чтобы у ребёнка была мотивация для переворотов, ползания, – кладите игрушки на расстоянии вытянутой ручки малыша.
В этом плане очень хороши небольшие неваляшки. Очень привлекает внимание детей.
Так же можно положить малыша на живот и дать ему отталкиваться ножками от ваших рук.
7.Стройте рожицы. Наклонитесь к малышу поближе и погримасничайте. Можете показывать язык.
Детей это очень веселит, и со временем они пытаются повторять движения.
Каждый родитель лучше знает и чувствует своего малыша. Что нравится, что заставляет улыбаться.
Детям до года важнее всего физическое развитие, потому что «маленькому кабачку» необходимо освоить очень много навыков.
А для становления речи нужно как можно больше живого эмоционального общения. Повторяйте звуки, слоги, которые говорит малыш. Это побуждает его продолжать в том же духе.
В следующий раз, расскажу чем заняться с ребёнком после 6 месяцев.
Источник
Многие считают, что у ребенка должно быть беззаботное, счастливое детство и не имеет значения, научится ли их чадо узнавать цвета, геометрические фигуры, буквы, сможет ли читать, считать, писать, рисовать и так далее до школы или за партой. Другие настолько увлечены процессом развития младенца, что ему не остается времени на куклы-машинки.
Когда ребенок с пеленок постоянно занят обучением, это отбивает у него охоту учиться дальше в таком же темпе. Нет единого мнения, что лучше: пустить лодку-ребенка по течению или все-таки направлять его в этом бескрайнем океане жизни. Мы не будем никого убеждать и склонять к какому-то определенному мнению, а просто поможем тем, кто все-таки решил развивать свое чадо.
Фото: Depositphotos
С чего и как начать?
Для начала нужно запомнить три золотых правила развития способностей ребенка:
1. Игра. Все дети любят играть, и именно в процессе игры лучше давать им знания об этом мире и его особенностях.
2. Честность. Развивайте ребенка, когда у вас есть желание это делать, от чистого сердца. Если ребенок не почувствует вашего искреннего желания заниматься с ним, то и усваивать информацию он будет невнимательно и без энтузиазма.
3. Фантазия. Представьте себя на некоторое время маленьким ребенком и воспринимайте обучение, развитие через призму детского мировоззрения и ощущения.
Первые несколько месяцев малыш почти все время спит, а в перерывах — ест, и свои начальные познания об этом мире он приобретает, слушая речь, голос своих родителей. Разговаривать с малышом нужно как можно чаще и обо всем, что вас и его окружает.
Играйте своим голосом: повышайте интонацию, если рассказываете о чем-то необычном, интересном; переходите на шёпот, если хотите сообщить ему о чем-то загадочном и таинственном. Комментируйте все свои действия, называйте вещи своими именами, говорите не только о том, что видите, но и о своих чувствах, настроении. Придумывайте ласковые имена, прозвища своему ребенку. Любому человеку, даже крохотному, нравится, когда его нежно зовут по имени. Эмоциональная сфера очень важна для развития ребенка в раннем возрасте.
Фото: Depositphotos
Главным источником информации для ребенка первых месяцев жизни являются зрение и слух. Позаботьтесь, чтобы вашему малышу во время бодрствования было на что посмотреть. Показывайте яркие игрушки, простые контрастные картинки, фотографии близких людей и даже отражение ребенка в зеркале. Оптимальное расстояние для демонстрации ребенку каких-либо предметов — 20−30 см.
Игра на развитие внимания: плавно поводите игрушкой в разные стороны перед лицом ребенка несколько раз, потом зафиксируйте игрушку в одном положении на несколько секунд, чтобы ребенок смог рассмотреть непонятный предмет лучше, затем спрячьте игрушку и снова покажите.
Первые два месяца жизни дети лучше реагируют на контрастные черно-белые изображения, пусть в вашем арсенале будет 5−6 таких картинок. Вывешивайте по 1−2 картинке возле кроватки или на стене, там, где чаще проходите с ребенком, когда он у вас на руках, и каждые 2−3 дня меняйте изображение. Обращая внимание ребенка на картинки, рассказывайте подробно, что на них нарисовано, свое мнение, ощущения, составляйте мини-рассказики. Кроме показа картинок, полезно брать малыша на руки и устраивать экскурсии по дому.
Фото: Depositphotos
Для развития слуха лучше использовать погремушки с разным звучанием, а можно сделать такие музыкальные игрушки самому: в баночки положите различные наполнители, чтобы звуки значительно отличались друг от друга. Скоро вы сами удивитесь, насколько избирателен ваш ребенок в выборе мелодии.
Хорошо развивает слух музыка. С рождения ставьте ребенку спокойную приятную музыку — сейчас очень много появилось в продаже дисков с классической музыкой для малышей, колыбельные песни, спокойные мелодии, звуки природы… Знакомьте малыша с разными ритмами. Слушайте быструю, громкую, мелодичную, медленную музыку.
Когда ребенок начинает осознано тянуться к предметам, сжимает кулачки, можно подвесить вертушку или мобиль возле его кроватки. Пусть пока малыш не может схватить крутящийся предмет, зато сколько прилагает усилий! Альтернативой мобильке может стать малышовый турничок или развивающий коврик.
Ребенку приятно осознавать, что он может сам двигать игрушки, вызывать какие-то звуки. Попробуйте пришить к носочкам небольшие колокольчики или звенящие шарики от погремушек, а можно сделать звонкие браслетики на ручки. При движении рукой или ногой малыш будет издавать звуки, так у него выработается ассоциативная связь — движение-звук.
Фото: Depositphotos
Очень полезно развивать также тактильные ощущения: давайте ребенку предметы, разные по форме и содержанию. Игра с мешочками, которые сшиты из разной ткани и наполнены различным материалом (крупа, бусинки, шуршащие пакеты, вата, опилки и т. д. — все, что можно сложить в небольшой мешочек и герметично закрыть), отлично подойдет для этой цели. Помимо такой игры с мешочками, можно давать ребенку трогать теплое, горячее, сыпучее, твердое, шершавое, гладкое — чем разнообразнее будут его ощущения, тем благотворнее это скажется на развитии малыша.
Для развития моторики купите ребенку прочное небольшое детское пианино, с крупными музыкальными кнопками — это будет любимая игрушка вашего крохи! Извлекать звуки, стучать по клавишам, разглядывать рисунки, слушать свое музыкальное произведение ребенок может бесконечно и каждый раз с неподдельным интересом. Для такой музыкальной игры его можно высаживать на подушки, а можно класть на животик. Развиваем сразу и моторику, и слух, и внимание, и тактильные ощущения!
Игры в воде не только полезны, но и интересны! Как только ребенок научится держать головку, лежа на животике, можно отправлять его в «свободное плавание»: запускать в ванну, заполненную на 10−15 см теплой водой. Если ребенок еще плохо держит головку вертикально, поддерживайте ее за подбородок. Пусть в ванне будет 2−3 ярких игрушки для игр в воде, до которых ребенок будет тянуться, весело хлопая по воде руками и ногами. А если набрать полную ванну воды, то можно смело пошагать по дну, такие упражнения укрепляют и развивают мышцы спины и ног. Со временем, когда ребенок начнет подниматься на четвереньки и сам ползать, купание может стать его любимым развлечением.
Фото: Depositphotos
Развивать ребенка нужно постоянно, с возрастом увеличивая объем даваемой информации. Если раньше вы называли вещи односложными примитивными именами, то теперь старайтесь уточнять детали, цвет, форму, размер, положение в пространстве и т. д. Помимо простых картинок на белом фоне, показывайте ребенку таблицы, карты, схемы, вывешенные на стенах вашего дома. А когда малыш научится сидеть, то бумажные картинки можно заменить детскими электронными презентациями, где слайды автоматически сменяют друг друга.
Объясняйте, часто повторяйте, покажите свою заинтересованность процессом, чтобы ребенок чувствовал, что с ним просто играют, а не серьезно обучают. Конечно, малыш не сразу поймет, о чем вы так увлеченно ему рассказываете, и не запомнит все те картинки, которые вы так часто ему показываете, зато он будет чувствовать постоянно ваше внимание к себе, слышать ваш ласковый голос, обращенный к нему. А главное — он будет открывать этот мир не в одиночку!
Источник
В последнее время стало очень популярно развивать детей с самых первых месяцев. Поскольку есть спрос, открылось огромное количество центров раннего развития, в которых можно начать учиться с 6 месяцев. Выбрать можно любой из них, главное, чтобы понравилась программа обучения.
Приблизительное развитие ребенка
Также есть методики самостоятельного развития малыша до года. Если их освоить, можно избежать популярных ошибок в развитии и улучшить способности своего малыша. Главное – его не мучить. Необходимо подобрать под развитие ребенка методики, которые будут ему интересны. Ничто так не развивает, как игра (даже во взрослом возрасте).
Какие функции развиваются у ребенка до года
До года малыш очень стремительно развивается и превращается из маленького комочка, который может только кушать и плакать, в полноценного ребенка, который умеет ходить и даже может сказать несколько слов.
Младенец с развивающей игрушкой
Важно! Каждый ребенок индивидуален, некоторые функции могут развиваться в нестандартной очередности. Поэтому, если кроха не укладывается в нормативы, ничего страшного. Например, некоторые малыши учатся ходить, так и не научившись ползать.
Какие функции у малыша развиваются до года:
- Первый месяц – наличие лишь некоторых базовых рефлексов. Обычно дети в этом возрасте по большей части едят и спят, но также способны ощущать запах молока.
- Второй месяц – кроха учится фокусировать взгляд на игрушках, сосать пальчик и держать голову. В это время появляется комплекс оживления – позитивная реакция малыша на появление взрослого.
- Третий месяц – кроха уже умеет улыбаться, а также начинает гулить. То есть этот возраст – начало речевого развития. В этот период малыш также умеет опираться на ручки, держать голову в положении лежа. На третьем месяце жизни кроха уже может фиксировать взгляд на лицах взрослых, прислушивается к интонациям. Если его держать за ручки и поставить на ровную поверхность, он может даже пытаться делать первые шаги. От настоящих шагов это еще очень далеко. Этот рефлекс является важным признаком, что в будущем малыш научится ходить.
- Четвертый месяц. В это время эмоции становятся более разнообразными. К улыбке может добавиться смех. Кроме этого, ребенок может пробовать поддерживать грудь во время еды. Также малышу очень нравится играться погремушками. Если дать крохе подержаться за большие пальцы, тот может даже попробовать сесть из положения лежа.
- На пятом месяце младенец уже умеет отличать членов своей семьи от других взрослых людей, брать и отталкивать игрушки. Если поддерживать ребенка ручками, он может даже неплохо опираться ножками. Нередко в этом возрасте начинает формироваться первый лепет, который выражается в выговаривании отдельных простых слогов. Нет ни одной вещи окружающего мира, которая бы не смогла заинтересовать четырех-пятимесячного малыша.
- Полгода. Обычно дети к этому возрасту уже могут переворачиваться со спины на живот и пробуют ползать. Если ребенка кормить из ложечки, он способен так кушать. У некоторых младенцев появляется первый зубик.
- Седьмой месяц. Здесь ребенок открывает для себя новый способ познания мира – ползание. В этом возрасте можно давать малышу ходунки. Если семимесячный малыш услышит название знакомого предмета, он может даже повернуть голову в его сторону.
- На восьмом месяце дети могут самостоятельно стоять в кроватке, держась за стенки (или другую опору). В их арсенале любой предмет становится игрушкой. Собственно это время, когда можно младенцу подарить какую-то развивающую игрушку (например, пирамидку). В 8 месяцев от ребенка можно услышать первое слово (которое, впрочем, еще не будет осознанным).
- На девятом месяце малыш пробует ходить самостоятельно, держась за опору, или с помощью родителей. Вопросы, которые ему задаются, малыш способен понять, а также от него можно услышать, как он повторяет слоги за взрослыми.
- Десять месяцев. Время, когда малыш начинает активно подражать взрослым.
- В одиннадцать месяцев у малыша может быть небольшой словарный запас. Некоторые дети учатся самостоятельно ходить, одеваться и находить предметы в доме.
- Наконец, годовалый ребенок уже может знать 10 слов и учит новые. В 12 месяцев дети умеют самостоятельно пить с чашки, а также приносить разные предметы, если родители их об этом попросят.
Ребенок развивается
Важно! В этом возрасте уже можно начинать базовое музыкальное образование (слушать мелодии).
Что такое методика раннего развития
Методика раннего развития – это комплекс методов, приемов и упражнений, направленных на быстрое обучение ребенка до 1 года. Важно понимать, что ни одна подобная техника не способна сотворить чудо и заставить ребенка говорить в 4 месяца. Некоторые родители слишком увлекаются методиками раннего развития, вгоняя малыша в крайний стресс.
Стоит помнить! В первые месяцы жизни информационная перенасыщенность наступает очень быстро (особенно у детской психики до годика), из-за чего могут возникать проблемы со здоровьем, сном, потеря интереса к разным видам деятельности.
Основные методики
Существует огромное количество методик раннего развития ребенка до года. Ни одна из них не может применяться в 100 процентах случаев. Также не существует универсальной техники занятия с целью обучения младенца. Наиболее популярные следующие.
Методика Сесиль Лупан
Сесиль Лупан являлась последовательницей метода Глена Домана, который заключался в целенаправленном систематизированном ознакомлении младенца с основными понятиями, изображенными в виде картинок на карточках. Сесиль Лупан внесла эмоциональность в этот метод, поскольку она считала, что обучение должно доставлять удовольствие малышу.
Развитие ребенка
Она разработала систему упражнений и игр, направленных на развитие разных навыков ребенка. Для ознакомления с ней необходимо прочитать ее книгу «Поверь в свое дитя». Эта методика предназначена для развития младенцев и детей до 7 лет.
Методика Масару Ибука
Масару Ибука – это японский инженер, который начал интересоваться возрастной психологией и методиками развития детей после того, как его сын перенес тяжелое заболевание, вследствие которого у него развилась умственная отсталость. Он долго консультировался со всеми возможными специалистами, как улучшить когнитивные функции своего чада, что в результате привело к созданию его собственной методики.
В ее основе лежит идея, что формирование мозга ребенка почти полностью завершается до 3 лет. Поэтому, если до этого времени не заложить фундамент, дальше будет значительно тяжелее (если не невозможно) наверстать упущенное. Поэтому он делает основной упор на всестороннем развитии малыша до 3 лет.
Основные принципы методики:
- Основное влияние на способности ребенка оказывают не генетические особенности, а окружающая среда, в которой он развивался. Поэтому труд родителей должен быть направлен на ее обеспечение.
- Цель этой развивающей методики – в развитии человека, который будет поистине счастливым. Она не ставит собой целью сделать человека вундеркиндом, а через ощущение внутренней гармонии способствовать росту в нем самого созидательного.
- Воспоминания из детства играют очень важную роль в формировании взрослой личности.
- Нельзя критиковать детей за негативные эмоции, особенно за гнев. Необходимо понять, что стоит за этими состояниями. То есть надо бороться не со следствием, а с причиной.
- Основной упор нужно делать на материнском воспитании в раннем возрасте, хотя отец также должен много внимания уделять малышу. По мнению Ибука, отец может вырастить гения, но только мать может сформировать в крохе нужные моральные качества.
- Поощряются присутствие в доме бабушек и дедушек, а также общение детей между собой. В более взрослом возрасте Масару поощрял ссоры между маленькими людьми, поскольку для них это первые уроки решения конфликтов.
Важно! Чтобы применять методику, нужно ориентироваться на интересы малыша. При этом Масару Ибука сам говорил, что универсальных рецептов воспитания ребенка не существует, найти индивидуальный подход ко крохе может только мама.
Методика Марии Монтессори
Этот метод является одним из самых популярных. Его базовая идея звучит так: нужно следовать за интересами малыша и помогать ему самостоятельно решать жизненные задачи. В свою очередь, взрослый старается заинтересовать кроху путем создания развивающей среды.
Советы по самостоятельному обучению
Природа уже в ребенка вложила механизмы, благодаря которым он будет становиться все более развитым. Задача родителей – не дать им угаснуть. Поэтому нужно стараться вовремя замечать все познавательные потребности малыша и быстро их удовлетворять.
Важно! Также важно обеспечить формирование развивающих условий, которые могут на 50% характеризовать развитие крохи.
Распространенные ошибки в домашнем обучении
Самая главная ошибка родителей в обучении малыша – попытки торопить события. Дети развиваются индивидуально. Нужно регулярно обследовать кроху у педиатра, который проверит не только физическое, но и психическое развитие ребенка.
Таким образом, ни одна из описанных выше методик не может применяться самостоятельно. Не стоит также действовать слепо. Все авторы указанных выше техник говорят, что только родитель может лучше знать, что сможет стимулировать развитие малыша. Обучать младенца – творческое умение, где нет готовых шаблонов и примеров.
Видео
Источник