Как повысить уровень развития речи ребенка

Как повысить уровень развития речи ребенка thumbnail

Консультация для воспитателей.

Как повысить речевое развитие детей

Учитель- логопед Попкова Ольга Владимировна

Декабрь 2015Как повысить речевое развитие детей

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;

  • целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников

  • изучение состояния устной речи детей;

  • участие родителей в речевом воспитании детей.    

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы  оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ необходимы речевые уголки. Логопедом ДОУ накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. (Раздаточный материал).

На занятиях всех педагогов детского сада большое внимание необходимо уделять развитию словаря. Проводить систематическую работу по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Уделять внимание звуковой культуре речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях необходима работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики рекомендуется регулярно отражать в календарных планах воспитателей.

Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги могут использовать разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, шутки – чистоговорки, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.

Ежегодно в феврале логопедом ДОУ проводится логопедическое обследование речи детей средних и старших групп, у значительного количества детей фиксируются различные речевые нарушения. Эти дошкольники зачисляются на занятия с логопедом.

В случае если по результатам обследования возникает необходимость проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога, направить на ПМПК, педагогам ДОУ приходится быть особенно тактичными и осторожными. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения. В этой ситуации на помощь приходит педагог-психолог, который максимально доброжелательно, корректно объясняет необходимость такой консультации.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в нашем ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:

  • Оформление информационного стенда для родителей в логопедическом кабинете и в приёмных групп.

  • Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.

  • Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые логопедом и воспитателями.

  • Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов: дефектолога, сурдолога, ортодонта, ЛОР-врача, детского психоневролога, направление на ПМПК), осуществляемые логопедом.

  • Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

  • Показ открытых занятий по развитию речи.

  • Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда.

  • Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Читайте также:  Для ребенка развитие памяти и логики скачать

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в нашем ДОУ создаются все необходимые психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников.

Учитель – логопед Попкова Ольга Владимировна

Источник

Улучшаем речевые навыки ребенка дома

Рейтинг
45

Десять советов родителям о том, как улучшить навыки речи и общения ребенка в домашних условиях

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

1. Давайте ребенку время на ответ

Большинство из нас обычно не могут дождаться того момента, когда собеседник закончит предложение, и прерывает его речь своими собственными высказываниями.

Родителям же важно давать ребенку время подумать, то есть нужно ждать 5–10 секунд, пока он не соберется с мыслями, чтобы сформулировать свой ответ. Это время поможет ребенку обдумать все то, что он хочет сказать. К тому же такой подход может предотвратить или облегчить заикание у некоторых детей.

2. Не исправляйте ребенка чрезмерно

Если вы требуете, чтобы ваш ребенок произносил звук правильно, особенно если этот звук он сможет произносить только когда станет старше, пожалуйста, не делайте этого! Переборщить с исправлениями – значит навредить навыкам коммуникации вашего ребенка.

Чем больше вы будете требовать от ребенка правильного произношения, тем хуже будет получаться. Вы же не хотите, чтобы умение произносить звуки и говорить приобрело негативную окраску в глазах ребенка, ведь в таком случае он может вообще прекратить это делать.

Пожалуй, здесь уместна следующая аналогия: попытка заставить ребенка правильно произносить слово или звук похожа на попытку заставить человека, который не умеет готовить, готовить лучше.

3. В разговоре относитесь к ребенку как к равноправному партнеру

Для выполнения данного совета необходимо соблюдать баланс. Вы должны разговаривать с ребенком так, будто он взрослый, но в то же время помнить о том, что он еще дитя.

Разговор с ребенком как со взрослым не означает использования взрослой лексики, шуток, или информации, которую он не поймет. Это означает, что вы должны высказываться по очереди, используя зрительный контакт, и относиться с уважением к тому, что он говорит.

Что касается детей младшего возраста, то, вероятно, будет много ситуаций, когда вы просто не сможете понять, что они лепечут, тем не менее, когда настанет ваш черед говорить, сделайте наилучше предположение о том, что они говорят, и отвечайте… даже если вы не уверены в том, что именно они имели в виду.

Не говорите с малышом совсем уж по-детски в течение всего дня. После того как ему исполнилось девять месяцев, старайтесь ограничивать данный способ общения.

4. Будьте хорошим примером

Для детей родители должны являть наилучший пример для подражания во всем, в том числе и в разговорной речи. Если вы хотите развить хорошие речевые навыки у вашего ребенка, то должны продемонстрировать ему, что и сами ими обладаете. Чтобы развить хорошие речевые навыки у ребенка, вы должны постоянно разговаривать с ним на уровне, немного превышающим его собственный уровень речи. Таким образом, дети будут постоянно тянуться к вашему, более высокому уровню и совершенствовать свои навыки.

5. Выключите телевизор

По телевизору действительно идут различные передачи для детей, что дает вам столь необходимые паузы и перерывы, но старайтесь включать его как можно реже. Просто помните о том, что чем меньше времени у вас включен телевизор, тем меньше ребенок будет ожидать, что его включат. Это окажет ему добрую услугу в долгосрочной перспективе. Следование этому совету поможет ребенку развить свое воображение, научиться самостоятельно занимать себя и, как следствие, укрепить свои речевые навыки.

6. Читайте книги и не только

Читайте вместе с малышом надписи на коробке со всевозможными хлопьями, на футболках людей и указателях на улице. Чем больше вы погрузите ребенка в среду звуков речи и структуры языка, тем скорее он начнет понимать его.

При чтении книги имейте в виду, что не обязательно читать ее слово в слово. Можно просто смотреть на картинки и рассказывать о том, что вы видите. Например, при чтении «Золушки» можете сказать: «О, нет! Она потеряла свою туфельку» или «Мышки превратились в прекрасных лошадей» и т. д.

Такой подход помогает ребенку не только научиться использовать свое воображение, но и развить свои навыки как в области восприятия речи, так и в области использования ее выразительных средств. Попробуйте прочитывать хотя бы одну небольшую книжку в день, и вскоре вы заметите положительный результат.

7. Задавайте открытые вопросы (предполагающие развернутый ответ)

Будьте внимательны с выполнением этого совета. Не нужно бомбардировать ребенка вопросами в надежде на то, что этот процесс сам по себе приведет к развитию отличных речевых навыков. Позиционируйте себя как пример для подражания и равноправного собеседника, а не как экзаменатора.

Читайте также:  Влияние заболеваний на физическое развитие ребенка

Открытые вопросы – это те, которые предполагают развернутый ответ вместо «да» или «нет». Эти вопросы будут учить вашего ребенка думать, анализировать и искать причинно-следственные связи.

Вот как превратить простые вопросы в открытые:

  • Вопрос: вы ходили в магазин? (Предполагается ответ только «да» или «нет»).
  • Открытый вопрос: куда вы ходили? (Предполагается развернутый ответ).
  • Продолжение открытого вопроса: И что вы там видели?
  • Вопрос: понравилась ли тебе книга?
  • Открытый вопрос: что тебе понравилось в этой книге?
  • Продолжение открытого вопроса: а что бы ты изменил в сюжете этой книги?

«Расскажи мне о…» – одна из самых полезных фраз для развития речевых навыков.

8. Часто повторяйте слова

Особенно, когда дети еще маленькие. Они должны слышать звуки и слова по крайней мере сто раз, прежде чем начнут пытаться их произнести. При этом не ограничивайте количество раз, которое вы говорите одно и то же слово. Повторение – ключ к обучению, к тому же оно улучшает речевые навыки.

9. Делайте выводы и объясняйте последствия

Чем раньше вы объясните детям концепцию причин и следствий, тем лучше. Это не значит, что вам нужно читать пространные лекции двухлетнему малышу, но когда что-то происходит или он сделает что-то неправильно, помогите ему понять, почему это получилось именно так.

  • Пример для детей младшего возраста: ребенок залез на стульчик, встал, оступился, упал и начинает плакать (при условии, что он не травмировался). Один из родителей может сказать: «Ты упал» или «Ты ударился», «Тебе не стоит стоять на стульчике».
  • Пример для старшего ребенка: ребенок не говорит вам, куда он собирается. Родители могут сказать: «Подумай, что будет, если ты поранишься или с тобой что-то случится, а я не буду знать, где ты?». Помните, что вы можете и должны произносить это в позитивном ключе.
  • Положительный пример: ребенок вас послушался и убрал в своей комнате. Родители могут сказать: «Спасибо, что убрал у себя, теперь можешь поиграть с друзьями, ведь ты сделал то, о чем я тебя просил(а)».

И наконец, последний, но не менее важный совет.

10. Хвалите ребенка за разговор

Это еще один совет, выполнение которого должно быть сбалансированным. Вам не нужно говорить ребенку, насколько прекрасно он разговаривает, всякий раз после того, как он что-то скажет. Говорите ему это по крайней мере несколько раз в день – чем дети младше, тем чаще.

  • Для детей младшего возраста. Когда они правильно называют какой-либо предмет или явление, говорите: «Ты хорошо разговариваешь» или «Ты прав, это действительно…» или «Ты очень хороший собеседник, с тобой приятно разговаривать».
  • Для детей старшего возраста. Вы можете похвалить их, когда они используют новое слово, которое впервые услышали от вас накануне. Вы можете сказать: «О, да у тебя богатый словарный запас. Это здорово!». Ведь вы являете хороший пример для подражания.

Вы можете похвалить ребенка за то, что он самостоятельно, причем грамотно, сконструировал сложное предложение, говоря ему: «Хорошо излагаешь» или «Мне нравится ход твоих мыслей», «Это было впечатляющее сложное предложение».

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
9 оценок.

Развитие ребенка
31.10.2016

Источник

Развитие речи у ребенка – показатель того, соответствует ли его физическое и психическое состояние устоявшимся нормам. Речевые способности могут тренироваться и оттачиваться разными методами. Важное условие, которое не стоит недооценивать – общение родителей с ребенком с первых же дней его появления на свет.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Речь закладывается вместе с мышлением, а потому ее нарушение нередко влияет на общее состояние человека. В частности, от речи зависят следующие аспекты:

  • Познавательные способности.
  • Развитость психики.
  • Поведенческие реакции.
  • Характер.
  • Коммуникационные навыки.
  • Навыки чтения и письма также зависят от моторной и сенсорной речи.

ПОЧЕМУ РЕЧЬ МОЖЕТ НАРУШАТЬСЯ?

Нарушение речи может быть связано с разными факторами. В частности, врачи выделяют следующие осложнения:

  • Патологии протекания беременности.
  • Сложности в процессе родов.
  • Родовые травмы с повреждениями мозга.
  • Аномальное строение дыхательной системы, ротовой полости.
  • Постоянный стресс из-за скандалов в семье.
  • Регулярные болезни.
  • Многоязычное окружение.
  • Родители не общаются с малышом на регулярной основе.

Чтобы малыш развивался нормально, нужно прививать ему социальную адаптацию. В частности, сюда можно отнести активные коммуникации со сверстниками, регулярное чтение книг, посещение кружков и центров раннего развития.

Однако основным условием развития речи является постоянное общение родителей с ребенком.

Развитие речи происходит в несколько периодов, которые мы рассмотрим далее.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Этот период длится с рождения малыша до достижения им одного года. В это время закладывается фундамент для вербального общения.

Первые звуки ребенка нельзя назвать полноценной речью. Хныкать ребенок начинает еще с момента рождения. Грудничок начинает кричать в качестве ответа на разные раздражители, окружающие его. Звуки очень важны для малыша, поскольку они помогают развивать слуховую зону коры мозга.

Поначалу новорожденный может произносить только гласные звуки. Затем к ним добавляются слоги из гласных и согласных. Сочетания звуков малыш произносит только на выдохе. Это помогает тренировать дыхательную систему.

Читайте также:  Развитие ребенка с трех месяцев игры

Активное речевое развитие начинается с 3 по 5 месяц жизни ребенка. Малыш, слыша голос, начинает интуитивно искать говорящего, крутит головой, чтобы взглянуть в сторону долетающего звука. Зачастую дети подражают речи взрослых – их мимике, интонации, с которой произносятся слова.

Лепет – этап, который начинается с 5 месяцев. В 7-9 месяцев ребенок умеет произносить много разных слогов. Уже в 10 месяцев малыш легко распознает речь. Он должен откликаться на свое имя, имитировать звуки, которые были услышаны от родителей.

В год малыш в случае с нормальным развитием должен уже произносить порядка 5-10 слов. Годовалый ребенок имеет слабый артикуляционный аппарат, а потому ему тяжело произносить слова, в которых присутствуют разные слоги.

БАЗОВОЕ ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ

С года до трех длится период начального овладения языком. Обычно этот период отличается следующими особенностями:

  • Каждое слово отвечает за некоторое действие или некоторый предмет.
  • Ребенок может пропускать некоторые слоги, выпускать некоторые буквы.
  • Ребенок называет одним и тем же словом совершенно разные вещи.
  • Малыш знает, что такое нога, рука и другие части тела. Он легко распознает все это на куклах.

Ближе к трем годам малыш уже способен произносить предложения, в которых фигурируют 2-3 слова, причем в речи появляются наречия, местоимения, союзы. Словарный запас малыша достигает 200-300 слов. Ребенок легко распознает разных животных, знает, как называются предметы в доме.

Постепенно к трем годам ребенок начинает овладевать шипящими буквами, буквами «р», «л».

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЯЗЫКА

С трех лет и до поступления в первый класс школы ребенок совершенствует свои языковые навыки. Речь развивается уже в ходе вербального общения. Интеллектуальные способности малыша начинают расти.

Словарный запас ребенка становится широким, однако слова передаются не всегда в верном значении. Развитие речи у детей-дошколят зависит во многом от окружения, от того, насколько теплыми являются отношения в семье, имеется ли забота о ребенке.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Наконец, финальный период – развитие письменной речи. Словарный запас увеличивается, языковые познания становятся достаточно широкими.

МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧИ ПО ПЕРИОДАМ

С появления на свет до года. В данный период родители должны тщательно контролировать развитие речи у малыша. Новорожденный все воспринимает на слух: звуки погремушек, голос родителей, звуки природы. Важно, чтобы родители все комментировали – начиная от кормления грудью и заканчивая процесс пеленания. Каждую игрушку стоит именовать, чтобы ребенок понимал, как она называется. То же самое касается и имен близких людей и родственников.

Чтобы развитие речи шло быстрыми темпами, родители должны ласково разговаривать с ребенком. В 7 месяцев для развития речи можно использовать названия продуктов, которые вводятся в рацион питания. Можно также рассказывать, что молоко дает корова, которая говорит «му». Это помогает расширить познания ребенка.

Для того чтобы малыш больше говорил, нужно стимулировать это желание. Существуют такие игры, как сорока, ладушки и т.д. Они помогают развивать речь ребенка к 9 месяцам.

С года до двух лет. Чтобы развитие речи шло быстрее, вы можете читать малышу книжки. Также можно вместе петь, проговаривать слова. Годовалый малыш обычно уже знает, как называются предметы, окружающие его, может произносить отдельные слова и строить из них предложения. Для улучшения вербальных навыков можно проводить достаточно частые прогулки, посещать цирк и т.д. Пригодятся активные игры, развитие пальцев. Важно менять простые слова в лексиконе малыша на более сложные, правильные – к примеру, вместо «му» запоминать «корова».

С двух до трех лет. На данном этапе необходимо всячески поправлять ребенка, если он говорит неправильно. Старайтесь обогатить его речь новыми словами. Чем теснее будет вербальный контакт с родителями, тем лучше будет речевое развитие малыша. Если ребенок задает какой-либо вопрос, надо постараться на него максимально точно ответить.

Дошкольный возраст. Развитие речи идет совместно с получением новой информации. Потому для развития речевого аппарата у детей следует придерживаться следующих правил:

  • Активно общаться с ребенком.
  • Читать сказки, книги, обсуждать их.
  • Рассказывать про свои эмоции и впечатления.

Важно, чтобы окружающие говорили правильно, грамотно, избегая «плохих» слов. Дети часто запоминают то, что услышали от взрослых, и активно это воспроизводят.

ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА

  • Если ребенок испытывает дискомфорт, но не плачет.
  • Если после 3 месяцев нет гуления.
  • В 5-7 месяцев ребенок не реагирует на голоса, не распознает интонации.
  • В 9 месяцев у малыша нет лепета.
  • В 12 месяцев ребенок не понимает речи и не произносит слов.
  • В 2 года не узнает близких, не может справиться с банальными заданиями.
  • В 3 года не может прочесть стихи или пересказать сказки.

Развитие речи у ребенка – важный показатель его здоровья. Речь поддается тренировке, если заниматься этим каждый день. Тогда малыш будет свободно говорить и отвечать нормам развития для своего возраста.

Здоровья Вам и Вашему малышу!

Понравилась статья – ставьте лайк! 🙂

Еще почитать полезности можно на нашем сайте

Источник