Как понять что твой ребенок отстает в развитии

Как понять что твой ребенок отстает в развитии thumbnail

Дорогие читатели, вас заинтересует данная статья, если вы хотите выяснить, отстает ли ребенок в развитии. Мы рассмотрим возможные причины и методы коррекции, а также способы выявления проблем.

Типы задержки развития

Мальчик на радостях обнимает другого. Перед ними простая детская игра на собирание предметов одинакового цвета

Основываясь на причинах и характере проявлений, различают четыре основных типа отставания в развитии.

  1. Психический инфантилизм. Малыш часто плачет, вспыльчивый заметно перепады настроения.
  2. Задержка соматогенного происхождения. Такое отставание характерно для деток с гиперопекой или частыми хроническими патологиями, в частности с простудными недугами.
  3. Неврогенная задержка развития. Формируется при нехватке внимания или при чрезмерном давлении, а также при перенесенных травмах. Такому малышу сложно правильно вести себя по отношению к каким-то явлениям или другим людям.
  4. Органически — церебральный. Наблюдается при отклонениях в организме малыша, затрагивающих мозг и всю нервную систему. Данный тип самый серьезный и значительно сложнее и дольше излечивается.

Причины

Грустный малыш стоит внутри кроватки возле перил

Ребенок начинает отставать в развитии, когда родители с ним не занимаются, не уделяют ему внимания

На самом деле, факторов, которые могли повлиять на задержку своевременного развития навыков, может быть несколько. И далеко не всегда то, что кажется отклонением от нормы, действительно таким является. Поэтому очень важно выявлять причины, способствующие задержке развития, чтоб убедится в том, есть ли повод для волнений или нет.

  1. Неправильная система обучения. Известны случаи, когда отставание возникают по причине того, что малышу никто не уделяет время, не занимается с ним. Естественно, что такое ребенок будет развиваться медленнее, чем сверстники, которым родители уделяют много времени. Если с малышом, обделенным вниманием, начать заниматься, то достаточно быстро все придет в норму.
  2. Факторы социальной среды. Возможно, по мере взросления малыша в его окружении возникали ситуации, травмирующие его психику. Не исключено, что родители его сильно берегли, не давали быть самостоятельным. Такой ребенок в 3 года совершенно не способен выполнять простые действия без помощи близких.
  3. Биологические причины. Не исключено, что малыш был рожден с патологиями развития мозга, что смогло повлиять на его интеллектуальное развитие. К таким причинам могут относиться:
  • неправильная эмбриональная закладка органов;
  • наследственные патологии;
  • прием женщиной во время вынашивания плода наркотиков или алкоголя;
  • перенесенные инфекции, затрагивающие органы нервной системы;
  • применение сильных успокоительных матерью малыша во время его вынашивания;
  • травмирование живота при падении во время беременности;
  • сильный токсикоз;
  • родовые травмы, в частности головы, гипоксия.

Как определить отставание

Грудничок внимательно смотрит на игрушку, которую держит в руке

В норме грудничок должен уметь концентрироваться на предмете. Если этого нет — тревожный признак отставания в развитии

Для того, чтоб родители смогли понять, что ребенок в год отстает в развитии, следует обращать внимание на проявления его характера, действия, речь, эмоциональное состояние. На самом деле, вы можете начать замечать тревожные симптомы еще с первых месяцев жизни карапуза.

  1. Ребенок не способен концентрировать свое внимание после двухмесячного возраста.
  2. Отсутствует реакция на звуки.
  3. Сохраняется сосательный рефлекс у деток старше трех месяцев (ребенок сосет губку, пальчик или одежду).
  4. Малыш не способен наблюдать за перемещающимися объектами.
  5. Карапуз старше трех месяцев не улыбается.
  6. Малыш, которому исполнилось четыре месяца, не издает своеобразные звуки, отсутствует «гуление».
  7. У ребенка старше трех лет отсутствует речь, хоть в каком-то ее проявлении.
  8. У карапуза не получается учить буквы, читать.
  9. У дошкольника фиксируется дисграфия, дискалькулия.

Лечение

Ребеночка кормят с ложечки

Правильное питание — важная составляющая успешной терапии

Для того, чтобы помочь ребенку специалист может назначить:

  • оздоровительные мероприятия;
  • занятия по коррекции определенных навыков;
  • медикаментозную терапию.

К общим оздоровительным мероприятиям относят:

  • правильный режим дня;
  • здоровое питание;
  • нормированные физические нагрузки.

Таким деткам необходимо больше спать, а промежутки между сном, лечебными мероприятиями и приемом пищи должны заполняться активными занятиями.

Медикаментозная терапия, как правило, назначается наряду с логопедическими или педагогическими занятиями. Также для лечения могут привлекать и других узких специалистов, например, психиатра, окулиста, невропатолога, логопеда, дефектолога или ортопеда.

Коррекционные занятия представляют собой упражнения, которые развивают правильную координацию движений, влияют на совершенствование равновесия, улучшают ходьбу и навыки ориентации в пространстве. Упражнения, ориентированные на тренировку скорости реакции, ловкость и силу, а также выносливость.

К какому врачу обратиться

Девочка разговаривает с приветливым доктором

Некоторые родители начинают паниковать, когда понимают, что ребенок отстал в развитии, что делать в такой ситуации для них главный вопрос.

Важно не бездействовать, вовремя обращаться за помощью к врачу. Доктор сможет определить причину отклонения и перенаправит к узкому специалисту.

  1. К детскому психологу вы попадете, если у малыша наблюдается соматический инфантилизм. При данной патологии ребенок физически здоров, на его отставание влияет недостаток внимания при воспитании. Данный диагноз будет актуальным в возрасте старше четырех лет.
  2. Вам понадобится психиатр, если наблюдается отклонение в психической деятельности, замечено асоциальное поведение, малышу сложно социализироваться. Такой ребенок чаще всего является достаточно агрессивным, родителям не под силу с ним справиться. В таких ситуациях не обойтись без специальной медикаментозной терапии.
  3. Если у малыша диагностирована легкая форма отставания, в частности имеются проблемы с концентрацией, задержкой речи, памятью, то вам поможет дефектолог.
  4. Вы пойдете к неврологу, если причиной отставания в развитии являются проблемы неврологического характера. Как правило, патологии из этой категории диагностируются еще до наступления годовалого возраста. Таким малышам не обойтись без специальной терапии, приема медикаментов и лечебной физкультуры.

Специальный детский сад

Если у вашего малыша установлено отставание в развитии, то не стоит сразу отчаиваться. Кроме возможного курса лечения, вам посоветуют отдать малыша на обучение специальной программе, либо направят в коррекционный сад, где большинство деток сможет догнать по развитию своих сверстников, и спокойно отправится в школу. В таких дошкольных учреждениях набирают маленькие группы, к тому же тут больше воспитателей, нянечек и дефектологов, чем в обычном детском саду.
Теперь вы знаете, как может проявляться задержка в развитии и что с этим делать. Вы видите, что у ребенка уже в 2 года можно безошибочно установить такой диагноз. Помните о том, что в подобной ситуации нельзя медлить, нужно вовремя обращаться за квалифицированной помощью.

Источник

Самые опасные отклонения проявляются в первый год жизни. На что стоит обратить внимание – в этой статье.

Говорить о задержках развития можно только после ряда обследований и постановки диагноза квалифицированным врачом. Обычные сравнения мам с другими детьми ещё ни о чём не говорят.

Марина Сыскова, педиатр: «Если ребёнок рано сел, то это не значит, что он будет хорошо учиться. Как и не значит, что поздно пошедший ребёнок будет отставать, например, в речи». Так, в норме обучение навыкам ходьбы с 9 до 15 месяцев.

Сильные и очевидные отклонения от нормы антропометрических показателей должны насторожить. Самые опасные отклонения проявляются в первый год жизни. Задержки в развитии могут быть по ряду причин: тяжёлая беременность, трудные роды, перенесённые заболевания, инфекции, генетические отклонения, плохие социальные условия, стрессы, курение и принятие алкоголя матерью во время беременности и другие.

Внешние признаки отставания в физическом развитии – это задержка роста, набора массы, потеря жирового подкожного слоя, облысение. Обычно внешнее отставание начинается с медленного набора массы тела. Врачи определяют степень физической задержки развития соответственно возрасту, доношенности, перенесённых болезней, генетики.

Малыши, появившиеся раньше срока, часто отстают от своих сверстников примерно на тот срок, который они «не досидели» в утробе.

Отставание физического развития бывает лёгким, умеренным и тяжёлым. Определение причины задержки развития зачастую затруднено. Например, ребёнок медленно растёт: возможно, в семье есть низкорослые или это эндокринное заболевание. Необходимо изучение щитовидной железы, костного возраста, проведение МРТ и других исследований. Возможно, он плохо питается из-за низкого достатка родителей, невозможности усвоить еду или особенностей восприятия родителями вопросов питания.

Чтобы выяснить причины задержки, нужно увидеть полную картину. И тогда можно понять, какой должна быть терапия. Будет ли это введение гормонов роста, усиленное витаминами питание или, возможно, будет достаточно курса физиотерапии — это может определить только лечащий врач. Некоторые выявленные заболевания могут тянуть за собой ряд проблем: с сердцем, костями, умственной деятельностью и другими. Чем раньше выявить патологию, тем проще с ней бороться.

https://programmamama.com/baby-0-6/

Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе “Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев”

Что делать, чтобы не упустить момент

Для ребёнка в первые месяцы жизни важно развитие мышц шеи, туловища и конечностей. Его дальнейшее физическое развитие будет базироваться на этом. Значит, нет сковывающему пеленанию, выкладываем малыша на живот на несколько минут, делаем лёгкий массаж, который снимет родовые блоки, зажимы. Комплекс постоянных физических упражнений вплоть до года – хорошая профилактика нормального развития. Если отклонения в развитии всё же будут выявлены, то врач назначит физиотерапию и медикаментозное лечение.

Педиатр не может за короткое время приёма выявить все моменты, поэтому рассказывайте о подозрительных, на ваш взгляд, деталях («ещё не лезут зубы», «не ползает» и пр.)

У каждого ребёнка свой путь, но к определённому возрасту должны сформироваться все моторные навыки.

Главные моторные навыки по месяцам до 1 года

  • к концу 1 месяца ребёнок на несколько секунд удерживает головку
  • к концу 2 немного приподнимает голову, лежа на животе
  • к концу 3 удерживает голову в вертикальном положении полминуты
  • к концу 4 приподнимает туловище, лёжа на животе, и опирается на носочки, стоя с поддержкой
  • к концу 5 держит голову, переворачивается
  • к концу 6 держит игрушки, передвигает ногами, стоя с поддержкой
  • к концу 7 хорошо сидит
  • к концу 8 ползёт назад
  • к концу 9 ползёт вперёд, пьёт из чашки
  • к концу 11 ползёт на четвереньках
  • к году делает несколько шагов, держась за руки взрослого, подаёт игрушки

Окончательное формирование моторных навыков произойдёт на втором- третьем годах жизни малыша, но нарушения физического развития, чаще всего, видны на первом году, потому необходимы профилактические осмотры детского невролога и хирурга в 1, 3, 6 и 12 месяцев.

Читайте на нашем канале статьи о развитии ребёнка:

Полезная статья? Подписывайтесь на канал и поделитесь ссылкой с друзьями.

Источник

Наши дети, какими бы они ни были, всегда остаются самыми любимыми. В предыдущей статье я разбирала основные, ранние симптомы аутизма, алалии, ЗПР. А сейчас я хочу рассказать не только о симптомах, но и о том, что с этим делать в первую очередь.

Если родитель приходит к неутешительной мысли, что с развитием ребёнка что-то не так, то конечно первые вопросы, которые у него возникнут это: “Что делать?” и “Куда бежать за помощью?”. Родители часто оказываются в тупике и не знают с чего начать. Это неудивительно, ведь про подобные вещи не рассказывают на родительских курсах и никто не ждёт, что именно у него родится ребёнок с нарушением развития.

фото из открытых источников

В своё время, мне пришлось копать информацию в интернете самостоятельно. Я знаю, что трудно искать помощь для ребёнка, когда она нужна самим родителям. Ведь осознание что с ребёнком, который буквально вчера был обычным, на самом деле что-то не так, вводит в ступор. Я знаю, что есть риск потратить деньги не туда и упустить кучу времени. Чтобы этого не было, я решила составить первоочередный список специалистов и обследований для детей с нарушением развития.

А в конце статьи вас будет ждать полезная информация о том, на что обратить внимание при выборе врача, чтобы не ошибиться и не потратить время впустую.

Итак:

  • Невролог

Это врач №1 по вопросам функционирования нервной системы.

Невролог проведет общий осмотр, сделает первичный анализ состояния нервной системы на основании рефлексов, назначит первый маршрут обследований.

Теперь я расскажу немножко подробнее об осмотрах у невролога, чтобы вы понимали, что именно он делает.

Невролог обращает внимание на тело ребенка и наличие у него так называемых стигм дизэмбриогенеза. Звучит довольно заумно. На самом деле это малые пороки развития кожи, которые возникают еще во время беременности. Стигмы есть практически у всех людей, так как не бывает идеальных беременностей, где на маму, а значит и на ребёнка, не действовали какие-то вредные факторы, типа экологии, инфекции, курение, даже пассивное, и т.д. Просто одно дело, если стигм 1-3 и фактически только врач понимает, что это стигма. Другое дело, когда стигм уже целый набор (от 5 и больше).

В основном достаточно осмотра кожи и общего строения скелета. Почему? Потому что кожа и скелет эмбриона развиваются из той же самой группы клеток, что и головной мозг. Если стигмы находятся преимущественно на голове и их много(!)- это маркер возможного нарушения нервно-психического развития, нарушений речи и психо-неврологических патологий в дальнейшем.

Наиболее распространенные: нарушения пигментации кожи (много родинок, родинки с оволосением, кожные пятна), слишком короткая или длинная шея, складки на шее, слишком маленький или большой рот, скошенный или, наоборот, выдающийся подбородок, широко посаженные глаза, короткая уздечка языка, раздвоенный язык, сращение пальцев рук или ног, ассиметрия лица и ещё очень-очень много чего. Ниже небольшой коллаж с некоторыми стигмами развития.

фото взяты из открытых источников

Кроме стигм, невролог также обращает внимание на общий мышечный тонус, рефлексы. Эта информация дает врачу представление о правильности работы и зрелости участков мозга, которые регулируют рефлексы и тонус.

Часто родители задаются вопросом о том, на основании чего врачом сделан вывод о природе органического/неорганического поражения мозга. Так вот, по сути патологические рефлексы, проблемы с мышечным тонусом и контролем естественных процессов и дают неврологу представление о том, что перед ним именно органическое поражение – нервная система не функционирует так, как должна. Поражение этого рода не означает, что имеет место какие-то обширные или необратимые повреждения, типа инсультов и опухолей. Чаще всего у детей находят банальную незрелость нервных структур.

  • Отоларинголог-сурдолог

Всем детям еще в роддоме или на первом месяце жизни в поликлинике по месту жительства делают так называемый аудиологический скрининг (отоакустическую эмиссию). Обследование входит в программу ОМС и призвано выявлять детей с тяжелыми врожденными нарушениями слуха.

Тем не менее, если вы видите, что ребёнок не реагирует на обращенную речь, не понимает просьб, посещение сурдолога, или по крайней мере ЛОРа, становится обязательным обследованием.

Дело в том, что проблемы со слухом у ребёнка также вызывают задержку психоречевого развития. Кроме этого, при нарушениях слуха также, как при ЗПР, аутизме и алалии, наблюдается стереотипное поведение (кручение предметов, бег по кругу, “крылышки”) и странные игры. Связано это с тем, что мозг ребенка из-за глухоты недополучает сигналы из окружающего мира. Это состояние называется депривацией. Стереотипии позволяют ребенку снизить напряжение от депривации.

Что может выявить обследование у отоларинголога-сурдолога?

Аденоидит

Ага, такая банальщина может вызывать снижение слуха и, как следствие, ЗРР, а потом и ЗПР. Разросшиеся аденоиды перекрывают евстахиевы трубы, уши у ребёнка закладывает и он начинает хуже слышать.

Степень разрастания аденоидов для начала проблем со слухом – 3 ст.

фото из открытых источников

Экссудативный отит

Эта форма отита появляется как незаметное осложнение после обильного насморка. За барабанной перепонкой скапливается вязкая жидкость и вызывает снижение слуха. В итоге ребенок все слышит сквозь скопившуюся воду в ушах. И если для реакции на бытовые звуки его слуха все еще оказывается достаточно, то для нормального развития речи уже нет. Нарушается распознавание слов и, соответственно, реакция на обращенную речь.

Экссудативный отит коварен тем, что часто протекает бессимптомно. Нет типичной для среднего отита острой боли, нет температуры. Распознать вредную болячку сможет только врач на очном приеме.

Слуховая нейропатия

Точность отоакустической эмиссии (ОАЭ) более 90%. Она довольно высокая, но не 100%. ОАЭ позволяет выявлять детей с повреждением конкретно ушей (барабанной перепонки, среднего уха и улитки). Но ОАЭ не выявит слуховую нейропатию – повреждение нервных волокон от внутреннего уха до слухового центра мозга. Такие дети на ОАЭ диагностируются как здоровые.

При слуховой нейропатии ребенок слышит речь неразборчиво, прерывисто. Звуки речи могут звучать для него каждый раз по-разному. В итоге ребенок не может нормально распознавать слова, не понимает речь и, соответственно, не может говорить. Это нарушение слуха надежно выявляет другое сурдологическое исследование – КСВП.

Если отоакустическую эмиссию может провести ЛОР, то КСВП делается практически всегда только сурдологами. Поэтому я изначально рекомендую искать именно отоларинголога-сурдолога для проведения комплексного обследования.

Психиатр

Психиатрия у нас достаточно стигматизирована. До сих пор визит к этому врачу считается чем-то стыдным, как будто человек, посещающий психиатра, имеет как минимум шизофрению. На самом деле психиатры лечат огромный спектр расстройств. Среди них есть и те, с которыми регулярно сталкиваются большинство людей. Например, нарушения пищевого поведения (психогенное переедание (это когда расстроился – надо конфетку съесть, а лучше килограмма два), анорексия, булимия), депрессия, разные формы зависимости, фобии, панические атаки, тревожность и т.д. То есть, визит к психиатру далеко не означает клеймо с устрашающим диагнозом.

В контексте проблем развития ребенка нас интересует конечно детский психиатр.

На осмотре он оценивает:

  1. адекватность реакции ребенка на новую окружающую обстановку (пугается ли ребенок или наоборот, осторожничает, закатывает истерику и т.д.);
  2. возможные симптомы – тики, стимы, гиперактивность или, напротив, заторможенность;
  3. уровень психического развития – может предложить ребенку игрушки по возрасту (пирамидку, кубики, вкладыши), задаёт простые вопросы.

Осмотр психиатра необходим, если ребенок проявляет явные признаки психических расстройств: неадекватно реагирует на опасность, есть галлюцинации, чрезмерная агрессивность, расстройства внимания и тики, мешающие социальной жизни и обучению ребенка.

Вопреки распространенному мнению, психиатр может не только назначить таблетки. Психиатр может предложить вам реабилитацию, после которой, возможно, как раз удастся избежать таблеток – при многих районных ПНД функционируют дневные стационары с педагогическим сопровождением. Там с ребенком работают дефектологи, психотерапевты, психологи и логопеды. Эту помощь через психиатра можно получить совершенно бесплатно по ОМС.

фото из открытых источников

А теперь обещанная информация о том, как выбрать нормального врача.

Если вам повезло и у вас адекватный, внимательный врач в детской поликлинике, можно обратиться и туда. Врачи, что называется “от Бога” далеко не всегда бывают непременно платными.

Немножко подробнее про “повезло”. Значит это то, что врач слушает ваши жалобы, расспрашивает вас, не стремится закончить приём за 2 минуты. И самое главное, такой врач не будет, смотря на ребёнка 5 минут, сходу сыпать диагнозами “моторная алалия”, “ЗПР” или “аутизм”, качать головой как у вас все плохо и выписывать ведро таблеток.

Если вы ищите платного специалиста, потрудитесь перед тем, как к нему записаться, почитать отзывы в интернете. Да, отзывы на данный момент легко покупаются и продаются. Но если врач хороший, то у него не будет:

  • однотипных хвалебных отзывов как под копирку;
  • врача наверняка будут знать на родительских форумах, групах в соцсетях, или вы даже услышите живую рекомендацию о нем от знакомых;
  • если будут плохие отзывы, то буквально 1-2, просто потому, что прям всем угодить нельзя.

В нашей стране неврологи часто назначают ноотропные препараты. Если врач компетентен, он никогда не назначит ноотропы ребенку без предварительного ЭЭГ.

ЭЭГ – это безопасное и безболезненное исследование электрических импульсов мозга. Чаще всего его используют для диагностики эпилепсии.

Эпилепсию и судорожную готовность не всегда бывает видно в классическом варианте с припадками. Иногда эпилепсия бывает скрытая (абсансная – бывает только после 4 лет) – ребенка не трясет, но он иногда теряет сознание на несколько секунд и это можно не замечать. Иногда бывают очаги судорожной готовности, которые могут при неблагоприятных условиях перерасти не только в отвратительное поведение из-за перевозбужденного мозга, но даже в настоящие припадки. Все это диагностируется на ЭЭГ. При данных состояниях категорически нельзя выписывать стимулирующие ноотропы, так как они повышают судорожную готовность. Соответственно, если вы пришли к неврологу, он вас видит впервые, никаких исследований нет, а вам сразу назначают вагон ноотропов, то лучше поискать для консультации другого специалиста.

То же самое касается и психиатров. У психиатров свой набор лекарств – транквилизаторы, нейролептики и антидепрессанты. И если транквилизаторы иногда назначают, чтобы снизить судорожную готовность, то для нейролептиков и антидепрессантов эпилептическая активность очень часто является противопоказанием для приема. В результате мозгу можно по незнанию очень сильно навредить.

Понятное дело, что специалисты назначают препараты без исследований потому, что явления скрытых эпилептических очагов и приступов достаточно редки. Но я не думаю, что кто-то из родителей хочет ставить эксперименты на своем ребенке и смотреть что из этого получится, в особенности, когда уже и так есть проблемы. Поэтому эту информацию нужно обязательно иметь ввиду при выборе врача.

Как всегда, я благодарю всех дочитавших до конца!

Ставьте лайки, задавайте свои вопросы и подписывайтесь – я буду рада помочь информацией всем желающим!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Источник