Как понять что ребенок отстает в развитии речи

Как понять что ребенок отстает в развитии речи thumbnail

Каждой маме приятно осознавать, что ее любимый ребенок — умный, талантливый, способный и многообещающий. Поэтому многие огорчаются, когда, к примеру, ровесник сына говорит лучше, чем собственное чадо. А если еще и мамочка подливает масла в огонь, рассказывая про «а мы еще и предложениями разговариваем»…

Детский невролог Галина Айткешева предлагает родителям не паниковать по поводу задержки речи у ребенка («ой, мы такие молчуны»), а определить норму по календарю речевого развития. Да, такой существует!

1 месяц улыбка.

2-3 месяца гуление.

6 месяцев лепет.

8 месяцев активный лепет.

9-10 месяцев слоги «ба-ба, ма-ма».

12 месяцев до пяти слов.

14 месяцев соотносит слоги с определенным предметом.

18 месяцев до 10 слов (в основном название).

24 месяца двухсловные предложения.

3 года ребенок в норме правильно произносит: «м, н, б, п, т, к, д, а, о». Словарный запас до 250 слов.

4-летний ребенок правильно произносит: «ф, ч, ш, ц, щ, с, з, в, г». Словарный запас до 2000 слов.

5-летний ребенок правильно произносит: «и, с, р, л». Произношение всех звуков в норме. Словарный запас до 3000.

6-7 лет произношение всех звуков в норме, понимает образную речь: «на скорую руку», «ни свет, ни заря». Словарный запас 35000 слов.

© Instagram @aytkesheva_galina

А теперь о том, как быть, если развитие речи малыша не совпадает с данным календарем? На эту тему есть мнение невролога Ольги Шемятовской.

Термин «задержка речевого развития» используется неврологами, логопедами, педиатрами, психологами. Часто не очень к месту, — говорит доктор.

От 10 до 15% 2-3 летних детей имеют задержку речи, но только 4-5 % остаются с задержкой к 4 годам. Дальше статистика еще лучше, а нарушения речи сохраняются, в основном, у детей с сопутствующими заболеваниями, вроде расстройств аутистического спектра или синдрома Дауна.

Можно считать, что речь подзадержалась, когда 90% типично развивающихся детей того же возраста, что и ваш, навык освоили, а ваш к освоению навыка даже не приблизился.

Невролог Ольга Шемятовская перечисляет и признаки, которые являются так называемыми «красными флажками» в речевом развитии:

Ребенок до 6 месяцев не реагирует на звуки и обращенную речь. Вообще. Никак.

В 6-9 месяцев не «болтает», то есть не издает любые звуки.

В 12 месяцев не говорит «мама», «папа» (или другие слоги/простые слова, обозначающие родителей), чтобы их позвать.

В 15 месяцев не использует слова (кроме слов обозначающих родителей) для своих запросов или комментариев. И также не использует жесты (знак рукой), чтобы показать, что хочет взять тот предмет.

В 18 месяцев не имеет по крайней мере 5 слов в запасе и никак их не использует. Не указывает на какое-то значимое событие/интересный предмет, чтобы разделить радость. (Например, увидел большой автобус, собачку, реку и зовёт взрослого, чтобы он тоже посмотрел)

В 24 месяца не может объединить 2 слова в словосочетание/простое предложение (я пришёл, привет, баба, хорошая собачка). Это могут быть не обязательно чёткие и понятные слова. Важна сама суть.

© Depositphotos

К какому специалисту идти в этом случае? К неврологу и логопеду. И вот какие вопросы могут задать маме врачи. Их перечислила доктор Ольга Шемятовская:

Есть ли (были) у кого-нибудь в семье проблемы со слухом, речью и ее развитием, социальным навыками, обучением?

Есть ли у ребенка проблемы со слухом (предполагаемые) или факторы риска их развития?

Имели место пренатальные воздействия или перинатальные осложнения? (внутриутробные инфекции, гипоксия, кровоизлияния и другие разнообразные проблемы во время беременности и родов)

Соответствуют ли другие навыки ребенка (в том числе социальные, адаптивные) его возрасту? Случались ли откаты (потери навыков)?

Каков уровень образования родителей, братьев и сестёр ребёнка, других взрослых и детей, живущих или часто контактирующих с ребенком?

Есть ли у родителей и других взрослых, проводящих с ребенком больше всего времени, признаки депрессии?

Прослеживаются ли у ребенка навыки игры и общения с другими детьми?

Какая у вас дома (в том месте, где ребёнок чаще проводит время) лингвистическая среда? (имеется в виду количество и качество речи, которой окружён ребёнок большую часть времени)

Для чего в основном ребенок использует уже полученные речевые навыки (не обязательно слова или фразы)? (Примеры ответов:

  • заявление о потребностях (голод, жажда, усталость, дискомфорт, недостаток внимания, желания; разделение с взрослым эмоций: какая большая машина! Какой вкусный торт!;
  • выражение идей;
  • описание того, что происходит вокруг;
  • просто названия предметов).

Логопед Дарья Мартьянова знает, как избежать задержки речевого развития речи детей и поясняет:

Речь стремительно формируется в первые годы жизни человека, не является врожденной способностью, не передается по наследству.

© Instagram @martyanovadasha

По мнению эксперта, самый благоприятный период для развития речи – от 0 до 3 лет. Если в период раннего возраста у ребенка в силу каких-либо причин речь не сформируется, то в дальнейшем уже будет невозможно наверстать упущенное. Поэтому просто необходимо с самого рождения погрузить ребенка в среду активного речевого общения. Логопед составила подсказки для родителей:

0–3 месяца

  • Как развивать ребенка в этом возрасте.
  • Пение гласных звуков (о, а, у, и).
  • Показывание при произношении звуков движений губ и языка. Ребёнок внимательно будет вглядываться в ваше лицо.
  • Пение колыбельных песен.
  • Разговаривайте с малышом, использую простые слова и предложения.
  • Делайте паузы, чтобы малыш смог вам «ответить» на своём языке.
  • Игры с пальчиками и ручками (сорока-сорока, посчитали пальчики и т.д.).
  • Использование в режимных моментах потешек, пестушек.

3–5 месяцев

  • Гуление. Эта стадия началась, если вы услышали, что ваш малыш произносит слоги – гу, угу, ага, агу или другие – ги, кхи, ма, га.
  • Важно начать повторять за малышом те звуки, которые он произносит, вступать с ним в диалог.
  • Начните читать коротенькие стишки, знакомые вам с детства (например, Агнии Барто).
  • Для малыша важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.
  • Продолжаем выполнять приемы из первого периода.

5–9 месяцев

  • Пора переходить на новый уровень речевого развития малыша. Логопед Дарья Мартьянова составила перечень полезных советов для заботливых мам.
  • Появляются сочетания согласных и гласных звуков: ба, па, ма, дя, тя.
  • Продолжаем играть в игры с ручками и ножками (сорока-сорока, кую-кую-ножку и др.)
  • Потешки, прибаутки
  • Игра в «Ку-ку» (спрятать лицо, игрушку)
  • Читаем книги, желательно с различными тактильными вставками, звуковыми эффектами.
  • Работаем с карточками, с иллюстрациями из книг: показываем, называем предметы (иллюстрации отдельных предметов, крупные, без мелких деталей).
  • Жестовые игры (ладушки, пока-привет)
  • Изучаем самые примитивные звуки окружающего мира: мяу, пи-пи, гав.

9–12 месяцев

  • Малышу скоро исполнится год. В этом возрасте лепет крохи совершенствуется, слоги, которые он начинает повторяться, образуют простые слова: ма-ма, ба-ба, ля-ля. Появляются первые слова, которыми малыш пытается обозначить определенный предмет.
  • Речь формируется по подражанию, поэтому большую роль играет четкая, правильная, неторопливая речь взрослых, – пояснила логопед.
  • Разговариваем с ребёнком всегда (режимные моменты, игры)!
  • Обращайте внимание ребёнка на разные звуки (звук телефона, папины шаги, дождик, шум воды).
  • Называем предметы правильно, не имитируя речь детей (без сюсюканий)
  • Развиваем моторику
  • Продолжаем чтение, работу с предметными картинкам
  • Используем методику Железновых (зарядка, развивающие песенки, пальчиковые и жестовые игры под музыкальное сопровождение)

Ближе к 12 месяцам показывайте предмет в действии (мячик катится, кукла упала)

  • Задавайте вопросы ребёнку: “где?”, “что это?”, “кто это?”, “где зайка, а где киска”?
  • Старайтесь мотивировать свои действия в речи: что нужно сделать? И для чего нужно?
© Depositphotos

На самом деле, если в семье с ребенком говорят родители, а не телевизор, малыш станет «болтунишкой». Общаясь с крохой, проговаривайте каждое ваше действие. К примеру, это — книжка. Сейчас будем читать. Хвалите ребенка за речевую активность. Давайте ему возможность и стимул сказать о своих желаниях самостоятельно, даже если вы точно знаете, что ему нужно. И помните, ваша речь должна быть понятной и правильной.

Читайте также:  National geographic развитие ребенка фильм

Результат внимания взрослых к детской речи проявляется в детском саду, а затем в школе. Дети, родители которых формировали и обогащали их словарный запас, чувствуют себя более уверенно. Поэтому говорите с ребенком, читайте ему, обсуждайте что-то интересное!

А как вы развиваете речь своего ребенка?

Читайте также:

  • Почему ребенок не разговаривает
  • Нарушение речи у детей дошкольного возраста
  • Основные причины логоневроза и его лечение
Все фото: Depositphotos

Источник

Для многих родителей задержки в развитии ребенка стали насущной проблемой. Но ступор и отчаяние, являющиеся первой и естественной реакцией на получение такого диагноза, сменяются твердым намерением что-либо изменить в лучшую сторону и помочь своему ребенку догнать сверстников. С этого момента начинается долгий, иногда сложный путь, но стабильное улучшение результатов и достижения маленького человечка становятся лучшей наградой за все приложенные усилия и старания.

Рыжая девочка сидит за столом с книгой

Что такое задержка развития и виды

Задержкой в развитии называют нарушение нормальной скорости
развития того или иного физического или психического аспекта у детей разного
возраста. Выделяют следующие виды задержек в развитии ребенка:

  • ЗРР – задержка речевого развития;
  • ЗПРР – психоречевого;
  • ЗПР – психического;
  • ЗМР – моторного;
  • ЗПМР – психомоторного.

В большинстве случаев задержки развития поддаются коррекции.
Но эффективность принятых мер во многом зависит не только от качества
выполнения врачебных рекомендаций, но и от того, насколько рано родители
обратились за помощью.

Задержка речевого развития (ЗРР)

Речь присуща только людям и является основой общего
развития. Именно она признана ведущим показателем того, как ребенок
воспринимает окружающий его мир, и отражает готовность с ним взаимодействовать.
Поэтому возникновение ее нарушений, является поводом для немедленного принятия
мер. Но при этом нельзя забывать, что каждый ребенок развивается в своем
собственном ритме и не стоит искать проблем там, где их нет.

Критерием оценки степени речевого развития можно считать общепринятые нормы, разработанные для каждого возраста, т. е. тот минимум, присутствие которого является показателем нормального развития. Если же родители замечают, что речь крохи не дотягивает по многим параметрам до нормы, им следует обязательно записаться на консультацию к специалисту. Но крайне редко задержка развития речи присутствует обособленно. Обычно это сопровождается отставанием в психическом развитии, т. е. у ребенка диагностируется психоречевая задержка развития (ЗПРР).

В большинстве случаев обнаружение задержки развития речи у детей обнаруживается до 4-х лет.

Ребенок закрыл рот рукой

ЗРР может возникать в результате:

  • поражения центральной нервной системы:
    • афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
      что наблюдается при повреждении головного мозга (может страдать не только
      функция говорения, но и понимания речи другого человека);
    • алалии – полное отсутствие или грубое
      недоразвитие речи;
    • дизартрии – неправильное произношение или
      сложности при выговаривании некоторых звуков и букв.
  • Развития функциональных нарушений в ее работе:
    • заикание – частое повторение звуков, их
      удлинение, постоянные остановки в речи;
    • мутизм – отсутствие реакции на вопросы,
      обращенные к ребенку, хотя способность говорить и понимать окружающих
      сохраняется;
    • судромутизм – функциональная, т. е. обратимая
      утрата речи.
  • Наличия дефектов артикуляционного аппарата:
    • ринолалия – искажение многих звуков, что
      обусловлено нарушениями небно-глоточного смыкания;
    • механические дисплазии – изменения строения
      органов, принимающих участие в произношении звуков.

Очень часто не удается до конца выяснить, действие какого
фактора стало причиной задержки речевого развития. Тем не менее сегодня
считается, что ЗРР может быть вызвана:

  • родовыми травмами разного рода;
  • патологиями беременности;
  • заболеваниями головного мозга, включая аномалии
    развития, ишемические явления, лейкодистрофию, опухоли;
  • нарушениями слуха;
  • травмами головы;
  • нарушениями развития мышц лица и ротовой
    полости.
Читайте также:  Роль изо в развитии ребенка

Не последняя роль в возникновении ЗРР отводится наследственности и психическим отклонениям. Иногда причины появления проблем с речью кроются в психологическом давлении на ребенка и грубых ошибок в воспитании. Но в любом случае с проблемой следует бороться и принимать меры для наиболее быстрого его решения. В противном случае задержка речевого развития может стать причиной возникновения проблем в общении ребенка со сверстниками, не говоря уже о низкой успеваемости в школе и проблемах с дальнейшим трудоустройством.

Маленький мальчик разводит руками

Когда нужно обратиться к врачу

В качестве повода для обращения к специалисту стоит
расценивать следующие признаки:

  • отсутствие эмоциональной реакции на происходящее вокруг на 4-м месяце жизни, в частности ребенок не улыбается родителям, не оживляется при их появлении и т. д.;
  • не агукает и не пытается выдавать повторяющиеся звуки по типу «ба-ба-ба» в 8—9 месяцев и в целом создает впечатление тихони;
  • возникновение сложностей с жеванием в 18 месяцев, что может проявляться тем, что ребенок давится при попытке съесть кусок яблока;
  • ребенок не говорит простых слов в 1,5 года или не пытается выучить новые в 2 года, если сумел освоить несколько простых;
  • активный словарный запас ребенка в 2,5 года составляет менее 20 слов, он не может назвать части тела или привычные предметы, не составляет словосочетания из 2-х и более слов;
  • в 3 года говорит абсолютно неразборчиво даже для родителей, не может построить предложение из нескольких слов, не понимает простых рассказов, объяснений родителей или говорит очень медленно, растягивая окончания слов, или же наоборот говорит слишком быстро, глотая окончания, иногда дети с ЗРР не могут самостоятельно построить предложения, а изъясняются фразами из мультиков, услышанными от взрослых.

При психоречевой задержке развития дети обычно имеют
инфальтильный вид и слабо развитые мышцы. Они мало эмоциональны, имеют
нарушения памяти и мышления, отличаются слабым воображением и склонны выполнять
однообразные действия. Поскольку все психические процессы протекают медленно, в
связи с чем детям с ЗПРР сложно переключаться с одной мысли на другую.

Нередко ЗПРР сочетается с ДЦП.

Ребенок с ДЦП

Диагностика ЗРР

Чтобы эффективно воздействовать на проблему нужно определить
ее причину и степень выраженности. В этих целях проводится комплекс
исследований, включающий:

  • оценку уровня речевого развития и степень
    отклонения от нормы;
  • осмотр отоларинголога и проверку слуха у
    сурдолога;
  • тесты, направленные на оценку степени понимания
    речи;
  • психологические тесты и анализ характера
    взаимодействия взрослых с ребенком;
  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиографию;
  • УЗИ с допплером головного мозга и пр.

Тем не менее часто точно установить причину возникновения
ЗРР не удается. В таких ситуациях характер терапии строят на основании только
характера имеющихся отклонений от нормы и проводят комплексное лечение,
направленное на улучшение работы нервной системы.

МРТ для детей

Лечение ЗРР

Чем раньше будет обнаружена задержка речевого развития, тем
легче и продуктивнее будет протекать коррекция и у ребенка будет больше шансов
на полное восстановление. Во всех случаях терапия носит комплексный характер,
но она всегда разрабатывается индивидуально в соответствии с характером
обнаруженных проблем.

Компонентами лечения задержки речевого развития могут быть:

  • Медикаментозная терапия – конкретные препараты и их дозировки подбираются на основании диагноза и возраста ребенка неврологом и иногда психиатром. Основной задачей медикаментозного лечения в большинстве случаев является стимуляция и обеспечение нормального питания клеток головного мозга. Поэтому обычно назначаются комплексные витаминные препараты, аминокислоты и другие.
  • Физиотерапия – основными видами физического воздействия, показанного при ЗРР, являются магнитотерапия и рефлексотерапия. С их помощью удается активизировать работу соответствующих отделов головного мозга и повысить качество речи. В частности сеансы магнитотерапии способствуют образованию новых функциональных связей.
  • Работа с дефектологом и логопедом – занятия всегда проводятся в индивидуальном порядке и направлены на устранение недостатков речи. Они организуются в игровой форме, что позволяет ребенку воспринимать их не как элемент лечения, а в качестве приятного времяпрепровождения. В рамках работы с логопедом проводится специальный массаж, характер которого зависит от того, произношение каких звуков страдает.

Детям с задержками развития показана иппотерапия, дельфинотерапия и другие подобные виды работы с животными.

Весьма эффективным способом преодоления проблемы ЗРР
является мануальная терапия с элементами остеопатии.

Мальчик выполняет логопедическое упражнение

Задержка психомоторного развития (ЗПМР)

Задержка психомоторного развития диагностируется у многих
детей раннего возраста, причиной чего могут выступать незначительные
органические изменения в состоянии головного мозга или нарушения
функционирования его работы. Подобные изменения могут быть врожденными, стать
следствием получения родовой травмы или приобрестись ребенком в течение жизни. В
последнем случае ЗПМР может выступать результатом наследственной
предрасположенности, вследствие чего проявления задержки психомоторного
развития могут возникнуть на фоне перенесения инфекционного заболевания,
отравления, метаболических нарушений и действиях социальных факторов. Поэтому
толчком для развития ЗПМР способны стать невнимательность к ребенку, отсутствие
любви к нему, педагогическая запущенность, плохие условия жизни и т. д.

Таким образом, различают неспецифическую и специфическую задержку психомоторного развития. При неспецифической или доброкачественной задержке отсутствуют патологии головного мозга, благодаря чему она легко поддается коррекции и при создании адекватной внешней среды и особых условий полностью проходит, а ребенок догоняет сверстников по всем параметрам.

Девочка и растущий график

При специфической ЗПМР наблюдаются повреждения тех или иных
мозговых структур, что и приводит к отставанию в развитии двигательных,
психических, речевых функций. Это сопровождается возникновением характерных симптомокомплексов
и требует назначения соответствующего ситуации лечения, без которого ЗПМР не
может полностью компенсироваться. Изначально обычно можно заметить отставание
только по одному из параметров, но со временем специфическая задержка
психомоторного развития приводит к равномерному нарушению всех функций.

ЗПМР может протекать с разной степенью тяжести, на основании
чего различают:

  • ЗПМР 1-й степени – отставание психомоторного
    развития не больше чем на 1 возрастной интервал, причем с наблюдающейся
    тенденцией к сокращению его выраженности по мере взросления ребенка. При такой
    форме задержка развития быстро компенсируется, и ребенок догоняет одногодок по
    характеру развитости психических, двигательных и речевых функций, но только при
    условии проведения грамотного лечения.
  • ЗПМР 2-й степени – отставание более чем на 1
    возрастной период на фоне отсутствия склонности к постепенной компенсации и
    сокращению выраженности запаздывания психомоторного развития или даже тенденции
    к увеличению дефицита. При такой форме очень важно правильно подобрать лечение,
    но и это не гарантирует полной компенсации психомоторных функций, а лишь может
    дать возможность избежать увеличения временного дефицита по мере взросления
    ребенка.
  • ЗПМР 3-й степени – отставание психомоторного
    развития ребенка больше чем на 1 или даже 2 возрастных периода. Это наиболее
    тяжелая форма ЗПМР, сопровождающаяся неуклонным увеличением отставания в
    психомоторном развитии ребенка от одногодок. При этом двигательные, речевые,
    психические функции могут даже не отличаться тенденцией к развитию.
Читайте также:  Советы для развития ребенка в 2 месяца

Мальчик собирает пазл

Признаки

Задержка психомоторного развития может начать проявляться в
любой период жизни ребенка, что и определяет характер возникающих симптомов.
Так, в период новорожденности на наличие отклонений от нормы может указывать:

  • апатичность ребенка, отсутствие реакции на появление
    чувства голода или насыщения, усталость и т. д.;
  • слабо выраженные безусловные рефлексы, склонные
    быстро угасать при многократном раздражающем воздействии;
  • отсутствие попыток поднимать голову при
    переворачивании на живот.

При этом у новорожденных с признаками ЗПМР наблюдается
нормальная двигательная активность, а мышцы пребывают в гипертонусе. В
следующем возрастном периоде, т. е. с 1 до 3 месяцев при задержке
психомоторного развития могут наблюдаться короткие периоды бодрствования и
слабость или полное отсутствие эмоциональных реакций. Что же касается периода с
3 до 6 месяцев, то в этом время заставить родителей бить тревогу должно
запаздывание становления рефлексов, в частности то, что ребенок не пытается
перевернуться со спины на живот и приподниматься на руках.

Более выраженными признаки ЗПМР становятся в 6—9 месяцев. В
таком случае на наличие отклонений может указывать:

  • низкий уровень выраженной активности во время
    общения и присутствие малого количества игровых реакций, жестов;
  • слабая эмоциональная окраска издаваемых звуков,
    лепета;
  • отсутствие способности брать предметы 2-мя
    пальцами;
  • отсутствие попыток встать, ребенок не может
    самостоятельно сесть и плохо ползает.

Признаки ЗПМР в 8—9 месяцев

К году у младенца уже должен быть огромный комплекс достижений, одним из которых является ходьба и активное лепетание. Но при ЗПМР 9–12-месячные груднички не используют лепетных слов и не окрашивают их эмоционально. Такие дети могут стоять с поддержкой, но пойти еще не в состоянии из-за недоразвитости двигательных функций.

Но, к сожалению, ЗПМР крайне редко диагностируется на первом
году жизни. Обычно признаки отклонений от нормы заставляют родителей
насторожиться значительно позже. В таких ситуациях они обращают внимание на:

  • эмоциональную незрелость – настроение ребенка
    часто меняется, он суетлив, неуверенный в себе, стеснительный, плохо
    контролирует свою реакцию на различные виды деятельности и сложно адаптируется
    в коллективе сверстников, например, в детском саду;
  • расстройство внимания – ребенку трудно
    концентрироваться на чем-либо, в результате чего он постоянно отвлекается от
    своего занятия, склонен бросать дело на полпути (иногда проявляется
    возникновением синдрома дефицита внимания и гиперактивности);
  • нарушение восприятия окружающего мира – ребенку
    сложно сформировать целостное представление о чем-от, в результате чего ему не
    удается узнать знакомый предмет только по его части и воспринимать
    схематические рисунки;
  • нарушения памяти – дети с ЗПМР могут плохо
    запоминать новую информацию, путаться в ней, быстро забывать;
  • нарушения речи – в основном проявляются
    снижением скорости ее развития, хотя могут присутствовать и другие виды
    задержки развития речи, характер которых определяется тяжестью течения ЗПМР;
  • отставание в развитии мышления – ребенку сложно
    решать логические и другие задачи;
  • несформированность игровой деятельности – игры
    отличаются бедностью содержания, посвящены бытовой теме.

Не всегда подобные признаки указывают на задержку развития,
но их наличие является поводом для обязательного получения консультации врача,
причем как можно скорее.

Девочка нарисовала рисунок

Диагностика и лечение ЗПМР

При выявлении запаздывания в психомоторном развитии у
ребенка любого возраста нужно немедленно обращаться к неврологу для
установления причины этого. Врач проведет осмотр малыша, понаблюдает за его
поведением и назначит ряд необходимых исследований, среди которых могут
присутствовать:

  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиография и др.

При подтверждении отставания в развитии лечение назначается
немедленно, причем нередко оно требует квалифицированной поддержки не только
невролога и психолога, но и логопеда, дефектолога, мануального терапевта и
других узких специалистов. Оно может включать:

  • медикаментозную терапию – подбирается строго
    индивидуально на основании характера обнаруженных органических изменений, их
    тяжести и возраста ребенка;
  • физиотерапию – показаны занятия ЛФК,
    магнитотерапия, водолечение, выполнение специальных упражнений на развитие
    мелкой моторики;
  • мануальная терапия – помогает устранить
    имеющиеся отклонения от нормы и улучшить высшую нервную деятельность, а также
    укрепить мышцы тела, нормализовать тонус, создать наиболее благоприятные
    условия для полноценного развития ребенка;
  • коррекция образа жизни – подразумевает
    налаживание гармоничных отношений с ребенком, повышение качества и
    сбалансированности его питания, внедрение в ежедневные задачи специальных игр и
    т. д.

Мануальная терапия для детей

Ребенку с ЗПМР, а также его родителям может быть показана
работа с психологом. Специалист сможет обнаружить скрытые проблемы в
отношениях, грамотно проработать их и добиться существенного улучшения
атмосферы внутри семьи.

Весьма положительным образом на психомоторном развитии сказывается арт-терапия, сказкотерапия, иппотерапия.

Таким образом, задержка развития – это не приговор.
Получение такого диагноза вовсе не означает, что ребенок никогда не будет
таким, как его сверстники. Но он является поводом немедленно начинать
действовать, ведь чем раньше будет обнаружено отставание в развитии, тем
быстрее и легче будет проходить коррекция, а ее результаты при правильной
разработке терапии однозначно порадуют родителей и помогут ребенку догнать
одногодок или как минимум органично адаптироваться в их обществе.

Источник