Как помогать ребенку до года развитие

Автор: Наталья Позднякова
16:01 | 26.07.2016
Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.
Речь шла о популярном теперь раннем развитии. Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой Глена Домана, и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.
Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия Марии Монтессори не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?
Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.
Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.
Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.
Чем заниматься с ребенком грудного возраста
Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.
- Первый месяц
Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.
- Второй месяц
Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.
- Третий месяц
Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу. Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.
- Четвертый месяц
Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.
- Пятый месяц
Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.
- Шестой месяц
Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.
Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.
- Седьмой месяц
Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.
Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.
- Восьмой месяц
Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.
- Девятый месяц
Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.
Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.
- С 10 месяцев до года
В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.
Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.
Самое главное, без чего нет никакого развития при самом великолепном уходе – это эмоциональный контакт младенца с близкими людьми, а, самое главное, с матерью. Читайте также «Первые месяцы жизни ребенка и самочувствие мамы».
Если вам понравилась эта статья, приглашаю вас поделиться ею с вашими друзьями в социальных сетях. Подписывайтесь на обновления моего блога, и вы узнаете много интересного.
Источник
Вас наконец выписали из роддома и вы с маленьким кулёчком (или маленькими кулёчками) обустраиваетесь дома.
Первое время, конечно, тяжёло. Нужно привыкнуть к новому статусу.
Но вот вы освоились, разобрались с базовыми моментами, вроде: кормления, переодевания, укладывания, купания, прогулок.
Теперь, можно добавить полезные занятия и игры во времяпровождение крохи.
В чём польза? Как можно играть и заниматься с месячным малышом?
Занятия , игровые моменты – это качественное внимание с вашей стороны, что ещё сильнее укрепит связь с маленьким человечком. А ещё развитие крупной и мелкой моторики, вестибулярного аппарата, речи, слухового восприятия, сенсорное развитие.
Да, даже с месячным малышом можно и нужно заниматься. И это совсем не сложно и займёт не много времени.
от 0 до 3 месяцев
Этот период считается «4 триместром»
Поэтому, самое важное – это максимальный контакт с мамой. Вы, как бы, «донашиваете» малыша.
Как занимаемся?
1. Как только зажила пупочная ранка, перед каждым кормлением выкладываем на животик.
Далеко не всем детям это нравится. Но делать нужно обязательно. Начните с малого и постепенно увеличивайте время.
2.Интересно и полезно, практиковать ползание.
Это не опечатка. С момента выкладывания на живот, можно стимулировать ползание, за счёт врождённых рефлексов. Но имейте в виду, что они постепенно угасают. Если не стимулировать рефлекторное ползание, малыш будет учиться позже по-другому.
3.Малышей до 3 месяцев, часто беспокоит животик.
Гладьте животик по часовой стрелке и говорите с крохой или рассказывайте короткие стишки. Обязательно с живой мимикой и интонацией.
4.Массаж ладошек и пальчиков.
В норме, до 3 месяцев, у детей физиологический гипертонус (повышенный тонус) рук, ручки сжаты в кулачки.
Чтобы нормализовать тонус, аккуратно разжимайте ладошки малыша и разглаживайте, словно веер. Аккуратно помассируйте каждый пальчик. Можно и нужно сопровождать это песнями и стихами.
5.Возьмите на заметку приём для привлечения внимания крохи к своему лицу, им пользуются логопеды.
Наденьте крупные яркие серьги или накрасьте губы красной помадой.
И так же разговаривайте с малышом, стройте рожицы, гримасничайте, улыбайтесь.
6.Занятия на фитболе.
Совсем крохам будут полезны лёгкие покачивания, вибрация на мячике. Это укрепляет вестибулярный аппарат.
По мере роста малыша, возможных упражнений станет больше.
В интернете можно найти множество видеоуроков.
7.Ближе к трём месяцам уже можно начать играть во, всем известное, Ку-ку.
Закрывайте своё лицо ладонями, открываете и радостно и эмоционально произносите: Ку-ку!
И ловите ответную улыбку крохи.
8.Ближе к 2-3 месяцам попробуйте привязать к руке или ноге малыша яркий воздушный шар, наполненный гелием.
Кроха будет активно шевелить ручками-ножками и следить за шариками.
9.К двум месяцам, вкладывайте в ручку малыша небольшую лёгкую погремушку. Покажите, как с ней взаимодействовать.
Используя звучащую игрушку, погремушку, – пошумите слева, справа от малыша. Пусть он поворачивает голову в сторону звука.
Постепенно увеличивайте расстояние.
10.Многим детям уже с месячного возраста становятся интересны висящие над ними игрушки.
Используйте растяжку для кроватки или специальный тренажёр, развивающий коврик или дугу с игрушками. Игрушки обязательно на расстоянии вытянутой руки малыша, чтобы он видел и хотел дотянуться, ухватить.
Но помните:
Для ребёнка до года важнее всего физическое развитие. Поэтому, развивающие коврики, коконы, и всё, что ограничивает подвижность малыша, рекомендуется использовать до 3-4 месяцев.
от 3 до 6 месяцев
В этот период некоторые дети овладевают сразу несколькими навыками: переворот, ползание, сидение. Но это редкость, и ни в коем случае не нужно стремиться скорее вертикализировать малыша: не сажайте его в подушки, не ставьте в ходунки.
Важно на этом этапе, чтобы ребёнок мог переворачиваться и длительно лежать на животе.
Рекомендуется, с целью снижения риска падения и для дальнейшего развития, – с 4 месяцев начать вести «половую жизнь». Всё время, когда малыш не спит, не ест и не гуляет, желательно проводить на полу (конечно не на холодном, сейчас есть всевозможные коврики, а мои дети обитали на обычном ковре).
Мы не сразу поняли, как ползать, сын пытался, как мог
Что делаем?
1.Если вы занимались рефлекторным ползанием, то продолжайте. Но добавьте стимул: положите перед крохой игрушку или любую, безопасную вещь, которую очень захочется ухватить (малышу, разумеется).
2.Сенсорное развитие.
Познакомьте малыша с разными текстурами, поверхностями и не забывайте проговаривать, что это, и какими свойствами обладает.
Для этого хорошо иметь игрушки из разных материалов или слингобусы.
Сейчас очень популярны натуральные, деревянные игрушки. И это здорово.
Особенно, ручной работы. Мастера используют ароматный можжевельник, покрытое маслом или необработанное дерево (оно отличается визуально и наощупь, и это то, что нам нужно).
Трогаете предмет ручкой малыша, и говорите:
Это деревянный (…). Дерево шероховатое, понюхай как пахнет.
Вы нарочито и смешно показываете, как нюхаете.
Всё, что вы проговариваете обязательно должно сопровождаться чёткой артикуляцией, мимикой и эмоциями.
3.Для раскрытия ладошек, очень полезно барабанить ручками по фитболу.
Положите малыша животом на мяч. Возьмите его ручки в районе локтей и ритмично постучите ладошками по фитболу.
4.Игра в «Ладушки» ( пока вы сами хлопаете и выполняете движения ручками малыша.
«Сорока» – это игровой вариант пальчиковой гимнастики. Вы сами загибаете пальцы малыша, приговаривая стишок.
5.Включите любимую музыку, но желательно не очень быструю.
Прижмите малыша к своему плечу, придерживайте головку, и покружитесь с ним под музыку. Делайте это неспешно, чередуйте стороны. Вальсируйте с крохой.
6.Если вы не занимались ползанием с рождения, не беда.
В 4 месяца вы с малышом бодрствуете на полу. И чтобы у ребёнка была мотивация для переворотов, ползания, – кладите игрушки на расстоянии вытянутой ручки малыша.
В этом плане очень хороши небольшие неваляшки. Очень привлекает внимание детей.
Так же можно положить малыша на живот и дать ему отталкиваться ножками от ваших рук.
7.Стройте рожицы. Наклонитесь к малышу поближе и погримасничайте. Можете показывать язык.
Детей это очень веселит, и со временем они пытаются повторять движения.
Каждый родитель лучше знает и чувствует своего малыша. Что нравится, что заставляет улыбаться.
Детям до года важнее всего физическое развитие, потому что «маленькому кабачку» необходимо освоить очень много навыков.
А для становления речи нужно как можно больше живого эмоционального общения. Повторяйте звуки, слоги, которые говорит малыш. Это побуждает его продолжать в том же духе.
В следующий раз, расскажу чем заняться с ребёнком после 6 месяцев.
Источник
Игрушки для вашего малыша — это ключ к познанию мира, в который он пришел всего несколько недель назад. Ребенок растет быстро и для каждого возраста, для каждого этапа развития ему нужны разные игрушки для приобретения определенных навыков.
Как развивать ребенка до 3 месяцев
Зрительное слежение и слуховое внимание. В этом возрасте самая главная игрушка ребенка — это вы. В те короткие моменты бодрствования малыш до бесконечности будет изучать ваше лицо. Острота зрения еще очень слабая, но на расстоянии около 30 см ребенок наверняка сможет различить выражения вашего лица. Через 6-8 недель после рождения младенец улыбнется вам своей первой улыбкой. Чтобы органы восприятия младенца развивались правильно, необходимо раздражение органов чувств. Это зависит не только от процесса физического роста, но и от импульсов, которые вы даете. Можно найти множество способов занять малыша, рассмешить его. Маленьким очень нравится рассматривать предметы, расположенные недалеко от них, они любят яркие движущиеся игрушки. Закрепите вашему крохе яркую карусель на кроватке или коляске. Она привлечет его внимание нежной мелодией, яркими чистыми цветами и, конечно, движением.
Не забудьте, что самая лучшая колыбельная — это колыбельная, спетая любящим голосом мамы.
На третьем месяце жизни появляется знание собственного тела, формируется его «схема»: младенец начинает с удовольствием пользоваться своими ручками и ножками, разглядывать их. Он также сразу заметит поднесенную ему игрушку и постарается ударить по ней. Для массажа ладошек и развития чувствительности пальчиков, вы должны предлагать малышу игрушки, выполненные из материалов различных структур и поверхностей (ткани, резина, пластмасса и т. д.)
Как развивать ребенка в 4-6 месяцев
Исследование объектов окружающего мира путем хватания, ударов по предметам, ощупывания, потряхивания, жевания, сосания, рассматривания. Малыш учится координировать движения рук и глаз, и уже способен самостоятельно достать и ухватить рукой нужный ему предмет. И уж конечно он не откажет себе в удовольствии попробовать его на вкус. Поэтому к игрушкам этого возраста предъявляются особые требования. Они должны быть достаточно крупными, чтобы ребенок не смог бы их проглотить. Не должно быть острых краев, они не должны быть ломкими. Не забудьте и о безопасности материалов, из которых сделаны игрушки. Каждое прикосновение к новому предмету или игрушке, каждое движение малыша — это открытие целого мира. Ведь все в его жизни происходит первый раз. В этом возрасте все внимание вашего малыша занимает центр активности. Различные забавные игрушки-погремушки вращаются на перекладине и гремят, стоит только ударить по ним. Шум и движения приводят ребенка в восторг — ведь это он сделал сам! К 6-7 месяцам малыш уже может сам переложить игрушку из одной ручки в другую.
Как развивать ребенка в 7-9 месяцев
Между 6 и 9 месяцами кроха научится сидеть. Это умение открывает для него новые перспективы и просторы для познания мира. Он уже тянет руки к предмету сознательно и точно. Действия двумя руками: умение воздействовать на один предмет посредством другого. Самое время поиграть в ладушки. Можно подключить к игре крышки, ложки, кубики, погремушки. Пальчики малыша стали очень ловкими. Он может брать уже и мелкие предметы. Однако собирать пирамидку в правильном порядке малышу пока не под силу без вашей помощи. Малыши в этом возрасте по-прежнему с удовольствием играют с мягкими погремушками в виде забавных зверей. А тут еще начинаю резаться первые зубки и причиняют и маме. и малышу немало беспокойных минут. На помощь придут игрушки с прорезывателями, они выполнены из рельефного безопасного пластика. Знание связи между объектом и его функцией, приводящей к определенному эффекту. Все, что движется, вращается, выглядит пестро, производит шум, представляет собой желанный объект для исследования и одновременно учебный материал. Помогайте ребенку, подсказывайте, как нужно воздействовать на предметы, что с ними необходимо делать, чтобы они производили какие-то действия. Малыш с удовольствием воспользуется вашим уроком.
Как развивать ребенка в 10-12 месяцев
В 9-10 месяцев происходит настоящая революция — теперь ваш малыш может удерживать мелкие предметы между пальцами. С этого момента начинает формироваться мелкая моторика, ловкость пальцев быстро прогрессирует. Умение собирать мелкие предметы. В ход для игры пойдет все: кубики, шарики, коробочки, главное, чтобы предметы были достаточно крупными и безопасными. Обязательно приобретите малышу конструктор, разработанный специально для грудничков. Это яркие блоки различных форм, а также сортеры — где предметы определенной формы нужно вкладывать в подходящие отверстия. Конечно, все это с помощью мамы. Самые подходящие игрушки для этого возраста — вот эти сортеры, пирамидки, пазлы. Умение надевать кольца, браслеты, бусы. Именно для развития таких навыков и нужны яркие пирамидки. Ваш малыш наверняка будет с удовольствием играть такой игрушкой. Выберите классический вариант пирамиды, или более современный, где каждое из колец имеет свою текстуру поверхности. Некоторые из деталей заполнены разноцветными бусинками, а какие-то из колец служат прорезывателями. Умение совершать с предметами свойственные для них действия — это умение играть с мячом, машинкой, детским молоточком. Все то, что для взрослых кажется очевидным, тоже должно быть освоено. Помогите своему карапузу, расскажите и покажите как это делается. Здесь неоценимую помощь в развитии крохи окажут движущиеся игрушки: машинки, поезда, паровозы, изготовленные из безопасного полимерного материала, из мягкой ткани, и при движении имитирующие звуки и сигналы настоящего транспорта или животных. Отношение к куклам как к живым «подругам». По-настоящему играть в куклы дети начинают только с трехлетнего возраста, но наверняка ваш дом уже полон различными мягкими игрушками и куклами-пупсами. Это подарки вашему крохе, и он верит в реальность существования маленького друга в виде плюшевого мишки, например. В кроватке с таким другом совсем не страшно, и такие игрушки помогают заснуть маленьким непоседам. Стимуляция мелкой моторики и развитие речи. Тут на помощь могут прийти бабушки и дедушки, у них в запасе множество песенок и потешек. Кроха с удовольствием будет снова и снова просить поиграть вас в веселую игру, загибать пальчики, «варить кашу». Это время для первых книжек малыша, пальчиковых рисовалок и занятий. Не стоит ограничивать свободу перемещений ребенка — ваш дом должен подстраиваться под него, а не наоборот. Кроватка и манеж не должна становиться единственным местом обитания малыша, Очень важный этап в развитии — ползание, малыш должен иметь возможность изучать окружающее пространство. Исследования показали, что дети, не способные к учебе, часто пропускают этап ползания. Давайте ребенку возможность все делать самому. Конечно, проще и намного чище для кухни аккуратно покормить малыша с ложечки, но полезнее для развития дать эту ложку ему самому. Однако не стоит и подталкивать ребенка, не стоит заставлять его делать больше, чем он может. Например, запихивать малыша в ходунки, чтобы он как можно быстрее научился ходить. Нет никакого смысла ускорять этот процесс, каждый ребенок начинает ходить тогда, когда его мышцы достаточно окрепнут для этого.
Источник