Как помочь ребенку в развитии ручек

Малыши берут карандаши и ручки как им удобно. Как правило, это не правильный захват пишущего инструмента. Если во время не помочь ребенку сформировать умение, неправильная привычка укоренится.

Какие могут быть последствия:

– у ребенка быстро устает рука во время работы;

– формируется плохой почерк;

– уменьшается скорость письма;

– портится осанка;

-ухудшается зрение.

Когда начинать обучать правильному брать карандаш?

Приучать ребенка необходимо с самого раннего возраста. Когда малыш только начинает брать погремушку, ложку. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче в будущем ребенок сможет адаптироваться к школе. Но все же самое оптимальное время примерно в 2-3 года.

Вот так выглядит правильный захват ручки, карандаша или любого другого пишущего инструмента:

Признаки неправильного захватывания ребенком пишущего инструмента:

– удерживает карандаш в кулаке;

-сильно сдавливает карандаш в руке;

-держит большой палец на карандаше ниже указательного;

-пальцы расположены на карандаше слишком низко или слишком высоко;

-рисуя, вращает листок бумаги,а не карандаш.

-верхняя часть карандаша направлена не к шее, а к плечу.

Если вы заметили у своего малыша один или несколько из этих признаков необходимо помочь ему это исправить.

Проверить правильность захвата, можно так:

Попросить ребенка поднять указательный палец. Карандаш должен остаться на месте.

Но, прежде чем приступить обучению, правильно держать карандаш или ручку, необходимо научить ребенка сидеть за столом.

Методики, с помощью которых можно помочь ребенку научиться правильно держать пишущий инструмент:

Каждая из методик действенна на 100%, выбрать можно любую, наиболее подходящую вашему ребенку.

1. Захват “пинцетом”.

Ребенок ставит карандаш грифелем вниз перпендикулярно листу бумаги. Далее необходимо захватить тремя пальцами (большой, указательный и средний) верхнюю часть карандаша. Пальцы скользят вниз до положения, при котором будет удобно писать.

2. С помощью салфетки.

Необходимо взять обычную бумажную салфетку и сложить ее в несколько раз. Ребенку нужно прижать ее к ладони 2мя пальцами (мизинцем и безымянным). Оставшиеся “рабочие” пальцы правильно захватывают карандаш. В процессе письма салфетка должна оставаться в ладони.

3.Мелки.

Обычные мелки (подойдут восковые и пастель) разломить на кусочки примерно по 3 см. Такие маленькие кусочки дети будут держать как раз 3 мя “нужными” пальцами. Они привыкают так держать и затем постепенно можно переходить к другим пишущим инструментам.

4. Метка.

Необходимо нарисовать на среднем пальце и на карандаше (примерно на 1,5 см. выше от грифеля) точки. Объяснить малышу, что эти точки должны совместиться.

Можно придумать какую – нибудь историю, про карандаш и пальцы. Например, что карандаш устал и ему нужно отдохнуть, поспать. Кроватью служит средний палец, подушкой указательный, одеялом -большой пальцы.

5. Насадка на карандаш или ручку.

Такую насадку можно купить в канцелярских отделах. Они могут быть в виде зверюшек птиц и т.д. С выемками и углублениями для правильной постановки пальцев руки.

6. Ручки-тренажеры.

В магазинах с канцтоварами можно так же приобрести и ручки – тренажеры. Такие ручки трехгранной формы, со специальной насадкой с выемками для правильной постановки пальцев ребенка.

Вообще желательно подбирать ребенку первые карандаши, ручки и фломастеры с трехгранными или шестигранными формами.

7. Игра Дартс.

Подойдет для детей 5-6 лет. Метод держания дротиков помогает малышу понять как правильно держать карандаш. Так как бросить дротик ребенок сможет только 3-мя пальцами. Игра в Дартс поможет подготовить кисть ребенка к письму.

8. С помощью резинки.

Подойдет канцелярская резинка. Ее одевают на запястье, далее перекручивают и одевают на верхний конец карандаша. Таким способом, мы добиваемся правильный наклон.

Если ребенок левша

Начинайте наблюдать за ребенком с 2-2,5 лет, какая рука у него ведущая. Но только в 4 года уже точно станет понятно левша ребенок или правша.

Если все же ребенок левша, то держать ручку нужно точно в таком же положении, но в левой руке. Важно следить, чтобы рука не была над строкой при письме.

При покупке ручки-тренажера или насадки на карандаш, следите, чтобы было указано, что они предназначены для левой руки.

Советы и правила:

– занятия должны проходить в игровой форме;

-не заставляйте ребенка;

-не долгие по времени (зависит от индивидуальности ребенка);

– занятия должны быть регулярными;

– тренируйте мышцы руки малыша, для более успешного “управления” пишущим инструментом. (Лепка из пластилина или теста, пришивание пуговиц, нанизывание бусин на нитку и т.д.).

С помощью вышеперечисленных упражнений и советов каждый родитель сможет научить ребенка правильно держать любой пишущий инструмент. Но и конечно понадобится терпение, не торопите малыша. Каждый ребенок индивидуален! Ваша поддержка и настрой поможет малышу быстрее освоить этот навык!

Источник

Развитие малыша во многом обусловлено тем, как происходит стимуляция его органов чувств и тактильных ощущений. У ребенка тесно взаимосвязаны области физического и нервно-психического развития, и когда уделяется в раннем возрасте много внимания специальным занятиям и гимнастике, дети отмечают успехи и в формировании навыков познания и речи. Нужно знать – что ручки малыша один из главных органов, отвечающих за развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы деятельности.

Читайте также:  Влияние семьи на развитие ребенка курсовая

До момента рождения

При появлении малыша на свет вы пристально и детально изучаете его, все в нем кажется вам необычным и забавным – у него нежные складочки на животике и спинке, огромные голубые глазки и совсем маленькие пальчики на руках и ножках, на которых даже страшно стричь ноготки. Ручки и ножки малыша становятся особым инструментом, при помощи которого ребенок начинает знакомство с новым миром, познает возможности, как собственного тела, так и окружающего его мира, за счет тактильных ощущений пальчиков происходит активное развитие мозга и особенно его коры. В первые годы жизни активно происходит развитие сразу обеих рук, как левой, так и правой, они одинаково участвуют в процессе познания мира и развития органов чувств. Еще внутриутробно ребенок постепенно учится понемногу владеть своим телом, двигать руками и совершать ими свои первые движения. Примерно к семи месяцам беременности и далее ребенок учится двигать ручками и пробует подносить их ко рту, сосет палец, разжимает и сжимает кулачки. Движения ручками ощущает во время беременности и мама, она ощущает внутри живота постукивания крохи ручками по стенкам матки, и в такие моменты нужно активно общаться с малышом. ребенку важно чувствовать, что он все делает правильно, что его хвалят и любят, и что его упражнения нужны для дальнейшего развития.

После рождения малыша

В момент рождения тело ребенка переходит в новую для него среду, и на коже возникают новые и необычные тактильные ощущения. Это стимулирует мозг к развитию. Постепенно ручки берут на себя роль инструмента познания мира. При рождении у детей ладошки плотно сжаты в кулачки из-за наличия физиологического гипертонуса (преобладание сгибателей над разгибателями). При этом ножки крохи также согнуты в суставах, и конечности прижаты к телу. Это было необходимо для внутриутробного нахождения, чтоб малыш поместился в матке, не стоит беспокоиться по этому поводу. Постепенно тонус мышц будет проходить примерно до трех месяцев, что вполне нормально и не требует коррекции. В первые недели жизни основными навыками малыша будет управление глазками и головкой, затем постепенно проходит гипертонус и исчезает эмбриональная поза, и вот потом наступает эпоха развития через ручки. Многие психологи и специалисты по раннему развитию рекомендуют проведение первых двух-трех месяцев жизни в небольшом уютном плетеном креслице-корзинке, а не в огромной детской кроватке, малыш будет ощупывать стенки плетенки, задевая за них руками. Они имеют фактуру и приятны на ощупь.

Ладошки и пальчики должны постоянно получать стимуляцию разными вещами, поэтому, не стоит надевать малышам одежды с защитными варежкам и зашитыми ручками. Естественно, эти варежки защищают от оцарапывания своего лица случайными движениями рук. Но можно коротко постричь ноготки и дать волю детским рукам для познания окружающего мира. В одежде с закрытыми руками ребенка лишают знакомства с миром путем ощупывания и прикасания к разным вещам и предметам. И такие контакты происходят постоянно – при сосании груди дети прикасаются ручками к теплой нежной маминой коже, лежа у вас на руках, касаются ваших кофточек, одежды, волос, лежа на пеленальном столе ощущают простынку.

К трем месяцам

В этом возрасте пальчики еще очень непослушные, но к этому возрасту ладошка у малышей уже раскрыта, и нет сжатия ее в кулачок. За счет расставленных пальчиков и открытой ладошки малыш прикасается к предметам и игрушкам, которые будут давать ему разнообразную палитру тактильных ощущений. Можно подвесить над кроваткой малыша мягкие игрушки и шарики из различных материалов (их можно укрепить на переносном кронштейне или натянуть на резинке между боковинками). Малыши будут визжать от восторга при попадании по игрушкам ручками или при захватывании их в ладошку. Особый интерес будут вызывать любые вещи или игрушки, которые будут при касании их издавать звуки – вместо пластиковых однообразных игрушек можно подвесить колокольчики на шнурочках, детские бубны, мягкие игрушки с бубенчиками внутри, деревянные бусы на прочной нити и с крупными бусинами. Эти предметы надолго увлекут кроху, сначала для рассматривания, затем для ощупывания и потом уже, позже, для исследования уже на зубок и на прочность.

С возраста трех месяцев можно давать в ручки ребенку небольшие поролоновые мячики, или мягкие тканевые игрушки (без ворса), можно также дать ребенку полуспущенный резиновый мячик для игры, который будет удобно держать в ручках, трясти и мять, перекладывать. В возрасте трех месяцев происходит один из важнейших этапов в развитии – ручки учатся попадать в ротик, и теперь можно вкладывать в ручки простые деревянные или качественные пластиковые погремушки. Это будет и полезно на ощупь, и звеняще, и вкусно для облизывания. Но помните, эту погремушку нужно часто мыть, она должна быть безопасной и прочной.

Учимся хватать предметы и держать их

Читайте также:  Ранний возраст ребенка психическое развитие

В развитии движений ручек малыша действует принцип – от плеча к кисти, то есть движения сначала формируются от крупных, к дальнейшим более прицельным и мелким. Постепенно за десять-пятнадцать месяцев от первых беспорядочных движений руками перейдет к целенаправленным предметным действиям руками. То есть малыш будет руками управлять по непосредственному назначению взятых в ручки предметов – по телефону они будет «звонить», ложкой он будет пытаться кушать, расческой он будет пытаться причесать волосики, а карандашами попытается нарисовать что-то на листе бумаги. Но в периоде примерно четырех–пяти месяцев ребенок только начинает развитие ручек и целенаправленных ими движений.

Постепенно ручки становятся все более ловкими наравне со всем телом, и родителей будет приводить в изумление и умиление наличие у ребенка новых возможностей. Лежа на спине малыш задирает ножки и с особым энтузиазмом хватает себя за ступни и тянет пальцы ног в ротик. Это веселит и его самого, и находящихся рядом окружающих. При этом малыш тщательно ощупывает пальцы ног пальчиками на руках и активно знакомится со всеми пальчиками по вкусу. В таком возрасте детишки схватывают предметы двумя ручками, могут активно трясти погремушками, которые вложены в их ручку, могут водить пальчикам по поверхностям игрушек, ощущая пальчиками разные фактуры игрушек. В целом, дети всячески ощупывают и изучают все предметы, попадающие им по руку, запоминают ощущения от них – температуру, поверхность, звуки.

В этом периоде детишкам нужно активно предлагать игрушки, которые будут не только удобными в плане захвата руками, но и удобные для активного их удержания в ручках – деревянные предметы, шерстяные игрушки, крупные шнурки, связанные в веревочки по несколько штук. Можно давать для изучения детям особые бусы из крупных деревянных или янтарных шариков, но они должны быть на прочной веревке. Можно привязать игрушки к прутикам кровати или растянуть на резинке над кроваткой малыша. Это будет развлекать и забавлять карапуза.

Второе полугодие жизни

Постепенно к шести месяцам жизни малыш совершенствует движения руками, и при помощи рук он уже может переворачиваться с живота на спину и обратно, а также учится садиться на попку. В дальнейшем руки будут нужны для того, чтобы помогать ребенку в ползании, вставании и хождении – руки в этих процессах играют неоценимую роль. Без участия рук все эти процессы были бы неосуществимы – малыш не сможет поползти на четвереньках без опоры на руки и ладошки, раскрытые и прикасающиеся к полу. Груднички могут садиться самостоятельно опять же только при участии рук – они опираются на свои ручки во время своих первых попыток. По мере освоения новых навыков дети начинают держаться ручками за прутья кровати или другие предметы и встают на ножки, основную опору осуществляя пока еще руками. Это дает колоссальный толчок мозгу в развитии новых пространственных связей и перехода из горизонтального мира в вертикальный.

Ручки в раннем возрасте играют большую роль, нежели ноги, именно за счет рук происходит познание предметов и мира. Ножки же только помогают в том, чтобы доползти и дотянуться до желаемого. Завтра мы поговорим о дальнейшем развитии через ручки.

Источник

Маленьким ручкам — особое внимание!

Ручки малыша — это один из самых мощных «инструментов » знакомства с окружающим миром, развития собственных возможностей и познания себя.

Уделяя внимание крошечным пальчикам и ладошкам своего ребёнка, вы тем самым развиваете его интеллект и эмоции.

Развитие движения рук происходит от плеча к кисти.

Уже во время своей внутриутробной жизни, малыш учится двигать своими ручками, а с 7-го месяца берет и подносит их ко рту и сосёт палец, сжимает и разжимает кулачки.

У новорождённого ладошки сжаты в кулачки, ручки согнуты в суставах и прижаты к телу. Это не должно вас беспокоить, т.к. тонус мышц-сгибателей рук и ног у младенцев остаётся повышенным примерно до 3-х мес., что является физиологической нормой.

Но, не смотря на это, можно уже сразу давать малышу возможность для тактильных ощущений: Не пользуйтесь одеждой с зашитыми рукавами или варежками -царапками, лучше аккуратно подстригите ноготки, ведь в такой одежде малыш полностью лишается возможности «ручного знакомства с миром». А ведь оно должно происходить постоянно — при кормлении кроха трогает тёплую мамину грудь, при общении на ручках — ваши волосы или одежду, лёжа касается прохладной простынки. Можно подносить к ладошкам разные материалы: гладкие и шершавые, деревянные и пластиковые и т.п. Трогая их, в мозг ребёнка поступают сигналы, тем самым хоть и не осознанно, но мозг работает и развивается.

двухмесячные ручки. Пальчики пока не очень послушны, но у малышей кому не одевали варежки, ладошки с 2 месяцев уже раскрыты, а не сжаты в кулачок.

Движения рук пока хаотические, поэтому самое время дать дальнейший стимул к развитию ( нацеливание ): Положите поперёк кроватки перекладину, на которую можно подвешивать разные игрухи. Ребёнок будет счастлив, когда ему удастся попасть по ним рукой. Интерес вызовет любая игрушка или вещь, издающая звук при касании: пластиковая погремушка, колокольчик, детский бубен, небольшая мягкая игрушка со звоном внутри, крупные деревянные бусы.

Читайте также:  Игра как средство развития и воспитания ребенка дошкольного возраста

С 3-х месяцев можно в ручку крохи вкладывать небольшой поролоновый мячик (его удобно сжимать и разжимать пальчиками). Есть так же полунадувные резиновые мячики с бубенчиком внутри. Ребёнок быстро поймёт и будет извлекать из него звук треся его.

Важная веха первых месяцев — ручки научились попадать в ротик. Чтобы кроха постоянно не грыз только свой кулачок (что, кстати, нельзя запрещать ему делать), можно вкладывать ему в руку безопасную погремушку. Только выбрать эту погремушку надо внимательно: она должна быть не покрашена, лучше из дерева или колечки — прорезыватели из латекса.

4-5 месяцев. Происходит важный этап знакомства со своим телом — малыш находит свои ножки. Лёжа на спине, он с большим удовольствием и увлечением захватывает свои ступни ладошками и тащит их в ротик. Пальчики рук ловко знакомятся с каждым пальчиком ноги.

Никогда не мешайте крохе, пусть он делает это столько, сколько считает нужным.

В этом возрасте дети хватают предметы двумя руками, трясут погремушкой, водят пальчиком по поверхности игрушки, всячески ощупывает и исследует их.

Уже можно не вкладывать ему в руку погремушку. Положите его на животик, а рядом игрушку, пусть пробует сам взять её. Мозг в это время усиленно работает. Ещё бы надо оценить расстояние, нацелиться и совершить хватательный манёвр!

Если с малышом ранее занимались — у него это обязательно получится в 4 месяца.

Самое время для юного исследователя сшить небольшие разноцветные мешочки и наполнить их разными крупами — гречка, пшено, фасоль, горох. Не сильно наполняйте их, т.к. содержимое должно хорошо прощупываться. Давайте эти мешочки ребёнку и он двумя ручками будет с интересом их переминать и сравнивать .

Предлагайте малышу игрушки с разным захватом и из разного материалла — деревянная погремушка, резиновый мячик, латексное кольцо, небольшая мягкая игруха со звуком, шуршащие игрушки, пупырчатые прорезыватели.. Очень нравится ребёнку трогать и грызть узелочки. Для этого свяжите несколько цветных верёвочек 3-4мя узелками. Все игрушки должны быть чистыми, периодически постиранные с детским мылом. Можно завести спец. коробочку с крышкой и хранить там не использованные в данный момент игрушки, а так же можно легко взять эту коробочку с любимым набором собой, если едите в гости.

С 4-х мес. ребёнка очень порадует развивающий коврик с разнообразием материаллов, звуков, цветов, с небьющимся пластиковым зеркальцем. Он уже может всё ощупывать и сравнивать.

А так же спец. развивающий переносной турничок. Сверху подвешены разные звучащие игрушки, а по бокам вращающиеся предметы. Он будет с восторгом играть и ручками и ножками.

С 5-до 6 мес малыш будет пробовать встать на четвереньки, раскачиваться и даже ползти попой вперёд. К этому времени ручка должна быть хорошо натренированна, ведь сделать всё это он сможет только, если будет иметь опору на раскрытую ладонь.

После 6 месяцев родителям нужно способствовать развитию не только общему движению руки, но и мелкой моторики пальчиков.

С этого возраста нужно преобретать более сложные игрушки: с вращающимися деталями и предметами, игрушки с оттягивающимися конечностями, с пружинящими крупными кнопками, после нажатия на которые происходит какое-то действие (детский музыкальный центр), или такие развивалки как на длинном шнурке нанизаны деревянные предметы — малыш должен перемещать их по очереди с одного края на другой. ит.п.

Если, например, надеть браслетик на запястье, то малышу придётся подумать как его снять, а заодно и развить поворотные движения кисти.

И конечно, обязательны всевозможные пальчиковые игры с весёлыми пальчиковыми стишками, когда взрослый задорно произнося стишок, нежно крутит кисть малыша, водит пальцем по ладошке, перебирает пальчики малыша, загибает в кулачок, поочерёдно массирует каждый пальчик, дотрагивается кончиком своего пальца до кончиков пальцев ребёнка и т.д. и т.п.

В возрасте 6 мес занимайтесь ежедневным весёлым массажем кисти рук и пальчиков, каждой фаланги — разминайте и поглаживайте в течении 2-3 минут.

С 10 месяцев покажите ребёнку активные упражнения для всех пальцев рук с достаточной амплитудой: хлопайте в ладоши, следуя вашему примеру пусть дотрагивается до своей головы, ушек, носа, давайте катать пальчиками деревянные шарики и кольца различного диаметра, разминать шарики из тёплого теста. Начинайте собирать пирамидки, перекладывайте из одной коробочки в другую разнообразные предметы — мелкие игрушки, карандаши, большие пуговицы. Пусть ребёнок старается брать 2-мя пальчиками (показывайте и поощряйте результат)

Всё действия с мелкими предметами должны проходить под вашим неусыпным контролем!

Благодаря этим не хитрым, но очень полезным занятиям, кисти рук и пальчики малыша приобретают гибкость, хорошую подвижность, исчезает скованность движений. Пальчиковые занятия благотворно влияют на развитие ребёнка в целом и на развитие речи в частности, подготавливают маленькую ручку к рисованию .

Источник