Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха

Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха thumbnail

Олеся Александровна Вишнякова
Как развивать фонематический слух у детей

Что такое фонематический слух и как его развивать?

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем (звуков) данного языка.

Фонематический слух – важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко выделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово – является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматической стороной речи, тормозит развитие связной речи.

При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет.

У ребенка не сформирован или недостаточно развит фонематический слух? Что делать? Как его развивать? Конечно же, играючи! Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти.

У ребенка развивают умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки, из которых состоит слово; различать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста.

Слуховое внимание детей можно развивать,использую такие игры:

«Какие звуки нарушают тишину?»: помолчать, прислушаться к звукам, которые нас окружают, а потом назвать их (например, скрипнула дверь).

«Кто услышит больше звуков?»: назвать как можно больше звуков, которые ребенок слышит сейчас. Соревновательный характер этой игры вызывает интерес у детей.

«Назови звуки улицы (леса и т. п.)»: игра способствует развитию не только слухового внимания, но и развивает память.

«Жмурки с колокольчиком».

Для развития фонематического слухаможно поиграть с ребенком в такие игры:

Игра «Эхо». Взрослый обсуждает с ребенком, что такое эхо и где с ним можно повстречаться.Затем резюмирует: невидимка – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. Сначала называются по очереди несколько простых слогов, слов (ау, ау, мама,а потом переходят к повторению более сложных слогов: па-ба, па-ба-па, ка-га, ка-га-ка (ребенок должен в точности воспроизвести весь слоговой ряд). Постепенно можно переходить не только к сложным слогам, но и к словам, стихотворным строчкам.

Игра «Живая азбука».Карточки с изображением буквенных пар раскладываются перед ребенком на столе изображением вверх: З-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, Ш-Ж (по одной паре). На других карточках изображены предметы. Ребенок должен выбрать предметы, названия которых включают ту или иную букву, и разложить их по стопкам. Освоив «карточный» комплект предметов,можно переходить к усложненному варианту: отыскивать в помещении (в квартире, в доме) те предметы, в названии которых есть заданный звук.

Игра «Перевозим грузы». В игрушечных грузовиках (или нарисованных, каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только те вещи, начинающихся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).

Игра «Кто больше?» Кто больше придумает слов на заданный звук.

Игра «Назови лишнее слово». Взрослый и ребенок вместе загадывают какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет какое-то другое слово, похожее на него по звучанию. Задача ребенка – услышать это другое слово и назвать его. Взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): Гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора, гора, гора, пора, гора, гора. Можно подобрать другие ряды таких слов,например: Голос, голос, голос, колос, голос, голос, волос, голос, голос. Коса, коса, коса, коса, коза, коса, коса, роса, коса, коса. Рама, рама, рама, мама, рама, рама, рама, лама, рама, рама. Коробок, коробок, колобок, коробок, коробок.

Можно использовать двустишия со словами-паронимами.

В лесу живет сазан. По реке плывет фазан.

Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку.

Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки.

На обед дали вкусный халат. У Аленушки новый салат.

В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.

Игра «Цепочка». Называется слово, например, автобус, а ребенок определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука.

Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия. Пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете в развитии внимания, а также памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

Источник

Без способности слушать и понимать речь нельзя научиться правильно говорить, общаться, получать нужную информацию. Поговорим о фонематическом слухе и его нарушениях в детском возрасте.

Определение

Фонематический слух – это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы – это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.

Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельный звуки. К 12 месяцем – говорит первое слово.

Таким образом формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка. Исключение составляют только Р – Л. Если этого не произошло, то можно говорить о дислалии – фонематическом нарушении слуха. Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать четкость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе.

Как проявляется

Смешения звуков, замена провоцируют дислалию. Ее наличие можно определить по следующим признакам:

  • Нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие воспринимаются, произносятся как глухие, твердые как мягкие.
  • Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Например, сЛободный, вместо сВободный, дереЛа вместо дерево и т.д.
  • Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи. Например, смешение и замена с, з, ш – крыса вместо крыша, сук вместо жук.

Нарушение фонематического слуха у детей ведет к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки – это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук. Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха.

Читайте также:  Основные условия психического личностного развития ребенка

Школьник пишет в тетради

Причины

За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям. Основными причинами заболевания могут стать:

  • Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем
  • Инфекционные заболевания
  • Проблемы пищеварением

Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память.

  • Заболевания щитовидной железы

Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.

  • Гиперактивность

Ребенку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит.

  • Тугоухость
  • Травмы головы, органов речи и слуха
  • Неблагоприятная социальная среда
  • Отрицательный пример

У родителей есть явные, запущенные дефекты речи, которые не были исправлены в детстве.

Вне зависимости от причин нарушения фонематического слуха, следует обращаться к логопеду, ларингологу, неврологу как можно раньше. Только специальное обследование, выявление причин заболевания помогут поставить диагноз, вовремя скорректировать дефекты.

Ребенок у логопеда

Диагностика

Важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс. Их делают логопед, дефектолог и родители. Диагностические методики разработаны Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Обследования успешно применяют в школе, детском саду, на комиссии ПМК.

Специалист по работе с детьми использует следующие способы диагностики дефектов акустики и речи:

  • Определение источника звука (неречевого)

Испытуемому предлагается послушать с закрытыми глазами музыкальный инструмент, а потом сказать, какой их них издавал звук. Используются бубны, погремушки, барабаны, колокольчики.

  • Различение фонематически схожих слов

Упражнение “Внимательные ушки”.

Перед исследуемым лежат картинки с изображением знакомых ему предметов. Это фрукты, животные, игрушки и т.д. Взрослым произносит группу слов, похожих друг на друга фонетически, одно из них называет нарисованный предмет. Испытуемый должен поднять картинку тогда, когда услышит правильное название изображения.

Например, на картинке груша. Взрослый медленно произносит: груфа, глюся, груша, глуса и т.д.

Любое поднятие картинки без точного названия считается ошибкой.

Еще один вариант проведения диагностики с помощью одинаковых по звучанию слов – это “Покажи сам”. Дошкольник получает картинки с изображением предметов. Например, кочка -почка -дочка; коза-коса-лоза;лужи-лыжи т.д. по просьбе педагога указывает на предмет, который ему назвали.

  • Дифференциация слогов

Проверяется способность отличить мягкие – твердые, глухие – звонкие согласные, путем повторения услышанного.

Педагог говорит: Ча-тя-ча, му-мя-ма. Ребенок должен повторить группу слогов.

  • Дифференциация фонем

“Хлопни в ладоши”

Дошкольник слушает набор звуков, хлопая в ладошки, если заметил указанную логопедом фонему.

Например, найди в звуковом ряду М.

  • Звуковой анализ

Обследования базируются на выделении отдельных фонем в слове. Например, ударной гласной, первого звука или последнего, количества фонем до и после нужного звука.

Для анализа предлагаются слова из 3 звуков, если ребенку более 5 лет – из 4-5.

  • Представление фонемы и подбор слова

Более сложное исследование, основанное на фонематическом анализе представлений. Исследуемый должен назвать слова с нужной буквой, например, Д. Или выбрать изображение на картинке, в названии которого 4-5 букв.

По результатам диагностики нарушения фонематического слуха педагог:

  1. составляет индивидуальную программу коррекции дефектов;
  2. направляет на дальнейшее медицинское обследование при необходимости выявлении причин заболевания.

С помощью этих методов анализа можно проследить динамику развития акустических способностей, эффективность коррекционных мероприятий.

Коррекция

Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

Обследование у врача

Медикаментозное лечение

С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока. Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания. Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.

Чаще всего невролог и врач логопед назначают:

  • Пантогам

Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.

  • Глицин

Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.

  • Фенибут

Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.

  • Кортексин

Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов. Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости.

Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов. Обратить внимание на уровень гемоглобина.

Коррекционная работа

Заключается в том, чтобы научить ребенка анализировать слова, прислушиваться к речи окружающих, копировать ее без ошибок. Для этого понадобятся занятия с логопедом, дефектологом. Именно специалисты подробно расскажут родителям, как развить фонематический слух дополнительно, дома после занятий в детском саду или школе.

Методика устранения дефектов основывается на нескольких этапах:

  • Фонематическая тренировка

Узнавание неречевых звуков

  • Развитие умения различать высоту, тембр, темп чужой и своей речи.
  • Различение набора похожих фонем.
  • Дифференциация отдельных слогов.
  • Умение выделять фонемы в слове, их анализировать.

Лучше всего проводить занятия в форме игры, не нагружая дошкольника.

Логопед играет с ребенком

Упражнения необходимо делать ежедневно, по нескольку раз. Например, днем позанимается с педагогом, а вечером родители поиграют с ним в игры:

  • “Узнай слово”
  • “Повтори за мной”
  • “Поставь правильно ударение”

Дошкольникам нужно заниматься 15-25 минут, школьником около 40.

Следите за своей речью, не сюсюкайте, говорите четко, громко. Не жалей те времени на занятия дома. Ваш ребенок будет успешным в школе и жизни, благодаря небольшим усилиям с вашей стороны и огромной работе над собой.

Анна Ровенская учитель

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Источник

Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха

/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет

фонематический слухФонематический слух – очень важный навык для овладения устной речью, а затем и грамотным письмом. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи.

Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Как помочь ребенку в этом? Конечно же, играючи!

Что такое фонематический слух?

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу звуков речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного (например, «дом-сом-лом-ком»). Если этот навык не сформирован, ребёнок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Развивать фонематический слух у детей необходимо для успешного обучения чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, и это иногда тормозит развитие связной речи. Развитое фонематическое восприятие нужно и для обучения иностранным языкам.

Читайте также:  Дидактические игры по развитию ребенка раннего возраста

Обычно звуковой сигнал подается в первичную, затем вторичную зону (центр Вернике) слуховой коры головного мозга, распознается, преобразуется в нейронный код. Затем сигнал проходит в речедвигательный центр коры (зону Брока) и подается на артикуляционный аппарат. 

Если звуковой сигнал был воспринят с нарушением, то оно передается и дальше: человек неправильно произносит слово или неправильно его пишет под диктовку. 

Чаще всего исследователи определяют фонематическое восприятие как умственные действия по анализу, специально воспитанные умения по выделению фонем (значимых звков) и установлению звуковой структуры слова.

Какими бывают нарушения фонематического слуха?

Обычно фонематический слух развивается к пятилетнему возрасту. Но иногда его формирование задерживается. Это может быть вызвано проблемами во внутриутробном периоде или во младенчестве. При этом физиологический слух порой прекрасно развит, ребенок произносит все звуки правильно.

В этом случае родители не замечают проблемы. Но когда ребенок идет в школу и начинает писать, появляются ошибки. Получив рекомендации обратиться к логопеду, многие родители недоумевают: зачем, если ребенок хорошо говорит?

Но часто при нарушении или недоразвитии фонематического слуха звукопроизношение также нарушено. В речи ребенка происходит звукозамена: «шапка» – «хапка», «чашка» – «тяска», «птица» – «пцица» и т. п. 

В письменной речи возможны следующие ошибки::

  • замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (парным согласным, например): «верплюд»;
  • пропуски букв и слогов (часто ударных гласных, как ни странно): «корва» вместо «корова»;
  • перестановка букв и слогов: «Моксва» вместо «Москва»;
  • недописывание слов: «пое» вместо «поет», «разны» вместо «разный». Очень часто в тетрадях наблюдаю недописывание буквы «й». Чаще всего дети не слышат именно звук [й’] – [j].

Все эти особенности указывают на нарушение звукового анализа и синтеза, устранить которое можно только с помощью специалистов: логопедов-дефектологов и нейропсихологов.

При регулярных занятиях с логопедом 2–3 раза в неделю проблема устраняется в среднем за 3–12 месяцев.

Игры для развития фонематического слуха

«Эхо»

Взрослый рассказывает детям, что такое эхо и где с ним можно повстречаться: эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. В первом туре ведущий называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку. Постепенно, чередуясь в роли водящего с детьми, можно переходить не только к сложным словам, но и к стихотворным строчкам или иностранным выражениям, объясняя их значение.

«Перевозим грузы»

В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).

«Заколдованное слово»

Ведущий рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова и запирает их в своем замке, откуда пленники не могут выбраться, потому что не знают, из каких звуков состоят. Спасти их может тот, кто правильно и нужном порядке назовет эти звуки – тогда слово становится свободным.

«Путаница»

Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например:

Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.

Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия: пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, а также памяти, воображения и исполнительности.

23.04.2020
Подготовила Tonje

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

   Обсуждение на форуме (“связанная” тема)

Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха

Лёля
(26/04/2015)

Цитата:
Во втором полугодии происходит различение самих речевых звуков: в них выделяются два разных компонента — тембровой (фонематический) и тональный (звуковысотный), которые несут разную нагрузку в понимании речи. В большинстве современных языков, в том числе и в русском, смыслоразличительными единицами являются тембровые различия звуков, или фонемы. Овладение речью как средством общения возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха, который осуществляет определенный анализ, отделяя высоту звуков от их фонематических особенностей, и тонкое дифференцирование самих фонематических различий. Речевое общение требует особенно тонкого различения тех звуковых единиц, изменение которых влечет за собой изменение смысла слова (например, «том-дом» или «мак-лак» и пр.).

В это время начинается интенсивное развитие фонематического слуха ребенка, в результате которого к концу года ребенок уже различает многие слова взрослого и понимает их значение.

Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом называемый и прежде неоднократно показываемый предмет. Шести-семимесячный ребенок поворачивает голову в сторону этого предмета, если он находится на постоянном месте, и фиксирует его взглядом. В 7-8 месяцев младенец уже может найти названный предмет в любом месте. В этом же возрасте ребенок начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения на слово «ладушки», например он хлопает в ладошки, а на слово «до свидания» — машет ручкой. К концу года младенец понимает название большинства своих игрушек и простых, знакомых действий (пить, есть, лежать, ходить и пр.).

Помимо развития фонематического слуха и понимания слов взрослого, во втором полугодии интенсивно развиваются собственные голосовые реакции ребенка, которые на первом году имеют характер предречевых вокализаций, которые входят в состав комплекса оживления и достаточно часто наблюдаются уже в первом полугодии жизни. К ним относятся:

• вскрики (громкие эмоционально насыщенные звуки);

• гуканье (короткие согласные звуки типа «кхх», «хм» или «агу»);

• гуление (протяжные звуки, напоминающие пение, например «аааа», «гулиии»)

Вокализации младенца первого полугодия мало напоминают человеческую речь, они скорее похожи на бульканье воды или пение птиц, их очень трудно воспроизвести. И вот, в середине первого года, когда это «щебетание» достигает своего апогея, в вокализациях ребенка появляются совсем четкие и ясные звуки, очень похожие на осмысленную человеческую речь: «ба-ба-та», «ма-ма-да-да» и пр. Вокализации такого типа, воспроизводящие звуки речи, называют лепетом. С появлением лепета (к 5-6 месяцам) ребенок охотно использует свои голосовые возможности для привлечения внимания окружающих и общения с ними. Лепет впервые появляется и наиболее ярко обнаруживает себя в ситуациях общения со взрослым. К концу года появляются своеобразные лепетные тирады с ярко выраженным интонационным рисунком. Это так называемое «лепетное говорение», которое всегда обращено к взрослому: ребенок заглядывает ему в глаза, жестикулирует, улыбается или сердито ворчит. Внешне он совершенно точно воспроизводит ситуацию речевого общения, и хотя никакого речевого содержания в таком общении пока что нет, взрослый без труда понимает, что хочет «сказать» ему ребенок. Лепет является наиболее прогрессивным видом предречевых

вокализаций младенца, предшествующим появлению активной речи. Его появление свидетельствует о том, что голосовой аппарат ребенка готов к воспроизведению «человеческих слов». Интересно отметить, что предречевая активность есть абсолютно у всех детей, даже глухих от рождения. Но в случаях отсутствия слуха никогда не появляются лепетные вокализации. Характерно, что лепетные вокализации, в отличие от гуканья и гуления, по своему фонематическому составу отражают особенности родного языка окружающих взрослых. Например, российские и китайские дети гукают одинаково, а лепечут совсем по-разному.

К концу года у многих детей также появляются отдельные слова, которые имеют свое постоянное значение и свое звучание. Например: няй-няй (дай), ав-ав (собака), ам-ам (кушать). Это так называемые «автономные слова».

Очевидно, что появление лепета — это результат насыщения слышимой речью. Однако возникает вопрос: всякая ли слышимая ребенком речь ведет к его собственному речевому развитию. Ответу на этот вопрос была посвящена работа В. В. Ветровой, выполненная под руководством М. И. Лисиной.

Читайте также:  Ребенок развитие детский сад 410

ВЗЯТО ИЗ: ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ https://psyera.ru/2353/predposylki-razvitiya-rechi

Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха

Tatyana_T, зачем же начинать со сбора слов? Конечно, ребенок не вдохновится этим “вдруг”. Кубики и склады нужно изучать в игре.

Хочет считать – пожалуйста. Он считает, а вы добавляйте: “раз – это БЫ, два – это ДУ, три – это ЛЮ” и т.д.

Стройте башни, дома. А потом пропевайте, например, фасад (или крышу) на любую мелодию.

Вариантов игр можно придумать великое множество. А сидеть составлять слова, конечно, скучно.

Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха

Tatyana_T, посоветую вам купить какой-нибудь букварик или азбуку для первоклашек. Там как раз уроки начинаются с изучения крупных единиц. Есть картинки, по которым можно составлять предложения, потом такие полосочки, обозначающие слова – их надо делить на слоги, потом гласные звуки находить. Необязательно по ним заниматься, но это может вам подсказать, в каком направлении работать.

Кубики Зайцева купили, но деть ими абсолютно не вдохновился. Одно слово с трудом собираем (и то в основном с помощью мамы), а дальше говорит “что-то уже не хочется больше. Все хватит. Давай я лучше тебе сосчитаю эти кубики… ”

Зато начали играть и неплохо справляться с заданиями типа “хлопай в ладоши, когда услышишь что-то съедобное” и называю ему разные предметы.

KR*OKSA, спасибо за совет!

Попробуем вычленять слова их простых предложений. Казалось бы идея-то на поверхности лежит! А я слоги, буквы… даже не подумала о словах! Видимо рано начинать с букв, нужно сначала учиться просто слушать и слышать, и воспринимать услышанное.

Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха

Развивать фонематический слух надо в комплексе. Обычно в школе он изучается с более крупной единицы. Так из речи сначала выделяют предложение. Из предложения слово. (Сколько слов в предложении) Потом определяют сколько в слове слогов. А потом уже звуков. А если уж совсем правильно то – сколько гласных и сколько согласных.

Вам в вашем возрасте можно уже выделять слово из предложения. Но предложения на первом этапе должны быть без предлогов и частиц. Н-р: Девочка играет. А ребенку можно предложить положить столько карандашей сколько он услышал слов.(В нашем случае 2) Многие занимаются с детьми так называемыми диктантами: мама проговаривает предложение, а дитё палочки чертит или карандашики на столе выкладывает. Естественно как и слова в предложении палочки чертятся раздельно и в конце ставится точка. Когда ребенок научился слышать и выделять слова можно переходить к слову.Рисовать точки или выкладывать кружочки, столько сколько в слове звуков. Слова следует брать без Ь и Ъ знаков и без букв: Е Ё Ю Я.

Потом следует знакомить с ударением.

Заметьте,что все это можно проделывать без знания букв. Это азы развития фонематического слуха.

И чем дальше, тем больше.Научились считать звуки – учим гласным и согласным. А согласные бывают твердые и мягкие.Например МА-твердо МЯ- мягко. Можно как игру использовать.

Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха

Цитата:
с кубиками Зайцева нужно заниматься по особой методике, вроде как воспитатели и педагоги должны пройти специальную подготовку, чтобы учить детей, иначе эти кубики не помогут, что занятия должны обязательно согласно приложенной инструкции проходить, по какой-то там хитрой методике.

Действительно, очень “хитрая” методика, без пол-литра не разобраться!

Извините. Не удержалась. К Вам это ни в коей мере не относятся. Любят у нас педагоги объяснять свое бездействие посторонними факторами.

Большинству моих знакомых для работы с кубиками не потребовалось ничего более, чем книга, которая идет в комплекте с кубиками. Если останавливает только незнание методики – можете смело приобретать комплект, там есть все необходимые рекомендации.

Еще есть замечательная книга, где описано много интересных игр с использованием КЗ. Завтра посмотрю автора и название и напишу (сейчас в той комнате ребенок спит).

Что касается возраста – уже с года-полутора вполне можно начинать постепенно вводить игру с кубиками.

Про кубики Зайцева думала неоднократно.

Несколько раз советовалась с воспитателем в саду. Но она меня “отговорила”, объяснив тем, что с кубиками Зайцева нужно заниматься по особой методике, вроде как воспитатели и педагоги должны пройти специальную подготовку, чтобы учить детей, иначе эти кубики не помогут, что занятия должны обязательно согласно приложенной инструкции проходить, по какой-то там хитрой методике. В итоге кубики я так и не купила (решив что мы пока еще малы, тогда нам еще 4 лет не было), а сейчас думаю стоит приобрести.

Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха

По Зайцеву не пробовали заниматься?

Мы с сыном кубиками Зайцева именно играли, а не занимались. Читать начал как-то без особых усилий.

Система Зайцева хороша как раз тем, что ребенок учит не буквы (Тэ и Ю), а запоминает сразу склад (ТЮ), и перед ним не стоит задача “сложить буквы в слог”. Сейчас он любое слово легко раскладывает на буквы-фонемы (“пишет” по таблице указкой). Конечно, “пишет” так, как слышит, а не по правилам русского языка, но это поправимо.

Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха

что-то меня тоже возраст ребенка смущает… Рано еще..

Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха

А может ему рано в слога скадывать буквы? С 5 лет рекомендуют чтению учить. У нас после 5 лет все фонематические нарушения прошли сами собой, потому-что время пришло.

Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха

[Прочитайте и разучите]
Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха
Стихи о Родине для детей

Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха

Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха

Увидели ошибку?

выделите фрагмент текста мышкой и нажмите “ctrl+enter”
ошибки в отзывах пользователей не исправляются

Источник