Как определяется термин развитие ребенка
- 2019
Что такое развитие ребенка:
Развитие ребенка – это процесс обучения, с помощью которого дети приобретают и улучшают различные когнитивные, двигательные, эмоциональные и социальные навыки.
Приобретая определенные способности, ребенок начинает демонстрировать определенное поведение и действия (например, произносить первое слово, делать первые шаги и т. Д.), Которые ожидаются с определенного возраста.
Развитие ребенка оказывается набором обучения, которое постепенно делает ребенка все более независимым и автономным.
Типы развития ребенка
В процессе развития ребенок развивается в разных аспектах своего обучения.
Эволюция происходит не только в физическом росте ребенка, но также в познавательной и социальной части, среди других.
Проверьте ниже различные аспекты, связанные с развитием ребенка.
Аффективное развитие
Аффективное развитие связано с чувствами и эмоциями и ощутимо со стороны ребенка с фазы ребенка.
Ребенок способен понимать восприятие любви и привязанности, а также любить и создавать аффективные связи с родителями и другими близкими им людьми, особенно с теми, с кем они больше общаются.
Установление этих отношений имеет фундаментальное значение, так что ребенок развивает свой эмоциональный интеллект и не имеет аффективных проблем в будущем.
Когнитивное развитие
Когнитивное развитие относится к самой интеллектуальной части человека. Это касается внимания, рассуждений, памяти и умения решать проблемы.
Познание человека развивается со временем. В детстве у человека не очень острая память. В общем, у людей нет, например, воспоминаний о событиях, которые произошли до того, как им исполнилось два года.
Детское когнитивное развитие позволяет ребенку интерпретировать, ассимилировать и соотносить со стимулами окружающей среды и со своей собственной сущностью.
Узнайте больше о когнитивных и когнитивных.
Физическое развитие
Физическое развитие – это развитие у детей двигательных навыков и способностей, таких как сидение, ходьба, стоя, прыжки, бег и т. Д.
В видах деятельности, требующих большей точности, таких как письмо, физическое развитие также зависит от когнитивного развития.
Социальное развитие
С социальным развитием ребенок учится взаимодействовать в обществе.
Именно на основе этого типа развития ребенок устанавливает с другими своего рода обмен информацией, который позволяет приобрести культуру, традиции и социальные нормы.
Важность игры в развитии ребенка напрямую связана с этим типом развития, поскольку благодаря социализации с другими детьми развиваются определенные способности взаимодействия и представления о границах.
Узнайте больше о социализации.
Фазы развития ребенка
Этапы развития ребенка были главной темой изучения швейцарского психолога Жана Пиаже .
Жан Уильям Фриц Пиаже (9 августа 1896 года – 16 сентября 1980 года)
Работая в школе, Пиаже интересовался рассуждениями, которые дети использовали для ответов на вопросы своих учителей.
Впоследствии он также начал наблюдать за своими детьми, и таким образом он в конечном итоге разделил фазы детства.
Теория Пиаже предполагает, что развитие ребенка состоит из четырех фаз в отношении познания: сенсомоторная, предоперационная, конкретная оперативная и формальная .
Проверьте ниже этапы развития ребенка по возрасту.
Сенсорно-моторный: от 0 до 2 лет
На этой стадии развития у ребенка развивается способность фокусироваться на ощущениях и движениях.
Ребенок начинает осознавать движения, которые ранее были непроизвольными. Например, он понимает, что, протягивая руки, он может достичь определенных объектов.
В этот период развивается координация движений.
Младенцы в этой возрастной группе знают только то, что они могут видеть, и поэтому они плачут, когда мать покидает поле зрения, даже если она очень близко.
До операции: от 2 до 7 лет
Это период, в который происходит представление реальности собственных мыслей.
На этом этапе иногда ребенок не имеет реального восприятия событий, а, скорее, своей собственной интерпретации.
Например, глядя на тонкое высокое стекло и низкое широкое стекло, в котором хранится такое же количество, ребенок полагает, что в высоком стекле содержится больше.
В этот период также можно заметить довольно заметную фазу эгоцентризма и необходимость давать жизнь вещам.
Это фаза «почему» и исследование воображения, то есть упомянутого рассказа .
Узнайте больше об эгоцентризме.
Бетонные операции: от 8 до 12 лет
На этом этапе начинается конкретное логическое мышление, и социальные нормы уже начинают иметь смысл для ребенка.
Например, ребенок может понять, что тонкий высокий стакан и маленький толстый стакан могут содержать одинаковое количество жидкости.
В этой возрастной группе развитие ребенка уже включает в себя знания о социальных правилах и чувство справедливости .
Формальная хирургия: с 12 лет
В 12 лет ребенок уже способен понимать абстрактные ситуации и переживания других людей .
Даже если у ребенка никогда не было определенного опыта или чего-то подобного, у него есть способность понимать через ситуации, переживаемые другими, то есть понимать абстрактные ситуации.
Предподростковый возраст также способен создавать гипотетические ситуации, теории и возможности и становиться автономным существом.
Основные этапы развития ребенка
Вехи развития ребенка состоят из определенного поведения или способностей, которые ожидаются от детей в определенных возрастных группах.
Важно отметить, что у некоторых детей эти этапы могут наступить раньше, чем у других, но чрезмерно большое изменение во времени может означать некоторые нарушения развития.
Проверьте ниже характеристики развития ребенка в каждом возрастном периоде.
Развитие ребенка от 0 до 6 месяцев
Спящий новорожденный
- Сразу после рождения : ребенок спит большую часть времени, плачет, когда чувствует дискомфорт и имеет привычку сосать рот.
- 1 месяц : двигает головой, взгляд способен сопровождать движущийся объект, реагирует на звуки, обладает способностью фокусироваться на лице другого человека с помощью взгляда.
- 6 недель : улыбаться во время общения с другими людьми, лежать на животе.
- 3 месяца : он открывает и закрывает руки, твердо держит голову, когда сидит, и поднимает его, лежа на животе, пытается достать подвешенные предметы, начинает лепетать звуки.
- 5-6 месяцев : катит тело в положении лежа, распознает людей, умеет сидеть (с поддержкой), издает звуки, похожие на мелкие крики, чтобы выразить радость.
Развитие ребенка от 7 месяцев до 1 года
Детские бутылочки
- 7 месяцев : он может сидеть (без поддержки), держит бутылку, передает предметы из одной руки в другую, узнает свое имя, поддерживает часть веса своего тела, когда стоит.
- 9 месяцев : реагирует, когда у него забирают игрушки, может стоять (с поддержкой), может сидеть спереди, заговорить «папа» и «мама» («папа» и «мама»), ,
- 12 месяцев : способен ходить с поддержкой и делать шаг или два без поддержки, учиться хлопать и «прощаться», говорить несколько слов, учиться пить жидкость через стакан.
Развитие ребенка от 1 года и 6 месяцев до 3 лет
Девушка гуляет на спидометре
- 1 год и 6 месяцев : ребенок более безопасно ходит, поднимается по лестнице, поддерживая себя, способен самостоятельно есть определенную пищу, устанавливает связь с помощью словарного запаса из приблизительно 10 слов, рисует вертикальные линии,
- 2 года – 2 года и 6 месяцев : безопасно бегать, передвигаться по мебели, обращаться с книгой или журналом может переворачивать одну страницу за раз, составлять предложения, открывать двери, подниматься и спускаться по лестнице без поддержки, пойти в ванную
- 3 года : может ездить на велосипеде, ходить в ванную один, часто задавать вопросы, считать до 10, умеет составлять множественное число из нескольких слов, распознавать некоторые цвета.
Развитие ребенка от 4 до 6 лет
Девушка прыгает через скакалку
- 4 года : умеет прыгать на одной ноге, научиться бросать мячи, уметь умывать руки и лицо, подниматься и спускаться по ступеням поочередно
- 5 лет : он может схватить мяч, брошенный другим человеком, нарисовать людей, умеет прыгать, умеет надевать собственную одежду, а также раздеваться, знает большее количество цветов.
- 6 лет : знает, как написать свое имя, ходит прямо, свободно говорит (правильно использует времена, множественное число и местоимения), способен запоминать истории, начинает по-настоящему учиться делиться, начинает проявлять интерес к знанию того, где дети приходят.
Что может повлиять на развитие ребенка?
Несмотря на определение концепции этапов развития Пиаже, сам Пиаже утверждает, что это развитие может извлечь выгоду из определенных стимулов и среды, подходящей для детей.
Основными факторами, которые могут повлиять на развитие ребенка, являются:
- Среда, в которой живет ребенок.
- Наследственность.
- Мощность.
- Физические проблемы
Психология развития ребенка
Психология развития ребенка отвечает за изучение изменений, которые происходят в поведении человека в детстве, и утверждает, что для того, чтобы в конечном итоге приобрести определенные способности, необходимо пройти некоторые этапы обучения.
Это исследование охватывает не только эмоциональное / аффективное развитие (эмоции и чувства), но также когнитивное (знание / разум), социальные (социальные отношения) и психомоторные (моторные и психические функции).
Узнайте больше о психомоторных.
Психология развития также стремится изучать факторы, которые способствуют поведенческим изменениям, которые приводят к определенной цели.
Швейцарский психолог Жан Пиаже провел аналогию между развитием ребенка и развитием эмбриона: он считал, что развитие ребенка состоит из этапов и что завершение определенного этапа является необходимым условием для перехода к следующему этапу, Утверждалось, что развитие происходило последовательно, без пропусков этапов.
Пиаже определил когнитивное развитие как разновидность психической эмбриологии .
Конструкция ребенка как личности напрямую связана с окружающей средой. Спрос на окружающую среду может напрямую влиять на достижение определенных возможностей.
Это условие устанавливает некоторые взаимосвязи развития ребенка с обучением: ребенок, который не страдает от раздражителей, может, например, позже развить определенные способности или даже не развить их.
Другими словами, если среда не требует, ребенок может не «реагировать» и не «строить».
Короче говоря, психология развития ребенка предполагает, что построение происходит посредством взаимодействия с окружающей средой .
Важность игры в развитии ребенка
Игра и игра – фундаментальная часть процесса развития ребенка.
Благодаря игре у детей есть возможность исследовать свои чувства и эмоции, а также свои страхи и тревоги.
Игра также позволяет детям создавать гипотетические ситуации, которые помогают в развитии способности размышления, анализа, рассуждения, воображения и творчества.
Например, игра с другими детьми учит ребенка делиться игрушкой или даже пространством. Таким образом, социализация помогает ребенку преодолеть фазу эгоцентризма.
Теория Пиаже против Теория Выготского
В области психологии Жан Пиаже и Лев Выготский были великими учеными развития ребенка.
Лев Семенович Выготский (17 ноября 1896 г. – 11 июня 1934 г.)
Оба считаются конструктивистами и интеракционистами, потому что они защищают то, что ничто не происходит без взаимодействия, и что все должно пройти через процесс строительства, чтобы достичь конца.
Разница между теорией Пиаже и теорией Выготского заключается в посредничестве, используемом для взаимодействия.
Пиаже считает, что взаимодействие происходит через действие ребенка. Таким образом, происходит обмен со средой; ребенок действует и учится на собственном опыте, нет человека, который учит.
Для Выготского медиация происходит через культурные инструменты, то есть обучение происходит, когда ребенок взаимодействует или сотрудничает с людьми, которые являются частью их среды. Впоследствии эти учебные процессы усваиваются и становятся частью самостоятельного развития ребенка.
Другими словами, для Выготского развитие ребенка является результатом социального взаимодействия.
Источник
Чем шире сфера применения понятия развития в психологии и смежных с нею дисциплинах, чем чаще ученые сосредотачивают свое внимание на описании внешне наблюдаемых симптомов развития, тем менее определенным становится понятийный аппарат, тем менее строгим и точным становится использование терминов и понятий. Все чаще вместо понятия «развитие» используется термин «терапия» (игротера- пия, арттерапия, эрготерапия и т. п. по отношению к ребенку и подростку). Ту же функцию выполняет широко распространенный термин «тренинг». По Л. С. Выготскому, «не все равно как называть явления… ошибка в слове есть ошибка в понимании» (Выготский Л. С., 1927/1982. С. 361). «Слово есть теория обозначаемого факта», подчеркивал он (Там же. С. 359). Если философия по-прежнему остается зеркалом психологии, то можно подчеркнуть совпадение философских и психологических научных установок и в этом вопросе. Э. В. Ильенков различал термин и понятие. Согласно его точке зрения, термин формально трактуется как совокупность «признаков» тех явлений, к которым этот термин следует применять, а понятие — это нечто большее, чем просто абстрактно общее, зафиксированное термином, понятие — это синоним «понимания сути дела», существа тех явлений, которые этим термином лишь обозначаются. (Ильенков Э. В., 1974). По отношению к психологии развития и сегодня не потеряли значения слова Э. В. Ильенкова: «Понять явление — значит выяснить способ его возникновения, “правило», по которому это возникновение совершается с необходимостью, заложенной в конкретной совокупности условий, значит проанализировать сами условия возникновения явления. Это и является общей формулой образования понятия, понимания» (Ильенков Э. В., 1960. С. 159—160).
В работе об историческом смысле психологического кризиса Л. С. Выготский писал: «Для всякой науки раньше или позже наступает момент, когда она должна осознать себя самое как целое, осмыслить свои методы и перенести внимание с фактов или явлений на те понятия, которыми она пользуется» (Выготский Л. С., 1927/1982. С. 310). Этим обусловлена необходимость создания и публикации общих и отраслевых психологических словарей. Под редакцией А. Л. Венгера (2005) вышел в свет словарь «Психология развития». Однако в нем отсутствуют такие важные для психологии развития понятия, как классическая психология, неклассическая психология, закон развития ВПФ, идеальная форма, индивидуализация психики, экспериментально-генетический метод, знаково-символическая функция, среда как источник развития, ключевые переживания. А. А. Леонтьевым составлен словарь терминов Л. С. Выготского (2007), представленный в виде цитат из опубликованных стенограмм, статей и монографий основателя культурно-исторической теории развития. В 2006—2008 гг. была создана электронная информационно-справочная система «Словарь культурно-исторической теории Л. С. Выготского» (В. В. Рубцов, А. А. Марголис, И. А. Корепанова, М. А. Сафронова).
Анализ словарей выявляет актуальность позиции Л. С. Выготского, который несколько десятилетий назад писал, что «психологический язык современности… недостаточно терминологичен: это значит, что психология не имеет еще своего языка… В ее словаре… конгломерат из трех сортов слов» (Выготский Л. С., 1927/1982. С. 356).
Чаще всего в психологии используются слова обиходного языка. Можно найти множество подобных примеров: «ребенок», «поведение», «среда», «игра», «детство», «возраст» и т. п. Слово «развитие» также находится в этом ряду. Л. С. Выготский отмечает, что слова обиходного языка отличает неточность, метафоричность, многосмысленность.
На втором месте Л. С. Выготский ставит слова философского языка. К ним можно отнести слова «идеальное», «материальное», «субъект», «объект», «отражение» и многие другие. Л. С. Выготский подчеркивает, что это главный источник смутности и неясности в психологии. Первое издание в начале XXI в. лекций по психологии П. Я. Гальперина и переиздание его более ранних статей и книг позволяет строго определить психологическое содержание перечисленных понятий.
Особенно критически Л. С. Выготский относится к словам и формам речи, заимствованным из естественных наук. По его мнению, они служат прямо для обмана, «психолог научным словом прикрывает ненаучное понятие». Этот ряд можно начать словами «адаптация», «ассимиляция», «инстинкт» и долго продолжать.
Л. С. Выготский отмечал также, что термины на протяжении всего времени своего существования много раз меняли свое содержание. «И сейчас еще, — отмечал Л. С. Выготский, — произнося одни и те же слова, нельзя быть уверенным в том, что вы правильно поняты, потому что отдельные исследователи вкладывают в них разное содержание и употребляют слова в различном смысле» (Там же).
Для иллюстрации этого высказывания можно привести ряд примеров. В психологии развития широко используется термин «социализация», который в разных научных теориях имеет различное содержание.
В психоанализе социализация включает в себя переход от принципа удовольствия к принципу реальности, защитные механизмы личности, формирование эго-аппарата личности, механизмы формирования Сверх-Я личности (имитация, идентификация и интроекция), идеал-Я, выходы наружу, сопровождающиеся отказом от индивидуально внимательного отношения к себе, умение следовать закону, существующему в обществе.
В теории Ж. Пиаже социализация — это преодоление эгоцентрических установок благодаря отношениям кооперации, дискуссиям и спорам между ровесниками.
В этнопсихологии социализация — интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, которое требуется для исполнения социальных ролей (М. Херсковиц).
С точки зрения М. Мид, социализация — синоним понятия «социальное научение».
В культурно-исторической теории развития термин «социализация» не используется, так как развитие психики ребенка, с точки зрения этой теории, подчиняется закону развития высших психических функций, суть которого составляет переход от социального к индивидуальному.
Различно определение эгоцентрической речи у Ж. Пиаже и Л. С. Выготского. По Пиаже, эгоцентрическая речь — это преимущественно речь со своей точки зрения, которую ребенок не умеет соотносить с точкой зрения другого и не понимает оснований для своих высказываний. По Л. С. Выготскому, эгоцентрическая речь — это «речь для себя». Отсюда следует различие в понимании истоков, функции и судьбы эгоцентрической речи в теории Ж. Пиаже и в теории Л. С. Выготского. В этом случае нельзя сказать, кто именно прав. Правы оба. Эгоцентрическая речь, как речь со своей точки зрения, отмирает с возрастом. Эгоцентрическая речь, как речь для себя, развивается и уже в школьном возрасте становиться внутренней речью.
«Опосредствование», ключевое понятие культурно-исторической психологии, нередко понимается как использование компьютера и других технических средств для развития высших психических функций. Знак и техническое средство не различаются.
Существует двигательная теория инстинктов (Ж. Фабр), отологическая теория инстинктов (К. Лоренц), сенсорная теория инстинктов (П. Я. Гальперин). В них один и тот же термин «инстинкт» имеет разное содержание и различные последствия для понимания психического развития. Как подчеркивал Л. С. Выготский, использование термина, принятого в иной научной концепции, влечет за собой перетаскивание соответствующего ему научного мировоззрения, что в образной форме отражено в словах восточной пословицы, которую цитирует Л. С. Выготский: «Кто берет чужой платок, берет и чужой запах» (Выготский Л. С., 1927/1982. С. 329). И в наше время небрежность в слове есть небрежность в мысли.
Источник