Как определяется направление обучения ребенка с нарушенным развитием

Психодиагностика нарушенного развития должна определять направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения.

В процессе диагностики должны определяться и оптимальные организационные формы обучения ребенка, и рекомендации индивидуального планового обучения.

Диагностику нарушенного развития на современном этапе необходимо проводить с опорой на ряд принципов, ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная).

Комплексное изучение развития психики ребенка, предполагающее вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог).

Системный подходк диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов

Динамический подходк изучению ребенка с нарушением развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития, а также учет возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения.

Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении новых способов действий.

Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:

• отношение к ситуации обследования и заданиям;

• способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

• соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

• продуктивное использование помощи взрослого;

• умение выполнять задание по аналогии;

• отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов.

Необходимость раннего диагностического изучения ребенка. Именно раннее выявление отклонений в развитии позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение ребенка в коррекционное обучение.

Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития.Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

(6)Характеристика этапов психодиагностического исследования: скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика, углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.

Психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа: скрининг-диагностика; дифференциальная диагностика; углубленное изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы. Каждый этап имеет свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Первый этап получил название «скрининг». На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации характера и глубины этих отклонений.

Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем ребенка.

Выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам специально организованного скрининг-обследования. По форме проведения скрининг-обследование может быть индивидуальным или групповым.

Таким образом, существует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики:

• несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная нехватка научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях (особенно это касается скрининговых обследований детей первых трех лет жизни);

• при разработке методик скрининг-диагностики очень сложной является выработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (в данном случае речь идет о детях раннего и дошкольного возраста);

• существенной проблемой при проведении скрининг-обследования являются эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. заметно влияют на качество выполнения заданий. Это создает существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию

Второй этап — дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа — выявить тип нарушения развития. По результатам этого этапа определяется направление обучения ребенка, вид и программа образовательного учреждения, то есть оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка. Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК).

Задачами дифференциальной диагностики являются:

• разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

• выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения;

• оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

• определение и обоснование педагогического прогноза.

На основании этих данных определяется тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса. Группа специалистов ПМПК, осуществляющих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии.

Третий этап — феноменологический. Его цель — выявление индивидуальных особенностей ребенка, то есть тех характеристик его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Большую роль на этом этапе играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений.

Углубленное психолого-педагогическое изучение нарушений развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить следующие:

• выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;

• разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

• оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;

• определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;

• помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

• профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

• решение проблем социально-эмоционального плана.

При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей и подростков.



Источник

Диагностика недостатков развития должна включать три этапа.

Первый этап получил название скрининг (от англ, screen — просеивать, сортировать). На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации их характера и глубины.
Второй этап — дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа — определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По его результатам определяется направление обучения ребенка, вид и программа образовательного учреждения, т. е. оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка. Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).
Третий этап — феноменологический. Его цель — выявление индивидуальных особенностей ребенка, т.е. тех характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Большую роль здесь играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений.

Диагностика нарушенного развития на современном этапе должна строиться с опорой на ряд принципов, ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная):

ü Комплексное изучение развития психики ребенка.

ü Системный подход к диагностике психического развития ребенка.

ü Динамический подход к изучению ребенка, а также учет возрастных особенностей ребенка.

ü Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка.

ü Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка, не исключающий количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

ü Необходимость раннего диагностического изучения ребенка.

ü Единство диагностической и коррекционной.

Комплектование специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья

Специальное образование — уровень образования, для достижения которого лицам с ограниченными возможностями создаются необходимые условия.

Специальное образовательное (коррекционное) учреждение — образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т. п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:

ü специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);

ü специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);

первое отделение – для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха;

второе отделение – для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого является нарушение слуха.

ü специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей);

ü специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);

ü специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);

В первом отделении обучаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, имеющие общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием.

Во втором отделении учатся дети с тяжелой формой заикания при нормально развитой речи.

ü специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

ü специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении – задержкой психического развития);

ü специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

В специальную школу ребенка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии. Также с согласия родителей и на основании заключения ПМПК ребенок может быть переведен внутри специальной школы в класс для детей с умственной отсталостью только после первого года обучения в ней.

В случае, если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях.

Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения.

К оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа или дошкольное образовательное учреждение, находящееся поблизости. На период обучения ребенку предоставляется возможность бесплатного пользования учебниками, фондом библиотеки школы. Педагоги и психологи школы оказывают консультативную и методическую помощь родителям в освоении ребенком общеобразовательных программ.

Источник

Психодиагностика нарушенного развития должна определять направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения, т.е. быть дифференциальной и прогностической. В процессе диагностики должны определяться и оптимальные организационные формы обучения ребенка, и рекомендации индивидуального планового обучения.

Диагностику нарушенного развития на современном этапе необходимо проводить с опорой на ряд принципов (подходов), ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная).

Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях — нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.

– принцип комплексности. Клиницисты выявляют наличие или отсутствие органического поражения ЦНС, возможность наследственных заболеваний, наличие текущего неврологического или психического заболевания (шизофрения). Отоларинголог – особенности слуха, сведения. Другие особенности как результат органического поражения.

Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

– принцип системного подхода направлен не только на изучение нарушения функции, но и на все ВПФ, выявление сложной структуры нарушенного психического развития. Значение: коррекционная работа строится в зависимости от структуры нарушения и базируются на сохранных функциях;

Динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.

– принцип изучения нарушения в динамике предполагает учет возрастной динамики и выявление тенденции развития (к улучшению, положительная динамика; к ухудшению, у детей, у которых прогрессирует (напр., при шизофрении), что ребенок теряет, отрицательная динамика; без изменений. Как определяется? На основании динамического изучения (например, одного ежегодно обследовать, других-то 2 раза в год). Необходимо длительное динамическое изучение. Руководство данным принципом лучше учитывается в клинике и лучше разрабатывается клиническая документация.

Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка этот принцип опирается на теоретическое положение Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.

Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:

– отношение к ситуации обследования и заданиям;

– способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

– соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

– продуктивное использование помощи взрослого;

– умение выполнять задание по аналогии;

– отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

– принцип качественно-количественной оценки результатов анализа. В общей психологической диагностике в настоящее время широко используется количественная оценка результатов исследования. Это отражение психометрического подхода. Психометрический подход заключается в том, что считается возможным измерить запас знаний и уровень развития функций с помощью стандартизированных методов (тестов). В массовых образовательных учреждениях психологи регулярно проводят тестирование детей и ориентируются при консультировании родителей на результаты количественных показателей. Тестовый подход по отношению к нарушенному развитию является несостоятельным. Он не раскрывает структуру нарушенного развития, не прогнозирует дальнейшее развитие. Поэтому, тесты и количественный анализ при психолого-педагогическом диагнозе нарушенного развития используются только как подсобные, вспомогательные подходы. На скрининг можно использовать тест. Используется психолого-педагогический подход, а не психометрический. Это означает, что мы должны дать оценку уровня сформированности функций и дать оценку обучаемости ребенка, т.е. способности и темп приобретения новых знаний, умений, навыков и готовность (способность) (главный вопрос – способность и готовность чему и как быстро). Это педагогический подход. Решить эти две задачи с помощью тестовых подходов невозможно, поэтому используется в сочетании экспериментального подхода с педагогическим наблюдением и изучением. Поэтому основной принцип оценки результатов качественного анализа – качество психической деятельности и особенности обучения.

Качественные показатели разработаны и даны. Эти показатели выявляют как в ходе экспериментального изучения ребенка, так и при педагогическом изучении.

Наряду с этими показателями используются и количественные показатели.

Количественная оценка может быть дана за выполнение экспериментальных заданий. Введение этих показателей позволяет объективизировать показатели, но предпочтение всегда отдается качественным показателям.

Источник