Как определить зрелость развития ребенка

Как определить зрелость развития ребенка thumbnail

Цитата сообщения Фёдор_Иванович_Сухов

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ РЕБЁНКА

Давайте поговорим сначала об общей психологической зрелости, которой должен обладать ребенок перед школой, а затем о том объеме знаний и умений, которым он должен располагать, и о роли родителей в этом процессе.

Психологическая зрелость подразделяется на три аспекта: социальная, эмоциональная, интеллектуальная.

Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение адаптироваться в детских группах, понимание требований учителя и выполнение функций ученика.

Эмоциональная зрелость проявляется в реакции малыша на те или иные события. В умении длительно выполнять не очень привлекательную работу. Должны быть выработаны навыки поведения в стрессовых ситуациях.

Интеллектуальная зрелость — это способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, развитие тонких движений и координации.

За основу готовности к школе принимается некий необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может учиться.

Сюда входит и положительное отношение к школе, чтение, мышление, речь, счет, внимание, память, запас знаний.

Перечислим, что должен знать и уметь ребенок перед школой:

– Ребенок должен уметь заниматься самостоятельно, каким-нибудь делом в течение тридцати минут.

– Уметь составлять рассказы по картинкам более чем из пяти предложений, используя наречия, прилагательные и сложноподчиненные предложения.

– Уметь запоминать стихотворения и знать несколько наизусть.

– Изменять существительные по числам.

– Считать до десяти и обратно.

– Решать простые задачи на сложение и вычитание.

– Читать по слогам.

– Иметь хорошую координацию. Уметь рисовать и раскрашивать картинки.

– Уметь обобщать, называть группу предметов одним словом.

Ваш ребенок ходит в садик или в подготовительную группу. Вы помогаете ему выполнять домашние задания. Но, тем не менее, старайтесь помимо заданного материала помочь систематизировать те знания, которые ему даются на занятиях и которые он получает в повседневной жизни, при общении с окружающими, из книг, телевидения. Помогайте ему устанавливать логическую связь между предметами, чтобы он знал как можно больше названий предметов, вещей, явлений и умел их обобщать.

Ребенок четко должен знать основополагающие понятия: мир растений, мир животных, мир человека, времена года.

В мир растений входят темы: овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, лес. Малыш должен знать названия растений, ягод, овощей.

В мир животных включены темы: дикие животные, домашние животные, дикие животные юга и севера, домашние и дикие птицы, насекомые, земноводные.

Мир человека — это темы: человек, семья, улица, город, дом, транспорт. Одежда, обувь, посуда, мебель. Продукты питания. Профессии.

В тему времена года входят описание природы в каждый сезон, явления, которые можно отследить.

Обратите внимание на:

  • Образование множественного числа от существительных единственного числа. Ухо – уши, яйцо — яйца.
  • Образование родительного падежа множественного числа существительных. Есть уши – нет ушей. Есть стулья – нет стульев.
  • Образование творительного падежа существительных. Ткань режут чем? Ножницами. Бревно пилят чем? Пилой.
  • Согласование прилагательных с существительными. Мяч зеленого цвета. Какой? — Зеленый.
  • Сочетание существительных с числительными. Одна кукла, две куклы… пять кукол. Один помидор… пять помидоров.
  • Использование предлогов. Где сидит кошка? Под столом, на стуле, в ящике… Откуда выглядывает щенок? Из-за стула. Откуда он выползает? Из-под кресла.
  • Образование приставочных глаголов. Девочка вышла из дома. Она переходит улицу. Девочка к дому подходит.
  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Маленький заяц – зайчик, маленький огурец — огурчик.
  • Образование относительных прилагательных. Ручка из дерева. Какая? Деревянная. Чашка из фарфора. Какая? Фарфоровая.
  • Образование сложных слов. Машину водит кто? Водитель. Трубы чистит кто? Трубочист.

Особое внимание уделите словообразованию, формированию грамматических средств языка. Этим не нужно заниматься специально, отводя определенное время на занятия. При общении с ребенком акцентируйте внимание на тонкостях русского языка, исправляйте ошибки. Просите повторить до тех пор, пока это не войдет, не вольется органично в речь ребенка.

Занятия на грамматику языка можно проводить и на прогулке, и в магазине, в гостях, в транспорте, да где угодно. Что-то малыша заинтересовало. «Мама, смотри, какая машина!» «Какая?» — переспрашиваете вы. «Красная», — отвечает вам ребенок. «А если она перевозит груз, то, как она называется?» «Грузовая». «Грузовую машину мы как можем назвать, одним словом?» «Грузовик». «Грузовик сделан из железа. Значит, он какой?» «Железный», — следует ответ ребенка. «А кто ведет машину?» «А машина по чему едет? А куда она свернула? А дом для машины как называется? Вот большой грузовик. А как мы назовем маленький грузовик? Правильно, грузовичок». На первый взгляд вы обсуждаете с малышом им увиденное: проехал грузовик. А смотрите, сколько вы проделали грамматических упражнений: здесь и словообразование, знание профессий, отработка предлогов. «Едет по дороге. Повернул за угол». Образование уменьшительно-ласкательных слов.

Читайте также:  Влияние глухоты на развитие ребенка

Все эти упражнения не сложные. Они не требуют дополнительного времени. Не кивать головой: «Да машина проехала». А вывести ребенка на разговор, на обсуждение.

Но если ребенок почувствует, что вы с ним не просто разговариваете, а ведете очередное занятие по развитию речи, он закроется и не захочет ничего обсуждать. Поэтому старайтесь больше говорить с малышом, расспрашивая его заинтересованно, подсказывая время от времени. Введите в обиход игру на словообразование. И сами со временем поймете, насколько интересен и сложен русский язык. Иногда и сами мы, взрослые, не знаем, как правильно употребить то или иное слово. Например, как называется детеныш у жирафа?

Не откладывайте на потом, что, дескать, перед школой научите, натаскаете своего ребенка, а начинайте заниматься с малышом. Приучайте его говорить правильно.

У кого-то из детей от природы развит фонетический слух, у других нужно формировать речь, отрабатывать словообразование. Требуется терпение и время, поэтому начинайте сейчас.

Вы с малышом на кухне? Моете посуду? Прекрасное место для беседы. Спросите его: «У меня в руках тарелка из глины, какая она?» «Правильно, глиняная. Я ее намочила водой, какая она?» «Мокрая». «Сейчас мы будем пить чай. Что понадобится для чаепития?» «Чайные чашки, блюдца, чайные ложки, заварной чайник». «А куда нужно положить масло? Правильно, в масленку. А куда кладется селедка? Насыпается сахар? А как ты думаешь, почему мясорубка называется мясорубкой?»

Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова, предлагайте ему повторять русские и иностранные, знакомые и незнакомые слова. «Скрупулезность, межконтинентальный, высококвалифицированный».

Очень полезно запоминать предметы, их количество, взаиморасположение. Обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Учите его сравнивать различные предметы и явления – что в них общего, чем отличаются. Особенно хорошо сопоставлять два почти одинаковых рисунка, с целью найти отличия.

При этом развивается речь ребенка, обогащается его словарный запас. Он начинает задумываться, как сказать правильно. Он сознательно формирует свою речь. И вы старайтесь говорить с малышом развернутыми предложениями, обогащенными наречиями и прилагательными, называя как можно больше признаков предмета. Вспомните, как грустно выглядят взрослые и дети, говорящие немногословно и косноязычно. А ведь все в наших руках!

Источник

Что такое школьная готовность?

Школьная готовность (термин «школьная зрелость» – синоним) предполагает, что ребенок уже способен без вреда для физического состояния и психологического здоровья справляться с нагрузками в школе. Это понятие объединяет в себе психологический, педагогический и физический компонент.

Очень часто родители сосредотачиваются именно на предметной (педагогической) готовности и учат будущего первоклассника чтению, письму, счету, забывая о том, что куда лучше отдать это в руки специалистов, работающим по проверенным методикам и обладающим необходимой квалификацией для того, чтобы сделать образовательный процесс эффективным и комфортным для первоклассника. Так, система обучения «Начальная школа XXI века» не предполагает у вчерашнего дошкольника знаний по тем предметам, с которыми ребенок познакомится в первом классе. Плюс обучение выстроено так, что учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, степень его готовности к школе – все детки в первом классе очень разные, но процесс обучения будет комфортным для всех.  

Такие составляющие школьной зрелости, как физиологическая и психологическая готовность малыша к смене статуса и среды, к успешному усвоению большого объема новых знаний, к своему новому положению школьника, очень важны для успешного обучения ребенка в школе.

Почему важна психологическая готовность ребенка к обучению?

Случается, что даже очень образованный родителями ребенок, умеющий заученно читать, писать и считать, оказывается совершенно не готов к обучению. Потому что школьная зрелость предполагает, что психика малыша «созрела» – достигла такого уровня развития, который помогает ему участвовать в процессе школьного обучения полноценно. Не секрет, что определенные навыки и знания ребенок лучше усваивает на разных возрастных этапах. Попытаться научить говорить грудничка или решать сложные арифметические уравнения дошкольника – бесполезное и вредное занятие. Ведь мозг ребенка, его корковые и регуляторные функции еще не созрели для усвоения того или иного навыка.

К моменту, как у ребенка наступит школьный возраст, у него должны быть сформированы:

  • Личностно-мотивационная готовность. Она подразумевает, что ребенок хочет идти в школу не для того, чтобы играть, а для того, чтобы учиться; что у него есть потребность в расширении круга своего общения и включения в него будущих одноклассников и учителей; что у него сформирована адекватная самооценка, которую можно транслировать как «это я умею, а этого – не умею, но не становлюсь хуже от того, что пока не умею».
  • Интеллектуальная готовность к школе означает сформированность у дошкольника памяти, воображения, образного и пространственного мышления; развитую речь; некоторый запас знаний об окружающем мире и умений.
  • Эмоционально-волевая готовность – это появление произвольности и регуляции, умение подчиняться правилам, выполнять требования, соблюдать нормы и контролировать себя самостоятельно, без помощи взрослого.
Читайте также:  Критические периоды в развитии речи ребенка это

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Уровни школьной готовности

Существует 4 уровня школьной готовности, от максимального до минимального.

Высокий уровень школьной готовности

Когда можно говорить о том, что ребенок всецело готов к тому, чтобы пойти в первый класс?  Когда у дошкольника: хорошее физическое развитие, он активен и бодр, не страдает хроническими заболеваниями; рука малыша отлично подготовлена к письму; у него развит фонематический слух; в общении ребенок демонстрирует широкий кругозор; его словарный запас составляет не менее 3000 слов, и он активно ими пользуется; он понимает, что такое переносный смысл слова. Он обладает определенным запасом педагогических умений – пытается читать, считать, знает цифры и счет.  Это не обязательно для поступления в школу, но такое заинтересованное поведение тоже говорит о психологической готовности малыша к обучению. Еще очень важный момент – умение регулировать свое поведение, то есть понимать правила, подчиняться им и иногда делать даже то, что не очень хочется, но надо. Если ко всему этому ребенок устойчиво стремится пойти в школу, причем не ради новых знакомств и новых игр, а именно ради обретения новых знаний – все это говорит о высоком уровне готовности дошкольника к обучению. Первый класс ждет его!

Даже детей с высоким уровнем школьной готовности в первом классе ждет период школьной адаптации. Но он пройдет гораздо спокойнее, чем у детей с низким уровнем школьной зрелости.

Средний уровень школьной готовности

Почти все то же самое отличает школьную зрелость среднего уровня. Но в данном случае у ребенка есть небольшие трудности (их можно определить, как локальные). Рука готова к письму, но мелкая моторика нуждается в улучшении. Слух у малыша отличный, он знает стихи и сказки, словарный запас достаточно большой. Показательно, что ребенок, услышав от взрослого историю или сказку, способен вести диалог о прочитанном, отвечать на вопросы мамы или папы. Он также неплохо знает цифры и некоторые буквы, произвольно регулирует свое поведение и вполне способен решать учебные задачи. Но в этом ему небольшая помощь взрослых – без внешней стимуляции учиться ему скучновато.

Уровень школьной готовности ниже среднего

Самое главное – это то, что желание учиться в школе у такого ребенка весьма неустойчиво: сегодня он хочет играть, завтра горит желанием получать новые знания. У него не очень развитая речь, и это сразу заметно в общении. Но не только в разговорах важна речь: одна из функций речи – регулятивная. Малыш должен уметь сам себя «уговаривать» на выполнение задач – «Нет, я не пойду гулять, пока не допишу эту строчку красивым почерком». Поэтому неразвитая речь сказывается и логике, и на воле малыша. Можно часто заметить, что при выполнении заданий он «путается в показаниях»: не умеет устанавливать очевидные сходства или различия в понятиях, не всегда способен обобщать предметы по ключевому признаку. При этом физическое развитие обычно хорошее или удовлетворительное. Когда у ребенка уровень школьной готовности ниже среднего, взрослым приходится не только помогать, но и буквально «сидеть над душой», направляя ребенка шаг за шагом в выполнении его действий. Взрослым стоит понимать, что при таком уровне готовности учиться ребенку будет трудно. Если есть возможность, момент поступления в школу лучше отложить на год

Низкий уровень школьной готовности

При хорошем или удовлетворительном физическом развитии у ребенка, который демонстрирует такой уровень готовности узкий кругозор, маленький словарный запас. Прочитанную сказку или рассказ он может пересказать только при активной помощи взрослого: без наводящих вопросов не обойтись. Отсутствует готовность руки к письму. Без помощи взрослого ему не под силу справляться с заданиями по возрасту, да и мотивация к учебе слабая. Такому ребенку имеет смысл на год задержаться в дошкольниках.

Для определения школьной готовности разработаны масса тестов  – о важнейших из них можно прочитать в наших статьях «Что такое готовность ребенка к школе» и «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Читайте также:  Чем заняться с ребенком 4 года для развития дома

Нужно всегда помнить, что есть множество объективных причин, которые могут задержать школьную зрелость и затруднить приобщение ребенка к овладению школьными навыками. Если это – определенная незрелость корковых и регуляторных структур головного мозга, то лучше дать ребенку еще один год для того, чтобы он догнал своих сверстников. Этот год лучше посвятить не обучению, а развитию и социализации малыша. Для здоровья ребенка будет лучше, если он чуть-чуть не будет дотягивать по уровню знаний, зато будет здоров физически, с нормальным неврологическим статусом, обладающий выраженной эмоциональной зрелостью – и с ярко выраженным желанием пойти в школу и научиться тому, чего он пока не знает. Ведь трудности в учебе преодолимы, а вот сложная социальная адаптация в первом классе может плохо сказаться на всех последующих образовательных успехах ребенка.

Источник

Зрелость
новорождённого — один из наиболее
важных показателей внутриутробного
развития. Её определяют по совокупности
морфологических, клинических,
функциональных и биохимических признаков
при сопоставлении с должными значениями
для данного гестационного возраста
новорождённого. Очевидно, что у каждого
новорождённого важно определить степень
зрелости для данного гестационного
возраста. Незрелость считают одним из
признаков ЗРП, однако классификации
незрелости в МКБ10 нет.

Зрелость
новорожденного ребенка определяется
по совокупности морфологических
(клинических) и функциональных признаков
по отношению к гестационному возрасту,
а также биохимическими показателями.

Под
зрелостью понимают готовность органов
и систем ребенка к обеспечению его
внеутробного существования.

Зрелым
считается здоровый доношенный ребенок,
у которого морфологическое и функциональное
состояние органов и систем соответствует
его сроку гестации. Все недоношенные
дети являются незрелыми по отношению
к доношенным. Но, в то же время, они могут
быть достаточно зрелыми в функциональном
отношении к своему гестационному
возрасту, однако их органы и системы
неспособны обеспечить их существование
во внеутробной жизни. Среди доношенных
новорожденных также могут встречаться
незрелые. Это дети, у которых морфологическая
и функциональная зрелость ниже их срока
гестации. Гестационный возраст определяют
акушеры-геникологи при объективном
обследовании беременной (шевеление
плода, высота стояния дна матки, срок
последней менструации, по данным УЗИ,
параметрам альфа-фетопротеина.

Степень
морфологической зрелости младенца
устанавливается по комплексу внешних
признаков: пропорции тела, плотности
костей черепа и размеру родничков,
наличию первородной смазки при рождении,
развитию грудных желез, форме ушных
раковин, состоянию кожных покровов,
выполнению ногтевой пластинкой ногтевого
ложа и т. д. В 1971 г. Петруссом была
предложена оценочная таблица степени
зрелости, которая включает в себя 5
внешних морфологических признаков:

Þ
ушная раковина;

Þ
диаметр ореола сосков;

Þ
исчерченность стоп;

Þ
наружные половые органы;

Þ
цвет кожи.

Каждый
из указанных признаков оценивается от
0 до 2 баллов. Полученная сумма баллов
прибавляется к 30. Итоговый результат
соответствует степени морфологической
зрелости новорожденного ребенка. Если
он совпадает с гестационным возрастом,
следовательно, ребенок зрел к своему
сроку гестации. Все недоношенные дети
являются незрелыми, в тоже время, они
могут быть достаточно зрелыми в
функциональном отношении к своему
гестационному возрасту, но неспособны
к во внеутробной жизни.

Как определить зрелость развития ребенка

Функциональная
зрелость новорожденного ребенка
определяется зрелостью:

·
ЦНС — наличие и выраженность сосательного,
глотательного и других рефлексов периода
новорожденности, удержанием собственной
температуры тела при адекватном
температурном режиме окружающей среды;

·
органов дыхания — правильный ритм
дыхания, отсутствие приступов апноэ и
цианоза;

·
сердечно-сосудистой системы — правильный
ритм сердечных сокращений, нет расстройства
микроциркуляции, а также нормальным
функционированием других органов и
систем.

Таблица
2

Функциональные
особенности организма недоношенного
ребенка

Системы Функциональные
особенности

Нервная Синдром
угнетения: вялость, сонливость, слабый
крик, снижение мышечного тонуса и

физиологических
рефлексов; несовершенство терморегуляции

Дыхательная Первичные
ателектазы легких, лабильность частоты
и глубины дыхания, частые апноэ

Кровообращения Лабильность
частоты сердечных сокращений,

сосудистая дистония,
шумы вследствие функционирования
фетальных коммуникаций

Пищеварительная Снижение
толерантности к пище, повышенная
проницаемость кишечной слизистой

Мочевыделительная Низкая
фильтрационная, реабсорбционная,
концентрационная и секреторная функции

Иммунная Низкий
уровень клеточного и неспецифических
факторов защиты

Иная
система проведения оценки степени
зрелости и гестации была предложена
Дубовитцем с соавт. (Баларда). Она состоит
из 11 морфологических и 10 функциональных
признаков, оценка каждого из которых
проводится соответственно по 5-балльной
шкале. Полученная общая сумма баллов
соотносится к таблице, указывающей на
срок гестации новорожденного ребенка.
Использование этой системы дает более
точную оценку степени зрелости и
гестационного возраста новорожденного
ребенка

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник