Как определить задержку развития речи у ребенка
В попытке избежать задержки речевого развития (ЗРР) мамы часто обращаются к логопедам, когда малышам нет еще и 2 лет. Чтобы избежать подобных ошибок, нужно понимать причины задержки речи и различать тревожные признаки. Если ваш кроха здоров, но отказывается говорить, нужно начать с использования всех возможных средства для активизации его способностей в домашних условиях.
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Задержка речевого развития у ребенка”. Скачайте его и узнайте нормы развития речи у детей до 5 лет, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!
Первые признаки задержки речевого развития у детей 2 лет
Признаки ЗРР можно заметить уже в первые месяцы жизни. Тревожным сигналом для родителей должно быть отсутствие реакции на звуки голоса и другие шумы в возрасте до полугода. Позднее детки начинают «гулить», повторяя гласные звуки. К году малыш должен знать несколько слов или слогов, которыми он обозначает конкретные предметы. Очень тихий ребенок, который не лепечет, должен вызывать тревогу у взрослых.
К полутора годам ребенок должен узнавать свое имя, знать несколько десятков слов и понимать простые просьбы. Если же малютка не реагирует на звуки голоса, не выполняет элементарные просьбы, это может быть признаком задержки речи.
Двухлетка обычно может произносить 20-30 простых слов и учится составлять из них короткие предложения. В пассивном словаре ребенка несколько сотен слов, благодаря чему он хорошо понимает просьбы взрослых. Признаком ЗРР может быть нежелание повторять слова, ограниченный словарный запас, отсутствие попыток составлять предложения, незнание названий предметов обихода и частей тела.
Следует понимать, что стандартные нормы речевой активности могут варьироваться в зависимости от пола ребенка.
Для девочек отклонение от нормальных показателей в ту или иную стороны не должно превышать 2-3 месяцев. Мальчишки обычно учатся говорить медленнее, потому для них нормальным отклонением считается срок в 4-5 месяцев.
Причины задержки речевого развития у детей 2 лет
Наиболее распространенная причина ЗРР у малюток — это проблемы со слухом.
Если ребенок не различает звуки, он не сможет научиться говорить или приобретет проблемы с артикуляцией и пониманием речи. Поэтому, при любых признаках того, что ваш кроха не слышит ваш голос и другие звуки, обращайтесь к педиатру и отоларингологу. Диагностируемые нарушения слуха могут быть как врожденными, так и приобретенными в результате ушной инфекции.
Психологические причины и проблемы в семье часто приводят к задержке речи.
Задержка речи у ребенка 2 лет может развиваться, если взрослые уделяют крохе мало внимания и почти не разговаривают с ним. Аналогично нехватке внимания, пробелы в развитии может вызывать и чрезмерная опека, из-за которой малыш не чувствует себя достаточно уверенно. Любые серьезные проблемы в семейном кругу негативно сказываются на освоении речи, будь то злоупотребление алкоголем, частые ссоры или развод родителей. Если причина ЗРР психологическая, помочь малышу начать говорить достаточно просто, нужно лишь создать в семье здоровые отношения и уделять больше внимания развивающим играм и разговорам.
Нередко задержку речевого развития связывают с нарушениями работы головного мозга ребенка.
Причинами могут быть болезнь матери во время беременности, длительные, затяжные или проблемные роды, а также родовая травма. ЗРР иногда развивается на фоне серьезной инфекции или тяжелой травмы, перенесенной крохой в раннем возрасте. Более того, генетическая предрасположенность к задержке речи также влияет на скорость психического и интеллектуального развития малыша.
Физиологические отклонения ребенка помогут обнаружить невролог и отоларинголог. Если в ходе обследования у вашего малыша выявлены нарушения работы головного мозга или тугоухость, решить проблему задержки речи можно, только устранив ее причину. В остальных случаях родителям нужно проводить больше времени со своим чадом и использовать правильные приемы для речевого развития.
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Задержка речевого развития у ребенка”. Скачайте его и узнайте нормы развития речи у детей до 5 лет, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!
Задержка речевого развития 2 года лечение
Рассмотрим способы ускорения речевого развития малыша:
- Для развития речи ребенку важно слышать как можно больше разговоров, потому не жалейте времени на общение с ним. Читайте ему книги и стишки, пойте песенки, озвучивайте любые действия, названия окружающих предметов, вовлекайте кроху в беседу. Внятно проговаривайте каждое слово, не торопитесь, чтобы речь не превращалась в непонятную для малютки скороговорку.
- Общение с другими детками также способствует развитию речевых навыков. Молчуны начинают много разговаривать после первых недель в детском саду. Со сверстниками и детьми старшего возраста малышам легче найти общий язык, друг у друга они учатся быстрее, чем у взрослых.
- Любые занятия, заставляющие малыша активно работать пальцами, улучшают его способности к выражению своих мыслей вслух. Введите в ежедневную практику лепку из пластилина и рисование, осваивайте пальчиковые игры, запаситесь конструкторами и другими игрушками, состоящими из отдельных деталей.
- Стимулировать развитие речи в 2 года можно и при помощи массажа, уделяя особое внимание биологически активным точкам, расположенным на ладонях и ступнях. Научите малыша хорошо растирать ладошки до появления ощущения тепла, а затем аккуратно массируйте каждый пальчик и всю поверхность ладоней. Научите малыша самостоятельно массировать ножки или предложите ему походить босиком по рельефной поверхности, по коврику из гальки или массажной дорожке.
- С двух лет допустимо активное использование логоритмики (логопедической ритмики). Это направление терапии корректирует речевые проблемы за счет сочетания ритмичных движений со словами или музыкой. Существует множество упражнений со стишками, которые дети могут повторять за взрослыми, одновременно озвучивая слова и выполняя необходимые движения. Такие занятия развивают общую и мелкую моторику, а также учат крошек слаженно использовать двигательные и речевые навыки.
- Задержка речи у детей 2 3 лет приводит к тому, что малыши часто не могут четко выговаривать слова из-за слабо развитых мышц лица. Чтобы решить эту проблему, научите кроху дуть или свистеть. Хорошо развиваются мышцы и при питье через трубочку.
- Для более интенсивной проработки мышц, делайте вместе с ребенком артикуляционною гимнастику. Существует множество упражнений для языка, губ, щек и даже нижней челюсти. Регулярные занятия, продолжительностью 5-10 минут, помогут ребенку лучше управлять своими артикуляционными органами и его речь станет более четкой и разборчивой.
- Вместо скучной гимнастики можно инсценировать небольшие рассказы, например, из сборника «Сказочные истории из жизни Язычка», в ходе которых выполнять упражнения намного интереснее.
- Поскольку ЗРР зачастую связана с низкой концентрацией внимания на звуках, играйте с малышом в звуковые игры. Например, попросите кроху с закрытыми глазами угадать бытовые приборы или животных по издаваемым звукам, узнать члена семьи по голосу. Предлагайте малышу имитировать звуки, которые его окружают. Спрашивайте, как мычит коровка, как дует ветер, как лает собака.
Чтобы помочь ребенку заговорить, развивающие игры и занятия должны стать частью вашего ежедневного расписания. Уделяйте массажу, артикуляционной гимнастике и играм для развития мелкой моторики время каждый день, только в этом случае вы быстро заметите результаты и избавите свое чадо от опасного диагноза «задержка речевого развития».
Тема нашей следующей статьи: “Гигиена новорожденных: уход за новорожденной девочкой, рубцовый фимоз у новорожденного грудничка”
Источник
Задержка речевого развития — заболевание, при котором ранняя диагностика и терапия имеет огромное значение. При малейших признаках нарушения речи, надо как можно быстрее обратиться к специалисту и пройти обследование. ЗРР опасна не только сама по себе, но и может быть признаком другого, более серьезного заболевания.
Признаки ЗРР
Диагностика ЗРР возможна только после двух лет, однако первые признаки, которые должны насторожить родителей, можно заметить раньше. Специалисты называют семь основных симптомов того, что есть проблемы с речью:
- отклонения на доречевом этапе (период лепета, гуления). Нарушения могут проявляться по-разному: недостаточная выраженность звуков, их однотипность, плач в одной и той тональности;
- годовалый малыш не реагирует на голос родителей, свое имя (при этом у него нет проблем со слухом);
- в год-два ребенок отказывается повторять слова и фразы за взрослым. Эхолалия — необходимый и естественный этап освоения устной речью. Он помогает познакомиться с фонематическим звучанием языка, понять артикуляцию;
- отсутствие в два года активно используемых слов. В этом возрасте малыш уже должен использовать простые слова, чтобы дать понять взрослым, чего он хочет и что его беспокоит;
- к трем годам ребенок не формирует из слов фразы. Очень важно, что в этом возрасте он уже не просто бездумно повторяет услышанные фразы, а в состоянии их сам придумать;
- ребенок не старается говорить четко и не заинтересован в том, чтобы его понимали;
- невнятная речь после трех лет.
Важно! Особое внимание стоит уделить ребенку, если есть предпосылки для возникновения ЗРР: наследственность, осложнения при беременности или родах, токсические или инфекционные поражения.
Методы диагностики ЗРР
Диагностика ЗРР проводится следующими специалистами: педиатром, логопедом, неврологом, психиатром, психологом. При этом могут потребоваться дополнительные исследования для выявления причин нарушения.
Диагностика задержки речевого развития включает в себя следующие обязательные этапы:
- прием у педиатра, который изучает анамнез (в том числе матери в период беременности) и делает предварительные выводы о причинах ЗРР. Он же направляет к соответствующему специалисту;
- исследование мозга на возможные поражения (сканирование артерий, эхоэнцефалография и электроэнцефалограмма, МРТ);
- обследование ребенка с задержкой речевого развития у отоларинголога;
- логопедическая диагностика;
- психологическая диагностика.
Только после комплексного анализа, подтверждения диагноза и выявления причин, назначается курс терапии. На основании его дефектолог для детей с задержкой речевого развития разрабатывает индивидуальный план занятий по коррекции.
Неврологическая диагностика
Формирование языковых навыков напрямую зависит от развития ЦНС, в частности головного мозга. В раннем детском возрасте функции речи, мышления и памяти тесно взаимосвязаны. В дальнейшем, при отсутствии патологий, эти функции отделяются друг от друга, формируется абстрактное и ассоциативное мышление. Любые изменение анатомии мозга, функциональные нарушения сразу же отражаются на развитии речи.
Диагностика у невролога необходима, чтобы выявить отсутствие патологий в НС. ЗРР в данном случае может быть вызвана следующими причинами:
- генетические и хромосомные заболевания,
- патологии развития НС,
- повреждения, ЧМТ,
- инфекции, опухоли, нарушение обменных процессов в мозге.
Какие обследования при ЗРР будут назначены, зависит от сопутствующих симптомов и анализа собранного анамнеза. Стандартные неврологические обследования при ЗРР:
- МРТ (для выявления структурных поражений);
- генетические, нейрофизиологические и нейробиохимические исследования;
- ЭЭГ для выявления эпилепсии;
- УЗИ сосудов шеи и головного мозга.
Всестороннее неврологическое исследование при ЗРР проводится совместно с детским психологом и психиатром. Тщательные анализы при ЗРР необходимы для выявления общих нарушений в развитии (аутизма, шизофрении, олигофрении и других).
Методы оценки общего уровня развития при диагностике ЗРР:
Метод | Описание и цель |
Денверский тест | Денверский скрининговый тест предназначен для оценки уровня психомоторного развития. В основе метода лежит анализ способности ребенка выполнять задания, предназначенные для его возраста. В России методика не получила широкого применения |
Шкала Гриффитс | Оценивает уровень психомоторного развития по следующим параметрам: моторика, социальное взаимодействие, речь, реакция рук и глаз, способность к играм |
Шкала Бейли | По шкале Бейли оцениваются: умственное, моторное развитие, эмоциональное и социальное поведение, внимание, волевые качества |
Важно! ЗРР необходимо отличать от общего недоразвития речи. Для этих целей обязательно проводится дифференциальная диагностика ЗРР и ОНР.
Диагностика у отоларинголога
Нормальное развитие речевых навыков невозможно, если есть проблемы со слухом. Именно поэтому отоларинголог — один из первых специалистов, который проводит обследование детей с задержкой речевого развития. Его задача — исключить возможность органических патологий органов слуха и речи, а также наличия хронических заболеваний.
При диагностике ЗРР отоларинголог:
- проводит тщательный осмотр ушей;
- оценивает слух;
- анализирует данные о прохождении беременности и сопутствующих болезнях матери, которые могут стать причиной снижения слуха;
- анализирует историю родов и перинатальный период;
- собирает семейный анамнез на наличие тугоухости среди ближайших родственников;
- проводит исследование головы и шеи;
- проверяет наличие жидкости за барабанной перепонкой;
- проводит полное исследование слуха при помощи аудиограммы, отоакустической эмиссии и тимпанометрии.
В случае, если комплексная проверка не выявила наличие заболеваний уха, отоларинголог направляет на дальнейшее обследование детей с ЗРР к логопеду.
Логопедическая диагностика при ЗРР
Для диагностики ЗРР логопед проводит следующее:
- опрос родителей;
- наблюдение за поведенческими реакциями в естественных условиях, а также при выполнении специальных заданий;
- изучение результатов всех проведенных исследований и анализ истории болезни;
- непосредственно логопедическая диагностика.
Структура логопедического обследования детей раннего возраста:
Раздел речи | Что анализируется |
Импрессивная речь (обращенная к ребенку) | Насколько малыш способен понимать:
|
Экспрессивная речь (от ребенка) |
|
Правила проведения логопедического обследования при диагностике ЗРР:
- диагностика проводится только индивидуально;
- учитывается возраст, психофизиологические особенности;
- взаимодействие должно быть ежедневным, но кратковременным, чтобы не утомлять малыша (не более 10 минут);
- для диагностики необходим эмоциональный контакт, доверие;
- в процессе обследования логопед использует различные стили общения, чтобы отследить реакцию;
- обследование должно проводиться в игровой форме.
Данная методика логопедического обследования применяется в том случае, если речь не соответствует нормам, но присутствует. Но как определить ЗРР у безречевого малыша? В данном случае логопед использует другие способы обследования. Специалист проверяет:
- реакцию на голос,
- способность различать звуки (используются разные звукошумовые игрушки),
- понимание слов и инструкций («дай мяч», «возьми синий кубик»),
- понимание пространственных отношений и количественной разницы в словоформах,
- способность ориентироваться в пространстве, на плоскости,
- мелкую моторику,
- оральный праксис (малыш выполняет задания от логопеда: высунуть язык, вытянуть губы, надуть щеки и другие),
- невербальные компоненты (реакции малыша на незнакомого человека, новый предмет, анализ жестов).
Диагностика ЗРР у детей — процесс длительный и непростой. Однако только всестороннее комплексное исследование даст полную картину и понимание того, как провести эффективную коррекцию.
Видео
084
Источник
Речь начинает формироваться у детей задолго до появления первых слов. Исследователи детской речи устанавливают значительные периоды в жизни ребенка (приблизительно с 0 до 14-16 месяцев), которые носит название доречевого и предречевого периодов. Они чрезвычайно важны для дальнейшего собственного речевого и языкового развития ребенка, так как именно в это время формируются все его основные психологические и психические процессы.
О проблемах задержки речевого развития у детей рассказывает руководитель логопедической консультативно-диагностической службы образовательного комплекса ГБОУ СОШ №875 г. Москвы, логопед Остеополиклиник, миофункциональный терапевт, возрастной психолог, кандидат психологических наук Тисовская Юлия Александровна (Юлия Александровна окончила МГПУ им. Ленина, 20 лет работает с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи).
Речь – высшая психическая функция, поэтому важен период и внутриутробного развития ребёнка. Зачастую, перинатальную патологию развития диагностируют слишком поздно (после 3-х лет), когда становятся очевидными последствия этих нарушений. Доречевой и Предречевой периоды – показатели того, как будет развиваться речь.
Необходимо обратиться к логопеду если:
- была задержка внутриутробного развития
- гипоксия
- долгое нахождение в реанимации
- питание через зонд в первые дни или месяцы жизни
- КЦГ (краниоцеребральная гипотермия) при рождении
- нарушения зрения
- нарушения слуха
- генетические синдромы
- повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия)
- родовая травма
Признаки и симптомы, которые в комплексе должны насторожить и обратить на себя внимание, но при этом следует учитывать, что при наличии только 1 – 2 симптомов можно говорить лишь о характере малыша и его особенностях, а не нарушениях в развитии.
В возрасте от 0 до 1.5 лет
- к трем месяцам НЕ появился «комплекс оживления» – эмоциональная реакция ребенка на взрослого (ребенок, увидев мать, радостно повизгивает, перебирает ножками, вскидывает ручки, издает голосовые реакции)
- гуление (мягкая голосоподача) появилось НЕ в 2-3 месяца, а позже; периоды гуления редки, звуки тихие, однообразные, дыхание быстро истощаемое, есть охриплость голоса
- переход к лепету (многократному повтору цепочек слогов) произошел позже срока (в норме период лепета продолжается от 5-6 до 12 месяцев); • к концу первого года жизни НЕ появились общеупотребительные слова («мама», «папа», «баба», «дай» и т.п.)
- в возрасте 7-8 месяцев и позже НЕ понимает значения отдельных слов (мама, папа, названия окружающих бытовых предметов, игрушек и т.п.), НЕ понимает смысла простых просьб («Дай маме ручку», «Покажи носик, глазки» и др.)
- ребенок НЕ подражает действиям взрослых (с игрушками, бытовыми предметами), НЕ повторяет за взрослыми отдельные слова
- у ребенка с трудом формируются базовые навыки жевания и глотания. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока
- Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)
В возрасте от 1.5 до 2.5 лет
- ребенок активно реагирует на звук включенного телевизора, но абсолютно не реагирует на обращенную речь
- не отзывается на свое имя
- отсутствует указательный жест (не показывает пальчиком)
- нет моторной имитации (не повторяет за родителями движения)
- нет артикуляционной имитации, звукоподражания, не обращается к родным, либо повторяет за вами или героями мультфильмов, но не использует эти слова при общении (эхолалии)
- на слух не воспринимает ваши вопросы, отвечает правильно только ориентируясь на вашу артикуляцию (следит за губами и вашим произношением)
- не выполняет элементарных инструкций (принеси мяч, дай, на и т.п.)
- отводит взгляд и не следит за эмоциями взрослого
- делает то, что может сам, вашей рукой (например, берет мамину руку и ею открывает дверь, берет кружку, включает телевизор, выключает свет)
- страх новых помещений, изменения маршрута прогулки, новых лиц (истерика, если вы решили пойти по другой улице)
- стереотипный и повторяющий характер игры (может каждый день очень долго открывать и закрывать дверцы, стучать по определенным предметам, пока вы не прервете его, выстраивание предметов в ряд)
- стереотипные и повторяющиеся моторные движения (тряска или хлопки руками или пальцами, либо сложные телодвижения). Например, при сильном возбуждении (радость, огорчение) начинает махать ручками, как крылышками, очень часто ходит на цыпочках
- не выражает заинтересованность при виде детей, не обращает на них внимание и не играет
- в 2 года ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова
- в 2 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
В возрасте от 2.5 до 3 лет и старше
- говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем
- ребенок «тарахтит», говорит слишком быстро или крайне медленно, глотает окончания слов, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет
- говорит в основном фразами из мультиков и книжек, не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии
- зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
- постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)
К сожалению, большинство родителей часто не обращают должного внимания на данные симптомы и лишь трудности в общении, возникающие в дальнейшем, и несоответствие возрастным нормам развития 2.5 – 3.5 лет, заставляют их обратить внимание на проблемы в развитии ребенка.
Почему-то многие специалисты в поликлиниках до сих пор отправляют мам с детьми ждать 3 лет и не выставляют никаких конкретных диагнозов, когда в свою очередь мамы жалуются, что ребенок в 1.5 – 2 года не говорит, плохо понимает обращенную речь, не отзывается на имя, не показывает пальчиком, не смотрит в глаза, не выполняет элементарных инструкций, не интересуется игрушками? Три года считается оптимальным возрастом, когда примерно у всех деток сформирован словарный запас, есть понимание себя в этом мире. До этого возраста кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее.
Но почему, зная о таких сложных диагнозах, как ранний детский аутизм, сенсорная и моторная алалия, расстройства аутического спектра, задержки речевого и психического развития, сенсорная тугоухость, важно осуществлять профилактику и коррекцию этих нарушений – следовательно, визит к логопеду в первые годы жизни ребенка является необходимым мероприятием.
Важно использовать своевременный комплексный подход в коррекции нарушения речи и понимания обращенной речи, который направлен на речевую деятельность, на невербальные высшие психические функции и эмоционально-личностную сторону развития детей на самых первых этапах возникновения проблемы.
ОБСЛЕДОВАНИЕ
Что делать, если вы обнаружили у ребенка особенности поведения, которые мы рассмотрели, в виде отсутствия речи, зрительного контакта, указательного жеста, понимания обращенной речи, совместной деятельности, реакции на свое имя и т.д.?
Мы делаем второй Шаг: Проводим обследование.
Детский невролог и ЭЭГ
Обратитесь к детскому неврологу, для многих лучший вариант – это специалист неврологического отделения детской больницы или специализированного центра. Если вас отправляют “ждать до 3 лет”, ищите другого врача, который назначит пройти дневное или ночное ЭЭГ (ночное исследование позволяет исключить эпилептическую и судорожную готовность, которая может не проявляться в виде приступов, но тормозить развитие малыша), и порекомендует обратиться к сурдологу, пройти КСВП и аудиометрию.
Помните – диагнозов много и то, что может помочь при алалии, может навредить при сенсоневральной тугоухости или аутизме, а значит подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным.
Сурдолог
Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут быть как временными, так и стойкими.
Бывают случаи, когда одно из ушек слышит плохо, снижена общая слышимость или ребенок не может различать определенные частоты – громкие и тихие слышит, а средние нет. Из-за этого ребенок воспринимает окружающие звуки, как будто находится под водой. При этом он может абсолютно верно реагировать на включение телевизора и полностью игнорировать вашу речь. Также, иногда потеря слуха происходит уже после того, как малыш научился говорить.
У ребенка с незамеченной потерей слуха не сможет правильно развиваться речь, языковые навыки и познавательные способности, появятся признаки задержки психического и речевого развития. Задержка может оказаться необратимой, и ребенок будет нуждаться в обучении в специализированной школе. В медицинской практике известны случаи, когда при врожденной тугоухости ребенку ставился диагноз умственной отсталости.
Во многих роддомах применяется отоакустическая эмиссия, которая дает информацию о том, работают ли волосковые клетки, участвующие в передаче звука. Но положительный результат этого исследования еще не дает 100% гарантии, что у ребенка все в порядке со слухом, ведь для передачи звука требуется работа нескольких звеньев.
Может понадобиться компьютерная аудиометрия – КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы) – это исследование реакции ствола головного мозга и слухового нерва на звуки. КСВП используется для диагностики слуховых нарушений как детей, так и взрослых, но особое значение они имеют у детей, особенно доречевого возраста. Производится с помощью датчиков, прикрепляемых к голове. Позволяет определить не только наличие/отсутствие патологических отклонений, но и место их локализации. В большинстве регионов проводится во время сна малыша.
Основные рекомендации дефектолога для детей от года до 2 лет:
- формирование и развитие понимания обращенной речи (говорите четко, используйте ситуации, побуждающие к простым действиям: подать, принести, посмотреть и т.д.)
- формирование и развитие зрительной памяти и концентрации внимания (наличие телевизора и, как следствие, постоянный шумовой фон и пассивное получение информации мешают развитию речи)
- формирование и развитие мышления (тренировка навыка получения информации из книг (аудиосказок) и стимулирование сюжетно-ролевых игр. То есть читать, читать и читать, не смотря на то, что ваш ребенок закрывает книгу и не сидит на месте)
- формирование и развитие речевых навыков (активно используйте ситуации, побуждающие к произношению простых слов: на, да, нет и т.д.)
- развитие коммуникативного общения (общение со сверстниками)
Источник