Как определить уровень социального развития ребенка
Изучение уровня социального развития ребенка
Подготовила статью: учитель-дефектолог Пометнёва В.А.
В дошкольном возрасте закладываются основы формирования личности ребенка, им усваиваются наиболее доступные правила и нормы поведения, у него образуются нравственные привычки, складываются первые взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками.
Постепенно в процессе общения со взрослыми, под руководством воспитателей, родителей ребенок начинает понимать, какой поступок можно назвать хорошим, а какой плохой.
Окружающие ребенка люди должны стремиться воспитывать у него желание подражать хорошему и отрицательно относится к плохому. Поощряя положительные и порицая дурные поступки окружающих, взрослые тем самым помогают ребенку сознать их и приобретенный опыт использовать в своем поведении. «Какая умница Маша, – хвалит дочку папа, – первую с праздником поздравила бабушку, ведь она у нас сама старшая!»
Изучение уровня социального развития включает установление взаимодействия и общения ребенка со взрослыми (невербальные и вербальные средства общения, контактность); выявление основных способов усвоения им общественного опыта (умение действовать совместно со взрослым, по показу, образу, по речевой инструкции), особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций; определение уровня сформированности навыков самообслуживания (навык опрятности, одевания, раздевания, умывая). Социальный статус ребенка определяется в ходе беседы с его родителями, а также в течение всего обследования, в процессе специальных вопросов и заданий, направленных на выявление элементарных представлений о себе и о своих родителях.
Ребенку предлагают ответить на вопросы и выполнить задания:
Как тебя зовут?
Найди свою фотографию (выбор из 3-х фотографий детей).
Найди фотографию своей мамы (выбор из 3-х, даются фотографии трех женщин) («Кто это на фотографии? Как зовут твою маму?»).
Найди фотографию своего папы (выбор из 3-х, даются фотографии трех мужчин) («Кто это на фотографии? Как зовут твоего папу?»).
Средства общения ребенка:
– экспрессивно-мимические (улыбки, взгляд «глаза в глаза», жесты и т.д.);
– предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.);
– речевые средства общения (высказывания, вопросы).
3. Характеристика контактов ребенка со взрослыми:
– устанавливает контакт легко и быстро;
– контакт избирательный;
– контакт формальный;
– не вступает в контакт.
4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы:
Активен (пассивен); деятелен (инертен); не агрессивен (агрессивен) к другим детям; преобладающее настроение (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения).
5. Особенности характера ребенка:
Спокойный, пассивный, жизнерадостный, улыбчивый, раздражительный, злой, упрямый, вялый, часто (редко), плачет, конфликтный и т.д.
6. Навыки в быту (уточняются при беседе с родителями и в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах):
навык еды – самостоятельно ест ложкой, ест с чьей-то помощью, сосет бутылку, пьет самостоятельно из чашки, пьет с чьей-то помощью; навык одевания – одевается самостоятельно ли с помощью взрослого; навык умывания – умывается самостоятельно или с помощью взрослого; навык опрятности – самостоятельно пользуется туалетом или с помощью взрослого, не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).
Основополагающим фактором в социальном развитии является формирование сотрудничества ребёнка со взрослым. Для этого необходимы условия:
Эмоционально – положительный контакт взрослого и ребёнка;
Правильное определение способов постановки перед ребёнком образовательно – воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные возможности ребёнка;
Подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребёнка.
Работа по социализации ведётся на протяжении всего периода пребывания ребёнка в ДОУ. Развитие ребёнка носит циклический характер и на разных возрастных этапах ребёнок снова и снова, но на качественно ином уровне проигрывает социальные ситуации, привнося в них жизненный опыт, знания и умения, потребности и мотивы. В работе с детьми с нарушением интеллекта используются разнообразные формы: экскурсии, наблюдения, образовательная и практическая деятельность, праздники и развлечения, игра, проблемные ситуации и.т.д.
У детей вырабатываются навыки самообслуживания и личной гигиены, а также хозяйственно – бытовые и социальные навыки. Дети учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, адекватному отношению к окружающему миру.
Социальный стереотип образа «особого» ребёнка у людей, мало знакомых с проблемой, должен исчезнуть. Необходимо максимально развивать потенциальные возможности ребёнка с общей интеллектуальной недостаточностью и способствовать успешной интеграции его в общество.
Источник
Показатели социального развития ребенка
и современные требования дошкольного образования
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
Извлечение из ФГОС ДО
Социальное развитие ребенка-дошкольника – это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме. А с другой стороны – это процесс развития сущностного Я ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.
Социальное развитие воспитанника осваивается с учетом следующих социальных доминант:
– у ребенка формируется уверенность в своих возможностях (ребенок нужен окружающим, его любят);
– развивается чувство собственного достоинства и свободы (ребенок выбирает
друзей, деятельность, у него есть личные вещи);
– воспитывается позитивное восприятие и отношение к окружающим
(терпимость, уважение к сверстникам, интерес к ценностям
сотрудничества, ответственность за данное слово, за свое дело, за другого человека);
– развивается понимание окружающих (их эмоционального состояния, потребность в сопереживании).
В ФГОС дошкольного образования четко прописаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:
1) создание условий непосредственного общения с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям (обеспечение эмоционального благополучия);
2) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; принятия решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержка детской инициативы и самостоятельности (поддержка индивидуальности и инициативы);
3) создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками (установление правил взаимодействия в разных ситуациях).
Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ:
– педагог формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях;
– педагог развивает, стимулирует позитивное отношение ребенка к
окружающим;
– педагог воспитывает у ребенка социальные навыки и формирует
социальную компетентность.
Согласно данным исследований отечественных педагогов-психологов Смирновой Е.О.. Стеркиной Р.Б. Щетининой А.М. уровень социализации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения целесообразно определить с помощью специальных показателей. Показатели благополучного социального развития ребенка вы видите на экране.
Показатели благополучного социального развития ребенка:
– эмоционально откликается на переживания другого;
– эмоционально благополучен;
– проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен;
– владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;
– главным образом положительно оценивает и принимает других;
– принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;
– владеет способами социокультурного поведения и общения;
– достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);
– социально готов к школе и др.
Как вы видите, измерить уровень социального развития ребенка воспитателю в условиях детского сада можно и нужно.
Предлагаю вашему вниманию учебно-методическое пособие «Диагностика социального развития ребенка», автор Щетинина Альбина Михайловна Данное пособие содержит систематизированные по отдельным направлениям методики изучения особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста.
Предлагаю вам рассмотреть уровень сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (автор А.М.Щетинина):
– умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми;
– сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть;
– доброжелателен по отношению к другим;
– пытается решить конфликты сам;
– оказывает помощь другому;
– согласовывает свои действия с действиями других;
– сдерживает свои негативные проявлении
– подчиняет свои интересы интересам других детей
– уступает другому
– принимает социальные нормы и правила поведения и следует им
Уважаемые коллеги! Всегда ли ответственно мы относимся к проведению педагогической диагностики? А ведь на основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.
Я желаю вам успехов в нашей нелегкой, но таком нужной и интересной профессии.
Источник
Воспитанность человека
характеризуется различными социальными
качествами, отражающими разнообразные отношения
личности к окружающему миру и к самой себе. В
совокупности эти качества определяют богатство
и неповторимость каждой личности, её
уникальность. В характеристике отдельного
человека какие-то качества могут отсутствовать и
могут представлять самые разнообразные
сочетания.
Если важной задачей воспитания
является содействие расцвету каждой личности, то
не менее важная и ответственная задача состоит в
том, чтобы любая личность отвечала основным
критериям, принятым в обществе. В связи с этим
встает задача установления сравнительно
немногих, но самых важных общественно значимых
качеств, которые можно считать обязательными для
граждан нашей страны. Такие качества могут
служить показателями воспитанности, т.е. уровня
социального развития школьника, которые
характеризуют меру его готовности к жизни в
обществе.
Представление о показателях уровня
социального развития школьника имеет важное
значение, как для педагогов, так и для самих
учащихся. Знание конкретных показателей с одной
стороны обеспечивает целенаправленность и
предметность педагогических усилий, отвечает
интересам самовоспитания учащихся. С другой
стороны, показатели выступают в качестве
параметров, по которым можно и нужно судить о
воспитанности учащихся.
Число показателей воспитанности не
может быть большим, оно должно соответствовать
реальным возможностям их практического
применения в воспитательной работе. Суть
показателей должна быть понятна учащимся того
возраста, воспитанность которых они
характеризуют.
Н.И. Монахов выделил социальные
качества, которые могут быть сформулированы у
младших школьников.
- Товарищество – близость, основанная на
товарищеских (дружеских) отношениях; совместное
участие в чем-нибудь на равных правах. - Уважение к старшим – почтительное отношение,
основанное на признании их достоинств. - Доброта – отзывчивость, душевное расположение
к людям, стремление делать добро другим. - Честность – искренность, прямота,
добросовестность и безупречность. - Трудолюбие – любовь к труду. Труд – работа,
занятие, усилие, направленное к достижению
чего-либо. - Бережливость – бережное отношение к имуществу,
расчетливость, экономность. - Дисциплинированность – подчиненность
дисциплине (обязательное для всех членов
какого-нибудь коллектива, подчинение
установленному порядку, правилам); соблюдение
порядка. - Любознательность – склонность к приобретению
новых знаний, пытливость. - Любовь к прекрасному – постоянная сильная
склонность, увлеченность тем, что воплощает
красоту, соответствует её идеалам - Стремление быть сильным, ловким – настойчивое
желание добиться физической или моральной
возможности активно действовать.
Определение уровня развития данных
социальных качеств и поможет определить уровень
социального развития школьника.
Для формирования социальных качеств я
решала следующие задачи воспитания и
развития:
- Помочь ребенку приобрести четкие представления
о нормах и правилах, существующих в обществе. - Научить чувствовать и понимать других людей:
сверстников и взрослых. - Приобщить ребенка к общечеловеческим
ценностям: добру, красоте, истине, здоровью,
счастью как условию духовно-нравственного
развития человека. - Утвердить ценность каждого и всего живущего и
растущего на Земле.
Эти задачи я решала на трех уровнях:
I. Информативный: на нем выясняются
представления детей и уточняются общепринятые
знания. Например, обсуждая тему “Товарищество”,
воспитатель может спросить детей о том, если у
них товарищ? Какой он (она): добрый, веселый,
смелый, умный? Что умеет делать?
Прочитать рассказ Е. Пермяка “На уроках труда”
II. Личностный: на нем у ребенка следует вызвать
положительное эмоциональное отношение к теме
занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось
применить к себе полученные знания.
Например, обсуждая тему “Товарищество”, после
чтения рассказа Н. Калининой “Два товарища”
можно задать вопрос: “А как ты миришься со своими
друзьями”?
III. Уровень – осознание: на нем ребенок учиться
осознавать, что с ним происходит, зачем и почему
он поступает так или иначе, отчего появляются
чувства, какие бывают мысли. На этом уровне
развивается способность к саморегуляции,
самопознанию, самопониманию и самоконтролю, а
также понимание того, что делают, чувствуют и
делают другие люди.
Все три уровня присутствуют сразу
вместе и создают пространство возможностей,
обогащенную, развивающую среду. Однако
результативность для каждого из детей может быть
разной и осуществиться в разные сроки.
Этапы формирования социальных
качеств.
Всестороннее развитие и становление
личности ребенка представляет собой длительный
процесс накопления качественных изменений по
различным параметрам. Я попыталась выделить
этапы формирования социальных качеств младших
школьников.
I этап “Я расту, я развиваюсь”. Ориентирован
на работу с детьми от 6 до 8 лет (1-2 класс ).
На данном этапе формируются первичные
представления о социальных качествах, на основе
имеющегося у ребенка опыта. Развивается
личностное отношение ребенка к миру
человеческих ценностей, развиваются социальные,
“теплые” эмоции, обогащается опыт позитивного
самоощущения. На этом этапе работы закладываются
основы для развития самосознания и
саморегуляции.
II этап “Я и другие, я и мир”. Направлен
на работу с детьми от 8 до 10 лет (3-4 класс).
В нем акцент ставиться на
духовно-нравственные аспекты развития,
оказывается помощь ребенку в создании целостной
картины мира, ощущение гармонии и
психологического комфорта, создаются условия
для осознания и разрешения личностных проблем и
межличностных конфликтов.
Актуальность и важность вопросов,
которые рассматриваются на всех этапах, имеют
свою значимость в жизни человека, поскольку речь
идет о том, как быть здоровым, счастливым,
успешным, как правильно к себе относиться, как
общаться и взаимодействовать с другими людьми,
т.е. о социальной адаптации к жизни.
Стадии формирования социальных
качеств проходят по циклу (см. рис.)
1)Знание;
2)Понимание разумности и необходимости;
3) Применение;
4)Переживание;
5)Новый уровень.
Такое циклическое формирование
социальных качеств проходит у человека в течение
всей его жизни, расширяя и углубляя его знания.
Немаловажную роль в нем играет самообучение.
Формы внеклассной работы по
формированию социальных качеств.
Формы работы определяются этапами
формирования социальных качеств (о них
говорилось выше).
Через различные формы работы:
- Успешно осваивается содержание вопросов
развития социальных качеств; - Обеспечивается психологический и
эмоциональный комфорт; - Происходит творческое самовыражение;
- Различные формы работы помогают и активности
школьника в среде сверстников.
В своей работе я использую:
1) Интеллектуальные игры. (Приложение
3)
Цели и задачи:
- Формирование навыков группового
взаимодействия; - Развитие эмоциональной сферы детей;
- Воспитание любознательности, устойчивого
интереса и потребности в интеллектуальной
деятельности.
2) Спектакли.
Цели и задачи:
- Формирование творческого коллектива;
- Мобилизация внутренних сил, неосознанных
возможностей, - Развитие способности к творческой
деятельности; - Воспитание любви к прекрасному.
3) Театры – экспромты. (Приложение 3)
Цели и задачи:
- Помочь почувствовать и раскрыть свою
собственную уникальность; - Создать условия для психологического
раскрепощения, создание ситуации успеха; - Воспитание чувства товарищества, симпатий друг
к другу.
4) Праздники. (Приложение 1, приложение 2)
Цели и задачи:
- Формирование навыков группового
взаимодействия; - Создание условий для накопления общественного
и нравственного опыта; - Выявление и развитие потенциальных творческих
способностей.
5) Родительские собрания.
Цели и задачи:
- Вовлечь родителей в процесс формирования
социальных качеств; - Помочь родителям принимать ребенка таким, каков
он есть.
Все формы работы позволяют решать
задачи формирования социальных качеств:
- Помочь ребенку приобрести четкие представления
о нормах и правилах, существующих в обществе. - Научить чувствовать и понимать других людей.
- Приобщить ребенка к общечеловеческим
ценностям: добру, красоте, истине, здоровью,
счастью как условию духовно-нравственного
развития человека. - Утвердить ценность каждого и всего живущего и
растущего на Земле.
Диагностика уровня социального
развития.
Рациональная организация по
диагностике уровня социального развития
школьника предполагает широкое использование
разнообразных методов (наблюдение, беседа,
анкетирование и т.д.). Однако основным методом
является метод коллективной экспертной оценки в
силу того, что социальные качества должны
проявляться в социальном окружении и
оцениваться теми людьми, среди которых ученик
живет и учится.
Метод коллективной экспертной оценки
как основной диагностический метод начинают
применять с 3 класса.
В 1-2 классах применяют метод беседы об
основных социальных качествах и признаках их
проявления.
На начальном этапе я готовила
специальную беседу о том качестве, которое
являлось предметом диагностики.
В содержание беседы включались следующие
моменты:
- Значение данного качества для человека
(школьника); - Как оно проявляется;
- В чем выражается это применение;
- Как практически можно оценить это качество.
В конце каждой беседы учащиеся
получают задание оценить это качество у своих
товарищей по классу. Результаты отмечают в
специально подготовленном заранее оценочном
листе, записывая против фамилии каждого ученика
своего класса условно принятые буквы: в, н, с
(высокий, средний, низкий).
Среднее арифметическое значение
подсчитывают, приравнивая каждый уровень к
количественному выражению: В – 3 балла, С – 2
балла, Н – 1 балл.
Количественная отметка округляется до
одной десятой и заносится в диагностическую
карту.
Это первый этап диагностики развития
социальных качеств на уровне компонентной
диагностики.
Следующий этап – структурная
диагностика, которая предполагает анализ
полученной информации и оформление графиков и
диаграмм. Данные заключения используются в
процессе планирования воспитательной работы на
следующий учебный год.
Результаты работы по формированию
социальных качеств.
Постепенный и планомерный переход от
одного этапа к другому предполагает
формирование у детей социальных качеств. Такие
дети способны успешно адаптироваться в
динамичном, быстро меняющемся мире.
Хочется надеяться, что дети:
1)Будут способны принимать
ответственность за свои поступки;
2) Сумеют выражать себя;
3) Научаться организовывать себя и
других и принимать решения;
4) Смогут осуществлять саморегуляцию.
Литература:
1.Бим-Бад Б.М. Воспитание человека
обществом и общества человеком.// Педагогика.- 1996.-
№5.- с.3-9
2.Ветрова В.В. Уроки психологического
здоровья. – М. 2001.
3.Воронина Е.В. Система ценностей,
определяющих воспитательный процесс в школе. //
Классный руководитель. – 1997. – №3 – с.15.
4.Максимов В.Г. Педагогическая
диагностика в школе.–М., Академия, 2001.
5.Монахов Н.И. Изучение эффективности
воспитания: Теория и методика. – М., 1981.
6.Новое в воспитательной работе школы /
сост. Н.Е. Щуркова, В.Н.Шнырева. – М., 1991.
7.Ожегов С.И. Толковый словарь русского
языка. – М., 1999.
8.Сергеева В.П. Особенности развития и
воспитания младших детей. – М., 1999.
9.Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в
духе культуры мира, взаимопонимания, прав
человека. // Педагогика. – 1997. – №2.-с.43.
10.Щуркова Н.Е. Три принципа воспитания.
– Смоленск, 1996.
11.Щуркова Н.Е., Рагозина Л.Д.
Формирование жизненного опыта у учащихся. – М.,
2002.
Источник