Как определить уровень развития ребенка раннего возраста
Физическое развитие ребенка в 3 года: что умеет малыш?
К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.
Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть.
В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты.
Таблицы роста и веса ребенка в 3 года
Всех родителей волнует вопрос каким должен быть вес ребенка в 3 года при нормальном развитии. Ниже представлены таблицы норм веса и роста ребенка к 3 годам, по ним легко сориентироваться и разобраться, есть ли у вашего ребенка недостаток или избыток веса.
Данные отечественных педиатров о физическом развитии ребенка 3 лет
3 года | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 13,0 | 17,4 |
Вес девочек, кг | 12,5 | 17,0 |
Рост мальчиков, см | 91,0 | 102,0 |
Рост девочек, см | 91,0 | 101,2 |
Окружность головы мальчиков, см | 48,7 | 52,3 |
Окружность головы девочек, см | 47,6 | 51,1 |
Окружность груди мальчиков, см | 50,0 | 55,0 |
Окружность груди девочек, см | 49,1 | 56,0 |
Данные Всемирной организации здравоохранения о параметрах физического развития детей в 3 года
3 года | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 11,3 | 18,3 |
Вес девочек, кг | 10,8 | 18,1 |
Рост мальчиков, см | 88,7 | 103,5 |
Рост девочек, см | 87,4 | 102,7 |
Окружность головы мальчиков, см | 46,6 | 52,3 |
Окружность головы девочек, см | 45,7 | 51,3 |
Познавательное развитие ребенка 3 лет
Трехлетний малыш умеет отличать предметы по признакам:
- В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
- Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
- Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
- Трехлетка наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма (“крыша”), цилиндр (“столбик”), кирпичик, конус.
- Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
- Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
- Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
- Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Трехлетка легко справляется с небольшими заданиями и занятиями:
- Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
- Подражает письму взрослого (имитирует).
- Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
- Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
- Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
- Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
- Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.
В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке), может составить картинку из двух частей или подобрать мозаику к несложному рисунку.
Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Во что умеет играть ребенок в 3 года: игровые действия и начало ролевой игры
Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (проявляет творческое начало). Может “брать роль” (называет себя в игре “мама”, “врач” и т. п.). Осознает свою роль в игре.
- Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
- Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
- Подражает другим детям (в любых играх).
- Выполняет правила в подвижных играх.
- Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
- Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.
Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет: какие чувства испытывает ребенок при общении со взрослым?
В этом возрасте ребенок всегда хочет быть хорошим, ждет похвалы и одобрения. Малыш испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог выполнить самостоятельно какое-то дело, а так же проявляет чувство гордости за себя (“лучше всех бегаю”), за родителей (“папа самый сильный”, “мама самая красивая”).
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
В повседневных делах малыш:
- Проявляет инициативу, независимость.
- Любознателен, любопытен.
- Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
- Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
- Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
- Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду); ожидает от взрослого отрицательной оценки.
- Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку (“Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться”).
- Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
- Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
- Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
- Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
- Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
- Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
- Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от “боли” и т. д.).
- Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
- Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
- Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
- Проявляет интерес к рисованию, лепке.
- Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
- Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
- Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
- Огорчается при неумении что-то сделать.
- Радуется своим умелым действиям, когда получается.
- Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
- Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
- Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
- Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
- Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
- Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
- Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
- Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
- Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм. - Выражает симпатию к некоторым детям.
- Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.
Обратите внимание, именно в этом возрасте уже могут возникать страхи и боязнь темноты.
Как должна быть развита речь ребенка в 3 года
- Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
- Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
- Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
- Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: “Где?”, “Куда?”, “Почему?”, “Когда?” и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
- Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
- Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым. - Норма словарного запаса при правильном развитии речи в 3 года – 1500 слов.
- Быстро отвечает на вопрос: “Как тебя зовут?”. Знает свою фамилию.
- Отвечает на вопрос: “Сколько тебе лет?”. Показывает на пальчиках.
- Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
- Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): “глаза смотрят”, “уши слушают”, “ноги ходят”). - Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: “глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы”.
- В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: “Кто ты в игре?”.
- Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу. - По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
- Имеет представление о числе, показывает и говорит: “один, два, три, много, мало”.
- Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
- Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
- Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
- Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
- Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению “Я”.
- Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
- Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.
Бытовые навыки ребенка 3 лет: ребенок учится самостоятельно справляться с бытовыми нуждами
В возрасте трех лет ребенок может самостоятельно (или с небольшой помощью взрослого) одеваться и раздеваться, а так же складывать свою одежду перед сном. Малыш становится более самостоятельным и у него уже получается застегнуть несколько пуговиц или завязать (связать между собою) шнурки. И беспорядок в своей одежде уже тоже замечает!
В этом возрасте ребенок уже обычно усваивает правила поведения за столом – не мешает другим, не выходит из-за стола до конца обеда и говорит “спасибо”. Ест при этом аккуратно, держа ложку за конец ручки и пользуется салфеткой.
Чему еще научился ребенок к 3 годам?
- Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
- Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
- Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
- Пользуется носовым платком.
- Вытирает ноги при входе в квартиру.
- Регулирует свои физиологические потребности.
- Говорит “спасибо”, здоровается, прощается.
Источник
Юлия Разенкова
Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста
Исследования в помощь воспитателям и педагогам, работающим с детьми раннего возраста.
Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года) (Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция. Практическое пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.-48 с.)
При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действий, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.
Исследование восприятия
1. Восприятие цвета.Четыре цвета: красный, синий, желтый, зеле
ный.
Стимульный материал:цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.
Пример инструкций
1) «положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесточек»;
2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;
3) «назови, какого цвета этот цветочек?». Аналогично предъявляются другие задания.
Нормативы:
сличение – от 1,5-2 лет;
выбор по названию – в 2-3 года;
самостоятельность названия – в 2,5-3 года.
Вступление
В связи с тем, что система дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которые посещают дети 2-2,5 лет, есть необходимость проведения диагностического минимума с детьми раннего возраста. И в случае выявления нарушений появляется возможность, как можно раньше начать коррекционные действия. Психодиагностическое обследование детей раннего возраста направлено на получение информации об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения и общения ребенка.
В ходе диагностикиоцениваются следующие параметры познавательной деятельности ребенка:
– принятие задания;
– способы выполнения задания;
– обучаемость;
– отношение к результату своей деятельности.
План работы
Введение….
Методика 1….
Методика 2. …
Заключение….
Список литературы…
Испытуемая – Новоселова Лиза-2,5 года
Методика 1 «Выбор по образцу» (парные картинки)
Стимульный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок – цветочков.
Нормативы:
выбор из двух картинок — в 2 года;
выбор из четырех картинок — в 3 года.
Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.
Инструкция:
1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;
2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;
3) «назови, какого цвета этот цветочек?».
Результат исследуемой:
• выбор 4 картинок соответствует возрастным нормам.
• Выбор цвета – цвета различает по названиям, что так же соответствует возрастным нормам
Общая оценка: Ребенок принял задание после повторной просьбы, понял его, но выполнить задание самостоятельно у него не получилось, после обучения задание выполнил безошибочно, положительно и адекватно оценил результат.
Общий результат обследования:
Уровень развития психической деятельности соответствует возрастной норме. Ребенок понимал задания и стремился к их выполнению. У него не получалось самостоятельно выполнить задание, но после обучения взрослого мог самостоятельно справиться с ним. После выполнения задания адекватно оценивал свой результат и радовался правильному решению задачи.
Рекомендации: развитие ребенка соответствует возрастным нормам.
Методика 2
Пространственный гнозис (методика подходит детям-2,5-3 лет).
Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки уложенные в коробку. В моем случае в корзинку.
Пример инструкций:
Посади мишку в корзинку. Положи мишку в корзинку. Положи картинку под корзинку. Достань из-под корзинки. Покажи, где верх; где низ.
Нормативы:
2,5-3-года дети понимают предложно-падежные конструкции, ошибаются в 1-2 заданиях, легко корректируются.
Анализ результатов:
1. подражание внешним манипуляциям взрослого без учета пространственных отношений.
2. подражание манипуляциям с учетом пространственного расположения;
3. самостоятельный анализ образца и воспроизведение.
Инструкция:
Сейчас мы будем с тобой складывать игрушки в корзинку. Я начну, а ты будешь мне помогать.
1) Посади мишку в корзинку.
2) Положи куклу в корзинку.
3) Положи картинку под корзинку.
4) Достань картинку из-под корзинки.
5)Покажи, где верх; где низ.
Результат исследуемой:
1) подражает манипуляциям с учетом и пространственного расположения, понимает предложно-падежные конструкции;
2) самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения;
3) определяет несоответствия вкладышей путем поднесения друг к другу;
4) результаты исследования развития говорят, что оно соответствует возрастным нормам.
Рекомендации: развитие ребенка соответствует возрастным нормам.
Список литературы
1. Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. –176 с.
2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Справочник педагога-психолога, 01-2011, 02 -2011
Заключение
Новоселова Лиза-2,5 года. Обследование проводилось 3 сентября 2015г. в ГБОУ Школа 878 д/о «Лучик».
Цель: исследование познавательных процессов ребенка 2 -3 лет
Сведения о ребёнке
Ребёнок от 1-ой беременности. Беременность проходила без
осложнений
Показатели при рождении:
вес – 3500г,
рост – 53см,
по шкале Апгар – 7-8 баллов.
Развитие:
На первом году жизни – без осложнений.
На втором году жизни – без осложнений.
По достижении трёх лет – без осложнений.
На настоящий момент:
Наблюдается высокий уровень познавательных способностей.
Ребёнок идёт на контакт, отвечает на вопросы. В выполнении поставленной задачи заинтересована, охотно принимает помощь и ждёт похвалу. Выполняет задание старательно, с результатом, следит за реакцией взрослого. При указании на ошибки быстро пытается исправить их, успешно. Восприятие пространственных отношений не снижено.
Обращенную речь понимает в полном объеме.
Выводы
Проведенное исследование показало, что у ребёнка до конца не сформированы прогнозирование и планирующая деятельность, пространственное ориентирование и соотнесение форм предметов. Движения мелкой моторики не затруднены. Наблюдается высокий уровень развития речи и уровня развития словесно-логического мышления.
Список литературы
1) Психология в 3-х кн. кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическоеисследование с элементами математической статистики:
Уч. для студ. высш. пед. учебн. завед. /Р. С. Немов
2) Психология развития. Словарь/ Под ред. А. Л. Венгера// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. -М.: ПЕР СЭ, 2005
3) Специфика психического развития ребенка.
https://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=542
Источник