Как определить место эмоциональных нарушений в психическом развитии ребенка
Марина Осипенко, психолог
Содержание
Эмоциональная сфера у ребенка начинает свое развитие задолго до того, как он приобретает навыки хождения и говорения. Дети проходят долгий путь к освоению эмоций в отличие от взрослых людей, которые знакомы с его многообразием. Некоторые чувства у ребенка и их проявления являются врожденными. Это гнев, страх и любовь. Однако первое время после появления малыша на свет, эти чувства являются трудно различимыми. Во время знакомства с окружающим миром и близкими людьми, младенец проявляет эмоциональные реакции, узнавая ситуацию, в которой оказывается. Их неоднократное повторение закрепляет в нем определенное эмоциональное поведение. Поэтому чем больше стабильных, узнаваемых процессов происходит в жизни малыша, тем скорее в нем закрепится та или другая эмоциональная реакция.
Если дети младенческом возрасте подвергаются стрессовым ситуациям — когда они не знают, как реагировать, эмоциональная сфера становится неустойчивой, они испытывают дискомфорт, самовосприятие нарушается. Впоследствии это может привести к тому, что дети будут страдать от нарушений эмоциональной системы. В чем это проявляется?
- Трудно понимать свои эмоции и чувства других людей;
- необъективная реакция в ответ на внешние раздражители;
- агрессия;
- страхи;
- невозможность установить контакт;
- сдерживание чувств.
О каких еще нарушениях в эмоциональной сфере ребенка необходимо знать родителям? В каких случаях они могут самостоятельно помочь детям, а в каких необходимо найти телефон специалиста — психолога, невролога — и, обговорив условия личного приема, записаться к врачу? Ответы на эти вопросы, а также, практические рекомендации взрослым можно найти в данной статье.
Как развиваются эмоции у детей?
Пока дети маленькие, их эмоциональная сфера существует на уровне инстинктов. Дети при помощи выражения чувств адаптируются к процессам, которые происходят в жизни, сталкиваясь социальным, психологическим и физическим взаимодействием. Инстинкты, которые руководят младенцем, формируют в нем восприятие окружающих людей, а также приводят к развитию эмоций в чистом виде.
Сначала малыш чувствует инстинкты, основанные на органических потребностях. Они связаны с получением удовольствия или дискомфортом. Опираясь на эти же процессы, ребенок бессознательно переживает комплекс оживления, а также, страх или злость. В самом начале эмоции ребенка являются безусловными, по мере взросления, он проявляет их в ответ на поведение и чувства близких людей.
Когда дети растут, вместе с ними формируется их эмоциональная сфера. За ее становление отвечают базовые потребности, эмоции родителей и собственные чувства. Позже ребенок связывает собственные эмоции с поведением — он испытывает радость от позитивных поглаживаний, которые ему дают мать и отец, а также, может чувствовать разочарование, грусть, боль.
Эмоциональная сфера ребенка, вместе с тем, подвергается влиянию со стороны близких значимых людей, в частности, того, какие установки они передают — они могут быть вербальными или проявляться на уровне отношений. Так, например, если запрещать ребенку злиться, плакать или проявлять желание отомстить другому, он будет понимать, что такие эмоциональные реакции являются нежелательными, не принимаются родителями.
Кроме того, что получают от матери и отца, дети, также строят свою систему ценностей — они начинают фантазировать, что если быть послушным, говорить о любви родителям, хвалить их, то в ответ тоже можно получить много приятного — любовь, радость, восхищение, похвалу. Если проанализировать жизнь ребенка с младенческого возраста, учитывая особенности воспитания, родительские установки, принципы, которые сформировались у него, то станет понятно, по каким причинам некоторые дети переживают нарушения эмоциональной сферы.
Какие нарушения бывают у детей?
Специалисты связывают развитие эмоций у ребенка с его волевой сферой. Детская психика отвечает за процесс саморегуляции чувств и поведения. Так, мы можем наблюдать, как одни дети хорошо управляют собой, их психические и поведенческие процессы, чаще всего, являются произвольными, однако, у других, действия отличаются непроизвольным характером.
Это значит, что дети часто поступают необдуманно, повинуются чувствам, игнорируя разум. Родители в таких случаях характеризуют ребенка следующим образом: он совсем не думает о том, что говорит и делает. Так, можно предположить, что дети страдают от нарушения в эмоциональной сфере, если у них появляется следующее поведение:
- чрезмерная впечатлительность;
- страхи и фобии;
- повышенная возбудимость — особенно в напряженных, новых ситуациях или перед сном;
- робость и застенчивость, которые мешают устанавливать контакты с окружающими;
- эмоциональная заторможенность;
- агрессивное поведение, склонность к насилию;
- отсутствие контроля над чувствами радости или грусти;
- раздражительность и плаксивость;
- капризное поведение;
- инфантилизм;
- тревожность, расторможенность;
- демонстративность.
Заметив подобные признаки, мать и отец должны задуматься — что послужило причиной их появления, составить план действий для коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка. В некоторых случаях это можно сделать самостоятельно, однако в большинстве — следует найти телефон специалиста, который имеет опыт работы с детьми в этой области и записаться к врачу.
Чем могут помочь мать и отец?
Могут ли взрослые самостоятельно, без вмешательства специалиста оказать помощь детям? Да, если станут соблюдать следующие рекомендации.
- Необходимо проанализировать детство ребенка, условия, в которых он живет, чтобы предположить — какая причина послужила развитию эмоциональных нарушений.
- Хорошо, если мать и отец, также, посмотрят на свою жизнь со стороны — удовлетворены ли они тем, что в ней происходит? Испытывают ли чувство радости и счастья от отношений, позволяют себе быть искренними и откровенными? Часто, когда взрослые живут противоположным образом, дети бессознательно отражают их состояние — злятся, если взрослые не позволяют себе испытывать гнев, жалуются на жизнь и все, что у них есть, проявляют агрессию, когда родители не разрешают себе выражать чувства.
Кода пора записаться к врачу?
Если дети не умеют контролировать свои эмоции, и последствия негативного поведения являются разрушительными для психики и отношений с другими людьми, возможно, таким образом, ребенок удовлетворяет какую-то потребность. Чем младше дети, тем больше им требуется любви, заботы и внимания со стороны близких. Если в жизни им этого не хватает, то желание получить общение и установить контакт может проявляться через нарушение эмоционально-волевого поведения. Необходимо записать ребенка на прием к врачу в том случае, если вышеприведенные рекомендации не приводят к результату — ребенок не становится спокойным, не умеет управлять собой, его поведение необъективно. Консультация психолога и невролога является обязательной — ребенку будут назначены коррекционные занятия, возможно, медикаментозная поддержка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
- Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека / Пырьев. Е. А. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. = 2012. – ВАК
- Социальные функции эмоций / Горбунова М. Ю. // Научный журнал КубГАУ. = 2011. – №67
- Влияние эмоционального состояния на распознавание эмоций / Овсянникова В. В. // Психология. Журнал высшей школы экономики. = 2014. – №1
Источник
«Проблема детских страхов у детей дошкольного возраста» или “проблема эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста ”
Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. В результате во многих случаях можно говорить не об одной эмоции страха или тревожности, а о целом их комплексе, который охватывает сознание ребенка практически целиком и тем самым предопределяет его поведение и деятельность, зачастую весьма неэффективно.
Страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. Обширные области исследования, посвящённые страху и тревожности, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этих важных эмоций. Литературы по данной проблеме разработано немного, но она свидетельствует о том, что изучение страхов и тревожности у дошкольников и учащихся младших классов весьма актуальна.
Проблема страхов мало используется в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Проблемой страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста занимались многие учёные. Безруких М.М. и Ефимова С.П. указывают на большой вклад Боулби в обозначение причин детских страхов, а так же на заслуги Рэчмена, согласно концепции которого, события или ситуации, которые вызывают так же боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт предложил перечень индикаторов страха. Много методов и приёмов для снятия тревожности младших школьников разработано у А.М. Прихожан.
Актуальность темы не вызывает сомнений, и определяется широкой распространенностью эмоциональных комплексов, среди дошкольников и младших школьников. Они являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств, и с помощью психолого-педагогического исследования детского страха, возможно проведение его коррекции.
С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли воспитатели и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине педагогов, и наш долг – предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто воспитательской невнимательностью.
В связи с этим в настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей.
Работая с детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.
Есть множество страхов, возникновение которых не связано деятельностью в детском саду. Опрошенные дети боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления страхов у детей. Для этого существуют целые комплексы приемов, упражнений.
Воспитатель, работая в группе, должен проводить работу по снятию страхов. Занятия проводятся, используя отдельные методы и приемы. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и детском саду, где поддерживаются хорошие условия для ребенка со стороны окружающих.
Решая задачу преодоления страхов у детей, необходимо, прежде всего, продумать
психологический подход к ребенку. Решиться активно помочь детям избавиться от страха – это значит принять активное участие в их жизни. Но активность не означает, что можно беспардонно вмешиваться в личную жизнь детей, грубо пытаться тренировать их волю, заставляя без всякой подготовки пробегать многокилометровую дистанцию по преодолению страхов, обрекая их при этом еще больше чувствовать свою беспомощность и неспособность оправдать ожидания взрослых. Поэтому к страхам, какими бы они ни обладали физиологическими, патологическими особенностями, и прежде всего к ребенку нужен особый психологический подход, основанный на понимании его чувств и желаний, укреплении его «я» и перестройке его характера, а также отношений с людьми.
Чтобы оказывать воздействие на ребенка, прежде всего, нужно установить контакт, подразумевающий доверительное, доброжелательное, искреннее, заинтересованное отношение к нему, способствующий развитию его творческих возможностей и веры в себя.
Отправная точка любого психотерапевтического воздействия — это принятие чувств и желаний детей и их самих такими, какие они есть, что позволяет индивидуализировать воздействие на ребенка и сделать его более результативным.
Если же пытаться вместо устранения страхов «выяснять отношения с ребенком» или считать его безнадежно упрямым и неспособным к переменам, то вряд ли он сможет проявить активность и преодолеть страх.
Необходимо также терпение при работе с детьми. Не всегда оно, правда, дает незамедлительные результаты. В немалой степени это зависит и от способности детей перестраивать отношения и наполнять свою жизнь новым содержанием.
Для того чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, педагогам необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.
Страх – это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу.
Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием раннее предшествующих страхов и тревог. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте. Если психологическая, родительская и медицинская помощь будет оказана в дошкольном возрасте, можно рассчитывать на эффект предупреждения развития психастенических черт характера и невроза в подростковом возрасте.
Поэтому, учитывая все выше сказанное, необходимо выделить следующие основные параметры в работе с детскими страхами:
- Чтобы существенно снизить тревожность ребенка перед поступлением в школу необходимо педагогам и родителям обеспечить реальный успех ребенка, в какой либо деятельности. Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи невелики.
- Педагогам и родителям решившим помочь детям избавиться от страха, можно использовать программу коррекционной работы, коррекционные игры и задания, которые должны подбираться на основе проведённых диагностических методик.
- Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, преподавателям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему, как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть.
- С целью предупреждения появления неврозов у детей, необходимы позитивные перемены в жизни самого ребенка и семьи.
Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.
Для оказания помощи детям в этой ситуации необходимо работать с ближайшим окружением: как только «убираются» внешние фрустраторы, эмоциональное состояние ребенка автоматически нормализуется. Поэтому консультирование родителей является наиболее эффективным, так как направлено на устранение причины, проблемы.
В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно разделены на три группы:
- игра со страхом;
- рисование страха;
- вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).
На основе этих данных составили комплекс коррекционных методик, который включает в себя:
- Методики, основанные на использовании игрового метода: «Игра с темнотой», «Чехарда», «Прогулка в слепую», «Отгадай, кого я боюсь» (по первой и последней букве).
- Методики, основанные на использовании изотерапии: «Расправься с нарисованным страхом», «Мне не страшно».
- Методики, основанные на использовании сказкотерапии: «Сказка про страх».
Коррекционная работа проводится как с подгруппами детей, так и индивидуально. Первоначально рекомендуется использовать методики, основанные на использовании игрового метода. Основная задача данного метода: научить ребёнка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику. Основным средством является разнообразная игровая деятельность, которая повышает общий уровень переживаний ребёнка, помогает ему установить доверительные отношения со взрослыми, сверстниками.
Для устранения страхов неожиданного воздействия, замкнутого пространства и одиночества включены игры «Имя», «Замри», «Прятки», «Жмурки», «Паровозик»
Игры, направленные на умение определять свое настроение при помощи цвета «Цвет моего настроения», «Воздушный шарик»
Для преодоления замешательства и смущения при ответах использованы следующие игры «Кинь мяч, скажи плохое, страшное, неприятное слово», «Кинь мяч, скажи доброе, хорошее, приятное слово», «Тропа индейцев»
Игры, направленные на снятие эмоциональных блоков, активизации процесса принятия решений «Передай по кругу друг другу страшную рожу», «Передай по кругу друг другу что-то приятное», «Лиса и зайцы»
Игры, направленные на преодоление страхов сказочных персонажей и устранение страха нападения «Кощей», «Баба Яга»
Разыгрывание сказок на закрепление умения действовать в непредсказуемых ситуациях
Игры, направленные на отреагирование агрессии в игровой форме, обучение умению контролировать свои отрицательные эмоции «Однажды на поляну вышли…», «Путешествие вокруг света», «Волшебный замок», «Осада города»
Игры, направленные на актуализацию страха «Путешествие в волшебную страну»
Игры на коррекцию тревожности, развитие умения действовать в сложных ситуациях «Приближающийся праздник», «Пришел (шла) поздно в детский сад», «Однажды в детском саду…»
Игры на снятие эмоциональных переживаний от кошмарных снов «Мне приснилось», «Я справился»
Игры, направленные на обучение конструктивному решению ситуаций «Веер решений», «Обида на …», «Если бы я был папой (мамой)»
Игра на отработку страха и тревоги «Нарисуй свой страх и озвучь его» Игры, направленные на обучение безопасному стилю жизни, умению управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях «Заблудился в лесу», «Остался один дома», «Потерялся на улице», «Разбили тарелку»
Игры на перенос положительного опыта из группы в реальную жизнь «Наши правила», «Животные»
Мы подобрали следующие игровые методики: «Игра с темнотой», «Чехарда», «Отгадай, чего я боюсь», «Прогулка вслепую». Коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностным отношением ребёнка к породившим его причинам. Использование данных методик помогает детям установить доверительные отношения со сверстниками, преодолеть чувство одиночества и покинутости, тревожности. Предлагаем использовать методики, основанные на использовании изотерапии с целью снятия у детей старшего дошкольного возраста ощущений постоянной угрозы, исходящей от окружающего мира; преодоления тревоги, страха, посредством графического изображения своего страха. Графическое изображение страхов требует волевых усилий и снимает тревожное ожидание их реализации. В процессе рисования происходит «оживление» страха, но вместе с тем и осознание условного характера его изображения.
Детям предлагают методику «Расправься со страхом», где они должны нарисовать то, что они бояться больше всего. А после этого предлагается «расправиться» со страхом: смять, порезать рисунок или закрасить другой краской.
Также нами предлагаются методики, основанные на использовании сказкотерапии с целью снижения уровня выраженности экзистенционального страха у детей старшего дошкольного возраста.
Как известно, «страшилки» различного содержания – один из видов своеобразного детского фольклора. Сочиняя и рассказывая «страшилку», ребёнок самостоятельно моделирует эмоциями преодоление своих страхов.
Вербализация страхов вызывает чувственный ответ, эмоциональное переключение, которое выступает в роли психологической защиты.
Подобранный комплекс коррекционных методик способствует снижению количества страхов у детей старшего дошкольного возраста, посредством изживания у детей переживания страха смерти, чувства одиночества и покинутости, снятия ощущения постоянной угрозы, исходящей из окружающего мира
Под влиянием страхов у детей дошкольного возраста может возникнуть состояние эмоционального перенапряжения, которое проявляется различными изменениями в поведении: заторможенность, импульсивность, непредсказуемые действия и др. Наличие устойчивых страхов говорит о том, что ребенок не способен справиться со своими чувствами, не может контролировать их.
В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и чаще всего носят возрастной характер.
Оставлять детский страх без внимания невозможно, потому что он – тяжелое, неприятное чувство, оказывающее гнетущее и весьма вредное влияние на всю жизнь ребенка и своеобразное явление, имеющие причины, которые исходят, прежде всего, от взрослых.
Практическое исследование позволяет выделить причины страхов и определить степень их проявления.
Преодоление страхов – это комплекс мер психологического и педагогического воздействия, из которых наиболее эффективными средствами являются рисование и игра.
Проведённая работа позволяют сделать вывод о том, что проблема эмоциональных нарушений у детей остаётся актуальной и занимают значительное место в современной психологии.
Источник