Как определить коэффициент умственного развития ребенка
Классические тесты измерения коэффициента умственного развития (КУР или IQ) являются своеобразным термометром, показывающим уровень ваших способностей по отношению к средним способностям большинства людей. Что означает разница коэффициентов умственного развития и как часто встречаются люди, чей IQ равен 140, или, скажем, 80?
В типичном современном тесте на умственное развитие обнаруживается, что примерно 50 % людей имеют уровень IQ между 90 или 110; превышают этот уровень 25 %, а остальные 25 % находятся ниже этого уровня (100 % по определению является средним коэффициентом умственного развития). Выше среднего уровня 14,5 % людей имеют КУР от 110 до 120, 7 % – от 120 до 130 и лишь 0,5 % – выше 140. Ниже среднего уровня 14,5 % людей имеют КУР от 80 до 90, 7 % обладают уровнем IQ от 70 до 80, а остальные не дотягивают до уровня 70.
Люди с коэффициентом умственного развития ниже 70 иногда классифицируются в учебниках как слабоумные. В этой группе выделяются слабоумные (могут выполнять определённые простые задачи и обучаться под наблюдением специалистов, КУР между 50 и 70), имбецилов (КУР между 25 и 50) и идиотов (КУР ниже 25). Имбецилам приходиться жить в психиатрических учреждениях, но они могут самостоятельно заботиться о себе и избегать непосредственной угрозы для жизни, в то время как идиоты не способны делать даже этого.
«Люди с низким КУР в целом хуже справляются с решением интеллектуальных и теоретических задач. Интеллект является необходимым условием для успеха и никакая настойчивость, да и любое другое качество, не может возместить его отсутствие», – пишет Ганс Айзенк в книге «Классические IQ тесты». Однако, это условие необходимое, но недостаточное для успеха, поэтому интеллектуально одарённые люди, могут преуспеть, а могут и потерпеть неудачу в зависимости от обстоятельств, личных качеств, степени мотивации и многих других факторов, не связанных с интеллектом. Негативный прогноз (низкий IQ – отсутствие успеха) часто оказывается более точным по сравнению с позитивным прогнозом (высокий КУР – успех в жизни), но это вовсе не аксиома.
Сочетание удачи, экстравертного темперамента и других свойств характера играет несоразмерно большую роль в достижении жизненного успеха. Случай одного удачливого бизнесмена, ставшего владельцем великолепного дома в фешенебельном районе города и виллы на морском побережье, бывшего умственно неполноценным человеком, чей IQ не превышал 70 и которого выпустили из психиатрической лечебницы по просьбе его жены, показывает опасность любых прогнозов вероятного уровня доходов человека на основе его коэффициента умственного развития.
Методика определения IQ
В книге предложены восемь тестов на определение IQ, содержащих задачи в вербальной, пространственной или численной форме.
К примеру, можно сформулировать одну и ту же, по сути, задачу разными способами:
1. Вербальный способ.
Чёрное относится к белому, как высокое относится к (а) низкому, (б) зелёному, (в) верхнему, (г) далёкому.
2. Численный способ.
14 относится к 7, как 30 относится к (а) 15, (б) 13, (в) 20, (г) 11.
3. Пространственно-перцептуальный способ.
↑ относится к ↓, как → относится к (а) ←, (б) ↑, (в) ↓, (г) →.
Каждый из восьми тестов состоит из 40 задач.
На работу с каждым тестом отводится 30 минут времени и ни минутой больше.
Ответить на все задачи невозможно, поэтому предлагается самому определять сколько времени размышлять над одним заданием, но при этом сразу сдаваться не рекомендуется.
Количество набранных баллов соответствует количеству правильных ответов, которые приведены в конце книги с объяснением.
По каждому тесту определяется свой уровень IQ, поэтому общий уровень IQ колеблется в пределах от минимального до максимального значения по итогам решения всех восьми тестов. Между этими значениями и определяется в итоге коэффициент умственного развития – средняя величина, которая даёт приблизительное представление об уровне способностей из ряда индивидуальных тестов.
Меры предосторожности:
1. Ни секунды больше отведённого получаса на решение одного теста!
2. Абсолютно никакой посторонней помощи при решении задач!
3. Не знакомиться с заданиями заранее, и уж тем более не проверять ответы, пока не будут пройдены все тесты. Вы можете попросить проверить ответы другого человека, но сами в них не должны заглядывать до окончания тестирования!
Выполнив эти несложные правила при прохождении тестов, вы сможете «познать себя» и определить свой уровень IQ, но не стоит руководствоваться только им при принятии серьёзных решений, таких поступление в вуз, выбор профессии или открытие собственного дела.
P. S. Вера в успех, поиск новых идей и действия, нацеленные на максимальный результат, – ваше лучшее оружие!
Источник
Всем нам уже не один раз встречалось выражение «IQ» (ай кью). Особенно часто можно услышать этот термин, когда речь идёт об умственном и интеллектуальном развитии человека. Собственно, «IQ» и означает коэффициент интеллекта. И сегодня мы подробно поговорим о том, что это такое, и с чем, так сказать, его «едят».
Термин «коэффициент интеллекта» происходит от английского словосочетания «intelligence quotient» и представляет собой количественную оценку уровня интеллекта какого-либо человека, т.е. уровень его интеллекта по сравнению с уровнем интеллекта среднестатистического человека того же возраста. Для определения коэффициента интеллекта применяются специализированные тесты. Но о тестах мы поговорим чуть позже, а пока давайте немного углубимся в историю.
Краткая историческая справка
Термин «коэффициент интеллекта» впервые был введён в 1912 году немецким психологом и философом Вильгельмом Штерном. Именно он выдвинул предложение применять в качестве основного показателя интеллектуального развития результаты деления умственного возраста человека на хронологический возраст. Спустя четыре года – в 1916 году коэффициент интеллекта в первый раз использовали в шкале интеллекта Стэнфорда-Бене.
С течением времени интерес людей к тестам на коэффициент интеллекта становился всё сильнее, что послужило причиной к появлению огромного количества всевозможных шкал, среди которых зачастую встречаются ни чем не подкреплённые. Исходя из этого, сегодня сравнивать результаты разных тестов довольно проблематично. Но, несмотря на то, что сам показатель IQ начал утрачивать свою ценность, огромное количество людей по всему миру продолжает проходить всевозможные тесты на определение уровня своего интеллектуального развития.
Тесты на коэффициент интеллекта
Тесты на коэффициент интеллекта разработаны таким образом, что их результаты описываются посредством распределения вероятностей, где средний показатель IQ равен 100, а разброс значений выстраивается так, что IQ 50% всех людей находится между 90 и 110, а оставшиеся 50% распределяются поровну ниже 90 и выше 110. Если показатель коэффициента интеллекта ниже 70 – это является свидетельством умственной отсталости.
Все тесты на IQ содержат в себе множество всевозможных заданий с возрастающей сложностью. В тестах встречаются задачи на пространственное и логическое мышление и некоторые другие. Результаты теста определяют коэффициент интеллекта, причём есть одна особенность: чем больше тестов проходит человек, тем лучше становятся его результаты.
Кроме того, тесты могут быть рассчитаны на разные возрастные группы, показывая развитие интеллекта человека, которое соответствует его возрасту. Например, двенадцатилетний ребёнок и аспирант могут иметь одинаковый показатель IQ, т.к. развитие каждого будет соответствовать конкретной возрастной категории.
Следует также сказать, что большая часть тестов, которые сегодня можно встретить, к примеру, в Интернете, не дают достоверных результатов, т.к. разработаны не профессионалами. Для проверки своего коэффициента интеллекта следует использовать только профессиональные тесты, такие как тест Кеттлера, тест Амтхауэра, тест Равена, тест Векслера и тест Айзенка. Какого-либо одного стандартного теста на IQ на сегодняшний день не существует.
Теперь стоит поговорить о том, какие факторы оказывают воздействие на коэффициент интеллекта людей, ведь у каждого человека этот показатель индивидуален.
Что воздействует на коэффициент интеллекта?
На самом деле, на коэффициент интеллекта человека оказывают воздействие несколько факторов – это наследственность и окружающая среда. Кроме того, разные показатели этого коэффициента могут различаться и у людей разных социальных групп. Рассмотрим эти вопросы более подробно.
Фактор первый – наследственность
Различные исследования в данной области показали, что разница в коэффициенте интеллекта находится в непосредственной зависимости от генетического фактора. Причём, на развитие интеллекта влияет не какой-то один ген или группа генов, а генетический фонд, в общем и целом, который составляет приблизительно 17 тысяч генов.
В настоящее время данный вопрос изучен ещё недостаточно, однако учёные по всему миру проводят всевозможные исследования, чтобы понять, каковы генетические различия между людьми с разным уровнем интеллекта. Если генетически обусловленные причины, влияющие на интеллект, будут найдены, появится возможность создания средств, рассчитанных на повышение коэффициенты интеллекта.
Фактор второй – окружающая среда
Огромнейшее влияние на развитие интеллекта человека, в частности ребёнка, оказывает окружающая среда, а если быть точнее, семья. Учёные сумели выявить зависимость развития интеллекта от таких факторов, как способы воспитания, микроклимат в семье, финансовое положение, уровень жизни и даже размер дома, в котором семья живёт. Однако по мере взросления ребёнка эта зависимость пропадает, а ко времени совершеннолетия может исчезнуть совсем. Важно также и то, что по причине генетических особенностей, разные дети, даже в одной семье, могут реагировать на одни и те же факторы по-разному.
Обобщая эти два пункта, можно отметить, что коэффициент интеллекта взрослых людей в большей степени обусловлен генетическими факторами, а не окружающей средой, как это наблюдается у детей.
Групповые различия в коэффициенте интеллекта
Под групповыми различиями в коэффициенте интеллекта подразумевается пол человека, раса и страна, в которой он проживает.
Пол
Подавляющее число учёных придерживаются того мнения, что коэффициент интеллекта у мужчин и женщин примерно одинаков. Но, наряду с этим, среди мужчин отмечается большее количество людей либо с очень высоким, либо с очень низким показателем IQ. Также у мужчин и у женщин в разной степени выражены различные стороны интеллекта. Например, начиная с пятилетнего возраста, у девочек начинают активно развиваться вербальные способности, в то время как мальчики превосходят девочек в манипулировании и пространственном мышлении.
Страна проживания
Помимо прочих различий, исследователи смогли найти различия в коэффициенте интеллекта и между людьми, проживающими в разных странах. Причём, некоторые исследования показали, что средний IQ какой-либо страны зависит от показателей её валового внутреннего продукта, рождаемости, преступности, демократичности и религиозности. Негативно сказываются на коэффициенте интеллекта и определённые факторы окружающей среды, болезни и плохое питание.
Резюме
Подытоживая статью, хочется добавить, что, невзирая даже на то, что коэффициент интеллекта во многом обусловлен факторами, которые не зависят от человека (генетикой, окружающей средой, полом, расой и т.д.), интеллектуальные способности практически каждого человека поддаются тренировке, другими словами, их можно развивать.
В настоящее время разработано множество всевозможных развивающих программ, которые способны повысить интеллект человека, например, интеллектуальные игры, головоломки, тесты, различные тренинги. Кроме того, существует масса способов, при помощи которых можно повысить свой IQ, не прибегая к особым программам. Сюда можно отнести банальное чтение книг, разгадывание кроссвордов и сканвордов, просмотр познавательных телепередач и даже общение с умными и развитыми людьми и правильное питание.
Каждый человек в силах повысить уровень своего интеллекта. Главное – постоянно учиться и не стоять на месте. А для дополнительной мотивации нужно всегда вспоминать о том, что люди с высоким коэффициентом интеллекта в гораздо меньшей степени подвержены различным заболеваниям и дольше живут.
Источник
В самых ранних исследованиях по интеллектуальному тестированию, проводившихся в первой половинеXX в., в качестве объекта исследования использовались дети, что и обусловило введение такого показателя, как умственный (ментальный) возраст. Если ребенок был в состоянии решить задачи, которые предназначались для уверенного решения детьми, средний возраст которых составлял, предположим, х лет, то считалось, что умственный возраст этого ребенка — х лет, что, естественно, могло быть больше или меньше нормального физического (хронологического) возраста ребенка (хотя умственный и хронологический возрасты могли и совпадать). На основе этого простым способом можно было оценить умственное развитие ребенка при помощи простого математического соотношения умственного и хронологического возрастов, взятых в процентах:
Эта формула получила название коэффициента умственного развития, который принято обозначать аббревиатурой IQ (intelligence quotient). Очевидно, что человек со средним уровнем умственного развития имеет IQ, равный 100.
Исследования показали, что ментальный возраст обычно не поднимается выше определенной точки, для одних людей максимальный умственный возраст составляет 13 лет, для других — 20. Таким образом, для устранения влияния на результат неизбежного стабильного снижения уровня интеллекта из-за увеличения возраста человека хронологический возраст в формуле IQ не превышает 15, Несмотря на то, что умственный возраст может не увеличиваться с годами, многие люди могут с возрастом лучше выполнять различные задачи, поскольку используют приобретенный жизненный опыт.
Для расчета IQ взрослых людей психологи, как правило, раздают большому количеству людей набор задач и, основываясь на их результатах, оценивают «содержание» среднего уровня интеллекта, т.е. IQ=100. Люди, показывающие результаты выше или ниже уровня 100, оцениваются как имеющие уровень умственного развития соответственно выше или ниже среднего.
7. Индивидуальные различия
Тестирование уровня интеллектуального развития — это высокопрофессиональная задача, требующая обширной и длительной профессиональной подготовки. Причем, именно подготовленные для этой задачи психологи первыми подвергли сомнению целесообразность попыток замера IQ. Задаваемые вопросы должны быть нейтральными с точки зрения культуры, абстрагированными от общей базы знаний и подготовки/обучения, которую тестируемый мог проходить в прошлом. Одновременно вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы ответы не несли на себе отражение обстановки, в которой проводилось тестирование, и связанных с ним обстоятельств. В действительности же ответы очень часто зависят от состояния и самочувствия тестируемого (устал, нервничает, простужен и т.д.); кроме того, многие тестируемые не всерьез относятся к этой процедуре, что также отражается на их ответах и соответственно полученных результатах. Тесты на проверку умственного развития при повторении должны давать последовательные результаты и выводы, которые сопоставимы с другими показателями способностей человека и результатами его фактической деятельности,
Успех при прохождении теста на умственное развитие еще не гарантирует, что кандидат будет хорошо справляться с предлагаемой работой. Требования конкретного вида работы могут быть намного выше или ниже показателя уровня интеллекта, отражаемого тестом на IQ. Кроме того, следует учитывать, что кандидаты, показавшие высокие результаты тестирования, могут ошибочно предположить, что они обладают исключительными качествами для выполнения именно этой работы.
Раса и интеллект
В 1969 г. американский психолог Артур Йенсен (Arthur Jensen) заявил, что по всем известным тестам на IQ черные американцы показали результат в среднем на 15 пунктов ниже, чем белые американцы. По мнению Йенсена, около 80% всех отклонений в уровне IQ объясняются наследственными факторами. На основе этого он предположил, что черные американцы в среднем имеют наследственно обусловленный и, следовательно, не поддающийся корректировке более низкий уровень умственного развития, чем представители белой расы. На основе этого Йенсен делает вывод, что американцы – представители черной расы должны проходить только низкий уровень обучения, обучаться несложным навыкам и не получать высшего образования, требующего абстрактного мышления. Но критики тотчас выступили с контраргументами.
Факторы влияния на поведение работника
(а) Тесты на IQ составлялись американцами, принадлежащими к белой расе, и предназначались для американцев белой расы, получивших тот уровень образования и общей подготовки, которые характерны для сообщества белых американцев.
(б) Имеется множество свидетельств того, что улучшение социально-экономических условий в районах проживания черных американцев со временем приводит к резкому скачку у них уровня IQ.
(в) В бедных районах белые американцы также демонстрировали крайне низкий уровень умственного развития.
(г) Исследования, проведенные среди негритянских детей, взятых на воспитание семьями белых американцев в 1930—1940-е гг., показали, что эти дети имеют уровень IQ, в среднем на 20% превышающий аналогичный показатель их родных матерей.
(д) Изучение уровня умственного развития близнецов-двойняшек, разлученных в детстве и живущих в разных социальных условиях, показало значительные расхождения уровня IQ в каждой паре близнецов (в среднем на 14, а максимально на 30 пунктов). Как такое могло иметь место, если уровень умственного развития в основном определяется наследственностью, а не влиянием факторов среды проживания?
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Определение
Индивидуальность можно определить как совокупность различных качеств личности, проявляемых в ее поведении. Если подходить буквально, то в это определение включаются также уровень развития интеллекта и физические данные, но термин «индивидуальность» обычно подразумевает все эмоциональные факторы, мотивацию, интересы и социальные качества. Обратите внимание на некорректность использования термина «индивидуальность» для обозначения обаяния, шарма или доминирования; индивидуальность есть у каждого человека, так же, как каждый человек имеет вес, рост и интеллект.
Источник
29 апреля 2012
Автор
КакПросто!
Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Он может в чем-то опережать сверстников, а в чем-то и отставать. Родителям важно знать, насколько умственное развитие ребенка соответствует среднестатистическим показателям для его возраста. Незначительные отклонения можно поправить даже без обращения к психологу или специалисту в области коррекционной педагогики.
Вам понадобится
- – среднестатистические показатели умственного развития детей данного возраста:
- – данные наблюдений за ребенком;
- – игрушки и предметы домашнего обихода или картинки с их изображениями.
Инструкция
Чтобы определить, насколько умственное развитие вашего ребенка соответствует норме для данного возраста, необходимо иметь среднестатистические данные. Вам поможет, например, Программа воспитания в детском саду. Там сказано, что должен знать и уметь ребенок в каждой возрастной группе. Именно этими данными оперируют воспитатели и психологи, когда проводят диагностику. Учтите, что у умственного развития есть три составные части — эмоциональная, речевая и логическая. Так или иная может быть преобладающей.
Умственное развитие ребенка до года можно определить, систематически за ним наблюдая. Проявляет ли малыш интерес к окружающему миру? Реагирует ли он на раздражители? Различает ли близких родственников? Называйте полугодовалому ребенку знакомые предметы и просите показать. Проверьте соответствие речевого развития малыша его возрасту. Но если ребенок не торопится начать разговаривать, не волнуйтесь. Это еще не означает задержки речевого развития. Если годовалый малыш с интересом относится к окружающему миру, исследует все, что попадает в руки и вместо слов использует знаки — все нормально.
Диагностика умственного развития детей раннего и дошкольного возраста проводится по нескольким направлениям. Проверьте знания ребенка о нем самом и об окружающем мире. Полуторагодовалый малыш должен знать свое имя и отзываться на него. В три года он уже знает свою фамилию, а в четыре — имя, фамилию и принадлежность к определенному полу. Ребенок в пять лет должен знать адрес, уметь определять время года и суток. В шесть лет он должен уже ориентироваться по часам, знать дни недели и месяцы, а о себе уметь составить связный рассказ. Этот рассказ включает не только анкетные данные, но и увлечения, кружки, где он занимается и т. д.
Определите, насколько понятлив ваш ребенок. В разном возрасте преобладают разные типы мышления. Почти у всех младших дошкольников основным являются наглядно-образное и наглядно-действенное типы. Ребенок еще не может самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Не волнуйтесь, если он столкнувшись с задачей, похожей на предыдущую, не сможет сразу ее решить, а начнет экспериментировать. Малыш еще только осваивает методы исследования. Старший дошкольник должен уже предвидеть, что получится, если он сделает определенные действия. Трехлетний ребенок надевает куртку просто потому, что ее надевает мама. Шестилетний должен объяснить, что на улице холодно, поэтому нужно одеться потеплее.
Проверьте, насколько ваш малыш умеет обобщать предметы или явления. В четыре года у него должны уже быть сформированы простейшие обобщающие понятия – «посуда», «мебель», «одежда». Создайте игровую ситуацию. Сложите в кучу разные предметы обихода и предложите ребенку их рассортировать. Старшему дошкольнику доступны более сложные обобщения. Например, он может разложить посуду по назначению, отделив ту, в которой готовят, от чашек и тарелок. Ваша задача — определить, насколько ребенок умеет выделять существенные признаки. Если в младшем дошкольном возрасте он еще имеет право на подобные ошибки, то у ребенка предшкольного возраста ошибки в классификации уже могут быть симптомом психического заболевания. Если он постоянно ошибается и выделяет без специального задания несущественные признаки как основные, покажите его психиатру.
Может ли ваш ребенок сконцентрировать внимание? Помните, что дошкольник не в состоянии одновременно удерживать в сфере внимания много предметов. Обычно их количество рассчитывается по формуле «возраст минус один». То есть ребенок одновременно наблюдает за несколькими предметами, если их количество на один меньше, чем лет самому малышу. Учтите это при создании игровых ситуаций. Например, покажите четырехлетнему малышу 3 предмета в определенной последовательности. Уберите предметы и предложите ребенку их назвать в том же порядке.
У старшего дошкольника концентрацию внимания можно проверить, предложив ему найти в комнате предметы по определенным признакам. Например, это могут быть большие круги, маленькие треугольники, зеленые квадраты и т. п. Ребенок должен удерживать в сфере внимания оба признака.
Узнайте, понимает ли ребенок, зачем нужны те или иные предметы. У младшего дошкольника набор должен быть самым простым — стол, стул, чашка, куртка. Он может ответить односложно. Стул нужен, чтобы на нем сидеть. Набор предметов для диагностики индуктивного мышления старшего дошкольника довольно велик. Ребенок уже знает об окружающем мире довольно много и умеет устанавливать причинно-следственные связи. Спросить можно обо всем, что окружает ребенка. Можно провести эксперимент, показав в магазине неизвестный предмет и спросив, для чего он может быть предназначен. Понаблюдайте, выделит ли ребенок существенные признаки и сумеет ли их связать с предполагаемыми действиями.
Важным показателем является математическое мышление. Трехлетний ребенок должен уметь отличать наиболее яркие геометрические формы — круг и квадрат, кубик и кирпичик. Он может понять, где один предмет, а где — много. Если малыша постепенно учат считать, то к четырем годам он должен уметь сосчитать до трех. Старший дошкольник знает основные геометрические фигуры и тела, умеет считать до десяти и выполнять основные математические действия.
Связанная статья
Воспитание ребенка до года
Источники:
- Программа воспитания в детском саду.
- определение умственного развития ребенка
Источник