Как они влияют на развитие ребенка
Детство очень важный возраст для человека. В этот период формируется его характер, закладываются основы личности. В это время ребёнок получает первые знания об окружающем мире, учится взаимодействовать с другими людьми.
Чаще всего дети проводят время за играми. Влияние игр на детей очень большое. И неважно, кубики это или обучающая игра в телефоне. Иногда взрослым кажется, что игры это праздное времяпрепровождение, обычное развлечение. Но они ошибаются. Игры имеют большое влияние на развитие маленького человечка.
Нельзя недооценивать влияние игры на развитие ребенка. Когда ребёнок совсем маленький, взрослые должны активно принимать участие в забавах. Родители могут сами проявлять инициативу и поддерживать малыша в его желаниях. Чем старше он становится, тем реже играет с родителями. Появляются друзья, соседские дети, приятели в детском саду и школе. Но в любом случае проводником в мир игр является мама или папа.
КАК ИГРЫ ВЛИЯЮТ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА?
Пока ребёнок играет, он развивается с разных сторон. Влияние игры на детей дошкольного возраста оказывается положительным:
- Познание мира. Играя, ребёнок узнаёт новые сведения об окружающих его вещах и природе. Ещё в раннем возрасте, пробуя погремушку на вкус, малыш понимает она твёрдая. Или, перебирая мячики, осознаёт, что они круглые.
- Развитие воображения и образного мышления. Кто из нас не представлял, что листики это деньги, а пол лава? Во время игр ребёнок принимает нестандартные решения, придумывает правила и сюжеты, включает фантазию.
- Развитие коммуникации. Почти все игры подразумевают, что в них играют двое и более человек. Поэтому ребёнку приходится общаться с другими ребятами. Не просто общаться, а договариваться, обсуждать, спорить. Игры развивают коммуникативные навыки.
Не стоит ограничивать ребёнка. Вволю наигравшись, он легче сделает переход из детства в юность. Предоставьте ему свободу действий, пусть он сам придумает себе забаву, а вы поддержите его. Таким образом, он почувствует себя хозяином своей судьбы, станет более уверенным. Играя, он будет развивать мышление, внимание и память.
ВИДЫ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Влияние игры на развитие ребенка дошкольника зависит от ее типа.
Коллективные игры
В таких играх у детей формируются коммуникационные навыки, они учатся правилам общения, усваивают, как нужно вести себя в социуме. В коллективных играх малыши могут слушать, разговаривать, поделиться своими мыслями и чувствами.
Математические игры
В процессе игровой деятельности дети также могут познавать основы точных наук. С помощью игр у детей формируется представление о геометрических фигурах, числах и количестве, а также логическое мышление.
Игры с мячом
Когда ребёнок играет с мячом, у него развивается ловкость, улучшается выносливость, повышается координация движений. Игры с мячом положительно влияют на физическое здоровье. Ребёнок становится более сильным, физически развитым, крепким.
Скороговорки
Из-за неправильной дикции у детей часто возникают проблемы в школе. Чтобы предупредить и предотвратить это, нужны развивающие игры, в которых ребёнок должен быстро и правильно произносить сложные слова и фразы. Веселые речевые тренировки могут состоять из скороговорок.
Подвижные игры
Подвижные игры, как и игры с мячом, укрепляют здоровье ребёнка, развивают его мускулатуру и опорно-двигательный аппарат. Чтобы игра была веселее и принесла больше пользы, можно включить в неё скакалку, кегли, канат. Зимой можно играть в снежки, лепит снеговика.
Настольные игры
Сейчас в магазинах на прилавках лежит огромное количество разнообразных настольных игр для детей всех возрастов, которые развивают ребенка. Паззлы, мозаика, трафареты для рисования, раскраски, головоломки, конструктор все эти игры позволяют ребёнку провести время весело и с пользой. Настольные игры улучшают память и сообразительность, совершенствуют творческие способности и глазомер.
Компьютерные игры
Наш век цифровых технологий невозможно представить процесс воспитания и развития ребёнка без компьютерных игр. Несмотря на все свои минусы, компьютерные игры имеют и свои плюсы. Главное это подобрать хорошую развивающую игру. Яркие изображения помогают малышу изучить цвета, геометрические фигуры, цифры и буквы. Обучающие компьютерные игры улучшают логическое мышление детей, повышают эрудицию. Но имейте в виду, что необходимо контролировать время, проведенное ребёнком за экраном. Дети дошкольного возраста должны играть на компьютере не более получаса в день.
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках деньги, в камешках картошку для супа, а в сыром песке тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАВЫКОВ
В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила.
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПРИ ПОМОЩИ ИГРЫ
- Физическое развитие. Подвижные игры формируют опорно-двигательную систему человека, укрепляют весь организм. Дети радостно бегают, прыгают, пинают мяч и это полезно. У них развивается ловкость и отличный мышечный тонус.
- Развитие нравственных качеств. Хотя игра это не жизнь, но поступки, которые, играя, совершает ребёнок, самые настоящие. В играх проявляется темперамент малыша. Он делает в конце определённые выводы. В процессе он учится быть справедливым, честным, решительным, добрым. Игра формирует характер ребёнка.
- Развитие эмоциональной сферы. Играя, малыш учится сопереживать, поддерживать, симпатизировать. У него могут проявиться эмоциональные проблемы: страх, агрессия, тревога. Дать им выход лучше во время игры.
Источник
С появлением в нашей повседневной жизни телефонов, ученые проводили тысячи исследований, чтобы понять, как они влияют на наше здоровье. Споры о вреде смартфонов не утихают и сегодня, но теперь стало ясно, что современные гаджеты имеют огромное влияние на физическое и психическое состояние взрослых и детей.
Сегодня elgreloo.com подробней изучит вопрос воздействия смартфонов на детей. Вы узнаете, как телефоны влияют на здоровье и психику детей, с какого возраста можно пользоваться мобильными телефонами и в как снизить негативное воздействие гаджетов на ребенка.
Влияние гаджетов на жизнь детей
Сегодня сложно представить ребенка, который бы не знал, что такое смартфон и не умел им пользоваться. Родители часто дают ребенку смартфон для того, чтобы тот не мешал им заниматься его делами. Но какой вред приносит телефон детям на самом деле? Давайте разбираться с этим вопросом подробней.
Как смартфоны влияют на развитие ребёнка?
Сегодня мы находимся на исходной точке эпохи гаджетов и планшетов, поэтому поколение наших детей — первое, которое испытывает их на себе. По этой же причине еще нет точных и обширных исследований, которые могли бы точно ответить на вопрос как телефоны влияют на развитие ребенка.
В 2018 году в США начали масштабное исследование, в котором взяли участие 11 тысяч детей возрастом 9-11 лет. Цель исследования — понять, как использование смартфонов влияет на мозг детей и интеллектуальных способностей подростков нашего времени. Эксперимент будет длиться 10 лет.
Уже сейчас есть первые результаты этого эксперимента. МРТ показало, что у детей, которые проводят в планшете или смартфоне около 7 часов в день, истончение мозговой коры. Обычно такое явление происходит с человеком во взрослом возрасте. Также наблюдается низкая успеваемость у тех, кто проводит за планшетом более 2 часов в день. Дети хуже справляются с тестами на логику и мышление и отстают в развитии от своих сверстников.
Смартфоны стают причиной того, что у ребёнка не развивается воображение, образное мышление, фантазия, логика, концентрация внимания.
Влияние смартфона на физическое здоровье детей
Очевидно, что смартфоны плохо влияют на физическое состояние детей (и взрослых тоже). Так что давайте разбираться, почему смартфоны вредны:
- Нарушение сна. Всемирная организация здравоохранения пришла к выводу, что смартфоны действительно влияют на качество сна. У детей может возникать бессоница в случае, если они проводят много времени за смартфоном или любым другим гаджетом пред сном. Причиной тому становиться мелатонин — гормон сна, который вырабатывается в организме только при наступлении темноты. Но если уж перед глазами ребенка постоянно находиться техника — ни о каком сне не идет речи.
- Проблемы с позвоночником. Сидячая поза, голова опущена вниз — все это характерно для детей, которые проводят время за смартфоном. Все это плохо влияет на позвоночник, особенно на шейный и поясничный отделы.
- Проблемы со зрением. Длительное смотрение на экран с близкого расстояния плохо влияет на зрение детей. Это может стать причиной того, что ребенок не видит одинаково хорошо на близком и дальнем расстоянии. Также может возникнуть синдром сухого глаза, что становиться причиной инфекционных заболеваний глаз.
- Боли в голове. Длительное пользование смартфоном может вызвать головную боль из-за того, что мышцы шеи постоянно находятся в напряжении. Это в свою очередь влияет на сосуды и уменьшает поступление кислорода в мозг.
- Лишний вес. Постоянное сидение в телефоне вызывает дефицит активности у детей. Они гораздо меньше двигаются и занимаются физической активностью, что может стать причиной ожирения.
Проблемы с физическим здоровьем детей могут серьезно влиять на их дальнейшую жизнь и состояние организма. Они цепной реакцией влекут за собой остальные заболевания и проблемы.
Влияние смартфонов на психику детей
Не менее важно и негативное воздействие гаджетов на психоэмоциональное состояние детей. Иногда эти проблемы оказываются даже серьезней, чем проблемы с физическим развитием, поэтому нужно знать врага в лицо.
- Проблема эмоционального развития. Гаджеты — это серьезная угроза нормальному общению ребенка со сверстниками. Все чаще современные подростки заменяют живое общение виртуальным, что негативно влияет на формирование их социальных навыков.
- Рассеянность. Гаджеты становятся причиной того, что у ребенка рассеяно внимание, проблемы с концентрацией.
- Перегрузка сенсорной системы. Сенсорная система человека ответственна за восприятие сигналов из окружающей среды. С дисплеев гаджетов дети получают слишком много сигналов, что вызывает агрессию, раздражение, капризы.
Негативное воздействие смартфонов на общее состояние организма детей — недостаточно изученная сфера. Но даже те данные, которые есть сейчас, показывают очевидный вред гаджетов на детей.
Преимущества смартфонов для детей
Несмотря на весь вред, который может принести любой гаджет для ребенка, у него все же есть существенные преимущества. Возможно именно они не позволяют родителям полностью отказаться от использования техники.
- Связь. Когда ребенок на связи, любому родителю спокойней на душе. Можно в любой момент его набрать, узнать где и с кем он находится. Дети также могут позвонить своим родным в случае опасности и оповестить их об этом.
- Обучение. К счастью, смартфон можно использовать с пользой для ребенка. Сегодня есть масса полезных каналов для обучения и развития детей. Можно играть в развивающие игры, проходить тесты на логику, решать головоломки, изучать языки.
- Приучение к здоровому образу жизни. Как бы странно это не звучало, но с современными гаджетами следить за здоровьем стало значительно проще. Вы всегда можете скачать приложения на телефон, которые будут напоминать ребенку пить воду, отслеживать количество шагов, напоминать сделать паузу и разминку и т.д.
- Навыки взаимодействия с электронными устройствами. Взрослым без телефона, планшета, компьютера просто не обойтись. Если старшее поколение училось пользоваться новомодными гаджетами во взрослом возрасте, то у детей есть возможность осваивать их очень рано. Уметь пользоваться современными технологиями сегодня чрезвычайно важно как для работы, так и для учебы.
Как видим, смартфоны могут быть полезными для детей, если использовать их правильно. Главное уметь контролировать своих детей и дозировать их взаимодействие с современными технологиями.
Мифы о вреде смартфонов
Сегодня существует множество мифов об их плохом взаимодействии на организм, в которые мы до сих пор верим. Давайте избавляться о ложных представлениях вместе.
Мобильные телефоны могут стать причиной рака мозга. Смартфон действительно влияет на мозг человека, но всемирная организация здравоохранения не смогла доказать то, что телефоны имеют связь с новообразованиями в мозге.
Смартфоны портят зрение. Этот миф правдив наполовину. По сути, смартфон никак не сможет испортить ваше зрение. А вот неправильная эксплуатация устройства — запросто. Если вы будете давать глазам отдых и держать смартфон на расстоянии 20-30 см от глаз, ощутимого вреда на зрение он не принесет.
Смартфоны вызывают зависимость. Частичный миф. Да, мы часто слышим эту фразу, многие не устают повторять это утверждение детям. Но на самом деле некоторые ученые склоняются к тому, что зависимость от смартфонов — не что иное, как страх оказаться в изоляции от всего мира. Согласитесь, в 21 столетии без телефона не обойтись никак.
С какого возраста можно пользоваться мобильным телефоном?
Многие родители приучивают детей к смартфонам с раннего возраста. Иногда действительно проще дать ребенку смартфон с мультиками и играми, чтобы чаду было чем заняться, пока родители заняты. Но гаджет — это не панацея, которая должна спасать в любой ситуации.
Специалисты Американской академии педиатрии и Канадского сообщества педиатров пришли к единому выводу, благодаря которому составили «график» использования смартфонов для детей. По их мнению, до 2 лет ребенок не должен пользоваться девайсами вовсе. Более взрослые дети могут использовать мобильный с ограничениями во времени.
- 3-5 лет — 30 минут в день.
- 7-10 – не больше часа.
- 11-14 лет – 60-90 минут в день.
- Старше 14 – не более 90 минут в день.
Стоит выстроить такие отношения с ребенком, чтобы он четко понимал: если смартфон забирают, не нужно умолять родителей посмотреть еще 5 минут. Помимо этого важно выбирать время, в которое ребенок может получить разрешение на смартфон. Например, давайте телефон детям только после того, как они выполнили домашнее задание, обязанности по дому и т.д.
Как понять, что у ребёнка зависимость от смартфона или гаджетов?
Дети, родившиеся после 2000 года — стали первыми из нового поколения Z, которое не представляет своей жизни без интернета и технологий. Многие дети могут стать заложниками обстоятельств и страдать от зависимости от смартфона. Как распознать эту проблему? Симптомы зависимости ребенка от смартфона:
- Ребенок не проводит свободное время без телефона, планшета или компьютера.
- Нарушение сна, бессоница, плохой сон, отказ засыпать без смартфона
- Повышенная тревожность
- Агрессия при попытках ограничить доступ ребенка к интернету
- Ломка без гаджетов
- Ребенок мало общается со сверстниками, заменяет живое общение виртуальным
При наличии подобных симптомов, необходимо принять радикальные меры и ограничить доступ ребенка к современным технологиям.
Как снизить негативное влияние телефонов на детей?
Самый эффективный способ снизить негативное влияние телефона на ребенка — ограничить его во времени провождении за гаджетом. Чем меньше подросток или ребенок сидит с гаджетом в руках, тем меньше вред техники на его здоровье.
Еще один способ как отучить ребенка от смартфона — Правило 4 «В». Чтобы снизить негативное влияние смартфонов на здоровье ребенка, необходимо придерживаться принципа 4 «В»: включил, выбрал, выполнил, выключил. Вот несколько принципов:
- Определите время, когда ребенку нельзя пользоваться телефоном. Введите запрет на гаджет после и перед сном, во время еды.
- Используйте смартфон во благо. Если вам необходимо отвлечь ребенка и вы решаете вручить ему телефон, позаботьтесь о том, чтобы контент для ребенка был полезным.
- Следите за тем, что делает ваш ребенок в телефоне. Не позволяйте смотреть мультики, в которых содержаться жестокие сцены, не допускайте игры по типу войнушек.
- Давайте правильный пример своим детям, ведь они перенимают поведение взрослых. Если вы прийдя с работы включаете телевизор или целыми днями зависаете в гаджете, ребенок будет перенимать эту модель поведения.
Проводите со своими детьми как можно больше свободного времени: гуляйте на свежем воздухе, играйте в настольные игры, выполняйте работу по дому. Это отсечет потребность ребенка занять свое свободное время смартфоном и значительно улучшит ваши взаимоотношения.
Так можно ли детям пользоваться смартфоном? Ответ: можно, но всего должно быть в меру. Придерживайтесь наших рекомендаций и ваша жизнь станет намного проще. Будьте здоровы!
Еще статьи которые могут вас заинтересовать:
Источник
Кому действительно нельзя смотреть мультфильмы
Ответить на вопрос, как мультики влияют на детскую психику, пока что не может никто. До сих пор не было сколько-нибудь серьезного исследования, которое ставило бы целью это выяснить. Однако все специалисты сходятся во мнении, что мультфильмы сами по себе не зло, если они не заменяют ребенку общение с мамой и папой, если в жизни детей есть много разных интересных игр, занятий и просмотр мультиков — лишь одно из них, а не единственное увлечение и развлечение.
Говоря о влиянии мультфильмов на психику, важно понимать, что в анимации есть две составляющие. С одной стороны, это динамичный видео- и аудиоряд — быстро сменяющие друг друга картинки и звуки. С другой — содержание, то есть сюжет, персонажи и их взаимоотношения. У маленьких детей нервная система еще недостаточно развита, чтобы одновременно обрабатывать и входящие звуки/картинки, и следить за сюжетом. Ее чрезмерная стимуляция может вызвать нервную перегрузку и спровоцировать капризы, истерики и плохой сон. Поэтому детям до трех лет смотреть мультфильмы не рекомендуется.
Правило первое: смотрим сами
После трех лет можно показывать ребенку мультфильмы, определив понятные правила: как долго и в какое время дня. При этом не стоит забывать, что слишком продолжительное смотрение в одну точку, то есть на экран, вредно для глаз, так что время просмотра, особенно в раннем возрасте, не должно быть слишком продолжительным.
При выборе мультфильмов важно оценить визуальный ряд и содержание с точки зрения того, насколько они подходят ребенку по возрасту. Дошкольникам лучше показывать мультики с простым видеорядом, где герои говорят медленно, используют короткие понятные фразы, а сюжет состоит из знакомых дошкольнику событий: поход в садик, поездка к бабушке и т.п.
Сериалы с динамичным, насыщенным видеорядом лучше предлагать детям постарше. Например, у мультфильма Cartoon Network «Бен 10» возрастная рекомендация заложена уже в названии. Его главный герой — десятилетний мальчик Бен Теннисон, который интересуется примерно тем же самым, что и другие дети в этом возрасте: играми, приключениями, общением с друзьями и — таков уж современный мир — гаджетами.
Все дети разные, поэтому вполне естественно, что им подходит разная анимация. Есть дети, которых мультфильмы сильно перегружают, и до 6-7 лет им противопоказано смотреть полнометражные работы. Есть дети, которым мультфильмы помогают замедлиться, отдохнуть и переключиться. В этом случае анимацию можно использовать в период отказа от дневного сна, когда ребенку еще трудно весь день быть в движении, и можно полежать часик, пока смотришь мультик. А, например, тревожному ребенку не стоит показывать мультфильмы, в которых может быть что-то пугающее. Словом, ориентироваться следует на пол и возраст ребенка, а также на его интересы и личностные особенности.
Почему запрещают мультики…
Ребенок станет агрессивным
Некоторые родители считают, что мультфильмов с агрессивными персонажами стоит избегать в принципе. Это мнение связано с предубеждением, что подобные герои могут развить агрессию и у ребенка. На самом деле это так не работает. Во всех мультфильмах есть много разных персонажей с разными характерами, и интуитивно дети всегда выбирают героя, близкого себе по духу. Кто-то после просмотра Лунтика будет изображать Милу, кто-то Кузю, а кто-то Вупсеня и Пупсеня.
На примере любимых героев из мультфильмов дети учатся дружить, общаться, помогать друг другу и старшим, узнают что-то новое и интересное о мире, развивают воображение. И в наличии отрицательных, агрессивных персонажей нет ничего плохого, ведь с их помощью мультфильмы показывают, что оптимизм, дружба, вера в себя обязательно побеждают зло. Ребенок может копировать агрессивное поведение персонажей в моменты, когда сам испытывает злость, но эта злость вызвана какими-то событиями в его жизни, а не просмотром мультфильма. И в этом смысле мультфильмы даже служат во благо: они показывают примеры, как можно выражать свою злость безопасным способом. Мне очень нравится, как это делает Генри Обнимонстр в мультфильме, издавая раскатистое «Рррррррооооооо!»
Ребенок подсядет на мультфильмы
Популярное родительское опасение: ребенок может подсесть на мультфильмы, как на компьютерные игры. И напрасно: между мультфильмами и компьютерными играми есть очень важное отличие. В процессе игры ребенок постоянно получает какие-то награды, бонусы (собирает монетки, алмазы, призы и др.) или движется к цели, чтобы это получить в конце уровня. Постоянное получение призов стимулирует выработку гормона дофамина, который вызывает ощущение удовольствия у игрока. Вот почему так легко втянуться в игры и сложно выбраться из них, особенно детям, у которых зоны мозга, отвечающие за самоконтроль, еще не созрели. В мультфильмах этой составляющей нет.
Мультфильмы — зряшная трата времени
Есть и такие родители, которые стремятся, чтобы их дети ни минуты не проводили в праздности. Они хотят, чтобы даже просмотр мультфильмов или фильмов нес в себе пользу. Но не обязательно зацикливаться только на явно образовательных вариантах. Даже обычные развлекательные мультфильмы можно использовать для детского развития. В психологии есть такое направление, как сказкотерапия. Это инструмент, позволяющий разобраться в своих и чужих переживаниях, посмотреть на какие-то ситуации со стороны. Для этих же целей отлично подходят мультфильмы. Обсуждая героев и их поведение, можно дать ребенку подсказку, как правильно поступить, оценить последствия тех или иных действий и так далее.
…и почему не стоит этого делать
Полный запрет на мультики — это крайность, как, впрочем, и полный доступ к ТВ на 24 часа в сутки. Рано или поздно дети выйдут из-под тотального родительского контроля и увидят мультфильмы в саду, поликлинике, в гостях у друзей. Есть риск, что мультфильмы для такого ребенка станут тем самым запретным плодом. Кроме того, дети часто играют в персонажей из популярных мультфильмов, и ребенок может оказаться исключенным из совместных игр просто потому, что окажется вне контекста игры.
Родители передают ребенку свой взгляд на мир, свои ценности, обучают правилам жизни в обществе. Но и это лучше всего это делать на примере любимых детских персонажей. Почти во всех популярных мультсериалах есть серии, посвященные чистке зубов, правилам вежливости, правилам дорожного движения, тому, как дружить и уважать старших. С детьми младшего школьного возраста можно изучать работу мозга на примере мультфильма «Головоломка», обсуждать проблемы экологии с Валли из одноименного мультфильма, знакомиться с правилами безопасности в интернете при просмотре «Ральф против интернета». Поэтому не нужно бояться современных мультфильмов — если не доходить до крайности, то они дают прекрасные возможности для развития ребенка, и ими стоит воспользоваться.
Источник