Как оценить развитие ребенка по словарному запасу
Лексический запас – количество слов, которые человек понимает и использует в речи. При чем часть из них он употребляет, а вторую нет. Благодаря речи мы общаемся друг с другом, выражая свои мысли и донося их до собеседника, формируем убеждения и интеллектуально развиваемся. Чем насыщеннее, грамотнее и выразительнее речь у человека, тем выше считается его уровень образования и культурного развития.
Лексический словарь детей и взрослых состоит из двух категорий:
- Активный словарный запас – слова, которые человек употребляет регулярно в устной речи и письме.
- Пассивный словарный запас – состоит из слов, которые человек знает и воспринимает на слух, но сам не использует. Значительно превышает активный словарь.
Каким должен быть запас взрослого человека – точного ответа нет. К примеру, словарь В.И. Даля содержит более 200 тыс. слов, академический словарь русского языка – примерно 130 тыс. слов, последнее издание словаря С.И. Ожегова – 70 тыс. слов. Очевидно, что даже самые эрудированные люди не владеют таким объемом лексики. По последним данным исследований, активный запас взрослого составляет от 5 тыс. до 35 тыс. слов, пассивный – от 20 тыс. до 100 тыс. слов.
Проверить свой словарный запас и оценить его помогают онлайн-тесты. Но результаты у одного и того же человека в разный период времени могут отличаться, так как он постоянно развивается – узнает новые слова, но при этом забывает или перестает использовать ранее выученные.
Как правило, люди с богатым лексиконом имеют больше перспектив, быстрее добиваются целей, успехов в карьерной лестнице, менеджменте, шоу-бизнесе. По мнению большинства, работа у них более интересная, творческая, неординарная, а достижения выше. То же касается и личной жизни. Человек с большим лексическим запасом лучше формулирует свои мысли, вербализирует желания, эмоции, за счет этого лучше находит общий язык с людьми.
Лексический запас можно сравнить со снежным комом: чем больше сложных понятий знает человек, тем больше новых слов и терминов он в состоянии воспринять, запомнить и использовать в своей речи. Вот для чего следует заниматься развитием речи ребенка с самого раннего детства.
Развитие лексического запаса
Лексическое развитие ребенка состоит из двух аспектов:
- Количественный рост словарного запаса;
- Качественное развитие – овладение значениями слов.
В дошкольном возрасте обогащение словаря ребенка происходит быстро. Период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитивным (чувствительным) и наиболее удачным для обучения, благоприятным для воздействия внешней среды. Но скорость сильно зависит от среды, в которой он находится, поэтому данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста отличаются.
Рассмотрим сензитивный период развития речи и лексического запаса более подробно.
Пополнение лексического запаса ребенка по годам
В первый год жизни ребенок для нормального развития речи нуждается в эмоционально-положительном общении со взрослыми.
Ребенок усваивает слова в таких условиях, когда может соотнести визуальный образ предмета и звуковое звучание. Если он в это время имеет возможность манипулировать предметом (вертеть в руках, пробовать на вкус), новое слово запомнится быстрей. Например, мама дает ребенку ложку и показывает, что ею нужно кушать.
К году он использует всего 5-9 слов вроде «дай» и «ням-ням», соотносит их с предметами и действиями, у него появляются реакции на слово. Это подготовительный этап к овладению речи.
В данном возрасте уже стоит уделять внимание обогащению словарного запаса ребенка. Регулярные и систематические занятия позволят малышу расти эрудированным и интеллектуально развитым.
Важно, в каких условиях у ребенка формируется и развивается речь. Лучше всего, чтобы окружающие говорили правильно и неторопливо, так как дети в этом возрасте подражают взрослым. Если ребенок слышит неправильную речь, у него закрепляются неправильные образы слов, что сложно исправить в будущем.
1-1,5 года – гиперсензитивная фаза, быстрое накопление пассивного словаря и начало формирования фонетической и грамматической сторон речи. Но если речевого общения недостаточно, формирующаяся речь быстро разрушается. Симптомы: задержка появления первых слов, «забывание» уже знакомых слов, остановка речевого развития.
В данном возрасте начинается предметно-действенное общение со взрослыми. Пассивный словарный запас стремительно расширяется до 800-1000 лексических единиц. Он состоит из слов, употребляемых родителями в общении друг с другом и с окружающими.
К полутора-двум годам внимание к артикуляции взрослых усиливается, ребенок повторяет (эхолалия) и сам произносит определенные слова. Нормально, если в этом возрасте он путает звуки, искажает, переставляет или пропускает их.
Первые слова имеют обобщенно-смысловой характер – т.е. одно и то же слово может обозначать и предмет, и действие, и чувства. Понять ребенка можно в ситуации, поэтому такая речь называется «ситуационной».
В полтора года ребенок на фотографии различает, где папа, где мама, где бабушка, а где брат или сестра, называет и показывает части тела (нос, рот, глаза и т.д.).
2,5-3,5 года – формирование фразовой речи. Переход к отвлеченной форме мышления, от односложных фраз к комплексным структурам. С 3-х лет начинается формирование грамматического строя речи. Ребенок из примитивных фраз, не согласованных между собой, начинает строить предложения, согласовывая и соподчиняя слова.
В этот период наблюдается значительное расширение и накопление словаря. Наиболее распространённые данные о количественном росте словарного запаса у детей:
- 1,6 – 10-15 слов;
- конец 2-х лет – 300 слов;
- 3 года – 1000 слов.
С 3 лет ребенок все воспринимает через игру. В этот период он осознанно называет предметы и указывает на них жестами, обращает внимание на цвет, форму, величину, определенные качества предметов и явлений, а также понимает разницу между словами «один» и «много».
Что должен знать ребенок в 3 года:
- как зовут членов семьи, близких, домашних животных;
- названия игрушек (пирамидка, кукла, мяч, машинка, пазл и т.д.)
- названия посуды и столовых приборов (тарелка, ложка, вилка, миска, кастрюля)
- названия одежды (куртка, платье, джинсы, футболка, шорты и т.д.);
- названия продуктов питания, которые употребляются в семье;
- пространственные понятия (лево, право, низ, верх);
- простые геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, звезда)
- названия животных и их детенышей (курица-цыпленок, собака-щенок, корова-теленок, овца-ягненок).
- минимум 5-10 названий растений;
- названия времен года и погодных явлений (дождь, снег, ветер, солнце, луна).
В основе развития словарного запаса 3-летнего ребенка лежит запоминание значений существительных и глаголов. Так как в этом возрасте дети не могут описать предмет или свое состояние с помощью слов, нет смысла делать упор на прилагательные и наречия. В этом возрасте достаточно знать названия некоторых ощущений и состояний (тепло, жарко, холодно, больно, вкусно).
К 3 годам у ребенка появляется «внутренняя речь». Она становится средством его интеллектуального и речевого развития. Он постоянно подключает взрослого в процесс общения с собой. Любые психические стрессы и сенсорные депривации в этом возрасте могут спровоцировать задержку речевого развития и привести к патологии речи (заиканию, мутизму, речевому негативизму).
Нормально, если ребенок в данном возрасте делает паузы не только между отдельными фразами, но и в середине слов (это дизритмия речевого высказывания, что говорит об интенсивном формировании внутриречевого программирования). Также в речи появляются повторения слов, сочетаний и даже слогов (физиологические итерации). Важная составляющая речи в этот период – речевое дыхание (ребенок может начать говорить в любую из фаз дыхательного акта). Бывает, что в процессе высказывания активно реагирует вегетатика – ребенок краснеет, чувствует напряжение в мышцах, учащенно дышит.
3,5-5 лет – полноценное понимание речи взрослого, инструкций, речь становится средством общения.
Дети 3-5 лет учатся употреблять те или иные слова, повторяя за взрослыми, а также в процессе взаимодействия с предметами, о которых они говорят. В подавляющем большинстве случаев ребенок придает буквальный смысл произнесенным словам. Например, слово «дружба» ребенком 5 лет будет усвоено буквально: вместе играем, ходим за ручку. Только после 11 лет, согласно теории Пиаже, он начинает понимать, что дружба основывается на доверии, взаимопомощи, совместных интересах и т.д. (так как в это же время он начинает понимать такие абстрактные понятия, как доверие, предательство, взаимовыгода).
В этом возрасте у ребенка появляется много вопросов по типу «Почему?», «Зачем?» и т.д. Также в этом возрасте дети овладевают обобщением (собака – не только игрушка дома, но и рисунок на картинке, домашнее животное у соседки). Особое внимание стоит уделить формированию звукопроизношения, так как могут проявиться нарушения в произношении свистящих, шипящих и сонорных звуков.
В 4 года нормотипичный ребенок употребляет в основном простые предложения, но также уверенно строит сложносочиненные и сложноподчиненные. В этом возрасте он способен без помощи взрослых составить рассказ из 40-50 предложений, что говорит об овладении монологической речью.
Происходит высшая стадия интеграции слова, так как в мозгу ребенка уже содержится итог полученных ранее знаний, появляются обобщения. В этом возрасте дети часто называют категорию предмета, а не сам предмет, что усложняет процесс понимания их родителями.
Объем словаря составляет 1900-2200 слов. Новые тематические группы и категории, которыми владеют дети в этом возрасте:
- понимание и выражение чувств и эмоций (радость, веселье, злость, гнев, обида);
- характеристики предметов (размер, цвет, температура);
- уменьшительно-ласкательные формы слов (мамочка, кустик, лисичка).
В этом возрасте ребенок полностью понимает, как образовывается слово. Поэтому у него появляются навыки создания групп однокоренных слов благодаря добавлению приставок и суффиксов: мышь – мышонок, пить – попил. При этом он понимает различия между однокоренными словами из одной группы: кот – большое животное, а котенок – маленький детеныш кота.
После пяти лет также происходит резкий скачок по сравнению с предыдущим периодом – количество слов увеличивается в 2 раза, словарный запас составляет 3000-4000 слов. Количество лексических единиц резко возрастает за счет именно однокоренных слов: «кот-кошка-котик-котенок», «ведро-ведерко». Значения слов еще больше обогащаются и уточняются, но ребенок все еще может их употреблять не по смыслу.
В возрасте 5-6 лет появляется навык отнесения нового слова не к одному предмету, а ко многим. Узнавая новые слова в этом возрасте, дети иногда не осознают весь смысл их содержания, поэтому наблюдается ошибочное употребление слов, сужение и расширение границ их значения и применения. Так происходит из-за того, что они колеблются между конкретным и абстрактным опытом (до этого они были точно уверены, что существует только то, что они видят).
Также это период формирования контекстной речи, т.е. ребенок сам придумывает монолог и озвучивает его. У него запускается сложнейший механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Центральная нервная система наиболее напряжена в этом возрасте, как и в 3 года.
В период 5-7 лет случаются «сбои» речевого дыхания при употреблении сложных фраз и длительные паузы из-за трудностей с формированием лексико-грамматически правильного высказывания. Монологическая речь может быть недостаточно сформирована из-за психических стрессов и ограничений общения в естественной среде.
Важный этап формирования речи в дошкольном возрасте – это словотворчество. Ребенок сам придумывает новые слова, беря за основу знакомые существительные или существительные и глаголы. Например, может назвать свою руку «нососумкой» от «ношения сумки».
Темы, которые понимает ребенок в 5-7 лет:
- время и интервалы (час, минута, неделя, год), времена года;
- использование числительных с использованием грамматики (пяти стульев, третье яблоко);
- имена и фамилии членов семьи, выдающихся личностей (любимых музыкальных исполнителей, героев мультфильмов);
- названия достопримечательностей и праздников;
- понятие пространства (горизонт, небо, космос, Вселенная, за углом, в другом городе);
- цвета и оттенки, профессии и виды спорта, части тела людей и животных;
- транспортные средства, предметы быта;
- дикие животные, экзотические растения и деревья, фрукты, овощи, цветы;
- слова, обозначающие эмоции и их оценки (позитивные, негативные).
Чем старше ребенок, тем он становится менее зависимым от чувственной ситуации. Смысловое содержание слов набирает силу только к концу среднего дошкольного возраста благодаря усвоению новых знаний об окружающем мире. Также в этот период у детей зарождается эстетическое отношение к слову и речи. К примеру, в 5-летнем возрасте дети могут употреблять метафоры, но осознанно они это делают только со старшего школьного возраста.
Под конец среднего дошкольного возраста усваиваемый язык становится действительно родным для ребенка.
С 6-7 лет для обучения ребенка актуально чтение. Это время, когда у него уже достаточно большой запас знаний о мире, в котором он живет, активно развиваются навыки придумывания, сочинения и проявления творчества. В таком возрасте чтение является источником переживаний эмоций для детей, способствует их умственному и речевому развитию. Задача взрослого – привить детям любовь к чтению вместо просмотра мультфильмов и видеороликов на ютубе, объяснить, что книга (письменная речь) является источником знаний.
При поступлении детей в школу обязательно проводится тестирование на уровень их речевого развития. Чтобы избежать проблем в обучении, рекомендуется предварительно оценить лексический запас своего ребенка и заполнить существующие пробелы.
Как помочь ребенку сформировать хороший словарь?
Чтобы развитие словарного запаса вашего ребенка проходило правильно, необходимо с ним постоянно общаться. Насколько это общение полноценно, показывает объем и качество словаря дошкольника. Поэтому рекомендуется регулярно знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, называть их, объяснять особенности и характеристики каждого. Также важно уделять внимание беседам с ребенком, задавать ему вопросы, создавать ситуации, в которых возможно выявить недочеты в понимании и употреблении слов ребенком. Чем активнее образ жизни семьи, тем наиболее благоприятные условия создаются для расширения словарного запаса ребенка. Это не только путешествия в другие города и страны, можно ходить в театр, цирк, зоопарк. Таким образом, регулярно пополняющийся словарный запас систематизируется, упорядочивается, складывается в семантические поля.
Источник
Теги: Развивайка, Развитие речи
Развитие речи ребенка – важное направление дошкольного и школьного образования. И один из критериев успеха – богатый словарный запас (объем слов, которым ребенок может пользоваться в ходе общения).
Чтобы избежать задержки речевого развития, уже с первого года жизни нужно обогащать словарный запас малыша. Занятия, направленные на расширение и активизацию словаря, должны вестись не от случая к случаю, а ежедневно. Только при условии регулярной и систематической словарной работы вы сможете вырастить эрудированного и интеллектуально развитого ребенка.
Особенности детского словаря по годам
1–3 года
Годовалый малыш знает и умеет употреблять 5–9 одно- или двухсложных слов («дай», «ма-ма», «па-па», «ля-ля»). В следующие 2 года его словарь быстро расширяется за счет слов, которые употребляют его родители в бытовом общении, и достигает 800–1000 лексических единиц.
Тематические категории, которыми оперирует малыш в 1–3 года:
- имена членов семьи, клички домашних животных;
- названия игрушек, окружающих его бытовых вещей (посуды, мебели, пищи);
- наименования 5–10 животных и растений;
- названия времен года и погодных явлений («дождь», «снег», «солнце»).
Основа словаря трехлетнего малыша – существительные с конкретным значением и глаголы. Прилагательные и наречия в этом возрасте не используются: ребенок не может с помощью слов описать предмет или свое эмоциональное состояние.
4–5 лет
В этот период происходит качественный скачок: словарь ребенка обогащается новыми тематическими группами и достигает объема в 1900–2200 слов.
Новые тематические категории в словаре ребенка в 4–5 лет:
- душевные переживания, чувства и эмоции («веселый», «злой», «грустный», «обиженный»);
- качественные характеристики предметов («большой», «зеленый», «холодный»);
- уменьшительно-ласкательные формы («мамочка», «братик»);
- названия детенышей животных («котенок», «утенок»).
В 5 лет ребенок познает основы словообразования. Теперь он может создавать группы однокоренных слов, используя приставки и суффиксы: «вода» – «водяной», «гусь» – «гусенок», «стол» – «столик». При этом он осознает не только родство таких лексических единиц, но и их различия («гусь – это взрослая птица, а гусенок – детеныш»).
5–7 лет
Словарный запас ребенка увеличивается примерно в 2 раза: теперь его объем составляет около 3000–4000 слов.
Тематические группы, которыми должен пользоваться ребенок в 5–7 лет:
- временные интервалы («минута», «час», «год»), дни недели, месяцы и времена года;
- пространственные понятия («верх», «низ», «лево», «право»);
- числительные (от 1 до 10, иногда – до 100);
- имена и фамилии родителей, близких родственников, известных писателей;
- некоторые термины обществознания («страна», «Родина», «народ», «труд», «Россия»), названия городских достопримечательностей и праздников («Новый год», «День рождения», «Рождество»);
- профессии и виды спорта, цвета и оттенки, части человеческого тела, природные явления;
- бытовые предметы (одежда, обувь, головные уборы, игрушки, посуда, мебель, средства гигиены), транспортные средства (водные, наземные, воздушные);
- домашние и дикие животные, растения, фрукты, ягоды, овощи, цветы;
- слова с обобщающим значением («животные», «транспорт», «посуда»);
- эмоционально-оценочные слова со значением чувств и переживаний человека.
Перед зачислением малыша в первый класс почти все школы проводят тестирование, включающее оценку речевого развития ребенка. Вот почему так важно заранее выявить пробелы в знаниях будущего первоклассника и своевременно их устранить.
Способы развития словарного запаса
Существует общепринятая формула, описывающая механизм пополнения детского словаря:
- ребенок слышит слово;
- понимает его значение;
- запоминает слово (отправляет в пассивный словарный запас);
- учится применять его в речи (переводит в активный словарный запас).
Именно на этой универсальной формуле должны быть построены упражнения и занятия, способствующие увеличению словарного запаса крохи. Если хотя бы одно звено будет упущено, необходимое слово не станет частью детского словаря.
Наблюдение с комментариями
С самого рождения крохи начинайте разговаривать с ним: малыш должен привыкнуть к звучанию человеческой речи. Варианты занятий:
- Во время прогулки рассказывайте младенцу обо всем, что вы видите. Постарайтесь сделать рассказ живописным и образным: используйте много прилагательных, употребляйте синонимы. Пример удачного описания: «Это дерево. Оно зеленое, яркое, с сочной листвой. А какое оно большое, высокое и величественное! Это по-настоящему гигантское дерево!» Постарайтесь комментировать события эмоционально: говорите, какие чувства вы испытываете от созерцания радуги или что вы ощущаете, когда к руке прикасается горячий предмет.
- Восьмимесячному ребенку уже можно рассказывать о строении тела. Дотроньтесь до него и скажите: «А вот это ручка, твоя ручка; маленькая розовая ручка». Потом покажите свою руку и скажите: «А вот это моя ручка: посмотри, какая она большая». Не забывайте использовать как можно больше прилагательных.
- Организуйте совместное наблюдение за чем-нибудь: за домашним животным, за насекомым, за колышущимся на ветру деревом или за происходящим на улице. Одновременно комментируйте происходящее: «Смотри, кузнечик ползет по листочку. Сейчас он пошевелил лапкой. Забавный, не правда ли? О, ну все, он ускакал». Если есть возможность, дайте ребенку потрогать наблюдаемый предмет, понюхать или даже облизнуть.
- Можете провести несколько экспериментов с ребенком. Поднесите его ручку к шерстке кошки и скажите: «Это кошка; она мягкая, теплая и гладкая». Потом предложите крохе подержать кусочек льда и скажите: «Это холодный, твердый и мокрый лед».
- С 2 лет можно целенаправленно вводить в словарь малыша новые лексические единицы. Для этого вы должны продемонстрировать ребенку предмет, произнести его название несколько раз и убедиться, что малыш его запомнил. Старайтесь делать это естественно. На прогулке, как бы между прочим, покажите ему дерево и скажите: «Это ель». Покажите на другую ель и снова скажите: «И это ель». Потом, указав на дерево, спросите: «Как ты думаешь, это ель?». Чтобы убедиться, что малыш запомнил слово, покажите на ель и спросите: «Что это за дерево?»
Беседы
С 3 лет ребенок уже понимает смысл звучащего текста и осознает содержание стихов и сказок, которые читает ему мама. Поэтому вы можете обсуждать прочитанные книжки или просмотренные иллюстрации. Эффективные упражнения:
- ребенок рассказывает, что изображено на картинках, составляет по ним рассказы;
- малыш отвечает на вопросы по только что прослушанному тексту (удачные вопросы: кто тебе больше всех понравился? какое событие запомнилось? как бы ты поступил на месте героя? почему?);
- ребенок подробно описывает какой-либо предмет (родители могут задавать уточняющие вопросы: а какой он формы? какого цвета?).
Чтобы изучить названия частей тела и предметов одежды, предложите ребенку описать себя или куклу.
Чтение художественной литературы
Обязательно читайте ребенку вслух. Ведь чтение художественной литературы – важнейший способ обогащения словаря. Дети, которые с детства полюбили книги, обладают более развитой речью, чем их сверстники, умеют грамотно строить предложения, лучше пишут сочинения в школе.
Читая ребенку книгу, постарайтесь четко, громко и правильно произносить слова, не допускать ошибок в артикуляции и постановке ударений. Если в тексте встречаются незнакомые слова, объясняйте их значение малышу.
Словарные игры
- «Назови животное (растение, имя и т.д.)». Возьмите мяч и поставьте детей перед собой полукругом. Кидайте мяч детям по очереди: ребенок, который поймал мяч, должен назвать слово из заданной тематической группы и кинуть мяч обратно. Малыш, который не смог вспомнить слово, выбывает из игры. Победителем считается ребенок, который смог остаться в игре.
- «Съедобное – несъедобное». Ведущий называет любое слово и кидает ребенку мяч. Если слово обозначает съедобный предмет, ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает. Упражнение помогает понять, насколько правильно ребенок освоил значение слов. Например, если малыш утверждает, что тарелка относится к группе съедобных предметов, есть повод призадуматься.
- «Большой – маленький». Правила такие же, как и в предыдущей игре. Ведущий произносит одно слово из пары («стул» или «стульчик», «стол» или «столик», «ложка» или «ложечка»). Если ребенок считает, что ведущий назвал маленький предмет, он ловит мяч, если большой – отбрасывает.
- «Посылка». Каждый игрок получает «посылку» с каким-либо предметом. Ребенок должен подробно описать свой предмет, чтобы остальные поняли, о чем идет речь.
- «Аналогии». Напишите на карточке «уравнение»: «Голубь – птица, кошка – ?». Ребенок должен понять, к какой тематической группе относится второе слово. Это упражнение помогает изучить слова с конкретным и обобщающим значением.
Формирование активного и пассивного словарного запаса
Случается, что ребенок знает слово, но не употребляет его. Причина зачастую кроется в том, что малыш не уверен в его значении. Он просто не знает, в каком контексте его можно использовать. Задача родителей – выявить эти «мертвые» лексические единицы и постараться перевести их в активный запас (объяснить их значение и показать пример употребления в речи).
Для формирования словарного запаса ребенка выбирайте разнообразные методы. Активным и подвижным детям придутся по вкусу игры с мячом: они будут старательно вспоминать слова, лишь бы игра продолжалась. А вот спокойные дети предпочитают прослушивание книг и выполнение упражнений с описанием. И помните! Развитый словарный запас – гарантия успешного обучения в школе.
comments powered by HyperComments
Другие материалы рубрики
Источник