Как оценить интеллектуальное развитие ребенка
Мониторинг определения уровня интеллектуального развития детей 6-7 лет.
«Графический диктант» Д. Б. Эльконина. Тест для исследования ориентации в пространстве.
Методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.
«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».
При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.
«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».
«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».
«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».
Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:
4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
0 баллов – отсутствие сходства.
За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:
0-3 баллов – низкий;
3-6 баллов – ниже среднего;
7-10 баллов – средний;
11-13 баллов – выше среднего;
14-16 баллов – высокий.
Корректурная проба (Тест Бурдона)
Тест Бурбона предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.
Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста.
Инструкция к тесту
«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».
Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.Стимульный материал
Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.Обработка результатов теста
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:К = 2С / П, гдеС – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Расшифровка показателей:
Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, гдеА – темп выполнения,
S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Расшифровка показателей:
Результат | Значение |
0–2 | Очень высокая устойчивость |
3–4 | Высокая |
5–6 | Средняя |
7–8 | Низкая |
9–10 | Очень низкая |
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:С = (So / S) * 100, гдеSo – количество ошибочно проработанных строк,
S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Расшифровка показателей:
Результат в % | Расшифровка |
0–20 | Очень высокая переключаемость |
21–40 | Высокая |
41–60 | Средняя |
61–80 | Низкая |
81–100 | Очень низкая |
Тест “Лабиринты-2009. Форма В”
Название теста. Тест “Лабиринты-2009. Форма В”
Предназначение. Этот тест предназначен для оценки уровня развития визуально-моторной интеграции. Тест относится к невербальным психодиагностическим методикам на интеллектуальные способности. Уровень развития визуально-моторной интеграции является одной из важных характеристик наглядно-действенного мышления. Данный тест поможет оценить и уровень беглости наглядно-действенного мышления, и объём внимания.
Методику можно применять в практике работы школьного психолога для уточнения характера проблем, связанных с вниманием. Стимульный материал методики хорошо подходит и для упражнений по развитию внимания и визуально-моторной интеграции.
В комплекте с другими методиками “Лабиринты” можно применять в профориентации, профотборе. Уровень развития визуально-моторной интеграции высоко коррелируется с уровнем технического интеллекта.
Достоинством методики является то, что её можно применять как в индивидуальной работе, так и групповой. Стимульный материал представляет из себя двенадцать лабиринтов разной сложности. У входа в лабиринт нарисован колобок. В самом лабиринте имеется несколько точек, обозначенных буквами “А”, “Б”, “В” и т.д. Количество букв всегда чётное (2, 4, 6 и т.д.). До половины букв колобок может “добраться”. До другой половины нет. Испытуемый должен, не делая никаких пометок на самом лабиринте, определить буквы, до которых колобок может “добраться”. Эти буквы заносятся им лично или психологом в бланк ответов. Буквы заносятся в произвольном порядке (необязательно в алфавитном).
Методика не предполагает наличие ограничений во времени.
Всего методика “Лабиринты-2009” имеет четыре формы (А, Б, В и Г). Данная — форма В.
Оцениваемые качества. Визуально-моторная интеграция . Объём внимания
Возрастная категория. 7+
Инструкция
Испытуемому выдаётся стимульный материал и бланки ответов. Необходимо следить за качеством стимульного материала: на нём не должны присутствовать какие-либо пометки, оставшиеся от предыдущих тестирований, качество распечатки должно быть достаточно высоким. Предлагается следующая инструкция.
Инструкция. Перед тобой имеется двенадцать лабиринтов. Одни лабиринты лёгкие, другие сложные. В каждом лабиринте скрыто несколько букв. У входа в каждый лабиринт стоит Колобок. До некоторых букв Колобок может добраться, а до некоторых не может, потому что ему мешают стены. Помоги найти Колобку как можно больше букв. Для каждого лабиринта напиши буквы, до которых Колобок может дойти. Сильно не торопись, но и долго не сиди над каждым лабиринтом. Если какой-то лабиринт не получается пройти, то переходи к следующему. Если хочешь, то потом можешь опять вернуться к этому лабиринту. Успехов!
Задания
Лабиринт 1
Лабиринт 2
Лабиринт 3
Лабиринт 4
Лабиринт 5
Лабиринт 6
Лабиринт 7
Лабиринт 8
Лабиринт 9
Лабиринт 10
Лабиринт 11
Лабиринт 12
Бланк ответов
1) ________________
2) ________________
3) ________________
4) ________________
5) ________________
6) ________________
7) ________________
8) ________________
9) ________________
10) ________________
11) ________________
12) ________________
Обработка результатов
Сверьте ответы испытуемого со следующим ключом.
КЛЮЧ
1) Б
2) А
3) Б
4) А
5) Б Г
6) А В
7) А Б Д
8) А Д Е
9) Б Е Ж З
10) Б Г Д Ж
11) А Д Е И К
12) Б В Г Д Л М
Порядок букв в каждом задании не имеет значения. За каждое верно решённое задание начисляется два балла. За неверно решённое — ноль баллов. Если испытуемый не послушался и делал пометки непосредственно на стимульном материале, тогда в случае верного решения начисляется лишь один балл. Таким образом, максимальное количество баллов составляет 24.
Ниже приводится таблица примерных нормативов для разных возрастов.
Возраст | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
7 – 10 лет | 0 – 4 | 5 – 10 | 11 – 24 |
11 – 14 лет | 0 – 9 | 10 – 15 | 16 – 24 |
15+ лет | 0 – 13 | 14 – 20 | 21 – 24 |
Методика “Раздели на группы”
Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет. Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, изображенную ниже, и предлагают следующее задание:
«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».
На выполнение всего задания отводится 3 мин.
Стимульный материал к методике «Раздели на группы».
Оценка результатов
10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рисунке они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры. , Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.
8-9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.
6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.
4-5 баллов — за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.
2-3 балла — за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.
0-1 балл — за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Проверка зрительной памяти дошкольников (методика Векслера)
Данная методика позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.
Детям дают 4 рисунка:
На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.
Результаты диагностики:
1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;
правильно расположенные флажки — 1 балл;
правильный угол пересечения линий — 1 балл;
максимальная оценка этого задания — 3 балла.
2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;
четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;
две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;
четыре точки в квадратах — 1 балл;
точность в пропорциях — 1 балл;
максимальная оценка этого задания — 5 баллов.
3. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;
все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;
маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла.
4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл;
центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;
фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.
Максимальная оценка — 3 балла.
Максимальный результат — 14 баллов.
Итоги:
• хорошей зрительной памяти свидетельствует результат — 10 и выше баллов,
• средней зрительной памяти свидетельствует результат — 9 – 6 баллов,
• низкой зрительной памяти свидетельствует результат – 5 – 0 баллов.
Источник
Интеллект — синоним слова «ум». Это способность человека, воспринимать информацию, анализировать. Навыки нужно развивать. Высокий уровень IQ повышает шансы ребенка на хорошую успеваемость в школе и вузе, успешную карьеру, финансовое благополучие во взрослой жизни. В статье расскажем об особенностях развития интеллекта детей, когда и как заниматься с чадом.
Содержание статьи
Интеллект: определение понятия
Типы интеллекта
Что влияет на интеллектуальное развитие ребенка
Этапы формирования интеллекта
Способы развития интеллектуальных способностей детей
Игры и упражнения для развития интеллекта
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Интеллект: определение понятия
Это способность человека логически и абстрактно мыслить, анализировать, формировать причинно-следственные связи, рассуждать, быстро перерабатывать информацию, обучаться, находить решения (в разных жизненных ситуациях).
Человек с высоким уровнем IQ лучше адаптируется к изменениям и окружению, планирует, ставит цели, идет к ним. У него лучше память, концентрация, внимание, богаче речь. Вот почему так важно развитие интеллекта у детей с раннего возраста.
Типы интеллекта
Психолог Ховарт Гарднер предложил теорию множественного интеллекта. Ее суть в том, что существует 8 типов интеллекта. У человека доминирует несколько из них. Они определяют особенности личности. Их можно заметить в раннем возрасте и развивать.
Тип первый — природный
Ребенок чувствует и бережет природу, любит животных, птиц, растения. Выступает в защиту экологии: сортирует мусор, отказывается от животной пищи, например. Среди людей этого типа есть астрономы, химики, экологи, ветеринары, астрономы.
Развитие интеллекта у детей «экологов» происходит через единение с их стихией. Выезжайте в лес, гуляйте в парках, смотрите кино, читайте книги по теме.
Тип второй — музыкальный
В раннем возрасте малыши чувствуют ритм и фальшивые ноты, подпевают в такт. У них развит слух, голос. Дошкольники на слух подбирают любую мелодию, осваивают музыкальные инструменты, красиво поют, сочиняют стихи, музыку.
Раннее интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста состоит в поощрении любви чада к музыке. Запишите в музыкальную школу, ходите на концерты, слушайте хорошую музыку дома, устраивайте творческие вечера, где малыш расскажет свой стих, споет песенку.
В будущем ваше дитя может стать композитором, музыкантом, певцом, продюсером.
Тип третий — логико-математический
Малыши легко решают головоломки, собирают геометрические пирамидки, пазлы. Дошкольники решают задачи на логику, уравнения.
В будущем ваше чадо может выбрать профессию в сфере IT, стать математиком, экономистом, физиком, инженером, финансистом, детективом. А если у него развит музыкальный интеллект, то из него может получиться первоклассный барабанщик.
Каковы способы развития интеллектуальных способностей детей «логиков»? Давайте собирать геометрические сортеры и пирамидки, пазлы. Младшим и средним дошкольникам — игры Никитина (квадраты, кубики), дощечки Сегена, головоломки.
Тип четвертый — экзистенциальный, философский, духовный
С детства у таких деток богатый внутренний мир. Они не по возрасту задаются вопросом о смысле жизни, своей миссии. У маленьких детей он проявляется в виде рассуждений, любознательности, дискуссий, споров.
Ваше дитя может стать философом, психологом, археологом, историком, политиком
Рекомендации по развитию интеллектуальных способностей детей «философов»: обогащайте внутренний мир своего чада. Путешествуйте по городам и странам, посещайте музеи и выставки, ходите на экскурсии. Пусть ребенок увидит многообразие нашего мира
Тип пятый — кинестетический, телесный
Детки активны, неусидчивы, пластичны. Они уверенно владеют своим телом, выражают через него эмоции, мысли. У них развито пространственное мышление: они чувствуют время, окружающие предметы. Среди людей с телесным интеллектом много спортсменов, танцоров, дирижеров, хирургов, артистов.
Каковы пути развития интеллектуальных способностей детей «кинестетиков»? Не ограничивайте их! Пусть бегают, прыгают, выражают себя через движение. Запишите в спортивную секцию.
Тип шестой — социальный, межличностный
Общительность, стремление к новым знакомствам, эмпатия — отличительные черты деток. Среди них много лидеров, они первые подходят знакомиться, харизматичны. В детском коллективе ваше чадо поддержит и поможет другу, в школе будет хорошо учиться.
Во взрослом возрасте выберет профессию, связанную с работой с людьми: учителя, психолога, воспитателя, соцработника, менеджера по персоналу. У всех успешных руководителей доминирует этот тип IQ.
Рекомендации по развитию интеллекта детей «коммуникаторов»: расширяйте кругозор. Путешествуйте, знакомьтесь с новыми людьми. Принимайте участие в форумах, пусть чадо выступает публично.
Тип седьмой — пространственный, образный
Феноменальная память, пространственное и образное мышление, ориентация на местности, воображение, любовь к искусству — характеристики детишек.
Они могут один раз прочитать книгу и воспроизвести написанное постранично. Иллюстрации, предметы, лица — дети помнят их в деталях. От их острого взгляда не ускользает ни одна мелочь. Ваше дитя может найти себя в таких профессиях: летчик, водитель, архитектор, инженер, скульптор, моряк, строитель.
Лучшие игрушки для развития интеллекта детей — лабиринты, паззлы, конструкторы, 3D-моделирование.
Тип восьмой — лингвистический, вербальный
Ребята любят писать: на бумаге излагают свои мысли, в школе лучше всех пишут сочинения и изложения. Ораторы из них тоже отличные. С ними интересно общаться: они рассказывают и сочиняют истории. Среди них много писателей, журналистов, переводчиков, ораторов, историков, актеров.
Разговаривайте с крохой, вызывайте на разговор, читайте. Через речь происходит развития интеллекта детей.
Дополнительный тип — личностный, внутренний
Ребята чувствуют себя, осознают свои желания. Понимают, чего хотят и что для этого нужно. Планируют будущее. В раннем возрасте это проявляется в собственном мнении на все. Они адекватно оценивают свои силы и возможности.
Внутренний интеллект хорошо развивают самостоятельные игры. Рекомендация по развитию интеллекта детей — научить их играть и получать радость от процесса. Поощряйте интерес к познанию себя, помогите в этом. Среди людей с этим типом IQ хорошие психологи, соцработники.
Что влияет на интеллектуальное развитие ребенка
Психологи выделяют 6 факторов:
- Внутриутробное развитие. Протекание беременности, осложнения, роды, состояние здоровья мамы;
- Генетика. Например, один малыш «щелкает» в уме математические задачки, как его бабушка, а другой изумительно рисует, как мама. Наследственный фактор влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста;
- Занятия с чадом. Хотите развитого ребенка? Регулярно занимайтесь с ним! Малыш «разовьется» и без этого. Вопрос в том, насколько качественно;
- Образ жизни. Психологический климат в семье, режим дня, прогулки на свежем воздухе, достаточный сон, отношение мамы и папы к чаду, привычки отражаются на умственных способностях;
- Социальный фактор. Финансовое положение семьи, возможность водить дитя на развивающие занятия, дать хорошее образование. Если «развивашки» дорого для вас, — не беда. Занимайтесь дома. Такие занятия полезны для интеллектуального развития детей дошкольного возраста;
- Личностные особенности малыша. Играют роль характер, темперамент.
Усидчивые, любознательные детки любят учиться новому, лучше усваивают материал, чем гиперактивные непоседы.
Этапы формирования интеллекта
Начинается в период внутриутробного развития. Пик приходится на раннее детство, дошкольный и школьный периоды. Выделяют 4 этапа.
Этап 1: сенсомоторный интеллект. Кроха от рождения и до 2-х лет познает мир через движения и органы чувств. Понимает: его действия приводят к последствиям. Осознает, что он — автономен от окружающего мира. Оперирует конкретными предметами.
Этап 2: дооперациональный период. В возрасте от 2-х до 7-ми лет постепенно формируется «внутренний план». Ребята учатся использовать символы. Например, в игре в доктора в качестве термометра используют карандаш, корабль имитирует коробка. Некоторые виды опыта детки воспринимать еще не могут. Мышление эгоцентрично: ребенок не понимает, что есть другие мнения, точки зрения. С этим пониманием проходит эгоцентризм.
Этап 3: конкретные операции. Приходится на возраст с 7-ми до 11-ти лет. Ребята используют и логически манипулируют символами. Складывают несуществующих котят, классифицируют предметы. Понимают принцип обратимости операций и сохранения вещества (при разделении теста для лепки на комочки его количество не изменится). Дети не умеют обобщать. Задачи решают по отдельности.
Этап 4: формальные операции в развитии интеллекта детей. Ребята в возрасте 12-ти лет и старше мыслят абстрактно и конкретно. Мышление по аналогии, воображение, понимание метафор, способность прислушаться к мнению другого приходит в подростковом возрасте. Операции переходят во «внутренний план»: для мышления не нужна связь с реальными предметами, событиями.
Способы развития интеллектуальных способностей детей
Мечтаете о светлом будущем для чада? Хотите оформить его в престижный лицей? Повышаете его шансы на успешную жизнь — развивайте с пеленок.
Вот несколько рекомендаций по развитию интеллекта детей.
Учитывайте возраст крохи. Предлагайте соответствующие игры. Подбирайте их с учетом текущего развития и возможностей дитя. Игрушки должны быть «с запасом»: чуточку сложнее, чем сын или дочка может сделать сегодня.
Подходите к задаче комплексно. При интеллектуальном развитии ребенка психология рекомендует развивать логику, память, внимательность, аналитические способности, коммуникативные навыки, речь. Не зацикливайтесь на одном. Вместе с тем акцент делайте на доминирующий тип интеллекта.
Чередуйте умственную и физическую активность. Не зацикливайтесь на умственном развитии — физическое не менее важно.
Не делайте развитие интеллекта самоцелью. Не превращайте жизнь малыша в рутину развивающих занятий. Не лишайте его детства.
Игры и упражнения для развития интеллекта
Начинайте развивать младенца с 6-ти месяцев. Предлагайте игрушки из разнотекстурных материалов, деревянные кубики.
Тренируйте моторику. Позвольте крохе запустить пальчики в мисочку с песком, крупой, фасолью, водой. Согласно системе развития интеллекта ребенка Монтессори, разные тактильные ощущения идут на пользу развития мозга.
Разговаривайте с малышом. Показывайте и называйте предметы вокруг него. Чем больше вы будете говорить с ним, тем быстрее он начнет говорить сам.
Ближе к 8-ми месяцам предложите сортер, классическую пирамидку. Идеально, если в год кроха будет ее собирать.
Читайте сказки, слушайте хорошую музыку (классику, детские песенки, потешки), рисуйте пальчиковыми красками, раскрашивайте водные раскраски, лепите из пластилина и теста. Это новый опыт, расширение кругозора, работа с разными текстурами запускает речь.
С 1-го года до 3-х лет необходимы развивающие игры. Их великое множество. Вот примеры игр must have:
- пазлы: сначала на 2, 3, 4 части, с возрастом количество фрагментов увеличивайте до 100;
- рамки-вкладыши: выбирайте с учетом интересов малыша (машинки, животные);
- мозаика: выбирайте простую, с пятиугольными гвоздиками — их проще всего захватить пальчиками;
- сортеры: геометрические фигуры.
Время активно взяться за формирование речевых навыков. Помогут пособия. Например, «Альбом по развитию речи» С. Батяевой. Шикарное издание, его очень любят дети.
Отличные результаты дает изучение виммельбухов: они расширяют кругозор, пополняют пассивный словарь, тренируют внимание, память, усидчивость, логическое мышление.
В 1,5 — 2 года подключайте, дощечки Сегена, квадраты Никитина (там 3 уровня), лото, домино, лабиринты, цилиндры Монтессори.
В 3 года предложите шарик орбо, тетрис, геометрические пирамидки — полезные и интересные игрушки. После 3-х лет предлагайте головоломки: катамино, танграм, а позднее — легкие задачи, загадки, обсуждение по картинке. Малыш учится рассуждать, делать выводы.
Разговаривайте с ребенком с первых дней жизни. Особенно актуально развитие речи в возрасте 4 — 6 лет. Совершенствуйте ее, ставьте звукопроизношение.
Развивайте любознательность, формируйте у чада самоуважение, адекватную оценку своих сил, достоинств и недостатков, принятие себя — развивайте эмоциональный интеллект. Помните: самооценку вы успели сформировать намного раньше. Поэтому растите дитя в любви, уважении и принятии с рождения. Говорите слова любви, какой он красивый и умный.
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Предлагайте игры с 4-х — 5-ти лет.
Сложи узор. Материал: счетные палочки, мозаика. Это недорогая альтернатива кубикам Никитина. Задание: сложить узор по примеру.
Выйди из лабиринта. Используйте альбомы с нарисованными лабиринтами разной сложности. Просите малыша находить из них выход.
Чего не хватает? Материал: изображения предметов с недостающими деталями (кот без хвоста, машина без колеса). Задание: указать и назвать, чего не хватает.
Повтори мелодию. Простучите костяшками пальцев по столу короткую простую мелодию, попросите повторить ее.
Съедобное — несъедобное. Вы бросаете крохе мяч и одновременно называете слово. Он ловит мяч и говорит, съедобное это или нет.
Ухо или нос? Делайте упражнение вместе. Говорите «ухо» — оба дотрагиваются до уха, «но» — до носа. Потом специально «ошибитесь». Отлично, если малыш не повторит за вами, сделает правильно.
Запомни рисунок. Материал: сюжетная картинка. Достаточно сложная, детализированная. Малыш рассматривает рисунок. Вы его убираете и просите рассказать, что на нем изображено, вспомнить максимум деталей. Другой вариант: вы задаете вопросы по сюжету — малыш отвечает.
Добавь прилагательное. Называете простую фразу. Просите малыша повторить ее, добавить прилагательные. Пример: это елка — это зеленая елка — это зеленая новогодняя елка — это зеленая новогодняя елка с красивыми шариками.
Что изменилось? Материал: игрушки (4 — 5 штук). Задание: просите чадо отвернуться и меняете местами, добавляете или убираете одну игрушку. Просите малыша повернуться и сказать, что поменялось.
Мы предложили базовые упражнения по развитию интеллекта детей. По аналогии вы можете придумать вариации и разнообразить занятия с маленьким учеником.
Вывод
У людей с высоким IQ больше шансов стать успешными, финансово обеспеченными, построить карьеру. Желаете вашему чаду быть в их числе? Развивайте его с пеленок. Подходите к процессу комплексно, разумно. Занятия — это радость, позитив. Не превращайте их в повинность, обязаловку.
Учитывайте способности, темперамент, готовность малыша, не требуйте от него невозможного. Ваша цель — вырастить умного и гармоничного человека, а не поставить рекорд Гиннесса. Помните об этом.
Источник