Как обучение на музыкальных инструментах влияет на развитие ребенка

Как обучение на музыкальных инструментах влияет на развитие ребенка thumbnail

Влияние музыкальных занятий на развитие ребенка

       Все дети – прирожденные музыканты. Это научный факт. Любой малыш еще задолго до того, как научится говорить, реагирует на музыку. Именно поэтому многие взрослые интуитивно общаются с детьми с помощью различных мелодий. Но музыка – это не только удовольствие, это мощный инструмент развития мозга ребенка.

       Каким же образом музыка помогает мозгу малыша развиваться? Для того чтобы мозг ребенка активно развивался, необходимо стимулировать его клетки с помощью различных сенсорных сигналов, то есть нужно обеспечить ребенку достаточное количество разнообразных впечатлений: зрительных, слуховых, осязательных и т.д. Все эти сенсорные сигналы стимулируют развитие определенных зон мозга. Ученые считают, что если попытаться вырастить ребенка в полной изоляции от всяких ощущений у него не будет вообще никаких психических процессов.

       Но восприятие музыки – это особый сенсорный опыт. Ученые выяснили, что в нашем мозгу нет отдельной зоны, отвечающей за восприятие музыки. Поэтому, когда мы слушаем музыку, работают оба полушария головного мозга. Слушая музыку, мы стимулируем деятельность огромного количества нервных клеток – нейронов, а также налаживаем межнейронные и межполушарные связи.

       Как показали многочисленные исследования, музыка значительно улучшает речь, память детей дошкольного возраста, способствует развитию зрительного восприятия и внимания.

       Музыкальное развитие – необходимая часть подготовки к школе. Исследуя трудности школьного обучения, нейропсихологи пришли к выводу, что у большинства детей, которые плохо учатся, недостаточно развиты внутриполушарные и межполушарные связи в коре головного мозга. При этом вполне возможно, что этих детей рано начали учить читать и считать, так как многие родители уверены, что умение читать и считать – гарантия успеха в школе.

       Проблема в том, что если маленького ребенка учить исключительно чтению и счету, игнорируя другие деятельности, стимулируется развитие только левого полушария головного мозга. Это не соответствует типу мышления ребенка дошкольного возраста, потому что до 7-9 лет правое полушарие головного мозга ребенка в норме функционирует активнее, чем левое.

       Занятия музыкой гармонизируют работу мозга, поэтому, пожалуйста, не считайте их чем-то второстепенным. Важность музыки для развития личности поняли еще древние философы, которые считали, что музыка положительно влияет на тело, дух и интеллект. По мнению Пифагора музыка создает внутри человека такой же порядок и гармонию как в космосе. Платон так же считал, что музыка водворяет гармонию в души людей и делает их прекрасными. Современные исследования полностью подтвердили эти теории.

       Итак, музыку слушать полезно. С этим уже никто не спорит, особенно после того, как в 90-е годы 20 века был открыт так называемый «Моцарт-эффект». Ученые Калифорнийского университета выяснили, что после десятиминутного прослушивания музыки Моцарта испытуемые более успешно решали различные интеллектуальные задачи. Об этом много писали в газетах, но почему-то умолчали о том, что у студентов, которые принимали участие в этом эксперименте, «Моцарт-эффект» сохранялся не более 15 минут после прослушивания музыки.

       «Моцарт-эффект» очень интересен для исследователей, но ученые, открывшие его, считают, что для получения настоящих «интеллектуальных выгод» от музыки обязательно нужно серьезно изучать музыку и принимать участие в различных видах музыкальной деятельности. Оказывается, если заниматься музыкой регулярно и длительно, происходят серьезные изменения в коре головного мозга, мозг работает эффективнее. И этот факт сохраняется навсегда!

       Поэтому, музыкальное занятие предполагает не только слушание музыки, но и активное включение детей в разные виды музыкальной деятельности: пение, движение под музыку, музицирование.

       Общая идея занятий музыкой – это интеграция различных видов музыкальной деятельности, и все занятия получаются авторскими. Любой из вариантов разными путями способствует получению вашим ребенком «интеллектуальных выгод».

Источник

В советское время было очень популярно отдавать детей в музыкальную школу. В стране была выстроена целая сеть музыкальных школ. Это было серьезное специальное образование, которое являлось первой ступенью к средне специальному (музыкальное училище) и высшему (консерватория) профессиональному музыкальному образованию. Но наряду с музыкальными школами, практически в каждом Доме Пионеров имелись музыкальные кружки, где не было такого углубленного изучения музыки – там дети в основном только учились петь и играть на народных инструментах. Также там организовывались инструментальные ансамбли и хоры.

В советских семьях считалось престижным учить детей в музыкальной школе, особенно на таких инструментах, как фортепиано и скрипка. Но были популярны и баян, аккордеон, флейта, домра. В республиках СССР были свои варианты музыкальных инструментов, но везде упор делался на классические инструменты и классическую музыку. И это было очень правильно! Благодаря широкому охвату детей музыкальным образованием в стране появились такие звезды классической музыки как, Елена Образцова, Муслим Магомаев, Давид Ойстрах и многие другие музыканты, известные на весь мир. А великие музыканты, которые живут в наше время – Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Анна Нетребко и др. тоже воспитались еще на советской (русской) музыкальной школе. И до сих пор в мире ценится именно русская школа музыки и балета!

Сейчас очень популярно раннее развитие детей по системе Монтессори и другим системам развития детей. Эта мода на раннее развитие пришла к нам из Америки. В России открылись сотни частных детских клубов, где стали развивать детей по всем направлениям буквально с годовалого возраста и даже раньше. И хоть это удовольствие не из дешевых, родители старались «нахватать» как можно больше занятий для своих чад, записывая их сразу на танцы, английский, ментальную арифметику, творчество и стремясь сделать из них вундеркиндов.

Вскоре психологи забили тревогу – дети переутомлены, они пребывают в постоянном стрессе из-за перегрузки. Но владельцы клубов заверяют, что все занятия в клубе построены в виде игры, и дети не устают.

Но здесь есть другой минус. Когда ребенок-дошкольник, ходивший в такой клуб, приходит в школу, ему там все кажется скучным и утомительным – ведь тут уже нет игры и нужно сидеть тихо, слушать учителя и много раз повторять одно и то же. В результате ребенок начинает учиться наоборот не лучше, а хуже тех, кто не ходил ни в какие клубы.

К тому же, мы как всегда отстаем от Запада как минимум лет на 20, и если там уже кончился бум на раннее развитие и возник новый тренд на спокойное и естественное детство без форсированного развития, то у нас раннее развитие все еще набирает обороты.

А не вернуться ли нам опять к советскому опыту и отдавать ребенка именно в музыкальную школу с 7 лет (ну в крайнем случае с 6), а не таскать в детские клубы с грудного возраста?! Дело в том, что ребенок созревает для обучения чему-то только к 6-7 годам, когда у него формируется психика и крепнет рука для мелкой моторики, а до этого надо разрешить ребенку просто спокойно расти со свободными играми и прогулками.

А почему именно надо отдавать на музыку?

Дело в том, что обучение музыке включает в себя всё или почти всё, что хотят развить в детских клубах раннего развития.

И существует 7 веских причин учить ребенка именно музыке, даже если вы не прочите ему музыкальную карьеру.

1. Музыкальные занятия, как и спорт, воспитывают волю и дисциплину, т.к. заниматься на инструменте надо постоянно и без перерывов. И плюс в том, что здесь нет травм, как в спорте.

2. Игра на музыкальных инструментах развивает координацию (правой и левой руки, слуха и голоса), развивает мелкую моторику, что в свою очередь способствует развитию обоих полушарий мозга.

3. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными понятиями, соединяя звуки в интервалы и аккорды, учится математическим понятиям. Недаром в древней Греции музыка была частью математики. А многие великие ученые-математики и физики, как, например, Альберт Эйнштейн и Григорий Перельман, были еще и музыкантами-скрипачами.

4. Учась играть на инструменте или петь, ребенок лучше усваивает как свой родной язык, так и легче обучается иностранным языкам. В музыке, как и в языке та же логика построения фраз, предложений, есть главная тема, есть прелюдия, кульминация, ударение. Не говоря уже о том, что серьезно занимаясь музыкой, ребенок уже почти выучит итальянский язык, т.к. все музыкальные термины являются итальянскими словами, которые широко используются и сейчас в разговорной речи в Италии.

5. Обучаясь музыке, ребенок подсознательно научится менеджменту – т.е. управлению – собственной жизнью, проектами, коллективом. Потому что, разбирая музыкальную пьесу, он проходит весь этот процесс, когда из отдельных непослушных нот в результате соединения партий двух рук, или голоса с инструментом, вдруг вырастает законченное произведение!

6. Обучение в музыкальной школе – это постоянное участие в концертах, это выход на сцену и выступление перед зрителями, что даст ребенку выдержку и артистизм на всю жизнь!

7. Музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Во многих иностранных фирмах, как например в Microsoft, предпочитают людей с музыкальным образованием. Может быть еще потому, что игра в ансамбле или пение в хоре учит работе в команде.

Да и просто, умея играть на каком-либо инструменте или петь, человек может легко стать душой компании, легко знакомиться и сходиться с людьми, а это очень важное качество практически в любой профессии!

Фото взяты из Яндекс-картинки

Источник

Если вы станете наблюдать за пианистом на концерте, за тем, как виртуозно музыкант перебирает пальцами, как точно синхронизирует движения, вы поймете, что освоение этого навыка требует не только ежедневной практики, но и сложнейшей координации в различных областях головного мозга. Об этом расскажет вам любой нейробиолог, особенно если он сам в детстве занимался в музыкальной школе.

Мозг

За воспроизведение музыки отвечают важные зоны головного мозга

Зоны мозга, отвечающие за слух, зрение и координацию движений, участвуют и в воспроизведении музыки. Во время музицирования обе руки должны работать синхронно, параллельно пианист держит эмоциональный и зрительный контакт с другими участниками коллектива, а также со зрительным залом. Именно так музыка рождает свой магический эффект. Однако сочетание таких жестких требований не может не влиять на структуру мозга и его функции. Ученые давно хотели понять, улучшает ли раннее музыкальное образование мыслительные навыки и способность обрабатывать звук в целом. Могут ли эти функции повлиять на развитие речи или навыки чтения?Дети

Музыкальное образование и мозг

В последние два десятилетия ученые сообщили нам о том, в поведении музыкантов и людей, далеких от музыки, существуют ощутимые различия. К этому моменту установлено, что образование в музыкальной школе улучшает у детей языковые и математические навыки, повышает уровень их интеллекта и академическую успеваемость в целом. Кроме того, структура мозга детей, обучающихся игре на инструменте, заметно отличается в сравнении с теми, кто лишен этого. У будущих музыкантов развивается более тонкий и четкий слух, а также моторика движений. Однако приобретенные способности, в свою очередь, помогают развить другие навыки.Музыка

Некоторые разногласия

Несмотря на полученные учеными доказательства, интерпретация результатов остается неясной. Например, различия в способности мыслить между взрослыми музыкантами и людьми, далекими от этой сферы, могут быть связаны с долгосрочной интенсивной подготовкой. На предрасположенность к занятиям на скрипке или игре на гитаре влияют биологические факторы, прежде всего генетическая составляющая. Иными словами, у детей музыкантов больше шансов заниматься музыкой не только по воле родителей, но и в связи с наследственной предрасположенностью. Некоторые люди склонны спорить с этим распространенным мнением, рассказывая о том, что воспитание вполне может побороть природу, однако биологические факторы никак нельзя сбрасывать со счетов.Мозг

Как лучше понять влияние музыкальных факторов на развитие детей?

Чтобы лучше понять, как эстетическое образование влияет на структуру головного мозга детей, исследователи должны были отобрать кандидатов, еще не начавших обучение. Затем отобранные дети будут подвергаться систематическому мониторингу. Только так можно отследить изменения в мозге, а также изменения в отношении к обучению в целом. Для чистоты эксперимента успехи этих детей необходимо сравнить с достижениями ровесников, участвующих в другой внешкольной деятельности, например в спорте, так как обе представленные группы (и юные музыканты, и юные спортсмены) являются одинаково социально интерактивными.Дети

Влияние музыкального обучения на развитие ребенка

В 2012 году исследовательская группа, ведущая свою работу в Университете Южной Калифорнии, начала долгосрочный пятилетний эксперимент. Ученых интересовали группы музыкальной подготовки детей возрастом от 6 до 7 лет. Сразу 80 детей, отобранных для участия в программе Молодежного оркестра Лос-Анджелеса, присоединились к исследовательской программе. В процессе ученые должны были выявить влияние музыкального образования на мозг малышей в сфере познавательного, социального и эмоционального развития. Второй группе предстояло начать футбольные тренировки по одной из социальных программ. В третью группу вошли младшие школьники из государственных заведений Лос-Анджелеса, проживающих в тех же районах. Участники во всех трех группах выбирались из числа этнических меньшинств (например, венесуэльцев) или из неблагополучных семей. Таким образом, ученым удалось отсечь фактор генетической предрасположенности к обучению.Музыка

Ежегодные тесты

И вот занятия начались. Теперь ежегодно ученые проводят контрольные тесты, для чего работают с каждым ребенком в течение трех дней в своем научно-исследовательском институте. В ходе этого процесса измеряются способности к изучению английского языка, память, речевое и интеллектуальное развитие. В завершение каждого текущего теста проводится подробное собеседование с членами семей маленьких участников.Дети

Первые выводы

В самом начале исследования дети не демонстрировали ощутимых различий в оценках. Но тогда еще ни один малыш не прослушал ни одного музыкального занятия, не поучаствовал ни в одной спортивной тренировке. Критериями сравнения были интеллектуальные, моторные и социальные навыки. И эти результаты лишний раз доказали правильность выбора ученых. Как видим, все дети изначально имели равные возможности.Мозг

Как человеческий мозг обрабатывает звук?

Слуховой путь соединяет ухо с мозгом, именно по этому каналу передается звук. Когда человек что-то слышит, барабанные перепонки улавливают колебания воздуха. Через ряд механизмов, расположенных во внутреннем ухе, они преобразуются в сигнал для специальной зоны головного мозга – слуховой коры.

Для измерения метода визуализации мозга ученые пользовались различными способами. Основным аппаратом замеров слуховой активности детей послужил электроэнцефалограф. Вот как проходили слуховые тесты в группах маленьких участников. Сначала исследователи давали детям прослушать пары незнакомых музыкальных произведений, очень похожих друг на друга. В некоторых представленных композициях были лишь незначительные различия, например, ритмические или тональные неровности. Иные пары музыкальных произведений были абсолютно идентичными.Дети

Дети должны были определить, является ли каждая пара композиций одинаковой или разной. Эта проверка выявила, насколько успешно детский мозг был заточен под мелодию и ритм. При обнаружении неожиданного изменения в звуковом узоре мозг выдает специфическую реакцию, которую и фиксирует электроэнцефалограф.Музыка

Как обучение музыке развивает мозг?

Уже через два года группа детей, обучавшаяся музыке, продемонстрировала первые блестящие способности. Дети были более точны при обнаружении изменения высоты тона в неидентичных композициях. Одинаковые мелодии были в состоянии определить участники из всех трех групп. Это показало, что малыши, обучающиеся музыке, лучше натренировали внимание по отношению к мелодиям. Также они имели более выраженную реакцию мозга на ритмические неровности. Это может быть связано с тем, что стремительное развитие получала зона, ответственная за кодирование и обработку звука.Мозг

Исследование продолжается

Исследование еще не закончено, но промежуточные результаты являются многообещающими. Они коррелируют со всеми предыдущими научными работами, направленными на изучение влияния музыкальных занятий на мозг малышей. Если вы отдали ребенка в класс скрипки или фортепьяно, вы находитесь на правильном пути. Музыкальное образование разовьет интеллектуальные возможности малыша. Как видим, даже в течение краткосрочного периода музыка ускоряет развитие мозга, в частности, улучшает восприятие звука. Ученые полагают, что эти навыки позволят малышам легче выучить иностранный язык, освоить родную речь, а также научиться читать быстрее. Это может быть полезно детям из неблагополучных семей в регионах с низким социально-экономическим статусом. Именно там дети испытывают наибольшие трудности с развитием языковых навыков.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник

Почему логопед-дефектолог, очень часто направляет своих пациентов на занятия в музыкальную школу или на занятия к музыкальному терапевту? И на каком музыкальном инструменте надо играть, чтобы стимулировать развитие речи, а на каком – чтобы стимулировать развитие пространственных представлений? И каким именно школьникам показаны занятия народным вокалом?

Занятия в музыкальной школе или индивидуальные занятия с музыкальным терапевтом – достаточно частая рекомендация, которую я даю на консультациях.

Для малышей с нарушениями коммуникации и неговорящих ребят индивидуальные занятия с музыкальным терапевтом помогут в выстраивании первых коммуникативных паттернов, помогут ребенку начать активно «звучать», активно пользоваться голосом. И постепенный переход к занятиям логоритмикой (сочетание ритма, движения и пения) помогает, в дополнение к занятиям с логопедом, максимально быстро компенсировать задержку в развитии речи.

Часто у детей с разными особенностями поведения и когнитивного развития отмечается рассинхронизация разных уровней нервной системы. И любая ритмичная деятельность (а музыкальные занятия – особенно!) помогают ребенку в синхронизации ритмов и компенсации когнитивных и поведенческих особенностей.

Ребенок, который сокращает слоги и звуки в словах, проглатывает окончания, при пропевании этих же «трудных» слов будет удержать слоговую структуру в полном объеме. Музыка служит в этом случае ритмической основой слова, и если надо спеть в песенке слово «бегемотики», то сократить его и удержать музыкальный ритм не получится.

Кроме того, занятия музыкой, особенно пением, крайне рекомендованы ребятам с малым объемом речевого выдоха, которые не договаривают слова, а тем более фразы. Они у них как бы «затухают» к концу из-за недостаточного объема воздуха. Занятия пением – это та самая нужная и тренировка выдоха, и артикуляционная тренировка.

Есть еще одна категория детей, которым я рекомендую занятия пением, особенно направление «народный вокал»: это школьники, когда –то имевшие выраженные речевые трудности и, на первый взгляд, вполне успешно их преодолевшие. И у которых на занятиях отмечаются специфические «остатки» речевых расстройств: неправильная постановка ударений, трудности подбора однокоренных слов, нарушение ритма и пауз при чтении. В общем, дети, как будто «не чувствующие» язык, которые вынуждены постоянно придерживаться формальных языковых правил и пытаться за счет логики компенсировать языковые нарушения. Таким ребятам пение, а конкретно занятия народным вокалом, пение русских народных песен позволит частично компенсировать нехватку языкового опыта.

Существует крайне интересное исследование (Павлов А.Е. Коррекционно-развивающее влияние занятий музыкой на нейрокогнитивное развитие детей начальной школы. Автореферат дисс., к. псих. Е., М., 2008. – 24с.), которое показывает, что обучение детей по программе начальных классов музыкальной школы позволяет почти полностью компенсировать задержку психического развития.

У этого же автора есть еще несколько любопытных выводов: обучение игре на флейте (на блокфлейте) и игре на фортепиано оказывают одинаковый сильный коррекционный эффект.

При этом игра на пианино лучше воздействует на речевые функции, а игра на флейте – на пространственные функции и нейродинамику.

Надеюсь, эти рекомендации были для Вас полезны и помогут подобрать дополнительные занятия для ребенка, в т.ч. с особенностями речевого развития, осознанно!

Всем отличного настроения и прекрасно говорящих детей!

https://desktop-for-ig.devanco.com/app3

Источник