Как обучать ребенка с особенностями развития

Как обучать ребенка с особенностями развития thumbnail

Руководители образования разных уровней все чаще поднимают вопрос об “открытой” школе

дети, инвалидность, обучение, инклюзивное образование

Присутствие в классе ребенка-инвалида не добавляет психологической устойчивости педагогам. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Стремление родителей детей с ограниченными возможностями доказать, что их ребенок здоров и может обучаться в общеобразовательной школе, наносит ему большой вред. Как следствие, дети не справляются со школьной программой, теряют интерес к учебе или вовсе отказываются учиться. Такую проблему обозначила министр образования Ростовской области Лариса Балина в ходе заседания донского правительства. «Множество людей принципиально закрывают глаза на инвалидность ребенка, даже если он страдает тем или иным недугом, и устраивают его в общеобразовательные школы, где у такого ребенка могут возникнуть новые проблемы», – приводят ее слова местные СМИ.

Проблема, которую озвучила Лариса Балина, на самом деле не такая простая. И встает в той или иной форме сегодня перед многими директорами школ. Одно дело, когда инвалидность принимаемого в школу ребенка связана с физической ограниченностью, нарушением речи (в форме заикания, например), и совсем другое дело, когда речь идет о детях-аутистах или детях с синдромом Дауна. Не все школы располагают возможностями  обеспечить им полноценный и комфортный процесс обучения. Для школы это своего рода вызов, к которому она практически не готова. Ни морально, ни материально.

Напомним, инклюзивное образование вводится в России с 2011 года, а с сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы для детей-инвалидов. Параллельно с этим процессом, считают специалисты, идет закрытие части коррекционных школ, в рамках которых ранее осуществлялось обучение детей с особенностями развития, в число которых входят и дети с задержками психического развития (ЗПР). Летом 2015 года был проведен опрос общественного мнения, который показал неготовность 44,5% родителей принять инклюзию.

Новых данных масштабных исследований на эту тему пока нет. Но есть другие. Специалисты и научное сообщество (Ресурсный центр МГППУ, МГПУ, психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова) наблюдают такие тенденции: общество становится все более разобщенным и нетерпимым к отдельным социальным группам.

С каждым годом понятие «психологической нормы» все больше размывается, напоминают психологи. В агрессивной информационной среде легко потерять ориентиры того, «что такое хорошо и что такое плохо». Психика и взрослых и детей все хуже справляется с колоссально возросшим объемом данных, и мы становимся все более уязвимыми, раздражительными. Также с увеличением уровня стресса падает наша способность принимать других людей и признавать их право на особенный образ жизни. Каков выход из этой ситуации? А выход такой:  больше общаться с людьми, которые отличаются от нас. При взаимодействии с «необычными» сверстниками у обычного ребенка повышается способность к социализации и улучшается его психическое состояние.

Кстати, по официальным данным, в России около 600 тыс. детей с заболеванием синдрома Дауна. А неофициальная статистика превышает эту цифру. Также разные эксперты говорят, что в мире и в России растет число детей с диагнозом «аутизм». Так это или иначе, но в России отсутствует официальная статистика детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

Судя по данным ростовчан, наиболее часто встречающиеся диагнозы у детей-инвалидов – тяжелые нарушения речи и задержка психического развития. Затем идут группы детей с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра. И далее – с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, слуха и т.д.

С другой стороны, все чаще эксперты на разных уровнях говорят о том, что родителям детей-инвалидов нельзя недооценивать коррекционную школу. В ней своя программа, и круг изучаемых предметов, вопреки обывательским представлениям о ней, достаточно большой.

В таком заведении детей учат социализации: формируют у подопечных навыки, которые помогут им дальше в жизни. Например, в сетке школьного расписания коррекционной школы есть специальный предмет – «Основы социальной жизни». Школьников на таких уроках обучают самообслуживанию: завязывать шнурки, готовить, выбирать товары и делать покупки, пользоваться техникой (в классах есть плита, холодильник, стиральная машина) и т.д. Учиться здесь можно 13 лет, что также наиболее комфортно для ребенка-инвалида. А после окончания школы или во время учебы дети могут посещать реабилитационные центры, где тоже могут получать знания.  

Помимо этого существует и много других форм обучения: спецшколы и интернаты, коррекционные классы, домашнее и дистанционное обучение. Как заметила в комментарии «НГ» доктор пед. наук, профессор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Оксана Приходько, инклюзия не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими формами специального образования.

Сегодня выбор формы обучения остается за родителями. Поэтому основной разговор большие начальники ведут  с ними. И надо сказать, что работа эта, судя по заявлениям выше,  не из простых…

Источник

ОБУЧЕНИЕ С ПОДСКАЗКАМИ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ.

Подготовила: учитель-дефектолог МБДОУ д/с №40 «Берёзка» г.Серпухова, Московская область.

Множество шагов вперёд совершила наука в коррекционном образовании, а конкретно при работе и взаимодействии с детьми с расстройством аутистического спектра. Существует далеко не один подход и метод коррекционного вмешательства при организации образовательной деятельности детей с РАС, но одним из классических, базовых правил является безошибочное обучение детей с аутизмом, чаще описываемое и применяемое в прикладном анализе поведения (АВА, США).

Читайте также:  График развития ребенка по месяцам до года

Хочется подчеркнуть, что этот метод замечателен по своей структуре, так как изначально его миссия – это создание ситуации успеха для ребёнка. Он позволяет динамично обучать ребёнка новым навыкам, снять лишнее напряжение и тревогу, вызванную совершением ошибок. Поэтому, на мой взгляд, однозначен тот факт, что реализуя любую программу и методику, обучая совершенно разным навыкам ребёнка, как подход и правило стоит использовать обучение без ошибок. Стоит подробнее рассмотреть, почему именно. Сравним типично развивающего ребенка и ребенка с РАС, когда и тот и другой совершают ошибки в обучении.

Начнём с того, что у ребёнка без особенностей в развитии гораздо большая вероятность и возможность самостоятельно заметить ошибку и исправить её, ребёнку с аутизмом сделать это гораздо сложнее, а в некоторых случаях, невозможно совсем. Как результат – исправление ошибки и дальнейшее изучение материала у ребенка нормы, у особенного малыша – цикличная ошибка или исправление ошибки взрослым, и, как следствие, ощущение отрицательных эмоций, связанных с неудачей. Так же, стоит отметить, что гораздо более интенсивные негативные эмоции испытает особенный ребенок, нежели типично развивающийся.  Следующее отличие связано с особенностями обучения ребенка с РАС, а именно с использованием прямого усилителя проявления поведения. Нейротипичный ребёнок так же может выполнять домашнее задание, зная, что после полностью выученного и правильно решённого материала, у него есть возможность поиграть в видеоигры, например, или отправиться на прогулку. Так, для него совершение ошибок является недопустимым, а своевременное их исправление увеличивает темп для получения желаемого. А вот для ребенка с особенностями ошибки и постоянная работа над их исправлением увеличивает количество времени, потраченное на определённую категорию задания. И, как следствие, время до получения усилителя увеличится в разы. Кроме того, известен факт влияния усилителя  на поддержание мотивации, а его длительное отсутствие может привести к избеганию ребенком обучения в целом.

На конкретном примере сравнения развития обучения типично развивающегося ребенка и ребенка с особенностями, можно сделать вывод о том, что допуск совершения ошибок и время, отведённое на процедуру их коррекции крайне не эффективны, и имеют риск снижения мотивации к занятию в целом. Поэтому использование метода безошибочного обучения, как средство повышения мотивации к образовательной деятельности в целом, является практически значимым и необходимым методом обучения.

Рассмотрим основной принцип реализации метода безошибочного поведения. Так как основной целью данного метода является снижение проявления негативных эмоций ребенка, связанных с совершением и исправлением ошибки, то основной задачей будут являться  действия, которые направлены на НЕ совершение ошибки ребенком. Для того, чтобы предотвратить появление ошибки, необходимо предоставлять ребёнку своевременную подсказку. Давайте более подробно разберём значение термина «подсказка», которое активно применяется в структуре метода прикладного анализа поведения. Роберт Шрамм в своей книге «Детский аутизм и АВА» даёт чёткое, лаконичное и доступное объяснение значения данного термина: подсказка – это всё то, что можно добавить к инструкции, чтобы помочь дать ребенку правильный ответ. Действительно, подсказки представляю собой некоторые дополнительные инструкции, способные повысить вероятность того, что ребёнок ответит правильно. Зачастую хорошая программа анализа поведения отличается от посредственной лишь грамотным использованием процедуры подсказывания.

Подсказками в повседневной жизни мы пользуемся постоянно, в некоторых случаях подсознательно, не обращая на их применение особенного внимания. Например, кто-то спрашивает нас о том, как пройти в библиотеку. Отвечая на вопрос и поясняя конкретное месторасположение, подсознательно мы указываем рукой в том направлении, куда стоит двигаться интересующемуся. Или, например, мы киваем, то есть жестом головы указываем направление, возможно, укажем на карте верный путь. Все эти дополнительно используемые ресурсы и являются неосознанными подсказками в повседневной жизни.

Своевременное предъявление подсказки – основное условие для реализации безошибочного обучения. То есть, очень важно использовать немедленные подсказки. Это означает, что если Вы считаете, что есть даже минимальная вероятность того, что при выполнении задания ребёнок ответит неправильно или даст не ту реакцию, которой Вы добиваетесь, то здесь нужно дать немедленную подсказку.

В прикладном анализе поведения выделяют несколько видов различных подсказок, каждая из которых имеет свою функцию, свой способ применения, свои специфические уровни интенсивности.

Первая, наиболее часто используемая в работе с детьми с РАС с низким уровнем вербальных операций – физическая подсказка. Здесь движение ребенка в прямом смысле корректируется руками педагога. Например, педагог даёт инструкцию: «Покажи мяч», где ожидаемая реакция ребенка – указательным пальцем коснуться иллюстрации с изображением предмета. Таким образом, физическая подсказка здесь – педагог кладёт свою руку на руку ребёнка и указывает на нужную иллюстрацию.

Следующая подсказка – жестовая. В предыдущем примере жестовая подсказка – формирование указательного жеста на нужную иллюстрацию педагогом. Ребёнок указывает на ту же иллюстрацию.

Читайте также:  Четвертый месяц ребенку развитие и режим дня и режим питания

Моделирование правильной реакции, подсказка-имитация – третья подсказка, используемая при работе с детьми с особенностями в развитии. Здесь педагог даёт имитационный образец, то есть, демонстрирует, как выполнить то или иное действие, физически. Если ребенка обучают складывать вещи в шкаф, то моделированием правильной реакции здесь будет последовательное складывание педагогом вещей в шкаф. Важно помнить, что подсказку-имитацию можно применять в работе с теми детьми, подражательные навыки которых сформированы.

Четвёртый вид подсказки – словесный. Как правило, это моделирование правильной речевой реакции. Проще говоря, выглядит это как полный ответ за ребёнка с последующим повторением ребёнком. Например, педагог задаёт вопрос: «Что это?», ожидаемая реакция ребенка: «Мяч», таким образом, при использовании словесной подсказки, педагог задаёт вопрос, затем дает речевую модель ответа и ждёт реакции ребёнка.
К словесным подсказкам относятся так же напоминания о том, какие дальнейшие действия будет совершать малыш. Например, при реализации различных режимных моментов, мы напоминаем ребёнку: «Отнеси посуду», «Возьми мыло», «Повесь полотенце», «Веди себя хорошо». Многие дети со сложностями в развитии нуждаются в подсказках, которые помогают переключиться с одно действия на другое. Это связано с затруднениями в планировании последовательности заданий или его компонентов.

Ещё одним видом подсказок является визуальная подсказка, которая способствует к самостоятельной ориентации ребёнка (без помощи взрослого) к следованию различных инструкций, сама по себе является дополнительным средством к пониманию инструкций (может быть применена к развитию вербальных навыков, как средство альтернативной коммуникации), помогает ребёнку самостоятельно отслеживать последовательность действий и переходить от одного задания к другому. Чаще используется педагогами при составлении визуального расписания при уточнении последовательности распорядка дня, при организации некоторых навыков самообслуживания (например, одевание, развешивание вещей, мытьё рук и использование туалета).

Использование подсказок, своевременное их предоставление и работа в рамках безошибочного обучения – это создание ситуации успеха для ребёнка с особенностями в развитии, повышение мотивации к получению навыков. Но важно помнить о том, что очень часто дети со сложностями в развитии, стремительно «приобщаются» к появлению подсказок со стороны взрослого. Необходимо понимать, что применение подсказок, их основная цель – обучение новым навыкам, то есть, их самостоятельная реализация. Соответственно взрослому стоит контролировать свои действия, не давать несколько подсказок одновременно, например, словесную и жестовую. Часто бывает, что взрослый совершает это непроизвольно, произносит: «Мяч» и бессознательно опускает взгляд на нужный предмет. Или, наоборот, даёт подсказку физическую или жестовую, при этом добавляя: «Мяч». Будьте внимательны и последовательны в обучении.

Если цель безошибочного обучения – самостоятельная реакция, то необходимо постепенно снижать уровень применения подсказки. Существует несколько видов:

  1. Снижение уровня подсказки «от наибольшей к наименьшей». Начинается с предоставления самого высокого и интенсивного уровня подсказки, а дальше уровень интенсивности уменьшается, например, при использовании жестовой подсказки, сначала рука взрослого полностью контролирует руку (руки) ребёнка, далее, при уменьшении интенсивности подсказки, взрослый перемещает свою руку на кисть, локоть, плечо, добиваясь того, чтобы в дальнейшем реакция происходила самостоятельно. Данная стратегия подходит для освоения новых навыков.
  2. «От наименьшей к наибольшей». Лучше всего работает для закрепления, повторения уже усвоенных навыков, возможно тех, которые ребёнок успел забыть. Используется реже, чем остальные.
  3. «Задержка во времени». Изначально подсказка даётся мгновенно, затем увеличивается временной интервал между инструкцией и подсказкой, тем самым «провоцируя» правильную самостоятельную реакцию. Временной интервал может быть постоянным, а может регулироваться педагогом.

Существуют еще несколько нюансов в применении подсказок, о которых хотелось бы упомянуть:

  • Хвалите за реакции с подсказками! Не обязательно предоставлять желанный усилитель, но словесная похвала должна присутствовать и в этом случае особенно.
  • Если при выполнении инструкции с применением подсказки снова произошла ошибка – снова дайте подсказку! В науке о прикладом анализе поведения это называется «процедура коррекции ошибки», где после неправильной реакции Вы снова озвучиваете инструкцию, даёте более интенсивную подсказку, то есть ту, при которой ошибиться невозможно, хвалите за правильный ответ и даёте инструкцию снова, ожидая самостоятельной реакции.

Данные способы делают применение подсказок регулятивной стратегией, а безошибочное обучение – подходом, делающим обучение для особенного ребёнка не огромной пропастью, а последовательной и чёткой тропинкой, по которой можно смело идти рука об руку с педагогом.

Источник

Лиана Хазиахметова

Дети с особенностями развития все чаще встречаются в детских садах и школах. У большинства сохранен интеллект, но они не могут усваивать информацию в привычном виде. Особый ребенок не может спокойно сидеть на месте весь урок, он не слышит педагога, не реагирует на просьбы, не понимает объяснений. И дело вовсе не в педагогической запущенности. Это именно особенности развития, и к каждому ребенку нужен свой подход. Четкого алгоритма, конечно, нет, но педагог коррекционной школы Анна Ляпина рассказала общие правила, которым стоит придерживаться при работе с особенными детьми.

Как настроиться на продуктивную работу

Анна Ляпина, педагог коррекционной школы

1. Применять индивидуальный подход

Только так можно наладить контакт с ребенком. Если у детей нет контакта с педагогом, работы не получится. А они очень чувствуют фальшь. Так же, как и чувствуют хорошее отношение к себе, и если видят расположение учителя, они стараются заниматься лучше. У особенных детей это, конечно, не получается, но они все же стараются.

Читайте также:  Особенности психологического развития ребенка по божович

2. Хвалить

Хвалить за все. Даже за самое простое задание. Эти дети привыкли к тому, что их все и всегда ругают. И когда их хвалят, вы не представляете, сколько сил им это придает. Конечно, надолго их не хватает, но это еще один маленький плюс.

3. Не ругать

Да, иногда очень хочется, иногда они просто срывают занятия — смотрят на реакцию педагога, пытаются обратить на себя внимание или просто устали сидеть. Если устали сидеть на месте — то и ругать их бессмысленно, они не

вернутся на место, а продолжат ковырять столы, могут залезть под или на парту — это значит они уже устали, нужна перезагрузка. Когда они пытаются обратить на себя внимание, я концентрируюсь на тех, кто хорошо занимается. Мое внимание можно получить, только если занимаешься хорошо. И они все рано или поздно это понимают, поэтому начинают включаться в работу — это еще один небольшой плюсик.

4. Давать интересные задания и часто менять виды деятельности

На скучных занятиях особенные детки часто быстро отвлекаются и снова начинают ходить, бродить, поэтому мы занимаемся одним видом деятельности очень ограниченное время. Еще ни разу мой урок не прошел по одному сценарию, поэтому я сразу планирую несколько вариантов, придумываю несколько видов разных заданий, чтобы успеть во время урока сориентироваться и снова завладеть их вниманием. Они любят, когда интересно и все меняется, поэтому снова включаются в работу.

5. Интересные пособия и тетради

Вот что не говори, а тетради на печатной основе — наше все. Эти дети их очень любят. Им действительно интересно работать в них. Иногда работа в тетрадях может так увлечь, что они минут 10-15 сидят спокойно и работают. С начальной школой мы используем тетради Kumon — это яркие и красивые тетради, о которых, наверное, знают каждые родители.

О работе с Kumon

Анна Ляпина рассказала подробнее об опыте работы с Kumon.

Меня привлекает в них то, что мои особенные дети их очень любят. Когда я достаю эти тетради, они даже не слышат звонка. А некоторые ученики забегают ко мне в перемену между другими уроками, чтобы позаниматься в этих тетрадях. Поэтому в отличие от учителей-предметников (я учитель-дефектолог) в моем кабинете на переменах жизнь кипит. И это очень здорово, что сложные дети не пытаются подраться между собой в коридоре или что-то набедокурить, а бегут ко мне немного позаниматься.

Я помню, когда я впервые принесла эти тетради в свою школу, первый класс вообще отказался выпускать их из рук. Большую часть урока они выполняли задания. Тут, наверное, стоит отметить, что мои ученики, даже из одного класса и одного возраста, совершенно не похожи друг на друга и имеют совершенно разные нарушения. Как организовать работу с такими разными детьми? Один уже бегло читает и пишет в прописях, второй не знает ни букв, ни цифр, а третий вообще не умеет работать в группе, только индивидуально. Что будет, если им давать одно задание? Первый сделает все быстро и не даст другим сказать ни слова, в итоге второй заснет, а третий вообще уползет под парту. Вот тут снова помогают тетради Kumon — с помощью них можно занять каждого. Первому, например, дать математику, задачки, второму дать обводилки/лабиринты, а третий работает с тетрадкой по логике. Конечно, они не сидят тихо и постоянно переспрашивают и уточняют, но главное, что они действительно работают.

И не просто работают, а работают с удовольствием. Ведь только так их и можно мотивировать.

Конечно, я не могу сказать, что каждый мой урок проходит идеально, нет. Я же не волшебник, а всего лишь учитель-дефектолог. Но одно могу сказать точно — это очень яркие и необычные дети, пусть с ними и бывает местами очень сложно. Иногда мы пол-урока можем настраиваться на работу, и в итоге ничего не успеваем, иногда кто-то один мешает работать всему классу, иногда они все просто стоят на ушах. И нет ни одного работающего алгоритма — как их удержать, как их увлечь. Работаем только здесь и сейчас, используя те пять правил, о которых я рассказала выше. Пытаюсь настроиться на их волну и вернуть детей в русло работы. И вы знаете, чаще всего получается. И у них с каждым разом получается все лучше и лучше выполнять мои задания.

Очень непросто заниматься обучением и воспитанием таких детей, но ведь никто и не обещал, что будет легко. Они многое могут, но их особенности мешают усвоению информации. У них большой потенциал, но его нужно увидеть. Это особенные дети, не плохие, а просто не такие, как все. И работать с ними очень интересно — они точно не дадут заскучать — приходится

использовать весь свой интеллект и эмпатию, чтобы снова увлечь их работой. И когда одно занятие проходит хорошо — это маленькая победа. А когда они бегут на следующее занятие с радостью — это самая большая награда, ведь не любят они учиться, потому что не получается, потому что тяжело. И все в руках родителей и педагогов — помочь детям адаптироваться и заинтересовать учебой, показать, что они правда МОГУТ.

Рабочие тетради Kumon

Вот с каких тетрадей можно начать обучение особенных деток.

Kumon. Развитие мышления. Логика

Kumon. Развитие мышления. Логика

Методика построена по нарастанию сложности не только самих задач, но и формы заданий. В этой тетради собраны задания, которые помогут развить логическое мышление ребёнка: анализируем последовательности, сравниваем картинки, отмечаем неправдоподобные ситуации.

KUMON. Простые линии

KUMON. Простые линии

Разворот из тетради

Тетрадь разработана специально для самых маленьких детей, которые только учатся держать карандаш и проводить простые линии. С ее помощью ребенок приобретет навыки, которые в дальнейшем помогут ему аккуратно писать и разовьет мелкую моторику.

KUMON. Учимся считать от 1 до 30

Разворот из тетради

Научит ребёнка порядковому и количественному счёту от 1 до 30 и разовьёт навыки, которые помогут ему в дальнейшем легко осуществлять простые математические действия, такие как сложение и вычитание.

Все тетради KUMON вы найдете на специальной странице →

Источник