Как объяснить ребенку о сексуальном развитии
Автор: Анастасия Кузьмина
Когда ребенок первый раз задает вопрос, связанный с сексуальным развитием, родителей, как правило, это шокирует. В каком возрасте и какого рода информацию дети могут воспринимать, об этом мы поговорили с психологом семейных отношений.
Виктория Величко
психолог семейных отношений, гештальт-терапевт, ведущая семинара «Про мальчиков и девочек. Этапы развития сексуальности от 0 до 18 лет»
– В теме сексуального просвещения детей нельзя сказать: так правильно, а так нет. В каждой семье своя сексуальность, свои традиции, устои. Просто нужно знать, что есть норма, чтобы из нее исходить.
Что такое сексуальное просвещение ребенка
Многие думают, что сексуальное просвещение — это сесть и рассказать ребенку про секс. Однако это не так. Мы
рассказываем, как ребенок устроен, как устроено его тело, как быть мужчиной и
женщиной и как они взаимодействуют друг с другом. Но мы точно не рассказываем о
своей личной сексуальной жизни. Тема родительской спальни «под замком».
Нельзя сказать точно, в каком возрасте нужно разговаривать на эти темы. Как правило, вы смотрите на ребенка и понимаете, что ему пора знать некоторые вещи. И тогда во время просмотра фильма или еще в какой-то удобный момент вы стараетесь встроить разговор на эту тему. Важно говорить на понятном ребенку языке. Чем раньше начинать половое просвещение, тем проще маме или папе разговаривать.
Когда ребенок задает вопрос, родитель всегда имеет право взять стоп и сказать: «Хороший вопрос, здОрово, что ты про это спрашиваешь, но сейчас я занят, а эта тема стоит более внимательного обсуждения» или «у меня сейчас нет ответа, но я подумаю, какие слова подобрать, чтобы тебе объяснить, и мы с тобой поговорим».
Мы думаем, что воспитываем детей. На самом деле дети смотрят, как мы живем, и повторяют наш опыт и живут так. Важно раньше вложить в ребенка какие-то базисные вещи, которые потом будут работать.
3–4 года
Когда мы говорим ребенку о сексе, это всегда должно быть связано с каким-то поводом. Например, сидит он и изучает свои половые органы. Или вы его моете.
К 3–4 годам хорошо, чтобы ребенок знал, кто он, мальчик или девочка, знал, что мальчики от девочек отличаются половыми органами — у мальчика пенис, а у девочки — вульва.
Разговаривать нужно теми словами, которые ложатся. Необязательно использовать научные названия. Если вы будете чувствовать дискомфорт, ребенок его тоже почувствует и будет думать, что с ним что-то не то.
Когда ребенок начинает трогать, изучать свои половые органы, мы ему рассказываем, что это может делать только он и только наедине с собой. Мы объясняем, что в нашем социуме их принято прятать, поэтому мы надеваем трусики.
О важности границ
Важно, чтобы родители были чувствительными: просит ребенок надеть трусы в три года на пляже — надо надеть. Просит выйти из ванной в пять лет — выходим. Говорит, что стесняется, просит не смотреть — не смотрим. Точно
так же мы учим ребенка соблюдать и уважать наше пространство: мы говорим, когда
нам комфортно, а когда нет.Так мы учим ребенка границам. Это все происходит бессознательно. Если родитель соблюдает границу с ребенком, то ребенок привыкает, и по-другому для него не может быть. Он никогда не даст что-то с собой сделать другому человеку.
До полового созревания
Ребенку надо рассказывать все заранее: что он взрослеет, что с его телом будут происходить изменения. То есть о том, что его организм настраивается. Здесь мы мальчику рассказываем про поллюции, а девочке — про менструации.
Подростковый возраст
Во время полового созревания тема сексуальности ребенку очень интересна. В это время важно, чтобы родитель не занимал позицию «Я сказал: так правильно». Потому что все будет восприниматься в штыки. Лучше рассуждать на эти темы, использовать в качестве примера третьих лиц.
Когда мы говорим про секс, рассказываем, что это не чисто физиологический акт. Это
момент очень высокой уязвимости, связанный с тем, как ты будешь чувствовать
себя в дальнейшем. Нужно донести, как важно доверять партнеру и быть в нем
уверенным.
Мальчикам мы говорим, что нужно быть бережным к девочке. Если она говорит «нет», это не значит, что он плохой, а значит, что она не готова и надо подождать. В этом месте не должно быть насилия, в этом месте нельзя продавливать, настаивать. Это должно случаться только при желании обоих.
Девочке мы говорим, что иногда бывают ситуации с двойным подтекстом. Если она с мальчиком остается наедине, она должна подумать о своей безопасности, потому что он может это воспринять за нечто большее, чем просто послушать музыку или посмотреть кино.
О важности слушать себя
Еще важно подростку донести, что все развиваются по-разному. Кому-то это может быть интересно раньше, но ты не обязан делать, как все. Ты должен слушать себя и делать это только тогда, когда тебе захочется.
Желание вступать в отношения не должны мотивироваться страхом, что он или она меня бросит. Но это уже вопрос воспитания в семье: насколько принято уважать границу ребенка, насколько принято, если он говорит «нет», слышать это, и насколько мама и папа уважают свою границу. Потому что ребенок будет смотреть, как они делают, и будет повторять.
Слова
родителей очень важны для ребенка. Именно родители должны говорить ребенку, что он
никому ничего не должен в интимном вопросе. Поэтому красной нитью с детства должна проходить любовь, которая вбирает в себя сексуальные отношения.
Про контрацепцию и предохранение
Когда начинается половое созревание, важно объяснить ребенку, что он становится взрослым и его тело созревает. Сперматозоиды созрели у мальчика, яйцеклетка — у девочки. Они готовы к репродукции. И это не зависит от того, готовы они морально-психологически или нет.
Важно донести, что существуют заболевания, которые передаются половым путем. Что бывает умный, хороший, добрый человек, но он может болеть половыми инфекциями. И даже если у него когда-то случайно один раз был незащищенный половой акт, он тоже может заболеть. И иногда этот милый человек может сам не знать, что он является носителем. Поэтому важно использовать презерватив как меру твоей защиты.
Обязанность родителей — максимально донести до ребенка, что использовать презерватив не стыдно. Глупо из-за стеснения и страха разгребать последствия.
Мы говорим, что тема сексуальности может быть разной. Она может быть тонкой, романтической, красивой. А может быть грязной, пошлой. И какой ты захочешь ее видеть, такой она для тебя и будет.
Если
вы общаетесь с ребенком по вопросам сексуального развития, он всегда в сложной
ситуации обратиться к вам, а не пойдет искать ответ не понятно к кому. Ребенку важно знать, что все, что с ним происходит, это нормально.
Если вы не знаете, как говорить со своим ребенком, можно почитать книги, в них вы почерпнете фразы, которыми можно выстроить разговор. Можно читать вместе.
Источник
В век интернета и пропаганды сексуальности вопросы полового воспитания детей и подростков актуальны как никогда. К сожалению, немногие родители готовы открыто говорить об этом. Тем самым они обрекают ребенка на поиск ответов «на улице». А это может повлечь непредсказуемые последствия, привести к травматичному опыту для ребенка и подростка и, кроме того, повышает риск сексуального насилия.
Исследования, проведенные среди детей и подростков, которые когда-либо подвергались преступным действиям сексуального характера, показывают, что наиболее часто жертвой педофилов становятся дети, в семье которых тема сексуальности – табу. Ведь такие дети – идеальная жертва: они не расскажут родителям, потому что думают, что это стыдно.
Половое воспитание – что это?
Многие родители совершенно не разделяют половое и сексуальное воспитание. А между тем это совершенно разные вещи:
- Половое воспитание формирует у детей и подростков правильное отношение к вопросам пола. Как выглядят девочки и мальчики? Какие существуют внешние и внутренние отличия между ними? Как общаться и какие отношения строить с противоположным полом? Это широкое направление, охватывающее стиль одежды, манеры, поведение, хобби противоположных полов, а также их отношения. Половое воспитание способствует правильной самоидентификации, помогает девочкам вырасти в успешных женщин, а мальчикам – в настоящих мужчин.
- Сексуальное воспитание рассматривает более узкие вопросы: отношение к телу, сексуальности и собственно сексу. Это знания о том, какие потребности возникают у мужчин и женщин, как их удовлетворять и контролировать, почему нужно защищаться во время полового акта, когда начинать сексуальную жизнь. Сексуальное воспитание формирует ответственность партнеров.
Почему половое воспитание так важно?
Каждый родитель в свое время сталкивается с неудобными вопросами маленьких детей: «Почему я не видел малышей в капусте? Что это у мальчиков между ног?». Увидев в очереди к врачу, как мама пеленает маленькую девочку, мальчик непременно обратит внимание на иное строение гениталий. В такой ситуации правильно заметить, какая малышка маленькая и беззащитная, что он тоже был когда-то таким. В таком случае ребенок не заострит внимание на теме и воспримет разницу в строении органов как данность. Резкое одергивание, намерение пристыдить, напротив, побудит еще больший интерес или приведет к тому, что ответы на свои вопросы ребенок будет искать в сторонних источниках.
Если замалчивать вопросы половых отношений и сексуальности, придавать им негативный окрас, детское любопытство никуда не исчезнет. Напротив, будет только возрастать. Ребенок будет находить ответы у сверстников, старших товарищей, в интернете, брошюрах и рекламе. И не всегда они будут соответствовать действительности.
Приведем один ужасный пример, доказывающий важность полового воспитания. Девочка, не знающая, что такое секс, может воспринять его как некую игру и долго терпеть растление. А вот осведомленный ребенок будет знать, что это не норма. С большей вероятностью он сообщит о приставаниях родителям. И здесь очень важно не стесняться, называть органы своими именами. Это, прежде всего, даст ребенку словарный инструмент для того, чтобы объяснить свои проблемы, беспокойства. Ведь информированность – это своего рода иммунитет от грязи, растления, и многих других сексуальных проблем. И свободное общение родителей и ребенка на темы, которые многим кажутся «неудобными», – верный путь для создания доверительных отношений.
С какого возраста нужно начинать?
Самая распространенная ошибка родителей – думать, что дети начинают интересоваться половой жизнью в подростковом возрасте. Часто первый разговор происходит, когда подросток впервые приводит знакомиться девочку или начинает задерживаться на улице допоздна. Это в корне неправильно. Тему полового созревания, функций мужского и женского пола, отношений и института семьи нужно поднимать намного раньше. Половое воспитание начинается в 1–2 года с изучения частей тела. Когда ребенок узнает, где у него ручки, ножки, глазки. Часто уже на этом этапе родители стараются прямо не называть половые органы ребенка или же называют их самыми разными словами-заместителями: червячок, печенька, розочка…
Особенности полового воспитания в разных возрастах
Основу полового воспитания дают родители. Прежде всего, это личный пример. Изо дня в день ребенок наблюдает за отцом и матерью, впитывает их привычки, манеру общения и способы взаимодействия между собой.
Помимо этого, на разных этапах формирования у детей возникают разные вопросы о половых аспектах жизни. Вначале они поверхностные и не требуют разъяснений. Позже детей начинают интересовать детали. Для каждого возраста существует свой подход к объяснению щепетильных тем.
Информация должна соответствовать возрастному восприятию ребенка. Иначе у него появится еще больше вопросов, а главный ответ так и не будет найден.
В младшем дошкольном возрасте
Детские психологи советуют родителям не стимулировать познавательную деятельность ребенка в сексуальных вопросах в раннем возрасте, а дождаться, когда он задаст вопрос сам. Уже в 2–3 года он может внезапно спросить: «Как я появился? Что у тети в животике, почему он большой?». В такой момент важно не растеряться и подобрать правильные слова.
Отвечая, не следует углубляться в терминологию. Примеры ответов:
- «Почему я девочка, а брат мальчик?» – «Потому что ты родилась такой, как мама, а братик – как папа».
- «Как я появился?» – «Все дети появляются и живут у мамы в животике».
- «Как я вырос?» – «Из семечка в мамином животике».
- «Какова роль папы?» – «Семечко из полового органа папы попадает в особое место у мамы в животе».
- «Как рождаются дети?» – «Из специального отверстия, которое становится большим в момент появления малыша на свет».
Простое и ясное пояснение, как правило, полностью удовлетворяет любопытство ребенка и не вызывает шквал других вопросов. Все происходит постепенно. В 2–3 года дети интересуются своим телом, отличиями между мальчиками и девочками. В 3–4 года они выясняют, откуда берутся дети, а в 4–5 лет – как попадают маме в живот и как выходят оттуда. Если родители в 5 лет все еще рассказывают про капусту, дети чувствуют фальшь и начинают интересоваться этими вопросами у сверстников.
Например, на первом этапе (в 3–5 лет) ребенка интересует вопрос, как он появился. И ему достаточно будет узнать, что он вырос у мамы в животике, а потом, когда стал уже младенцем, доктор помог его достать из животика. На этом можно сделать паузу – возможно, уже этой информации будет достаточно.
Позднее (в 5–7 лет) у малыша могут возникнуть вопросы более детальные. Например, как он попал в животик и как доктор его достал. И здесь можно воспользоваться картинками из детских энциклопедий и рассказать, что папина и мамина клеточка соединились (наверняка пояснений не потребуется) и стали постепенно расти, превращаться в человечка. Здесь уместно будет рассказать коротко об этапах формирования плода – от нескольких клеточек до ручек, ножек и полноценного малыша. Обязательно отметить, как сильно вы ждали его появления, готовились. Можно посмотреть альбом с фото УЗИ и первыми фото малыша.
С ранних лет следует правильно называть половые органы: влагалище, пенис, яички, задний проход.
В 5 лет
Дети 5 лет активно выстраивают отношения со сверстниками. Они продолжают интересоваться информацией о половых различиях и деторождении. В этом возрасте следует поднимать вопросы нравственности, разговаривать о дружбе, семье, «неполой» любви к маме, папе, братьям и сестрам.
В 6 лет
В этом возрасте ребенок активно готовится к школе. Развиваются его умственные способности и мелкая моторика, позволяющая осуществлять письмо. Он задает все больше вопросов о половых отношениях, его начинают интересовать тонкости. В 6 лет важно сформировать такие понятия, как стыдливость, сдержанность, готовность прийти на помощь.
В 7 лет
Даже при отсутствии полового воспитания школьник знает об анатомических отличиях девочек и мальчиков. Но, как правило, проявляет стеснительность в обсуждении таких вопросов и понимает, что говорить о сексе неприлично. Если это не принято в семье, он перестает задавать вопросы и черпает информацию на стороне.
Когда ребенку 7 лет, родителям следует самим затрагивать щекотливые темы, с мальчиками поговорить о поллюциях, а с девочками – о менструациях.
В 8 лет
Интерес к сексуальной тематике растет и часто становится предметом шуток и интересных рассказов среди сверстников. Дети могут использовать неприличные слова, не вникая в их смысл. Начинает четко проявляться идентификация к половой принадлежности. Это выражается в выборе спорта, хобби, увлечений и игр. Девочки и мальчики стремятся завести надежных друзей, как правило, своего пола. В 8 лет правильному половому воспитанию будет способствовать совместные занятия «мужскими» и «женскими» делами, доверительные беседы на тему взаимоотношений в коллективе.
В 9–10 лет
Наиболее важный период в половом воспитании. В 9–10 лет у многих детей начинается половое созревание. Следует затронуть такие темы, как эмоциональные скачки, предстоящие гормональные и физиологические изменения. Девочкам нужно рассказать о гигиене во время менструации, о прокладках и тампонах. Вместе с тем важно учить нравственности, чести, говорить о правилах поведения с противоположным полом.
В 11–12 лет
В этом возрасте дети предпочитают знакомиться с темой секса, изучая энциклопедии, медицинские схемы и фото. Гормональная перестройка провоцирует все больший интерес к собственному телу. Многие пробуют мастурбацию. Девочки и мальчики стремятся больше узнать о строении половых органов, половом акте. Получение правдивой информации снимает естественный эротический зуд и воспринимается как подготовка к практике. В разговоре с детьми важно затронуть институт брака, роли мужчины и женщины в семье, вопросы ответственности за половые отношения и возможное появление детей после начала менструаций у девочек. Следует объяснить, что они только готовятся стать взрослыми и прежде чем перейти к практике, нужно пройти все этапы развития. Необходимо спокойно внушать ребенку, что секс – это хорошо, но это только для взрослых.
В подростковом возрасте
Начиная с 13–14 лет подростки могут вступать в первые половые отношения при недостаточном половом воспитании. Возникают первые влюбленности и повышается интерес к противоположному полу. Следует поднять темы контрацепции, инфекционных заболеваний, передающихся половым путем. Важно не заострять внимание на негативных аспектах. Предупредить раннее начало половой жизни помогут увлечение спортом, обсуждение вопросов нравственности, различных моделей поведения.
Какие могут возникать проблемы?
Интерес к сексуальной жизни в разном возрасте проявляется по-разному. Часто сексуальное поведение детей родители воспринимают как ненормальное. Например, исследование своего тела, мастурбация, игры с противоположным полом являются естественными. Другое дело, когда этому уделяется слишком много внимания и тема секса становится навязчивой. В таком случае стоит обратиться к детскому психологу.
Даже у маленьких детей могут возникать те или иные проблемы полового характера:
- развращенность;
- неприязнь к своему телу;
- неправильная самоидентификация;
- ранняя половая жизнь и другие.
В 25% случаев проблемы связаны с растлением, насилием, влиянием сексуальных игр и порнографией. В 75% различные отклонения возникают от травмирующего поведения взрослых, невозможности обсудить с ними волнующие темы, отсутствие полового воспитания.
Особенности полового воспитания приемных детей
Приемные дети, как правило, из неблагополучных семей. Они не имеют позитивного семейного опыта. У многих сложилась биполярная модель семейных взаимоотношений, положительные и отрицательные образцы мужественности и женственности, которые порождают конфликтную систему требований. Все это приводит к искажению половой идентификации: грубости у девочек, плаксивости у мальчиков и др.
Приемным детям важно дать правильные полоролевые представления. На первый план выходят вопросы нравственности, «неполой» любви, родственных отношений. Нужно, чтобы девочка тесно общалась с матерью, перенимала ее поведение, советовалась и доверяла. Мальчикам важнее установить прочную связь с отцом.
В здоровой семье приемные дети сами учатся социальным ролям. Конечно, это не отменяет необходимости корректировать познания о половой жизни. Если у ребенка наблюдаются отклонения, стоит подключить детского психолога.
Материал по теме
Часто родители испытывают смущение от откровенных вопросов ребенка только лишь потому, что не могут подобрать нужных слов. В свое время они не получили опыт полового воспитания, а посему не могут дать его детям. Важно не отступать. Существует множество книг и энциклопедий, которые помогут найти правильные ответы. Педагоги и детские психологи рекомендуют совместное чтение с детьми. Это поможет преодолеть стыдливость обоим, будет способствовать установлению доверительных отношений. В будущем, если у ребенка возникнут какие-либо вопросы или проблемы, он сможет поделиться переживаниями с родителями, а не замкнется в себе.
Книги
Сегодня существует множество энциклопедий. Раньше у большинства детей была книга К. Верду, которая тонко подводила детский ум к самому сокровенному.
Многие психологи считают ее идеальной. Но, к сожалению, она больше не издается. Однако существуют достойная замена:
- «Мое тело, мои чувства» Д. Рюбель. Подходит для детей младшего дошкольного возраста. Книга по-доброму рассказывает об отличиях девочек и мальчиков, особенностях тела, помогает понять свои чувства и эмоции. Помогает сформировать представления о границах тела и о «табу» в отношении действий посторонних людей (в разделе о плохих и хороших прикосновениях).
- «Давай поговорим про это» Р. Харрис. Большая книга, которая рассказывает об этапах взросления, строении мальчиков и девочек, появлении детей и воспитании младенцев. Рекомендована к чтению с 5 лет.
Какие еще книги можно почитать с детьми:
- 3–7 лет – Шукшина С. Е. «Я и мое тело. Программа занятий, упражнения, дидактические игры», Селиванов А. А. «Мое тело. Главная книга хороших привычек».
- 9–12 лет – Фадеева В. В «Как взрослеет мое тело». А также книги с главными героями такого же возраста, раскрывающие общение и взаимоотношения без эротики.
- 12–15 лет – 3. Мартынюк Д. П. «До 16 и старше», а также книги Лукьяненко (фантастика по возрасту).
Мультфильмы и фильмы
Большинство детей видят постельные сцены еще в дошкольном возрасте. Они знакомятся с сексуальностью через рекламу, фильмы, а позже через интернет. Информации очень много, но чаще она несет больше вреда, чем пользы.
Чтобы воспитать культуру половых отношений, в разном возрасте рекомендуется просматривать разные мультики и фильмы:
- 3–4 года – «Король Лев», «Винни-пух», «101 далматинец», «Книга джунглей», «Дамбо». Ребенок изучает межполовые отношения и роли в семье через животных.
- 5–7 лет – «Простоквашино», «Праздник непослушания», «Тайна третьей планеты», «Мери Поппинс». Детям важно видеть романтический образ любви, семьи, отношений с близкими.
- 9–12 лет – ВВС «Он и она», «Невероятное путешествие внутрь человеческого организма». Документальные фильмы помогают сформировать здоровое отношение к своему телу, узнать о предстоящих изменениях и этапах взросления.
- 12–15 лет – «Дневник Насти», «Шесть раз», «Мы – женщины», «9,99 долларов», «Морщинки», «Нити». Фильмы учат справляться со сложными ситуациями, видеть и осознавать свои проблемы, доверять их близким, что очень важно, так как в этом возрасте половое созревание опережает психическое.
- 16–18 лет – «Эксгибиционист», «Очень мрачное кино», «Охотник», «Класс», «Говори», «Субмарина», «Загадочная кожа». Фильмы затрагивают различные аспекты сексуальности и помогают выработать правильное отношение к отклонениям.
Своевременное и тактичное информирование детей о взаимоотношении полов не влечет никаких негативных последствий. Ребенок адекватно воспринимает себя и свое тело, приобретает иммунитет от «грязи». Родители становятся соратниками ребенка в любых неудобных вопросах, а это защищает от возможных преступных действие в отношении ребенка.
Недостаток полового воспитания, напротив, вызывает множество заблуждений и травм, способствует развитию различных отклонений в психосексульном развитии и дисгармонии семейных отношений в будущем.
Гигиена полового акта так же важна, как и гигиена питания. Родителям важно понять, что рассказывать о сексе не значит учить им заниматься. Роль родителей не в том, чтобы рассказать ребенку о конкретных действиях телесного взаимодействия сексуальных партнеров. Роль родителей гораздо важнее и глубже. Важно заложить основные ценности отношений, дать представление о роли мужчины и женщины, сформировать представление об ответственности перед партнером в отношениях и сформировать границы тела, личности и ощущение собственной ценности и важности.
Что касается секса, достаточно оговорить, что это занятие для взрослых, не скрывая, что это должно быть приятно и исключительно по желанию. Многие дети рады этому факту и отвечают: «Я никогда не буду этим заниматься». До начала полового созревания гениталии для них ничем не отличаются от рук или ног. А задавая вопрос о своем появлении на свет, они хотят постичь тайну рождения, а не слушать лекцию о родовом канале и половых гаметах.
Источник