Как ничего не упустить в развитии ребенка

Как ничего не упустить в развитии ребенка thumbnail

Почему развитие ребенка должно быть своевременным?

Наверняка, все родители замечали, что иногда бывает такое: учишь чему-то ребенка, учишь, ну например, буквы, но он совершенно их не усваивает месяц, два, год, а потом р-р-р-раз! И за пару дней все выучил. А если даже до этого год не учить, но начать «учить» вовремя, тоже будет р-р-раз, и все выучил. Но существуют и обратные случаи: пропустил ребенок некоторый период развития, и какой-то навык не сформировался, например, речь у детей-маугли, и потом уже научить ребенка чрезвычайно сложно, а порой невозможно. Почему же так происходит?

В этой статье мы поговорим о том, что такое ведущая деятельность и сензитивные периоды развития. И вы узнаете, какой период важно не упустить, и как использовать эти периоды, можно даже сказать, естественную природу ребенка, для максимального его развития.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сначала сложное определение: Ведущая деятельность — такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности.

Проще говоря, не все занятия ребенка одинаково влияют на его психику. Занимается ребенок, условно, Действием 1 и Действием 2. Когда он занимается Действием 1, то это каким-то образом его определенно развивает, дополняет опыт, расширяет кругозор, но качественно не влияет на его психические процессы или формирование личности. А вот если он занимается Действием 2, вот тут происходят мощные процессы, которые коренным образом влияют на то, каким станет ребенок и как пойдет его развитие.

Давайте посмотрим теперь по возрастам, какая ведущая деятельность какому возрасту соответствует.

  • С рождения до 1 года – непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым.
  • С 1 года и до 3 лет – предметно-манипулятивная.
  • С 3 до 7 лет – сюжетно-ролевая игра.
  • Младшая школа – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – личностное общение со сверстниками.
  • Юношеский возраст – профессионально-учебная деятельность.

Это совершенно не означает, что в конкретном возрасте ребенок должен заниматься все время только «правильной» ведущей деятельностью, но именно она оказывает на него максимальное влияние. Если Вы будете 10-месячному малышу показывать картинки с животными, это будет для него возможно интересно и познавательно, но обнимашки-целовашки, подкидывания вверх, нежные разговоры будут иметь куда более важное значение для его развития и становления его личности. Учить буквы в 4 года для кого-то окажется вполне правильной идеей, но стоит не забывать, что наибольшее влияние на развитие будут оказывать игры.

7-летка и учеба – это то, что нужно!

Сензитивные периоды

В жизни ребенка существуют также периоды, в которые ребенок наиболее восприимчив к приобретению тех или иных умений и навыков. Эти знания очень полезны для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для развития ребенка.

Каждый такой период длится ограниченное количество времени, и если мы его пропускаем, то восполнить пробел бывает очень трудно или невозможно. Такое вот своеобразное «окно возможностей», которое в какой-то момент закрывается. Например, если в период освоения речи ребенок был в неречевой среде (дети-маугли, дети с сильной педагогической запущенностью), то в более позднем возрасте он уже не способен на полноценное ее освоение.

Какие же выделяют сенситивные периоды развития?

  • Сензитивный период развития речи (0-6 лет)
  • Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)
  • Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
  • Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)
  • Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)
  • Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)

Свободная игра прекрасна для всего дошкольного периода и даже позже. Тут тебе и порядок, и маленькие предметы, и всё-всё-всё.

В следующих статьях я Вам подробнее расскажу о каждом из этих периодов!

Надеюсь Вам оказалась полезной эта информация. Спасибо, что дочитали! Подписывайтесь на канал, ставьте лайк и я буду больше и чаще делиться полезными статьями и своими наработками из практики педагога по детскому развитию и творчеству!

Источник

Как не упустить самое важное в 1 й год малыша

Малыш наконец-то родился, но вдруг, кроме радости, с каждым днём появляется все больше вопросов, тревоги, беспокойств. Если с уходом за ребёнком ещё более-менее понятно, то психологические моменты часто ускользают из вида.

Я постараюсь помочь вам разобраться в главном.

Когда ребёнок рождается, у него начинает развиваться привязанность к тем, кто о нем заботится, а они, в свою очередь, привязываются к малышу. И это очень важно. Эволюционно, если бы не формировалась эта взаимная привязанность, младенец бы не выжил, а у взрослых не было бы столько рвения ухаживать за малышом, поэтому привязанность = выживание.

Но у ребёнка до года ещё очень слабо развита способность ощущать контакт и близость с теми, к кому он привязан. Он это может делать только на уровне ощущений (органов чувств). Если, например, малыш не видит маму/ не слышит ее голос/ не чувствует ее запах/ не осязает, то это равнозначно тому, что ее НЕТ.

А теперь представьте, какой непреодолимый ужас и страх испытывает ребёнок в этот момент! Мамы НЕТ! Кто о нем позаботится, покормит, утешит или просто согреет своим теплом?! К тому же, маленький человечек еще абсолютно не может совладать со своими эмоциями!

Что остаётся ребёнку, особенно если он ещё не научился ползать и говорить? Конечно же плакать! Он зовёт маму на помощь, ему надо знать, где она, вернётся ли? Именно поэтому, стоит маме выйти из комнаты, малыши часто начинают плакать.

Что делать? Если нужно выйти в другую комнату, можно петь или что-то громко говорить, можно оставить запись своего голоса, положить малыша в постель, где пахнет вами или оставить свою одежду рядом и т.д. Задача взрослого: обеспечивать и поддерживать ощущение контакта и близости с ребёнком.

У него еще нет никаких знаний, опыта о том, что есть другая комната, что мама вернется, что о нем позаботятся. Со временем, если мама (или другой заботящийся взрослый) будет всегда чутко отвечать на потребности малыша, на любой плач, он начнет привыкать к тому, что мама вернется, что тут безопасно. И его энергия будет направляться не на то, чтобы постоянно проверять контакт, «цепляться», а на изучение мира вокруг и развитие.

Читайте также:  Календарь развития ребенка после рождения

Когда вы будете одержимы мыслью о еде: когда весь холодильник будет полон еды или когда вам нужно будет просчитывать каждый кусочек хлеба? Когда продуктов в доме будет всегда достаточно или когда вы не будете знать, а будет ли завтра, что кушать? В каком случае вы сможете перестать думать о еде и спокойно заниматься другими делами? Также и с привязанностью ребенка к вам.

Кроме того, ребёнку важно знать, что ему в этом мире рады, что он желанен. У него закладывается базальное доверие к миру. Для него жизненно важно видеть, как ему радуются, улыбаются, утешают всегда.

А теперь о мифах:

Не слушайте тех, кто говорит, что дети должны сами учиться засыпать, что кормить грудью нужно строго по расписанию, не реагировать на плач и не приучать к рукам.

Это очень пагубные заблуждения, они могут принести глубокие травмы и очень негативно сказаться на психо-эмоциональном развитии ребёнка. Кстати, грудь для малыша — не только источник пищи, но и способ успокоиться, легче перенести боль. Великий психоаналитик Винникотт писал, что ощущения голода у младенца подобны тому, будто его разрывают тигры.

Первые 3 месяца жизни ребёнка вообще считаются стадией донашивания.

Представьте, малыш только родился. Он абсолютно не знает, кто он (младенцы не отделяют себя от матери или другого заботливого взрослого), куда он попал, он совершенно ничего не может и не умеет. Малыш учится дышать воздухом, он привыкает к другой температуре, к огромному пугающему пространству вокруг, знакомится со своим телом, к тому же, отовсюду доносятся совершенно другие звуки, яркий свет.

Вообразите, что вы вдруг оказались в совершенно незнакомом месте, оно выглядит кардинально иначе, ничего подобного вы никогда не видели, словно на другой планете. Вокруг необычного вида существа, вы не понимаете, что они делают, что говорят. Место настолько неизведанное, что вы даже не представляете, куда податься. Но вы и не можете. Вас будто парализовало, вы прикованы к месту. Вы не понимаете, кто вы, вы ничего не можете сделать. Только представьте тот ужас, который вы испытываете! И тут появляется Некто, вы не понимаете, что он говорит, но он начинает проявлять к вам заботу. И вы постепенно начинаете чувствовать себя более безопасно, тревога снижается. Но что, если он внезапно будет уходить. Где он? Вернётся ли? Что со мной будет? Поможет ли мне кто-то? А если я проголодаюсь? А если будет опасно? Что вам остаётся? Ваш язык не понимают. Вам страшно. Все, что вы можете — это крикнуть и надеяться, что Некто вас услышит и вернётся. И если он будет возвращаться раз за разом, реагировать на любой ваш крик, вы расслабитесь, вы начнете доверять, у вас будут появляться силы пробовать исследовать новый мир и развиваться. Но что, если раз за разом на ваш крик о помощи никто не будет отвечать? Что, если один раз Некто будет возвращаться быстро, а другой, – когда вы отчаетесь даже кричать, звать на помощь? Ваша тревога будет на пределе, ощущение небезопасности будет парализовывать еще больше. Однажды, вы просто перестанете кричать, звать на помощь, надеяться, что кто-то придет. Но это будет не адаптация, а эмоциональное онемение, вы никому не будете доверять.

Если для взрослого человека это еще более-менее вариант, то для ребенка это означает замирание психо-эмоционального развития. Да и, как в будущем можно хотеть слушаться, учиться у тех, кому не доверяешь?

Кстати, дети привязываются не к тем, кто кормит и физически заботится. Они привязываются к тем, кто откликается на их нужны, кто утешает. Только так устанавливаются отношения, только так устанавливается связь, которая критично важна для здорового психо-эмоционального развития ребёнка, для формирования доверия к миру, ощущения, что он хорош, важен, желанен.

Кормите по требованию, если малыш нуждается, спите рядом, носите на руках сколько угодно, реагируйте на любой плач и утешайте. Плач — это сообщение о том, что что-то пошло не так, крик о помощи, сообщение о неудовлетворенных потребностях. И разве, если ребенок будет знать, что на его плач будут всегда отвечать, нужно ли ему будет его использовать просто так? Конечно же, нет.

И дети не умеют себя успокаивать сами! Но потерять надежду и веру в то, что на его призыв о помощи откликнутся — да. И когда малыш раз за разом плачет, а его никто не успокаивает, — он просто уходит в защитное отчуждение, эмоциональное онемение, его психо-эмоциональное развитие замирает. А ещё ребёнок бессознательно начинает искать, к кому же привязаться. Если нет других заботливых взрослых рядом, то это могут быть игрушки. Но они не напитают, не будут трамплином для развития.

Если же ребёнок знает, что на любую его нужду будет отклик, его всегда утешат, – он будет наполнен желанием познавать этот мир и развиваться, ему не нужно будет постоянно цепляться за маму, ведь он знает и так, что связь надёжна. Но малыш ещё маленький, и мама всегда сама должна подпитывать ощущение связи с ним.

Расскажу про одно исследование:

Было 2 группы родителей и детей, которые только научились ходить.

В одной группе родители говорили: «Нет, я не буду тебя носить на руках, ты уже можешь сам!» В другой — родители с радостью носили детей и были всегда открыты и щедры в приглашении ребёнка зависеть от них. В итоге, дети из первой группы ещё больше цеплялись за родителей, просились на ручки. Дети из второй группы предпочитали ходить самостоятельно.

Читайте также:  Неправильное развитие стопы у ребенка

И еще есть важный период в развитии ребенка первого года:

Примерно в 5-6 месяцев ребенок начинает бессознательно делить всех на «своих» и «чужих». Еще недавно он с улыбкой шел ко всем на руки, а тут начинает плакать даже если просто кто-то мало знакомый хочет его потрогать. Так и должно быть.

Природой задумано, что первые полгода ребенок должен знакомиться и проводить время с теми, кто потенциально будет заботиться о нем. Где-то после полугода он становится избирателен в контактах: делит всех на «своих» и «чужих». И это важно для того, чтобы ребенок слушался всех тех, к кому успел привязаться и не слушался остальных, чужих.

В связи с этим, для ребенка может быть травматично остаться с бабушкой или дедушкой, которых он видел всего пару раз. Да даже с папой, если последние месяцы он был, например, в командировке. Для малыша они будут как чужие.

Также мне рассказывали немало историй, какой стресс испытали малыши и в первые месяцы и даже дни жизни, когда мама, например, просто поехала на осмотр к врачу, оставив младенца на пару часов с бабушкой (бывает, даже если они живут вместе!) Плач был такой, что остановить было невозможно. Что пережил малыш в те часы, казавшиеся ему вечностью, описать сложно, как рушился его мир.

Просто помните о том, что первые полгода полезно включать в уход за малышом, игры с ним и других членов семьи, давать возможность им укачивать, утешать. Да, бывают моменты, когда успокоить малыша может только мама. И это стоит принимать. И, тем не менее, первые полгода малыш открыт для установления привязанностей, связей с теми, кто о нем заботится.

Если вы упустили этот период, — не переживайте, все поправимо! Просто теперь нужно будет помогать малышу принимать других людей, родственников. Пусть он их чаще видит, наблюдает, как вы дружелюбно общаетесь с ними, пусть они проявляют знаки внимания ребенку при вас. Не торопите ребенка! Спустя какое-то время малыш постепенно начнет принимать их.

Другими словами, для ребенка совершенно не имеют значения роли (папа или бабушка, врач или воспитатель). Для него важно одно: привязан он к ним или нет.

И в завершении, я хочу поделиться некоторыми книгами и ссылками:

1. Книга Сью Герхардт — «Как любовь формирует мозг ребенка?»

В книге объясняется, почему любовь необходима для развития мозга в первые годы жизни ребенка и как влияют особенности эмоционального взаимодействия между младенцами и их родителями на дальнейшее его развитие и к каким последствиям приводят.

2. Книга Людмилы Петрановской — «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка».

Книга достаточно лаконична и легко читается. Кроме того, в ней очень удобное оглавление: главы соответствуют возрасту ребенка

3. В 50-е г. прошлого века только начали изучать привязанность, ее важность и влияние (изначально на животных). Гарри Харлоу проводил эксперименты с обезьянками, которые признали самыми жестокими психологическими экспериментами. Он разлучал маленьких обезьянок с мамами. И было сделано множество важных открытий. Например, обезьянки целый день проводили не с железным манекеном, который их кормил, а всегда прижимались к мягкому манекену, имитирующего тепло мамы.

Когда обезьянок помещали в новую клетку и оставляли с жестким манекеном, который их кормил, — они забивались в угол и боялись изучать пространство. Если обезьянок помещали в новую клетку, но с манекеном мягким, у которого они всегда искали утешение, — обезьянки сначала также жались в угол, но потом набирались смелости изучать пространство вокруг.

(Об остальных экспериментах читайте по ссылке в конце статьи).  

С людьми, естественно, такие жестокие эксперименты не проводили. Но Джон Боулби ввел термин «привязанность» после наблюдений за тем, что происходит с детьми, когда их разлучают с матерью и одних оставляют в больнице для лечения (с тех пор стало ясно, как негативно это сказывается на психо-эмоциональном развитие даже подросших детей). Кстати, заслуги Боулби привели и к тому, что перестали новорожденных разлучать с матерью после рождения.

4. Небольшой документальный фильм о значимости привязанности в жизни ребенка. Он был снят тогда, когда было еще очень мало известно о ее важности (контакте и близости со значимым взрослым). (На него ссылка также в конце статьи.)

И несмотря на то, что в фильме ребенку уже 1,5 года, последствия разлуки с мамой (которая уехала в роддом) сохранялись еще много лет.

5. А самые современные данные о важности привязанности в жизни детей рекомендую искать в работах канадского психолога Гордона Ньюфелда (кстати, в его Институте я повышаю квалификацию последние пару лет) и Деборы Макнамары (его ученицы). Есть и много других исследователей привязанности, но на русском, к сожалению, этого пока нет.

Вот, в принципе, и все.

Помните, что для маленьких детей привязанность = выживание. Даже нам взрослым важно ощущать контакт и близость со значимыми для нас людьми. А для полноценного развития детей — это необходимо. И ответственными за создание и поддержание эмоциональной связи с детьми всегда должны быть мы, взрослые.

Первый год жизни ребенка порой бывает достаточно сложен, но и невероятно прекрасен.

Доверьтесь своей интуиции. Позвольте себе наслаждаться каждым моментом жизни с вашим крохой! Носите на руках, сколько хотите. Если малышу сложно спать отдельно, — спите рядом (можно просто снять бортик кроватки и придвинуть ее к вашему дивану или сразу купить такую). Кормите по требования. Утешайте всегда!

Избаловать любовью нельзя. Ею можно только напитать.

Я от всей души желаю, чтобы первый год жизни вашего малыша, несмотря на трудности и усталость, был наполнен невероятно прекрасными и радостными моментами!

Читайте также:  Уровень развития ребенка 5 лет диагностика

А если у вас остались вопросы, — задавайте. Я с радостью вам отвечу!

Обещанные ссылки:

1. На эксперименты Гарри Харлоу

2. Документальный небольшой фильм о значимости привязанности 

Источник

В первую очередь, это подвесные мобили на кроватку. Они обязательно должны состоять из крупных игрушек, желательно с черно-белым геометрическим орнаментом – ведь сперва малыш различает только эти цвета. Если вы выбрали электронный мобиль с музыкальным сопровождением, проследите, чтобы музыка была негромкой и приятной и не могла включиться случайно и напугать вашего кроху.

С 3-4 месяцев уже можно выкладывать ребенка на специальный развивающий коврик, сшитый из материалов разной фактуры и дополненный висящими игрушками. Конечно, сперва именно они заинтересуют малыша сильнее всего, но постепенно он оценит и другие преимущества коврика. Шуршащие участки, небольшое небьющееся зеркальце, интерактивные музыкальные элементы…

Активное тактильное взаимодействие с ними послужит стимулом для того, чтобы начать переворачиваться, делать первые ползательные движения, осваивать окружающий мир и учиться реагировать на него.

Вам также могут быть полезны следующие статьи:

  • Какие игрушки подходят новорожденным?
  • Делаем жизнь проще: 9 идей для мамы и ребенка 0-6 мес.
  • Устанавливаем режим Вашего малыша с самого раннего возраста

С 6 до 12 месяцев

С полугода можно начинать более активное знакомство малыша с окружающей его средой. Показывайте малышу различные предметы, проговаривайте вслух все свои действия, давайте в ручки непривычные для него вещи… Деткам постарше можно предложить поиграть с повседневными предметами: складывать и разбирать кухонную посуду (о, эти крышки и кастрюльки – вечный хит сезона!), стучать по всем поверхностям безопасными столовыми приборами, перебирать крупу. Все это способствует активному формированию слуховых и сенсорных способностей малыша, а также стимулирует развитие моторики.

Ближе к году, когда малыш уже научится более-менее уверенно стоять на ножках, можно переходить к упражнениям на развитие крупной моторики. Вы можете потихоньку учить ребенка толкать и пинать различные предметы, прыгать на месте (разумеется, с постоянной подстраховкой), танцевать и кататься на специальных детских машинках-толокарах. Отличным стимулом для активного развития станет и детская йога – специально подобранный комплекс упражнений, который сочетает в себе элементы гимнастики, массажа и просто захватывающего развлечения.

В этом же возрасте можно приступать и к более активному развитию интеллекта малыша. Для этого начинайте знакомить его со специальными детскими книжками, где есть крупные картинки и легкие задания (например, наклейки). Показывайте и называйте карточки с животными и предметами, потихоньку приучайте к творческим занятиям, купите специальный пластилин или конструктор для самых маленьких. Все это поможет малышу познакомиться с миром формы и цвета и послужит дополнительным стимулом для последующего речевого развития.

Много интересных идей можно найти в следующих материалах:

  • 10 игр для развития крупной моторики
  • На одном языке: пять приемов комфортного общения с ребенком
  • Физическое развитие малышей

С года до трех лет

После года можно приступать и к более активному развитию интеллекта малыша. Для этого начинайте знакомить его со специальными детскими книжками, где есть крупные картинки и легкие задания (например, наклейки). Показывайте и называйте карточки с животными и предметами, потихоньку приучайте к творческим занятиям, купите специальный пластилин или конструктор для самых маленьких. Все это поможет малышу познакомиться с миром формы и цвета и послужит дополнительным стимулом для последующего речевого развития.

После становления речи (как правило, начиная с 2-2,5 лет) наступает отличный период для того, чтобы осваивать с малышом чтение, основы простейшей математики и даже иностранные языки. Пусть этот совет не кажется вам чрезмерным – многие психологи и лингвисты уверены, что мозг человека наиболее гибок и восприимчив к новой информации в возрасте до 3 лет. Чем больше вы сможете заложить в голову малыша на этом этапе, тем легче и быстрее пойдет его дальнейшее развитие и адаптация к жизни в социальной среде. Но, конечно, очень важно проводить все занятия в игровой форме и ни в коем случае не перегружать ребенка!

Более подробно про методики раннего развития можно узнать здесь:

  • Развитие речи
  • Английский для малышей: что можно сделать уже сегодня
  • Раннее музыкальное развитие

Наталья Тарабеих, специалист по раннему развитию, психолог, эксперт клуба для мам nutriclub.ru.

«Монтессори, Сесиль Лупан, Гленн Доман, Н. А. Зайцев – методик раннего развития существует очень много, и не столь важно, как именно заниматься с ребенком, главное – делать это. Чем более всесторонним будет его развитие в первые три года жизни, тем больше шансов на успех у него в школе. Не меньшее значение в этом процессе имеет рацион ребенка, ведь малыш должен получать сбалансированное количество витаминов, минералов и нутриентов на каждом этапе своего развития. И если на первом году жизни грудное молоко является лучшим питанием для малыша и обеспечивает его всем необходимым, то после года, когда ребенка переводят на прикорм и продукты с общего стола (часто преждевременно), эту задачу должно выполнять детское питание. В частности, для интеллектуального развития нужна докозагексаеновая (DHA) кислота. В сочетании с пребиотиками, витаминами и минералами она создает оптимальные условия для прогресса с первых дней. Но синтез данного компонента у младенцев несовершенен, поэтому ее основным источником становится питание. Так, в детской смеси Nutrilon содержится 0,32% докозагексаеновой кислоты – примерно столько же, сколько и в грудном молоке».

А вы знали?

Согласно Национальной программе оптимизации питания детей с 1 года до 3 лет, принятой Союзом педиатров России в 2015 году, в ежедневный рацион ребенка должно входить 220 мл детской молочной смеси (третья формула).

Грудное молоко – лучшее питание для детей раннего возраста. Детское молочко Nutrilon 3 – питание для детей с 12 месяцев. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

На правах рекламы.

Источник